Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

О гармонизации таможенного законодательства и сотрудничества в таможенной сфере России и Белоруссии

На основании Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о гармонизации таможенного законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь и сотрудничестве в таможенной сфере уполномоченные органы России и Белоруссии осуществляют сотрудничество по таким направлениям, как: информационное взаимодействие и взаимный обмен сведениями; функционирование Межгосударственного центра для координации работы по управлению рисками, а также для реализации аналитических функций и мониторинга совершения таможенных операций; совместный таможенный контроль; категорирование лиц, совершающих таможенные операции; взаимодействие мобильных групп таможенных органов (Федеральная таможенная служба России и Государственный таможенный комитет Белоруссии); регулирование института уполномоченного экономического оператора.

Ключевые слова: гармонизация таможенного законодательства, сотрудничество в таможенной сфере, уполномоченные таможенные органы.

On the harmonization of customs legislation and cooperation in the customs sphere of Russia and Belarus

Annotation. On the basis of the Agreement between the Russian Federation and the Republic of Belarus on the Harmonization of Customs Legislation of the Russian Federation and the Republic of Belarus and cooperation in the customs sphere, the authorized bodies of Russia and Belarus cooperate in such areas as: information interaction and mutual exchange of information; functioning of the Interstate Center for coordinating Risk Management, as well as for the implementation of analytical functions and monitoring of customs operations; joint customs control; categorization of persons performing customs operations; interaction of mobile groups of customs authorities (the Federal Customs Service and the State Customs Committee of Belarus); regulation of the institution of an authorized economic operator.

Tags: harmonization of customs legislation, cooperation in the customs sphere, authorized customs authorities.

В целях формирования правовой основы союзнических отношений Российской Федерации и Республики Беларусь принимались: Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии от 2 апреля 1996 г., Договор о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 г., Устав Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 г., Декларация о дальнейшем единении России и Беларуси от 25 декабря 1998 г., Договор о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии от 2 апреля 1996 г. и Договор о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 г. прекратили свое действие с момента вступления в силу Договора о создании Союзного государства.

К исключительному ведению Союзного государства, кроме прочего, относится:

 • создание единого экономического пространства и правовых основ общего рынка, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы в пределах территорий государств-участников, равные условия и гарантии для деятельности хозяйствующих субъектов;

• единая торговая и таможенно-тарифная политика в отношении третьих стран, международных организаций и объединений;

• международная деятельность и международные договоры Союзного государства по вопросам, отнесенным к исключительному ведению Союзного государства;

• установление системы органов Союзного государства, порядка их организации и деятельности, формирование органов Союзного государства.

В Союзном государстве осуществляется единая политика в области ценообразования, включая вопросы регулирования цен и тарифов, действует общий рынок ценных бумаг, предусматривающий их свободное обращение, и создаются соответствующие учреждения по эмиссии ценных бумаг и регулированию фондового рынка.

Государства-участники проводят единую торговую политику в отношении третьих стран, международных экономических организаций и экономических объединений, применяют единые ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин, единые таможенные режимы и единый порядок таможенного оформления и контроля, унифицируют законодательство о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и о защите экономических интересов государств-участников при осуществлении внешней торговли.

В Союзном государстве действует единое таможенное пространство, в отношении которого применяются: единый порядок экспортного контроля; единые меры нетарифного регулирования, включая применение количественных ограничений, лицензирование ввоза и вывоза товаров, ведение единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения ввоза и вывоза; единый порядок взаимного признания лицензий, сертификатов и разрешений на ввоз или вывоз товаров.

В пределах Союзного государства функционируют объединенные энергетическая, транспортная системы, взаимоувязанные системы связи и телекоммуникаций. Порядок управления упомянутыми и иными едиными элементами инфраструктуры регулируется на основании актов Союзного государства[1].

В развитие положений действующих учредительных документов Союзного государства России и Белоруссии и Содружества Независимых Государств[2] федеральным законом от 24 сентября 2022 г. № 367-ФЗ был ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о гармонизации таможенного законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь и сотрудничестве в таможенной сфере, подписанный в г. Москве 28 февраля 2022 г. и в г. Минске 4 марта 2022 г. (далее – Договор).

На основании Договора уполномоченные органы России и Белоруссии осуществляют сотрудничество по таким направлениям, как: информационное взаимодействие и взаимный обмен сведениями; функционирование Межгосударственного центра для координации работы по управлению рисками, а также для реализации аналитических функций и мониторинга совершения таможенных операций; совместный таможенный контроль; категорирование лиц, совершающих таможенные операции; взаимодействие мобильных групп таможенных органов (ФТС России и ГТК Белоруссии); регулирование института уполномоченного экономического оператора.

Информационное взаимодействие осуществляется между уполномоченными органами в соответствии с Договором, законодательством России и Белоруссии, и основывается на взаимном представлении информации в электронной форме: о таможенном декларировании в полном объеме в режиме реального времени, в том числе электронных документов и (или) сведений при таможенном транзите товаров по территориям России и Белоруссии; из форм статистических документов о взаимной торговле в полном объеме с периодичностью не реже одного раза в месяц. При информационном взаимодействии не передастся информация, составляющая государственную тайну, и (или) информация, обработка и хранение которой осуществляются в особом порядке. Обмен информацией в электронном виде осуществляется с использованием информационных систем уполномоченных таможенных органов.

Состав сведений, перечень документов, структура и форматы передаваемых сведений о таможенном декларировании и сведений из форм статистических документов о взаимной торговле, порядок их передачи, схемы информационного взаимодействия и применяемые меры защиты информации в соответствии с законодательством определяются отдельными Техническими условиями информационного взаимодействия уполномоченных органов, которые утверждаются постановлением коллегии Таможенного комитета Союзного государства России и Белоруссии.

Уполномоченные органы в соответствии с их компетенцией гармонизируют подходы к ведению статистического учета взаимной торговли в рамках Союзного государства России и Белоруссии. Сбор сведений о взаимной торговле осуществляется уполномоченными органами на основании документов, представляемых в данные органы.

Уполномоченные органы осуществляют сбор сведений о взаимной торговле в соответствии с Единым перечнем показателей в формах статистических документов о взаимной торговле, который утверждается постановлением коллегии Таможенного комитета Союзного государства.

Для целей реализации Договора совместный таможенный контроль представляет собой совокупность скоординированных действий, осуществляемых таможенными органами на территориях своих государств, в отношении объектов таможенного контроля, определяемых Межгосударственным центром и согласованных уполномоченными органами в порядке и случаях, которые установлены постановлением коллегии Таможенного комитета Союзного государства России и Белоруссии.

Мобильные группы проводят скоординированные мероприятия по инициативе уполномоченных таможенных органов или Межгосударственного центра. Координацию взаимодействия мобильных групп при проведении скоординированных мероприятий осуществляет Межгосударственный центр.

Мобильные группы взаимодействуют при передаче транспортных средств с товарами для принятия соответствующих мер в случае наличия нарушений законодательства. Порядок взаимодействия мобильных групп при передаче транспортных средств с товарами, порядок организации и проведения скоординированных мероприятий и порядок обмена информацией о результатах таможенного контроля, проведенного мобильными группами, утверждаются постановлением коллегии Таможенного комитета Союзного государства России и Белоруссии.

Кроме того, уполномоченные таможенные органы обеспечивают гармонизацию регулирования института уполномоченного экономического оператора в законодательстве России и Белоруссии исходя из стандартов Всемирной таможенной организации и необходимости сохранения высокого уровня администрирования этого института.

Уполномоченные таможенные органы согласуют перечень норм, подлежащих включению в законодательство о таможенном регулировании и определяющих дополнительные условия для включения юридических лиц в реестр операторов, дополнительные основания для приостановления действия свидетельства оператора, дополнительные основания для исключения юридического лица из реестра операторов, а также условия и порядок включения юридических лиц в реестр операторов, приостановления действия свидетельства оператора, исключения юридического лица из реестра операторов.

Договор заключен на 5 лет с возможностью автоматического продления на последующие 5-летние периоды. Каждая сторона Договора может прекратить его действие, предварительно уведомив не позднее чем за 6 месяцев до истечения соответствующего периода в письменной форме по дипломатическим каналам другую сторону о своем намерении прекратить его действие.

Кроме того, важно отметить, что приоритетными направлениями международного таможенного сотрудничества ФТС России выступают проекты «Зеленый коридор», «Экономический пояс Шелкового пути» и Международный транспортный коридор «Север – Юг». Продолжается работа по заключению международных договоров об организации обмена предварительной информацией, взаимному признанию результатов таможенного контроля, проработке вопросов организации обмена статистической информацией, расширению сферы сотрудничества по обмену данными, характеризующими таможенную стоимость товаров, сотрудничество в области правоохранительной деятельности, а также совершенствование международной системы оценки деятельности таможенных служб.

Развитие международного таможенного взаимодействия соответствует общей тенденции включения стран в мировую торговую систему. Эффективная экономическая интеграция между государствами способствует упрощению перемещения товаров, лиц и капиталов. Целью сотрудничества Федеральной таможенной службы с международными организациями является модернизация таможенной службы России, а также продвижение ее интересов в мировом таможенном сообществе. Федеральная таможенная служба России ведет непрерывную работу по взаимодействию с таможенными службами других стран в рамках интеграционных объединений и международных проектов. Основными направлениями взаимодействия ФТС России является развитие сотрудничества в рамках ЕАЭС, СНГ, АТЭС и других объединений и международных организаций[3].

Список документов и литературы:

  1. Федеральный закон от 24 сентября 2022 года № 367-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о гармонизации таможенного законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь и сотрудничестве в таможенной сфере» [Электронный ресурс] // Режим доступа:   https://docs.cntd.ru/document/351825405?marker=64U0IK (дата обращения: 02.11.2022).
  2. Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о гармонизации таможенного законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь и сотрудничестве в таможенной сфере, подписанный в г. Москве 28 февраля 2022 г. и в г. Минске 4 марта 2022 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/728473537?marker=6500IL (дата обращения: 02.11.2022).
  3. Дроздецкая Е.В. Международное таможенное сотрудничество: практика реализации в современных условиях // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. С. 192-195.
  4. Комендантов С.В. Особенности международно-правового регулирования экономической деятельности СНГ в стратегии обеспечения баланса интересов на постсоветском пространстве // Вопросы новой экономики. 2021. № 3(59). С. 54-61.
  5. Петрушина О.М., Борисов С.В. Направления по совершенствованию таможенного сотрудничества в рамках ЕАЭС // В сборнике «Проблема модернизации российской экономической системы в санкционных условиях». Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 208-210.
  6. Право и институты евразийской интеграции: учебное пособие для вузов / И.О. Анисимов, С.В. Комендантов. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 131 с.


Информация об авторе:

Комендантов Сергей Васильевич, к.ю.н., доцент, заместитель заведующего кафедрой международного права Дипломатической академии МИД России, член Российской ассоциации международного права, государственный советник Российской Федерации III класса.

Information about the author:

Komendantov Sergei Vasilyevich, Ph.D. in Law, Associate Professor, Deputy Head of the Department of International Law of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, member of the Russian Association of International Law, State Counselor of the Russian Federation III class.


[1] Право и институты евразийской интеграции: учебное пособие для вузов (гриф УМО) / И.О. Анисимов, С.В. Комендантов. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. С. 42-43.

[2] Подробнее см.: Комендантов С.В. Особенности международно-правового регулирования экономической деятельности СНГ в стратегии обеспечения баланса интересов на постсоветском пространстве // Вопросы новой экономики. 2021. № 3(59). С. 54-61.

[3] Дроздецкая Е.В. Международное таможенное сотрудничество: практика реализации в современных условиях // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. С. 192; Петрушина О.М., Борисов С.В. Направления по совершенствованию таможенного сотрудничества в рамках ЕАЭС // В сборнике «Проблема модернизации российской экономической системы в санкционных условиях». Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 208-210.

Добавить комментарий

Войти с помощью: