Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

На пути к общему электроэнергетическому рынку ЕАЭС: опыт сравнительно-правового анализа

В целях определения модели международно-правового регулирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС, соответствующей его целевым характеристикам, в статье рассмотрен современный опыт объединения энергосистем государств, выявлены основные виды существующих моделей международно-правового регулирования сотрудничества в целях организации торговли электроэнергией, их основные характеристики и правовые механизмы регулирования. По результатам сравнительного исследования многосторонних объединений государств выделены модели сотрудничества в сфере электроэнергетики. На основе анализа положений документов ЕАЭС автор обосновывает тезис о том, что развитие электроэнергетической отрасли ЕАЭС ориентируется в значительной части на опыт Европейского союза, что требует концептуального реформирования электроэнергетических отраслей некоторых государств-членов ЕАЭС. В качестве механизме «адаптации» существующих моделей внутренних электроэнергетических рынков государств-членов ЕАЭС к целевым характеристикам общего электроэнергетического рынка ЕАЭС предложено применение модели международно-правового регулирования, предусматривающей регулирование общего электроэнергетического рынка, обособленное от национальных моделей торговли электроэнергией.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, ЕАЭС, Европейский союз, Центральноамериканская электроэнергетическая система, общий электроэнергетический рынок, международно-правовое регулирование.

On the way to the common electricity market of the Eurasian Economic Union: experience of comparative legal analysis

Abstract:

In order to determine the model of international legal regulation of the common electricity market of the Eurasian Economic Union, corresponding to its target characteristics, the article considers the modern experience of integrating the energy systems of States, identifies the main types of existing models of international legal regulation of cooperation for the organization of electricity trade, their main characteristics and legal mechanisms of regulation. According to the results of a comparative study of multilateral associations of States, the models of cooperation in the field of electricity are identified. Based on the analysis of the provisions of the Eurasian Economic Union documents, the author substantiates the thesis that the development of the electric power industry of the Eurasian Economic Union is guided largely by the experience of the European Union, which requires conceptual reform of the electric power industries of some Eurasian Economic Union member States. As a mechanism of «adaptation» of the existing models of the internal electric power markets of the Eurasian Economic Union member States to the target characteristics of the common electricity market, the application of the model of international legal regulation, providing for the regulation of the common electricity market, separate from the national models of electricity trade, is proposed.

Key words: Eurasian Economic Union, European Union, Central American Electrical Interconnection System, common electricity market, international legal regulation

 

Одной из стратегических целей сотрудничества государств-членов ЕАЭС является поэтапное формирование общего электроэнергетического рынка ЕАЭС (далее – ОЭР ЕАЭС) на основе параллельно работающих электроэнергетических систем, с учётом особенностей существующих моделей рынков электрической энергии (мощности) государств-членов, исходя из принципов рыночного ценообразования, обеспечения развития конкуренции и создания условий для привлечения инвестиций в энергетический комплекс государств-членов[1]. Особое внимание к электроэнергетической отрасли обусловлено её беспрецедентной общественной значимостью и технологической спецификой. Не нуждается в обосновании утверждение о том, что «наша цивилизация основана на энергетике, в первую очередь на электричестве»[2].

Вопросы международно-правового регулирования формирования ОЭР ЕАЭС заслуживают тщательного исследования в целях выработки модели, соответствующей заданным в Договоре о ЕАЭС целям. Некорректно выбранный правовой инструментарий приведет не к формированию эффективной модели общего рынка, а к выхолащиванию, инфляции идеи, либо к приданию новым формам правоотношений декларативного характера. Для установления закономерности между механизмами международно-правового регулирования и соотношением ОЭР с внутренними рынками государств, которую необходимо учитывать при международно-правовом оформлении создания ОЭР ЕАЭС, методологически важно исследовать современные модели многостороннего сотрудничества государств, предусматривающие объединение энергосистем в целях организации торговли электроэнергией, проанализировать их основные характеристики и правовые механизмы регулирования.

  1. Современные модели международно-правового регулирования сотрудничества государств в сфере электроэнергетики.

Моделью международно-правового сотрудничества государств следует понимать совокупность целей и правовых механизмов, используемых для их достижения. Для выявления особенностей международно-правового регулирования сферы трансграничного обращения электроэнергии был проведен сравнительный анализ международно-правовых моделей сотрудничества государств в рамках крупнейших международных объединений государств, целями которых являются развитие экономических связей и сотрудничества, создание общих рынков товаров и услуг, устранение административных, таможенных и технологических барьеров для развития международной торговли: Европейского союза, НАФТА, МЕРКОСУР, УНАСУР, Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Центральноамериканской электроэнергетической системы (SIEPAC), Центрально-, Южно-, Западно- и Восточно-Африканских энергетических объединений и Союза арабского Магриба.

Сравнительное исследование указанных многосторонних объединений государств по этим параметрам позволяет выделить несколько моделей сотрудничества в сфере электроэнергетики. Первая модель сотрудничества допускает трансграничную торговлю электроэнергией на условиях двусторонних договоров между уполномоченными субъектами. Данная модель не предусматривает формирование общего трансграничного электроэнергетического рынка. Данная модель используется в рамках НАФТА[3], МЕРКОСУР[4], УНАСУР[5], АСЕАН[6], Центрально-Африканского энергетического объединения (CAPP), Союза арабского Магриба (COMELEC)[7]. К этой же модели можно отнести и действующие условия трансграничной торговли электроэнергией между государствами – членами ЕАЭС. Правовую основу модели сотрудничества государств, допускающей трансграничную торговлю электроэнергией на условиях двусторонних договоров между уполномоченными субъектами, составляет комплексное многостороннее соглашение об экономической интеграции или свободной торговле. При этом электроэнергетический сектор либо исключен из общих правил торговли и интеграции рынков, либо к нему применяются специальные правила. Трансграничная торговля обеспечивается согласованными подходами к техническому регулированию, технологическим объединением энергосистем, наличием экономических стимулов, таких как инвестиционные привилегии компаниям государств – членов экономического объединения, таможенные льготы и др. Между тем, в сфере электроэнергетики преобладает национальное регулирование, характерно отсутствие общих правил торговли и отраслевых международных институтов.

Вторая модель сотрудничества подразумевает международно-правовое регулирование и интеграцию в рамках технологического, экономического, правового и институционального элементов ОЭР. При этом в зависимости от  соотношения ОЭР с внутренними рынками можно выделить только две модели сотрудничества, которые позволяют сформировать конкурентный ОЭР:

  • модель, предусматривающую определение областей унифицированного регулирования и сопряжение внутренних рынков (далее также – модель сопряжения внутренних электроэнергетических рынков).
  • модель, предусматривающую регулирование общего электроэнергетического рынка, обособленное от национальных моделей торговли электроэнергией (далее также – модель обособленного регулирования).

Модель сопряжения внутренних электроэнергетических рынков обусловливает необходимость приведения национальных правил оборота электроэнергии к общим основам регулирования путём унификации национального законодательства в соответствии с обязательствами государств–членов соответствующего регионального соглашения. Для данной модели характерна передача региональным регулирующим органам существенной доли публичных полномочий государств–членов в сфере электроэнергетики при сохранении за государственными структурами преимущественно правоприменительных функций. При этом доступ на внутренний рынок одного из государств – участников предполагает доступ на рынки других государств–участников. Данная модель реализована при формировании внутреннего электроэнергетического рынка Европейского союза в соответствии с документами «третьего энергопакета»[8].

Помимо модели сопряжения внутренних рынков, моделью международно-правового регулирования, которая позволяет сформировать конкурентный ОЭР является создание обособленного от внутренних рынков трансграничного общего электроэнергетического рынка. Эта модель характеризуется преобладающим регулированием на международном уровне и не требует существенной гармонизации или унификации национальных правил торговли электроэнергией, в связи с чем позволяет сформировать общий рынок в условиях концептуально отличающихся национальных систем регулирования. При этом такая модель предусматривает установление на международном уровне требований соответствия субъектов ОЭР правилам общего международного рынка, учреждение обособленной системы публичных институтов и предоставление межгосударственными соглашениями специального статуса субъектам торговли. Данная модель позволяет обособить систему правоотношений, складывающуюся на общем региональном рынке, от правоотношений на внутренних рынках и реализована в Центральноамериканской электроэнергетической системе (Sistema de Interconexión Eléctrica de los Países de América Central, SIEPAC)[9], Южно-Африканском энергетическом объединении (Southern Africa Power Pool, SAPP)[10], Западно-Африканском энергетическом объединении[11] (Western Africa Power Pool, WAPP), а также в рамках интеграционного объединения Общего рынка Восточной и Южной Африки (Common Market for Eastern and Southern Africa (COMESA)), путем учреждения в качестве специализированной организации Восточно-Африканского энергетического объединения (Eastern Africa Power Pool, EAPP) [12].

  1. Приоритетная модель международно-правового регулирования для формирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС.

В целях снижения рисков негативных последствий просчётов при разработке правовых механизмов регулирования реформируемых электроэнергетических рынков способы достижения целей по формированию ОЭР ЕАЭС следует рассматривать на основе оценки соответствия предусмотренных Договором о ЕАЭС, Концепцией формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза[13] (далее – Концепция) и Программой формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза[14] (далее – Программа) механизмов правового регулирования основным целевым характеристикам ОЭР ЕАЭС.

Совокупный анализ целей ЕАЭС в сфере формирования ОЭР ЕАЭС и современных моделей сотрудничества государств в сфере электроэнергетики позволяет сделать вывод о том, что развитие электроэнергетической отрасли ЕАЭС ориентируется в значительной части на опыт ЕС. Говорить о сходстве с моделью Центральной Америки нельзя, главным образом, потому, что Общий электроэнергетический рынок Центральной Америки, в отличие от внутреннего рынка ЕС и формируемого ОЭР ЕАЭС является моделью, обособленной от внутренних рынков государств-участников. Сопоставление правового инструментария ЕС и ЕАЭС предоставляет возможность спрогнозировать результаты его применения для регулирования целевых моделей, а также продемонстрировать проблемы рецепции современных моделей сотрудничества государств в сфере электроэнергетики при формировании ОЭР ЕАЭС.

Сходство с моделью внутреннего рынка ЕС выражается, в частности, в следующих аспектах. Во-первых, модель скоординированной работы внутренних рынков с отсутствием признаков обособленности ОЭР ЕАЭС от внутренних рынков концептуально сопоставима с моделью сопряжения внутренних рынков ЕС. Сходство моделей обусловлено отнесением к структурам управления общего рынка регулирующих органов государств-членов и инфраструктурных организаций, оказывающих услуги участникам общего рынка в соответствии с законодательством государств-членов.

Во-вторых, сходной с моделью ЕС является концепция субъектного состава ОЭР ЕАЭС. Субъектами общего рынка будут субъекты внутренних оптовых рынков государств-членов, предусматривается двухуровневая система допуска на ОЭР ЕАЭС: во-первых, необходимо обладать статусом субъекта внутреннего оптового рынка и, во-вторых, заключить необходимые договоры для участия в ОЭР ЕАЭС. При этом условие Программы и проекта Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (в части формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза)[15] (далее – проект Протокола об ОЭР ЕАЭС) о том, что до создания общего рынка газа, функционирование ОЭР ЕАЭС предполагается субъектным составом, уполномоченным государствами-членами ЕАЭС[16], практически обесценивает институт единых требований доступа на ОЭР ЕАЭС, поскольку не влечет каких-либо правовых последствий. В данном случае фактически сохраняется существующая модель трансграничной торговли электроэнергией, основанная на внутреннем законодательстве государств–членов и двусторонних соглашениях.

Рассматриваемые документы ЕАЭС, посвященные вопросам формирования ОЭР, не содержат указаний на соотношение и степень взаимосвязи ОЭР ЕАЭС и внутренних рынков государств-членов, кроме указания на обеспечение на соответствующем этапе интеграции рынков доступа производителей и потребителей электроэнергии на рынки государств-членов с учетом интересов национальных экономик[17]. Следовательно, доступ на ОЭР ЕАЭС не предоставляет доступ на внутренний рынок государств-членов.

В свою очередь модель ЕС предусматривает[18], что прежде чем совершать первую транзакцию на оптовом рынке участник должен заполнить и представить регистрационную форму в национальный регулирующий орган в государстве-члене ЕС, в котором он учрежден. При этом не требуется повторная регистрация у регулирующих органов других государств в случае осуществления деятельности на территории нескольких государств.

В-третьих, основу создаваемого конкурентного рынка ЕАЭС составляет поэтапная трансформация структуры национальных вертикально интегрированных компаний с целью выделения конкурентных и монопольных видов деятельности[19]. Возложение обязательств по обеспечению такого разделения на государства–члены, законодательство которых его не предусматривает, повлечет необходимость концептуального реформирования национальной системы электроэнергетики. Однако это противоречит основному принципу формирования ОЭР ЕАЭС о необходимости учёта особенностей существующих национальных моделей электроэнергетических рынков. В отличие от ЕС и ЕАЭС в рамках ОЭР Центральной Америки установлено иное правило: в случае, если законодательство государства-члена допускает совмещение конкурентных и неконкурентных видов деятельности, для совершения сделок на общем рынке Центральной Америки такое юридическое лицо должно создать отдельное юридическое лицо, соответствующее требованиям разделения видов деятельности.

Подводя итог, можно сказать, что несмотря на определенные сходства, модель ОЭР ЕАЭС не предусматривает системной рецепции правовых механизмов создания внутреннего рынка, применяемых в Европейском союзе. Представляется, что на текущем этапе применение в ЕАЭС опыта построения внутреннего электроэнергетического рынка ЕС в полном объеме не представляется возможным не только ввиду концептуальных отличий указанных союзов, но и в связи с существенной разницей в системе правового регулирования внутренних рынков государств-членов ЕАЭС[20]. Фрагментарное использование правовых механизмов внутреннего электроэнергетического рынка ЕС может превратиться в способ применения новых международно-правовых институтов при сохранении ранее сложившихся правоотношений и не приведет к созданию ОЭР ЕАЭС с заданными целевыми характеристиками. Это связано с тем, что при формальном определении статуса субъектов ОЭР ЕАЭС и наличии единых правил взаимной торговли и правил доступа к услугам естественных монополий, не будут решены основные задачи, определенные Концепцией, такие как развитие и повышение эффективности рыночных механизмов взаимной торговли электроэнергией между участниками ОЭР ЕАЭС, повышение уровня конкуренции и, самое главное, создание инвестиционно привлекательной отрасли.

Скрупулёзный процесс подготовки государств-членов к формированию ОЭР ЕАЭС свидетельствует о приоритетном значении принципа учёта особенностей существующих национальных моделей электроэнергетических рынков. Особое внимание к минимизации последствий для внутренних рынков выражается как в непосредственном закреплении данного принципа в Приложении № 21 к Договору о ЕАЭС, в Концепции и Программе, а также в особом мнении Республики Беларусь в отношении субъектного состава ОЭР ЕАЭС[21]. Применение модели сопряжения рынков требует сопоставимости внутренних рынков государств-членов, и четкого определения областей, которые подлежат сопряжению, и которые не подлежат включению в ОЭР.

В качестве международно-правового механизма «адаптации» существующих моделей внутренних электроэнергетических рынков государств-членов ЕАЭС к целевым характеристикам ОЭР ЕАЭС предлагается введение переходного периода, в течение которого ОЭР ЕАЭС будет функционировать обособлено от внутренних рынков государств-членов. Длительность переходного периода должна быть обусловлена результатами достижения государствами–членами минимального уровня гармонизации внутреннего законодательства и моделей рынков электроэнергии для соответствия целевым характеристикам ОЭР ЕАЭС. «Переходный» статус создаваемого ОЭР ЕАЭС опосредовано заложен в Концепции, предусматривающей обеспечение на соответствующем этапе интеграции рынков доступа производителей и потребителей электроэнергии на рынки государств-членов с учетом интересов национальных экономик[22].

Проведенный анализ служит базой для определения приоритетов международно-правового регулирования ОЭР ЕАЭС и предоставляет широкие возможности для проектирования экономической составляющей общего электроэнергетического рынка в отношении его сегментов, их условий и коммерческих особенностей ценообразования.

 

Библиографический список:

Ковальчук М.В. Президент НИЦ «Курчатовский институт». Документальный фильм «Русский атом. Новая жизнь». 11.03.2018. URL: https://www.1tv.ru/doc/pro-nauku/russkiy-atom-novaya-zhizn-dokumentalnyy-film (дата обращения: 11.03.2018).

Курбанов Р.А. Энергетическая политика и энергетическое право стран – участниц Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА). М., 2014. С.87;

Сборник «Электроэнергетика Содружества Независимых Государств 2003-2013». М., 2015. URL: http://energo-cis.ru/wyswyg/file/Gertzen/Сборник%202003-2013-общ.pdf (дата обращения: 05.03.2018).

Basco A.I. Techno-integration of Latin America: institutions, exponential trade, and equality in the era of algorithms. 2017. URL: https://publications.iadb.org/handle/11319/8657 (дата обращения: 15.03.2018);

Echevarría C., Jesurun-Clements N., Mercado J., Trujillo C. Integración Eléctrica Centroamericana: Génesis, Beneficios y Prospectiva del Proyecto SIEPAC: Sistema de Interconexión Eléctrica de los Países de América Central. URL: https://publications.iadb.org/handle/11319/8237#sthash.t399tQwF.dpuf (дата обращения 02.06.2018).

ECOWAS Regional Electricity Regulatory Authority. Annual Report Of Activities 2012 – 2013. URL: https://erera.arrec.org/wp-content/uploads/2016/11/ERERA-ANNUAL-REPORT-2012-2013-english.pdf (дата обращения: 08.02.2018);

Improving Coordinated Operations Across the Electric Reliability Organization (ERO) Enterprise. 2014. URL: https://www.nerc.com/AboutNERC/keyplayers/Documents/ERO_Enterprise_Operating_Model_Feb2014.pdf (дата обращения: 28.02.2018);

Infrastructure Consortium for Africa (ICA). Regional Power Status in African Power Pools Report. 2011. P. 22, 35. URL: https://www.icafrica.org/fileadmin/documents/Knowledge/Energy/ICA_RegionalPowerPools_Report.pdf (дата обращения: 08.02.2018).

Large-Scale Electricity Interconnection: Technology and prospects for cross-regional networks. OECD/IEA, 2016. P. 21.
URL: http://www.iea.org/publications/freepublications/publication/Interconnection.pdf (дата обращения: 08.02.2018).

Manzagol N., Hodge T. U.S.-Canada electricity trade increases // Today in Energy. 09.07.2015 URL: https://www.eia.gov/todayinenergy/detail.php?id=21992 (дата обращения: 26.12.2016).

Schmidt J.PMERCOSUR. URL: http://opil.ouplaw.com/view/10.1093/law:epil/9780199231690/law-9780199231690-e655 (дата обращения: 15.03.2018).

Southern African Power Pool. Annual Report 1995-1997. Р. 2. URL: http://www.sapp.co.zw/sites/default/files/SAPP%20report%20%281995-1997%29%20%281%29.pdf (дата обращения: 08.02.2018).

 

Библиографический указатель:

[1] Договор о Евразийском экономическом союзе 2014 г. (далее – Договор о ЕАЭС). Статьи 79, 81 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 16.01.2015).

[2] Ковальчук М.В. Президент НИЦ «Курчатовский институт». Документальный фильм «Русский атом. Новая жизнь». 11.03.2018. URL: https://www.1tv.ru/doc/pro-nauku/russkiy-atom-novaya-zhizn-dokumentalnyy-film (дата обращения: 11.03.2018).

[3] North American Free Trade Agreement. URL: https://www.nafta-sec-alena.org/Home/Texts-of-the-Agreement/North-American-Free-Trade-Agreement (дата обращения: 22.04.2018); Improving Coordinated Operations Across the Electric Reliability Organization (ERO) Enterprise. 2014. URL: https://www.nerc.com/AboutNERC/keyplayers/Documents/ERO_Enterprise_Operating_Model_Feb2014.pdf (дата обращения: 28.02.2018); Курбанов Р.А. Энергетическая политика и энергетическое право стран – участниц Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА). М., 2014. С.87; Manzagol N., Hodge T. U.S.-Canada electricity trade increases // Today in Energy. 09.07.2015 URL: https://www.eia.gov/todayinenergy/detail.php?id=21992 (дата обращения: 26.12.2016).

[4] Southern Common Market (MERCOSUR) Agreement.
URL: http://www.worldtradelaw.net/document.php?id=fta/agreements/mercosurfta.pdf (дата обращения: 15.03.2018); Inter-American Development Bank MERCOSUR Report. 2008. № 12. P. 4. URL: https://www.iadb.org/en/intal; Basco A.I. Techno-integration of Latin America: institutions, exponential trade, and equality in the era of algorithms. 2017. URL: https://publications.iadb.org/handle/11319/8657 (дата обращения: 15.03.2018); Schmidt J.PMERCOSUR. URL: http://opil.ouplaw.com/view/10.1093/law:epil/9780199231690/law-9780199231690-e655 (дата обращения: 15.03.2018).

[5] Tratado Constitutivo de la Unión de Naciones Suramericanas // http://www.unasursg.org/images/descargas/DOCUMENTOS%20CONSTITUTIVOS%20DE%20UNASUR/Tratado-UNASUR-solo.pdf (дата обращения: 22.04.2018); Institute for the Integration of Latin America and the Caribbean. MERCOSUR Report № 13. 2009. URL: https://publications.iadb.org/bitstream/handle/11319/2870/MERCOSUR%20Report%20N°%2013.pdf?sequence=1&isAllowed=y  (дата обращения: 22.02.2018); South American Energy Council of UNASUR (CES). URL: http://www.unasursg.org/en/node/342 (дата обращения: 22.04.2018).

[6] Large-Scale Electricity Interconnection: Technology and prospects for cross-regional networks. OECD/IEA, 2016. P. 21.
URL: http://www.iea.org/publications/freepublications/publication/Interconnection.pdf (дата обращения: 08.02.2018).

[7] Infrastructure Consortium for Africa (ICA). Regional Power Status in African Power Pools Report. 2011. P. 22, 35. URL: https://www.icafrica.org/fileadmin/documents/Knowledge/Energy/ICA_RegionalPowerPools_Report.pdf (дата обращения: 08.02.2018).

[8] «Третий энергопакет» включает в себя:

Directive 2009/72/EC of the European Parliament and of the Council of July, 13, 2009, concerning common rules for the internal market in electricity and repealing Directive 2003/54/EC // Official Journal of the European Union (OJ), №: L 211/55, 14/08/2009; Regulation (EC) № 714/2009 of the European Parliament and of the Council of July, 13, 2009 on conditions for access to the network for cross-border exchanges in electricity and repealing Regulations (EC) № 1228/2003 // Official Journal of the European Union (OJ), № L 211/15, 14/08/2009; Directive 2009/73/EC of the European Parliament and of the Council of July, 13, 2009, concerning common rules for the internal market in natural gas and repealing Directive 2003/55/EC // Official Journal of the European Union (OJ), № L 211/55, 14/08/2009; Regulation (EC) No 715/2009 of the European Parliament and of the Council of July, 13,2009 on conditions for access to the natural gas transmission networks and repealing Regulations (EC) № 1775/2005 // Official Journal of the European Union (OJ), № L 211/36, 14/08/2009; Regulation (EC) No 713/2009 of the European Parliament and of the Council of July, 13, 2009 establishing an Agency for the Cooperation of Energy Regulators // Official Journal of the European Union (OJ), № L 211/1, 14/08/2009.

[9] Tratado Marco del Mercado Eléctrico de América Central. URL: http://crie.org.gt/wp/tratado-marco/ (дата обращения: 09.02.2018); Segundo Protocolo Al Tratado Marco Del Mercado Eléctrico De América Central. URL: http://www.crie.org.gt/wp/wp-content/uploads/2014/01/segundo_protocolo_al_tratado_marco_del_mer_final_a.pdf (дата обращения 02.08.2018); Reglamento del Mercado Eléctrico Regional. Resolución № CRIE 09-2005. URL: http://www.crie.org.gt/wp/wp-content/uploads/2013/12/rmer.pdf (дата обращения 02.06.2018); Echevarría C., Jesurun-Clements N., Mercado J., Trujillo C. Integración Eléctrica Centroamericana: Génesis, Beneficios y Prospectiva del Proyecto SIEPAC: Sistema de Interconexión Eléctrica de los Países de América Central. URL: https://publications.iadb.org/handle/11319/8237#sthash.t399tQwF.dpuf (дата обращения 02.06.2018).

[10] The Southern African Power Pool (SAPP) Inter-Governmental Memorandum of Understanding for the formation of an electricity power pool in the region under the name of the Southern African Power Pool (1995)// Southern African Power Pool. Annual Report 2017. P. 5.
URL: http://www.sapp.co.zw/sites/default/files/SAPP.pdf (дата обращения: 08.02.2018); Southern African Power Pool. Annual Report 1995-1997. Р. 2. URL: http://www.sapp.co.zw/sites/default/files/SAPP%20report%20%281995-1997%29%20%281%29.pdf (дата обращения: 08.02.2018); Protocol on Energy (1996). URL: http://www.sadc.int/files/3913/5292/8363/Protocol_on_Energy1996.pdf (дата обращения: 08.02.2018).

[11] ECOWAS Regional Electricity Regulatory Authority. Annual Report Of Activities 2012 – 2013. URL: https://erera.arrec.org/wp-content/uploads/2016/11/ERERA-ANNUAL-REPORT-2012-2013-english.pdf (дата обращения: 08.02.2018); ECOWAS Energy Protocol A/P4/1/03. URL: https://erera.arrec.org/wp-content/uploads/2016/08/ECOWAS-Energy-Protocol.pdf (дата обращения: 08.02.2018); Supplementary Act A/SA.2/01/08 that created the ECOWAS Regional Electricity Regulatory Authority (ERERA). URL: https://erera.arrec.org/wp-content/uploads/2016/08/ERERA-s-Establishment-Act.pdf (дата обращения: 08.02.2018); Directive C/Dir.1/06/13 On The Organization Of The Regional Electricity Market. URL: http://www.ecowas.int/wp-content/uploads/2015/01/28-Electricity-Market.pdf (дата обращения: 08.02.2018); Resolution № 005/ERERA/15 – Regional Market Rules of the West African Power Pool. URL: https://erera.arrec.org/wp-content/uploads/2016/08/Resolution-No005-ERERA-15-Approval-of-the-Regional-Market-Rules-of-the-WAPP.pdf (дата обращения: 08.02.2018).

[12] The COMESA Model Energy Policy Framework. URL: http://www.comesa.int/wp-content/uploads/2016/12/COMESA-MODEL-ENERGY-POLICY-FRAMEWORK-EN-1.pdf (дата обращения: 08.02.2018); Power Purchase Agreement Guidelines. URL: http://www.comesa.int/wp-content/uploads/2016/12/COMESA-PPA-Guidelines-English-1.pdf (дата обращения: 08.02.2018).

[13] Решение Высшего Евразийского экономического совета от 8 мая 2015 г. № 12 «О Концепции формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза». URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/0147677/scd_12052015_12 (дата обращения: 18.09.2017).

[14] Решение Высшего Евразийского экономического совета от 26 декабря 2016 г. № 20 «О Программе формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза». URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01414443/scd_11042017. (дата обращения: 18.09.2017).

[15] Распоряжение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 7 сентября 2018 г. № 142 «О проекте Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом сюзе от 29 мая 2014 года (в части формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза)». URL: https://docs.eaeunion.org/ru-ru/Pages/DisplayDocument.aspx?s=%7Be1f13d1d-5914-465c-835f-2aa3762eddda%7D&w=9260b414-defe-45cc-88a3-eb5c73238076&l=%7B8a412e96-924f-4b3c-8321-0d5e767e5f91%7D&EntityID=18875 (дата обращения: 31.01.2019).

[16] Раздел VI Концепции, пункт 2 Решения Высшего Евразийского экономического совета от 8 мая 2015 г. № 12// Решение Высшего Евразийского экономического совета от 8 мая 2015 г. № 12 «О Концепции формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза»// URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/0147677/scd_12052015_12. (Дата обращения 18.09.2017).

[17] Раздел III Концепции.

[18] Regulation (EU) No 1227/2011 of the European Parliament and of the Council of 25 October 2011 on wholesale energy market integrity and transparency//OJ L 326, 8.12.2011, p. 1–16.

[19] Договор о ЕАЭС. Приложение №21. Статья. 5; Концепция. Раздел III.

[20] Сборник «Электроэнергетика Содружества Независимых Государств 2003-2013». М., 2015. URL: http://energo-cis.ru/wyswyg/file/Gertzen/Сборник%202003-2013-общ.pdf (дата обращения: 05.03.2018).

[21] Согласно Особому мнению Республики Беларусь по Концепции формирования ОЭР ЕАЭС до создания общего рынка газа функционирование ОЭР ЕАЭС предполагается субъектным составом, уполномоченным государствами-членами ЕАЭС. Полномасштабная работа ОЭР ЕАЭС на конкурентных началах предусматривается после создания общего рынка газа // Концепция.

[22] Раздел III Концепции.

Фото: www.pixabay.com

 

 

 

Информация об авторе:

Белова Ольга Сергеевна, аспирант кафедры международного публичного и частного права НИУ «Высшая школа экономики».

Information about the author:

Olga S. Belova, Department of International Public and Private Law graduate student of the National Research University by the Higher School of Economics.

 

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: