Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

О Временном соглашении, ведущем к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и его государствами-членами с Ираном

В статье рассмотрен вопрос о содержании и правовых новеллах Соглашения, ведущего к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Ираном, с другой стороны. Соглашение перспективно для сторон как в практическом плане, так и в целом как правовое явление и положительный пример развития «внешнего» права ЕАЭС. По мере выполнения норм Временного соглашения о свободной торговле можно ожидать ощутимых перемен в отношениях тарифно-преференциального характера между его сторонами.

Ключевые слова. Соглашение с Ираном, ЕАЭС, зона свободной торговли.

On the Interim Agreement leading to the formation of a free trade zone between the Eurasian Economic Union (EAEU) and its member States with Iran

Annotation. The article considers the issue of the content and legal novelties of the Agreement leading to the formation of a free trade zone between the Eurasian Economic Union and its member states, on the one hand, and Iran, on the other hand. The agreement is promising for the parties both in practical terms and in general as a legal phenomenon and a positive example of the development of the «external» law of the EAEU. As the norms of the Interim Free Trade Agreement are implemented, we can expect tangible changes in the tariff-preferential relations between its parties.

Tags: Agreement with Iran, EAEU, Free Trade zone.

21 августа 2015 г. Советом Евразийской экономической комиссии (Совет ЕЭК) принято решение № 47 «О создании совместной исследовательской группы (СИГ) по изучению вопроса о целесообразности заключения соглашения о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом (Союз) и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны».

16 мая 2016 г. Совет ЕЭК принял Распоряжение № 10 «О консультациях с Исламской Республикой Иран по вопросу заключения временного соглашения, ведущего к образованию зоны свободной торговли» (далее – консультации). Так как у Ирана, не являющегося членом Всемирной торговой организации (ВТО), отсутствует практика по заключению соглашений о свободной торговле (ССТ) в соответствии с правилами ВТО, его преференциальные торговые соглашения имеют ограниченный товарный охват. Выходом из ситуации явилась формула трехлетнего временного соглашения, ведущего к созданию полноценной зоны свободной торговли (далее – временное соглашение).

26 декабря 2016 г. на заседании Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) было принято решение  «О начале переговоров с Исламской Республикой Иран о заключении временного соглашения о зоне свободной торговли».

17 мая 2018 г. в г. Нур-Султане (Казахстан) Временное соглашение было подписано сроком на 3 года, но по условиям Соглашения, не позднее чем через 1 год после его вступления в силу стороны обязуются начать переговоры по заключению соглашения о свободной торговле, предполагающего широкий товарный охват. По взаимному согласию сторон срок действия временного соглашения может быть продлен.

Принятие соглашения стало логичным продолжением работы по выстраиванию внешнеэкономического «контура» деятельности ЕАЭС и его государств-членов, наряду с принятием соглашений о ЗСТ с Вьетнамом, Сербией и Сингапуром.

Как пишут исследователи Высшей школы экономики, в 2021 г. число нотифицированных действующих соглашений о ЗСТ составляло 341. Большая часть из них – 258 соглашений – была заключена в XXI в. Таким образом, в этом столетии скорость вступления в силу РТС была поразительно высокой – примерно 12 соглашений в год. Если учитывать все более расширенный формат таких соглашений по кругу рассматриваемых в них вопросов, то заключение в среднем каждый месяц одного такого соглашения – это серьезный результат в области формирования сети соглашений нового качества[1].

Временное соглашение с Ираном охватывает: режим доступа на рынок; меры защиты внутреннего рынка; разрешение споров; технические барьеры в торговле; санитарные и фитосанитарные меры; таможенное сотрудничество и упрощение процедур торговли; правила определения происхождения; правила определения таможенной стоимости[2].

Иран принял обязательства о недискриминации российских товаров и товаров, государств-членов ЕАЭС по сравнению с национальными товарами и товарами из третьих стран.

Как отмечает Минэкономразвития России, в Соглашении оговаривается, что любые преимущества в вопросе взимания ввозных таможенных пошлин и иных сборов, уплаты внутренних налогов, применения иных формальностей, связанных с ввозом и вывозом товаров, предоставляемые Ираном любой другой стране, будут незамедлительно и безоговорочно распространяться на аналогичные товары из России или Евразийского экономического союза. Одновременно Иран обязался предоставлять товарам России или Евразийского экономического союза режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый Ираном своим собственным товарам.

Для эффективного выпуска товаров в целях упрощения процедур торговли между участниками Соглашения каждая его Сторона обязалась обеспечивать, по мере возможности, выпуск товаров в течение периода времени, непревышающего 48 часов с момента регистрации таможенной декларации. Стороны стремятся установить или сохранить возможность электронного представления и обработки предварительной таможенной информации до прибытия товаров.

В соответствии с Соглашением таможенное законодательство и нормативные акты Сторон должны обеспечивать декларантам право самостоятельно представлять таможенные декларации, не требуя обязательного обращения к услугам таможенных агентов. Предусмотрен и механизм предварительных решений о тарифной классификации и о происхождении товаров. Одновременно Стороны согласились воздерживаться от требования по использованию предотгрузочной инспекции в отношении тарифной классификации и определении таможенной стоимости.

Таможенная стоимость товаров, находящихся в торговом обороте между Сторонами Соглашения, определяется в соответствии с таможенным законодательством и нормативными актами импортирующей Стороны, которые основываются, в том числе и на положениях Приложения № 4 к Соглашению «Правила определения таможенной стоимости». В основе последних лежат соответствующие принципы ВТО.

В отношении транзита товаров, каждая Сторона обязалась прилагать усилия для упрощения таможенных операций при транзите товаров Сторон в (из) третьи страны. Стороны могут взаимно признавать средства идентификации и документы, применяемые Сторонами для контроля товаров и судов, а также иных транспортных средств при транзите.

В соглашении устанавливается, что таможенные органы его Сторон должны обеспечивать ускоренную таможенную очистку для экспресс-грузов, сохраняя при этом надлежащий уровень таможенного контроля.

Стороны Соглашения договорились, что любая санитарная или фитосанитарная мера применяется только в той степени, в которой это необходимо для защиты жизни или здоровья людей, животных или растений, и должна быть основана на научных принципах и не оставаться в силе без достаточного научного обоснования. При этом должны учитываться доступность соответствующих научных данных и региональные условия. Любая такая мера должна быть также введена с учетом методов оценки рисков, применяемых профильными международными организациями.

Стороны подтвердили тот факт, что их санитарные и фитосанитарные меры не будут служить средством произвольной или неоправданной дискриминации между Сторонами, если в них преобладают идентичные или схожие условия, в том числе между своей собственной территорией и территорией другой Стороны.

В частности, импортирующая Сторона должна признавать меры экспортирующей Стороны как эквивалентные, даже если эти меры отличаются от ее  собственных, если экспортирующая Сторона объективно демонстрирует импортирующей Стороне, что ее меры достигают соответствующего уровня санитарной или фитосанитарной защиты импортирующей Стороны.

В части транспарентности Стороны обеспечивают, чтобы принятые санитарные и фитосанитарные правила были опубликованы на веб-сайтах компетентных органов Сторон.

В сфере технического регулирования стороны договорились, что товарам во взаимной торговле обеспечивается режим, при котором технические регламенты не разрабатываются, не принимаются таким образом, чтобы создавать излишних препятствий.

В Соглашении закреплен принцип использования существующих международных стандартов в качестве основы для создания новых.

Одновременно оговаривается, что процедуры оценки соответствия должны проводиться максимально быстро и в не менее благоприятной очередности, чем для аналогичной отечественной продукции. Стороны должны, по возможности, обеспечивать, чтобы результаты процедур оценки соответствия, признавались даже когда подобные процедуры отличаются от их собственных, при условии уверенности в их качестве.

Важным элементом договоренности является закрепление принципа транспарентности, в частности каждая Сторона обеспечивает, чтобы все принятые технические регламенты и/или процедуры оценки соответствия незамедлительно публиковались. За исключением неотложных обстоятельств, Стороны предоставляют не менее 180 дней между опубликованием технических регламентов и их вступлением в силу с тем, чтобы дать время товаропроизводителям экспортирующей Стороны адаптировать их продукцию или методы производства к требованиям импортирующей Стороны.

В Соглашении предусмотрены двусторонние защитные меры. Таким образом, если в результате снижения или отмены таможенных пошлин на какой-либо товар, будет причинен серьезный ущерб или создана угроза причинения ущерба отрасли экономики, то можно будет применить защитную меру в размере, необходимом для компенсации такого ущерба. Также Стороны договорились о применении антидемпинговых, компенсационных мер и специальных защитных мер. Их применение предусмотрено в соответствии с национальным законодательством, за исключением особых случаев, оговоренных в главе 3 Соглашения.

Предусматривается разрешение споров между сторонами Соглашения посредством консультаций, согласительной процедуры или посредничества, а также в Арбитражной Панели. Арбитражная Панель должна будет состоять из трех человек–по одному арбитру от сторон, которые назначают третьего арбитра–председателя. Стороны обязуются немедленно исполнять решения Арбитражной Панели. В случае неисполнения решения, вторая сторона спора имеет право приостановить применение выгод, предоставляемых Соглашением. Компенсации и/или приостановление выгод применяются Стороной спора только до тех пор, пока нарушающая Соглашение мера не будет отменена или изменена[3].

По условию Соглашения его Стороны не позднее чем в течение одного года с даты его вступления в силу должны начать переговоры по полноформатному соглашению о свободной торговле, в рамках которого в соответствии с правилами ВТО пошлины и иные ограничительные меры регулирования торговли будут устранены в отношении практически всей торговли между Сторонами.

Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 г. № 16 «О реализации статьи 1.3 Временного соглашения, ведущего к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны, от 17 мая 2018 года» дан старт работе по заключению постоянного соглашения о свободной торговле с Ираном[4].

10 декабря 2021 г. ВЕЭС одобрил протокол к Временному соглашению, ведущему к образованию зоны свободной торговли между ЕАЭС и Ираном. Документ призван обеспечить неразрывность преференциального режима при переходе к постоянному соглашению о свободной торговле, переговоры по которому начаты по решению ВЕЭС от 11 декабря 2020 г.

Развитие торгово-экономического сотрудничества между ЕАЭС и Ираном позволит Иранской стороне улучшить условия торговли и активизировать ее со странами Союза и таким образом снизить экономическое давление западных санкций за счет региональной торговой интеграции. С другой стороны, сближение Ирана и Евразийского экономического союза предоставит государствам Союза «выход к теплым морям» и доступ к рынкам Юго-Восточной Азии, а интеграция экономики Ирана с экономиками стран ЕАЭС будет способствовать расширению евразийской интеграции, усилению этого блока в экономическом отношении[5].

Представители ВШЭ справедливо отмечают, что потенциал развития экономик стран – партнеров по ЗСТ весьма высок. Это динамично развивающиеся экономики (Вьетнам, Сингапур, Индия, Иран) с хорошим потенциалом роста. Это означает, что и потенциальные выгоды от сотрудничества с этими партнерами для стран ЕАЭС также будут постепенно нарастать. Важно отметить постепенное интегрирование ЕАЭС в существующую глобальную сеть ЗСТ. Более резкое движение в этом направлении было бы чревато непредсказуемыми последствиями для молодых экономик. Факт того, что этот процесс будет иметь положительную динамику, а переход к более глубоким формам сотрудничества будет постепенным для неокрепших пока в международной конкурентной борьбе экономик ЕАЭС, становится рациональным, а возможно, и оптимальным вариантом встраивания в международную сеть ЗСТ[6].

В течение 2021 года состоялся ряд консультаций с иранскими партнерами, а в ноябре проведен первый раунд переговоров. Но, несмотря на готовность сторон работать по новому соглашению в режиме Fast Track, на согласование итогового документа потребуется некоторое время, тогда как срок действия Временного соглашения истекает уже в октябре 2022 года[7].

Список международно-правовых актов и литературы:

  1. Временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны, от 17 мая 2018 года. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/dotp/SiteAssets/Pages/Временное-соглашение-с-Ираном/EAEU-Iran_rus.pdf (дата обращения: 18.12.2021).
  2. Обзор Временного соглашения, ведущего к образованию ЗСТ между ЕАЭС и Ираном, подготовленный Минэкономразвития России. URL: https://www.economy.gov.ru/material/departments/d11/soglasheniya_o_svobodnoy_torgovle/iran/ (дата обращения 18.12.2021 г.)
  3. Анисимов И.О., Комендантов С.В. Право и институты евразийской интеграции: учебное пособие для вузов. М.: 2021.
  4. Зуев В.Н., Островская Е.Я., Скрябина В.Ю., Калачигин Г.М. Особенности стратегии ЕАЭС по формированию сети ЗСТ // Экономический журнал ВШЭ. 2021. № 1. С. 42-64.
  5. Зык А.О. Торговые режимы ЕАЭС в части нетарифного регулирования в торгово-экономических соглашениях с третьими странами // Вестник Евразийской науки. 2021. № 2. Том 13.
  6. Расулинежад Э.А., Орлова О.Г. Торгово-экономическая интеграция Евразийского экономического союза и Исламской Республики Иран как направление международной деятельности ЕАЭС // Московский экономический журнал. 2020. № 10. С. 172-196.

Информация об авторе:

Комендантов Сергей Васильевич, к.ю.н., заместитель заведующего кафедрой международного права Дипломатической академии МИД России, член Российской ассоциации международного права, государственный советник Российской Федерации III класса.

Information about the author:

Sergey V. Komendantov, PhD in Law, Associate Professor of the Department of International Law of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, member of the Russian Association of International Law, State Counselor of the Russian Federation, Class III.


[1] Зуев В.Н., Островская Е.Я., Скрябина В.Ю., Калачигин Г.М. Особенности стратегии ЕАЭС

по формированию сети ЗСТ // Экономический журнал ВШЭ. 2021. № 1. С. 44.

[2] Анализ мер нетарифного регулирования в ЗСТ ЕАЭС см.: Зык А.О. Торговые режимы ЕАЭС в части нетарифного регулирования в торгово-экономических соглашениях с третьими странами // Вестник Евразийской науки. 2021. № 2. Том 13.

[3] Обзор Временного соглашения, ведущего к образованию ЗСТ между ЕАЭС и Ираном, подготовленный Минэкономразвития России. URL: https://www.economy.gov.ru/material/departments/d11/soglasheniya_o_svobodnoy_torgovle/iran/ (дата обращения 18.12.2021 г.)

[4] Анисимов И.О., Комендантов С.В. Право и институты евразийской интеграции: учебное пособие для вузов. М.: 2021. С. 61-62.

[5] Расулинежад Э.А., Орлова О.Г. Торгово-экономическая интеграция Евразийского экономического союза и Исламской Республики Иран как направление международной деятельности ЕАЭС // Московский экономический журнал. 2020. № 10. С. 193.

[6] Зуев В.Н., Островская Е.Я., Скрябина В.Ю., Калачигин Г.М. Особенности стратегии ЕАЭС

по формированию сети ЗСТ // Экономический журнал ВШЭ. 2021. № 1. С. 50.

[7] По информации Евразийской экономической комиссии. URL: https://eec.eaeunion.org/news/eaes-i-iran-prodolzhat-rabotu-nad-sozdaniem-zony-svobodnoy-torgovli/ (дата обращения: 17.12.2021 г.).

Добавить комментарий

Войти с помощью: