Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Необходимость организации эффективной деятельности технопарков и их роль в развитии экономики

Москва. Технопарк в инновационном центре «Сколково» и его отражение в зеркальных стенах здания

Деятельность технопарков в России нельзя назвать высокоэффективной. Именно поэтому их развитие является одним из важных элементов для формирования устойчивости экономической системы. Кроме того, преодоление достаточно низкой эффективности существующих и создание инновационных технопарков поможет российской экономике в достижении глобальной конкурентоспособности. Учитывая важность перевода российской экономики на инновационный тип развития, что предопределяется эффективной деятельностью технопарков, необходима модернизация нормативно-правовой базы для особого правового режима их функционирования и эффективности мер господдержки технопарков и их субъектов. Слабое решение этих проблем усугубляется снижение инновационной активности основополагающих секторов российской экономики.

Ключевые слова: государство, инновационная экономика, технопарки, Государственная программа, эффективная деятельность.

The Need To Organize The Effective Activities Of Technoparks And Their Role In The Development Of The Economy

Doronin Yuri Igorevich, Researcher at the Ural Research Institute of Economic Security and Rural Development, Yekaterinburg,

Sharia Manuchar Vitalievich – Head of the management company of Technopark «Krasnoselsky», Moscow

Tronina Marina Vadimovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Senior Researcher at the Ural Research Institute of Economic Security and Rural Development, Yekaterinburg,

Abstract. The activity of technoparks in Russia cannot be called highly efficient. That is why their development is one of the important elements for the formation of the stability of the economic system. In addition, overcoming the rather low efficiency of existing and the creation of innovative technology parks will help the Russian economy to achieve global competitiveness. Given the importance of the transition of the Russian economy to an innovative type of development, which is predetermined by the effective activity of technoparks, it is necessary to modernize the regulatory framework for a special legal regime for their functioning and the effectiveness of state support measures for technoparks and their subjects. The weak solution to these problems is compounded by the decline in innovation activity of the fundamental sectors of the Russian economy.

Keywords: state, innovative economy, technoparks, State program, effective activity

Сегодня экономика Российской Федерации находится в ситуации вынужденного перехода от сокращения сырьевого экспорта к наращиванию экспорта товаров с добавленной стоимостью, в том числе посредством более глубокой степени обработки экспортируемого сырья. Однако между государственными установками к переходу на инновационную экономику, в том числе с помощью создания малых инновационных предприятий, технопарков, индустриальных парков, промышленных кластеров и конкретными практическими действиями, способными качественным образом повлиять на изменение экономики имеется колоссальный разрыв в трактовке указанных понятий, нормативной и законодательной базе, а также понятных и работающих механизмах государственной поддержки. 

В настоящее время роль проводника в проведении разъяснительной работы и обобщении имеющихся материалов на тему технопарков выполняет «Ассоциация кластеров и технопарков России».

Указанная ассоциация дает следующее понятие технопарку: технопарк – это площадка, оснащенная необходимой промышленной и технологической инфраструктурой, на территории которой возможно ускоренное осуществление научных исследований и внедрение результатов таких исследований в производство.

Создание новых технопарков (по международной классификации – greenfield) или развитие технопарков на базе существующих промышленных предприятий (по международной классификации – brownfield) благотворно влияет на уровень социально-экономического развития регионов и экономики государства в целом.

В Российской Федерации технопарки создаются в соответствии с программой «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации 10.03.2006 г. № 328-р [1]. Координатором в рамках указанной программы выступает Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Основными принципами создания технопарков является: организационное самоуправление, самоокупаемость и самофинансирование. Таким образом, вновь создаваемые технопарки помимо технологической и научной актуальности должны еще отвечать признакам самодостаточности и должны быть созданы при участии внебюджетного финансирования.

Программа была рассчитана до 2010 года и предусматривала создание девяти высокотехнологичных площадок на территории Калужской, Кемеровской, Московской, Нижегородской, Новосибирской,

Тюменской областях, а также в республиках Татарстан и Мордовия. На территории указанных площадок планировалось создание технопарков с общим количеством организаций-резидентов в размере не менее 677, прибыль от деятельности которых оценивалась в размере не менее 26 млрд. рублей в год. Также для создания указанных площадок планировалось привлечь частные инвестиции в размере не менее 14 млрд. рублей.

Однако к указанному сроку в эксплуатацию были введены всего три технопарка, остальные же остались лишь в виде проектов  на бумаге и увязли в длинной цепочке бюрократических согласований. 

В Российской Федерации технопарки сталкиваются с проблемами  не только на стадии создания (проектирование и строительство),  но и на этапе развития и эксплуатации. Во многом причины низкой эффективности развития технопарков зависят и от тех, кто занимается их созданием (от уровня квалификации и компетенций управленцев и чиновников), а также от культуры управления промышленными предприятиями в целом [2].

То есть, даже при хорошей финансовой поддержке от государства  в виде невозвратных субсидий и беспроцентных займов, промышленность развивается очень низкими темпами. 

На сегодняшний день промышленные предприятия в Российской Федерации показывают очень низкую активность в инновационном развитии, основные расходы которого сосредотачиваются на модернизации текущего производства за счет закупок комплектующих и нового оборудования (не редко импортных) и практически не выделяются денежные средства на новые разработки и исследования. 

Так, к примеру отечественная Группа компаний «СТАН», которая  по официальным данным Ассоциации «Станкоинструмент» является лидером в отрасли тяжелого станкостроения на территории Российской Федерации за период с 25.05.2016 по 07.09.2017 получила из Фонда развития промышленности 2 млрд. рублей виде субсидий и целевых займов, однако 13.05.2019 года на территории Казанского авиационного завода имени С.П. Горбунова Президенту  Российской Федерации сотрудниками указанной организации был презентован станок итальянского производства, под видом отечественного и произведенного на мощностях Группы компаний «СТАН».

Таким образом, кроме финансовых инструментов, стимулирующих развитие промышленности необходимо также прорабатывать эффективные механизмы контроля за исполнением государственных  и политических инициатив в целях предотвращения спекуляций.

Похожая ситуация обстоит и с технопарками в Российской Федерации, многие социально и экономически значимые проекты становятся излишне политизированы и вместо скрупулезной и прагматичной проработки проекты пестрят в средствах массовой информации и превращаются исключительно в информационный повод и не показывают реальных достижений в сфере  инновационных разработок. 

Для определения реальной обстановки с созданием и развитием технопарков в Российской Федерации необходимо проанализировать официальную статистику, опубликованную «Ассоциацией кластеров и технопарков России» за 2020 год (рисунок 1) [4].

Рисунок 1. География распространения технопарков на территории Российской Федерации

Из общего количества технопарков  23 (169 шт.), созданных на территории Российской Федерации основное количество сосредоточено в Москве (42 шт.), Московской области (23 шт.), Санкт-Петербурге (7 шт.) и Республике Татарстан (5 шт.). Данная статистика указывает, на то что рост технологического и инновационного потенциала, в том числе рост ВРП, будет наблюдаться именно в местах с максимальной концентрацией технопарков. 

Однако указанные субъекты и так являются лидерами по уровню социально-экономического развития согласно официальному рейтингу «Рейтинг социально-экономического положения регионов – 2020» [3].

Также кроме количественных показателей необходимо оценить качественные характеристики, для этого необходимо оценить структуру площадей, располагаемых в технопарках (рисунок 2).

Рисунок 2. Структура площадей

Из общего количества площадей лишь 47,8 % отводится под производственные площади и лишь 4,1 % под лабораторные помещения, оставшиеся помещения используются под размещение административно-бытовых и офисных помещений.

Таким образом, из общего количества технопарков (169 шт.) лишь третья часть является промышленными технопарками, которые способны производить какую-либо продукцию и из 100 % площадей лишь 51,9 % процент площадей используется для производственных нужд.

Также, если просмотреть перечень лицензированных технопарков, можно обнаружить технопарки, которые лишь формально отвечают требованиям «Национального стандарта Российской Федерации» (Таблица 1). 

Таблица 1 – Объем предоставленных субсидий Министерством экономического развития в 2019 году и в 2020 году


Государством в лице Министерства экономического развития России за период с 2019 года по 2020 год в качестве поддержки по созданию (развитию) технопарков выделено  в общем размере более 4,9 млрд. рублей, что является значительной суммой, однако не достаточной по сравнению с основными статьями расходов федерального бюджета Российской Федерации. Например, в 2020 году расходы на отрасль жилищно-коммунального хозяйства составили 282,2 млрд. рублей. 

На основании изложенного можно сделать вывод, что динамика роста инновационной экономики в Российской Федерации на прямую зависит от количества и качества создаваемых малых инновационных предприятий, технопарков, индустриальных парков и промышленных кластеров, развитие которых зависит от мер государственной поддержки, а также мер государственного контроля и регулирования.

Важнейшим вопросом, помимо разъяснительной и образовательной работы на указанную тему, является разработка комплекса мероприятий и механизмов, препятствующего спекуляциям по использованию статуса технопарка недобросовестными участниками рынка. Так, к примеру недобросовестные собственники промышленных предприятий умышленно используют статус технопарка, не отвечая его требованиям для локализации производства на одной территории для получения налоговых льгот по снижению налога на добавленную стоимость и налога на прибыль. Также в целях развития субъектов Российской Федерации с низким уровнем социально-экономического развития необходимо очень избирательно подходить к вопросу размещения и лицензирования будущих технопарков, а больше субсидий на создание (развитие) технопарков выделять именно в таких регионах.

Литература

  1. Распоряжение Правительства РФ от 10.03.2006 N 328-р (ред. от 29.11.2014) О государственной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58962/7e89d002a32cdbb5303633a0fff4c77eb8d7340f/?ysclid=lam4m56acd272966358 (дата обращения 18.12.2021)
  2. Андросова, А. А. Исследование современных тенденций развития технопарков и технополисов в мире / А. А. Андросова // Вектор экономики. – 2019. – № 3(33). – С. 48.
  3. Рейтинг социально-экономического положения регионов – 2020 [электронный ресурс] – Режим доступа: https://riarating.ru/infografika/20200602/630170513.html?ysclid=lam4z7s5ms103394782 (дата обращения 18.12.2021)
  4. Технопарки России: ежегодный обзор / М.М. Бухарова, Л.В. Данилов, Е.А. Кашинова, Е.И. Кравченко, М.А. Лабудин, М.А. Махаева, А.Г. Шипугин, А.В. Шпиленко; Ассоциация развития кластеров и технопарков России. Том 6. — М.: АКИТ РФ, 2020 — 110 с.
  5. Хандакова, О. П. Роль технопарков в инновационном развитии России / О. П. Хандакова, Е. П. Овчинникова // Актуальные вопросы современной экономики. – 2020. – № 8. – С. 58-64.
  6. Черданцев, В.П. Классификация и формирование кластерной политики в России /В.П. Черданцев // Электронное сетевое издание «Международный правовой курьер» 18 июля 2020 [электронный ресурс] – Режим доступа: http://inter-legal.ru/klassifikatsiya-i-formirovanie-klasternoj-politiki-v-rossii (дата обращения 18.12.2021)

References

  1. Order of the Government of the Russian Federation of 10.03.2006 N 328-r (ed. of 29.11.2014) On the state program «Creation of technoparks in the field of high technologies in the Russian Federation» [electronic resource] – Access mode:  https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58962/7e89d002a32cdbb5303633a0fff4c77eb8d7340f /?ysclid=lam4m56acd272966358 (accessed 12/18/2021)
  2. Androsova, A. A. Research of modern trends in the development of technoparks and technopolises in the world / A. A. Androsova // Vector of Economics. – 2019. – № 3(33). – P. 48.
  3. Rating of the socio-economic situation of the regions – 2020 [electronic resource] – Access mode: https://riarating.ru/infografika/20200602/630170513.html ?ysclid=lam4z7s5ms103394782  (accessed 12/18/2021)
  4. Technoparks of Russia: annual review / M.M. Bukharova, L.V. Danilov, E.A. Kashinova, E.I. Kravchenko, M.A. Labudin, M.A. Makhaeva, A.G. Shipugin, A.V. Shpilenko; Association for the Development of Clusters and Technoparks of Russia. Volume 6. — Moscow: AKIT RF, 2020 — 110 p.
  5. Khandakova, O. P. The role of technoparks in the innovative development of Russia / O. P. Khandakova, E. P. Ovchinnikova // Topical issues of the modern economy. – 2020. – No. 8. – pp. 58-64.
  6. Cherdantsev, V.P. Classification and formation of cluster policy in Russia /V.P. Cherdantsev // Electronic online publication «International Legal Courier» July 18, 2020 [electronic resource] – Access mode: http://inter-legal.ru/klassifikatsiya-i-formirovanie-klasternoj-politiki-v-rossii (accessed 12/18/2021)

Информация об авторах:

Доронин Юрий Игоревич, научный сотрудник Уральского НИИ экономической безопасности и развития сельских территорий, г. Екатеринбург,

Шария Манучар Виталиевич – руководитель управляющей компании технопарка «Красносельский», г. Москва

Тронина Марина Вадимовна, кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник Уральского НИИ экономической безопасности и развития сельских территорий, г. Екатеринбург.

Information about the authors:

Доронин Юрий Игоревич, научный сотрудник Уральского НИИ экономической безопасности и развития сельских территорий, г. Екатеринбург,

Шария Манучар Виталиевич – руководитель управляющей компании технопарка «Красносельский», г. Москва

Тронина Марина Вадимовна, кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник Уральского НИИ экономической безопасности и развития сельских территорий, г. Екатеринбург.

Добавить комментарий

Войти с помощью: