Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Необходимость совершенствования форм и методов государственной поддержки малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе

Осуществление дальнейшего развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе требует совершенствования существующих форм и методов государственной поддержки. В статье рассмотрены основные тенденции развития отечественных агропредприятий малых форм хозяйствования, проведен анализ действующих механизмов государственной поддержки, сделаны выводы о направлениях совершенствования существующих программ поддержки и дальнейшего развития субъектов малого агробизнеса.

Ключевые слова: малые формы хозяйствования, агропредприятия, государственная поддержка, агропромышленный комплекс, агропродовольственная политика   

The need to improve the forms and methods of state support for small businesses in the agro-industrial complex

Abstract. The further development of small-scale business in the agro-industrial complex requires the improvement of existing forms and methods of state support. The article examines the main trends in the development of domestic agro-enterprises of small business forms, analyzes the existing mechanisms of state support, and draws conclusions on ways to improve existing support programs and further development of small agribusiness entities.

Keywords:  small business forms, agricultural enterprises, state support, agro-industrial complex, agro-food policy

Одна из основных задач агропродовольственной политики страны заключается в становлении конкурентоспособного агропромышленного сектора, который, обеспечивая внутренний рынок и увеличивая экспорт сельскохозяйственной продукции, формирует продовольственную безопасность государства.

Сегодня в России существует множество агропредприятий различных организационно-правовых форм от малых и средних до крупных агрохолдингов.

Стоит отметить, что преимущество малых и средних агропредприятий заключается в том, что в процессе их конкуренции, интеграции и кооперации обеспечивается оптимальное состояние национального сельского хозяйства. Именно малые формы хозяйствования позволяют диверсифицировать производство и минимизировать негативное воздействие санкций. Происходит обновление рыночных механизмов, расширяется ассортимент и увеличиваются объемы выпуска сельскохозяйственных товаров, повышается уровень занятости населения. В то же время активный рост агрохолдингов показал, что крупнотоварное производство не в состоянии решить всех проблем в сельскохозяйственной отрасли, в частности, производство больших объемов агропродукции влечет за собой закрытие рынков сбыта для более мелких производителей и замедляет социально-экономическое развитие сельских территорий. [1]

Несмотря на положительную динамику развития сельскохозяйственного производства, к сожалению, процессы становления аграрного сектора не развиваются должным образом. Среди основных причин можно отметить сложность логистики, влияние санкционного давления западных стран, высокое налоговое бремя, а также недостатки системы стимулирования и государственной поддержки предприятий малого бизнеса.

Именно государственная поддержка в части предоставления субсидирования, льготных кредитов и других инструментов позволяют агропредприятиям развиваться даже в тяжелых кризисных условиях. Стоит также отметить тот факт, что развитие агропредприятий – это лишь одно из направлений развития национального сельского хозяйства. Проблемы развития АПК следует рассматривать комплексно, учитывая факторы развития аграрной политики, анализ доходной части населения, развитость инфраструктуры села и других элементов. [6]

Существующие в настоящее время формы и методы господдержки аграрного производства имеют определенные недостатки и препятствуют выходу агропроизводителей на более высокий уровень экономического развития. Изменение ситуации возможно благодаря продуманной комплексной государственной поддержке, учитывающей специфику развития как на общегосударственном и федеральном, так и на региональном и местном уровнях. [9]

Особое внимание следует уделять малым формам хозяйствования, поскольку в развитой рыночной экономике они играют важную роль в обеспечении значительного сегмент в объеме валовой продукции и увеличения занятости сельского населения. Под понятие малых форм хозяйствования, кроме предпринимателей, попадают юридические лица и сельскохозяйственные кооперативы, основные элементы представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Участники малых форм хозяйствования

Малые формы хозяйствования в агропроизводстве представлены сельскохозяйственными товаропроизводителями, такими как: личные подсобные хозяйства, индивидуальные предприниматели, сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Их развитие в сельском хозяйстве имеет важное значение для государства, поскольку способствует становлению многоукладности и созданию условий для формирования конкурентоспособности агропроизводителей. Деятельность предприятий малых форм хозяйствования способствует увеличению объема выпускаемой агропродукции и созданию условий импортозамещения.

Для выполнения этих условий необходимо совершенствование государственного регулирования, как системы действующих программ по исполнению и контролю мер, выполняемых государственными и общественными организациями для поддержания и оптимизации действующей социально-экономической системы в резко меняющихся условиях внешней среды. [7]

Для анализа динамики развития малых форм хозяйствования в агросфере, рассмотрим данные официальной статистики за период 2006-20021 годы (рисунок 2).

Рисунок 2. Численность субъектов малого предпринимательсва в АПК за период 2006 – 2021 гг, тыс. ед.

Данные статистики этого периода свидетельствуют о снижении количества малых предприятий в АПК России. Однако, на фоне сокращения, основной тенденцией стало их укрупнение, что характеризуется увеличением площади сельскохозяйственных угодий в хозяйствах с 226,0 га до 351,0 га. Помимо этого, увеличились масштабы агропроизводства и посевные площади сельскохозяйственных культур (рисунок 3).

Рисунок 3. Динамика площади сельскохозяйственных угодий и посевных площадей

Представленные данные свидетельствуют о возрастающей заинтересованности агропредпринимателей в расширении объемов производства и эффективности работы госпрограмм по вовлечению земель сельхозназначения в оборот

Современная агрополитика государства направлена на стабильное развитие сельского хозяйства. Основным базисом для механизма государственного регулирования являются четыре уровня: методический, позволяющий осуществлять непрерывную оценку государственного регулирования; инструментальный, объединяющий формы и методы государственного регулирования, используемые для достижения целей аграрной политики, нормативно-правовой, обеспечивающий формирование базовых условий функционирования АПК и институциональный. [4]

В результате взаимодействия всех этих элементов формируются приоритетные направления и методы государственного регулирования.

Таким образом, государству отводится важная роль в регулировании АПК, отрасли, развитие которой стимулирует деятельность множества других отраслей. Для продолжения его планомерного развития и стабильного наращивания объемов агропроизводства, необходима тщательная разработка целевых программ, эффективной системы льготного кредитования сельхозпредприятий, а также проведение политики протекционизма для защиты отечественных производителей. Направленная на удовлетворение интересов всех субъектов рынка, аграрная политика государства способна помочь отечественным агропроизводителям выйти на новый уровень и преодолеть трудности, связанные с неблагоприятной экономической ситуацией, сложившейся в нашей стране в настоящее время.

Список литературы:

  1. Белов С.К. Проблемы трансформационных процессов в сельском хозяйстве России // Вопросы экономики. 2017. №2. С. 41-46. (3)
  2. Гусманов Р.У., Ахметова Л.Р., Лукьянова М.Т. Динамика развития крестьянских фермерских хозяйств в современных условиях // Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Инновационные технологии управления социально-экономическим развитием регионов России» — 2019. – с. 69-75.
  3. Жиляков Д.И., Мусьял А.В., Петрушина О.В., Зарецкая В.Г. совершенствование механизма государственного регулирования в системе аграрной политики // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2023. – №1 – с. 166-172 (2)
  4. Колесникова Т.Г., Наумова Т.М., Смоленникова Л.В. Совершенствование методов государственной финансовой поддержки предприятий АПК // Инструменты, механизмы и технологии развития социальной сферы. 2020. С. 4-15. (9)
  5. Малхасян З.П., Павличенко А.А. Государственная поддержка малых предприятий в агропромышленном комплексе России // Московский экономический журнал. 2023. – № 2. – с.296-303 (4)
  6. Оборин М.С. Инструменты государственной поддержки агробизнеса в современных условиях // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». 2021. Т. 7. № 2. С. 167–176. (1)
  7. Овчинникова А.А. Формы и методы государственной поддержки предприятий АПК // Научно-исследовательские решения современной России в условиях кризиса. 2020. – С. 516-519. (6)
  8. Салтанова А.Г. Государственная поддержка предприятий АПК // Фундаментальные и прикладные аспекты развития современной науки. 2020. С. 148-150. (7)
  9. Сологуб Н.Н. Информационно-правовое обеспечение государственной поддержки предприятий АПК // Проблемы управления, экономики и права в общегосударственном и региональном масштабах. 2022. С. 182-185. (6)
  10. Черникова С.А. Особенности государственного регулирования и финансовой поддержки аграрной сферы в период трансформации агропромышленного комплекса // Московский экономический журнал. 2022 –  №11 – с. 148-158 (10)

Информация об авторе:

Черданцев Вадим Петрович, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова»


Information about the author:

Cherdantsev Vadim Petrovich, Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Management, Perm State Agrarian and Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov

Добавить комментарий

Войти с помощью: