Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Налогообложение иностранных инвестиций в Российской Федерации

Актуальность данной работы связана с тем, что определяющим фактором влияния на приток иностранных капиталовложений в страну является система налогообложения иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями, а их привлечение, как правило, – одна из основополагающих задач экономики любой страны. Правительства ставят перед собой подобную задачу в связи с тем, что приток иностранных инвестиций позволяет ускорить темпы экономического развития за счет создания новых производственных мощностей, а также внедрения новых практик корпоративного менеджмента.

Ключевые слова: иностранные инвестиции, коммерческие организации, налогообложение, иностранный инвесторы, двойное налогообложение.

 

Taxation of foreign investment in Russian Federation

Annotation: The relevance of this work is related to the fact that the decisive factor in influencing the inflow of foreign investment in the country is the taxation system for foreign investors and commercial organizations with foreign investments, and their involvement is usually one of the fundamental tasks of the economy of any country. Governments set themselves a similar task due to the fact that the inflow of foreign investment allows accelerating the pace of economic development through the creation of new production facilities, as well as the introduction of new corporate management practices.

Keywords: foreign investments, commercial organizations, taxation, foreign investors, double taxation.

 

В Российской Федерации налогообложение иностранных инвестиций регулируется двумя обособленными группами правовых источников: международным правом и национальным законодательством[1].  Необходимость  международно-правового регулирования налогообложения обусловлена расширением интернационализации правовых отношений, а также становлением налоговой системы страны и налоговых правоотношений с иностранным элементом в целом, начало чему было положено в 90-е годы XX века. В связи с этим широкое употребление в стране также получил термин «международное налогообложение», который рассматривался отечественными специалистами в узком и широком смысле.

В узком смысле данное понятие определялось как обложение и взимание государством налогов и иных аналогичных безвозмездных обязательных платежей в отношении лиц, подпадающих под налоговую юрисдикцию данного государства, в том числе временно находящихся на его территории иностранных юридических и физических лиц, а также в отношении доходов, получаемых гражданами и резидентами данного государства из источников, находящихся за его пределами.

Что касается широкого понимания данного термина, наряду с вышеперечисленным, оно также охватывает регулирование взаимодействий налоговых органами различных государств, эффективного обмена информации, противодействия международному уклонению от налогообложения и прочие аспекты сотрудничества в налоговой сфере, регулируемые двусторонними и многосторонними договорами по налоговым вопросам. Однако на сегодняшнем этапе данный термин рассматривается преимущественно в широком его понимании.

Регулирование налогообложения иностранных инвестиций в России осуществляется внутренним законодательством. Иностранные инвесторы и коммерческие организации, использующие иностранный капитал, подпадают под общие для всех налогоплательщиков нормы российского налогового законодательства, то есть Налогового кодекса Российской Федерации[2]. Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет.

Стоит отметить, что общие принципы налогообложения и сборов в России также содержатся и в принятых в соответствии с Налоговым кодексом иных нормативных правовых актах (например, в Законе Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О налоге на прибыль предприятий и организаций», в Инструкции МНС России от 21 февраля 2000 г. № 56 «По применению Закона Российской Федерации «О плате за землю»). Специальные нормы также регулируются  Федеральным законом от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Инструкции Госналогслужбы России от 16 июня 1995 г. № 34 «О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц», Инструкции Госналогслужбы России от 15 сентября 1995 г. № 38 «О порядке исчисления и уплаты налога на имущество иностранных юридических лиц в Российской Федерации» и прочих нормативных правовых актах.

Для того чтобы говорить об обложении налогами иностранных инвестиций стоить упомянуть, согласно каким критериям Налоговый кодекс устанавливает, что юридическое лицо является налоговым резидентом Российской Федерации. В связи с тем, что статус налогового резидента обеспечивает иностранную компанию определенными преимуществами как при выплате налогов, так и в общем при ведении бизнеса в Российской Федерации, получить его может не каждое иностранное юридическое лицо. Для иностранных коммерческих объединений существует три условия подачи запроса на регистрацию в подразделениях ФНС в качестве налогового резидента, осуществить из которых необходимо лишь одно. Во-первых, существует вариант достижения договоренности о получении данного статуса в процессе ведения переговоров и подписания международного или межправительственного соглашения, однако необходимо иметь в виду тот факт,  что возможность пользоваться преимуществами налоговых резидентов (в виде более снисходительных ставок) будет предоставлена лишь на срок действия и воплощения данного международного договора. Во-вторых, иностранное юридическое лицо имеет возможность получить статус налогового резидента путем перемещения управленческих и исполнительных органов компании наряду с осуществлением  значительной части деловой активности на территории Российской Федерации, причем не в меньшей степени, чем в остальных государствах. Третий способ заключается в самостоятельном заявлении о желании платить налоги по общепринятым правилам, однако это возможно лишь при условии осуществления деятельности через представительство в России[3].

В том случае, если иностранной компании все же удалось получить статус налогового резидента, ее доходы все равно будут облагаться иначе, чем доходы российских компаний. Начисление налога на прибыль иностранных организаций осуществляется  исходя из суммы расходов представительства на эту деятельность. Причем стоит отметить, что налогообложению подвергаются как активные доходы от прямой деятельности на территории Российской Федерации, так и пассивные – в виде выплат от участия в капитале отечественных субъектов, доходов от имущества на территории Российской Федерации и прочих поступлений.

Действуя в качестве налогового резидента на российском рынке, постоянное представительство компании занимается ведением отчетности по всем правилам, предусмотренным для национальных налогоплательщиков. Таким образом, именно сотрудники филиала занимаются уплатой НДС и подачей деклараций. В случае принятия решения иностранной компанией об отказе от  получения статуса резидента, обязанности по ведению учета НДС и его удержанию переходят непосредственно тому, кто совершает оплату заграничных поставок. Отечественным покупателям иностранной продукции стоит внимательно относиться к данному вопросу, так как при условии того, что НДС не был удержан в соответствии всем правилам, именно налоговый резидент России будет вынужден выплачивать его из собственных средств. При работе с иностранными компаниями российские налогоплательщики могут не только оказаться в ситуации, где они будут терять личные деньги, но также это чревато и получением штрафов за своих заграничных партнеров.

Что касается уплаты налога на имущество на территории Российской Федерации, то тут обязанности резидентов и нерезидентов равны, согласно российскому законодательству. В данном вопросе главным критерием является наличие движимого или недвижимого имущества, иностранная организация должна вести учет все объектов имущества в соответствии с правилами российского бухгалтерского учета и перечислять суммы обязательств в бюджет.

При приобретении иностранной компанией в собственность недвижимости, у нее автоматически возникает обязанность по оформлению прав на земельный участок под недвижимостью и по уплате земельного налога, рассчитываемого из кадастровой стоимости. Для физических лиц расчет проводится инспекторами ФНС, юридические же лица исчисляют сумму налога сами. Ставка налога колеблется в пределах 0,3-1,5% и зависит от назначения приобретенных земель.

Для официально трудящихся в России иностранцев НДФЛ составляет 13% от их зарплаты и выплачивается он через работодателей. Однако в том случае, если иностранный сотрудник не имеет таких документов, подтверждающих его специальный статус, как патент на работу или положение высококвалифицированного специалиста, а также не является налоговым резидентом, проживающим в стране менее 183 дней в году, он может потерять уже 30% из заработанных им сумм. Стоит также отметить, что иностранные физические лица, получающие инвестиционные доходы в форме дивидендов в России облагаются увеличенной налоговой ставкой в размере 15%.

Налогообложение иностранных инвестиций имеет ряд особенностей:

  • налоговое законодательство Российской Федерации освобождает от налогообложения прибыль, направленную на погашение инвестиционных кредитов в иностранной валюте, которые при этом были получены путем кредитных договоров с иностранными и международными банками. Однако это послабление предоставляется лишь при условии их целевого использования на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения;
  • налогом на добавленную стоимость, а также специальным налогом не облагаются полученные иностранными банками проценты по кредитным договорам и суммы кредитов в иностранной валюте;
  • при отсутствии лицензии на осуществление банковских операций доходы с передачи во временное пользование финансовых ресурсов облагаются НДС и специальным налогом[4].

Существуют также специальные режимы налогообложения компаний:

  1. ЕСХН – упрощенный сельхозналог – для производителей продукции и тех, кто ее выращивает).
  2. УСН – обложение налогом валовых доходов или по принципу «доходы минус расходы».
  3. ЕНВД – уплата налога на заранее определенный размер дохода, без учета фактических показателей.
  4. Патент – уплата фиксированного размера платежа для определенного вида деятельности.
  5. Налогообложение согласно соглашениям о разделе продукции (данная система доступна для инвесторов, вложивших средства в разработку недр России).

Несмотря на то, что специальных режимов, предусмотренных НК РФ не так уж и много, они охватывают значительное поле предпринимательской деятельности. Однако иностранные компании имеют возможность пользоваться лишь последним из вышеперечисленных специальным режимом. А вот участие в капитале российских обществ–резидентов Российской Федерации не предполагает ограничений для применения спецрежимов. Благодаря этой особенности налогообложения предприятий с учредителем-иностранным юридическим лицом инвестирование в отечественный бизнес обретает дополнительную привлекательность[5].

Договор об избежании двойного налогообложения (Double Tax Treaty) — соглашение, подписываемое двумя странами целью освобождения налогоплательщиков этих стран от двукратного взимание налогов с одних и тех же операций.

Ситуация, в которой встает проблема двойного налогообложения, возникает в условиях совершения инвестора, проживающего в одной стране, операций с финансовыми активами в другой стране (соответственно не являясь резидентом этой страны) в связи с чем инвестору приходится платить налоги и в стране, в которой операция была совершена, и в стране проживания. И как раз-таки во избежание двойного налогообложения доходов страны подписывают подобные договоры. Полный список стран, с которыми Россия заключила соглашения, включает страны с наиболее развитыми фондовыми рынками (США, Великобританию, Японию и пр.) и еще несколько десятков развитых и развивающихся стран.

Таким образом, в случае совершения резидентом Российской Федерации операций с ценными бумагами, обращающимися на рынке США, и получения по ним прибыли, этот доход будет облагаться как со стороны США, так и России. Это и есть тот случай, когда возникает фактор двойного налогообложения. Однако благодаря подписанному между странами договору об избежании двойного налогообложения, вышеупомянутый резидент России будет платить налог на доходы лишь в России по ставке 13%.

Налогообложение иностранных инвесторов в России имеет определенные особенности. Они связаны с действием стабилизационной оговорки, направленной против ужесточения налогового бремени, благодаря  действию международных договоров об избежании двойного налогообложения, заключенных Россией с иностранными государствами, а также с функционированием на территории России свободных экономических зон. Все эти особенности налогообложения иностранных инвесторов и компаний с иностранными инвестициями учитываются и применяются арбитражными судами при разрешении споров, связанных с защитой иностранных инвесторов[6].

Стабилизационная («дедушкина») оговорка является одним из важнейших гарантов защиты иностранных инвестиций от ужесточения национального законодательства, которое регулирует режим инвестиций. В случае неблагоприятного национального законодательства иностранный инвестор может рассчитывать на непопадание под данные изменения на протяжении какого-то периода времени. Это позволяет повысить инвестиционную привлекательность различных проектов, а также обеспечивается стабильность национального законодательства относительно осуществления инвестиций, что играет ключевую роль при реализации крупных, долгосрочных инвестиционных проектов.

Стабилизационная оговорка не является новым институтом для российского законодательства. Она была закреплена в статье 14 Закона РСФСР от 26 июня 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 1993 г. «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями». Стабилизационная оговорка содержится и в статье 9 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» 1999 года. Применение стабилизационной оговорки в новом Законе об иностранных инвестициях поставлено под определенные условия. Как минимум,  стабилизационная оговорка распространяется исключительно на коммерческие организации с иностранными инвестициями, доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном капитале которых превышает 25 процентов, а также на иностранных инвесторов и коммерческие организации с иностранными инвестициями (независимо от доли иностранных инвесторов в уставном капитале данной организации), осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты за счет иностранных инвестиций.

Соглашения об избежании двойного налогообложения заключены с крупнейшими экономическими партнерами Российской Федерации — США (от 17 июня 1992 г.), ФРГ (от 29 мая 1996 г.), Великобританией (от 15 февраля 1994 г.), Италией (от 9 апреля 1996 г.), Францией (от 26 ноября 1996 г.) и другими странами. Делая суждения согласно арбитражной практике, договоры об избежании двойного налогообложения все чаще применяются иностранными инвесторами в Российской Федерации.

Хотелось бы немного углубиться в подобный договор, заключенной между Россией и США. Доход, получаемый от инвестирования в ценные бумаги США, облагается налогом на территории РФ. Для получения налоговых льгот у брокера необходимо заполнить и предоставить ему документ W-8BEN, предоставляемый брокером.  В соответствии с данным документом к нерезидентам применяются статьи конвенции об избежании двойного налогообложения. Доходы резидентов РФ на рынке акций США облагаются только российскими налогами. Однако, согласно конвенции, полученные дивиденды облагаются иначе. Предприятие, чьи ценные бумаги были куплены нерезидентом, путем выплаты дивидендов, удерживает налог в соответствии с местным законодательством. После зачисления дивиденды на банковский счет нерезидента, полученная сумма будет обложена налогом повторно, но не должна превышать:

  • 5% валовой суммы дивидендов, если лицо, фактически имеющее на них право, является компанией, которая владеет не менее чем 10% акций с правом голоса в компании, выплачивающей дивиденды;
  • 10% валовой суммы дивидендов во всех остальных случаях.

Если же говорить о ведении инвестиционной деятельности между Российской Федерации и Японией, то согласно договору от 18 января  1986 года, доход, полученный на финансовом рынке (за исключением дивидендов) облагается в стране пребывания инвестора, т.е. в России. Схема налогообложения аналогична работе на рынках США. Для получения налоговых льгот у брокера резиденту РФ необходимо поставить брокера в известность. Предприятие, выплачивая дивиденды, удерживает налог в соответствии местным законодательством. Уже после того как дивиденды будут зачислены к резиденту Российской Федерации на банковский счет, полученная сумма будет обложена налогом повторно, но не составит более 15% валовой суммы дивидендов.

В зависимости от того, с каким брокером заключается договор (российским или зарубежным), существуют два варианта уплаты налога с иностранных инвестиций. При прямом обращении к зарубежному посреднику и последующем заключении с ним договора, вы сами вынуждены будете уплачивать налог на доходы, указывая доходы в своей налоговой декларации. В этом случае ответственность за уплату или неуплату налога остается на Вас. При выходе на зарубежные рынки через российского брокера и заключении с ним договора, уже он становится для Вас налоговым агентом и сам будет заниматься тем, чтобы высчитывать  и взимать с вас налоги, полученные на зарубежных рынках. При этом надо отметить, что российский брокер выводит инвестора на биржу через другого иностранного брокера, имеющего доступ на биржу.

 

Список использованных источников:

  1. Данельян А.А. Иностранные инвестиции: некоторые аспекты взаимодействия международного и национального права // Евразийский юридический журнал. – 2011. – №8 (39). – С. 57-60.
  2. Данельян А.А., Эседов Д.Г. Иностранный инвестор и государство в евразийском пространстве // Евразийский юридический журнал. – 2012. – №3 (46). – С. 13-16.
  3. Данельян А.А. Международная арбитражно-правовая защита иностранного инвестора // Аграрное и земельное право. – 2013. – №11 (107). – С. 117-121.
  4. Данельян А.А. Международное экономическое право в условиях глобализации: проблемы развития // Право и государство: теория и практика. – 2014. – №1(109). – С.127-132.
  5. Данельян А.А. Международно-правовые гарантии возмещения убытков в ходе осуществления иностранной инвестиционной деятельности // Аграрное и земельное право. – 2014. – №3(111). – С. 85-90.
  6. Данельян А.А. Международный инвестиционный арбитраж: понятие, правовая природа, источники правового регулирования // Право и государство: теория и практика. – 2014. – №4(112) – С.76-80.
  7. Данельян А.А. Регулирование режима иностранных инвестиций в рамках ВТО // Право и государство: теория и практика. – 2015. – №12 (132) – С.75-78.
  8. Данельян А.А., Фархутдинов И.З. Международный инвестиционный арбитраж: Учебное пособие. – М.; СПб., Центр гуманитарных инициатив, 2013. – 356 с.

 

Информация об авторе:

Чекалина Елизавета Кирилловна, студентка бакалавриата Дипломатической академии МИД России.

Information about the author:

Elizaveta K. Chekalina, bachelor’s degree student at the Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.

 

___________________ 

[1] См.: Данельян А.А. Иностранные инвестиции: некоторые аспекты взаимодействия международного и национального права // Евразийский юридический журнал. – 2011. – №8 (39). – С. 57-60.

[2] См.: Данельян А.А., Фархутдинов И.З., Магомедов М.Ш. Национально-правовое  регулирование   иностранных инвестиций в  России // Закон. – 2013. – №1. – С.103-119.

[3] См.: Данельян А.А., Эседов Д.Г. Иностранный инвестор и государство в евразийском пространстве // Евразийский юридический журнал. – 2012. – №3 (46). – С. 13-16.

[4] Специальный налоговый режим — особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определённого периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК и принимаемыми в соответствии с иными федеральными законами. Ресурс: www.academic.ru

[5] См.: Данельян А.А. Международно-правовые гарантии возмещения убытков в ходе осуществления иностранной инвестиционной деятельности // Аграрное и земельное право. – 2014. – №3(111). – С. 85-90.

[6] Данельян А.А. Международный инвестиционный арбитраж: понятие, правовая природа, источники правового регулирования // Право и государство: теория и практика. – 2014. – №4(112)  – С.76-80.

Добавить комментарий

Войти с помощью: