Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Негативное влияние ННН-промысла на экономическое развитие рыбохозяйственной отрасли регионов России

В настоящее время процессы цифровизации внедряются практически во все отрасли экономики и в хозяйственные процессы. Они оказывают огромное влияние на развитие государства в целом. При внедрении новых информационных технологий меняется традиционная экономика, многие процессы в ней аккумулируются, оптимизируются, становятся прозрачнее. Рыбная отрасль не стала исключением и также подвергается структурным изменением и модернизации благодаря цифровизации. В данной статье рассматривается несовершенство соглашений по борьбе с незаконным, несообщаемым и нерегулируемым промыслом в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также даны предложения по обеспечению устойчивого и безопасного развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации благодаря внедрению новых информационных технологий.

Ключевые слова: ННН-промысел, экономика, регион, сертификация, форма сертификации, экспорт, рынки, рыбная продукция.

The negative impact of IUU fishing on the economic development of the fishing industry in the regions of Russia

Abstract. Currently, digitalization processes are being implemented in almost all sectors of the economy and in economic processes. They have a huge impact on the development of the state as a whole. With the introduction of new information technologies, the traditional economy is changing, and many processes in it are accumulating, optimizing, and becoming more transparent. The fishing industry is no exception and is also undergoing structural change and modernization due to digitalization. This article examines the imperfection of agreements to combat illegal, unreported and unregulated fishing in the Asia-Pacific region, and also provides proposals for ensuring the sustainable and safe development of the Russian Federation’s fisheries sector through the introduction of new information technologies.

Keywords: IUU fishing, economy, region, certification, form of certification, export, markets, fish products.

Незаконный, несообщаемый и нерегулируемый промысел (ННН-промысел) негативно влияет на рыбохозяйственную отрасль Российской Федерации, а также существенно сокращает рыбные запасы, сводит на нет усилия по их воспроизводству и восстановлению. Он наносит неизгладимый ущерб для интересов Российской Федерации в сфере рыбного производства, и борьба с ним требует серьёзных усилий. Внедрение информационных технологий при борьбе с ННН-промыслом является большим подспорьем для безопасного и устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса [5]. 

В процессе данного исследования применялись методы логического и системного анализа, а также монографический метод [2]. Основная целью указанных методов исследования – найти важные и закономерные признаки в процессе познания, для обоснования выводов по сложившейся проблеме социально-экономического характера. Это позволяет определить состояние и экспортный потенциал рыбы и рыбной продукции на рынках, представляющие интерес. Информационной базой исследования выступают материалы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Росрыболовства и Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии.

Несмотря на локальные успехи в борьбе с ННН-промыслом, которые в основном базируются на мерах практической реализации межправительственных соглашений с Китайской Народной Республикой, Японией, Корейской Народно-Демократической Республикой и Республикой Корея, необходимо отметить, что данные соглашения не образуют единой системы мер по борьбе с ННН-промыслом в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Исторические и геополитические нюансы переговорного процесса, осуществляемого с каждой страной в отдельности, создают фрагментированную картину видимости мер по борьбе с ННН-промыслом в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Среди общих недостатков действующих соглашений следует выделить четыре ключевые проблемы. 

Во-первых, действующие соглашения по борьбе с ННН-промыслом охватывают только Тихоокеанский промысловый бассейн. В то время как водные биологические ресурсы бассейна Северного Ледовитого океана и поставляемые на азиатские рынки не подпадают под действие соглашений. 

Во-вторых, каждое обособленное соглашение по ННН-промыслу со странами Азиатско-Тихоокеанского региона содержит свой собственный перечень продукции из водных биологических ресурсов. Однако, Китайская Народная Республика использует возможности действующего соглашения о свободной торговле с Республикой Корея, которая имеет 21 торговое соглашение с многими странами мира, включая Японию. В связи с этим, широкий ассортимент российской продукции из водных биологических ресурсов, поставляемый на единое торговое пространство стран Азиатско-Тихоокеанского региона, не формирует гармонизированный реестр кодов ТН ВЭД контролируемой продукции.

В-третьих, вместо единого сертификата, подтверждающего законность вылова, применяются четыре похожих документа, имеющие несущественные различия. При этом для согласования незащищенной от подделки бумажной формы сертификата законности вылова использовалась длительная межгосударственная процедура согласования. 

В-четвертых, указанные соглашения по ННН-промыслу со странами Азиатско-Тихоокеанского региона регулируют только прямой российский экспорт водных биологических ресурсов и продукции из них и не образуют единой контролирующей базы по вторичному обороту сертификатов, что фактически обнуляет усилия российских надзорных ведомств по контролю за оборотом продукции из живых морских ресурсов, так как ключевые поставки продукции по ННН-промыслу осуществляются исключительно под видом продукции помещённой под таможенную процедуру таможенного транзита [4].

Таким образом, многообразие примитивных бумажных форм сертификатов законности вылова, в сочетании с отсутствием синхронизированной номенклатуры видов водных биологических ресурсов, подлежащих сертификации, а также несовершенство межправительственных соглашений формирует благоприятные условия для оборота продукции ННН-промысла на потребительских рынках указанных стран (таблица 1).

Таблица 1

Экономические последствия от ННН-промысла (2020 г. — 2024 г.)

Можно отметить, что ННН-промысел наносит существенный урон экономическим интересам Российской Федерации. Сокращаются доходы в бюджет, с 2020 года потери составляли примерно 500 млн.долл., на 2024 год эта сумма увеличилась до 754 млн.долл. ННН-промысел также затронул и международную экономику других государств, потери для международных рыбных отраслей на 2020 год составили 1000 млн.долл. к 2024 году сумма возросла до катастрофической точки в 1500 млн.долл. Для борьбы с ННН-промыслом Российская Федерация в 2020 году потратила порядка 100 млн.долл. к 2024 году сумма увеличилась до 120 млн.долл. [3]. Не стоит забывать, что ННН-промысел приводит к истощению рыбных ресурсов, рыбных запасов, негативно влияет на конкурентоспособность российских рыбохозяйственных организаций. Как следствие, все эти факторы отрицательно влияют на развитие отечественного рыбного промысла и на развитие экономики в целом.

Изменившаяся геополитическая конъюнктура оказала негативное воздействие на возможность экспортировать российскую рыбу и рыбную продукцию. Для российских экспортёров основным рынком реализации был рынок Соединённых Штатов Америки и частично рынки Европейского Союза. Сейчас они вынуждены искать новые рынки сбыта, что усложняет документооборот при транспортировке продукции. Это приводит к усилению мер контроля со стороны регулирующих органов третьих стран под предлогом практической реализации Соглашения с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединённых Наций — FAO (специализированное учреждение ООН, занимающееся вопросами международной продовольственной безопасности и сельскохозяйственного развития) о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации ННН-промысла, 

Хорошим подспорьем для решения проблем российских экспортеров морепродуктов выступает возможность использования формы сертификата законности вылова для экспорта водных биологических ресурсов в страны Европейского Союза. Однако, данный документ не охватывает весь ассортимент продукции из водных биологических ресурсов российского вылова, поэтому не может претендовать на роль универсального инструмента поддержки российского экспорта [1]. По этой причине российские экспортеры вынуждены подтверждать законность происхождения, к примеру, рыбьего жира и продукции из тихоокеанских лососей речного вылова через генерацию форм корпоративных сертификатов законности происхождения, заверяя их собственной печатью и подписью.

Вывод и предложения. Для наращивания экспортного потенциала российской рыбной продукции в Китайскую Народную Республику и Республику Корея необходимо ускорить работу по оцифровке сертификатов законности вылова. Помимо этого, стоит рассмотреть возможность разработки Федерального закона о контроле за продвижением рыбной продукции. Данный законопроект позволит ввести требования предъявленя сертификата законности происхождения для всей импортируемой рыбной продукции, а также получить дополнительный инструмент контроля за оборотом рыбной продукции на российском внутреннем рынке. Он может стать рычагом воздействия на продвижение российской инициативы по гармонизации сертификатов законности вылова и их перевода в цифровой формат при переговорах с третьими странами.

Список литературы

1. Бекяшев Д. К. Современные международно-правовые проблемы рыболовства [электронный ресурс] – Режим доступа:   https://mgimo.ru/science/diss/Bekyashev_diss.pdf (дата обращения: 30.09.2025).

2. Колончин К.В. Экспорт продукции рыбохозяйственного комплекса России, существующие барьеры и основные направления развития //Пищевая промышленность – 2019. –  № 3. –  с. 30-34.

3. Томасевич, А. А. Анализ незаконного промысла в водных объектах Азово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна (по данным Темрюкского поста госмониторинга ВБР и среды их обитания) / А. А. Томасевич, Р. Г. Сидоров // Биологическое разнообразие: изучение, сохранение, восстановление, рациональное использование : Материалы II Международной научно-практической конференции, Керчь, 27–30 мая 2020 года. – Керчь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2020. – С. 480-483. 

4. Концепция развития экспорта российской рыбной продукции. Краткая версия. Основные данные и выводы 2021 [электронный ресурс] – Режим доступа: https://aemcx.ru/wp-content/uploads/2022/04 (дата обращения: 01.10.2025).

5. МРФ-2022: Россия делает ставку на инвестиции и технологический суверенитет [электронный ресурс] – Режим доступа: https://fish.gov.ru/news/2022/09/22/mrf-2022-rossiya-delaet-stavku-na-investiczii-i-tehnologicheskij-suverenitet/?ysclid=mgjv9a6cn7656223576 (дата обращения: 27.09.2025).

References

1. Bekyashev D. K. Modern international legal problems of fishing [electronic resource] – Access mode: https://mgimo.ru/science/diss/Bekyashev_diss.pdf (date of reference: 30.09.2025).

2. Kolonchin K.V. Export of products of the Russian fisheries complex, existing barriers and main directions of development //Food industry – 2019. – No. 3. – pp. 30-34.

3. Tomasevich, A. A. Analysis of illegal fishing in the waters of the Azov-Black Sea fisheries basin (according to the Temryuk State Monitoring Post of the Siberian Federal District and their habitat) / A. A. Tomasevich, R. G. Sidorov // Biological diversity: study, conservation, restoration, rational use : Proceedings of the II International Scientific and Practical Conference, Kerch, May 27-30, 2020. – Kerch: Limited Liability Company «Publishing House Printing House «Arial», 2020. – pp. 480-483. 

4. The concept of export development of Russian fish products. The short version. Basic data and conclusions 2021 [electronic resource] – Access mode: https://aemcx.ru/wp-content/uploads/2022/04 (date of access: 01.10.2025).

5. MYFF-2022: Russia relies on investments and technological sovereignty [electronic resource] – Access mode: https://fish.gov.ru/news/2022/09/22/mrf-2022-rossiya-delaet-stavku-na-investiczii-i-tehnologicheskij-suverenitet/?ysclid=mgjv9a6cn7656223576 (accessed: 09/27/2025).

Информация об авторе:

Черданцев Вадим Петрович, д.э.н., профессор, советник Центра экономических исследований рыбного хозяйства ФГБНУ «ВНИРО», г. Москва
Уренцова Александра Рудольфовна, соискатель ФГБНУ «ВНИРО», г. Москва
Бородай Максим Александрович, соискатель ФГБНУ «ВНИРО», г. Москва



Information about the author:

Vadim Petrovich Cherdantsev,
Doctor of Economics, Professor, Advisor to the Center for Economic Research of Fisheries, Federal State Budgetary Scientific Institution «VNIRO», Moscow
Urentsova Alexandra Rudolfovna, applicant of the Federal State Budgetary Scientific Institution «VNIRO», Moscow
Boroday Maxim Aleksandrovich, applicant of the Federal State Budgetary Scientific Institution «VNIRO», Moscow


Фото: times.seafoodlegacy.com

Добавить комментарий

Войти с помощью: