Об Авторе: Вороненкова Галина Федоровна — доктор филологических наук, профессор кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, директор Свободного Российско-Германского института публицистики (СвРГИП).
About the author: Voronenkova Galina — Doctor of Philology, Professor of the Department of Foreign Journalism and Literature Faculty of Journalism for Moscow State University , Director of the Free Russian-German Institute for Journalism (SvRGIP).
Аннотация: Статья посвящена анализу разницы законодательства о средствах массово информации в Германии и России. Проанализированы правовые основы СМИ ФРГ, которые базируются на общепризнанных международных актах. Раскрыты все основные регуляторы СМИ. Определен ряд существующих законодательных актов в Федеративной республике, регулирующих деятельность СМИ, таких как законы: “О защите молодежи и ограничении насилия” и “Об ограничении рекламы и защите целостности произведений искусства”, “Государственный договор о радиовещании и телевидении ”, “Закон о картелях», земельные законы о прессе и другие. Описана правовая основа, составляющая также регламентацию по связи, положения об издательском деле и правах издателей, о предприятиях, тарифные договоры, а также «Директивы Германского совета прессы». Обосновано отсутствие в стране государственных инстанций, непосредственно руководящих немецкой прессой.
Annotation: This article analyzes the difference of the legislation on the media in Germany and Russia, the legal framework of German Media, which based on generally accepted international regulations, disclosed all the major media regulators. The article identifies number of existing legislative acts, the regulation of media activity, e.g. laws, «On protection of young people and the reduction of violence» and «On limiting advertising and protecting the integrity of works of art», «State Treaty on Broadcasting,» «Law Cartel «land-for laws on the press and others». The article shows the legal framework and regulation component of communications, the provisions of publishing and rights of publishers of enterprises, tariff contract of thieves, as well as the «Guidelines of the German Press Council», justified by the absence of state institutions in the country, directly guiding the German press.
Ключевые слова: защита, интеллектуальная собственность, закон, средства массовой информации, правовые основы.
В Германии, в отличие от России, нет закона о средствах массовой информации. Правовые основы СМИ ФРГ базируются на общепризнанных международных актах – Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года (Ст. 19), Конвенции ЕС о защите прав человека и основных свободах (1950), Международном пакте о гражданских и политических правах (1966), вступившем в силу 23 марта 1976 года, заключительных актах Хельсинки (1975), Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (Ст. 10), Хартии ЕС об основных правах (7.12.2000), (Ст. 11 параграф 2) и др. Главным гарантом свободы слова, печати и информации является Основной закон (§ 1 Ст. 5). Это означает, что все СМИ сами решают, какую информацию предъявить общественности. Любой гражданин имеет право на свободное получение информации и распространение своего мнения.
Однако это не значит, что в Германии отсутствуют регуляторы СМИ. Они определены законодательно и носят обязательный характер. Согласно § 2 той же Ст. 5, свобода мнений, информации и печати «может быть ограничена только общими законами (Гражданский и Уголовный кодексы), законоположениями о защите молодежи и личного достоинства граждан». Решение о том, выходят СМИ за рамки закона или нет, находится в компетенции независимого Конституционного суда. В принципе, положения о злоупотреблении свободой массовой информации или использовании ее в целях совершения уголовно наказуемых деяний адекватны таковым в Российском законодательстве. Это разглашение сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, призыв к насильственному захвату власти, свержению государственного строя, разжигание нетерпимости или национальной розни, пропаганда войны. В случаях доказательства вины журналистам и органам СМИ грозит уголовная, административная или иная ответственность. Особенно сложны в определении и приводят к конфликтам ограничения, касающиеся выражения собственного мнения, так как законом гарантируются: (а) защита личного достоинства граждан; (б) защита личности; (в) защита предприятия; (г) защита государства.
Кроме Основного закона в Федеративной республике существует ряд законодательных актов, регулирующих деятельность СМИ. К ним относятся законы «О защите молодежи и ограничении насилия» и «Об ограничении рекламы и защите целостности произведений искусства», «Государственный договор о радиовещании и телевидении», «Закон о картелях», земельные законы о прессе и другие. Правовую основу составляют также регламентации по связи, положения об издательском деле и правах издателей, о предприятиях, тарифные договоры, а также «Директивы Германского совета прессы».
В стране нет государственных инстанций, непосредственно руководящих немецкой прессой. Ведомство печати и информации федерального правительства Bundespresseamt (BPA) осуществляет свою информационную политику, взаимодействуя со средствами массовой информации, выполняя роль «посредника» между правительством и общественностью. Ведомство печати и информации не вмешивается в дела средств массовой информации, не навязывает им свои позиции и оценки, а лишь помогает в информировании общественности. Юридическая ответственность СМИ в Германии наступает только после решения суда.
Координатором средств информации, выполняющим роль «морального судьи» и являющимся чем-то вроде «совести прессы», является Германский совет прессы Der Deutsche Presserat – общественное объединение, образованное самими издателями, рекламодателями и читателями. На протяжении более 60 лет главными задачами ГСП являются наблюдение за осуществлением свободы печатного слова в Германии и содействие устранению недостатков в работе прессы, поддержка ее авторитета и престижа. В то же время Совет поддерживает развитие новых тенденций в области журналистики и «распутывает» связанные с печатными СМИ недоразумения. Совет наделен правом вносить в законодательные органы правительства предложения по издательским и вопросам печати, а также высказывать свое мнение о законах, относящихся к печати. Это самостоятельный, не подчиненный государству орган. Он был создан по инициативе газет и журналов, радио и телевидения в западных землях, когда разгорелась дискуссия о необходимости принятия закона «О средствах массовой информации». В его составе два издательских объединения – Федеральное объединение германских газетных издателей Bundesverband Deutscher Zeitungsverleger и Объединение германских журнальных издателей Verband Deutscher Zeitschriftenverleger, а также Германский союз журналистов Deutscher Journalisten Verband и Отраслевой профсоюз средств массовой информации Industriegewerkschaft Medien – Fachgruppe Journalismus.
В 2001 году произошло слияние ИГ Медиен с ИГ Друк унд Папир, ИГ Кунст, культур унд Медиен, получив название Ферайнте Динстляйстунгсгеверкшафт – Фер.ди (ver.di). Как Объединенный профсоюз сферы услуг, он обслуживает рабочих и служащих более 1.000 профессий. Согласно официальным документам, «политика в области тарифов» – это основное дело Фер.ди.
Высшим принципом немецкой прессы объявлено уважение к правде и правдивое информирование общественности. При этом исключается монопольное право на информацию и запрещается заключение договоров на исключительное право на получение информации о событии, процессе и т. п. Об этом говорится в §1 (п. 1.1.) Кодекса прессы, определяющего, чем должны руководствоваться СМИ в своей деятельности.
В немецких СМИ остро стоит вопрос о рекламе. Чтобы пресса не попадала в зависимость от частных или коммерческих интересов, издатели и редакторы обязаны следить за четким разграничением между редакционной частью органа прессы и рекламными публикациями. Об этом говорится в § 7 Кодекса. Общее для всех требование – «разделение редакционной части и отдела рекламных объявлений». Любой вид рекламы (в виде текстов, фотографий, рисунков) должен быть четко обозначен. Для этого используются специальные шрифты, особое расположение и форма подачи рекламы, отличная от редакционного текста. В интересах сохранения доверия к прессе, редакционные публикации, рассказывающие о фирмах, их продуктах, услугах и т. п., не должны переходить определенной границы, за которой начинается реклама. Иными словами, скрытая реклама запрещена.
Основу современной правовой базы СМИ Германии составляют земельные законы: каждая земля имеет свою конституцию и закон о СМИ. В старых федеральных землях они создавались в промежутке с 1949 года (земля Гессен) до 1966 года (Северный Рейн – Вестфалия). До тех пор, пока законы не были разработаны, действовал Закон о прессе 1874 года. В основе своей земельные законы похожи друг на друга, значительная часть их разделов совпадает: обязательная публикация выходных данных, право на опровержение в случае опубликования недостоверной информации, право отказа журналистов от дачи свидетельских показаний. Однако некоторые важные параграфы носят самостоятельный характер.
Большой интерес для России представляет германское законодательство в области аудиовизуальных средств массовой информации. Необходимо отметить, что в Германии мало федеральных законов об электронных СМИ. Основным законом, регулирующим деятельность аудиовизуальных СМИ, является Государственный договор о радиовещании и телевидении (Staatsvertrag fuer Rundfunk und Telemedien), вступивший в силу 01.06.09. Он является 12-й редакцией (поэтому называется 12-й Госдоговор) переработанного «Государственного договора о радиовещании и телевидении в объединенной Германии» (Staatsvertrag ueber den Rundfunk in vereinten Deutschland – RStV), принятого 31 августа 1991 года и вступившего в силу 1 января 1992 года. Договор состоит из 7 разделов и содержит положения как для частного, так и для общественно-правового вещания. Поэтому он является правовой основой для дуальной системы вещания. Ключевыми принципами договора являются: программная политика, требования к рекламе, лицензиям, к проблеме концентрации СМИ. Согласно этому договору все новые Интернет-предложения АРД и ЦДФ перед публикацией в сети должны проходить так называемый «трехступенчатый тест» (Drei-Stufen Test). Трехступенчатая проверка подразумевает следующее: во-первых, она должна установить, насколько медиапродукт соответствует демократическим, социальным и культурным потребностям общества, во-вторых, оценить, какой качественный вклад он вносит в публицистическую конкуренцию, и в-третьих, установить, каких он требует финансовых издержек. Эта проверка поручается внутренним руководящим органам вещательных компаний – телерадиосоветам.
Второй важный общенациональный закон – «Государственный договор о защите молодежи в СМИ» (Jugendmedienschutz-Staatsvertrag) от 08.09.03.2005 г., являющийся переработанным и дополненным договором «О защите молодежи в дигитальном пространстве» от 22.12.2003 г. (Jugendmedienschutz-Staatsvertrag, der Mediendienste-Staatsvertrag sowie das Telekommunikationsgesetz (TKG). Этот договор создает правовые основы для защиты прав молодежи в электронных средствах массовой информации (Интернет, телевидение, радио).
Третий важный общенациональный закон – «Закон о телемедиа» (Telemediengesetz), принятый 26.02.2007 г. и вступивший в силу 1.03.2007 г. (BGBl. I 2007 S. 179). Telemedia-закон является главным и основным законом для Интернета, а также обязательным для всех электронных и коммуникационных служб СМИ, которые не оказывают телекоммуникационные услуги в соответствии с § 3 № 24 «Закона о телекоммуникациях» (Telekommunikationsgesetz) или в соответствии с § 2 Госдоговора. Этот закон регулирует взаимоотношения в области международного частного права. Помимо этих законов есть закон о защите данных (BGBl I, 2814), вступивший в силу 1 сентября 2009 года; закон о запрете на пользование мобильным телефоном во время движения (§ 1 II StVO § 23 I a StVO); закон о регулировании народных порталов в Интернете (BR-Dr 174/09). Законодательство в области электронных СМИ, включая э-юстиц («eJustice») и э-законодательный процесс («E-Prozessrecht»), регулируют §§ 130 a, 130 b, 128 a.
К ним относятся, помимо названных выше, принятый 1 августа 1997 года «Закон о телеслужбах» (Teledienstgesetz/TDG), а также законы, касающиеся двух ТРК – «Немецкая волна» и «Дойчландфунк». Законы об этих тогда иновещательных радиокомпаниях были приняты в 1955 году, но в 1960 году вступили в противоречие с законами федеральных земель. Рамочным законом, регулирующим информационные и коммуникационные структуры, является вступивший в силу 22 июля 1997 года «Закон об информационных и коммуникационных службах» (IuKDG), состоящий из 11 статей и включающий «Закон о телеслужбах» и «Закон о защите данных телеслужб». Разграничение компетенции между центром и землями происходит в следующих сферах: лицензирование ТРК на федеральном уровне, финансовые отчисления доли прибыли в федеральный бюджет и распределении частот для ТРК.
Главными правовыми источниками в землях являются договоры, которые заключаются между правительствами с 1959 года. В соответствии с новыми земельными законами о радио- и телевещании были созданы Земельные ведомства по делам СМИ. В сферу их компетенции входит выдача лицензий на определенный срок частным радио- и телеканалам, а также наблюдение за деятельностью электронных средств массовой информации и за поддержанием плюрализма мнений на частном телевидении. Каждый из этих законов определяет рамки для регионального общественно-правового и частного вещания. Земля устанавливает организационную структуру, цели и задачи теле- и радиовещательных компаний. Законы земель включают в себя требования о лицензировании частных программ теле- и радиовещания. Закон о СМИ земли является правовой основой для организации вещания, например в Баден-Вюртемберге, дополняет Государственный договор.
Эти ведомства являются общественно-правовыми институтами и базируются на самоуправлении. При этом их задачи, сфера деятельности и процедура назначения новых членов похожи во всех 16 федеральных землях Германии. Контрольный орган этих ведомств состоит из определенного числа (от 19 до 77 человек) представителей различных организаций и объединений. Согласно земельным законам Гамбурга, Бремена и земли Северный Рейн – Вестфалия, каждый канал должен отображать мнения всех групп и слоев населения. В то же время в соответствии с законами Берлина и Баварии плюрализм мнений должны обеспечивать все каналы в совокупности, а не каждый в отдельности.
Самым, пожалуй, важным является Второй закон об охране интеллектуальной собственности и соблюдении авторских прав в информационном обществе. Первый немецкий закон об авторском праве был принят германским рейхстагом в 1901 году и назывался Законом об авторском праве в произведениях литературы и музыки. Он оставался в силе до 1965 года и был заменен Законом об авторском праве и смежных правах.
Авторское право в Германии кодифицировано в нескольких документах – в Законе об авторском праве (UrhG /Copyright Act) от 1965 года, Закон об охране (WahrnG) и издательской деятельности (VerlG). Они включают охрану интеллектуальной собственности (например, патенты и товарные знаки) и сопряжены с немецким частным правом. Законом охраняются результаты интеллектуальной деятельности (так называемая интеллектуальная собственность) в коммерческой сфере, немецкий закон об авторском праве защищает интеллектуальную собственность в области культуры. Это рассматривается как стимул для творчества.
Реформы в области Copyright
Изменения с авторского права Германии связаны с Директивой EC «О гармонизации некоторых аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе» № 2001 /29/ЕС 2001 г. В целом, общеевропейские требования по защите авторских прав зафиксированы в шести Директивах Еврокомиссии. Они охватывают охрану компьютерных программ; право проката и предоставления в пользование произведений и режим смежных прав; срок охраны; эфирное вещание через спутник и кабельную ретрансляцию; охрану баз данных; комплексное правовое регулирование в информационном обществе. В сентябре 2003 года большая часть нового закона об авторском праве вступила в силу.
Изменения в Первой корзине коснулись появления новых средств коммуникации, к которым предоставлен доступ общества – Интернет-издания и публикации. В апреле 2004 года Федеральное министерство юстиции Германии запланировало новую реформу авторского права («Второй корзины») с целью ограничить права своих пользователей, авторов и правообладателей в соответствии с директивой ЕС.
5 июля 2007 года Бундестаг принял второй закон об охране авторского права в информационном обществе (Zweites Gesetz zur Regelung des Urheberrechts in der Informationsgesellschaft). После утверждения Бундесратом 21 сентября и публикации в Федеральном вестнике законов Закон вступил в силу 1 октября января 2008 года (BGBl. I 2007, S. 2513 ff.). Синоптическое сравнение старого и нового законодательства было одобрено (DFG) исследовательской группой по подготовке научных кадров по вопросам интеллектуальной собственности и гражданских свобод в университете Байройта.
Несомненный интерес для исследователей представляют изменения, которые внесены в этот закон.
Во-первых, это коснулось отношений авторских прав и науки.
Согласно параграфу 52-а, в учебных целях разрешалось использовать небольшую часть произведений или отдельные журнальные статьи строго ограниченной категории лиц, что, как правило, делали студенты без согласия правообладателя. Этот пункт должен был прекратить свое действие в конце 2006 года. На основании статьи 1 пункта 2 «Пятого закона о внесении изменений в авторское право» (от 10 ноября 2006 года) это положение было продлено до 31 декабря 2008 года.
Новый параграф 52-b регулирует использование публичных и академических библиотек с электронным доступом к произведениям. Оцифрованные произведения могут читаться в определенных местах соответствующих библиотек. Любое использование этого контента за пределами библиотеки, даже в другом помещении этого же университета запрещается.
Заново добавленный параграф 53а регулирует доставку продукции через быстрые удаленные серверы и клиентские приложения для обмена сообщениями и групповой работы (типа Subito). В отличие от требований издательств, законодатель не запрещает доставку статей по удаленной связи, но строго ограничивает ее. Так, библиотеки могут отправить журнальные статьи если у издательств нет соответствующих онлайновых услуг и то только в виде графического файла, т. е. без возможности использования текста.
Во-вторых, отрегулировано приватное копирование: новый раздел § 53 запретил обмен контентом, защищенного авторским правом, через пиринговые, децентрализованные сети (peer-to-peer)[1], за исключением тех случаев, когда автор делает это для широкой публики (например, в социальном домене, LFFI, GPL-SFA, GPL).
Федеральное правительство отказалось также от того, чтобы осуществлять частное копирование с целью технических мер защиты (DRM), хотя это соответствует статье 6 раздела 4 Директивы ЕС и было возможно в некоторой степени.
Федеральное правительство не приняло позицию музыкальной и киноиндустрии, чтобы ограничить права частного копирования аналоговых копий (IFPI), или полностью запретить показ фильмов в течение года после премьерного показа в кинотеатрах, как этого требовала киноиндустрия. Это означает, что частные копии, которые не защищены от копирования материала, в том числе в цифровом виде, разрешены. Запрет на копирование документа, подготовленного явно незаконным способом и являющимся социально вредным, был продлен с 1 января 2008 года. Законодательством ЕС ничего не было определено в отношении запрета для защиты копирования от взлома.
В-третьих, изменения коснулись компенсаций: автору выплачивается стандартный гонорар при использовании частного копирования и других разрешенных видов, что регулируется статьей 54-а. В § 1 в частности установлено, что размер компенсации зависит во многом от того, как часто используются сигналы DRM[2]. Если сигналы DRM используются для покрытия площадей, то нагрузка на оборудование и носители больше не может оправдывать свое назначение и будет в этом случае удалена. Министр юстиции Циприс называет это системой сообщающихся сосудов: чем меньше с помощью DRM публикуется работ, тем выше плата, поэтому с DRM многие работают все меньше, и в конечном итоге он может исчезнуть совсем.
В-четвертых, кодифицированы штрафные санкции. Изначально планировалось ввести Статью 106 – так называемое минимальное правило (Bagatellklausel) – которая прописывает, что на тех, кто незаконно воспроизводит защищенный авторским правом продукт, не распространяется наказание, т. к. они работают с небольшими количествами и только для своего личного использования. Таким образом должна была быть предотвращена «криминализация школьных дворов». Законодателям казалось не уместным искать нарушение авторских прав, если произведения используются несовершеннолетними, но только в личных целях.
Бытовало мнение, что полное принятие авторских прав противозаконно, поэтому в постановлении, принятом 22 Марта 2006 года, федеральное правительство под массивным давлением, как считают исследователи, со стороны лоббистов индустрии развлечений, обратило особое внимание на это минимальное правило. Благодаря ему, в настоящем теоретически все пользователи, которые применяют сети P2P (файлообмен), могут получить до трех лет лишения свободы. На практике таких высоких штрафов вряд ли стоит ожидать, особенно в музыкальной индустрии – из-за трудностей с передающей техникой в сетях P2P, поскольку трудно доказать нарушение авторских прав.
Поскольку новые правила обсуждали различные заинтересованные стороны, реакция на реформу защиты авторских прав была в Германии неоднозначной. Ассоциация немецкой книжной торговли подвергла критике законодательную возможность создавать больше электронных копий для чтения, выдавая их одновременно на специально выделенные места в соответствующих библиотеках, что, по их мнению, увеличит нагрузку на издателей научной литературы.
Союз защиты интеллектуальной собственности в науке и системе образования одобрил проект издателей и распространителей, т. к., по его заключению, он дает большую возможность людям использовать знания, что пока в значительной степени ограничивается. Союз исходит из того, что для образования и науки свободный доступ к знаниям и информации является необходимым, и не должны превалировать экономические интересы. Скорее всего, только сами издательства могут и должны решать, будут ли они распространять свой продукт в Интернете на других игроков, т. к. это может препятствовать строительству современных онлайн-библиотек.
Ассоциация звукозаписывающей промышленности IFPI потребовала полной отмены права на частное копирование (скачивание) и ужесточение санкций в отношении нарушения авторских прав в этом сегменте.
[1] Однора́нговая, децентрализо́ванная или пи́ринговая (от англ. peer-to-peer, P2P — равный к равному) сеть — это оверлейная компьютерная сеть, основанная на равноправии участников
[2] Простейший гетеродинный приемник сигналов DRM содержит преобразователь частоты с гетеродином, настроенным на 12 кГц ниже частоты сигнала, полосовой фильтр 12 ± 10 кГц…