Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Нормативно-правовое регулирование аудита трудового законодательства и оплаты труда в АПК

Аудит трудового законодательства,  учета расчетов с персоналом по оплате труда является одним из сложных видов аудиторских услуг. Операции по учету труда и заработной платы достаточно многочисленные, разнообразные и специфичные. В свою очередь, процедура оказания аудиторских услуг должна вестись с учетом требований законодательных норм – как бухгалтерского и трудового законодательства, так и  законодательства в области аудита.

Ключевые слова: АПК, аудиторские услуги, персонал организации, трудовое законодательство, международные стандарты аудита, , оплата труда, заработная плата.

NORMATIVE LEGAL REGULATION OF AUDIT IN LABOR LAW AND REMUNERATION IN AGRICULTURE

Abstract: Audit of labor law, of the account of calculations with workers on wages is one of the most difficult types of audit services. Operations on accounting of labor and wages are quite numerous, diverse and specific. In turn, the procedure for the provision of audit services should be carried out taking into account the requirements of legislative norms – both accounting and labor legislation, and legislation in the field of audit

Keywords: Agro-industrial complex, audit services, personnel of the organization, labor legislation, international standards of audit, remuneration, salary.

В обеспечении эффективности функционирования любого агропредприятия, основная роль принадлежит работающим на нем сотрудникам. Результаты работы персонала должны быть своевременно оплачены. Заработная плата – это сложное экономическое понятие, которое отражает широкий круг проблем современного общества и требует приложения усилий и специальных знаний для эффективной организации ее в масштабах не только отдельного предприятия, а и страны в целом.

В этой связи возникает необходимость исполнения трудового законодательства и правильного расчета оплаты труда работникам предприятия. Прежде всего, должны соблюдаться основные законы и законодательные и нормативно-правовые акты, целью которых является регулирование заработной платы. Документальное оформление учета заработной платы должно соответствовать принятым нормативам, определенными законами Российской Федерации.

К сожалению, законодательные нормы выполняются не всегда, нарушаются требования, связанные с учетом хозяйственных операций, которые установлены в законодательстве, включая  расчеты по оплате труда работников. В результате финансовая отчетность оказывается не достоверной. Именно поэтому с каждым днем возрастает необходимость в независимом мнении о достоверности поданной информации пользователем финансовой отчетности, прежде всего, сведений о расчетах с персоналом по оплате труда, что реализуется путем проведения аудита.

Аудит учета расчетов с персоналом по оплате труда – это один из наиболее трудоемких разделов аудита, поскольку операции по учету труда и заработной платы достаточно многочисленны, разнообразны и специфичны. В первую очередь, следует обратиться к рассмотрению понятия «оплата труда». Сегодня в экономической литературе нет однозначного определения этого понятия. Как экономическое явление оплата труда появилась тогда, когда появился промышленный капитал и наемные работники. Отличительная черта экономической категории «заработная плата» заключается в отражении таких отношений, основой которых является товарный характер рабочей силы, то есть осуществление продажи на рынке труда рабочей силы [13, с. 86].

А. Смит и Д. Рикардо считали заработную плату ценой труда, сформированной на основе спроса и предложения. К. Маркс, развивая взгляды А. Смита и Д. Рикардо, писал: «…заработная плата является денежным выражением стоимости такого товара как «рабочая сила», размер которой определяют в соответствии с условиями производства и основными рыночными факторами – спрос и предложение…» [15, c. 23].

В современном понятии сущность оплаты труда регулируется на законодательном уровне. Впервые понятия  «заработная плата» и «оплата труда» были определены в Трудовом кодексе Российской Федерации. Понятие заработной платы и основы ее регулирования содержатся в Разделе 6 «Оплата и нормирование труда [2].

Трудовой кодекс РФ представляет оплату так: «…заработная плата является вознаграждением за труд, которое зависит от квалификации работников, сложности, количества, качества и условия выполняемых работ, включающим также компенсационные выплаты (компенсационные доплаты и надбавки, за работу в отклоняющихся от нормальных, особых климатических условиях, работу на территориях радиоактивного загрязнения и др.) и стимулирующие выплаты (стимулирующие доплаты и надбавки, премии)» [2].

Международная организация труда в Конвенции № 95 об охране заработной платы дает следующее определение: «заработная плата является независимо от названий и методов начисления любым вознаграждением или заработком, которые исчисляются в деньгах и устанавливаются соглашениями или законодательством страны, в силу трудового договора уплачиваемым предпринимателем трудящемуся за выполненный или предполагаемый труд» [1].

Федченко А.А., Одегов Ю.Г. определяют заработную плату как «превращенную форму стоимости и цены рабочей силы» [19,].

Бактаева И.А. отмечает, что «…заработная плата – это форма цены рабочей силы, основной частью фонда жизненных средств работника, распределяемая между сотрудниками организации в зависимости от количества и качества затраченного труда, реального вклада и зависит от конечного результата работы организации…» [11, c. 5].

Обобщая все определения, можно сказать, что оплата труда работников аграрной сферы является ценой трудовых ресурсов, задействованных в производственной и иной деятельности агропредприятия. Одним из принципиальных требований к системе оплаты труда считается обеспечение равной оплаты за равный труд. Данный принцип требует от показателей, используемых для учета результатов труда, возможности оценивать качество и количество труда работников, а также устанавливать соответствующие этим показателям нормы.

Существуют различные системы и формы оплаты труда, определяемые конкретным предприятием с учетом специфики его производственного процесса, численности работников и других факторов.

Основными задачами бухгалтерского учета является своевременное, правильное и точное начисление работникам заработной платы, а также осуществление расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, связанных с оплатой труда [14].

Труд выступает социально значимой категорией, поэтому его правовое регулирование осуществляется документами всех уровней, которые  направлены не только на утверждение порядка учета и налогообложение оплаты труда, но и на утверждение основных социальных гарантий, направленных на защиту прав, связанных с трудовой деятельностью граждан на территории РФ.

Нормативную  базу  аудита расчета оплаты труда составляют  законодательные акты  РФ, регулирующее оплату труда. Прежде всего, к ним относится Трудовой кодекс, а также Гражданский  и  Налоговый  кодексы  Российской Федерации.  Помимо этого в качестве нормативной базы используются различные  положения  и  постановления Министерства  финансов  Российской Федерации  и  Правительства РФ, регулирующие порядок учета оплаты труда и аудита в РФ.

Нормативно-правовое регулирование аудита расчетов по оплате труда и трудового законодательства можно представить двумя блоками:

  1. Бухгалтерское и трудовое законодательство.
  2. Законодательство в области аудита.

Первый блок включает в себя:

— Трудовой кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете»;

— Положения по бухгалтерскому учету (52 ПБУ);

— отраслевые стандарты;

— методические рекомендации;

— документы предприятия.

Трудовой кодекс Российской Федерации [2] устанавливает понятие оплаты труда, разновидность и формы выплат заработной платы и компенсаций, оплату ночного и сверхурочного времени работы, а также другие вопросы регулирования начисления заработной платы.

Налоговый кодекс [3] регулирует порядок начисления налога на доходы физических лиц, начисляемый от суммы дохода каждого работника и уплачиваемый в бюджет.

Основные аспекты организации бухгалтерского учета регулируются Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ, который содержит, требования к бухгалтерской отчетности [4]. Помимо данного закона к нормативно-правовым актам бухгалтерского учета, имеющим отношение к расчетам с персоналом по оплате труда, относятся Положение по бухгалтерскому учету (52 ПБУ) и Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» [7].

Второй блок нормативно-законодательного регулирования включает:

— федеральный закон № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. «Об аудиторской деятельности»;

— внутрифирменные аудиторские стандарты.

Федеральный закон № 307-ФЗ включает в себя правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации, основы

государственного контроля за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, порядок проведения обязательного аудита, состав и структуру аудиторского заключения, стандарты аудиторской деятельности и кодекс профессиональной этики аудиторов.

До 2017 года аудиторы в своей деятельности использовали Федеральные правила  аудиторской деятельности, разработанные с учетом международных стандартов аудита и устанавливающие требования к проведению аудиторской проверки в части отдельных ее аспектов: основные принципы аудита и его цель, порядок планирования и документирования аудита, определение существенности и риска в аудите, качества внутреннего контроля, порядок проведения аналитических процедур и получения аудиторских доказательств,  порядок составления аудиторского заключения.

В настоящее время, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.06.2015 №576, в России вступили в силу Международные стандарты аудита, ставшие еще одним нормативным актом, регулирующим аудиторскую проверку расчетов с персоналом по оплате труда [6].

Система Международных стандартов аудита представлена на рис. 1.

Рисунок 1. Система Международных стандартов аудита [17]

Аудиторская проверка на практике условно делится на 3 этапа (рис.2)

Рисунок 2. Этапы проведения аудиторской проверки расчетов с персоналом по оплате труда

Процесс аудиторской проверки начинается с ее планирования. Предварительная стадия планирования аудита заключается в оценке возможностей проведения аудиторской проверки с предполагаемым масштабом и продолжительностью.

В настоящее время планирование аудиторской проверки осуществляется в соответствии с МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» [9].

На рис. 3 приведено сопоставление содержания стандартов МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» и ПСАД 3 «Планирование аудита».

Рисунок 3. Сопоставление российского и международного стандартов по планированию аудита [9]

МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» определяет планирование аудита как разработку общей стратегии по заданию и составление плана аудита. Цель исполнителя состоит в эффективном планировании оказания услуги. Согласно Стандарту 300, аудитору необходимо разработать общую стратегию аудита, в которой будет отражен объем, определены сроки проведения и общая направленность аудита. В процессе планирования аудита обязательным является проведение расчетов количественного значения уровня существенности, при котором используются наиболее важные базовые показатели финансовой отчетности.

Необходимо отметить, что применение международных стандартов аудита, в том числе в аудите трудового законодательства и оплаты труда, возникает ряд проблем, связанных с различием этих стандартов, как в содержании, так и в объеме.

Рассмотрим различные точки зрения на методику аудита расчетов с персоналом по оплате труда. В.И. Подольский предлагает проводить аудиторскую проверку расчетов с персоналом по оплате труда по следующим направлениям:

— соблюдение положений трудового законодательства, оценка состояния внутреннего контроля в части трудовых отношений;

— соблюдение порядка учета и внутреннего контроля выработки и начислений оплаты труда рабочим-сдельщикам;

— соблюдение порядка учета и начисления различных видов оплат;

— соблюдение правильности в расчетах по удержаниям из оплаты труда работников;

— проверка аналитического учета по работающим сотрудникам (по видам начислений и удержаний);

— сводные расчеты по заработной плате;

— соблюдение порядка расчетов налоговой базы с фонда оплаты труда для отчислений в бюджет и внебюджетные фонды;

— соблюдение порядка ведения расчетов по депонированной заработной плате [10].

Дьяконова О.С. предлагает следующую методику аудита данного раздела учета:

  1. Исследование локальных нормативных актов в части регулирования оплаты труда (правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор, положения об оплате труда и премировании, должностные инструкции, трудовые договоры и т.д.). В случае, если документы приняты и используются с нарушением правил, они не должны применяться на предприятии.
  2. Проверка достоверности первичных документов по учету рабочего времени и оплаты труда работников, с целью выявления их соответствия/несоответствия законодательным требованиям, в частности, соответствие нормам Трудового кодекса РФ.
  3. Проверка соответствие требованиям законодательства начислений по оплате труда, премий и доплат работникам организации, а также правомерности и обоснованности начисления доплат, пособий по временной нетрудоспособности и компенсационных выплат. Завершить данный этап необходимо проверкой порядка выплаты заработной платы, т. е. соблюдение требований ст. 136 ТК РФ.
  4. Проверка правомерности начисления удержаний из заработной платы работников: налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и удержания по исполнительным листам. Здесь аудитор устанавливает, ведутся ли в организации регистры налогового учета по НДФЛ, и выдаются ли работникам, согласно их заявления, справки о доходах и удержанных суммах налога по утвержденным формам.
  5. Проверка правильности отражения операций по оплате труда в бухгалтерском учете и в бухгалтерской (финансовой) отчетности. На этом этапе проверяется правильность обобщения информации о расчетах с персоналом предприятия по оплате труда и отображения данных обязательств в финансовой отчетности организации [12, c. 25].

Ю.Г. Одегов предлагает в качестве основных направлений аудита расчетов по оплате труда использовать следующие:

— оценка эффективности существующей системы расчетов с персоналом по оплате труда;

— оценка состояния аналитического и синтетического учета расчетов с персоналом по оплате труда;

— оценка полноты отражения фактически совершенных операций в части расчетов по оплате труда;

— проверка соблюдения налогового законодательства в части расчетов по оплате труда;

— проверка соблюдения законодательства по расчетам с внебюджетными фондами, по социальному страхованию и обеспечению [18,

с. 355].

Аудитор в процессе проведении проверки обязан составлять рабочие документы об оказании аудиторских услуг в отношении учета расчетов по оплате труда в такой полной и подробной форме, которая необходима для общего понимания проводимого аудита. В рабочих документах аудитора необходимо отражать обоснования всех существенных моментов, по которым аудитор должен выразить профессиональное суждение, а также выводы аудитора по данным моментам. Для того, чтобы повысить эффективность аудиторской проверки аудитор может использовать графики, аналитические и иные источники информации и документации аудируемого лица [17].

Заключительный этап аудиторской проверки состоит в обобщении и оценке выводов, которые сделаны на основании результатов проверки, в аудиторском заключении.

Главное изменение при переходе на международные стандарты аудита касается содержания и формы и аудиторского заключения. Ранее аудиторами обрабатывалось большое количество информации, однако выдавали они только краткое заключение. Сегодня, согласно МСА, предлагается более широкое и насыщенное информацией заключение. В нем аудитору необходимо давать помимо своей оценки состояния финансовой отчетности организации, еще и рекомендации по проверке наиболее важных моментов  деятельности проверяемой организации [16].

Аудиторская проверка проведения расчетов с работниками предприятия по оплате труда с учетом требований международных стандартов состоит из нескольких этапов: предварительного, проведения проверки и заключительного. Существуют разные методики проведения аудиторской проверки исследуемого объекта учета. Выбор процедур и методов проведения проверки осуществляется индивидуально в зависимости от условий деятельности проверяемого объекта, принятой системы и формы оплаты труда работников, от состояния системы внутреннего контроля, уровня существенности и риска, рассчитанных на предварительной стадии проверки.

Необходимо отметить, что использование международных стандартов аудита, в том числе в аудите трудового законодательства и оплаты труда, вызывает ряд проблем, связанных с различием этих стандартов, как в содержании, так и в объеме.

Библиографический список

  1. Конвенция N 95 Международной организации труда «Относительно защиты заработной платы» (принята в г. Женева 01.07.1949) // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 5, 1995.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019) // Российская газета, N 256, 31.12.2001.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации по состоянию на 01.01.2019 года. – М.: Норматика, 2019. – 912 с.
  4. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О бухгалтерском учете» // Российская газета, N 278, 09.12.2011.
  5. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об аудиторской деятельности» // Парламентская газета, N 1, 16-22.01.2009.
  6. Постановление Правительства РФ от 11.06.2015 N 576 (ред. от 31.07.2017) «Об утверждении Положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации» // Российская газета, N 133, 22.06.2015.
  7. Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 (ред. от 10.12.2016) «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» // Российская газета, N 294, 29.12.2007.
  8. Приказ Минфина России от 09.01.2019 N 2н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов Министерства финансов Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.02.2019
  9. «Международный стандарт аудита 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.01.2019 N 2н) // Официальный сайт Минфина России http://www.minfin.ru/, 01.02.2019
  10. Аудит: Учебник для вузов / В. И. Подольский, А. А. Савин. Под ред. проф. В. И. Подольского. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2018. – 592 с.
  11. Бактаева И. А. Организация оплаты труда персонала : учеб. пособие / И. А. Бактаева Е. А. Митрофанова; под ред. д-ра экон. наук, проф. А. Я. Кибанова. – М.: Проспект, 2014. — 62 с.
  12. Дьяконова О.С. Аудит расчетов по оплате труда / О.С. Дьяконова, Е. М. Горюнова // Вестник университета. – 2017. — № 1. – С. 99-106.
  13. Евсикова Н. В. Теоретические основы учета оплаты труда в условиях рыночной экономики / Н. В. Евсикова // Символ науки. – 2016. — № 12. – С. 86-89.
  14. Кондраков Н. П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет. – М. : Проспект, 2018. – 442 с.
  15. Костюков Н. И. Организация, нормирование и оплата труда. – Ростов-на-Дону: [б.и], 2015. – 380 с.
  16. Кузнецова, В. В. Актуальные вопросы учета и аудита расчетов по оплате труда на примере производственной организации // Актуальные вопросы экономических наук. – 2018. — № 44. – С. 117-122.
  17. Маркова, Е. В. Международные стандарты аудита: учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 2018. – 128 с.
  18. Одегов Ю. Г. Аудит и контроллинг персонала: Учеб. пособие для вузов / Ю. Г. Одегов. – 2-е изд., перераб. и доп.. – М.: Экзамен, 2018. – 544 с.
  19. Федченко А. А., Одегов Ю. Г. Оплата труда и доходы работников. – М.: Юнити-Дана, 2013. – 278 с.

Информация об авторе:

Черданцев Вадим Петрович, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Менеджмент» ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова», г. Пермь, профессор кафедры «Экономики и менеджмент» Пермского филиала ФГБОУ ВО РАНХиГС, судья Третейского суда «Национальный арбитраж»

Information about the author:

Cherdantsev Vadim Petrovich, doctor of economic Sciences, Professor, Professor of chair «Management» of the «Perm state agro-technological University named after academician D. N. Pryanishnikova», Perm, Professor of «Economy and management» the Perm branch of the Ranepa, the judge of the Arbitration court «National arbitration»

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: