Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Некоторые новации в сфере защиты окружающей среды до, в период и после вооруженных конфликтов

Саур-Могила 2014г

В рамках настоящей статьи показан генезис формирования международно-правовой базы защиты окружающей среды в период вооруженных конфликтов и обосновывается объективная необходимость ее дальнейшего развития, особенно в части до и после вооруженного конфликта. Авторы детально анализируют положения проекта принципов, касающихся защиты окружающей среды в связи с вооруженными конфликтами, принятый в 2022 г. Комиссией международного права ООН, и делают вывод о необходимости его реализации в национальных законодательствах государств.

Ключевые слова: КМП, вооруженный конфликт, окружающая среда, международное гуманитарное право, международное экологическое право

Some innovations in the field of environmental protection before, during and after armed conflicts

Abstract: This article shows the genesis of the formation of the international legal framework for the protection of the environment during armed conflicts and substantiates the objective need for its further development. The authors analyze in detail the provisions of the draft principles relating to the protection of the environment in connection with armed conflicts, adopted in 2022 by the UN International Law Commission, and conclude that it is necessary to implement it in the national legislations of states.

Keywords: ILC, armed conflict, environment, international humanitarian law, international environmental law.

Человечество всегда считало военные потери по числу убитых и раненых солдат и мирных жителей, разрушенных городов и инфраструктуры, а окружающая среда оставалась тихой и незаметной жертвой войны. Для победы в войне засыпались колодцы, сжигались посевы, вырубались леса, уничтожались угодья и вырезался скот. Вооруженные конфликты, к сожалению, несут существенный ущерб окружающей среде, часто оставляя неизгладимые шрамы на ландшафте.

До 70-х годов ХХ века в международных договорах, применяемых, как в мирное, так и в военное время, напрямую не упоминали окружающую среду в качестве объекта защиты во время вооруженных конфликтов. Ущерб, нанесенный США окружающей среде во время войны во Вьетнаме, заставил мировое сообщество обратить серьезное внимание на данную проблему. В результате нормы о защите окружающей среды во время вооруженных конфликтов были закреплены в Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1976 г. (Конвенция ЭНМОД)[1] и Дополнительном протоколе I к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г., касающемся жертв международных вооруженных конфликтов 1977 г. (ДП I)[2].

В дальнейшем соответствующие нормы в международных актах экологического характера. В этом отношении принцип 24 Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию 1992 г. гласит: «Война неизбежно оказывает разрушительное воздействие на процесс устойчивого развития. Поэтому государства должны уважать международное право, обеспечивающее защиту окружающей среды во время вооруженных конфликтов, и должны сотрудничать, при необходимости, в деле его дальнейшего развития»[3]. Конференция в Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию катализировала процессы кодификации в сфере защиты окружающей среды во время вооруженных конфликтов, но поскольку на межгосударственном уровне наблюдалась определенная стагнация в этом отношении, то она проходила на уровне международных неправительственных организаций в рамках Международного комитета красного креста (МККК) и Международного института гуманитарного права. Так были приняты Руководящие принципы для военных уставов и инструкций об охране окружающей среды в периоды вооруженных конфликтов (1994 г., обновлено в 2020 г.[4]) и Руководство по международному праву, применимому к вооруженным конфликтам на море (Сан-Ремо, 12.06.1994)[5].

В ноябре 2001 г. Генеральная Ассамблея ООН в резолюции 56/4 объявила 6 ноября каждого года Международным днем предотвращения эксплуатации окружающей среды во время войны и вооруженных конфликтов[6].

В этом контексте также важно отметить, что МККК подготовил большое исследование в части обычных норм международного гуманитарного права (МГП), среди которых есть ряд норм, направленных на защиту окружающей среды в период вооруженных конфликтов[7]. Оно готовилось более десяти лет, в процессе исследования учеными проводилась оценка практики государств в сфере МГП. Ученые-эксперты, а также группы исследователей занимались изучением практики государств в 47 странах (9 в Африке, 15 в Азии, 11 в Европе, 11 в Америке и 1 в Азиатско-Тихоокеанском регионе), что составляет четвертую часть государств мира. В состав российской национальной исследовательской группы вошли известные специалисты в области международного права — профессора Российского университета дружбы народов И.П. Блищенко и А.Х. Абашидзе[8]. Так относительно защиты окружающей среды можно, прежде всего, выделить такие обычные нормы: норма 43 «Общие принципы ведения военных действий применяются к окружающей среде» (A. Никакая часть окружающей среды не может стать объектом нападения, за исключением случаев, когда она является военным объектом; B. Запрещено уничтожение любой части окружающей среды, если этого не требует настоятельная военная необходимость; C. Запрещены нападения на военный объект, которые, как можно ожидать, попутно повлекут за собой такой ущерб окружающей среде, который был бы чрезмерным по отношению к ожидаемому конкретному и непосредственному военному преимуществу)[9]; норма 44 «Надлежащее принятие во внимание защиты окружающей среды при проведении военных операций» (при использовании методов и средств ведения войны должны надлежащим образом приниматься во внимание защита и сохранение окружающей среды. При проведении военных операций должны быть приняты все возможные меры предосторожности, чтобы избежать случайного ущерба окружающей среде или, во всяком случае, свести его к минимуму. Отсутствие точных научных знаний о последствиях определённых военных операций для окружающей среды не освобождает сторону в конфликте от принятия таких мер предосторожности)[10]; норма 45 «Причинение серьезного ущерба окружающей среде» (запрещается использовать методы и средства ведения войны, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьёзный ущерб окружающей среде. Запрещается использовать уничтожение окружающей среды в качестве оружия)[11].

С тех пор теория и практика международного права не стоит на месте в этой сфере международного сотрудничества, только за последний год произошел целый ряд событий: Комиссия международного права ООН (КМП) приняла проект принципов, касающихся защиты окружающей среды в связи с вооруженными конфликтами 2022 г., Международный суд ООН в феврале 2022 г. вынес, по сути, историческое решение о компенсации за ущерб природным ресурсам 60,000,000 долл. США в деле «Вооруженная деятельность на территории Конго (Демократическая Республика Конго против Уганды)»[12], в сентябре 2022 г. Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам обсудил проект замечания общего порядка «О соблюдении экономических, социальных и культурных прав в условиях вооруженных конфликтов»[13], а также интенсивно обсуждался на международном уровне вопрос внесения изменений в Римский статут о международном уголовном суде 1998 г. в части кодификации преступления экоцида[14]. Далее считаем целесообразным более подробно остановиться на анализе проект принципов КМП 2022 г., где на наш взгляд нашли отражения положения концептуального и фундаментального характера.

Учитывая существенные изменения в характере вооруженных конфликтов за последние десятилетия, существенную фрагментацию в регулировании вопросов защиты окружающей среды в период военных действий[15], необходимость в кодификации имеющихся норм и учет важности прогрессивного развития международного права в этой области КМП обратилась к этой тематике и в течение 10 лет (2013 г. — 2022 г.) разрабатывала тему «Защита окружающей среды в связи с вооруженными конфликтами»[16].

В мае 2022 года КМП приняла окончательную версию проекта 27 принципов, отправив их Генеральной Ассамблее ООН для окончательного рассмотрения перед принятием. Многие из проектов принципов уже основаны на международном праве, а некоторые содержат рекомендации по передовой практике.

Являясь кульминацией десятилетней работы КМП, проект принципов, несомненно, представляет собой важный момент в развитии международно-правовой охраны окружающей среды военного времени. Представляется, что этот документ вносит существенный вклад в согласование правовой базы для защиты окружающей среды в связи с вооруженным конфликтом. Проекты принципов объединяют обширный свод норм, охватывающих международные и немеждународные вооруженные конфликты, а также ситуации оккупации (принципы 19-21).

Прежде всего следует подчеркнуть два ключевых аспекта в проекте принципов. Во-первых, новаторским было решение использовать целостный подход, обеспечивающий анализ средств правовой защиты, предоставляемых не только во время конфликта, но и до его возникновения, и в постконфликтный период (принцип 1). Во-вторых, методологически этот темпоральный подход допускал инновационное видение, а именно фокус за пределами МГП. Любая область правового регулирования сегодня представляет собой сложную сеть взаимодействий между прежде отдельными отраслями и институтами права. Поэтому КМП вышла за пределы анализа МГП и провела всестороннее рассмотрение вопросов, опираясь на такие области международного права как международное экологическое право, международное право прав человека (включая анализ обязательств в области бизнеса и прав человека), и международное право разоружения. Таким образом, проекты принципов представляют собой синтез кодификации норм различных отраслей международного права и прогрессивного развития, которым государствам и международным организациям рекомендуется следовать. Например, проект принципа 16 повторяет четко установленную договорную норму о том, что разграбление природных ресурсов запрещено, а в проекте принципа 14 зафиксировано, что МГП, в т.ч. принципы и нормы в отношении проведения различия, соразмерности и мер предосторожности, применяются к окружающей среде с целью ее защиты. Также прогрессивное развитие международного права можно отметить в постконфликтном регулировании (принцип 22-27), где анализируются обязательства по восстановлению окружающей среды, обмену информацией, ответственности и сотрудничеству – вопросы, которые обычно не включаются в международно-правовые документы и оказываются довольно неуловимыми.

Проект Принципа 8 о перемещении людей по-новому смотрит на проблему, рекомендуя государствам не только защищать окружающую среду в месте их нахождения, но и оказывать помощь таким лицам и местным сообществам. Важно отметить, что охрана окружающей среды также распространяется на зоны транзита.

Российскому глазу приятно видеть принцип 12, который распространяет «оговорку Мартенса» на защиту окружающей среды в связи с вооруженными конфликтами.

Помимо уже давно признанной договорной нормы об обозначении охраняемых зон (принцип 4) проект также отдельно предусматривает защиту окружающей среды на землях и территориях коренных народов (принцип 5).

Уникальность проекта статей состоит в том, что он содержит обязательства для государств по усилению контроля в отношении коммерческих предприятий. Проекты принципов 10 и 11 о корпоративной должной осмотрительности (due diligence) и корпоративной ответственности соответственно требуют, чтобы государства обеспечивали, чтобы коммерческие предприятия осуществляли должную осмотрительность и защищали окружающую среду и здоровье человека в районах, затронутых конфликтом. Эти два положения являются важным дополнением, чтобы удержать корпоративных субъектов от охоты на местные на природные ресурсы в такие неспокойные времена, а также предотвращения финансирования конфликтов за счет эксплуатации и торговли ими.

В заключение отметим, что проект принципов сопровождается обширным комментарием КМП (более ста страниц)[17], где отмечается, что «настоящий свод принципов содержит положения разной нормативной силы, включая положения, отражающие обычное международное право, и положения, содержащие рекомендации для его прогрессивного развития»[18].

Реализация проектов принципов станет последним шагом, и ожидается, что государства будут реализовывать их во внутреннем законодательство, в т.ч. в военных уставах. Таким образом, проект принципов, несомненно, послужит для государств предметом диалога для дальнейшего обсуждения того, как защитить окружающую среду до вооруженного конфликта, во время него и после окончания. Данный проект принципов представляет собой важную возможность добиться ощутимых и значимых изменений в жизни и окружающей среде людей, оказавшихся в центре вооруженного конфликта.


Информация об авторах:

Солнцев Александр Михайлович — заместитель заведующего кафедрой международного права Российского университета дружбы народов, кандидат юридических наук, доцент, член Всемирной комиссии по экологическому праву Международного Союза охраны природы.

Остроухов Николай Викторович — профессор кафедры международного права Российского университета дружбы народов, доктор юридических наук.

Information about the authors:

Solntsev Alexander Mikhailovich — Deputy Head of the Department of International Law of the Peoples’ Friendship University of Russia, Ph.D. legal Sci., Associate Professor, Member of the World Commission on Environmental Law of the International Union for Conservation of Nature.

Ostroukhov Nikolai Viktorovich — Professor of the Department of International Law of the Peoples’ Friendship University of Russia, Doctor of Law. Sciences.


[1] От англ. ENMOD — Environmental Modification Convention on Military or Any Other Hostile Use of Environmental Modification Techniques. Проект Конвенции был предложен СССР.

[2] На Конференции при принятии Дополнительного протокола II к Женевским конвенциям о защите жертв войны от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера 8 июля 1977 г., вносилось предложение включить в текст подобные нормы, но эта идея была отвергнута.

[3] Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию 1992 г. https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl.shtml

[4] Guidelines on the protection of the natural environment in armed conflict rules and recommendations relating to the protection of the natural environment under international humanitarian law, with commentary. Geneva, 2020. https://shop.icrc.org/guidelines-on-the-protection-of-the-natural-environment-in-armed-conflict-pdf-en.html

[5] См.: Абашидзе А.Х., Васильев Ю.Г., Солнцев А.М. Международное экологическое право: Документы и комментарии. Выпуск II. Защита окружающей среды во время вооруженных конфликтов. — М.: РУДН, 2009.

[6] Резолюция Генеральная Ассамблея ООН 56/4 от 5 ноября 2001 г. Проведение Международного дня предотвращения эксплуатации окружающей среды во время войны и вооруженных конфликтов.

[7] Обычное международное гуманитарное право // Под ред. Жан-Мари Хенкертс, Луизы Досвальд-Бек. Кэмбридж, 2005. (Customary International Humanitarian Law / Ed. by Jean-Marie Henckaerts, Louise Doswald-Beck. Cambridge University Press, 2005.) Книга доступна в интернет на сайте МККК: https://www.icrc.org/en/doc/assets/files/other/customary-international-humanitarian-law-i-icrc-eng.pdf

[8] Подробнее см.: Солнцев А.М. Рецензия на книгу: Обычное международное гуманитарное право // Под ред. Жан-Мари Хенкертс, Луизы Досвальд-Бек. Кэмбридж, 2005. (Customary International Humanitarian Law / Ed. by Jean-Marie Henckaerts, Louise Doswald-Beck. Cambridge University Press, 2005.). Московский журнал международного права. 2006;(3):212-217.

[9] https://ihl-databases.icrc.org/customary-ihl/rus/docs/v1_cha_chapter14_rule43

[10] https://ihl-databases.icrc.org/customary-ihl/rus/docs/v1_cha_chapter14_rule44

[11] https://ihl-databases.icrc.org/customary-ihl/rus/docs/v1_cha_chapter14_rule45

[12] Armed Activities on the Territory of the Congo (Democratic Republic of the Congo v. Uganda) // https://www.icj-cij.org/en/case/116

[13] https://tbinternet.ohchr.org/_layouts/15/treatybodyexternal/SessionDetails1.aspx?SessionID=2550&Lang=en

[14] Jérôme de Hemptinne. Ecocide: an Ambiguous Crime? (August 29, 2022) // https://www.ejiltalk.org/ecocide-an-ambiguous-crime/. Подробнее о проблеме см.: Абашидзе А.Х., Солнцев А.М. Экоцид как международное преступление: проблемы и перспективы // Международное уголовное правосудие: Современные проблемы : Монография / Под. ред. Г.И. Богуша, Е.Н. Трикоз — М: Институт права и публичной политики, 2009. — С. 258-274

[15] Так ЮНЕП в 2009 опубликовал доклад, в конце которого было выделено 11 рекомендаций по повышению эффективности международно-правового режима защиты окружающей среды в период вооруженных конфликтов: Protecting the Environment During Armed Conflict. An Inventory and Analysis of International Law. Nairobi, 2009. P.51-54. https://postconflict.unep.ch/publications/int_law.pdf

[16] Analytical Guide to the Work of the International Law Commission

Protection of the environment in relation to armed conflicts. https://legal.un.org/ilc/guide/8_7.shtml

[17] Док. ООН A/77/10, с.110-216.

[18] Док. ООН A/77/10, с.110.

Добавить комментарий

Войти с помощью: