Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Некоторые правовые аспекты регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации

Об авторе: Горланова Анастасия Юрьевна, студентка 2 курса магистратуры факультета международных отношений и международного права Дипломатической академии МИД России.

About the author: Anastasia Gorlanova, 2nd year student of Magistracy of the Faculty of international relations and international law, Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.

Аннотация: в статье рассматриваются некоторые аспекты и особенности правового регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации. Анализируются положения международных договоров и внутригосударственных нормативных актов об иностранных инвестициях. Речь также идет о механизмах разрешения инвестиционного спора.

Annotation: The article regards some aspects and features of legal regulation of investment activity in the Russian Federation. The article analyzes the provisions of international treaties and domestic regulations on foreign investment as far as investment dispute settlement mechanisms.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, иностранный инвестор, инвестиционный арбитраж, инвестиционный климат.

Keywords: investment activity, international investor, investment arbitration, investment climate.

 

Как правило, возникающие между сторонами правоотношения порождают взаимные права и обязанности. В случае возникновения спора по поводу исполнения обязательств применяются процедуры, предусмотренные правом, для его разрешения. Речь идет, как о внесудебных, так и о судебных способах разрешения споров. Также разрешение спора возможно путем обращения в международные судебные инстанции и иные международные структуры, согласно нормам международных договоров Российской Федерации и общего смысла ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации.

Когда речь заходит о возникающих правоотношениях, осложненных иностранным элементом, невозможно избежать затруднений, связанных с возникновением правовых коллизий, ввиду столкновения норм различных правовых систем, различных правопорядков. В данном случае, как правило, невозможно избежать обращения к законодательству иностранного государства, а также к системе международных арбитражей.

Если же мы касаемся такого явления, как иностранные инвестиции, то в данном случае происходит столкновение не только правовых, но зачастую и политико-экономических аспектов. Инвестирование капиталов в экономику иностранного государства связано не только с рисками неполучения прибыли, но также с иными неблагоприятными последствиями, которые могут исходить из особенностей законодательства и правопорядка иностранного государства. В связи с этим важно понимать, как раскрывается понятие «иностранные инвестиции», потому что, несмотря на наличие обширной правовой базы в рамках норм международных договоров (двусторонних, региональных, многосторонних) и наличия специального национального законодательства в этой области, универсальное определение данного понятия отсутствует, связано это с «многообразием форм и видов осуществления иностранных инвестиций, а также их целей».[1]

Например, Вашингтонская Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими лицами или юридическими лицами других государств 1965 г. вообще не предусматривает определения инвестиций, «оставляя государствам возможность самим определить, что они вкладывают в это понятие и, соответственно, какие категории споров они соглашаются передавать на рассмотрение в МЦУИС».[2]

Таким образом, инвестирование в экономику иностранного государства связано с анализом целого ряда обстоятельств функционирования данной системы, а также оценки условий и процедур вхождения на рынок. Инвестор всегда исходит из того, что вложение капитала должно в конечном итоге принести прибыль, инвестиции должны оправдать себя. Для этого инвестору необходимо быть уверенным, что его правовой статус и инвестиции будут защищены в рамках национального права иностранного государства. Необходимо иметь ввиду, что, несмотря на наличие достаточно широкой международно-правовой базы регулирования частных инвестиций, в каждом отдельном государстве правовая сила международных договоров определяется национальным правом и значение национального права внутри государства всегда приоритетно, а значит, именно нормы внутригосударственного права будут определять статус иностранного инвестора и его правовой режим, а также условия осуществления инвестиций. Наряду с этими правовыми особенностями огромное значение имеет вопрос наличия механизмов защиты, которыми иностранный инвестор будет иметь возможность воспользоваться в случае нарушения его прав и интересов государством, где было осуществлено инвестирование. При этом «международное инвестиционное право предоставляет комплекс  принципов, норм и правил международного договорного и недоговорного характера, регулирующих иностранную инвестиционную деятельность на территории принимающего государства».[3]

Если обратиться к вышеупомянутому тезису о том, что процесс инвестирования в экономику страны, осуществляемый иностранным инвестором, связан с совокупностью правовых, политических и экономических аспектов, то мы, прежде всего, говорим об инвестиционном климате. Данное понятие является неоднозначным, но именно оно включает в себя комбинацию определяющих факторов, способствующих выбору государства для инвестирования частным инвестором. Если в данном контексте говорить с позиции России, то на данный момент формирование благоприятного инвестиционного климата для привлечения иностранных инвесторов является одним из наиболее важных направлений в рамках реализации политической стратегии демократического развития государства. «В поощрении иностранного капитала важна не только обязанность сторон стимулировать свои компании инвестировать финансовые ресурсы в другую

страну, но и задачи привлечения технологий, ноу-хау, современного менеджмента и т.д.»[4]  Однако «не следует забывать, что сегодня при допуске крупного капитала в Россию и другие страны во весь рост встает вопрос о публичных интересах и обеспечении приоритета общества в целом, его безопасности и стабильности».[5]

Успешная реализация данной стратегии, в первую очередь, предполагает формирование и развитие крепкой и надежной правовой базы. В данном направлении успех достигается не только путем национального законотворчества, но и путем участия России в международных договорах о защите прав и интересов иностранных инвесторов и их инвестиций, заключения двусторонних инвестиционных договоров, также известных как соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений и инвестиций, а также путем признания международных механизмов разрешения споров, в частности, в рамках международных арбитражей. Именно баланс сочетания гарантированной и развитой внутренней правовой системы механизмов защиты иностранных инвесторов и гарантированное им право обращения к международным механизмам для защиты их интересов, является определяющим фактором для привлечения инвестиций в страну, а значит и ускорения процесса ее развития. Тем не менее, отношение России к некоторым аспектам международных договоров вызывает вопросы, которые мы упомянем позже.

Если говорить о механизмах регулирования инвестиционной деятельности в России, то одним из ключевых нормативных документов, регулирующих режим инвестиций, является федеральный закон от 09.07.1999 г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Закон регулирует отношения, которые связаны с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории нашей страны. В ст. 2 дается следующее определение категории «иностранная инвестиция» — это «вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность, а также услуг и информации».[6] Важно отметить, что, в отличие от определения, которое содержалось в старом законе об инвестиционной деятельности, в новом не указывается напрямую цель, для которой осуществляется инвестиционная деятельность, а именно: извлечение прибыли. Подразумевается, что понятие «предпринимательская деятельность» включает себя такую составляющую, «тем не менее, от прямого указания на цель осуществления иностранных инвестиций Закон только выиграл бы, особенно если учесть, что общее инвестиционное российское законодательство считает инвестициями также и вложения, преследующие не цели извлечения прибыли, а цели достижения «иного полезного эффекта».[7]

Правовой режим деятельности иностранных инвесторов закрепляет ч. 1 ст. 4, которая гласит, что «правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, установленными федеральными законами».[8] Также федеральный закон гарантирует стабильность для иностранного инвестора от неблагоприятных последствий, вследствие вступления в силу новых федеральных законов и иных нормативных правовых актов, которые изменяют размеры федеральных налогов или взносов в государственные внебюджетные фонды, за рядом исключений, указанных в соответствующей статье закона, а также от иных изменений или дополнений, которые увеличивают налоговую нагрузку или иным образом ухудшают положение иностранного инвестора. Подобный льготный период действителен для инвестора в течении 7 лет. Подобная стабилизационная оговорка является безусловно важным элементом защиты интересов иностранного инвестора и определяющим фактором для привлечения нового капитала в страну. Также данный закон закрепляет право иностранного инвестора на судебную защиту в рамках национальной судебной системы и предоставляет возможность обращаться непосредственно в международный арбитраж.

Для регулирования отношений по поводу инвестиций также имеют значение двусторонние инвестиционные договоры. Подобные соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений и инвестиций выступают дополнительной гарантией для иностранных инвесторов, что их права и интересы будут защищены на высоком уровне с учетом привычных и приемлемых для их страны условий. В целом, анализируя данные соглашения, заключенные Российской Федерацией, можно прийти к выводу, что основополагающие положения в понятийном аппарате, стандартах предоставляемых гарантий инвесторам, а также в механизмах защиты инвестиций, двусторонние соглашения не отличаются, за некоторыми исключениями, в правовых конструкциях и формулировках от положений национального законодательства. В частности, иностранным инвестором признаются как физические, так и юридические лица иностранного государства, а понятие «капиталовложение» раскрывается следующим образом: «все виды имущественных ценностей, которые инвестор одной Договаривающейся Стороны вкладывает на территории другой Договаривающейся Стороны в соответствии с ее законодательством…»[9], после чего перечисляется, что именно включается в категории видов имущественных ценностей. Все соглашения закрепляют положение о том, что «каждая Договаривающаяся Сторона гарантирует применение к инвесторам другой Договаривающейся Стороны режима наиболее благоприятствуемой нации во всех вопросах, о которых идет речь в настоящем Соглашении».[10] Определенные различия заключаются в формулировке положений статей о разрешении споров. В одних соглашениях предусмотрено разрешение спора помимо национальной судебной системы, не просто путем обращения в арбитражный суд ad hoc или функционирующий на постоянной основе в соответствии с арбитражным регламентом Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), но и напрямую указанный в соглашении арбитраж, например, Арбитражный институт Стокгольмской торговой палаты (Соглашение между РФ и Великобританией). В этом отношении диспозитивный характер данной нормы в отношении свободы выбора места и способа рассмотрения спора является позитивным и благоприятным аспектом для привлечения иностранных инвесторов, потому что в правовой практике есть примеры двусторонних инвестиционных договоров, которые требуют прохождения внутригосударственных инстанций, прежде чем иметь возможность воспользоваться правом обращения в международный арбитраж. Так, например, двустороннее инвестиционное соглашение между Аргентиной и Испанией «устанавливает требование сначала пытаться урегулировать спор путем дружественных переговоров. Если же в течение 6 месяцев спор не будет урегулирован таким способом, иностранный инвестор может обратиться в национальные суды принимающего инвестиции государства. Лишь в случае, если и таким образом спор не будет разрешен в течение 18 месяцев, спор может быть передан на рассмотрение суду ad hoc».[11] Например, «по этому вопросу ДИД между Таджикистаном и Россией содержит следующее положение: «Споры между обеими Сторонами о толковании и/или применении настоящего Договора по возможности будут решаться путем консультаций и дипломатическим способом… Если спор не может быть урегулирован таким путем, то по требованию одной из Договаривающихся Сторон он передается на решение арбитражного суда».[12]

Очень важный принцип закреплен в некоторых соглашениях. Он отражает соотношения особенностей применимости двухсторонних инвестиционных соглашений и международных инвестиционных договоров. В частности, ч. 1 ст. 7 договора между Россией и Германией закрепляет, что «если другое международное соглашение, участниками которого являются обе Договаривающиеся Стороны или участниками которого они могут стать в будущем, или законодательство одной Договаривающейся Стороны предусматривают положение, согласно которому капиталовложения инвесторов другой Договаривающейся стороны пользуются более благоприятным отношением, чем по настоящему Договору, то такое положение будет иметь преимущество перед соответствующими положениями настоящего Договора».[13] Закрепление данного положения не только отражает концепцию приоритета норм международных договоров, но также является дополнительной гарантией защиты иностранного инвестора на основе общепризнанных принципов и норм международного права.

Между тем, с одной стороны, в российском законодательстве закреплено большинство базовых положений, которые отражены в нормах международных договоров, с другой стороны, невозможно обойти тот факт, что некоторые ключевые международные договоры в этой сфере, хотя и были подписаны Россией, так и не были ею ратифицированы, что не допускает возможности их применения, в том числе для разрешения споров. Речь прежде всего идет о Вашингтонской Конвенции 1965 года о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами, а также о Договоре к Энергетической хартии 1994 года. Отсутствие стремления у России к ратификации данных договоров прежде всего исходит из политической позиции власти, касающейся неурегулированности согласования воли в отношении определенных правовых положений данных договоров. При этом, все же, определенные правовые последствия подписания Россией, в частности, Договора к Энергетической Хартии имеются. Так, ст. 45 данного документа закрепляет, что «каждая подписавшая сторона соглашается временно применять настоящий Договор впредь до его вступления в силу для такой подписавшей стороны со статьей 44, в той степени, в которой такое временное применение не противоречит ее конституции, законам или нормативным актам».[14] Таким образом, механизмы защиты инвесторов, предусмотренные данным договором, имеют определенную юридическую силу для России. Что конечно является позитивным аспектом в рамках защиты режима иностранных инвестиций, так как практика подписания, но не ратификации международных договоров является весьма неблагоприятной в рамках правовой системы.

Таким образом, можно сделать вывод, что, предусмотренные российским законодательством механизмы регулирования инвестиционной деятельности, а также механизмы защиты прав и интересов иностранных инвесторов в целом отвечают международно-правовым стандартам и способны обеспечить гарантию защищенности инвестиций иностранного инвестора. Тем не менее, в условиях сравнительно недавнего становления рыночной экономики в нашей стране и демократических принципов развития общества, а также формирования новой нормативно-правовой базы, необходимо наличие у власти активного стремления не просто присоединиться к международным договорам и ратифицировать их, но и стремления к дальнейшему совершенствованию национального законодательства и повышению стандартов уже действующих механизмов защиты прав и интересов иностранных инвесторов. Необходимо понимать, что, помимо наличия законодательной базы и системы определенных гарантий иностранным инвесторам, создание наибольшей привлекательности инвестиционного климата невозможно без укрепления механизмов защиты интересов иностранных инвесторов посредством использования арбитражных процедур в России. Например, результаты проведенного опроса в 2011 году в рамках совместной конференции Торгово-промышленной Палаты Российской Федерации совместно с судом ICC, показали, что «Россия в качестве места арбитража существенно отстает по популярности от наиболее именитых мировых арбитражных институтов. Отмечено, что даже российские юристы нередко избегают ведения арбитражной процедуры в России, понимая, что в перспективе могут возникать проблемы с исполнением решения».[15] Не говоря уже о том, что и система двойных арбитражных судов вносит значительную путаницу в понимании того, как наравне с национальными арбитражными судами, действуют коммерческие арбитражные суды.

России предстоит еще решить комплексные проблемы, затрагивающие правовые и экономико-политические аспекты, для дальнейшего совершенствования регулирования инвестиционной деятельности и формирования наиболее благоприятного инвестиционного климата для привлечения иностранных инвесторов и инвестиций.

 

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации / Собрание законодательства РФ, 04.08.2014 №31, ст. 4398.
  2. Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 12.07.1999, № 28, Ст. 3493.
  3. Договор к энергетической хартии // Подписан Россией, Постановление Правительства РФ от 16.12.1994 № 1390.
  4. Договор Союза Советских Социалистических Республик и Федеративной Республики Германии о содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации, Вып. XLVII.- М., с. 304-309.
  5. Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительства Королевства Бельгии и Великого Герцогства Люксембург о взаимном поощрении и взаимной защите капиталовложений // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации, Вып. XLVII.- М., 1994, с. 357-362.
  6. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Дания о поощрении и взаимной защите капиталовложений // Собрание законодательства РФ, 07.04.1997. — №14. Ст. 1604.
  7. Богуславский М.М. Международное частное право: учебник. – М.: Норма, 2009. – 704 с.
  8. Гаврилов В.В., Субочева В.В. Некоторые правовые проблемы разрешения споров между государствами и частным инвестором посредством международного арбитража в современном международном частном праве // Бизнес в законе 2012 г. № 6.
  9. Данельян А.А., Фархутдинов И.З. Международный инвестиционный арбитраж: Учебное пособие. – М.; СПб.,: Центр гуманитарных инициатив, 2013. – 356 с.
  10. Данельян А.А. Иностранные инвестиции: некоторые аспекты взаимодействия международного и национального права // Евразийский юридический журнал. 2011. №8(39). – С. 57-60.
  11. Данельян А.А. Международно-правовые источники урегулирования инвестиционных споров в Евразийском пространстве // Евразийский юридический журнал. 2012. №4(47). – С. 21-24.
  12. Данельян А.А. Международное экономическое право в условиях глобализации: проблемы развития // Право и государство: теория и практика. 2014. №1(109). – С. 127-132.
  13. Иншакова А.О. Правовые механизмы влияния международного коммерческого арбитража на формирование благополучного инвестиционного имиджа государства // Вестник Волгоградского государственного университета 2014 № 2(23).
  14. Канашевский В.А. Международное частное право: Учебник. – М.: Международные отношения, 2009. – 752 с.

 

[1] Данельян А.А., Фархутдинов И.З. Международный инвестиционный арбитраж: Учебное пособие. – М.; СПб.,  Центр гуманитарных инициатив, 2013. – С. 13.

[2] Гаврилов В.В., Субочева В.В. Некоторые правовые проблемы разрешения споров между государствами и частным инвестором посредством международного арбитража в современном международном частном праве // Бизнес в законе 2012 г. № 6. – С. 77.

[3] Данельян А.А. Иностранные инвестиции: некоторые аспекты взаимодействия международного и национального права // Евразийский юридический журнал. 2011. №8(39). – С. 57.

[4] Данельян А.А., Фархутдинов И.З. Международный инвестиционный арбитраж: Учебное пособие. – М.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. – С. 125.

[5] Данельян А.А. Международное экономическое право в условиях глобализации: проблемы развития // Право и государство: теория и практика. 2014. №1(109). – С. 131.

[6] Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 12.07.1999, № 28, Ст. 3493.

[7] Данельян А.А., Фархутдинов И.З. Международный инвестиционный арбитраж: Учебное пособие. – М.; СПб. Центр гуманитарных инициатив, 2013. – С. 21.

[8] Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 12.07.1999, № 28, Ст. 3493.

[9] Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Дания о поощрении и взаимной защите капиталовложений // Собрание законодательства РФ, 07.04.1997. — №14. Ст. 1604.

[10] Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительства Королевства Бельгии и Великого Герцогства Люксембург о взаимном поощрении и взаимной защите капиталовложений // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации, Вып. XLVII.- М., 1994, с. 357-362.

[11] Гаврилов В.В., Субочева В.В. Некоторые правовые проблемы разрешения споров между государствами и частным инвестором посредством международного арбитража в современном международном частном праве // Бизнес в законе 2012 г. № 6. – С. 74.

[12] Данельян А.А. Международно-правовые источники урегулирования инвестиционных споров в Евразийском пространстве // Евразийский юридический журнал. 2012. №4(47). – С. 23.

[13] Договор Союза Советских Социалистических Республик и Федеративной Республики Германии о содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации, Вып. XLVII.- М., с. 304-309.

[14] Договор к энергетической хартии // Подписан Россией, Постановление Правительства РФ от 16.12.1994 № 1390.

[15] Иншакова А.О. Правовые механизмы влияния международного коммерческого арбитража на формирование благополучного инвестиционного имиджа государства // Вестник Волгоградского государственного университета 2014 № 2(23). – С. 89.

Добавить комментарий

Войти с помощью: