Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Необходимость совершенствования и регулирования нормативно-правовой базы создания агротехнопарков

Актуальность темы статьи обусловлено тем, что в настоящий момент одним из основных направлений экономики не только нашей страны, но и других стран мира является применение инноваций и наукоемких технологий для развития рынка вообще и рынка сельскохозяйственной продукции в частности и укрепления экономических отношений на национальном уровне. Особое место в инновационной инфраструктуре сельского хозяйства занимают агротехнопарки, поэтому, вопросы нормативно-правового регулирования при их создании особенно актуальны. Требует рассмотрения специфика отношений, возникающих в ходе создания и функционирования агротехнопарков и решение проблемы отсутствия единой правовой позиции относительно определения понятий в рассматриваемой сфере и связанной с ней проблемы правосубъектности, а также пути решения обозначенных проблем.

Ключевые слова: управляющая компания, технопарк, резидент, правосубъектность, экономические отношения, рынок

THE NEED TO IMPROVE AND REGULATE THE REGULATORY FRAMEWORK FOR THE CREATION OF AGRICULTURAL TECHNOLOGY PARKS

Annotation: The relevance of the article due to the fact that currently one of the main directions of the economy of not only our country but other countries of the world is the use of innovations and high technologies for the development of the market in General and market of agricultural products in particular and the strengthening of economic relations at the national level. A special place in the innovative infrastructure of agriculture is occupied by agrotechnopark, therefore, the issues of legal regulation in their creation are particularly relevant. Requires consideration of the specificity of relations arising in the course of creation and functioning agrotechnoparks and solution to the problem of the lack of a unified legal position on the definition of concepts in this sphere and related issues of legal personality, as well as solutions to the problems identified. 

Keywords: management company, Technopark, resident, legal personality, economic relations, market

Сегодня сферу АПК уже сложно представить без производства знаний из стремительно развивающихся современных научных областей: информатики, биоинженерии, нанотехнологий. Государство оказывает большую поддержку инновационной инфраструктуре не только путем финансирования, но и формированием новых институтов в данной области. В аграрной сфере наблюдается особая роль государства, интересы которого направлены на её воздействие и поддержание в период общей мировой экономической нестабильности и экономических кризисов. Агротехнопарки являются важной составляющей инновационной инфраструктуры, но в то же время они не являются случайностью или экспериментом, поскольку практика их создания и функционирования насчитывает уже чуть более 50 лет. За это время они показали высокую эффективность и распространились по всему миру.

Несмотря на то, что агротехнопарки впервые возникли во второй половине прошлого века, они являются закономерным продуктом научно-технического прогресса, который можно наблюдать сегодня, а вопросы правового регулирования их создания и деятельности актуальны по сей день.

Впервые технопарк был создан в 1949 году в Калифорнии на базе Стэнфордского университета. Практика совместной деятельности показала успешность данного эксперимента, и уже с 70-х годов число технопарков значительно выросло. В них оказались заинтересованы не только высшие учебные заведения и предприниматели, а и государство в целом [7].

В России идея технопарка была реализована еще в 1957 г. путем создания подобного рода объединения на базе Сибирского Академгородка. Однако на тот момент представлений о технопарках значительно отличались от современного. Развитие современных технопарков в нашей стране началось только в 90-х годах, в процессе перехода на рыночную экономику и пересмотра цели, преследуемой их созданию.

Не смотря на давнюю практику создания, на федеральном уровне определение технопарка впервые появилось в Приказе Минэкономразвития РФ от 16.02.2010 № 59 (рисунок 1).

Рисунок 1 – Определение понятия «технопарк» в [5]

Цель и задачи создания технопарков в нашей стране отражены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Цель и задачи создания технопарков

Сегодня многие понятия, касающиеся технопарков, раскрываются в ГОСТе 56425-2015 «Технопарки. Требования» [6], где разведены понятия «технопарк» и «технопарк в сфере высоких технологий». Технопарк является комплексом объектов инфраструктуры, обеспечивающих полный цикл услуг для его резидентов, в то время как технопарк в сфере высоких технологий уже направлен на обеспечение запуска и выведения нового высокотехнологичного продукта на рынок. Отдельно ГОСТ 56425-2015 рассматривает промышленные технопарки, целью создания которых является освоение производства промышленной продукции.

Стоит также отметить, что в законодательстве и научной литературе «технопарк» используется как самостоятельный термин, а не сокращение от «технологического парка», однако в данном случае есть и исключения. В качестве примера на рисунке 3 приведено определение технопарка по нормам Закона Санкт-Петербурга «Об основах промышленной политики Санкт-Петербурга».

Рисунок 3 – Определение технопарка согласно Закону Санкт-Петербурга «Об основах промышленной политики Санкт-Петербурга» [2]

Неотъемлемыми составляющими технопарка считаются: инфраструктура технопарка – система объектов, обеспечивающих функционирование технопарка; инновационная инфраструктура технопарка (взята отдельно, так как именно она определяет всю специфику деятельности технопарков), управляющая компания технопарка; резиденты технопарка.

13 сентября 2017 года были внесены изменения в Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ Российской Федерации «О промышленной политике Российской Федерации» [1], которые добавляли в ст. 3 такое понятие, как индустриальный (промышленный) парк. Основой работы технопарка является его научная составляющая: наличие лабораторий, экспериментальных производств, целью которых является создание инновационного и наукоемкого продукта, в то время как в индустриальных парках ставка сделана в первую очередь на массовость производства для его дальнейшего сбыта. Отсюда можно сделать вывод, что определение индустриальных парков неприменимо для раскрытия понятия технопарка.

В настоящий момент основной акцент в определении технопарков сделан на технопарки в сфере высоких технологий, хотя такой подход нельзя считать правильным, поскольку технопарк и его определение не зависит от сфер деятельности, которых довольно много, это: современные медицинские, фармацевтические, биологические технологии, наукоемкие машиностроительные технологии, технологии агропроизводства и др.

Таким образом, отсутствие единого подхода к определению понятия «технопарк» приводит к разногласиям, и негативно отражается на практике правоприменения. В связи с этим назрела необходимость закрепления в федеральном законодательстве базовых понятий, описывающих отношения в области инновационной экономики, а именно, понятий: технопарк, технополис, индустриальный парк и другие. Закрепление базовых понятий позволит отграничить одни  элементы рассматриваемых правоотношений от других.

Следует обратиться и к такой не менее важной дефиниции, как правосубъектность технопарков.

Правосубъектность является способностью лица быть носителем прав и обязанностей и самостоятельно осуществлять их. Если обращаться к законодательству на уровне субъектов, то также можно отметить, что в одних из них технопарк рассматривается в качестве субъекта, в других же – в качестве объекта правоотношений. Причем применение второго варианта присуще большинству субъектов Российской Федерации.

Вопрос правосубъектности технопарков остаётся открытым, пока он не будет урегулирован на федеральном уровне. Далее постараемся раскрыть одну из наиболее распространенных точек зрения.

Сам по себе технопарк не может являться субъектом правоотношений, так как не является ни физическим, ни юридическим лицом. Технопарк – это такая сложная организация имущественных отношений, в которые привлекаются субъекты правоотношений для целей разработки инновационных технологий. Особую роль существования технопарков и их функционировании играет управляющая компания (УК) технопарка –коммерческая или некоммерческая организация, которая создается в соответствии с российским законодательством и осуществляет деятельность по управлению технопарком. Управляющая компания заключает соглашение о создании технопарка с субъектом Российской Федерации.

На настоящее время, в связи с отсутствием на федеральном уровне единого правового акта, определяющего статус управляющей компании технопарка, правоприменитель в данном вопросе руководствуется региональными законодательными актами субъектов Российской Федерации либо актами государственной власти и органов местного самоуправления.

Согласно положения, закрепленного в программе «Создание технопарков в сфере высоких технологий в Российской Федерации», УК создается для организации технопарка и управления его деятельностью. Данное положение нашло отражение в действующих законах субъектов Российской Федерации. В ст. 5.1 ГОСТ 56425-2015 одним из требований к управляющей компании технопарка определено право распоряжаться его имущественным комплексом. Там же заявлены и другие требования, необходимые для осуществления управления технопарком. К функциям УК отнесены: управление имуществом технопарка, привлечение инвесторов  с целью создания и обеспечения функционирования инфраструктуры технопарка; поддержание обеспечения всего комплекса технопарка, а также обеспечение резидентов необходимыми ресурсами.

Резиденты являются необходимым условием существования и функционирования технопарка и выполнения его главной цели. Они привлекаются для разработки и создания инновационных технологий. Резиденты технопарка являются самостоятельными субъектами правоотношений, осуществляющие на его территории свою деятельность и пользующиеся его инфраструктурой в рамках целей и задач технопарка на основании договора с управляющей компанией [9]. Договор резидента с УК о размещении в технопарке по сути, регулирует порядок его деятельности территории технопарка. Этим договором регламентируются обязанности по соблюдению внутреннего распорядка, оплата коммунальных и иных платежей, обязанности по предоставлению отчетной и планирующей документации для управляющей компании технопарка о проводимой деятельности, права на получение услуг на территории технопарка. Одним из условий договора о размещении резидента является договор аренды помещений технопарка, договоры на аренду оборудования, аренду имущества. Это касается также и государственного имущества, передаваемого на праве хозяйственного ведения, административного управления или в аренду. УК оказывает резидентам технопарка различные услуги: юридические, бухгалтерские, маркетинговые, логистические, что является предметом договора оказания возмездных услуг.

УК систематизирует информацию о деятельности резидентов на территории технопарка. Основными показателями деятельности резидентов являются: количество реализуемых инновационных проектов, выручка от реализации инновационной продукции (работ, услуг), численность работников, количество привлеченных инвесторов и другая информация. Кроме того, составляются промежуточные и итоговые отчеты, они необходимы не только для отражения деятельности резидентов в конкретный момент, но и для разработки перспектив, в том числе и долгосрочных.

Так как управляющая компания технопарка является юридическим лицом, организационно-правовая форма его – это чаще всего общество, как правило, публичное акционерное общество, непубличное акционерное общество или же общество с ограниченной ответственностью. Резидентами технопарка могут быть как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели [4].

В заключении можно сделать вывод, что настоящее время одним из главных принципов государственной поддержки развития инновационной инфраструктуры в нашей стране,  в том числе технопарков, как ее важной составляющей, является адресность, то есть предоставление поддержки субъектам, нуждающимся в ней.  Основываясь на результатах проведенного анализа можно сказать, что сегодня назрела необходимость принятия ясного определения технопарка и определения его правового статуса

Имеет актуальность разработка единого федерального закона, который сможет урегулировать вопросы создания, функционирования и лишение статуса технопарка, правовой статус управляющей компании технопарка, его резидентов, а также меры государственной поддержки технопарков и критерии, которым должен соответствовать технопарк для получения государственной поддержки. Принятие единого закона о технопарках поможет в урегулировании деятельности технопарков многих других профилей, в том числе в сфере АПК.

УДК 334.7

                                       Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О промышленной политике в Российской Федерации» // Российская газета, N 1, 12.01.2015.
  2. Закон Санкт-Петербурга от 08.06.2009 N 221-47 (ред. от 08.02.2019) «Об основах промышленной политики Санкт-Петербурга»// Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, N 15, 22.06.2009.
  3. Закон Новгородской области от 27 октября 2017 г. N 160-ОЗ «О технопарках и бизнес-инкубаторах на территории Новгородской области» (с изменениями на 29 октября 2018 года). URL: http://docs.cntd.ru/document/450365717 (дата обращения 03.12.2019)
  4. Постановление Правительства РФ от 04.08.2015 N 794 (ред. от 17.04.2018) «Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков» // Собрание законодательства РФ, 17.08.2015, N 33, ст. 4827.
  5. Приказ Минэкономразвития РФ от 16.02.2010 N 59 (ред. от 12.10.2010) «О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства». СПС Консультант Плюс. URL http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=156635737407318782297817739&cacheid=48D92A4DF2AADD7A6F90CBE76DBDC93E&mode=splus&base=LAW&n=106062&rnd=078316BB02CBBD7EC99204B28A643368#5e0peyydib (дата обращения 03.12.2019)
  6. ГОСТ Р 56425-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Технопарки. Требования (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 10.06.2015 N 614-ст) (ред. от 30.11.2016). — М.: Стандартинформ, 2015, СПС Консультант Плюс URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=156635737407318782297817739&cacheid=9CCE2CD9E26C4DA2979ACCFBAC03B221&mode=splus&base=STR&n=22713&rnd=078316BB02CBBD7EC99204B28A643368#1z3cl7k706l (дата обращения 03.12.2019)
  7. Иванова О.Е. Критический анализ зарубежного опыта создания технопарковых структур // Вестник НГИЭИ. 2018. №2 (81). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriticheskiy-analiz-zarubezhnogo-opyta-sozdaniya-tehnoparkovyh-struktur (дата обращения: 03.12.2019).
  8. Лященко Е.А. Проблемы правового регулирования деятельности технопарков в России // Управленец. 2019. № 6. С. 63-64.
  9. Мальцева А.А. Система документооборота управляющей компании технопарка для сопровождения инновационных проектов резидентов // Известия Тульского государственного университета. 2018. № 8. С. 197-199.
  10. Черданцев В.П. Инновационная деятельность – важная составляющая развития территорий // Фундаментальные исследования. – 2017 — № 4(ч.1). —  с. 220-223
  11. Черданцев В.П., Тронина М.В., Черданцев П.В. Бизнес-инкубатор – инновационный путь развития малых форм хозяйствования / Пермь: изд-во «Астер» 2015. – 139 с.
  12. Черданцев В.П. Нормативно-правовая база для повышения эффективности деятельности агрохолдингов// Электронное сетевое издание «Международный правовой курьер» 17 апреля 2019 Ссылка: http://inter-legal.ru/neobhodimost-sozdaniya-normativno-pravovoj-bazy-dlya-regulirovaniya-i-povysheniya-effektivnosti-deyatelnosti-agroholdingov

 

Information about the author:

Зайцев Кирилл Александрович, аспирант, ассистент кафедры менеджмента Пермского аграрно-технологического университета имени академика  Д.Н. Прянишникова, г. Пермь

Информация об авторе:

Zaytsev Kirill, post-graduate student, assistant of the Chair of Management at Pryanishnikov State Agrarian and Technological University in Perm, Perm

Добавить комментарий

Войти с помощью: