Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

О правовом статусе Постоянного представительства Российской Федерации при ВТО

В статье рассмотрен вопрос о правовом статусе Постоянного представительства Российской Федерации при ВТО. После присоединения к ВТО Российская Федерация включилась в деятельность рабочих органов ВТО и по многим направлениям отстаивает свои торгово-экономические интересы. В качестве полноправного члена ВТО Российская Федерация имеет возможности для активного влияния на формирование окончательных договоренностей на заключительном этапе Дохийского раунда многосторонних торговых переговоров, а в перспективе – последующих раундов многосторонних торговых переговоров. Решение указанных задач требует постоянной и системной работы в ВТО и с постоянными представительствами членов этой организации в Швейцарии. Для этих целей в 2013 году и было создано Постоянное представительство Российской Федерации при ВТО.

Ключевые слова. ГАТТ, ВТО, Постоянное представительство.

 

On the legal status of the Permanent Mission of Russian Federation at the WTO 

Annotation. The article deals with the legal status of the Permanent Mission The Russian Federation at the WTO. After accession to the WTO, the Russian Federation became involved in the activities of the WTO working bodies and defends its trade and economic interests in many areas. As a member of the WTO, the Russian Federation has the potential to actively influence the formation of final agreements at the final stage of the Doha Round of multilateral trade negotiations, and in the future-subsequent rounds of multilateral trade negotiations. The solution of these tasks requires constant and systematic work in the WTO and with the permanent missions of the members of this organization in Switzerland. For this purpose, the Permanent Mission of the Russian Federation to the WTO was established in 2013.

Tags: GATT, WTO, Permanent Mission.

  

Основными направлениями деятельности Всемирной торговой организации (ВТО) являются совершенствование регулирования международной торговли с целью ее либерализации и защита конкуренции. Задача членов ВТО, Генерального директора ВТО и Секретариата ВТО – содействовать реализации данных направлений работы ВТО и целей, закрепленных в учредительных документах этой организации. Проблематика членства России в ВТО, работа организационно-правовых механизмов по реализации обязательств нашей страны в данной международной организации и обеспечение надлежащего представительства России в ВТО находится в сфере внимания российских исследователей[1].

В соответствии со статьей XII Марракешского Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. (Соглашение о ВТО) присоединение Российской Федерации к ВТО осуществлено на условиях, согласованных между Российской Федерацией и ВТО.

Членство Российской Федерации в ВТО принципиально изменило методы и средства проведения национальной внешнеэкономической политики, в том числе, переход от преимущественно двустороннего подхода к многосторонним инструментам ее реализации. При этом все большее значение для урегулирования торговых споров и отстаивания торгово-политических и коммерческих интересов страны приобретает взаимодействие с торговыми партнерами на многостороннем и двустороннем уровнях в штаб-квартире и специализированных органах ВТО в Женеве (Швейцария).

После присоединения к ВТО Российская Федерация полномасштабно включилась в деятельность рабочих органов ВТО и по многим направлениям отстаивает свои торгово-экономические интересы. Это, в частности, касается применения некоторыми странами против российских экспортеров дискриминационных мер торговой защиты и участии в урегулировании многочисленных торговых споров.

В качестве полноправного члена ВТО Российская Федерация имеет возможности для активного влияния на формирование окончательных договоренностей на заключительном этапе Дохийского раунда многосторонних торговых переговоров, а в перспективе – последующих раундов многосторонних торговых переговоров.

Решение указанных задач требует постоянной и системной работы в ВТО и с постоянными представительствами членов этой организации в Швейцарии. Для этих целей в 2013 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. № 898[2] и было создано Постоянное представительство Российской Федерации при ВТО (далее — Постоянное представительство). Постоянное представительство является государственным органом внешних сношений Российской Федерации, осуществляющим представительство Российской Федерации в ВТО.

Постоянный представитель Российской Федерации при ВТО назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации»[3] утвержден перечень государственных должностей Российской Федерации. Согласно пункту «м» статьи 83 Конституции России[4] Президент Российской Федерации назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания Российской Федерации дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. Должность Постоянного представителя Российской Федерации при ВТО не относится к должностям дипломатических представителей Российской Федерации, так как порядок назначения на нее отличается от порядка, предусмотренного пунктом «м» статьи 83 Конституции России, и является должностью федеральной государственной гражданской службы, предусмотренной Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 1574[5].

Руководство деятельностью Постоянного представительства осуществляет Минэкономразвития России во взаимодействии с МИД России.

Такие представительства независимо от наличия постоянных представительств государств при Отделении ООН в Женеве имеют более 50 членов ВТО. Среди них Австралия, Австрия, Андорра, Бразилия, Болгария, Венгрия, Гонконг, ЕС, Индия, Китай, Литва, Латвия, Макао, Малайзия, Мексика, Молдавия, Новая Зеландия, Норвегия, Панама, Польша, Сальвадор, Саудовская Аравия, Словакия, США, Таиланд, Тайвань, Турция, Франция, Швейцария, Шри-Ланка, Чехия, Чили и другие.

Опыт членов ГАТТ/ВТО, в том числе Российской Федерации, свидетельствует, что успешное ведение переговоров и эффективная защита национальных торгово-политических и экономических интересов во многом зависят и от деятельности постоянных представительств.

Нельзя упускать из внимания то, что в глазах наших партнеров по ВТО и руководства организации сам факт наличия у страны отдельного представительства при ВТО является в определенной степени показателем того значения, которое страна придает своему участию в работе данной организации. Кроме того, важную, иногда решающую, роль в деле взаимодействия с ВТО играют регулярные неформальные контакты с ее представителями стран-членов на достаточно высоком уровне.

По информации Минэкономразвития России, по итогам очередного заседания Генерального совета ВТО члены организации провели голосование по списку кандидатов на посты председателей рабочих органов на 2021 год. Комитет ВТО по ограничениям, связанным с платежным балансом, возглавил Постоянный представитель России при ВТО Д. Лякишев. В круг обязанностей председателя данного комитета входит проведение консультаций с членами ВТО, которые применяют ограничения в отношении импорта или экспорта в связи с имеющимися трудностями с платежным балансом. Речь идет об ограничениях, которые вводятся государствами вследствие национальных, региональных или глобальных экономических кризисов, неустойчивости баланса счета текущих операций. Данное назначение является результатом совместных усилий Департамента торговых переговоров Минэкономразвития России и Постпредства России при ВТО по повышению числа российских представителей в организации, в частности, на высокоуровневых должностях. Ранее председателем Комитета по доступу на рынок был назначен советник Постпредства России при ВТО А. Чаплин[6].

Обращаясь к истории вопроса, можно напомнить, что в 1946 году СССР отклонил предложение принять участие в ГАТТ, и стал несколько позднее учредителем Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) — интеграционной организации социалистических стран, которая должна была стать своего рода «заменителем» ГАТТ в торговле между странами социалистического лагеря. Эта функция СЭВ не обеспечила интересы ряда соцстран в мировой торговле, которые присоединились к ГАТТ в течение 1961-1970 гг. при политической поддержке США и ЕЭС. В 1979 году Политбюро ЦК КПСС приняло решение о сближении с ГАТТ. В 1986 году СССР обратился с заявкой о получении статуса наблюдателя в Уругвайском раунде переговоров с целью последующего присоединения к ГАТТ. США тогда отклонили эту заявку, мотивировав это тем, что СССР является страной с плановой экономикой, что несовместимо с принципами свободной торговли. Такой статус был предоставлен СССР только в мае 1990 г[7]. Россия унаследовала этот статус с 1992 г[8]. Меморандум о внешнеторговом режиме России был направлен в ГАТТ в феврале 1994 года.

Новейшая история правового регулирования представительства интересов Российской Федерации в ГАТТ/ВТО отсчитывается с 1992 года, когда в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1992 г. № 328 «О развитии отношений между Российской Федерацией и Генеральным соглашением по тарифам и торговле» (утратило силу в 2014 году) была образована Межведомственная комиссия по ГАТТ в составе руководителей заинтересованных министерств и ведомств. Организационное обеспечение деятельности этой комиссии в 1992 году было возложено на существовавшее тогда Министерство внешних экономических связей Российской Федерации.

Данной межведомственной комиссии было поручено осуществлять разработку мероприятий и координацию деятельности министерств и ведомств по участию Российской Федерации в ГАТТ, обеспечение подготовки российской стороны к переговорам о присоединении Российской Федерации к ГАТТ в качестве полноправного участника, рассмотрение хода этих переговоров и выработку предложений о внесении необходимых уточнений и изменений в механизм внешнеэкономических связей Российской Федерации и российское законодательство с целью выполнения обязательств Российской Федерации в ГАТТ и рассмотрение хода многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ и принятие соответствующих мер по обеспечению интересов Российской Федерации.

Также Правительство России в лице замещавшего тогда должность первого вице-премьера Е.Т. Гайдара согласилось с предложением Министерства внешних экономических связей Российской Федерации о сохранении аппарата Постоянного представителя Российской Федерации при ГАТТ — заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве в составе 5 дипломатических и 1 административно-технического сотрудника.

При разработке документов об учреждении Постоянного представительства учитывалось, что принципиальные решения о создании аппарата Постоянного представителя при ГАТТ – заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве содержались в постановлении Советов Министров СССР от 19 ноября 1990 г. № 1159 «О развитии отношений между СССР и Генеральным соглашением по тарифам и торговле». Этот акт Совмина СССР был реализован лишь частично в значительной мере по причине распада СССР и реорганизации его госструктур.

Таковы были первые шаги новых российских властей по обеспечению представительства нашей страны при ГАТТ – предшественнике ВТО.

По мере того как близился к завершению переговорный процесс о присоединении России к ВТО, вопрос об учреждении Постоянного представительства становился все более актуальным. Одна из первых редакций пакета документов об учреждении Постоянного представительства была подготовлена Минэкономразвития России в 2007 году. Тогда российские ведомства, которым данный пакет документов был направлен на согласование, «концептуально» поддерживая необходимость создания Постоянного представительства, считали, что все же необходимо дождаться завершения переговоров и де-юре присоединиться к Соглашению о ВТО. Тем не менее, данные документальные наработки в итоге сослужили полезную службу и содержательно во многом стали основой для актов о создании Постоянного представительства, принятых в 2013-2014 годах.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2014 г. № 68 «Об обеспечении деятельности Постоянного представительства Российской Федерации при Всемирной торговой организации»[9] было утверждено Положение о Постоянном представительстве.

Предельная численность работников Постоянного представительства составляет 32 единицы, из них 27 работников зарубежного аппарата Минэкономразвития России и 5 работников зарубежного аппарата МИД России. Постоянное представительство, его работники и члены их семей пользуются в государстве пребывания привилегиями и иммунитетами в соответствии с международным правом и законодательством государства пребывания — Швейцарии.

Одними из основных задач и функций Постоянного представительства являются представительство Российской Федерации в ВТО; участие в разработке и обеспечении реализации единой торговой политики и позиции Российской Федерации на переговорах в рамках ВТО, направленной на создание благоприятных внешнеэкономических условий для развития экономики Российской Федерации; изучение и анализ деятельности ВТО, ее членов и наблюдателей, содействие развитию торгово-экономических связей между Российской Федерацией и членами ВТО; содействие осуществлению целей и принципов ВТО, реализации ее решений и выполнению принятых в ее рамках международных договоров, участником которых является Российская Федерация; ведение переговоров с ВТО и в ее рамках, участие в разработке проектов международных договоров и других документов по вопросам деятельности ВТО; поддержание контактов с Секретариатом ВТО, постоянными представителями (постоянными представительствами) членов ВТО и миссиями постоянных наблюдателей при ВТО, а также с органами государственной власти, общественными объединениями, деловыми и научными кругами государства пребывания, средствами массовой информации по вопросам, относящимся к компетенции Постоянного представительства; участие в выработке и реализации мер по обеспечению благоприятных условий интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику; представление и защита интересов Российской Федерации при рассмотрении торговых споров в Органе по разрешению споров ВТО.

Почти десятилетний опыт членства России в ВТО и семилетний опыт работы Постоянного представительства показывают, что Постоянное представительство во многом успешно осуществляет представительство и защиту торгово-экономических интересов нашей страны в данной международной организации, прежде всего, участвуя в заседаниях рабочих органов ВТО и проводя неформальные консультации с представителями членов ВТО и сотрудниками Секретариата ВТО по вопросам, представляющим взаимный интерес, что не всегда бывает возможно надлежащим образом реализовать исключительно силами сотрудников центрального аппарата Минэкономразвития России и других ведомств. Отдельное важное направление работы — защита интересов Российской Федерации при рассмотрении торговых споров в Органе по разрешению споров ВТО. Успешность этого трека работы Постоянного представительства совместно с центральным аппаратом Минэкономразвития России доказывается рядом выигранных Россией за последние годы торговых споров. Такие результаты, несомненно, служат делу надлежащей защиты торгово-экономических интересов России и реализации ее торгово-политических приоритетов в многосторонней торговой системе.

 

Список использованной литературы:

  1. Зенкин И.В. Право Всемирной торговой организации. М.: Международные отношения, 2014. 792 с.
  2. Комендантов С.В. Проблемы имплементации в Российской Федерации положений правовой системы ВТО. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2006. 185 с.
  3. Портанский А.П. Многосторонняя торговая система (1947-2014 гг.) и участие в ней России. М.: Международные отношения, 2015. 224 с.
  4. Право ВТО: теория и практика применения: монография / под ред. Л.П. Ануфриевой. М.: Норма: ИНФРА-М, 2016. 528 с.
  5. Смбатян А.С. Толкование и применение правил Всемирной торговой организации: монография. М.: ИНФРА-М, 2017. 448 с.
  6. Шумилов В.М. Право Всемирной торговой организации (ВТО): учебник для магистров и аспирантов. М.: Юрайт, 2013. 219 с.

 

Информация об авторе:

Сергей Васильевич Комендантов, к.ю.н., доцент кафедры международного права Дипломатической академии МИД России, член Российской ассоциации международного права,  государственный советник Российской Федерации III класса

Information about the author:

Sergey Vasilievich Komendantov, Candidate of Law, Associate Professor of the Department of International Law of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, member of the Russian Association of International Law, State Counselor of the Russian Federation of the 3d rate.

_________________

[1] Подробнее о правовой системе ВТО и членстве России в ВТО: Зенкин И.В. Право Всемирной торговой организации.  М.: Международные отношения, 2014; Вельяминов Г.М. Международное право: опыты. М.: Статут, 2015; Он же. Право национальное и международное. М.: РГ-Пресс, 2017; Комендантов С.В. Проблемы имплементации в Российской Федерации положений правовой системы ВТО. Воронеж: Издательство ВГУ, 2006; Он же. Международно-правовые и внутригосударственные последствия вступления России в ВТО // Московский журнал международного права. — 2007. — № 2; Портанский А.П. Многосторонняя торговая система (1947-2014 гг.) и участие в ней России. М.: Международные отношения, 2015; Право ВТО: теория и практика применения: монография / под ред. Л.П. Ануфриевой. М.: Норма: ИНФРА-М, 2016; Смбатян А.С. Всемирная торговая организация: уникальность и адекватность // Право ВТО. 2012. № 1; Она же. Процедура разрешения споров Всемирной торговой организации // Право ВТО. 2014. № 2; Она же. Толкование и применение правил Всемирной торговой организации: монография. М.: ИНФРА-М, 2017; Шумилов В.М. Право Всемирной торговой организации (ВТО): учебник для магистров и аспирантов/ М.: Юрайт, 2013; Он же. Феномен права ВТО и законодательство России // Современный юрист. 2013. № 2.

[2] http://www.kremlin.ru/acts/bank/37879 (дата обращения: 27 февраля 2021 г.).

[3] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15861/ (дата обращения: 27 февраля 2021 г.).

[4] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 27 февраля 2021 г.).

[5] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_57545/ (дата обращения: 27 февраля 2021 г.).

[6]https://www.economy.gov.ru/material/news/postpred_rossii_pri_vto_naznachen_na_post_predsedatelya_odnogo_iz_komitetov_organizacii.html (дата обращения: 28 марта 2021 г.). С полным списком председателей в рабочих органах ВТО на 2021 год можно ознакомиться: https://www.wto.org/english/thewto_e/secre_e/current_chairs_e.htm (дата обращения: 28 марта 2021 г.).

[7] «СССР получил статус наблюдателя в ГАТТ»: «16 мая 1990 г. на сессии Совета ГАТТ, прошедшей в Женеве, Советскому Союзу был предоставлен статус наблюдателя. Это стало возможным в результате того, что США сняли свои возражения против предоставления Союзу такого статуса до завершения «Уругвайского раунда» многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ. По мнению специалистов, в сложившейся к настоящему времени сложной ситуации в советско-американских отношениях, инициативу США можно расценить как стремление в преддверии встречи в верхах хоть чем-то подтвердить курс американской администрации на расширение торгово-экономического сотрудничества с СССР. Наконец-то, на сорок втором году существования Генерального соглашения по тарифам и торговле, СССР «узаконил» свои отношения с этой организацией. В принципиальном плане вопрос был решен еще на декабрьской встрече Горбачева с Бушем у берегов Мальты. Предполагалось, что формальности будут завершены уже в феврале. Однако в дальнейшем США, чья позиция является определяющей при принятии любых решений в ГАТТ, заявили, что этот шаг может последовать только после завершения текущего «Уругвайского раунда». Каковы были мотивы? Может быть — желание увеличить политический вес предполагаемой уступки Советскому Союзу (именно так это и рассматривается, например, в кругах Конгресса). Такая ситуация существовала до 2 апреля 1990 г., когда Советский Союз подал официальное заявление с просьбой о предоставлении ему статуса наблюдателя при ГАТТ. На апрельской сессии исполнительного органа ГАТТ — Совета Генерального соглашения — решения принято ее было, США сохраняли свои возражения. Наконец на майской сессии Совета ГАТТ все его участники единогласно проголосовали за удовлетворение просьбы СССР. Статус наблюдателя (сейчас им обладают около 30 государств) формально дает немного: право присутствия на сессиях Совета ГАТТ и ежегодных сессиях ГАТТ. Однако учитывая принятое в Советском Союзе решение о полном присоединении к Генеральному соглашению, такой статус открывает самые широкие возможности по практическому ознакомлению с организацией «изнутри», что позволит учесть и избежать ряда трудностей в дальнейшем». // Журнал «Коммерсантъ Власть» от 21 мая 1990 г. № 19.

[8] Подробнее: http://www.rgwto.com/wto.asp?id=3671 (дата обращения: 28 февраля 2021 г.).

[9] https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=225240 (дата обращения: 27 февраля 2021 г.).

Добавить комментарий

Войти с помощью: