Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Модель выбора аутсорсинговой компании — экономическая и юридическая составляющая деятельности организации

При оценке потенциального поставщика услуг, нужно представлять его возможности, а также стремление к совершенствованию передаваемых функций. Кроме того, важно представлять опыт реализации аналогичных проектов, коммуникабельность, взаимодействие с клиентами, понимание взаимных требований. Нужно понимать, на каких условиях аутсорсер дает согласие на реализацию данного проекта, в том числе стоимость и качество услуг, а также разделение собственности и контроля. Необходимо убедиться и в финансовой устойчивости партнера. Все эти и другие факторы не всегда можно описать количественно, однако стремление клиента установить долгосрочные и эффективные взаимоотношения с аутсорсером служит основанием для более детального изучения потенциальных партнеров.

Ключевые слова: аутсорсинг, конкурсные процедуры, методы,  подбор организации, аутсорсер, экономический эффект

 

The model of choosing an outsourcing company is an economic and legal component of the organization’s activity 

Abstract. When evaluating a potential service provider, you need to imagine its capabilities, as well as the desire to improve the transferred functions. In addition, it is important to present the experience of implementing similar projects, communication skills, interaction with clients, and understanding of mutual requirements. You need to understand the conditions under which the outsourcer agrees to implement this project, including the cost and quality of services, as well as the separation of ownership and control. It is also necessary to make sure that the partner is financially stable. All these and other factors can not always be described quantitatively, but the client’s desire to establish long-term and effective relationships with the outsourcer is the basis for a more detailed study of potential partners.

Keywords: outsourcing, tender procedures, methods, selection, organization, outsourcing, economic effect

 

Одним из этапов  передачи организацией функций на аутсорсинг  является выбор аутсорсинговой организации. Осуществить этот процесс
в государственных учреждениях в Российской Федерации возможно только в рамках Закона № 44-ФЗ [1]  который регулирует взаимоотношения государственных (муниципальных) бюджетных учреждений с частным сектором.

Государственные бюджетные учреждения при проведении  конкурсных процедур в большинстве случаях основываются на однокритериальном выборе, например, только экономия денежных средств[2]. Однако при проведении конкурсных процедур бюджетным учреждениям стоит рассматривать многокритериальный метод для подбора компаний
с необходимым уровнем профессиональных компетенций, например, можно рассмотреть такие критерии как экономия денежных средств и опыт аутсорсинговой  организации.

Cчитается, что наиболее объективным многокритериальным методом для выбора организации является  модель Котлярова И.Д., основанная на выборе организации с учетом риска недобросовестного поведения аутсорсера [3]. Она определяет надежность сторонней организации по добросовестности (R) и способности обеспечить требования организации при выполнении функций, которые передаются на аутсорсинг(A).

Котляров И.Д. предлагает оценивать добросовестность поведения аутсорсера по следующей формуле:

R = (1-r), где

r — значение риска отказа определённой компании от предусмотренных договором соглашений. Значение  риска отказа можно оценить экспертным путём или применить шкалу, разработанную Котляровым И.Д (таблица1).

Таблица 1

Шкала оценки риска недобросовестного поведения аутсорсера

Значение риска, r Добросовестность
компании
Характеристики
0 Совершенно надежный партнёр Огромный опыт реализации бизнес-процессов; наивысшая репутация на рынке; огромный клиентский опыт; узнаваемый бренд компании, дорожат своей репутацией
0,2 Надежный партнёр Хорошая рыночная репутация (с малым количеством замечаний); заказчики
с признанными брендами, дорожащие своей репутацией; достаточный опыт для выполнения предусмотренных процессов
0,4 Сравнительно надежный партнёр Умеренный опыт выполнения данного процесса; к услугам возможного партнёра иногда обращаются фирмы с рыночной репутацией; преобладают положительные отзывы
0,6 Сравнительно ненадежный партнёр Малый опыт выполнения данного процесса; положительные и отрицательные отзывы распределены примерно поровну
0,8 Ненадежный провайдер Преобладают негативные отзывы; отсутствует опыт выполнения данного процесса; заказчики состоит из малоизвестных фирм; у аутсорсера имеются проблемы с оплатой своих финансовых обязательств
1 Совершенно ненадежный партнёр Отсутствие компетенций, необходимых для выполнения данного процесса; отсутствие опыта выполнения данного и смежных процессов; отсутствие текущих заказчиков; отсутствие отзывов о качестве работы; аутсорсер проходит процедуру банкротства

 

Способность аутсорсинговой организации обеспечить требования организации при выполнении функций, которые передаются на аутсорсинг, согласно модели И.Д. Котлярова, определяется  по следующей формуле:

А  = 1 — В, где

В — риск, в рамках которого сторонняя организация не сможет обеспечить необходимое значение требований организации при выполнении функций. Для того чтобы оценить данный вид риска автором модели рекомендуется использовать следующие показатели:

Y — минимальное приемлемое значение требований организации при выполнении функций, которые передаются на аутсорсинг;

у — среднее значение требований организации при выполнении функций, которые передаются на аутсорсинг (достижимое сторонней организацией);

s — поправочный коэффициент, который определяет возможность отклонения параметра у в худшую сторону и принимает значения от 0 до 1. Поправочный коэффициент определяется при помощи экспертных оценок.

Таким образом, риск, в рамках которого сторонняя организация
не сможет обеспечить необходимое значение Y требований организации, можно рассчитать по следующей формуле:

В =

Следовательно, сторонние компании для выполнения определённых процессов могут привлекаться, исходя из рассчитанных показателей R и А.  Соответственно, преимущество отдается компании, которая будет выдерживать следующие условия:

R ≥Rmin;

А ≥Аmin, где

Rmin –наименьшее возможное для заказчика значение показателя добросовестности;

Аmin – наименьшее возможное для заказчика значение способности аутсорсинговой организации обеспечить требуемые значения организации.

Рассмотрев  модель Котлярова И.Д. можно сказать, что полноценно использовать данную модель определения надежности сторонней организации для государственных бюджетных учреждений в рамках Закона № 44-ФЗ[1] не представляется возможным, т.к. в этой модели существуют показатели, оцениваемые экспертным путём, которые не являются количественными. Например,  при определении добросовестности аутсорсера при проведении конкурсных процедур нельзя будет рассмотреть такие показатели как положительные и отрицательные отзывы, взаимодействие
с брендовыми организациями и т.д. Также сложно оценить способности аутсорсинговой организации обеспечить значение требований заказчика
в случае применения поправочного коэффициента, который определяется экспертным путём. Это значит, что все методики выбора аутсорсингов организации, основанные не только на точных количественных показателях, но и на экспертных оценках, не будут применимы для государственных (муниципальных) бюджетных учреждений.

Таким образом, при проведении конкурсных процедур государственные бюджетные учреждения для определения надежности могут применить только многокритериальный метод по балльной системе, использовав конкретные количественные показатели, например, такие как опыт организации, количество работников, сумма денежного оборота, наличие производственных площадей и т.д. Соответственно преимущество будет находиться на стороне компаний имеющих возможность набрать наибольшее количество баллов.

При рассмотрении подходов к оценке эффективности аутсорсинга можно сказать, что в основном экономическая эффективность определяется как соотношение собственных затрат при выполнении определённого процесса () к затратам организации при выполнении процесса
с помощью аутсорсинговой компании (Заутсор):

В случае,  если Eff > 1, организации имеет смысл осуществлять переход на аутсорсинг или сохранять передачу функции на аутсорсинг.  Данный подход даёт возможность определить, во сколько раз снизятся или уже снижены издержки организации, при передаче определенной функции на аутсорсинг[5]. Такой подход является простым и наглядным в использовании, но позволяет привлекать компании, которые будут выполнять определенный процесс с наименьшими затратами и не предусматривает случаи, в которых затраты при аутсорсинге больше собственных затрат.

Например, в коммерческих организациях существуют случаи, когда
с помощью аутсорсинга повышают качество продукции, тем самым увеличивают выручку и минимизируют затраты на эту услугу[6].  В данных случаях для анализа экономической эффективности возможно применение подхода, предложенного Котляровым И.Д., при котором рассчитывается сумма всех доходов и расходов организации за период, в котором осуществляется взаимодействие в рамках аутсорсинга:

Eff = E + R + A – C0 – C – T, где

Е – экономия денежных средств от аутсорсинга, руб.,

R – дополнительный доход вследствие использования аутсорсинга
(в связи с улучшением продукции повышается выручка), руб.,

А – другие доходы организации, полученные путём применения аутсорсинга (сокращение налогов и т.д.), руб.,

С0- затраты на поиск аутсорсинговой компании, руб.,

С – затраты на управление аутсорсинговой компанией, руб.,

Т – затраты на передачу процессов аутсорсинговой компании (сокращение персонала и т.д.), руб.

Этот подход предусматривает полный перечень источников расходов.

Сохранять аутсорсинг в организации или переходить к нему имеет смысл в том случае, если значение экономической эффективности будет больше нуля[3]. Поэтому, можно сделать вывод, что данный подход применим как к деятельности коммерческих организаций, основная цель которых — получение прибыли, так и государственных образовательных учреждений, которые обеспечены денежными средствами в рамках выполнения государственного задания. Однако в государственных  организациях, скорее всего, будет отсутствовать дополнительный доход  (R) в денежном эквиваленте от использования аутсорсинга (например, в связи
с улучшением уборки не повысится выручка  организации). Объясняется это тем, что реализация основной деятельности в государственных образовательных организациях (реализация программ) осуществляется на безвозмездной основе.

Следует отметить, что расчет экономической эффективности аутсорсинга, предложенный И.Д. Котляровым, не учитывает возможные неблагоприятные условия во внешней среде и некачественную работу аутсорсера, итогом которых может явиться отсутствие возможности спрогнозировать экономический эффект. Поэтому И.Д. Котляров предлагает модифицировать формулу для расчета экономической эффективности  аутсорсинга следующим образом:

Eff = WEE + WRR + WAA – C0 – C – T > WLL, где

WЕ, WR, WА– вероятности получения дохода;

WLL– вероятность наступления потерь;

L – ожидаемая величина потерь.

Это значит, что к первоначальному варианту формулы предложено добавить значения, определяемые экспертным путём, по которых будет рассчитана экономическая эффективность от аутсорсинга. В.В. Назарова
и Д.А. Юрьева отмечают, что при модифицированном подходе И.Д. Котлярова экономическая эффективность рассчитывается с помощью экспертных оценок и  будет являться не точной [6].

Таким образом, модифицированный подход Котлярова И.Д. более применим к коммерческим организациям, где основной деятельностью является доход компании, чем к государственным учреждениям. Тем самым коммерческие организации могут предусматривать возможные расходы при осуществлении аутсорсинга (иметь определенный запас денежных средств).  В государственных учреждениях отсутствует возможность предусматривать денежные средства на возможные риски,  т.к. при окончании финансового года бюджетные средства должны быть полностью израсходованы.

Проанализировав подходы к оценке экономической эффективности применения аутсорсинга, можно сделать вывод, что для государственных бюджетных  учреждений экономическую эффективность можно рассчитать, используя подход, предложенный Котляровым И.Д. без учета возможных неблагоприятных условий во внешней среде и некачественную работу аутсорсера.

 

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ(ред. от 01.05.2019) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»(с изм. и доп., вступ. в силу с 12.05.2019)[Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: //www.pravo.gov.ru (дата обращения 20.05.2019).
  2. Давыдкин Е.В. Нечеткая модель оценки эффективности аутсорсинга // Вестник ТГПУ. — 2011. — № 12. — С. 162-165.
  3. Котляров И.Д. Проблемы экономического аутсорсинга // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2013. № 6. С. 9-13.
  4. Котляров И.Д. Оценка рисков сотрудничества с аутсорсером // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2012. № 11. С. 34-37.
  5. Курбанов А.Х., Плотников В.А. Аутсорсинг в России: социальное содержание и экономические условия применения // Управленческое консультирование. 2011. № 3. С. 123-131.
  6. Назарова В.В., Юрьева Д.А. Оценка эффективности системы аутсорсинга на предприятии // Вестник НГУЭУ. – 2014. — № 3. – С. 193-208.
  7. Черданцев В.П. Тендерный аутсорсинг как перспективное направление развития услуг// Финансовая экономика. 2018. — № 3 (часть 1) август, с. 109-111

 

Информация об авторе:

Черданцев Вадим Петрович, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Менеджмент» ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова», г. Пермь, профессор кафедры «Экономики и менеджмент» Пермского филиала ФГБОУ ВО РАНХиГС, судья Третейского суда «Национальный арбитраж».

Information about the author:

Cherdantsev Vadim Petrovich, doctor of economic Sciences, Professor, Professor of chair «Management» of the «Perm state agro-technological University named after academician D. N. Pryanishnikova», Perm, Professor of «Economy and management» the Perm branch of the Ranepa, the judge of the Arbitration court «National arbitration»

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: