Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Нормативно-правовые акты как основа закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

Закупка товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд является достаточно сложным комплексом норм, содержащихся в нормативно-правовых актах. Комплексный характер, института закупок товаров отдельными видами юридических лиц имеет многоступенчатую иерархию источников нормативно-правового регулирования. В статье помимо вертикальной иерархии определяются и взаимоотношения нормативно-правовых актов, имеющих равную юридическую силу в горизонтальной плоскости.

Ключевые слова: закупки, закупочная деятельность, Положение о закупках, юридические лица, нормативно-правовые акты, единая информационная система

 

Regulatory legal acts as the basis for the procurement of goods, works, and services by certain types of legal entities

Abstract: The procurement of goods, works and services for state and municipal needs is a rather complex set of norms contained in regulatory legal acts. The complex nature of the institution of procurement of goods by certain types of legal entities has a multi-stage hierarchy of sources of regulatory regulation. In addition to the vertical hierarchy, the article also defines the relationship of normative legal acts that have equal legal force in the horizontal plane.

Keywords: procurement, procurement activity, Procurement regulations, legal entities, regulatory legal acts, unified information system

 

В каждой стране сфера закупок находится под пристальным вниманием. Закупки являются не только инструментом обеспечения государственных нужд в целом, но и мощным эффективным инструментом государственной политики. Понимая значимость системы закупок, государство стремится постоянно совершенствовать закупочные процедуры за счет ликвидации пробелов в законодательстве и введения организационных новаций [8]. На данный момент прослеживается сравнительная малоизученность гражданско-правовых аспектов функционирования закупок, осуществляемых отдельными видами юридических лиц. Основные вопросы осуществления закупок в Российской Федерации рассматриваются через систему закупок, осуществляемых для государственных и муниципальных нужд, а именно через Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [2].

Система государственных и муниципальных закупок и закупок, осуществляемых отдельными видами юридических лиц, находится на активной стадии реформирования. Федеральный закон от 31.12.2017
№ 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действующий с 01.07.2018 считается самым глобальным по внесению изменений в Федеральный закон от 18.07.2011
№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» однако, он не решил всех правовых проблем [3].

Институт закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц на современном этапе имеет многоступенчатую иерархию источников нормативно-правового регулирования. Нормативно-правовые акты в данном случае имеют не только вертикальную иерархию, но и горизонтальную, поскольку некоторые из них наделены одинаковой юридической силой и взаимодействуют между собой. Значимость области закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых отдельными видами юридических лиц, предопределяет необходимость систематизировать правовое регулирование данных отношений. В настоящее время, рассматривая систему правоотношений в сфере закупок, можно сказать, что для нее характерна сложность и неоднородность, поскольку она состоит из нормативно-правовых актов общего и специального характера.

На основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 223 основным источником выступает Конституция Российской Федерации, которая регулирует различные сферы государственной и общественной деятельности, затрагивает основные моменты юридического регулирования в связи с установлением основ конституционного строя, статуса Российской Федерации, а также ее субъектов и муниципальных образований.

Рассматривая отдельные нормы Конституции РФ, определяющие содержание правового регулирования закупочной деятельности, можно выделить следующее [1]:

— в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности;

— каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (в том числе закупочной), но не допускается, чтобы деятельность была направленна на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Также положение Конституции исключает возможность принятия субъектами Российской Федерации собственных нормативно-правовых актов относящиеся, согласно Федеральному закону № 223, к закупочной деятельности.

Вторым по значимости источником регулирования отношений в сфере закупок  является Гражданский кодекс Российской Федерации, который занимает главенствующее (центральное) место в гражданском законодательстве.

Следующими специализированными источниками, помимо ФЗ № 223, являются специальные законодательные акты, предусматривающие особенности правового статуса различных организаций.

Федеральный закон № 223 внес весомый вклад в развитие сферы закупок, впервые установив основные цели, правила и принципы закупочной деятельности для корпоративных закупок. Положения данного закона сосредоточены на открытости и публичности корпоративных закупок, их доступность и информативность [4].

Основными целями закупочной деятельности, согласно регламентации ФЗ № 223, являются:

— обеспечение единства экономического пространства;

— создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности;

— эффективное использование денежных средств;

— расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия;

— развитие добросовестной конкуренции;

— обеспечение гласности и прозрачности закупки;

— предотвращение коррупции и других злоупотреблений;

Рассматривая данный закон можно сказать, о том, что он является «техническим нормативным актом», по отношению к Федеральному закону № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в котором подетально прописаны стадии и процедуры закупочной деятельности, а также зафиксирован конкретный список процедур, необходимых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя), закреплены права и обязанности сторон закупок. «Технический характер» ФЗ № 223 проявляется в том, что он разработан таким образом, что законодатель никак не регулирует закупочную деятельность сторон, предоставляя возможность корпоративным заказчикам самостоятельно установить свои собственные правила закупок.

Кроме того, ФЗ № 223 не прописывает порядок закупки товаров, работ и услуг, а закрепляет эту обязанность за заказчиком путем разработки и утверждения Положения о закупке — документа, регламентирующего закупочную деятельность заказчика, содержащего в себе требования к порядку подготовки и проведения закупки, способам ее осуществления, условиям проведения, порядок заключения, исполнения и расторжения договора, и иные правила связанные с осуществлением закупки.

Часть 1 статьи 2 данного закона обязывает заказчика разрабатывать и утверждать Положение о закупке товаров, работ, услуг для того чтобы в дальнейшем осуществлять закупки. У корпоративного заказчика, согласно этому документу есть одна единственная обязанность, а именно, размещать всю информацию по закупкам в Единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru).

Таким образом, главным документов в деятельности каждого корпоративного заказчика является Положение о закупке, которое отнесено к локальным нормативно-правовым актам, поскольку разрабатывается самостоятельно каждым юридическим лицом.

Содержание Положения о закупке делится на главы и параграфы, которые разграничивают этапы проведения закупок. [6]

В Положении о закупке обязательно отражаются следующие сведения:

  1. способы закупки, в соответствии с которыми закупка будет осуществляться;
  2. порядок и условия применения того или иного способа закупки;
  3. порядок подготовки и осуществление закупки;

4.порядок заключения и исполнения договора;

Представленный список является открытым для всех, но заказчику нужно самостоятельно разработать структуру содержания Положения и определить, какие сведения нужно включить для подробного регламентирования процесса закупки.

Федеральным законом № 223 строго определен закрытый перечень органов и должностных лиц, обладающих полномочиями по принятию и изменению положения о закупке, в зависимости от организационно-правовой формы заказчика [4]:

  1. государственная корпорация или государственная компания – высший орган управления;
  2. государственное унитарное предприятие или муниципальное унитарное предприятие – руководитель;
  3. автономное учреждение – наблюдательный совет;
  4. акционерное общество – совет директоров (наблюдательный совет);
  5. общество с ограниченной ответственностью – общее собрание, совет директоров (наблюдательный совет) или коллегиальный исполнительный орган общества;
  6. государственное бюджетное учреждение или муниципальное бюджетное учреждение – орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения;
  7. публично-правовая компания – наблюдательный совет.

Далее Положение о закупке размещается в единой информационной системе, которая в настоящий момент представляет собой единую электронную площадку для государственных и муниципальных корпоративных заказчиков и поставщиков, через функционал которой происходит закупочная деятельность. Данная электронная площадка создана для осуществления единообразия всех способов проведения закупочных процедур. [7]

Единая информационная система была введена в эксплуатацию с января 2016 года и является главным и первичным ресурсом в сфере закупок в Российской Федерации. [5]. Кроме того, она имеет возможность взаимодействовать с другими информационными системами для обеспечения формирования, обработки, хранения и предоставления данных участникам закупок, а также,  являясь общедоступной, может быть предоставлена каждому. [4]

Информация, размещаемая в единой информационной системе, должна включать в себя:

— наименование положения;

— полное и краткое наименование заказчика на основании учредительных документов;

— идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер заказчика;

— дата утверждения и вступления в силу положения о закупке;

— наименование органа или должностного лица, утвердившего положение о закупке.

Информация, содержащая государственную тайну, в единую информационную систему, в общий доступ не размещается.

Большое значение для заказчиков имеет соблюдение сроков утверждения и размещения Положения о закупке, которые установлены Федеральным законом в трехмесячный срок с момента регистрации в едином государственном реестре юридических лиц. Если в установленные сроки оно не будет размещено, заказчику придется осуществлять закупки по правилам Федерального закона № 44-ФЗ.

Проанализировав нормативно-правовые акты закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц по Федеральному закону № 223, можно сказать, что одним из самых существенных недостатков на данный момент является отсутствие понятий: «закупка товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц», «закупочные отношения», «закупочная деятельность», а также отсутствуют процедурные вопросы осуществления закупок. Федеральный закон № 223, являясь «техническим нормативно- правовым актом», определяющим только принципы закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, по своей природе выделяет лишь правоотношения для отдельных видов юридических лиц из общей массы правоотношений в сфере закупочной деятельности.

 

Библиографический список

  1. Конституция РФ [электронный ресурс] – Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/constitution (дата обращения 28.04.21)
  2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения 28.04.21)
  3. Федеральный закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [электронный ресурс] – Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286789/ (дата обращения 28.04.21)
  4. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964/ (дата обращения 28.04.21)
  5. Постановление Правительства РФ от 23.01.2015 № 36 (ред. от 30.05.2017) «О порядке и сроках ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок» // Собрание законодательства РФ, 02.02.2015, № 5, ст. 816
  6. Готовцев Д.А. Как разработать и разместить в ЕИС положение о закупке по Закону № 223-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». 2020. 8 с.
  7. Фортальнова Л.А. Единая информационная система как элемент электронного документооборота в системе государственных закупок // Актуальные вопросы и перспективы развития. 2017. С. 119-124.
  8. Черданцев В.П. Правовое обеспечение саморегулируемых агропромышленных хозяйств при поставке товаров и услуг // Электронное сетевое издание «Международный правовой курьер» 30 декабря 2018 – Режим доступа:- http://inter-legal.ru/normativno-pravovaya-osnova-zakupok-i-postavok-agroproduktsii-rabot-i-uslug-dlya-obshhestvennyh-potrebnostej

 

Информация об авторах:

Щеткин Борис Николаевич, доктор технических наук, профессор кафедры социально-гуманитарных и профессиональных дисциплин ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России.

Устькачкинцев Алексей Олегович, аспирант ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова».

Information about the authors:

Boris N. Shchetkin, Doctor of Technical Sciences, Professor of the Department of Social, Humanitarian and Professional Disciplines, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia.

Ustkachkintsev Alexey Olegovich, Post-graduate student of the Perm State Agrarian and Technological University named after Academician D. N. Pryanishnikov».

Добавить комментарий

Войти с помощью: