Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

О развитии преференциальных торговых отношений Сербии и государств-членов ЕАЭС: историко-правовые аспекты

Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами — членами, с одной стороны, и Республикой Сербией, с другой стороны[1]для Евразийского экономического союза (ЕАЭС) стало четвёртым соглашением о зоне свободной торговли, заключённым между ЕАЭС и третьим государством. На сегодняшний день соглашение действует уже достаточно длительный период времени и, можно сделать первые выводы о его правоприменительной практике, эффективных плюсах документа и проблемах его реализации.

Ключевые слова: свободная торговля, ЕАЭС, Евразийский экономический союз, Республика Сербия.

On the Development of Preferential Trade Relations between Serbia and the EAEU Member States: Historical and Legal Aspects

Annotation: The Free Trade Agreement between the Eurasian Economic Union and its member states, on the one hand, and the Republic of Serbia, on the other hand[1] for the Eurasian Economic Union (EAEU) became the fourth agreement on a free trade area concluded between the EAEU and a third state. To date, the agreement has been in force for quite a long period of time, and it is possible to draw the first conclusions about its law enforcement practice, the effective advantages of the document and the problems of its implementation.

Key words: free trade, EAEU, Eurasian Economic Union, Republic of Serbia


Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами — членами, с одной стороны, и Республикой Сербией, с другой стороны[1]для Евразийского экономического союза (ЕАЭС) стало четвёртым соглашением о зоне свободной торговли, заключённым между ЕАЭС и третьим государством. На сегодняшний день соглашение действует уже достаточно длительный период времени и, можно сделать первые выводы о его правоприменительной практике, эффективных плюсах документа и проблемах его реализации.

История торговых отношений между Республикой Сербией и Российской Федерацией имеет значительную политическую и юридическую базу как на двустороннем, так и на многостороннем уровне. Несмотря на долгую историю отношений между народами, развитые политические отношения, по состоянию на начало ХХ века торговля между Российской империи и сербским княжеством (впоследствии – королевством) была развита относительно слабо. Ввиду исторических, территориальных и политических факторов, основным торговым партнёром Сербии являлась Австро-Венгрия – концу XIX века на это государство приходилось до 60% всего сербского импорта, доля в экспорте достигала 90%[2]. Несмотря на заключенные 19 мая 1879 г. торговую конвенцию между Россией и Сербией, а также торговый договор от 21 января 1880 г., товарооборот между государствами был весьма скромным как по объёму, так и по структуре: с сербской стороны ввозилась сельскохозяйственная продукция, с российской – нефтепродукты, чай, кожа, рыба[3]. Последующие исторические события надолго прервали двустороннее сотрудничество – дипломатические отношения между Королевством Югославия и СССР были установлены только в 1940 году. Торговые отношения до этого времени также имели место, но составляли менее процента в общем объёме экспорта и импорта Югославии и СССР соответственно[4]. В тот момент представители югославской стороны выражали надежду в том числе и на торговлю с Советским Союзом, поскольку некоторые виды товаров Югославия могла получить только из СССР или США[5]. Заключенное в том же году торговое соглашение позволило активизировать двустороннюю торговлю, например, по линии хлопка и редкоземельных металлов[6]. К сожалению, ввиду Второй мировой войны данный период был весьма краткосрочным и продлился чуть менее года, окончание же боевых действий и установление в Югославии просоветского правительства во главе с И. Тито сделало СССР основным торговым партнёром страны. Несмотря на то, что в базовом Договоре о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве между СССР и Югославией 1946-го года торговля в принципе не упоминается (возможно, ввиду лапидарности документа), заключаются соглашения об экономическом сотрудничестве и о взаимной поставке товаров. К 1947 году чуть менее половины импорта Югославии приходится на СССР, как и пятая часть экспорта[7]. Однако, и этот период продлился сравнительно недолго – до практически полного разрыва отношений в 1949 году и сокращения товарооборота практически до нуля. Логично, что и в созданный в 1949 году Совет экономической взаимопомощи ФНРЮ не вошла. Более того, странам-участницам СЭВ было рекомендовано прекратить поставки товаров в Югославию по уже заключённым соглашениям, остановить кредитование Югославии, «серьёзно сократить» поставки капитального промышленного оборудования, вооружений и товаров, имеющих военное значение. Допускалось продолжение транзита товаров через югославскую территорию, а также, пусть и с ограничениями, закупки стратегического сырья — свинец и свинцовые концентраты, медь, ртуть и, в ограниченных количествах, железная руда, лес, пенька, пириты[8].

Очередное оживление торговых отношений ФНРЮ и СССР последовало за потеплением политических отношений между Белградом и Москвой – 1 октября 1954 г. в Белграде подписывается Компенсационное соглашение, предусматривающее взаимные поставки товаров на сумму в 10 миллионов рублей с каждой стороны[9]. В декабре того же года в Москву прибыла делегация ФНРЮ во главе с членом югославского правительства Миялко Тодоровичем с целью проведения переговоров о дальнейшем развитии (или, вернее сказать, восстановлении торговли). Судя по всему, переговоры были успешными, так как уже 5 января заключается Торговое соглашение и Платёжное соглашение. Стоит отметить, что соглашение заключалось на год, но с ежегодного возможностью продления при отсутствии возражений сторон[10]. В итоге документы сохраняли силу на протяжении более чем 35 лет. Основными статьями югославского экспорта стали мясо, табаки, сода, советского – хлопок, нефтепродукты, продукция химической промышленности. С тех пор торговые отношения двух стран имели тенденцию к развитию, при этом так или иначе следуя за политическими отношениями с учётом особой позиции югославского руководства по многим вопросам международной политики, что порой осложняло или замедляло развитие торговли и экономических отношений в целом[11]. Впоследствии сторонами были подписаны Общие условия поставок товаров между организациями СССР и СФРЮ – обширный документ, регулирующий широкий круг правоотношений между хозяйствующими субъектами двух стран. В частности, документ регулировал порядок заключения контракта – если он подписывался в присутствии сторон, то днём заключения считалась дата подписания, а для отсутствующих сторон – в момент получения сообщения о принятии предложения без оговорок в пределах указанного срока или в течение 20 дней, если срок не указывался. Также общие условия регламентируют широкий круг понятий и процедур: базис поставки, упаковку и маркировку, гарантии и платежи, претензии по качеству и количеству, как и ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств или арбитраж.

С точки зрения развития торговых отношений и правовых основ экономических связей несомненный интерес представляет участие Югославии в Совете экономической взаимопомощи как ассоциированного члена. Образованная в 1949 году организация не включила в ряды своих членов Югославию ввиду разгоревшегося конфликта между СССР и ФНРЮ. Однако после очередного потепления отношений между Москвой и Белградом Югославия к 1964 году подписывает с СЭВ соглашение о сотрудничестве и получает права, близкие к правам государства-члена организации, но формально сохраняя статус наблюдателя. Это обеспечило присутствие югославских представителей в рабочих органах Совета и организаций, создаваемых под эгидой СЭВ.

1 ноября 1990 г. между СССР и СФРЮ было заключено новое торговое соглашение. Документ содержал 9 статей и по структуре был аналогичен предшествующему, однако, приметой эпохи и переформатирования экономических отношений СССР является положение о том, что импорт и экспорт «будут осуществляться на основе контрактов, заключаемых советскими и югославскими участниками внешних экономических связей в свободно конвертируемой валюте по текущим ценам основных мировых рынков на соответствующие товары и услуги»[12]. Более того, стороны обязывались внести соответствующие изменения в контракты, поставки по которым должны были осуществляться с 1 января 1991 г. Стоит также отметить, что торговля между СССР и СФРЮ росла и в 1991 году и именно в 1991 году впервые с 1985 года сальдо торгового баланса впервые оказалось положительным для СССР[13]. Но распад двух государств надолго прервал этот тренд и продолжать торгово-экономические отношения пришлось уже вновь образованным государствам, впрочем, унаследовавших юридические обязательства предшественников по ряду вопросов, например, урегулирование государственного долга.

Новой страницей в развитии торговых отношений стало Соглашение между Правительством Российской Федерации и Союзным правительством Союзной Республики Югославии о торговле и экономическом сотрудничестве, подписанное 24 августа 1994 г. и вступившее в силу 11 июля 1996 г. В соответствии со второй статьёй данного соглашения, стороны предоставили друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации во всех видах торговли и экономических связей. При этом та же статья прямо привела изъятия из данного режима:

  • «преимущества, привилегии и льготы, которые каждая из Договаривающихся Сторон предоставила или может предоставить:
  • соседним странам в целях развития приграничной торговли;
  • странам, с которыми Российская Федерация или Союзная Республика Югославия заключили соглашения о таможенном союзе или зоне свободной торговли;
  • развивающимся странам на основе международных соглашений[14]».

Соглашение, заключенное сроком на 5 лет с возможностью продления, также регулировало свободу транзита в соответствии с законодательством двух стран, а также предполагало создание Межправительственного комитета двух стран для наблюдения за выполнением положений настоящего Соглашения и выработки соответствующих рекомендаций по совершенствованию торговли, экономического и научно-технического сотрудничества. Следующим документом, направленным на развитие двусторонних торговых отношений стал Меморандум о либерализации торговли между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией, подписанный 18 декабря 1997 г. Документ обладал в принципе декларативным характером и, помимо решения о формировании группы экспертов для изучения товарооборота с целью последующего предложения новых мер по либерализации торговли, содержал исключительно цели и намерения двух сторон, среди которых были

  • содействие  росту экономического потенциала и повышению уровня жизни населения обеих стран;
  • поэтапное   сокращение   и   устранение  таможенных  пошлин  в отношении    товаров,    происходящих    из    государств   Сторон,
  • представляющих взаимный интерес;
  • совершенствование  и  повышение эффективности системы взаимных расчетов  и платежей по торговым операциям и операциям с капиталом, имея  в  виду  более  тесное взаимодействие банковских, страховых и других   финансовых  структур  обеих  стран,  обслуживающих  оборот товаров и услуг;
  • создание  условий  для добросовестной конкуренции в торговле и предоставлении услуг между двумя странами;
  • развитие     долгосрочной     производственной     кооперации,
  • организация  и  поддержка  совместных  производственных, торговых и финансовых инициатив;
  • согласование  таможенных  процедур и порядка применения правил происхождения   товаров,   соответствующих   нормам   международной практики,    определение   компетентных   органов,   подтверждающих происхождение   произведенных  товаров,  согласование  необходимого контроля   происхождения  товаров  таможенными  органами  Сторон  в соответствии с упомянутыми правилами;
  • взаимодействие  российских и югославских предприятий и местных администраций в развитии регионального сотрудничества.

В практическом измерении значительным прорывом в двусторонней торговле стало подписание Соглашения между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией, заключённого 28 августа 2000 г. Следует отметить, что данный документ стал одним из последних значимых международных соглашений, подписанных в ходе правления С. Милошевича, который будет вынужден покинуть свой пост в октябре того же года. Следует отметить, что, несмотря на ряд политических перемен, произошедших после подписания соглашения, все правительства Югославии и Сербии подчёркивали важность данного документа[15]. Так, в Декларации
о стратегическом партнёрстве, заключенной между Российской Федерацией и Республикой Сербия[16], торговые отношения упоминаются семь раз, а статья
1 Декларации прямо распространяет провозглашаемые отношения стратегического партнёрства на торговлю и экономику. Переходя
к непосредственному анализу текста Соглашения 2000-го года, следует отметить, что данный документ включает в себя основной текст (21 статья), Протокол (4 статьи) и три Приложения к протоколу. Соглашение временно применялось с момента подписания. Характерно, что основных положениях документа выражалась приверженность сторон правилам ВТО, хотя на момент подписания ни одна из сторон не являлась членом данной организации, Россия станет членом ВТО спустя 12 лет, Сербия – спустя
4 года получит статус наблюдателя, который сохраняется и по сей день[17].

Область применения соглашения была ограничена «товарами, указанными в группах 1-97 номенклатуры Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, принятой в соответствии с Международной конвенцией о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (Брюссель, 14 июня 1983 г.), или в таможенных тарифах каждого государства». В тексте документа содержится формулировка
о согласованных мерах сторон к поэтапной отмене таможенных пошлин
в течение 5 лет за исключением изъятий из режима свободной торговли, однако, в статье 1 Приказа Государственного таможенного комитета России от 26.10.2000[18] говорится об отмене с 28 августа ввозных таможенных пошлин на товары, происходящие из Союзной Республики Югославии
в рамках упомянутого Соглашения. Таким образом, эффективное применение режима преференциальной торговли началось незамедлительно. Соглашение
не содержит положений об унификации или взаимном признании систем стандартизации, метрологии, санитарно-гигиенических, ветеринарных или фитосанитарных мер, тем не менее, стороны выразили намерения
к заключению подобных соглашений в будущем. Соглашением отдельно отмечено право каждой из сторон на введение отдельных антидемпинговых или компенсационных мер, а также специальных мер защиты, порядок информирования и разрешения споров по которым предусмотрен статьёй
16 данного соглашения. Отдельно предусмотрены исключения в целях безопасности, защиты общественного порядка и сходных целях. Отдельной статьёй также предусматривается обязанность сторон не допускать несанкционированный реэкспорт товаров, также отдельная статья гарантирует защиту интеллектуальной собственности.

Документ также предусматривает не арбитражный, но консультативный порядок разрешения ситуаций, связанных с неисполнением обязательств. Причём, если споры, проистекающие из применения специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер соглашение прямо предписывает решать «путем проведения непосредственных консультаций в рамках рабочей группы по развитию торгово-экономического сотрудничества и совершенствования его механизма Межправительственного российско-югославского комитета по торговле» (на которую в принципе возложен контроль за исполнением данного Соглашения), то статья 17 в качестве способа разрешения споров в случае, если одна из сторон считает, что другая сторона не исполнила на себя взятое по данному Соглашению обязательство, предусматривает несколько абстрактную консультативную процедуру без уточнения механизма. При этом спустя три месяца после информирования о неисполнении обязательств и по завершении консультаций, срок которых также не определён, пострадавшая сторона имеет право предпринять меры для устранения ущерба. Отдельной статьёй также предусмотрено введение ограничительных мер в случае, если одна из сторон испытывает «серьёзные трудности в области платёжного баланса» или видит опасность возникновения таковых. Однако, критерии упомянутых «трудностей» не определены, механизм разрешения споров не предусмотрен, упомянуто только информирование другой стороны договора.

Изъятия из преференциального торгового режима, регулируемого российско-югославским Соглашением, согласно статье 4, должны были согласовываться договаривающимися сторонами, а согласно статье
3 Протокола об изъятиях, стороны должны уведомлять друг друга о введении изъятий из режима свободной торговли товарами, указанными
в Приложениях №№ 1, 2 и 3, а также о применении ставок ввозных таможенных пошлин в соответствии со статьей 2 Протокола не менее чем за два месяца до их введения. Следует отметить, что список изъятий ассиметричен. Так, список изъятий товаров, импортируемых из СРЮ насчитывает 39 позиций, среди которых мясо и мясопродукты, табачные изделия, алкоголь, различные виды тканей, мебель, автомобили и некоторые виды бытовой техники. Приложение 2 к Протоколу насчитывает список лекарственных средств, облагаемых пятипроцентной пошлиной (92 позиции), десятипроцентной пошлиной (30 позиций) или ввозимых беспошлинно. Изъятий, затрагивающих российские товары, всего 7 – удобрения, насосы, легковые и грузовые автомобили. Также статьёй 1 Протокола к изъятиям отнесены «товары, подпадающие под действие законодательства Российской Федерации об экспортном тарифе, лицензировании и квотировании экспорта товаров (работ, услуг)».

Ввиду распада Союзной Республики Югославии на Сербию
и Черногорию (с трёхлетним периодом существования в виде государственного союза двух стран) в 2006 году дальнейшее рассмотрение изменений договора в целях данного исследования происходит в контексте правоотношений между Республикой Сербией и Российской Федерацией. Так, 3 апреля 2009 г. подписан новый протокол, который убрал
из списка изъятий товары, подпадающие под действие российских законов об экспортном тарифе (ввиду изменений в российском законодательстве),
а также не содержал перечня лекарственных средств. Список изъятий для сербских товаров был расширен на две позиции, для российских – остался практически без изменений, распространив изъятия на тракторы, кроме тракторов для сельскохозяйственных работ (по предположению автора это связано с крайне пагубным состоянием местных производителей подобной техники), а также на краны, клапаны, вентили и аналогичная арматура для трубопроводов, котлов, резервуаров, цистерн, баков или аналогичных емкостей, включая редукционные и терморегулируемые клапаны.

Существенные изменения Протокол претерпел в 2011 году ввиду необходимости изменения текста документа в контексте заключения между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан Соглашения о Таможенном союзе. К этому моменту Сербия уже заключила Соглашения о свободной торговле с Беларусью (с 2009 года) и Казахстаном
(с 2010 года). Помимо несущественных изменений в статье 1, а также
в перечне изъятий из перечня российских товаров (были добавлены шины
и покрышки для различных видов транспорта), Протокол дополнился Приложением 3, содержащим правила определения страны происхождения товаров. Это довольно объёмный и структурированный документ, содержащий 13 статей и два приложения. Данным Приложением в целях данного Соглашения получили определения термины «страна происхождения товара», «материал», «резидент», «экспортер», «импортер», «декларация
о происхождении товара», «прямая поставка» и прочие. Статьёй 2 документа также чёткое определение получило и понятие «страна происхождения товара», а именно таковой считается государство, на территории которого товар был полностью произведён или подвергнут достаточной обработке, при этом статья 3 прямо определяет 11 видов товаров, которые полностью произведены в государстве происхождения:

  1. полезные ископаемые, добытые из недр, в территориальном море (водах) или со дна моря государства данной Стороны;
  2. продукция растительного происхождения, выращенная и (или) собранная в государстве Стороны;
  3. живые животные, родившиеся и выращенные в государстве Стороны;
  4. продукция, полученная в государстве Стороны от выращенных
    в нем животных;
  5. продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в государстве Стороны;
  6. продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, выловленная за пределами территориального моря государства Стороны судами, зарегистрированными или поставленными на учет в государстве этой Стороны и ходящими под флагом государства данной Стороны;
  7. продукция, полученная на борту перерабатывающего судна исключительно из продукции, указанной в подпункте 6 настоящей статьи, происходящей из государства Стороны, при условии, что такое перерабатывающее судно зарегистрировано или поставлено на учет
    в государстве этой Стороны и ходит под его флагом;
  8. продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря государства Стороны, при условии, что государство данной Стороны имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр;
  9. отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке;
  10. продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических судах, принадлежащих государству Стороны либо арендованных (зафрахтованных) им;
  11. товары, изготовленные в государстве Стороны из продукции, указанной в подпунктах 1-10 настоящей статьи.

Также статьёй 4 были введены критерии достаточности обработки,
а именно наличие не менее 50% добавленной стоимости в товаре, происходящей из страны происхождения в ценах страны происхождения, определяемых на основе таможенной стоимости. В свою очередь, статья
6 определяет критерии недостаточности переработки, которыми в основном является несложная первичная переработка, в том числе и пищевой продукции, фасовка, простая сборка или сборка из запасных частей, а также меры по сохранности товара во время транспортировки.
Статьи 7 и 8 довольно подробно регламентируют условия происхождения товаров, а также условия предоставления режима свободной торговли (при этом статья 13 описывает случаи отказа от предоставления соответствующего режима). Наиболее значительной административной новеллой для данного соглашения стали статьи 9, 10 и 12, которые крайне обстоятельно вплоть до инструктивных положений регулируют заполнение таких документов как сертификат происхождения или декларация происхождения для небольших партий товара стоимостью менее пяти тысяч долларов США (формы данных документов содержатся в трёх приложениях к данным Правилам). Статья
11 довольно чётко прописывает порядок административного сотрудничества сторон при проверке соответствующих документов, порядок разрешения соответствующих споров, верификацию документов, указанных
в вышеупомянутых статьях.

Поскольку до подписания договора Сербия-ЕАЭС у  Республики Армения и Республики Кыргызстан отсутствовали соглашения, затрагивающие преференциальную торговлю с Республикой Сербией, интерес представляют соответствующие соглашения Сербии с Беларусью и Казахстаном. Говоря об отношениях в области торговли Союзной Республики Югославии (впоследствии – Сербии) и Республикой Беларусь, можно заключить, что они развивались курсом, близким к российско-сербскому. От установления дипломатических отношений в 1994 году до подписания первого договора в области торговли прошло менее двух лет – 6 марта 1996 г. (вступило в силу в 1997 году) в Минске было подписано Соглашение о торговом и экономическом сотрудничестве. Как и российско-югославское соглашение 1994 года, данный документ предусматривает введение режима наибольшего благоприятствования с полностью аналогичным набором изъятий, в то же время область применения данного режима определена пятью пунктами:

  • таможенные тарифы и платежи, применяемые к экспорту и импорту, в том числе методологии расчёта таможенной стоимости;
  • оплата импорта и экспорта, включая международные платежи;
  • правила и процедуры импорта и экспорта, включая те, что применяются к таможенным процедурам, транспортировке, складированию и сквозному складированию;
  • налоги и иные платежи, напрямую или косвенно облагающие импортные и экспортные товары;
  • правила, относящиеся к продаже, покупке, распределению, хранению и использованию товаров на внутреннем рынке[19].

В остальном различия с аналогичным российско-югославским соглашением незначительны (например, отмеченная возможность открытия торговых представительств), кроме прямого указания на то, что регулирование транзита товаров и перевозки пассажиров должно осуществляться иными соглашениями. Учитывая характер белорусской экономики и роль госсектора в ней, логичным выглядит тот факт, что впоследствии развитие экономических и торговых отношений велось на межведомственном уровне, а также уровне отдельных предприятий. Так, к концу 90-х годов было подписано около 20 межведомственных соглашений, а также был создан Консорциум по сотрудничеству с Беларусью, куда вошли 48 югославских предприятий. Однако в Беларуси политика югославских властей в отношении воплощения и развития достигнутых договорённостей подвергалась критике[20].

Соглашение о свободной торговле между Республикой Сербией и Республикой Беларусь заключено 31 марта
2009 г. и вступило в силу 28 января 2010 г. Текстуально документ незначительно отличается от соглашения СРЮ и России, но ряд различий имеет место. Так, не имеющая прямого аналога в российско-сербском соглашении Статья 3 «Режим свободной торговли» содержит прямую ссылку на принципы ВТО, в соответствии с которыми устанавливается подобный режим. То же самое касается и статьи 5, которая регулирует обращение товаров на внутреннем рынке и содержит обязательство сторон не вводить прямые или косвенные налоги или сборы для ввозимых товаров, а также не применять дополнительных ограничений или требований, не применяемых
к аналогичным товарам из третьих стран. Более того, обязательство касается и недискриминационной политики в отношении правил складирования, хранения, перевозки и перегрузки товаров, а также платежей и переводов. Таким образом, гарантии данного документа несколько шире, чем заключённого между Россией и Союзной Республикой Югославии. Нормы, правила и документы, связанные с определением и подтверждением происхождения товаров также полностью аналогичны преференциальному торговому соглашению с Россией. Характерным отличием является перечень изъятий из режима свободной торговли, который содержит существенно меньшее количество позиций. Список ограничений для белорусских товаров в основном содержит сахар, спирт, алкогольные напитки и табачные изделия, покрышки и моторные транспортные средства, для сербских – сыры, мясо птицы, алкогольные напитки и табачные изделия, ткани. Наиболее существенным отличием является перечень товаров, в отношении которых при экспорте с территории Беларуси применяется вывозная таможенная пошлина (подобный список отсутствует в соглашениях с Россией
и Казахстаном), включающий в себя сырую нефть, нефтепродукты, пропан, бутан, парафин, нефтяной кокс, битум, бензол, толуол и ксилолы.

У Республики Казахстан с Союзной Республикой Югославией в 1996 году с момента установления дипломатических отношений на протяжении почти 15 лет отсутствовал какой-либо специальный договор о преференциальном торговом режиме. Соглашение о свободной торговле между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Сербия заключено 7 октября 2010 г. и вступило в силу 10 января 2012 г. Ввиду небольшого временного разрыва с заключением соглашения с Беларусью, а также унификации договорной базы в контексте договора о Таможенном союзе, текстуальные различия с сербско-белорусским соглашением практически отсутствуют. Интерес представляет статья 2, более подробно прописывающие нормативы режима свободной торговли. В частности, 4 абзац содержит формулировку, не встречающуюся в двух предыдущих соглашениях:

«В отношении ввоза указанных товаров Договаривающиеся стороны применяют таможенные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное таможенным пошлинам действие, на основе режима наибольшего благоприятствования в соответствии с национальным законодательством своих государств кроме случаев, когда речь идет о:

  • преимуществах, которые Договаривающаяся сторона предоставила или будет предоставлять третьему государству на основе сотрудничества
    в рамках таможенного союза и (или) зоны свободной торговли и (или) международных договоров по региональной интеграции;
  • преимуществах, предоставляемых отдельным государствам
    в соответствии с Генеральным соглашением о тарифах и торговле 1994 года (далее — ГАТТ 1994) и иными международными соглашениями в пользу развивающихся государств;
  • преимуществах, которые Договаривающаяся сторона предоставила или будет предоставлять любому соседнему государству с целью поощрения приграничной торговли, когда режим наибольшего благоприятствования не применяется.

Вывоз товаров регулируется в соответствии с национальными законодательствами государств Договаривающихся сторон».

Изъятия, приведённые в сербско-казахстанском соглашении практически идентичны сербско-белорусскому документу.

Учитывая внешнеполитическое и внешнеэкономическое положение Республики Сербии, это государство успешно вовлечено в интеграционные процессы внутри региона, последовательно движется к европейской интеграции, развивает торговлю с ведущими мировыми державами, такими как Российская Федерация. Обязательства, предусмотренные соглашением между Сербией и Евразийским экономическим союзом, будут продолжать исполняться в полном объёме, а, с учётом того, что финальная дата вступления Сербии в ЕС остаётся довольно «эвентуальной», можно говорить об успешном сотрудничестве в сфере свободной торговли между участниками Соглашения Сербия-ЕАЭС. Особо интересным представляется тот факт, что данное соглашение заменило ранее действующие соглашения с отдельными членами ЕАЭС, но не стало более «слабым» юридическим регулятором по сравнению с ними, а, наоборот, ввело новые механизмы взаимодействия с чёткими правилами изъятий и проработанным механизмом разрешения споров.

Информация об авторах:

Владимиров Артем Ильдарович – аспирант кафедры международного права  Дипломатической академии МИД России;

Зимненко Богдан Леонидович – д.ю.н., профессор, заместитель начальника Управления систематизации законодательства и анализа судебной практики — начальник отдела международного права Верховного Суда Российской Федерации;

Комендантов Сергей Васильевич, к.ю.н., доцент, заместитель заведующего кафедрой международного права Дипломатической академии МИД России, член Российской ассоциации международного права, государственный советник Российской Федерации III класса;

Яковенко Александр Владимирович – д.ю.н., профессор, профессор кафедры международного права, Ректор Дипломатической академии МИД России;

Ярышев Сергей Николаевич – д.ю.н., доцент, профессор кафедры международного права Дипломатической академии МИД России.


Information about the authors:

Vladimirov Artem Ildarovich – post-graduate student of the Department of International Law of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia;

Zimnenko Bogdan Leonidovich — Doctor of Law, Professor, Deputy Head of the Department for the Systematization of Legislation and Analysis of Judicial Practice — Head of the International Law Department of the Supreme Court of the Russian Federation;

Komendantov Sergei Vasilyevich, Ph.D. in Law, Associate Professor, Deputy Head of the Department of International Law of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, member of the Russian Association of International Law, State Counselor of the Russian Federation III class;

Yakovenko Alexander Vladimirovich — Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of International Law, Rector of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia;

Yaryshev Sergey Nikolaevich – Doctor of Law, Associate Professor, Professor of the Department of International Law of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia.


[1] Здесь и далее применяются формулировки из неофициального перевода соглашения, опубликованного на сайте Евразийской экономической комиссии, режим доступа: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/702/EAEU-Serbia-FTA-_rus_1_.pdf (дата обращения: 31 марта 2023 г.).

[2] Боташева Б.З, Крючков И.В. Торговые войны Австро-Венгрии и Сербии в конце XIX — начале XX века и проблема развития сербского экспорта // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2008. № 5. С. 83.

[3] Галкина Ю. М. Русско-Дунайское пароходство как инструмент внешней политики Российской империи в 1903–1913 гг. / Ю. М. Галкина // Imagines mundi : альманах исследований всеобщей истории XVI—XX вв. — № 9. Сер. Балканика. Вып. 3.  Екатеринбург : Банк культурной информации, 2016.  С. 85.

[4] Максакова М.А. Тенденции развития экономического сотрудничества России и стран Западных Балкан.- М., 2015.- Режим доступа: https://mgimo.ru/upload/diss/2015/Maksakova_Thesis.pdf (дата обращения: 31 марта 2023 г.).

[5] Животич А. Югославско-советские отношения. 1939—1941 / Перевод с сербского П. Е. Зеновской, М. М. Василькиной.  М.: Политическая энциклопедия, 2019. С. 109.

[6] Отчёт Наркомата внешней торговли СССР за 1940 г. – об особенностях развития внешней торговли СССР в условиях войны в Европе, расширении реэкспортных и транзитных операций, отношениях с основными торговыми партнерами – Германией и США.- Режим доступа: https://nakanune.rusarchives.ru/ru/iz-otcheta-narkomata-vneshney-torgovli-sssr-za-1940-g-ob-osobennostyakh-razvitiya-vneshney-torgovli (дата обращения: 31 марта 2023 г.).

[7] Костин А. А. Экономические отношения Югославии и Соединённых Штатов в 1945—1948 гг. // Ярославский педагогический вестник.  2011.  Т. 1.  № 3. С. 98.

[8] Хрестоматия по отечественной истории (1946 — 1995). М., 1996. С. 151 — 152.

[9] Бобрышева К.Л. Динамика советско-югославских торговых отношении как фактор формирования внешнеполитической стратегии ФНРЮ в 1948-1955 гг. // Гуманитарные и юридические исследования. Журнал СКФУ. 2018. № 4. С. 26.

[10] Торговое Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Федеративной Народной Республикой Югославии (Москва, 5 января 1955 г.), режим доступа: https://base.garant.ru/2566224/ (дата обращения: 31 марта 2023 г.).

[11] Максакова М.А. Тенденции развития экономического сотрудничества России и стран Западных Балкан.- М., 2015.- Режим доступа: https://mgimo.ru/upload/diss/2015/Maksakova_Thesis.pdf (дата обращения: 31 марта 2023 г.).

[12] Торговое соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Социалистической Федеративной Республикой Югославией  (Москва, 01.11.1990) // URL: https://docs.cntd.ru/document/901923602 (дата обращения: 01.04.2023)

[13] Максакова М.А. Тенденции развития экономического сотрудничества России и стран Западных Балкан.- М., 2015.- Режим доступа: https://mgimo.ru/upload/diss/2015/Maksakova_Thesis.pdf (дата обращения: 31 марта 2023 г.).

[14] Соглашение между Правительством Российской Федерации и Союзным правительством Союзной Республики Югославии о торговле и экономическом сотрудничестве  (Москва, 24.08.1994) // URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/international_contracts/2_contract/48078/ (дата обращения: 01.04.2023)

[15] Predrag Bjelić. Necarinske barijere u međunarodnoj trgovini// Prometej, Beograd, 2004. s. 33.

[16] Декларация о стратегическом партнёрстве между Российской Федерацией и Республикой Сербией (Москва, 24.05.2013) // URL: http://www.kremlin.ru/supplement/1461  (дата обращения: 18.09.2022).

[17] Боклан Д.С. Евразийский экономический союз и Всемирная торговая организация: соотношение правовых режимов // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2017. № 2. С. 223–236.

[18] Приказ ГТК России от 26 октября 2000 г. N 965 «О Соглашении о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией» (Москва, 26.10.2000) // URL: https://www.alta.ru/tamdoc/00_pr965/  (дата обращения: 18.12.2022).

[19] Sporazum između Savezne vlade Savezne Republike Jugoslavije i Vlade Republike Belorusije o trgovini i ekonomskoj saradnji (Minsk, 6.03.1996) // URL: http://demo.paragraf.rs/demo/combined/Old/t/t2011_12/t12_0044.htm/ (дата обращения: 01.04.2022).

[20]   Малашук П.В. Белорусско-югославские экономические взаимосвязи в 1990-е гг. // Белорусский журнал международного права и международных отношений 2004. № 4. С. 95.

Добавить комментарий

Войти с помощью: