Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

О перспективных направлениях совершенствования механизма применения права Всемирной торговой организации (ВТО): предложения ЕС и России как члена ЕАЭС

В настоящее время многие члены ВТО, включая Россию, разрабатывают свои предложения по реформированию данной организации. Следует заметить, что проблемы правоприменительной практики норм и правил ВТО в Европейском союзе (ЕС) и Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) наглядно показывают, что совершенствование функционирования правового механизма региональных торговых соглашений (РТС) требует серьезной «модернизации» данной международной организации на основе взвешенного комплексного подхода. В связи с этим ЕС подготовил в 2021 году пакет предложений по реформе ВТО в интересах дальнейшего эффективного развития своей региональной экономической интеграции. Предложения ЕС по реформированию ВТО в теории апеллируют к устойчивой и эффективной многосторонней торговой системе, что позволит, вероятно, улучшить и механизм применения права ВТО. Ключевые слова: Европейский союз, Евразийский экономический союз, ЕАЭС, ВТО, РТС.




On promising directions for improving the mechanism for applying the law of the World Trade Organization (WTO): proposals from the EU and Russia as a member of the EAEU

Abstract: At present, many WTO members, including Russia, are developing their proposals for reforming this organization. It should be noted that the problems of law enforcement practice of WTO norms and rules in the European Union (EU) and the Eurasian Economic Union (EAEU) clearly show that improving the functioning of the legal mechanism of regional trade agreements (RTS) requires a serious «modernization» of this international organization on the basis of a balanced comprehensive approach. In this regard, the EU has prepared in 2021 a package of proposals for the reform of the WTO in the interests of further effective development of its regional economic integration. The EU’s WTO reform proposals, in theory, appeal to a stable and efficient multilateral trading system, which will likely improve the mechanism for applying WTO law.

Key words: European Union, Eurasian Economic Union, EAEU, WTO, RTS.


В настоящее время многие члены ВТО, включая Россию, разрабатывают свои предложения по реформированию данной организации. Следует заметить, что проблемы правоприменительной практики норм и правил ВТО в Европейском союзе (ЕС) и Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) наглядно показывают, что совершенствование функционирования правового механизма региональных торговых соглашений (РТС) требует серьезной «модернизации» данной международной организации на основе взвешенного комплексного подхода. В связи с этим ЕС подготовил в 2021 году пакет предложений по реформе ВТО в интересах дальнейшего эффективного развития своей региональной экономической интеграции. Предложения ЕС по реформированию ВТО в теории апеллируют к устойчивой и эффективной многосторонней торговой системе, что позволит, вероятно, улучшить и механизм применения права ВТО.

Европейская комиссия в обзоре торговой политики перечислила ВТО как однозначный приоритет ЕС. Европейская комиссия отмечает, что не только торговля жизненно необходима для экономики ЕС; развитие экономической интеграции, основанное на правилах международного сотрудничества, является самой сутью европейского проекта. В связи с этим ЕС должен играть ведущую роль в создании импульса для значимой реформы ВТО. Очевидно, что для достижения этой цели потребуется взаимодействие с другими членами ВТО, включая Россию. В частности, Европейская комиссия призвала США к поддержке, чтобы разблокировать современный тупик Апелляционного органа ВТО и тесно сотрудничать в реформировании всех направлений деятельности ВТО[1]. Европейская комиссия также организует консультации с Китаем и Индией, чтобы лучше «согласовать» их обязательства в рамках ВТО с размером их экономики.

Для реформирования ВТО ЕС предлагал предпринять следующие четыре основных действия:

1. Восстановить полностью функционирующую систему разрешения споров с реформированным Апелляционным органом в приоритетном порядке. Европейская комиссия в очередной раз отмечает, что это самая главная реформа, нуждающаяся в оперативном проведении. В частности, ЕС предлагает найти точки соприкосновения для восстановления работающей системы урегулирования споров, включая заполнение свободных мест в Апелляционном органе ВТО. Далее ЕС излагает свою позицию по следующим ключевым вопросам:

— роль апелляционного органа должна быть строго ограничена решением юридических вопросов, возникающих при апелляции, в той мере, в какой это необходимо для разрешения спора;

— обязательные сроки должны строго соблюдаться как на стадии рассмотрения споров в комиссии, так и в апелляционном органе, а также меры, принимаемые для того, чтобы это стало возможным;

— правило отрицательного консенсуса должно поддерживаться наряду с независимостью апелляционного органа и центральной ролью в урегулировании споров, чтобы обеспечить безопасность и предсказуемость многосторонней торговой системы.

2. Восстановить эффективность и авторитет ВТО как форума для переговоров по правилам торговли и либерализации.

Европейская комиссия отмечает, что в основе кризиса ВТО находится невыполнение ее переговорной функции. Для выхода из тупика в этом отношении Европейская комиссия сначала предлагает модернизировать правила ВТО, чтобы привести их в соответствие с торговыми реалиями XXI в. В частности, членам ВТО предлагается:

— продолжить переговоры о новых правилах цифровой торговли, услуг и инвестиций. Они считаются необходимыми для адаптации правил к цифровой трансформации и отражают растущее значение услуг;

— установить более строгие правила в отношении промышленных субсидий в качестве важного шага к противодействию искажениям конкуренции. Важной целью в этом отношении является значительное повышение прозрачности и определение дополнительных категорий запрещенных субсидий, включая те, которые считаются вредными, и те, которые поддерживают законные общественные цели, при этом оказывая минимальное искажающее воздействие на торговлю;

— создавать правила регулирования государственных предприятий;

— дополнительно подумать о потенциальной роли новых правил ВТО для обеспечения принципа конкурентной нейтральности и создания равных условий игры (например, решение проблемы принудительной передачи технологий правительству или конкуренту);

— обновить обязательства по доступу на рынок и устранить дисбаланс между доступом членов;

— разблокировать переговоры по сельскому хозяйству (однако Европейская комиссия отмечает, что возобновление переговоров по доступу на сельскохозяйственный рынок, например, в отношении снижения тарифов, на данный момент представляется маловероятным).

Помимо этого, Европейская комиссия утверждает, что будет разрабатывать варианты создания «более легкого пути» интеграции открытых плюрилатеральных соглашений в ВТО. Европейская комиссия отмечает в связи с этим, что такие положения уже существуют, в частности, статья X: 9, но никогда не использовались, поскольку порог консенсуса никогда не был достигнут.

3. Увеличить вклад ВТО в устойчивое развитие, восстановив тем самым общее понимание цели в организации. Европейская комиссия отмечает, что, несмотря на то, что подавляющее большинство членов по-прежнему привержены идее многосторонности, членство в ВТО все больше разделяется по поводу того, чего участники ожидают от организации. Это, в свою очередь, затрудняет инициирование приемлемых для всех действий. В рамках решения этой проблемы отсутствия направления и увеличения устойчивых обязательств Европейская комиссия обязуется:

— представить инициативу по торговле и климату как продолжение неофициального документа. Европейская комиссия предусматривает помощь в «озеленении» торговли; повышение прозрачности, анализ обмена информацией в качестве первого шага к развитию дисциплины в отношении субсидий на ископаемое топливо и укрепление институциональной базы ВТО, занимающейся вопросами окружающей среды;

— продолжить работу с другими членами ВТО над реализацией параллельных экологических инициатив, касающихся экономики замкнутого цикла, в том числе по пластмассам;

— способствовать анализу и обмену опытом о том, как торговая политика может способствовать социальному развитию и как более сильная защита прав трудящихся способствует росту и развитию;

— играть ведущую роль в обеспечении учета гендерных аспектов в торговой политике;

— продолжить работу с Оттавской группой над инициативой по торговле и здоровью, чтобы торговая система реагировала на вызовы, вызванные пандемией, такие как экспортные ограничения и меры по содействию торговле.

4. Улучшение функционирования ВТО.

Европейская комиссия предлагала улучшить мониторинг торговой политики стран-членов на уровне комитетов и проанализировать деятельность органов ВТО, чтобы определить, какие из них нуждаются в дополнительных ресурсах, а какие потенциально стали излишними. Кроме того, это относится к предложению, над которым она работала, чтобы улучшить прозрачность и соблюдение обязательств по уведомлению в области торговли товарами. Европейская комиссия предлагает ввести стимулы и административные меры для предотвращения значительных задержек с отправкой уведомлений. 

Таким образом, в ЕС поставил перед собой амбициозную (но как показывает практика, малореализуемую) повестку дня, подкрепленную всеобъемлющим планом, по преодолению нынешнего кризиса ВТО и обновлению механизмов функционирования организации в соответствии с современными экономическими и торговыми реалиями.

Однако для достижения существенного прогресса в реформах ВТО именно многовекторное сотрудничество будет иметь ключевое значение: ЕС необходимо будет найти конструктивных партнеров в лице России, Китая и  США, что в нынешних реалиях представляется маловыполнимым.  

При этом, по существенным вопросам, касающимся запуска Апелляционного органа ВТО, ЕС и США не могут прийти к взаимопониманию. Несмотря на то, что Европейская комиссия считает реформирование Апелляционного органа самым неотложным пунктом реформы, расхождения во взглядах ЕС и США на дальнейшие действия неизбежно делают восстановление полностью функционирующей системы урегулирования споров ВТО сложной и долговременной задачей.

Признаки того, что этот пробел будет трудно преодолеть, включают тот факт, что США до сих пор отвергали и критиковали видение ЕС об апелляционной инстанции, воплощенное в Многостороннем временном апелляционном арбитражном соглашении (MPIA). США также отклонили и подвергли критике предложения ЕС по реформе Апелляционного органа, сделанные еще в ноябре 2018 г. Однако ЕС до сих пор отказывался реагировать на критику со стороны США в адрес Апелляционного органа на том основании, что это равносильно бессмысленному повторному судебному разбирательству прежних разногласий. Остается неизвестным, будет ли рассмотренное предложение ЕС по реформированию ВТО рассматриваться как достаточное «продвижение».

Относительно новых результатов переговоров ВТО по цифровой торговли, услуг и инвестиций, Индия и Южная Африка выразили серьезную озабоченность по поводу интеграции в многосторонние рамки результатов, достигнутых в рамках так называемых «Инициатив совместного заявления» (например, электронная торговля, содействие инвестициям, внутреннее регулирование), формат переговоров ВТО по этому поводу они считают непоследовательным. Их позиция свидетельствует о неловкости, которую испытывают некоторые члены по отношению к этим переговорам. В нем также подчеркивается деликатная задача, с которой члены сталкиваются при попытке завершить текущие переговоры по цифровой торговле, услугам и инвестициям, которые Европейская комиссия определяет, как один из своих приоритетов.

Особенно важно то, что Европейская комиссия в своих предложениях занимает более жесткую позицию по отношению к Китаю, чем в прошлом. Комиссия действительно особо выделяет Китай, отмечая, что Пекин больше не должен требовать особого и дифференцированного режима в любых текущих переговорах. ЕС более конкретно предлагает принять новый подход к режиму особого и дифференцированного режима, указывая на принцип «соглашение за соглашением» и большую дифференциацию между развивающимися странами.

Применительно к новым результатам переговоров ВТО и дальнейшему взаимодействию с Китаем можно отметить, что помогает то, что Китай считает переговоры о более строгих правилах в отношении промышленных субсидий, по сути, неудачными. Попытки согласовать новые правила регулирования государственных предприятий, вероятно, укрепят впечатление, что Китай выделяется в переговорном плане. Согласие Китая будет труднее обеспечить, если он будет считать, что от новых правил, согласованных на многосторонней основе, он мало что выиграет и многое потеряет[2].

Россия и Китай по результатам визита Председателя КНР Си Цзиньпиня в Россию в марте 2023 года намерены усилить диалог по повестке ВТО, включая ее реформирование. Стороны договорились укреплять взаимодействие по вопросам поддержки многосторонней торговой системы, основанной на правилах ВТО, и борьбы с торговым протекционизмом, проявляющимся в том числе в установлении нелегитимных односторонних ограничений в торговле, усилить диалог по повестке ВТО, включая ее реформирование в целях повышения роли ВТО в глобальном экономическом управлении …», — говорится в заявлении. Уточняется, что Россия и Китай намерены способствовать восстановлению функционирования механизма разрешения споров к 2024 году, и реализации договоренностей, достигнутых по итогам обсуждения совместных инициатив в сфере упрощения процедур инвестирования и электронной торговли[3].

Россия и Китай находятся на довольно близких позициях относительно реформы ВТО, заявил Министр экономического развития России М.Г. Решетников по итогам российско-китайских переговоров на высшем уровне в расширенном составе. «Мы как министерство экономики, в первую очередь, чувствуем поддержку по линии Всемирной торговой организации, где мы с Китаем находимся на довольно близких позициях по реформе организации, в том числе процедур разрешения споров, по вопросам недопущения недобросовестных практик по дискриминации стран под разными предлогами — будь то «зеленая» повестка или национальная безопасность. Мы выступаем за открытую, конкурентную, честную торговлю», — сказал Решетников. Он подчеркнул, что КНР выступает надежным союзником России при обсуждении вопросов в международных организациях. Еще одно важное достижение, по словам министра, — рост взаимных поставок сельхозпродукции. В частности, он сообщил о подписании меморандума о взаимопонимании между Минэкономразвития России и Минкоммерции КНР об углублении инвестиционного сотрудничества между российскими регионами и провинциями Китая в области соевой промышленности. Российские фермеры рассчитывают на скорейшее решение вопроса с поставками в Китай отечественной свинины, озимых пшеницы и ячменя, подчеркнул Решетников. Эти и другие вопросы российско-китайского сотрудничества войдут в проект документа по социально-экономическому сотрудничеству двух стран до 2030 года, который будет подписан в ближайшее время, заключил министр[4].

Россия также заинтересована в реформировании ВТО, однако предложения она может направлять только как государство-член ВТО, поскольку ЕАЭС (в отличие от ЕС) не является членом ВТО как РТС. Одной из важных проблем, пока остающейся далекой от практического (но не декларируемого) разрешения, является определение приоритетности регулятивного воздействия на сходные, а порой и идентичные правоотношения, и взаимной квалификации правопорядков ВТО и ЕАЭС в международной торговой системе (применительно к соглашениям о ЗСТ это касается, в частности, Ирана и Сербии, не являющихся членами ВТО, что привносит дополнительные нюансированные обстоятельства во взаимодействие ЕАЭС и его государств-членов (среди которых в ВТО не входит только Белоруссия) с этими государствами). Попыткой разрешить эту проблему стало принятие Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы (19 мая 2011 г.), участники которого «в первом приближении» (учитывая первоначальный субъектный состав этого договора в 2011 году) регламентировали вопрос приоритетности/иерархичности норм и правил ВТО, а также обязательств государств-членов ВТО/ЕАЭС в праве ЕАЭС. С помощью этого договора фактически была осуществлена превентивная имплементация норм соглашений ВТО в право ЕАЭС[5]. Вероятно, целесообразно определить «статус» права ВТО и права ЕАЭС как общего и специального регуляторов правоотношений в международной торговой системе. Договор о ЕАЭС 2014 года с точки зрения права ВТО является РТС. При этом, если ЕАЭС во многом «идентифицирует» ВТО как равноправного партнера, то ВТО «квалифицирует» меры, вводимые ЕАЭС, преимущественно как меры, введенные государством-членом ЕАЭС (в частности, Россией), а не меры ЕАЭС как международной интеграционной организации[6].

Проблема соотношения норм РТС и норм соглашений ВТО является одной из наиболее актуальных в повестке ВТО. Эксперты выделяют как минимум три аспекта указанной проблемы: противоречие норм РТС и норм соглашений ВТО, конкурентная юрисдикция ОРС ВТО и региональных механизмов разрешения споров, а также место соглашений ВТО и РТС в международной торговой системе[7].

Представляется, что решение указанных проблем во взаимодействии с ВТО предстоит найти и Евразийскому экономическому союзу, отчего будет зависеть, в том числе, выстраивание и реализация «архитектуры» как взаимодействия Союза с другими субъектами международного права по максимально широкому перечню треков[8], так и темпы и качество реализации положений соглашений о свободной торговле ЕАЭС и его государств-членов с третьими государствами.

Вместе с тем Россия считает необходимым повысить эффективность Органа ВТО по разрешению споров[9]. Сложность повышения степени согласованности норм ВТО и РТС заключается еще и в том, что далеко не все члены ВТО поддерживают реформирование организации. Европейская комиссия представила свое предложение по реорганизации ВТО, однако Россия полагает, что в нем представлены пункты, требующие корректировки. Прежде всего, речь идет о реформировании Органа по разрешению споров, переосмыслении подходов к вопросу развития, расширения и совершенствования переговорных и мониторинговых функций ВТО, работе над устранениями барьеров, внутреннем регулирование и протекционистских мерах, поскольку, несмотря на провозглашенные преференции для развивающихся и наименее развитых стран, на практике возникают ситуации, когда развитые страны нарушают преференциальный режим, лишь формально соблюдая требования ВТО. В правовой базе ВТО много пробелов в части регулирования РТС, о которых шла речь выше в настоящем исследовании, их также необходимо восполнить. Все технические вопросы, по мнению России, важно обсуждать по пунктам, а не принимать пакетом.

ВТО выступает в качестве главной глобальной площадки для ведения постоянных переговоров о снижении торговых барьеров в двустороннем, групповом, многостороннем, универсальном форматах. Всего было проведено 8 раундов; 9-й раунд начался уже в рамках ВТО в Дохе в 2001 г. (Дохийский раунд) и к настоящему времени практически зашел в тупик из-за неразрешимых разногласий между развитыми и развивающимися странами. В этих условиях были возможны следующие варианты развития ситуации:

1. Сворачивание раунда и отказ от дальнейших переговоров по Дохийской повестке. Официальное объявление о невозможности завершить переговоры выглядит маловероятно. Во-первых, это означало бы признание членами ВТО того факта, что переговорные ресурсы были затрачены впустую на протяжении многих лет. После призывов завершить эти переговоры, которые последовательно звучали на саммитах «Группы 8», «Группы 20», АТЭС, ОЭСР, площадках организаций системы ООН, двусторонних встречах на высшем уровне, для мировых лидеров дезавуировать эти призывы с политической точки зрения будет непросто. Во-вторых, провал Дохийского раунда неизбежно вернул бы многостороннюю торговую систему ВТО к рассмотрению повестки дня пятнадцатилетней давности (предыдущий, Уругвайский раунд завершился в 1994 г.). Мнения о том, что сформулированная в 2001 году Дохийская повестка морально устарела и должна быть пересмотрена, звучат все громче и имеют под собой определенные основания. Однако ясно и то, что в эту повестку входят серьезнейшие проблемы в международной торговле: «искажающие» рынки массированные субсидии в сельском хозяйстве; барьеры в доступе на рынок крупных развивающихся стран (Китая, Индии, Бразилии, ЮАР), уже не соответствующие уровню их развития; недостаточные права наименее развитых стран в мировой торговле, препятствующие их выходу из бедности и сокращению разрыва между богатыми и бедными государствами. Мировое сообщество попросту не сможет обойти решение этих проблем, оставив их висеть «мертвым грузом» на мировом экономическом развитии.

2. Сегментирование Дохийской повестки и попытка договориться по отдельным переговорным трекам  (отказ от «пакетного» принципа).

Попытка сохранения промежуточных результатов Раунда путем существенного изменения его архитектуры либо отказа от т.н. «пакетного принципа» ведения переговоров также вряд ли возможна. Для большинства членов ВТО нахождение развязок, например, в вопросах правил ВТО (антидемпинг, рыбные субсидии) возможно только в увязке с достижением договоренностей по доступу на рынки (прежде всего несельскохозяйственных товаров). Возможность диагональных уступок между переговорными треками при соблюдении «пакетного» принципа как раз и считалась выгодной особенностью организации многостороннего переговорного процесса в ВТО, позволяющей обеспечить интересы всех участников этого процесса. Попытка «секвестра» Дохийской повестки и даже предложения о ревизии имеющихся договоренностей хотя бы по одному из переговорных направлений (например, сельскому хозяйству) немедленно вызовут требования о пересмотре результатов переговоров в других областях, и все недостроенное здание договоренностей раунда обрушится.

3. Ускоренное продвижение переговоров по отдельным направлениям, имеющим лучшие перспективы завершения.

В качестве одного из возможных подходов рассматривается вариант предыдущего сценария, который предполагает формальное сохранение нынешней повестки раунда, его фактическое замораживание в нынешнем состоянии и сосредоточение усилий на отдельных направлениях, которые имеют наибольшие шансы на успех. С учетом вышеизложенных аргументов речь может идти о вопросах, которые не затрагивают жизненно важных интересов членов ВТО (не связаны с доступом на рынки) и в отношении которых консенсус практически достигнут.

Пример удачной реализации этого сценария – решение о механизме транспарентности в отношении региональных торговых соглашений, принятое в 2006 году. Члены ВТО договорились применять его на временной основе, подчеркнув, что «пакетный» принцип ведения переговоров остается в силе.

В этой ситуации в качестве одного из возможных переговорных треков, который мог бы быть направлен по этому сценарию, виделись переговоры по упрощению торговых процедур. Все участники этих переговоров (и развитые, и развивающиеся страны) разделяли их цели и видели свои коммерческие интересы в их успешном завершении. Имелась и поддержка и со стороны бизнеса, заинтересованного в снижении административного пресса и сокращении издержек на внешнеторговые операции. Переговоры по упрощению процедур торговли менее, чем другие треки, опирались на диагональные уступки и «пакетный» принцип. Отметим, что переговоры по упрощению процедур торговли явились примером эффективного взаимодействия и результативности – Соглашение ВТО об упрощении процедур торговли было принято на Бали (Индонезия) в 2013 г. 

4. Формирование новой повестки многосторонних торговых переговоров. Каким бы ни было развитие ситуации, эксперты всегда пытались определить перечень переговорных направлений, которые остаются (или становятся) актуальными и смогут составить повестку нового раунда торговых переговоров ВТО. 

России было бы выгодно, чтобы реформирование ВТО упростило процедуру вступления Белоруссии в данную международную организацию, поскольку в этом случае ЕАЭС смог был вступить в ВТО как РТС. Вместе с тем еще предстоит много встреч и обсуждений, прежде чем члены ВТО сформируют четкий план модернизации. ВТО – это единственная структура, которая занимается глобальным регулированием в торгово-экономической сфере, и на реформирование организации, насчитывающей 164 члена, потребуется не один год.

Таким образом, ЕС и Россия как лидер ЕАЭС заинтересованы в реформировании ВТО в сторону дальнейшего совершенствования правового обеспечения деятельности РТС. Важным направлением модернизации для России является обеспечение более прозрачных процедур присоединения государств к ВТО, поскольку Белоруссия не может уже долгое время вступить в ВТО, несмотря на прилагаемые усилия. Без членства в ВТО Белоруссии ЕАЭС невозможно стать участником ВТО по аналогии с ЕС, соответственно, ЕАЭС отстает от своего конкурента ЕС в этом отношении, упуская возможности полноценно отстаивать свои интересы как РТС в рамках ВТО. Совершенствование правового обеспечения РТС в международном праве и обеспечение не противоречащих друг другу норм ВТО и РТС нуждаются в комплексном и взвешенном реформировании ВТО. В связи с этим ЕС представил свой пакет предложений. Обратим внимание на то, что он касается не только правовых и технических изменений, но и корректировок регламента работы органов ВТО, а также претендует на политическое лидерство в реализации глобальных экономический реформ, связанных с концепцией устойчивого развития, продвижением энергосберегающих технологий, «зеленой экономики» и т.д. Иными словами, региональная экономическая интеграция ЕС явно направлена на дальнейшее ускорение процессов глобализации, постепенно ведущих к унификации правовых норм, в том числе в рамках ВТО. Представляется, что такая политика не будет способствовать разработке эффективного механизма разрешения правовых споров, речь идет, скорее, о постепенном устранении поводов для таких споров посредством правового сближения. При этом для ЕАЭС и его государств-членов важно не принимать и конструктивно противодействовать навязываемым западными странами «правилам игры» и качественно и содержательно ускорять свою региональную экономическую интеграцию, прежде всего, с Китаем, максимально эффективно используя нормы Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Китайской Народной Республикой, с другой стороны, от 17 мая 2018 г.[10]

В обзоре ключевых положений данного Соглашения, подготовленном Евразийской экономической комиссией, отмечается, что Соглашение создает правовую базу торгово-экономического взаимодействия между Союзом, в качестве единого субъекта, и Китаем по широкому кругу вопросов. По своему формату Соглашение не является соглашением о свободной торговле – его положениями не предусмотрено снижение или устранение ввозных таможенных пошлин. При этом в охват Соглашения входят вопросы таможенного сотрудничества, технических барьеров в торговле, санитарных и фитосанитарных мер, мер торговой защиты, вопросы электронной торговли, интеллектуальной собственности, конкуренции и государственных закупок, а также отраслевого сотрудничества[11].

Информация об авторах:

Зимненко Богдан Леонидович – д.ю.н., профессор, заместитель начальника Управления систематизации законодательства и анализа судебной практики — начальник отдела международного права Верховного Суда Российской Федерации;

Комендантов Сергей Васильевич —  к.ю.н., доцент, заместитель заведующего кафедрой международного права Дипломатической академии МИД России, член Российской ассоциации международного права, государственный советник Российской Федерации III класса;

Хайдарова Нургуль Дулатовна — руководитель Центра исследования конкурентной среды Института экономических исследований (Республика Казахстан), магистр международного права Дипломатической академии МИД России;

Яковенко Александр Владимирович – д.ю.н., профессор, профессор кафедры международного права, Ректор Дипломатической академии МИД России;

Ярышев Сергей Николаевич – д.ю.н., доцент, профессор кафедры международного права Дипломатической академии МИД России.


Information about the authors:

Zimnenko Bogdan Leonidovich — Doctor of Law, Professor, Deputy Head of the Department for the Systematization of Legislation and Analysis of Judicial Practice — Head of the International Law Department of the Supreme Court of the Russian Federation;

Komendantov Sergei Vasilyevich — Ph.D. in Law, Associate Professor, Deputy Head of the Department of International Law of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, member of the Russian Association of International Law, State Counselor of the Russian Federation III class;

Khaidarova Nurgul Dulatovna — Head of the Center for the Study of the Competitive Environment of the Institute for Economic Research (Republic of Kazakhstan), Master of International Law of the Diplomatic Academy of the Russian Ministry of Foreign Affairs;

Yakovenko Alexander Vladimirovich — Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of International Law, Rector of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia;

Yaryshev Sergey Nikolaevich – Doctor of Law, Associate Professor, Professor of the Department of International Law of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia.


[1] Очередная, 63-я по счету, попытка членов Всемирной торговой организации (ВТО) договориться о заполнении вакансий в Апелляционном органе не увенчалась успехом. На состоявшемся 27 февраля 2023 г. в Женеве заседании Органа по разрешению споров (ОРС) США вновь заблокировали достижение консенсуса. Как сообщили журналистам, на заседании «Соединенные Штаты вновь заявили, что не готовы согласиться с предложением 127 членов ВТО, призывающих начать процедуру отбора кандидатов для заполнения вакансий в Апелляционном органе». Это была 63-я попытка, когда «предложение о начале процедуры заполнения вакансий было заблокировано», пояснил он. Гватемала от имени 127 членов организации внесла на заседании ОРС предложение этой группы о начале отборочного процесса. Однако представитель США вновь заявил, что его страна не поддерживает эту инициативу. «Требуется фундаментальная реформа для хорошего функционирования системы урегулирования споров в ВТО», — сказал он, добавив, что эта система должна «помогать членам организации в разрешении споров эффективным и прозрачным образом». США подтвердили намерение продолжать участие вместе с другими странами в решении этой задачи. В прошлом Соединенные Штаты упрекали Апелляционный орган в том числе в превышении установленных сроков рассмотрения апелляций. Апелляционный орган ВТО не функционирует с 11 декабря 2019 г. ввиду истечения срока полномочий арбитров. Последний из них покинул свой пост в ноябре 2020 года. Для рассмотрения апелляций необходимо участие как минимум трех арбитров. Попытки ряда членов ВТО разблокировать ситуацию неизменно наталкиваются на заседаниях ОРС на неуступчивую позицию США. Согласно правилам ВТО, для принятия решения требуется консенсус всех 164 членов организации. // https://www.wto.ru/news/v-vto-v-63-y-raz-ne-smogli-dogovoritsya-ob-otbore-arbitrov-v-apellyatsionnyy-organ/ (дата обращения: 8 апреля 2023 г.).

[2] Китай также намерен активно работать над присоединением к Всеобъемлющему прогрессивному соглашению о транстихоокеанском партнерстве (ВПСТПП) и Соглашению о партнерстве в области цифровой экономики. Об этом заявил председатель КНР Си Цзиньпин, выступая с видеообращением на официальной церемонии открытия 5-й Китайской международной выставки импортных товаров (CIIE), которая проходила в Шанхае 5-10 ноября 2022 г. «Мы будем делиться со всеми странами и партнерами возможностями углубления международного сотрудничества, принимать по всем направлениям активное участие в переговорах по реформе ВТО, стимулировать либерализацию и упрощение торговли и инвестирования, содействовать международной координации макроэкономической политики, прилагать общие усилия к культивированию новых драйверов глобального развития, активно работать над вступлением во Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение о транстихоокеанском партнерстве и Соглашение о партнерстве в области цифровой экономики, расширять открытую всему миру сеть свободной торговли высокого стандарта», — сказал китайский лидер. Си Цзиньпин заявил о готовности Китая продолжать оказывать поддержку развивающимся странам в ускорении развития во имя «формирования сообщества единой судьбы человечества». «Китай готов со всеми странами воплощать истинную многополярность, укреплять взаимопонимание в открытости, сообща преодолевать трудности и вызовы в глобальной экономике», — сказал он. Первоначальное соглашение о транстихоокеанском партнерстве после семи лет переговоров было заключено 6 февраля 2016 г. в Новой Зеландии. Подписи под документом поставили представители 12 государств — Австралии, Брунея, Вьетнама, Канады, Малайзии, Мексики, Новой Зеландии, Перу, Сингапура, США, Чили и Японии. Однако президент Соединенных Штатов Дональд Трамп сразу после вступления в должность объявил о выходе США из ВПСТТП. В итоге оставшиеся 11 государств подписали новый документ о создании зоны свободной торговли — Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение о транстихоокеанском партнерстве. Соглашение о партнерстве в области цифровой экономики было инициировано Новой Зеландией, Сингапуром и Чили. Церемония подписания состоялась в июне 2020 года в онлайн-формате. В январе 2021 года оно вступило в силу. / https://www.wto.ru/news/si-tszinpin-kitay-gotov-rabotat-nad-prisoedineniem-k-transtikhookeanskomu-partnerstvu/ (дата обращения: 6 апреля 2023 г.).

[3] https://www.wto.ru/news/rossiya-i-kitay-namereny-usilit-dialog-po-povestke-vto/ (дата обращения: 6 апреля 2023 г.).

[4] https://www.wto.ru/news/glava-minekonomrazvitiya-zayavil-chto-rossiya-i-kitay-zanimayut-blizkuyu-pozitsiyu-po-reforme-vto/ (дата обращения: 6 апреля 2023 г.).

[5] Боклан Д.С. Соотношение права Евразийского экономического союза и соглашений ВТО // Современное международное право: глобализация и интеграция: LIBER AMICORUM в честь профессора П.Н. Бирюкова: сборник научных статей / отв. ред. А.Я. Капустин; Воронежский государственный университет. Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2016. С. 39.

[6] Как отмечала Д.С. Боклан, «…уже три дела находятся на рассмотрении ОРС ВТО, в которых заявители просят ОРС ВТО признать нормы права ЕАЭС не соответствующими праву ВТО: Россия – меры по импорту живых свиней, свинины и других продуктов из свинины (Заявитель – Евросоюз); Россия – антидемпинговые пошлины на легкие коммерческие автомобили из Германии и Италии (Заявитель – Евросоюз); Россия – меры затрагивающие импорт железнодорожного оборудования (Заявитель – Украина). Однако во всех указанных делах заявители не являются участниками Договора о ЕАЭС и не рассматривают нормы права ЕАЭС, как «соответствующие нормы международного договора, применяемые в отношениях между участниками» в соответствии со ст. 31с) Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. Нормы права ЕАЭС рассматриваются как меры, принятые одним из государств-членов ЕАЭС, а именно Россией» / Там же. С. 44.

[7] Qureshi A.H. Interpreting WTO Agreements: problems and perspectives. Cambridge University Press, 2015. P. 339. Цит. по: Боклан Д.С. Соотношение права Евразийского экономического союза и соглашений ВТО // Современное международное право: глобализация и интеграция: LIBER AMICORUM в честь профессора П.Н. Бирюкова: сборник научных статей / отв. ред. А.Я. Капустин; Воронежский государственный университет. Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2016. С. 42.

[8] «ЕАЭС представляется эффективной площадкой для продвижения интеграционных инициатив в торгово-экономической повестке Евразии. Историческая и стратегическая цель ЕАЭС – формирование единого экономического пространства на евразийском континенте»: Евразийский экономический союз на пути к Большому Евразийскому партнерству: выгоды для международного бизнеса. М.: Евразийская экономическая комиссия, 2020. С. 30. http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/Documents/Brochure_Verona.pdf (дата обращения: 25 марта 2023 г.).

[9] МИД России не поддерживает выход из ВТО. В ведомстве объяснили такую позицию тем, что ВТО по-прежнему является важной площадкой для отстаивания интересов России. «Но позиция профильных ведомств, в частности МИДа, хорошо известна: ВТО остается важной площадкой для отстаивания российских интересов в мировой торговой системе, а выход из нее стал бы подарком для наших недругов»,— заявили в ведомстве. Не поддерживают выход России из ВТО и в Минэкономразвития России. В ведомстве объяснили это необходимостью поддержки российского экспорта и угрозой изоляции страны от разработки правил глобальной торговли в случае выхода из организации. / https://www.wto.ru/news/mid-rossii-vystupil-protiv-vykhoda-iz-vto/ (дата обращения: 6 апреля 2023 г.).

[10] https://eec.eaeunion.org/comission/department/dotp/torgovye-soglasheniya/china.php  (дата обращения: 10 марта 2023 г.).

[11] Подробнее: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/8c7/Broshyura-KNR.pdf  (дата обращения: 6 апреля 2023 г.).

Добавить комментарий

Войти с помощью: