В статье анализируются международные стандарты, связанные с установлением ответственности за правонарушения в сфере спорта, с целью выявления основных тенденций противодействия данным преступным деяниям, которые могут быть использованы в процессе совершенствования российского уголовного законодательства. В последние десятилетия мировому сообществу удалось разработать и принять документы устанавливающих широкий перечень противоправных деяний, связанных как с оборотом допинговых веществ, так и с непосредственным приемом таких предметов (противоправные: перевозка, хранение, импорт, распространение, продажа, применения). Кроме этого имеется правоприменительная практика в данной сфере. При этом нельзя говорить о сформировавшейся системе правовых норм, направленных на противодействие допингу.
International Standards for Anti-Doping in Sport
Abstract The article analyzes international standards related to the establishment of responsibility for offenses in the field of sports in order to identify the main trends in countering these criminal acts, which can be used in the process of improving the Russian criminal legislation. In recent decades, the world community has been able to develop and adopt documents establishing a wide range of illegal acts related both to the circulation of doping substances and the direct intake of such items (illegal: transportation, storage, import, distribution, sale, use). In addition, there is law enforcement practice in this area. At the same time, it is impossible to talk about the formed system of legal norms aimed at combating doping.
Важным вопросом, затронутым в международных стандартах противодействия преступления в сфере спорта, является противодействие и проблема установления уголовной ответственности за правонарушения, связанные с допингом.
Первым международным документом в сфере противодействия допингу стала Конвенция против применения допинга (Страсбург, 1989 год)[1]. Для России Конвенция вступила в силу с 1 апреля 1991 года. Среди основных положений данного документа следует отметить следующие:
— «Допинг в спорте» означает введение спортсменами или применение ими различных видов фармакологических допинговых препаратов или методов допинга. «Спортсмены» – это лица обоих полов, обычно принимающие участие в организованных спортивных мероприятиях.
— В зависимости от каждого конкретного случая, Стороны принимают законы, правовые положения или административные меры ограничения доступности допинга (и, в частности, положения, контролирующие перевозку, хранение, импорт, распространение и продажу), а также применения в спорте запрещенных препаратов и методов допинга и, в частности, анаболических стероидов.
— Стороны Конвенции также:
a) оказывают своим спортивным организациям помощь в финансировании антидопингового контроля и анализов либо путем предоставления прямых дотаций или субсидий, либо учитывают стоимость контроля и анализов при установлении общей суммы дотаций и субсидий, предоставляемых этим организациям;
b) принимают соответствующие меры для предотвращения предоставления дотаций из общественных фондов тем спортсменам, участие которых в соревнованиях было приостановлено вследствие обнаружения нарушений правил о допинге в спорте на весь период отстранения от соревнований;
c) способствуют и, в случае необходимости, облегчают осуществление своими спортивными организациями антидопингового контроля, требуемого компетентными международными спортивными организациями, как в период соревнований, так и вне соревнований;
d) способствуют и содействуют заключению между спортивными организациями соглашений, предусматривающих проведение допинг- контроля должным образом уполномоченными группами антидопингового контроля на территории других стран.
Стороны оставляют за собой право, по своей инициативе и под свою ответственность, принимать антидопинговые правила и организовывать антидопинговый контроль при условии, что он согласуется с соответствующими принципами настоящей Конвенции.
Следует отметить, что в данном документе устанавливаются основы правового регулирования в сфере противодействия допингу на международном уровне. При этом конкретные положения, связанные с вопросами ответственности за допинговые нарушения, в Конвенции не определяются.
Однако важное значение данного документа определяется тем, что в нем определены декларативные начала противодействия допингу на международном уровне, указывается на необходимость взаимодействия на международном уровне, а также на возможность установления ответственности в рамках национального уголовного и иного законодательства за правонарушения, связанные с допингом.
В 2002 году к Конвенции был принят Дополнительный протокол[2], участником которого Российская Федерация не является. В данном документе в основном разрешаются процедурные вопросы.
Главным документом, в котором определены основы международного сотрудничества, а также базовые вопросы ответственности за допинговые правонарушения является Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте, принятая Генеральной ассамблеей ООН 19 октября 2005 года[3].
Среди основных положений Конвенции следует отметить:
цель Конвенции — в рамках стратегии и программы деятельности ЮНЕСКО в области физического воспитания и спорта она заключается в содействии предотвращению применения допинга в спорте и борьбе с ним в интересах его искоренения.
Дано понятие «нарушение антидопингового правила»:
1) наличие запрещенной субстанции или ее метаболитов, или маркеров в пробе, взятой из организма спортсмена;
2) использование или попытка использования запрещенной субстанции или запрещенного метода;
3) отказ явиться на взятие пробы или неявка на взятие пробы без уважительных причин после получения уведомления в соответствии с действующими антидопинговыми правилами или уклонение иным образом от взятия пробы;
4) нарушение действующих требований, касающихся доступности спортсмена для внесоревновательного тестирования, включая непредставление требуемой информации о его местонахождении и неявку для тестирования, которое назначается на основании разумных правил;
5) фальсификация или попытки фальсификации на любом этапе допинг-контроля;
6) обладание запрещенными субстанциями или методами;
7) распространение любой запрещенной субстанции или любого запрещенного метода;
8) введение или попытка введения запрещенной субстанции любому спортсмену или применение, или попытка применения в отношении него запрещенного метода, или же помощь, поощрение, содействие, подстрекательство, сокрытие или соучастие в любой иной форме, связанные с нарушением или любой попыткой нарушения антидопингового правила.
В Конвенции определено понятие «спортсмен» для целей допинг-контроля: любое лицо, занимающееся спортом на международном или национальном уровне, как это определяется каждой национальной антидопинговой организацией и признается государствами-участниками, а также любое другое лицо, занимающееся спортом или участвующее в спортивном мероприятии более низкого уровня, как это признается государствами-участниками. Для целей программ образования и подготовки «спортсмен» означает любое лицо, занимающееся спортом под эгидой какой-либо спортивной организации.
Также дано определение ряду понятий, связанных с ответственностью за допинг:
— «запрещенный метод» означает любой метод, обозначенный в качестве такового в Запрещенном списке, который включен в Приложение I к Конвенции.
— «запрещенная субстанция» означает любую субстанцию, обозначенную в качестве таковой в Запрещенном списке, который включен в Приложение I к Конвенции.
— «разрешение на терапевтическое использование» означает разрешение, выдаваемое в соответствии со Стандартами выдачи разрешений на терапевтическое использование.
— «использование» означает применение, пероральное введение, инъекцию или употребление любым иным способом любой запрещенной субстанции или запрещенного метода.
Государства-участники сами принимают или содействуют принятию спортивными организациями и антидопинговыми организациями мер, в том числе санкций или штрафов в отношении вспомогательного персонала спортсмена, нарушающего антидопинговое правило или совершающего другое нарушение, которое связано с допингом в спорте.
При этом «вспомогательный персонал спортсмена» включает любого тренера, инструктора, менеджера, агента, члена штата команды, должностное лицо, медицинский или парамедицинский персонал, работающих со спортсменами или занимающихся лечением спортсменов, принимающих участие или готовящихся к участию в спортивном соревновании.
Значение данного международного документа проявляется, прежде всего в том, что в нем устанавливается перечень допинговых правонарушений, за которые может быть установлена уголовная ответственность в рамках национального законодательства.
Несмотря на то, что в документе определен круг допинговых правонарушений, в нем не содержится специального указания на обязанность государств-участников Конвенции установить ответственность за конкретные деяния. Разумеется, при этом не содержится указания на вид юридической ответственности, которую должно понести лицо, совершившее соответствующее допинговое правонарушение.
В Конвенции большое внимание уделено процедурным вопросам взаимодействия государственных органов в сфере противодействия допинговым правонарушениям. В том числе особое внимание уделено проблеме признания конкретных случаев допинговыми правонарушениями. В частности, необходимости отграничения правонарушений от правомерного использования лекарственных препаратов, содержащих запрещенные вещества для использования в профессиональном спорте.
Еще одним важным международным документом в рассматриваемой области является Всемирный антидопинговый кодекс (принят в 2003 году)[4], который является приложением к Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте.
В данном документе, помимо общих понятий, повторяющих содержание Конвенции, предусмотрены основы международной ответственности за нарушение антидопинговых правил. В частности, в нем уточнено понятие запрещенных субстанций и запрещенных методов, прием которых является основанием применения ответственности. Например, указано, что запрещенный список должен включать в себя такие субстанции и методы, которые запрещены к использованию как допинговые все время, то есть как в соревновательном, так и во внесоревновательном периоде, поскольку они способны улучшать физическую форму на предстоящих соревнованиях или маскировать применение тех субстанций и методов, которые запрещены только в соревновательном периоде. Запрещенный список может быть расширен ВАДА (Всемирное антидопинговое агентство) для конкретного вида спорта. Субстанции и методы могут быть включены либо в общую категорию Запрещенного списка (например, анаболические агенты, либо со ссылкой на конкретную субстанцию или метод (ст. 4.2.1 Кодекса).
2) В ст. 10 Кодекса определены стандарты ответственности спортсменов и иных лиц в индивидуальных видах спорта (с указанием спортивных правонарушений и санкций за их совершение):
а) аннулирование результатов во время спортивного события, в ходе которого произошло нарушение антидопинговых правил. Однако, если установлено, что нарушение антидопинговых правил произошло не по вине или халатности спортсмена, результаты в других соревнованиях не должны аннулироваться, если только нарушение антидопинговых правил не повлияло на результаты спортсмена на предшествующих соревнованиях.
б) дисквалификация за наличие, использование или попытку использования, или обладание запрещенными субстанциями и запрещенными методами (в случае первого нарушения – 2 года дисквалификации).
в) дисквалификация в случае отказа от предоставления допинг-проб или попытки фальсификации в любой составляющей допинг-контроля – 2 года.
г) распространение или попытка распространения, или назначение или попытка назначения запрещенной субстанции или запрещенного метода – от минимума 4 лет дисквалификации до пожизненной дисквалификации.
д) нарушение антидопинговых правил, совершенное несовершеннолетним, должно рассматриваться, как особо серьезное нарушение, и, если оно произошло по вине персонала, то персонал спортсмена дисквалифицируется пожизненно. Кроме того, если произошли значительные нарушения, касающиеся иных законов и норм, не относящихся к спортивной деятельности, то это должно быть доведено до сведения компетентных административных, профессиональных или юридических органов.
е) в случае нарушения требований относительно доступности спортсмена для взятия у него проб во время внесоревновательного периода, срок дисквалификации устанавливается как минимум от 1 года до 2 лет в зависимости от степени вины спортсмена.
В этом документе фактически окончательно определен предмет правонарушений, связанных с допингом. Данный фактор имеет ключевое значение для отграничения неправомерных действий, связанных с употреблением допинга от легальных действий.
На международном уровне в документе определены стандарты ответственности за допинговые правонарушения. Наиболее важным аспектом в данном контексте является установления дисквалификации как вида спортивной санкции за совершение допинговых правонарушений, а также уточнение круга правонарушений, за которые применяются соответствующие спортивные санкции. В частности, содержится прямое указание о том, что ответственность наступает за наличие, использование или попытку использования, или обладание запрещенными субстанциями и запрещенными методами; отказ от предоставления допинг-проб или попытки фальсификации в любой составляющей допинг-контроля; распространение или попытка распространения, или назначение или попытка назначения запрещенной субстанции или запрещенного метода и другие виды правонарушений.
Продолжая исследование, систематизируем и проанализируем основные международные стандарты в сфере противодействия допингу в сфере спорта:
Следует констатировать, что в современном международном праве сложилась система специфическим норм, связанных с противодействиям правонарушениям в сфере спорта. Несмотря на то, что данные нормы расположены в различных международных актах они направлены на охрану профессионального спорта от различного вида посягательств.
Характер ответственности за правонарушения в сфере спорта в международных стандартах не определен однозначно. В международных документах, как правило, не содержится указания на вид ответственности, которую должно понести лицо, совершившее соответствующие правонарушение в сфере спорта. Специальные же международные акты, направленные на противодействие правонарушениям в сфере спорта, в частности, в сфере допинга, не указывают на вид юридической ответственности, которую должны понести лица их совершившие. Фактически данный вопрос должен разрешаться в рамках национального законодательства. При этом возможность привлечения к уголовной ответственности за данные деяния не исключена и в ряде государств такая ответственность установлена.
В международных стандартах для допинговых правонарушений характерен широкий перечень деяний, связанных как с оборотом допинговых веществ, так и с непосредственным приемом таких предметов (противоправные: перевозка, хранение, импорт, распространение, продажа, применения).
Указанные виды правонарушений должны быть совершены в рамках осуществления профессиональной спортивной деятельности. Только в этом случае на них распространяются международные стандарты противодействия рассматриваемым видам преступного деяния. Представляется, что такой подход является оправданным, он связан с желанием международного сообщества защитить специфические отношения, связанные с профессиональным спортом от различного рода преступных посягательств.
Литература
- Additional Protocol to the Anti-Doping Convention (официальный текст) URL : https://www.coe.int/en/web/conventions/full-list/-/conventions/treaty/188 (дата обращения: : 05.01.2022)
- Всемирный антидопинговый кодекс URL : https://www.wada-ama.org/sites/default/files/resources/files/wada-2015-code-ru.pdf (дата обращения: 05.01.2022).
- Конвенция против применения допинга // Бюллетень международных договоров. 2000. № 2. С. 14 — 26.
- Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте (официальный текст) URL : http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/doping_in_sport.shtml (дата обращения: : 05.01.2022).
Информация об авторе:
КРУПНИК Инна Александровна — аспирант кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Российского университета дружбы народов, референт правового департамента Министерства обороны РФ.
Information about the author:
KRUPNIK Inna Aleksandrovna — postgraduate student of the RUDN University, assistant of the legal department of the Ministry of Defense of the Russian Federation.
[1] Конвенция против применения допинга // Бюллетень международных договоров. 2000. № 2. С. 14 — 26.
[2] Additional Protocol to the Anti-Doping Convention (официальный текст) URL : https://www.coe.int/en/web/conventions/full-list/-/conventions/treaty/188 (дата обращения: : 05.01.2022)
[3] Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте (официальный текст) URL : http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/doping_in_sport.shtml (дата обращения: : 05.01.2022)
[4] Всемирный антидопинговый кодекс URL : https://www.wada-ama.org/sites/default/files/resources/files/wada-2015-code-ru.pdf (дата обращения: : 05.01.2022)