Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Направления формирования культуры здоровьесбережения у потенциальных мигрантов[1]

На современном этапе развития общества социальная безопасность может трактоваться как безопасность системы «личность – общество». Система социальной безопасности включает в себя и такой важный элемент, как безопасность здоровья, которая представляет собой сложное интегральное понятие, диктующее императив постоянной выработки и реализации комплекса мер по устранению последствий заболеваний, а также профилактики причин их распространения на мировом уровне. Международная и национальная безопасность тесно взаимосвязаны с процессами миграции. Так, ежегодно в Российскую Федерацию в поисках работы приезжает около 1,5 млн трудовых мигрантов, главным образом из экономически менее развитых центральноазиатских государств.

Серьезной проблемой становятся риски для здоровья населения принимающей страны, которые несут с собой мигранты. Следовательно, необходимо решать проблему сохранения здоровья посредством продуманной системы воспитания и образования, которая должна представлять собой долгосрочную программу формирования у потенциальных мигрантов безопасного и ответственного поведения.

Настоящая публикация является логическим продолжением статьи «К вопросу об исследовании проблем формирования основ здоровьесбережения у потенциальных мигрантов из стран постсоветского пространства», в которой в качестве концептуального ориентира обозначена проблема формирования основ здоровьесбережения у потенциальных мигрантов из стран постсоветского пространства на примере учащихся школ Узбекистана. В данной же статье анализируется программа тренинга, спроектированная на основе анкетных данных «Здоровый образ жизни» и задающая направления формирования мотивации к личностному здоровьесбережению у узбекских школьников. Содержание программы социально-активного тренинга по формированию основ культуры здоровьесбережения школьников представляет собой структуру из двух функционально-развивающих модулей: теоретико-формирующего и практико-ориентированного. Сформулированы рекомендации к построению и практическому проведению занятий, задающих траекторию развития основ общей культуры здоровьесбережения.

Авторы выражают благодарность OOO “BlossomLuxe” комплекс отдыха «Grace Garden» (Республика Узбекистан) за материальную поддержку при организации и проведении социально-активных тренингов.

Ключевые слова: безопасность, здоровьесбережение, культура здоровья, мигранты, национальная безопасность, социальная ответственность, социальная угроза.

Directions for the formation of a health-saving culture among potential migrants

At the present stage of development of society, social security can be interpreted as the security of the system «personality — society.» The social security system also includes such an important element as health security, which is a complex integral concept and dictates the imperative of the constant development and implementation of a package of measures to eliminate the consequences of diseases, as well as prevent the causes of their spread at the world level. International and national security are closely interlinked with migration processes. So, every year about 1.5 million labor migrants come to the Russian Federation in search of work, mainly from economically less developed Central Asian states.

A serious problem is the health risks of the host country that migrants carry with them. Therefore, it is necessary to solve the problem of maintaining a healthy through a well-thought-out system of upbringing and education, which should be a long-term program for the formation of safe and responsible behavior among potential migrants.

This article is a logical continuation of the article «On the study of the problems of forming the basics of health care among potential migrants from the countries of the post-Soviet space», in which the conceptual reference is made to the problem of forming the basics of health care of potential migrants from the countries of the post-Soviet space using the example of students from schools in Uzbekistan. In the same article, the training program, designed on the basis of questionnaire data “Healthy Lifestyle” and setting the direction for the formation of motivation for personal health saving among Uzbek students, is analyzed. The content of the program of socially active training on the formation of the fundamentals of a schoolchildren’s health culture is a structure of two functionally-developing modules: theoretical-forming and practice-oriented. Recommendations are formulated for the construction and practical application of classes that define the trajectory of the development of the foundations of a general culture of health conservation.

The authors are grateful to Blossom Luxe LLC Grace Garden Recreation Complex (Republic of Uzbekistan) for material support in organizing and conducting socially active trainings.

Key words: safety, health conservation, health culture, migrants, national security, social responsibility, social threat.

 

С миграцией связана проблема общемировой и национальной безопасности как финансового, так и человеческого капитала [8, с. 13]. Согласно оценке Организации Объединенных Наций, доля международных мигрантов выросла за 17 лет с 2,8 % (2000 г.) до 3,4 % (2017 г.). Перемещение мигрантов имеет различные формы: переезд на постоянное место жительства, трудовая миграция, транзитная миграция, сезонная миграция, реэмиграция. По результатам исследований Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), трудовая миграция в центральноазиатских странах является основной формой миграции. Россия хорошо знакома и с транзитной миграцией, когда иностранцы из Азии переезжают в Европу через Россию.

Большая часть мигрантов имеет легальный статус, и переселение не всегда отрицательно сказывается на их здоровье. Тем не менее переезд на постоянное место жительства или временно в другую страну в поисках работы несет потенциальную опасность для здоровья человека: новая обстановка может спровоцировать эмоциональную нестабильность, снижение сопротивляемости организма различным болезням. Мигранты часто попадают в ситуацию ограниченного доступа к социальным и медицинским услугам. Принципиально важной проблемой являются риски для здоровья населения принимающей страны, причиной которых являются мигранты. Они приезжают в другую страну с персонально специфичным эпидемическим профилем, различным уровнем контакта с инфицированными лицами, генетической предрасположенностью, бытовыми предпочтениями и возможностями, а также с некоторой суммой знаний о здоровом образе жизни и его пользе, выработанных в контексте культурных и национальных традиций. Наряду с риском инфекционных заболеваний среди мигрантов существует риск таких заболеваний, как сердечно-сосудистые, гипертония, рак [2, с. 75-76].

В России последовательное и всестороннее изучение проблем миграции, социальной адаптации мигрантов, их психического и физического самочувствия начинается в 90-х гг. ХХ века. Миграционная ситуация в нашей стране с появлением массового миграционного потока требовала более серьезного и системного подхода к исследованию социально-политических особенностей, которые впоследствии были отражены в работах Н. И. Арзамасцевой, Г. Г. Гольдина, А. В. Дмитриева, Н. Н. Одиноковой, Л. Т. Поладовой (Гайдаровой), И. А. Романова и др.

Западные исследователи М. Вейнер, Э. Гиденс, Дж. Холлифилд в своих работах раскрыли общие проблемы миграции в мире, механизмы влияния миграции на экономику и политику принимающих стран. Вопросы миграции и безопасности анализировались Т. Флокхартом, О. Вевером.

Со временем появляются научные исследования по социально-психологическим аспектам психической дезадаптации мигрантов (М. В. Иванова), социальному самочувствию переселенцев (Н. Н. Кобозева, Е. Ю. Садовская, О. А. Хасбулатова, Т. Н. Юдина), научно-организационным основам системы оказания медицинской помощи и обеспечению права нелегальных мигрантов на здоровье (А. Н. Пихоцкий, И. В. Яковлева).

Однако проблема сохранения здоровья на основе логично выстроенной системы воспитания и образования, которая должна представлять собой долгосрочную программу формирования безопасного и ответственного поведения у потенциальных мигрантов в России, исследована в недостаточной мере по сравнению с другими вопросами миграционных процессов. Названная проблема не решается однолинейно, она носит многоаспектный и многогранный характер, требует разработки концептуальных программ с глубокой проработкой содержания и направления исследований.

Перемещение, смена места жительства, новые условия существования провоцируют у мигрантов психоэмоциональные нарушения, на адаптационных этапах у них начинают проявляться различные незалеченные болезненные состояния. Согласно опубликованным данным Минздрава России, каждый год свыше 1 млн иностранных граждан проходит медицинский осмотр. С 2007 по 2015 г. в России медицинскую комиссию прошло более 11 млн иностранных граждан. Выявлено около 70 тыс. человек с инфекционными заболеваниями, 36,9 % из которых больны туберкулезом. Леонид Печатников, заместитель мэра г. Москвы по вопросам социального развития, подтвердил, что число мигрантов с ВИЧ-инфекцией за последние пять лет в Москве выросло в 15 раз, с туберкулезом – в шесть раз [15].

На современном этапе развития российского общества в систему безопасности как одна из приоритетных составляющих вошла безопасность здоровья, которая подразумевает охрану здоровья, представляющую собой сумму способов лечения и профилактики заболеваний, снижения роста заболеваемости как реальной угрозы на общемировом уровне [4, с. 28]. Определение понятия «охрана здоровья» закреплено в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ [14].

В «Концепции общественной безопасности в Российской Федерации» (2013 г.) заявлено следующее: «Российская Федерация при обеспечении общественной безопасности на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования системы обеспечения общественной безопасности, а также политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер» [5], которые направлены на предупреждение, выявление и пресечение террористической и экстремистской деятельности, преступлений, связанных с коррупцией, организацией незаконной миграции, торговлей людьми и т.д. Среди основных источников угроз наряду с целым рядом факторов называется и незаконная миграция в Российскую Федерацию. К незаконным мигрантам причисляются лица без гражданства из стран, имеющих неблагоприятную экономическую и санитарно-эпидемиологическую обстановку и провоцирующих возникновение угрозы общественной безопасности. Реализация настоящей концепции призвана повысить эффективность «защиты жизни, здоровья, конституционных прав и свобод человека на территории Российской Федерации» [5].

Правительства различных государств обязаны включить в сферу первостепенных экономических и политических проблем решение вопросов охраны здоровья и сведения к минимуму рисков для здоровья до, в ходе и после периода миграции – как в странах проживания мигрантов, так и в принимающих странах. Необходима разработка социальных программ, нацеливающих граждан на личностное развитие, умение выстраивать социальные связи в новом обществе, находить личностные приоритеты при первичной адаптации.

На шестьдесят первой сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения было признано, что пути достижения целей развития тысячелетия могут проходить через выстраивание правильной политики в области здравоохранения, в связи с чем следует:

1) выстраивать политику здравоохранения, предполагающую соблюдение интересов мигрантов;

2) разрабатывать механизмы укрепления здоровья с учетом всех групп населения, включая мигрантов;

3) аккумулировать информацию и примеры передового опыта, обмениваться ими в целях соблюдения потребностей мигрантов в медицинском обслуживании при миграции и/или возвращении;

4) принимать меры по обучению медицинских работников основам медико-санитарной помощи гражданам-переселенцам;

5) налаживать многостороннее сотрудничество по вопросам здоровья мигрантов среди стран, решающих проблемы миграции;

6) осуществлять обмен информацией о здоровье мигрантов на национальном, региональном и международном уровнях на основе использования современных информационных технологий в структуре сотрудничающих центров, академических и общественных организаций с целью активизации научных исследований по данной проблеме [9].

Следовательно, на первый план выходит задача организации такой системы воспитания, которая способствовала бы формированию у подростков индивидуальной культуры, в рамках которой высокую личностную значимость имеет культура здоровья, а также ответственность. Индивидуальная культура не может формироваться вне структуры образования и самообразования. Необходима такая организация обучения, которая содержала бы в своем контексте информацию о здоровье и здоровом образе жизни. Культура здоровья, определяющая эффективность социальной программы любого общества, формирует социум здорового населения «как первого приоритета общественной безопасности и благополучия» [6]. Человек является не только объектом социальных действий, он также их субъект. На ведущие позиции переместилась проблема «ослабления мотивов и стимулов социальной активности», которая является внешней социальной угрозой [8, с. 316]. Это означает, что личность должна найти правильное направление и содержательный смысл своей деятельности в ситуации, имеющей для личности и общества разрушительный характер [10, с. 106].

В качестве возможных стратегий при создании социальных программ, направленных на сохранение физического и эмоционального здоровья мигрантов, можно сформулировать следующие:

– информационно-разъяснительная деятельность и разработка политики формирования культуры здоровья (пропаганда преимуществ здоровьесбережения, развитие социальной ответственности личности в вопросах здоровья и безопасности, формирование мотивации и заинтересованности в вопросах сохранения здоровья);

– мониторинг, выявление и устранение пробелов в знаниях по вопросам здоровьесбережения (проведение исследований и формулирование качественных характеристик содержания исследований, распространение передовых практик при конструировании и проведении занятий по формированию здорового образа жизни (далее – ЗОЖ);

– укрепление информационного потенциала (создание системы центров-партнеров, осуществляющих программные исследования с целью развития культуры здоровья);

– развертывание специализированных служб для работы с населением (подготовка ключевых специалистов для проведения мониторинга и обучения граждан по программам ЗОЖ).

Миграционное движение на данном этапе развития общества настолько масштабно, что вносит в экономические, культурные и социальные процессы стран свои правила и меняет вектор развития. Встает вопрос о методах и формах комфортной, безболезненной для обеих сторон интеграции мигрантов в жизнь принимающего государства. Важно наличие у мигранта социальной позиции, самосознания и других качеств, которые свидетельствовали бы о количестве и качестве приобретаемого им социального опыта и проходили без потерь для его здоровья. А чтобы социализация имела позитивную направленность, необходимо предложить механизмы социальной адаптации, выживания, сохранения своего здоровья [7, с. 4].

Важность изучения проблемы формирования здорового образа жизни диктует необходимость поиска и применения других подходов в современных психолого-педагогических исследованиях по проблеме здоровьесбережения, которые отражали бы достижения наук о человеке; разработку эффективных технологий, направленных на укрепление здоровья потенциальных мигрантов, формирование системы качественной подготовки специалистов, работающих с этой группой современного общества [13, с. 32]. Межнациональные конфликты, бытовой национализм, связанные с миграционными процессами проблемы обусловили рост эмоциональной и физической нагрузки, дестабилизацию привычного социокультурного уклада. Очевидно, что данная проблема является объектом пристального внимания представителей многих отраслей научного знания.

Здоровый образ жизни складывается из многих составляющих, а именно: жизненных ценностей, уровня образования, национальных традиций и устоев, отношения к физкультуре и спорту. И задачи по формированию ЗОЖ могут решаться только в единой системе воспитания и образования, с применением методических приемов формирования культуры здоровьесбережения у подростков. Актуальной задачей является разработка перспективной стратегии программ по развитию у школьников ответственности за собственное физическое и эмоциональное равновесие.

В контексте рассматриваемых вопросов было проведено анкетирование узбекских школьников, позволяющее определить их отношение к ЗОЖ. Данные, полученные в результате анкетирования, обусловили целесообразность проектирования программы тренинга, цель которой – задать направления формирования мотивации к личностному здоровьесбережению, эффективному достижению адекватного социальной ситуации уровня культуры здоровьесбережения (теоретические знания, практическое владение методами и формами оздоровительно-восстанавливающих физических упражнений как системы общей культуры и культуры развития личностных возможностей). В ходе систематизации теоретико-практических занятий в логически структурированную программу тренинга сформулированы рекомендации к построению и практическому применению занятий, задающих траекторию развития основ как общей культуры здоровьесбережения, так и умения контролировать проблемы здоровья при реализации жизненных планов в социально неоднозначной ситуации.

Анкетирование [1] позволило выявить отношение учащихся узбекских школ к проблеме здорового образа жизни и основополагающие мотивы их личностного здоровьесбережения, определить формы и методы формирования ЗОЖ и стимулы, влияющие на личностный выбор школьников: быть здоровым или нет.

Из общих ответов узбекских подростков на вопросы анкеты «Здоровый образ жизни» был сделан вывод о том, что они не стремятся к активному накапливанию знаний о пользе и преимуществах здорового образа жизни и, самое главное, применению элементарных правил ЗОЖ в жизни. Если у учащихся и имеются какие-то знания по данной проблеме, то они были приобретены пассивно («где-то слышали», «кто-то говорил»), носят бессистемный характер, соответствуют общепринятым стандартам, в практической сфере проявляются незначительно. В качестве причин, препятствующих полноценному следованию элементам ЗОЖ, школьники называли нехватку времени; занятия, лежащие в другой плоскости интересов; собственную безынициативность. У большинства опрошенных приобретение информации в данной сфере носит случайный характер, многие вообще не задумываются над темой личностного здоровьесбережения. Собственная активность школьников в осмыслении данной темы, в осознании ее актуальности не выражена.

Содержание программы социально-активного тренинга по формированию основ культуры здоровьесбережения школьников представляет собой структуру из двух функционально-развивающих модулей: теоретико-формирующего и практико-ориентированного.

  1. На теоретических занятиях школьники приобретают специальные знания и учатся использовать эти знания для сохранения своего здоровья и успешной социальной адаптации. Воспитывается осознанное отношение к здоровью как ценности, структурообразующему компоненту общей культуры в системе социальных явлений, формируется понимание социального значения здоровья, правил его сохранения, происходит выработка правил поведения в отношении личностного здоровьесбережения.

Лекционный материал призван помочь школьникам расширить кругозор, получить представление о формах и моделях здорового образа жизни, этических нормах здоровьесбережения, выбрать личностную модель формирования культуры здоровья. Предлагаются темы для размышления о значении спорта в жизни человека, о его пользе для улучшения психологического состояния, социальной адаптации, о суммарном положительном влиянии в период  физического и эмоционального стресса.

Целью теоретического модуля явились следующие положения:

  • сформировать у школьников мотивацию к здоровому образу жизни на основе знаний о пользе физической культуры и возможных траекториях развития резервных возможностей организма, необходимых для социальной адаптации, умения контролировать состояние своего здоровья;
  • научить использовать резервные интегративные способности для самообразования, повышения грамотного отношения к собственному здоровью;
  • развить способность анализировать и применять полученные навыки в конкретных социально-проблемных обстоятельствах, выстраивать успешную траекторию социальной адаптации.

На каждом занятии отводится время для коллективного обсуждения рассматриваемых тем. Этот метод позволяет контролировать степень усвоенности теоретического материала и уровень осознанности каждым школьником проблемных полей в системе личных знаний по теме здоровьесбережения как ключевого компонента в структуре общей культуры личности.

Система теоретических занятий требует грамотной организации «информационного пространства», которое характеризуется как первоочередная составляющая и фактор для «прогрессивного социально-экономического, политического, культурного развития и обеспечения безопасности» [11, с. 24].

Адекватное задачам информационное взаимодействие целенаправленно формирует ценностное отношение подростков к физическому и духовному развитию, здоровому образу жизни, закладывает правильный вектор потребностей и интересов к личностному оздоровлению, развитию волевых и нравственных качеств [1].

  1. Практико-ориентированный модуль составлен из упражнений социально-активного тренинга, которые реализуются в командных и персональных заданиях. В данном модуле каждое занятие заканчивается комплексом дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.

Школьники, согласно целям практических занятий, должны овладеть навыками максимального задействования потенциала организма, необходимого для успешной социальной адаптации и умения контролировать состояние своего здоровья. На занятиях формируется культура здоровья на основе освоения теоретико-практических знаний, происходит осознание важности личностной культуры здоровьесбережения в общей системе культуры каждого учащегося.

Как известно, в подростковом возрасте идет становление эмоциональной и мотивационной сферы, становятся более разнообразными и жизнеориентированными интересы, в результате чего происходит личностное осознание индивидом своего места в структуре социума. На этом фоне возникает необходимость соблюдать определенные условия при конструировании тренинговых занятий. Логично предположить, что следует найти и сориентировать на задачи развития образовательные технологии, которые будут эффективными и небезынтересными для подростков. В этом случае можно воспользоваться практикой арт-терапии, которая может быть адаптирована к любым проблемным проявлениям личности и поможет переориентировать имеющиеся проблемы в позитивный вектор развития как в отношении себя, так и в целостном восприятии общественных правил и требований. В ходе занятий приобретается ценнейший опыт социальных навыков.

Такая психологическая технология, как арт-терапия, проста в применении и интересна детям, одновременно с ее помощью достигается положительный эффект в личностном развитии – формирование позитивного отношения к себе и другим, навыков полезной социальной практики, креативности, установления конструктивных взаимоотношений в группе, развитие адаптивных возможностей школьников.

Психокоррекционные занятия с использованием приемов арт-терапии (в нашем случае – изотерапии) являются инструментарием для укрепления самооценки учащихся, их уверенности в себе [3, с. 82]. Школьникам предлагалось обсудить в группе вопрос «Что такое здоровье и как его сохранить?» и на листе ватмана изобразить в рисунках свое мнение по этому вопросу. Индивидуально каждый школьник составлял карту здоровья и оценивал полезность занятий спортом в виде символов или рисунков. На каждом занятии выбиралось тематическое направление: тренажерный зал; овощи и фрукты; читальный зал (книги); занятия спортом; природа; животные (корова – молоко); речка, роща или лес; гардероб – одежда; кухня; библиотека; футбольное поле.

На заключительных занятиях психолог выбрал художественно-прикладное направление – лепка из пластилина «Работа с ленью». Подросткам предлагалось вылепить свои страхи (страх) или лень, которые отрицательно сказываются на процессе формирования позитивного отношения к вопросам здоровьесбережения и активного применения в личной практике методов сохранения здоровья. Выполняя данное упражнение, школьники учатся четко, объективно характеризовать свои проблемы и внутренние противоречия, творчески самовыражаться.

Описанный подход позволил, во-первых, создать учебное пространство взаимодействия и позитивной коммуникации, а во-вторых, стимулировать процессы креативности и творческого самовыражения, ценностного отношения к осознанию себя и пониманию других. На тренингах была реализована возможность выразить свое отношение к проблеме и путям ее решения, определить свой выбор функционального и содержательного смысла личностного здоровьесбережения. Немаловажно также, что данный подход дает возможность развить у школьников способность контролировать процесс преодоления трудностей и эмоциональную устойчивость в социально-неблагоприятной ситуации.

Комплекс дыхательной гимнастики наряду с прямым лечебным эффектом помогает нивелировать чувство утомления, повышает общий тонус организма, улучшает физическое самочувствие, стимулирует процессы запоминания, способствует снижению тревожности. Эта сумма эмоционально-волевых компонентов играет немаловажную роль в социально-стрессовых обстоятельствах [12]. Целью применения дыхательной гимнастики в ходе тренинга было научить подростков освобождаться от чувства тревожности, контролировать уровень стресса, приводить в равновесие свое физическое и эмоциональное состояние.

В целом разработанная программа тренинга по формированию основ культуры здоровьесбережения с применением форм, отвечающих задачам накапливания знаний по рассматриваемой проблеме и их практического применения, формирования личного опыта в здоровьесбережении у школьников в ходе тренинговых занятий и дыхательной гимнастики, помогает подросткам в социальной адаптации, повышает их сопротивляемость негативным проявлениям общества, носит общий оздоровительный характер.

Сочетание групповых и индивидуальных форм занятий оказывает положительное воздействие на физическое и эмоциональное состояние подростков. Удовлетворительный результат получен при подборе практико-ориентированных средств и методов, комбинация которых помогает школьникам накопить знания по основам культуры здоровьесбережения и активно использовать их для укрепления здоровья с целью успешной социальной адаптации.

Таким образом, здоровье и безопасность являются фундаментальными жизненными ценностями как для отдельной личности, так и для общества в целом. Для их обеспечения необходим комплекс мер по устранению негативных факторов – личностных и общегосударственных – с целью достижения стабильного состояния здоровья и безопасности в системе «личность – общество», а также «развитие механизмов независимой экспертизы в целях предотвращения роста уровня социальной, национальной или религиозной розни; совершенствование межведомственного взаимодействия, обмена информацией на внутригосударственном уровне, взаимодействие с компетентными органами иностранных государств по вопросам противодействия незаконной миграции», защиты жизни и здоровья [5].

DOI: 10.34790/IL.2019.2019.40600

 

Литература:

  1. Ахметвалиева М. Г., Коняева М. А. Концепция основ формирования здоровьесберегающих компетенций студентов / LAR LAMBERT AcademicPublishing; OmniScriptum Gmb&Co.KG. – Saarbruchen, Deutschland, 2016. – 329 с.
  2. Здоровье трудовых мигрантов. Менеджер здравоохранения // Информационный бюллетень для руководителей здравоохранения. – 2013. – № 4. – 96 с.
  3. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. – СПб.: Питер, 2002. – 368 с.
  4. Куковский А. А., Петров А. В. Национальная безопасность и охрана здоровья. Сравнительно-правовой анализ // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». – 2016. – Т. 16, № 3. – С. 27–32.
  5. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации. Утверждена Президентом РФ 14.11.2013 № Пр-2685. URL: http://consultant.ru (дата обращения: 24.09.2019 г.).
  6. Свиренко А. А. Сущность и роль здоровьесбережения и медико-социальные проблемы физиологического старения населения России // Студенческий научный форум: материалы VI междунар. студенч. науч. конф. URL: https://scienceforum.ru (дата обращения: 12.09.2019 г.).
  7. Сомов Д. С. Теория и методология реализации здоровьесбережения в условиях современного вуза: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Ставрополь, 2007. – 37 с.
  8. Цыганов В. В., Шульц В. Л. Социология общественной безопасности: теория и высокие гуманитарные технологии общественной безопасности при изменениях и пределах роста / Центр исследования проблем безопасности РАН. – М.: Наука, 2014. – 415 с.
  9. Шестьдесят первая сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения WHA 61.17 Пункт 11.9. 24 мая 2008 г. Здоровье мигрантов. URL: https://consultant.ru (дата обращения: 02.09.2019 г.).
  10. Шульц В. Л. Социальные изменения и общество / Ин-т соц.-полит. исслед. РАН. – М.: Наука, 2005. – 138 с.
  11. Шульц В. Л., Кульба В. В., Шелков А. Б., Чернов И. В. Сценарный анализ в управлении геополитическим информационным пространством / Центр исследования проблем безопасности РАН. – М.: Наука, 2015. – 542 с.
  12. Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. – 2-е изд. – М., 2018. – 270 с.
  13. Ярлыкова О. В. Формирование физической культуры в образовательном процессе // Профессиональная ориентация. – 2015. – № 2. – С. 32–35.
  14. URL: http://garant.ru
  15. URL: http://rosminzdrav.ru

References:

  1. Ahmetvalieva M. G., Konyaeva M. A. Kontseptsiya osnov formirovaniya zdorovesberegayuschih kompetentsiy studentov / LAR LAMBERT Academic Publishing; OmniScriptum Gmb&Co.KG. – Saarbruchen, Deutschland, 2016. – 329 s.
  2. Zdorovje trudovyih migrantov. Menedzher zdravoohraneniya // Informatsionnyiy byulleten dlya rukovoditeley zdravoohraneniya. – 2013. – № 4. – 96 s.
  3. Kopyitin A. I. Teoriya i praktika art-terapii. – SPb.: Piter, 2002. – 368 s.
  4. Kukovskiy A. A., Petrov A. V. Natsionalnaya bezopasnost i ohrana zdorovya. Sravnitelno-pravovoy analiz // Vestnik YuUrGU. Seriya «Pravo». – 2016. – T. 16, № 3. – S. 27–32.
  5. Kontseptsiya obschestvennoy bezopasnosti v Rossiyskoy Federatsii. Utverzhdena Prezidentom RF 14.11.2013 № Pr-2685. URL: http://consultant.ru (data obrascheniya: 24.09.2019 g.).
  6. Svirenko A. A. Suschnost i rol zdorovesberezheniya i mediko-sotsialnyie problemy fiziologicheskogo stareniya naseleniya Rossii // Studencheskiy nauchnyiy forum: materialyi VI mezhdunar. stud. nauch. konf. URL: https://scienceforum.ru (data obrascheniya: 12.09.2019 g.).
  7. Somov D. S. Teoriya I metodologiya realizatsii zdorovesberezheniya v usloviyah sovremennogo vuza: avtoref. dis. … d-ra ped. nauk. – Stavropol, 2007. – 37 s.
  8. Tsyiganov V. V., Shults V. L. Sotsiologiya obschestvennoy bezopasnosti: teoriya i vyisokie gumanitarnyie tehnologii obschestvennoy bezopasnosti pri izmeneniyah i predelah rosta / Tsentr issledovaniya problem bezopasnosti RAN. – M.: Nauka, 2014. – 415 s.
  9. Shestdesyat pervaya sessiya Vsemirnoy assamblei zdravoohraneniya WHA 61.17 Punkt 11.9.24 maya 2008 g. Zdorovemigrantov. URL: https://consultant.ru (data obrascheniya: 02.09.2019 g.).
  10. Shults V. L. Sotsialnyie izmeneniya i obschestvo / In-t sots.-polit. issled. RAN. – M.: Nauka, 2005. – 138 s.
  11. Shults V. L., Kulba V. V., Shelkov A. B., Chernov I. V. Stsenarnyiy analiz v upravlenii geopoliticheskim informatsionnyim prostranstvom / Tsentr issledovaniya problem bezopasnosti RAN. – M.: Nauka, 2015. – 542 s.
  12. Schetinin M. Dyihatelnaya gimnastika Strelnikovoy. – 2-e izd. – M., 2018. – 270 s.
  13. Yarlyikova O. V. Formirovanie fizicheskoy kulturyi v obrazovatelnom protsesse // Professionalnaya orientatsiya. – 2015. – № 2. – S. 32–35.
  14. URL: http://garant.ru
  15. URL: http://rosminzdrav.ru

 

Информация об авторах:

М. Г. Ахметвалиева, ведущий научный сотрудник Центра исследования проблем безопасности Российской академии наук, кандидат педагогических наук, e-mail: meyserja60@mail.ru

А. С. Ким,  аспирантка АНО ВО «Московский гуманитарно-экономический университет», e-mail: anjelikakim8888@gmail.com

Information about the authors:

G. Akhmetvalieva, Leading Researcher Research center security concerns Russian Academy of Sciences, Candidate of Pedagogical Sciences, e-mail: meyserja60@mail.ru

S. Kim, graduate student ANO VO «Moscow, University of Humanities and Economics», e-mail: anjelikakim8888@gmail.com

___________

[1] Статья подготовлена в рамках Государственного задания ЦИПБ РАН на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (НИР 0006-2019-0001).

Добавить комментарий

Войти с помощью: