Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

О некоторых вопросах правового статуса трудящихся – мигрантов

Правовой статус трудящихся мигрантов и членов их семей – сложная многогранная тема, сложность которого зависит как от национального законодательства страны, так и действия международных документов по правам человека, в том числе и в этой сфере. В последние десятилетия увеличилось число мигрантов во всем мире, как показывает практика, так и в Республике Абхазия. В связи с чем и исследуются правовые аспекты трудящихся – мигрантов на уровне международных актов и действующего национального законодательства.

Ключевые слова: права человека, права трудящихся — мигрантов, миграционные процессы, миграционное законодательство, разрешительные документы.

On some issues of the legal status of migrant workers

Annotation: The legal status of migrant workers and their family members is a complex, multifaceted issue, the complexity of which depends on both the national legislation of the country and the application of international human rights instruments, including in this area. In recent decades, the number of migrants has increased worldwide, as practice shows, including in the Republic of Abkhazia. In this regard, the legal aspects of migrant workers are being studied at the level of international acts and current national legislation.

Key words: human rights, rights of migrant workers, migration processes, migration legislation, permits.

Одним из важных международных документов направленных на защиту прав трудящихся мигрантов и их семьей – это Международная конвенция о защите прав трудящихся мигрантов и членов их семьей. Сама Международная конвенция о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей стала кульминацией многолетних обсуждений, докладов и рекомендаций по вопросам прав мигрантов. Впервые озабоченность по поводу прав трудящихся мигрантов была высказана Организацией Объединенных Наций в 1972 году, когда Экономический и Социальный Совет в своей резолюции 1706 (LIII) выразил тревогу в связи с незаконной перевозкой рабочих из некоторых африканских стран в некоторые европейские страны, их эксплуатацией «в условиях, сходных с рабством и кабалой». В том же году Генеральная Ассамблея в своей резолюции 2920 (ХХVII) осудила дискриминацию в отношении иностранных рабочих и призвала правительства покончить с такой практикой и улучшить условия трудоустройства трудящихся-мигрантов. По просьбе Экономического и Социального Совета, с которой тот обратился в 1973 году, Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств в 1976 году приняла доклад по вопросу об эксплуатации рабочей силы путем незаконной и тайной торговли. В этом докладе, подготовленном ее Специальным докладчиком г-жой Халимой Варзази, признавалось существование двух аспектов данной проблемы: незаконных и тайных операций, с одной стороны, и дискриминационного обращения с трудящимися-мигрантами в принимающих государствах, с другой стороны, и рекомендовалась разработка конвенции Организации Объединенных Наций о правах трудящихся-мигрантов. Эта рекомендация была вновь высказана на Всемирной конференции по борьбе против расизма и расовой дискриминации, которая состоялась в Женеве в 1978 году, и в резолюции 33/163 Генеральной Ассамблеи о мерах по улучшению положения и обеспечению прав человека и человеческого достоинства всех трудящихся-мигрантов. В итоге в 1990 году была принята Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, и вступила в силу 2003 году.

На европейском уровне подобная конвенция была принята в Страсбурге, 24 ноября 1977 года (Европейская конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов).

В целом, международные организации, разработали ряд международных конвенций и документов, которые устанавливают стандарты защиты прав трудящихся мигрантов и членов их семей. Но эффективность их применения все же остается за отдельными государствами, которые будут применять или не применять эти стандарты.

Подобные миграционные процессы не могли не затронуть и Республику Абхазия, начиная с 2006 года трудовые мигранты, а позже их семьи начинают приезжать на территорию РА. С 21 октября 2009 года Указом Президента Республики Абхазия С.В. Багапш была создана Государственная миграционная служба Республики Абхазия, в связи с усиливающимися неконтролируемыми миграционными процессами в Республике Абхазия. Позже законодательство стало регламентировать их правовое положение и сегодня они должны иметь визу или разрешение на работу, которое выдается в Государственной миграционной службе РА.

Любой гражданин иностранного государства (за исключением стран, с которыми у Абхазии установлены дипотношения) должен иметь визу, встать на учет в миграционной службе и получить разрешение на работу. Иностранцы должны также пройти обследование в медучреждениях Абхазии.

Лица, у которых выявлены заболевания, например, ВИЧ, разрешительные документы не выдаются и под контролем Миграционной службы выезжают из страны. Лица, у которых выявлен гепатит, ставится отметка в разрешительные документы об этом, так как они не могут трудоустраиваться в общепите и здравоохранении. Статистические данные свидетельствуют о том, что наиболее часто выявленными заболеваниями являются гепатит В и С [1]. Наряду с этим, обсуждается вопрос о том, что, возможно будет необходимость требовать наличие ряда прививок у мигрантов. Основное количество мигрантов, прибывающих в республику это граждане Узбекистана, Таджикистана, КНДР, Турции, с недавних пор это граждане из стран Африки, Индии и Туркменистана. Из статистических данных полученных от Государственной миграционной службы Республики Абхазия с 2020 по 2025 год было получено 37 825 разрешений на осуществление трудовой деятельности. Если проследить динамику, то прослеживается к увеличению роста трудовых мигрантов. Например, в 2020году было получено разрешений – 2 641, в то время как за 2024 год – 9 952 разрешения. Если обратить внимание на статистику выдворения, то количество выдворенных лиц минимально. За 2022 год – 3 мигранта, за 2023 год – 7 мигрантов, и за 2024 год – 18 иностранных граждан. Работодатель обязан выкупить на каждого из них квоту и заключать с ним договор. В случае выявления лиц, находящихся в стране нелегально предусмотрен штраф в размере от 90 до 120 тыс. рублей. Только за 2025 год было выдано более 9100 разрешений на осуществление трудовой деятельности. И это большинство тех, кто продлевает разрешительные документы. По мнению начальника Миграционной службы, 25% трудоустроены по квоте, а остальные — разнорабочие [2].

Что касается граждан, прибывающих на территорию республики с которыми имеется соглашение о безвизовом режиме получают патент. За последние пять лет было выдано 4 541 патент. Здесь также наблюдается тенденция к увеличению: например, если в 2020 году было выдано 381 патент, то в 2024 году 1 446 (граждане РФ). Среди самых востребованных профессий следует выделить: автослесаря, водителя, врача, горничной, горнорабочего, учитель, электрик и т.д. Самый молодой мигрант — это лицо, достигшее 16 лет и самый возрастной 68 лет. Все они также должны уплатить пошлину, например, за первое полугодие 2024 года общая сумма государственной пошлины за счет деятельности ГМС РА составила 93. 904. 694 руб [3].        

За аналогичный период 2023 года за счет деятельности Государственной миграционной службы Республики Абхазия в государственный бюджет поступило 44. 564. 506 рублей (рост за отчетный период составил 49. 340.188 рублей). 

Мигранты-трудящиеся должны пользоваться такими же правами, как и правами граждан принимающей стороны и вопросов безопасности и охраны здоровья. Что же касается вопросов доступа к социальному обеспечению также зависит от страны пребывания. В некоторых странах они имеют абсолютный доступ к социальному обеспечению, а в других – ограничен или вообще нет. Что касается республики, законность пребывания дает возможность пользоваться этими правами.

Относительно законного пребывания на территории страны и вопросов пролонгации зависит от их поведения и в частности не нарушения национального законодательства.

В последнее время в Абхазии наблюдается тенденция на переезд членов их семьей. И это обусловлено возможностью их доступа к образованию, здравоохранению и другим благам.

Одной из проблем остается вопрос нелегально находящихся мигрантов на территории республики, так как это влечет и к ограничению их прав и в принципе невозможности обеспечения гарантий их.

По отношению к таким лицам в РФ с 5 февраля текущего года действует миграционный режим высылки иностранцев. Нелегально пребывающие в стране мигранты подлежат включению в реестр контролируемых лиц до депортации, самостоятельного выезда или урегулирования правового положения на территории России.

Попавшие в реестр иностранцы, которые не находятся в спецучреждениях для мигрантов, СИЗО или колониях, будут обязаны присылать в МВД сведения о своем местонахождении в виде фотографии с геолокацией. Поводом, среди прочего, являются отсутствие вида на жительство, патента, разрешения на работу, временное пребывание и вступление в силу обвинительного приговора российского суда. В случае нарушений мигранта поместят в спецучреждение территориального органа МВД, а затем вышлют из России.

В связи с этим, было принято решение выдворить нелегальных мигрантов из России до 30 апреля 2025 года. В соответствии с документом, покинуть страну обяжут тех, кто не сдал биометрию, не прошел тест на наркотики и инфекции, не сдал экзамен по русскому языку и истории, а также не уплатил задолженности. МВД получит право высылать мигрантов без решения суда [4].

Наряду с этими ограничениями право принимать решение о выдворении нелегальных мигрантов после совершения ими нескольких административных правонарушений получили сотрудники полиции. Ранее подобные меры мог применить суд.

Для погранслужбы расширили перечень оснований для отказа во въезде в Россию. В частности, они смогут без обращения в другие инстанции принять такое решение в случае угрозы безопасности России со стороны иностранца. Ранее погранслужба отказывала при совершении нарушений при въезде в страну. За последние действия иностранного гражданина ждут штраф в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб. и административное выдворение [5].  

Подводя итоги вышеизложенному, можно сделать следующий вывод: правовой статус мигрантов-трудящихся постоянно меняющийся процесс и требует пристального внимания и развития. Гарантия обеспечения их прав является важной составной частью политики как принимающей стороны государства, так и для международного сообщества.

Информация об авторе:

Дзидзария Белла Юрьевна, заведующая кафедрой Государства и права Абхазского государственного университета, к.ю.н., доцент.

Information about the author:

Dzidzariia Bella Urievna,
Head of Department of State and Law of the Abkhaz state university, PhD in law, Associate Professor.

Фото: pnp.ru

__________________________________________________

[1] Статистические данные ГСМ РА за 2020 – 2024 гг. (официальный запрос).

[2] https//t.me/SputnikAbkhazia/31293 (дата обращения 21.10.2025).

[3] Статистические данные ГСМ РА за 2020 – 2024 гг. (официальный запрос).

[4] https://1sn.ru/v-rossii-vstupil-v-silu-rezim-vysylki-migrantov. (дата обращения 5.02.2025).

[5] https://www.rbc.ru/politics (дата обращения 5.02.2025).

Добавить комментарий

Войти с помощью: