Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Некоторые проблемы защиты прав человека в период пандемии COVID-19

Настоящая статья рассматривает отдельные случаи ограничения прав человека, произошедших во время беспрецедентного кризиса в системе здравоохранения ряда государств. Несмотря на то, что многие международные положения получили свою детальную разработку (особенно благодаря широкому набору правовых инструментов Организации Объединенных Наций), пандемия COVID-19 привела не только к социально-экономическому, но и к правозащитному кризисам. Безусловно, выявление, изучение и анализ данных явлений имеет большое научно-практическое значение.

Ключевые слова: COVID-19, пандемия, ООН, международные соглашения, границы, мигранты, режим, пропуск, права человека, система.

 

Some challenges to protecting human rights during the COVID-19 pandemic

Abstract: This article examines individual cases of human rights restrictions that occurred during an unprecedented crisis in the health care system. Despite the fact that many international regulations have been elaborated in detail (especially thanks to the wide range of legal instruments of the United Nations), the COVID-19 pandemic has led not only to socio-economic, but also to human rights crises. Of course, the identification and study of these phenomena is of great scientific and practical importance.

Key-words: COVID-19, pandemic, UN, international agreements, borders, migrants, regime, pass, human rights, system.

 

Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 года закреплено, что права человека носят всеобщий, неотчуждаемый и неделимый характер. Поэтому разработка мер реагирования в условиях чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их обеспечением должны осуществляться с учетом ключевого значения данной категории прав. В свою очередь, в условиях борьбы с пандемией COVID-19 многие страны были вынуждены прибегнуть к мерам по сдерживанию распространения вируса, которые помогли добиться эффективного результата, однако привели к нарушению некоторых прав человека.

Важно отметить, что международные нормы, в первую очередь, Международный пакт о гражданских и политических правах, прямо закрепляют, что ограничения прав и свобод в интересах защиты здоровья населения или в случае чрезвычайного положения должны быть законными, необходимыми и соразмерными. Крупнейшие международные организации, как например, Всемирная организация здравоохранения или Совет Европы, неоднократно отмечали в своих заявлениях, что цели общественного здравоохранения не могут являться оправданием для незаконного ограничения прав человека[1]. Действия правительств должны быть направлены исключительно на защиту и укрепление здоровья населения при соблюдении основных прав и утверждении социальных ценностей.

Права человека играют одну из ключевых ролей в формировании подхода к борьбе с пандемией. Перед государствами стоит цель повысить эффективность ответных мер на непосредственную глобальную угрозу здоровью; смягчить более широкое воздействие кризиса на жизнь людей; и избегать создания новых или усугубления существующих проблемы[2].

Международные нормы о правах человека гарантируют каждому человеку право на наивысший достижимый уровень здоровья и обязывают государства принимать меры для предотвращения угроз здоровью населения и по оказанию медицинской помощи тем, кто в ней нуждается[3]. Международные стандарты в области прав человека также предусматривают, что при наличии угроз здоровью населения или прочих ситуаций, угрожающих жизни нации, допустимы ограничения определенных прав и свобод в законном порядке, если их применение не является произвольным или дискриминационным и ограничено по времени, если при этом уважается человеческое достоинство и соблюдается соразмерность преследуемой цели.

Государственные меры в области общественного здравоохранения должны защищать и укреплять здоровье населения в целом, одновременно защищая основные права человека и социальные ценности.  Международное право предусматривает несколько причин для правомерного ограничения прав человека.

Прежде всего, в целях охраны здоровья населения. Правовые стандарты оценки правомерности ограничений прав человека изложены в Сиракузских принципах[4] — документе, принятом Экономическим и Социальным советом ООН в 1985 году, который не имеет обязательной силы. Сиракузские принципы содержат перечень гарантий, которые должны быть соблюдены для принятия разумных мер реагирования и уважения основных стандартов в области прав человека с учетом приоритизации главной ценности — жизни и здоровья населения.

Во-вторых, согласно ст. 4 п.1 Международного пакта о гражданских и политических правах, государства-участники могут временно отступать от некоторых своих обязательств по договорам о правах человека в случае чрезвычайного положения, угрожающего жизни нации[5]. Государства, использующие право отступления, должны немедленно информировать другие государства, участвующие в Пакте, через Генерального секретаря Организации Объединенных Наций о положениях, от которых оно отступило, и о причинах, побудивших к такому решению. Также должно сообщаться о дате, когда государство прекращает такое отступление[6]. Принимаемые меры должны быть соразмерными, они не должны противоречить другим обязательствам по международному праву и не могут касаться основополагающих прав человека (например, права на жизнь, запрета на дискриминацию и жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращения).

16 марта 2020 года группа экспертов ООН в области прав человека заявила, что «объявление чрезвычайного положения в связи с эпидемией COVID-19 не должно использоваться как основание для преследования отдельных групп, меньшинств или лиц. Чрезвычайное положение не должно служить прикрытием для репрессивных действий под предлогом защиты здоровья населения … и не должно использоваться для одного лишь подавления недовольства»[7].

Право на здоровье тесно связано с другими правами человека, предусмотренных в Международном билле о правах[8], включая права на питание, жилище, труд, образование, человеческое достоинство, жизнь, недискриминацию, равенство, запрещение пыток, частную жизнь, доступ к информации, а также свободы ассоциации, собраний и передвижения. Эти и другие права, и свободы связаны с составными элементами права на здоровье.

Ниже рассматриваются случаи ограничения некоторых прав человека во время кризиса общественного здравоохранения под воздействием пандемии COVID-19.

 

Экономические и социальные права 

Эксперты предполагают, что последствия коронавируса будут оказывать долгосрочное влияние на экономические и социальные права человека. По прогнозам, в мире увеличится количество людей за чертой бедности, усиливается угроза масштабного голода и сократится массовый спрос на товары и услуги.

Пандемия обнажила резкое экономическое неравенство, особенно в странах с хрупкими системами социальной защиты, где уязвимые группы населения несут на себе основную тяжесть кризиса. Люди, живущие за чертой бедности, с большей вероятностью подвержены проблемам со здоровьем и некачественным жилищным условиям. Human Rights Watch особенно обеспокоена воздействием пандемии на экономические и социальные права тех, кто уже находится в нестабильной экономической ситуации и часто более подвержен финансовым потрясениям из-за социально-экономического неравенства и дискриминации[9].

Согласно положениям международного права, правительства обязаны обеспечивать право людей на достаточный уровень жизни, исходя из того, чтобы каждый пользовался правами, необходимыми для достойной жизни, включая права на достаточное питание, здоровье и благополучие, воду и санитарию и жилье[10]. Странам необходимо обеспечить равный доступ к этим правам для всех лиц без дискриминации по таким признакам, как пол, раса или этническая принадлежность, возраст или инвалидность[11].

Всеобщая декларация прав человека закрепляет, что каждый имеет право на уровень такой жизни, необходимый для здоровья и благополучия его самого и его семьи, включая достойное питание, одежду, жилье, медицинское обслуживание и необходимые социальные услуги, а также право на безопасность в случае безработицы, болезни, инвалидности, старости или иного случая отсутствия средств к существованию в обстоятельствах, не зависящих от него[12].

Стоит отметить, что данное положение получает свое дальнейшее развитие в ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Комитет Организации Объединенных Наций по экономическим, социальным и культурным правам выпустил несколько замечаний общего порядка, объясняющих компоненты этого права, включая право на достаточное жилище (замечания общего порядка №4 и №7), питание (замечание общего порядка №12), воду (замечание общего порядка №15), а также социальное обеспечение (замечания общего порядка №19). В этих Общих комментариях Комитет развивает критерии реализации этих прав и дает наиболее полное толкование этих прав в соответствии с международным правом.

Договорные органы ООН установили минимальные основные обязательства для стран, которые должны гарантироваться в любое время и для всех[13]. Под правом на достаточный жизненный уровень понимаются основные обязательства по обеспечению доступа к минимально необходимым, безопасным и качественным продуктам питания, а также свободу от голода; к базовому жилью и санитарным условиям; адекватное снабжение безопасной питьевой водой; и социальная защита, обеспечивающая минимально необходимый уровень пособий.

Международное право не предусматривает каких-либо конкретных методов для обеспечения достойного уровня жизни каждого человека. Правительства должны напрямую предоставлять предметы первой необходимости, такие как еда и вода; гарантировать наличие и доступность предметов первой необходимости; и предусмотреть, чтобы у каждого человека был достаточный доход для обеспечения адекватного питания, жилья и других предметов первой необходимости. Этого также можно достичь за счет соблюдения смежных прав каждого человека на социальное обеспечение и на заработную плату, достаточную для обеспечения достойной жизни рабочих, так называемый прожиточный минимум[14].

Важно подчеркнуть, что страны с ограниченными ресурсами или развивающейся экономикой также обязаны обеспечивать адекватный уровень жизни для своих граждан. Даже во время кризиса правительства должны прилагать все усилия для выполнения своих обязательств за счет имеющихся ресурсов, включая международную помощь, и распределять их таким образом, чтобы обеспечить максимальное соблюдение прав человека, в том числе с учетом шаткого положения нуждающихся и маргинализированных лиц или групп.

Многие случаи грубого нарушения социальных и экономических прав человека были зафиксированы в странах Африки. В Ливане распространение COVID-19 усугубило экономический кризис, который потрясает страну с 2019 года. Правительство объявило о планах предоставления продовольственной помощи, которая, однако, так и не была осуществлена, а также финансовой помощи, которая впоследствии была значительно отложена или оказалась недостаточной для обеспечения основных потребностей малоимущих семей[15]. Экономические трудности вновь привели к массовым протестам. Одной из характерных черт пандемии COVID-19 стал всеобъемлющий кризис системы здравоохранения, который планомерно привел не только к экономическим трудностям, но и к политическим недовольствам.

В Уганде продовольственная помощь была запланирована только для 1,5 миллиона человек, хотя по официальным данным более 9 миллионов угандийцев живут в бедности[16]. Помощь была предоставлена лишь жителям определенных районов в крупных городах, в результате чего остальная часть страны осталась без необходимой поддержки. Аналогичная ситуация произошла в Нигерии, стране с крупнейшей экономикой Африки, и в Кении, где правительство лишь пообещало выделить около 2,8 млн долларов США в качестве чрезвычайных средств для нуждающихся[17].

В Индии пакет экономических мер правительства в недостаточном количестве удовлетворял потребности трудящихся-мигрантов и работников сферы неформальной экономики, многие из которых являются женщинами[18]. В США пакеты помощи, принятые в рамках мер по реагированию на коронавирус, в первую очередь выделяют средства помощи семьям и являются исключительно временными решениями. Миллиарды долларов были предоставлены крупным компаниям без достаточного общественного контроля и степени прозрачности в деятельности, в то время как обычные граждане не получили достаточной финансовой помощи от правительства[19].

Human Rights Watch уже давно призывает государства гарантировать оплачиваемый отпуск по болезни и уходу, чтобы работники, не теряя в заработке, могли растить малолетних детей, осуществлять уход за больными или пожилыми членами семьи или сами проходить лечение при возникновении серьезных заболеваний[20]. В ситуациях глобальных эпидемий, включая COVID-19, оплачиваемый отпуск по болезни и уходу способствует тому, чтобы люди, которые больны сами или у которых болен член семьи, оставались дома и не становились переносчиками инфекции.

Во многих странах работникам гарантируется тот или иной вид оплачиваемого больничного. В других государствах такой практики нет, и США стоит выделить в отдельную категорию среди развитых экономик. Меньше всего на оплачиваемый отпуск по болезни могут рассчитывать низкооплачиваемые работники, а также занятые в сфере услуг, неформальном секторе и работающие на условиях подработки или свободной занятости[21]. В Соединенных Штатах у 28 миллионов человек нет медицинской страховки, и помимо этого, треть населения не может без труда оплачивать стоимость лечения даже при наличии страхового полиса.

Отсутствие оплачиваемого отпуска по болезни и уходу чревато в условиях эпидемий дополнительным бременем для бедных и маргинализованных работников, а также усилением экономического и гендерного неравенства. Для поддержки домашних хозяйств в такие периоды отпуск по болезни и уходу должен предоставляться также при режиме самоизоляции и при необходимости осуществления ухода на время закрытия школ и социальных учреждений[22].

Нарушение глобальных производственных цепочек из-за коронавируса уже привело к спаду производства и закрытию предприятий[23]. Существует риск того, что работники, участвующие в глобальном разделении труда, будут вынуждены перейти на неполный рабочий день или вообще потеряют работу, что является прямым нарушением основополагающих прав человека.

 

Запрет на дискриминацию 

В контексте кризиса системы общественного здравоохранения вновь возникает проблема дискриминации. Во многих регионах мира были зафиксированы случаи дискриминации, ксенофобии, расизма и нападений на людей, которых безосновательно считали виновными в распространении вируса. В некоторых странах для описания COVID-19 лидеры используют такие ярлыки, как «иностранная болезнь». Растет стигматизация тех, кто инфицирован вирусом. Главную ответственность за борьбу с дискриминацией  несут государства-члены, однако свою роль должны играть все субъекты, включая операторов социальных сетей[24].

Женщинам в странах Африки пришлось иметь дело не только с укоренившейся гендерной дискриминацией на фоне повышения социально-экономической уязвимости и обострением семейно-бытового насилия в условиях изоляции, но и также с работой на передовой борьбы с пандемией в качестве лиц, осуществляющих уход, и медицинских работников, которая часто сопряжена с повышенными рисками и нестабильностью[25]. Необходимо признать, что обеспечение гендерного равенства в рамках систем здравоохранения позволяет создавать более устойчивые модели оказания медицинской помощи.

Особое внимание стоит уделить влиянию кризиса на маргинализированные и наиболее уязвимые группы общества. Сами по себе меры сдерживания оказывают непропорциональное воздействие на представителей̆ беднейших слоев населения, которые не могут работать дома и живут на уровне прожиточного минимума.

Более того, пандемия оказывает особенно пагубное воздействие на жизнь, здоровье и благополучие пожилых людей или людей с низким социально- экономическим статусом — чаще всего в эту категорию попадают представители различных меньшинств.

Среди пожилых людей отмечается более высокий уровень инфицирования и смертности, и в то же время они подвергаются дискриминации по признаку возраста в общественных обсуждениях, при оказании медицинской помощи и принятии решений о медицинской сортировке, а также небрежному отношению и изоляции без доступа к основным услугам, более высоким рискам и плохому обращению в специализированных учреждениях. Как это произошло, например, в Италии, когда медицинский персонал в условиях нехватки аппаратов ИВЛ и жизненно важных медикаментов не мог оказать адекватную помощь всем зараженным лицам, в первую очередь большому проценту пожилых людей, и был вынужден при лечении делать выбор в пользу молодых граждан[26].

Среди представителей расовых, этнических и религиозных меньшинств, которые часто не имеют высокого социально-экономического статуса и подвергаются укоренившейся дискриминации, оказываются первыми в рядах зараженных в силу этих факторов; кроме того, они подвергаются жестокому обращению со стороны правоохранительных органов в контексте чрезвычайных мер и не пользуются равным с другими доступом к надлежащей медицинской помощи[27].

Мигранты, беженцы и внутренне перемещенные лица подвергаются большому риску стать жертвами стигматизации, ксенофобии, ненависти и связанной с ними нетерпимости. Мигранты во всем мире сталкиваются с угрозой потери работы, дискриминации и трудностями при возвращении на родину из-за закрытия границ.

С начала пандемии около 167 стран закрыли свои границы, при этом по меньшей мере 57 государств отказались делать исключения для лиц, ищущих убежища. С начала кризиса тысячи людей были возвращены или депортированы в небезопасные для них страны. Беженцы, внутренне перемещенные лица и мигранты живут в переполненных помещениях с ограниченным доступом к санитарным услугам и медицинскому обслуживанию и особенно уязвимы перед инфекциями[28]. Мигранты, лица без гражданства, беженцы и внутренне перемещенные лица могут оказаться вне сферы регулирования мер социальной защиты, принимаемых в ответ на COVID-19. Мигранты, возвращающиеся домой, могут столкнуться со стигматизацией, так как они предположительно могут оказаться невольными распространителями инфекции COVID-19.

Участились сообщения о расизме в отношении представителей азиатского населения, особенно это касается китайской диаспоры в Европе и Америке[29]. Комитет Всемирной организации здравоохранения по чрезвычайным ситуациям опубликовал заявление, в котором рекомендует всем странам мира не забывать о «принципах ст. 3 Международных медико-санитарных правил», которые, по словам ВОЗ, являются предостережением против «действий, способствующих стигматизации или дискриминации» при проведении национальных мер реагирования на вспышку болезни[30].

Бывший президент США Дональд Трамп называл коронавирус «китайским вирусом» в своих выступлениях, несмотря на растущие протесты против расизма в стране. Он также заявил, что не считает свои заявления расистски окрашенными, потому что вирус возник именно в Китае[31].

В Индии стали частыми случаи, когда население северо-восточных районов страны называли «коронавирусными» из-за их расового сходства с народом Китая — страны, где возникла пандемия[32]. Эта ситуация развивается на фоне существующих проблем расизма, с которыми по-прежнему сталкиваются люди из этих регионов.

В июне 2020 года в докладе Соединенного Королевства подчеркивалось, что этнические меньшинства подвергаются более высокому риску потерять свою жизнь из-за COVID-19. 5 июня Комиссия по равенству и правам человека объявила о начале законодательного расследования расового неравенства, которое было выявлено во время вспышки коронавируса в Великобритании. Расследование правозащитной организации было направлено на предоставление информации, основанной на фактических данных, полученных от правительственных ведомств и организаций[33].

30 июня в статье The Wall Street Journal было указано, что показатели госпитализации и смертности в Америке, связанные с COVID-19, были выше для не-белых групп населения даже с учетом таких факторов, как возраст и география. В докладе, опубликованном Центрами по контролю и профилактике заболеваний, изучающими госпитализацию COVID-19 среди американских детей, было обнаружено, что 40% из обследованных госпитализированных детей были латиноамериканцами, а 33% — чернокожими. Исследование пришло к выводу, что представители меньшинств подвергаются большему риску из-за системного социального неравенства, экономической нестабильности и низкого страхового статус[34].

 

Право на свободу передвижения 

Самой распространенной мерой общественного здравоохранения, принимаемой государствами против COVID-19, является ограничение свободы передвижения: в форме самоизоляции или инструкций по соблюдению правил содержания дома. Эта мера является практическим и необходимым методом по остановке передачи вируса, предотвращению перегрузки медицинских служб и, таким образом, спасению жизней.

Однако режим изоляции может иметь весьма серьезные последствия для занятости, экономического положения, доступа к услугам, в том числе доступа к здравоохранению, продовольствию, водоснабжению, образованию и социальным услугам, а также для безопасной обстановки дома, надлежащего уровня жизни и семейной жизни. Становится понятно, что свобода передвижения является одним из важнейших прав, которое способствует осуществлению многих других прав[35].

Международное право допускает определенные ограничения свободы передвижения, в том числе по соображениям безопасности и чрезвычайным ситуациям в стране, например, в чрезвычайных ситуациях в области здравоохранения. Однако ограничения на свободное передвижение должны быть строго необходимыми для этой цели, соразмерными и недискриминационными[36]. Доступность эффективных и универсальных методов тестирования и отслеживания, а также целевых карантинных мер может снизить потребность в более неизбирательных ограничениях.

 

Цифровой тоталитаризм

Цифровизация становится важнейшим фактором экономического, социального и политического развития мира после пандемии коронавируса. Уже во время изоляции развитые системы общественного контроля содействовали правительственным органам в попытках отследить граждан, нарушающих ограничительный режим. Но даже после снятия всех мер срочного реагирования, цифровизация продолжает глубоко влиять на структуру социального мониторинга.

Например, в некоторых странах существующие системы социального рейтинга быстро трансформировались в полноценный инструмент контроля граждан. В США она получила название FICO, по имени компании Fair Isaac Corporation. Это ведущее американское бюро кредитных историй, предоставляющее сведения о потенциальных клиентах и заемщиках коммерческим компаниям. Бюро работает с 1956 года, а в наши дни хранящиеся в нем «личные дела» применяются далеко не только в области потребительских кредитов. От рейтинга FICO зависит, например, приоритетность в покупке авиабилетов (людям с очень низким рейтингом могут отказать в продаже). При устройстве на работу запрашивают кредитную историю. Аналогичное бюро – под названием SCHUFA – работает в Германии, и в последнее десятилетие туда также принято обращаться практически в любой ситуации, требующей проверки или оценки нового клиента. Без обращения в SCHUFA не обходится ни сдача квартиры, ни открытие контракта мобильной связи[37]. Во время пандемии граждане западных стран были вынуждены большое количество персональных сведений в эти институты, таким образом составляя свой цифровой профайл для правительственных органов.

Правительство России также вводило дополнительные технологические меры для контроля населения в период эпидемии коронавируса. Например, в Татарстане работали смс-пропуски для выхода на улицу, которые были отменены со снятием ограничений.

Главная опасность цифрового тоталитаризма заключается в том, что усиленный цифрового надзора может из антикризисной меры перерасти в политическую проблему. В масштабах целой страны контроль на уровне гаджетов впервые применил Китай, где система социального рейтинга и общественного контроля действует с 2010 года. Она функционирует на основе новейших технологий, в частности — искусственного интеллекта, для оценки деятельности отдельных граждан или компаний с помощью данных, которые собираются через цифровые приложения, гаджеты и камеры наблюдения, которые установлены в Китае практически на каждом шагу[38].

Беспрецедентным опытом стало введение в России (в частности, в Москве) цифровых пропусков для передвижения во время режима изоляции, а также создание специального приложения для инфицированных людей, которые должны были подтверждать свое пребывание в пределах дома.

Пускай цифровая система контроля начала создаваться задолго до появления коронавируса, но именно пандемия ускорила развитие технологий, направленных на сбор и анализ персональных данных граждан.  Использование подобных цифровых средств, включая искусственный интеллект и big data, для обеспечения соблюдения вводимых ограничений может привести к злоупотреблению, если данные технологии не подкреплены надлежащими гарантиями и не отменены после окончания кризисной ситуации.

 

Права человека третьего поколения 

Одной из важнейших вех последнего поколения прав человека считаются право на климат и адекватное состояние окружающей среды. Ограничения, введенные для предотвращения распространения COVID-19, благоприятно повлияли на экологическую обстановку в мире, однако промышленные темпы, которые государства начали наращивать после снятия ограничений, ударили по достигнутому процессу с двойной силой. Загрязнение воздуха увеличивалось и уменьшалось по мере введения и снятия локдаунов. В итоге, 2020 год был зарегистрирован пиком глобального потепления за прошедшее десятилетие[39].

По сообщениям экспертов, климатической системе требуются десятки лет, чтобы впитать то, что находится в атмосфере сегодня. Таким образом, температурная картина, которую мы наблюдаем, на самом деле отражает результат концентрации парниковых газов, которые накапливались в атмосфере 30 лет назад. Для широкомасштабной оценки последствий COVID-19 на экологическую обстановку потребуется еще 30 лет, прежде чем климат придет к равновесию, основанному на концентрации парниковых газов, которые мы имеем в атмосфере сегодня.

Международное сообщество несет коллективную ответственность за обеспечение всеобщих прав человека, в том числе и климатических. В этой связи необходимо подчеркнуть важность исполнения положений Парижского климатического соглашения всеми государствами-участниками и принципиальное значение международного сотрудничества в целях снижения выбросов углекислого газа в атмосферу и снижения темпов роста глобальной средней температуры.

Следует обеспечить уважение прав будущих поколений за счет активизации деятельности по борьбе с изменениями климата, направленной, по рекомендациям ООН, на обеспечение углеродной нейтральности к 2050 году и защиту биоразнообразия.

Пандемия COVID-19 ускорила эрозию демократической строя международного общества, от которого в конечном итоге зависит защита прав человека. Предпринимаемая политика в области здравоохранения должна учитывать не только медицинские аспекты пандемии, но и правозащитные и последствия мер, принимаемых в рамках ответного реагирования.

После преодоления кризиса международному сообществу предстоит сделать соответствующие выводы, в том числе в отношении того, как предотвратить повторное возникновение проблем, с которыми в настоящее время сталкиваются системы защиты и повышения устойчивости. Способность извлечь уроки из пандемии коронавируса определит дальнейший успех в реагировании не только на будущие пандемии, но и на другие глобальные вызовы, наиболее острым из которых, несомненно, является изменение климата.

Любые ограничения прав и свобод в рамках мер, принимаемых для защиты населения, должны быть законными, необходимыми и соразмерными. Чрезвычайное положение должно быть ограничено по времени, а любые ограничения прав и свобод не могут носить произвольного или дискриминационного характера и обязаны учитывать непропорциональные последствия для отдельных категорий населения и маргинализованных групп.

 

Информация об авторах:

О.Г. Карпович, директор Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России, д.ю.н., д.полит.н., профессор

А.В. Давыдова, аспирант Дипломатической академии МИД России

 

Information about the authors:

Oleg G. Karpovich, Director of the Institute for Contemporary International Problems, Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry

Alina V. Davydova, graduate student, Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry

___________________

[1] Как COVID-19 повлиял на права человека и как нам двигаться дальше // Официальный веб-сайт Совета Европы URL: https://www.coe.int/ru/web/commissioner/-/the-impact-of-covid-19-on-human-rights-and-how-to-move-forward (дата обращения: 16.02.2020).

[2] COVID-19 и права человека: это наше общее дело // Официальные веб-сайт Организации Объединенных Наций URL: https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/human_rights_and_covid19_russian.pdf (дата обращения: 21.02.2020).

[3] COVID-19 и права человека // Human Rights Watch URL: https://reliefweb.int/sites/reliefweb.int/files/resources/COVID-19%20RU.pdf (дата обращения: 16.02.2020).

[4] Сиракузские принципы о положениях, касающихся ограничения или умаления прав в Международном пакте о гражданских и политических прав // Экономический и Социальный Совет ООН URL: https://www.refworld.org/cgi-bin/texis/vtx/rwmain/opendocpdf.pdf?reldoc=y&docid=4933d0b22 (дата обращения: 17.02.2020).

[5] Международный пакт о гражданских и политических правах, статья 4 пункт 1 // Официальный веб-сайт Организации Объединенных Наций URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml (дата обращения: 17.02.2020).

[6] Ibid, статья 4 пункт 3.

[7] COVID-19: States should not abuse emergency measures to suppress human rights – UN experts // Официальный веб-сайт УВКПЧ ООН URL: https://www.ohchr.org/EN/NewsEvents/Pages/DisplayNews.aspx?NewsID=25722 (дата обращения: 17.02.2020).

[8] Международный билль о правах человека // Официальный веб-сайт Организации Объединенных Наций URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/hr_bill.shtml (дата обращения: 19.02.2020).

[9] Другая сторона пандемии: COVID-19 и социальное неравенство // Human Rights Watch URL: https://www.hrw.org/ru/world-report/2021/country-chapters/377556 (дата обращения: 19.02.2020).

[10] Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, статья 11 // Официальный веб-сайт Организации Объединенных Наций URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml (дата обращения: 19.02.2020).

[11] Всеобщая декларация прав человека, статья 25 пункт 1 // Официальный веб-сайт Организации Объединенных Наций URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения: 19.02.2020).

[12] Ibid.

[13] Глобальные вопросы повестки дня: права человека // Официальный веб-сайт Организации Объединенных Наций URL: https://www.un.org/ru/sections/issues-depth/human-rights/index.html (дата обращения: 19.02.2020).

[14] Право на достаточно жилище // Официальный веб-сайт УВКПЧ ООН URL: https://www.ohchr.org/Documents/Publications/FS21_rev_1_Housing_ru.pdf (дата обращения: 19.02.2020).

[15] Course of coronavirus pandemic across Libya, depends on silencing the guns // UN official web-site URL: https://news.un.org/en/story/2020/04/1061272 (дата обращения: 20.02.2020).

[16] COVID-19 и права человека // Human Rights Watch URL: https://reliefweb.int/sites/reliefweb.int/files/resources/COVID-19%20RU.pdf (дата обращения: 16.02.2020).

[17] Human Rights and the COVID-19 Pandemic // Think Global Health URL: https://www.thinkglobalhealth.org/article/human-rights-and-covid-19-pandemic (дата обращения: 20.02.2020).

[18] Краткие аналитические обзоры COVID-19 // Международная организация по миграции ООН URL: https://www.iom.int/sites/default/files/our_work/ICP/covid-19_analytical_snapshots-compiled_russian_translation.pdf (дата обращения: 20.02.2020).

[19] COVID-19 и права человека // Human Rights Watch URL: https://reliefweb.int/sites/reliefweb.int/files/resources/COVID-19%20RU.pdf (дата обращения: 16.02.2020).

[20] Paid Family Leave Matters  —  For All Workers // Human Rights Watch URL: https://www.hrw.org/news/2017/02/07/paid-family-leave-matters-all-workers (дата обращения: 20.02.2020).

[21] Avoiding Coronavirus May Be a Luxury Some Workers Can’t Afford // The New York Times URL: https://clck.ru/TSNdL (дата обращения: 20.02.2020).

[22] COVID-19 и права человека // Human Rights Watch URL: https://reliefweb.int/sites/reliefweb.int/files/resources/COVID-19%20RU.pdf (дата обращения: 16.02.2020).

[23] China’s Workers Suffer Layoffs, Slashed Pay and Shutdowns as Coronavirus Batters Businesses // The Wall Street Journal URL: https://www.wsj.com/articles/chinas-workers-suffer-layoffs-slashed-pay-and-shutdowns-as-coronavirus-batters-businesses-11583314257 (дата обращения: 20.02.2020).

[24] COVID-19 и права человека: это наше общее дело // Официальные веб-сайт Организации Объединенных Наций URL: https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/human_rights_and_covid19_russian.pdf (дата обращения: 21.02.2020).

[25] Gender inequality exacerbates the COVID-19 crisis in fragile and conflict-affected settings // World Bank Blogs URL: https://blogs.worldbank.org/dev4peace/gender-inequality-exacerbates-covid-19-crisis-fragile-and-conflict-affected-settings (дата обращения: 21.02.2020).

[26] Коронавирус: почему именно в Италии так много жертв? // Русская служба BBC News URL: https://www.bbc.com/russian/features-52018493 (дата обращения: 21.02.2020).

[27] COVID-19 и права человека // Human Rights Watch URL: https://reliefweb.int/sites/reliefweb.int/files/resources/COVID-19%20RU.pdf (дата обращения: 16.02.2020).

[28] Мигранты, беженцы и внутренне перемещенные лица в условиях пандемии // Официальный веб-сайт Международного Комитета Красного Креста URL: https://www.icrc.org/ru/document/migranty-bezhency-i-vnutrenne-peremeshchennye-lica-v-usloviyah-pandemii (дата обращения: 21.02.2020).

[29] Has coronavirus prompted rise in racist incidents across Europe? // South China Morning Post URL: https://www.scmp.com/news/china/society/article/3052961/has-coronavirus-prompted-rise-racist-incidents-across-europe (дата обращения: 21.02.2020).

[30] The coronavirus spreads racism against—and among—ethnic Chinese // The Economist URL: https://www.economist.com/china/2020/02/17/the-coronavirus-spreads-racism-against-and-among-ethnic-chinese (дата обращения: 21.02.2020).

[31] Yes, of course Donald Trump is calling coronavirus the ‘China virus’ for political reasons // CNN International URL: https://www.cnn.com/2020/03/20/politics/donald-trump-china-virus-coronavirus/index.html (дата обращения: 21.02.2020).

[32] Being called corona: People from Northeast allege racial targeting in Delhi // India Today URL: https://www.indiatoday.in/india/story/coronavirus-outbreak-in-india-northeast-racial-targeting-delhi-1657276-2020-03-19 (дата обращения: 21.02.2020).

[33] Coronavirus: Watchdog to investigate racial inequalities // BBC News URL: https://www.bbc.com/news/uk-politics-52925412 (дата обращения: 21.02.2020).

[34] Research Lays Bare Covid-19’s Outsize Impact on Ethnic Minorities // The Wall Street Journal URL: https://www.wsj.com/articles/as-in-u-s-covid-19-risk-in-britain-is-higher-for-minority-groups-11593431777 (дата обращения: 21.02.2020).

[35] COVID-19 и права человека: это наше общее дело // Официальные веб-сайт Организации Объединенных Наций URL: https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/human_rights_and_covid19_russian.pdf (дата обращения: 21.02.2020).

[36] Международный билль о правах человека // Официальный веб-сайт Организации Объединенных Наций URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/hr_bill.shtml (дата обращения: 19.02.2020).

[37] «Цифровой тоталитаризм» против «здравого смысла»: за чем будущее? // 2035 URL: http://2035.media/2018/02/07/digital-totality/ (дата обращения: 22.02.2020).

[38] Что такое цифровой тоталитаризм и возможен ли он в России // РБК Новости URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/5e8efb879a79471cf805f2b3 (дата обращения: 22.02.2020).

[39] Как пандемия повлияла на климат в 2020 году? // Euronews Russia URL: https://ru.euronews.com/2021/01/18/climate-now-review-2020-covid (дата обращения: 22.02.2020).

 

 

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: