Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

О Всеобъемлющем экономическом и торговом соглашении между ЕС и Канадой

В статье рассмотрен вопрос о содержании и правовых новеллах Всеобъемлющего экономического и торгового соглашения между ЕС и Канадой. Соглашение предполагает отмену 99% таможенных тарифов, что принесёт ощутимые выгоды предприятиям малого и среднего бизнеса. Благодаря беспошлинному экспорту практически всех произведённых товаров, а также уменьшению времени прохождения таможенного контроля, соглашение стимулирует интеграцию данных предприятий в экономики стран-участниц и устраняет все препятствия регуляторного характера, что, в свою очередь, позволяет их продукции проходить сертификацию в соответствии с европейскими и канадскими стандартами. Помимо торговли товарами, Соглашение направлено на стимулирование международного движения услуг.

Ключевые слова. ЕС, Канада, региональные торговые соглашения, зона свободной торговли.

On the Comprehensive Economic and Trade Agreement between the EU and Canada

Annotation. The article discusses the content and legal novelties of the Comprehensive Economic and Trade Agreement between the EU and Canada. The agreement provides for the abolition of 99% of customs tariffs, which will bring tangible benefits to small and medium-sized businesses. Due to the duty-free export of almost all manufactured goods, as well as the reduction of customs control time, the agreement encourages the integration of these enterprises into the economies of the participating countries and eliminates all regulatory obstacles, which, in turn, allows their products to be certified in accordance with European and Canadian standards. In addition to trade in goods, the Agreement is aimed at stimulating the international movement of services.

Tags: EU, Canada, regional trade agreements, free trade area.

Современное развитие мировой торговли демонстрирует высокую динамику. Всемирная торговая организация (ВТО) не всегда «успевает» формулировать или оперативно корректировать свои нормы и правила, которые нужны международной торговле сегодня, что во многом стало импульсом для развития института региональных торговых соглашений (РТС). Их цель — либерализовать торговлю путём обнуления ставок таможенного тарифа и устранить нетарифные барьеры, а также создать благоприятные условия для ведения транснационального бизнеса, гармонизировав нормы государственного регулирования в отношении практически всех аспектов хозяйственной жизни.

Активным участником РТС стал и Европейский союз (ЕС), объединяющий страны, сумевшие дальше других продвинуться в построении одного из самых успешных интеграционных объединений[1]. Торговые соглашения нового поколения имеют все шансы на то, чтобы стать действенным инструментом для распространения опыта ЕС и расширения его интеграционных связей.

Например, в 2019 г. чуть более 30% оборота торговли ЕС с третьими странами осуществлялось в рамках преференциальных соглашений[2]. ЕС участвует в 44 соглашениях о создании зон свободной торговли (ЗСТ) с 76 субъектами. ЕС разделяет торговые соглашения на несколько типов: а) соглашения «первого поколения» – Норвегия, Швейцария, Турция, Чили, восемь средиземноморских стран, а также пять балканских стран, с которыми заключены соглашения о стабилизации и ассоциации; б) соглашения «второго поколения» – Республика Корея, Япония, Сингапур, Вьетнам, Канада, Мексика, МЕРКОСУР (Аргентина, Парагвай, Уругвай и Бразилия), Колумбия, Перу, Эквадор, шесть стран Центральной Америки; в) соглашения об углублённой и всеобъемлющей ЗСТ, заключённые в рамках соглашений об ассоциации с ЕС, – Грузия, Молдова, Украина; г) соглашения об экономическом партнерстве, нацеленные на помощь в развитии (страны Африки, Карибского и Тихоокеанского регионов)[3].

ЕС тщательно подбирает формат соглашений, заключаемых с различными партнерами. В отношениях с Китаем, например, чьи экспортеры способны потеснить европейских производителей, создание ЗСТ не стоит на повестке дня. С Китаем начиная с 2013 г. ведутся переговоры о заключении инвестиционного соглашения. Другим примером может послужить Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве с Арменией. Учитывая, что Армения входит в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), ЕС достаточно гибко подошел к предмету договорённостей, сосредоточив внимание не на торговле товарами, а на гармонизации регуляторной деятельности.

О переходе к заключению торговых соглашений «второго поколения» Еврокомиссия объявила в 2006 году. Такое решение объяснялось необходимостью содействовать повышению глобальной конкурентоспособности европейских компаний и, соответственно, устранению как торговых барьеров, так и иных препятствий, затрудняющих расширение глобальных операций их бизнеса[4]. Правовую основу для расширения сферы действия торговых соглашений ЕС «второго поколения» заложил Лиссабонский договор, вступивший в силу в конце 2009 г. и распространивший компетенции ЕС на сферу прямых инвестиций[5]. Содержание и цели соглашений второго поколения полностью соответствуют содержанию и целям РТС. Такие соглашения не ограничиваются созданием ЗСТ, а охватывают такие сферы как торговля услугами, охрана окружающей среды, технические стандарты, санитарные и фитосанитарные требования, защита интеллектуальной собственности, обеспечение равных условий конкуренции для государственных и частных предприятий, доступ к государственным закупкам, борьба с коррупцией, права наёмных работников и потребителей, включая защиту персональных данных. От прочих РТС соглашения с участием ЕС отличаются повышенным вниманием к обеспечению прав человека и достижению целей устойчивого развития.

В качестве примера хотелось бы рассмотреть Всеобъемлющее экономическое и торговое соглашение (The Comprehensive Economic and Trade Agreement, далее — CETA) между ЕС и Канадой, которое было подписано 30 октября 2016 г.

CETA считается предварительно вступившим в силу 21 сентября 2017 г. Решение вопроса о возможности признания его вступившим в силу «в предварительном режиме», не дожидаясь ратификации парламентами всех стран ЕС, было принято на проходившем саммите ЕС–Канада в октябре 2016 г. Европарламент ратифицировал СЕТА 15 февраля 2017 г., Канада – 16 мая 2017 г. К моменту предварительного вступления в силу CETA его ратифицировали парламенты Дании, Латвии, Мальты. В полном объёме CETA вступит в силу при его ратификации всеми остальными членами ЕС. Четырнадцать стран-членов ЕС, включая Великобританию, после подписания соглашения в октябре 2016 г., приняли решение о проведении национальных референдумов по вопросу участия их стран в CETA. К числу таких стран-членов ЕС, включая Великобританию, относятся: Австрия, Болгария, Дания, Франция, Греция, Венгрия, Ирландия, Литва, Нидерланды, Польша, Румыния, Словакия, Хорватия. После выхода из ЕС Великобритании CETA будет заменено новым двусторонним договором между Канадой и Великобританией[6].

 Соглашение вызвало неоднозначную реакцию среди стран, входящих в ЕС. Деловые круги Франции и Германии, отмечает Л.Г. Чувахина, высказывали опасения по поводу защиты национального бизнеса от посягательств заокеанских транснациональных корпораций (ТНК). Три франкоязычных региона Бельгии также выступали против подписания, требуя усиления защитных механизмов прав работников, потребителей и защиты окружающей среды.

Страны Восточной Европы, входящие в ЕС, напротив, достаточно позитивно оценили подписание соглашения. Так, Болгария, Чехия и Румыния добились во время переговорного процесса льготного режима с Канадой для своих граждан. СЕТА предусматривает упрощение процедуры перемещения персонала между ЕС и Канадой, что соответствует интересам восточноевропейских стран[7].

Т. Хили пишет, что сторонники СЕТА видят в соглашении новые возможности для компаний ЕС за счёт стимулирования торговли и укрепления экономических отношений, что сделает деловые отношения между странами более прозрачными, устранит таможенные пошлины, улучшит доступ к государственным контрактам, откроет новые сектора рынков услуг и улучшит инвестиционный климат[8].

СЕТА предполагает отмену 99% таможенных тарифов[9], что, как отмечается, принесёт ощутимые выгоды, прежде всего, предприятиям малого и среднего бизнеса. Благодаря беспошлинному экспорту практически всех произведённых товаров, а также уменьшению времени прохождения таможенного контроля, что делает движение товаров более дешёвым и быстрым, соглашение стимулирует интеграцию данных предприятий в экономики стран-участниц и устраняет все препятствия регуляторного характера, что, в свою очередь, позволяет их продукции проходить сертификацию в соответствии с европейскими и канадскими стандартами.

В рамках СЕТА ЕС и Канада договорились ввести единые стандарты качества, что позволит сторонам избежать двойной проверки качества, а также снизить затраты компаний и потребителей.

Помимо торговли товарами, соглашение направлено на стимулирование международного движения услуг, предоставление свободного доступа для малых и средних предприятий к рынкам, а также на расширение доступа к государственным закупкам от федерального до муниципального уровня.

Кроме того, ЕС и Канада открыли в большей степени для своих компаний, нежели для других торговых партнёров, правительственные тендеры, благодаря чему, например, европейские предприятия получили возможность предлагать свои товары и услуги как на федеральном, так и на региональном уровнях, что позволит расширить рынок сбыта[10].

Несмотря на то, что открытие рынков ведёт к снижению цен и предоставлению большого выбора товаров и услуг, СЕТА не ставит перед собой задачу менять правила и положения импорта из ЕС и Канады. В. Д’Эрма отмечает, в частности, что соглашение не меняет принципы регулирования безопасности пищевых продуктов, включая те, что содержат ГМО[11].

Что касается инвестиций, СЕТА, по мнению П.Ю. Барышникова, является самым передовым соглашением в данной сфере, когда-либо заключённым как ЕС, так и Канадой. А. Рейниш указывает, что соглашением вводятся новые правила, касающиеся инвестиций, согласно которым за правительствами сохраняется право осуществлять контроль над ними с учётом общественных интересов, гарантируя при этом высокий уровень защиты инвесторов и справедливое и прозрачное разрешение инвестиционных споров[12]. В СЕТА фигурируют как стандарты защиты инвестиций, так и указания судам, касающиеся урегулирования споров и применения данных стандартов. Соглашение предполагает решение инвестиционных споров в рамках независимых и постоянных трибуналы, которые, в свою очередь, берут за основу принципы публичных судебных систем ЕС и Канады, а также таких международных судов как Европейский Суд по правам человека или Международный Суд ООН. СЕТА, таким образом, меняет правила инвестирования и разрешения споров, закладывая фундамент для урегулирования инвестиционных споров уже в рамках Многостороннего инвестиционного суда, над созданием которого Брюссель и Оттава планируют работать. Кроме того, предполагается сделать системы регулирования инвестиционных споров полностью открытыми для присоединения любой страны, согласной с принципами работы этого суда.

Соглашение обязывает ЕС и Канаду совершенствовать свое законодательство и политику для того, чтобы обеспечить высокий уровень охраны труда. Кроме того, СЕТА препятствует «ослаблению» трудового законодательства в целях поощрения торговли или привлечения инвестиций. Если это правило не соблюдается, то правительства обязаны устранить все нарушения даже в том случае, если это будет иметь негативные последствия как для инвестиций, так и для инвесторов. Соглашение предусматривает право работников проводить переговоры, заключать коллективные соглашения и совершать действия, направленных на защиту прав трудящихся.

СЕТА обеспечивает основу для признания квалификаций в таких профессиях как инженеры, бухгалтеры, архитекторы и пр. Соответствующие европейские и канадские профессиональные организации будут совместно разрабатывать критерии для признания квалификаций. Соглашение не обошло стороной и создание условий для сотрудничества по вопросам занятости в сфере торговли, кроме того, поощряется вступление государств в Международную организацию труда (МОТ)[13]. CETA нацелена на адаптацию процедуры трудоустройства в Канаде, а также упрощение процесса временного перемещения кадров между ЕС и Канадой, что, в свою очередь, поможет компаниям свободнее вести свою деятельность на территориях стран-участниц.

CETA затрагивает также защиту окружающей среды, поощряя совершенствование ЕС и Канадой соответствующего законодательства. За сторонами соглашения остаётся право устанавливать свои собственные экологические приоритеты и стандарты охраны окружающей среды, принимать или изменять законы, а также вести экологическую политику с учётом международных обязательств стран, в том числе установленные многосторонними соглашениями по данной тематике[14]. CETA предусматривает обязательства по управлению рыболовством и вырубкой лесов, а также сотрудничеству по вопросам окружающей среды, которые связаны с торговлей и представляют общий интерес (климатические изменения).

По мнению противников СЕТА, соглашение ведёт к излишней либерализации и децентрализации, ослабляет права правительств на контроль охватываемых соглашением сфер в интересах общества, не гарантирует юридической защиты в ключевых областях и не соответствует правовым традициям государств-участников. В связи с заявлением Европейской комиссии о том, что СЕТА ставит перед собой цель помочь малому и среднему бизнесу, отмечается, что 99% продукции предприятий данного типа не экспортируются за пределы ЕС, в связи с чем есть опасения по поводу конкуренции со стороны крупных канадских ТНК.

Что касается реформы судебной системы, противники соглашения считают, что это всего лишь усовершенствованная версия старой системы. Более того, в тексте СЕТА данная реформа критикуется самими странами-участницами, что указывает на недостатки старой системы (включая, например, способность ТНК влиять на решения судов), служащей основой инвестиционных судов[15].

Главными преимуществами СЕТА можно считать: устранение 99% таможенных пошлин; введение общих стандартов качества продукции; открытие правительственных тендеров для европейских и канадских компаний; сохранение стандартов по охране окружающей среды; улучшение стандартов, касающихся инвестиций и урегулирования инвестиционных споров; новые стандарты охраны труда.

Говоря о недостатках, можно в предварительном плане, выделить следующие: ослабление контроля государств за основными сферами, охватываемыми соглашениями; спорный эффект для экономик государств-участников (учитывая геополитические шоки 2022 года); конкуренция со стороны крупных ТНК в отношении локальных производителей из-за отмены торговых пошлин; отсутствие существенных изменений в судебной системе, критикуемой соглашением.

Список документов и литературы:

  1. REPORT FROM THE COMMISSION TO THE EUROPEAN PARLIAMENT, THE COUNCIL, THE EUROPEAN ECONOMIC AND SOCIAL COMMITTEE AND THE COMMITTEE OF THE REGIONS on the Implementation of EU Trade Agreements 1 January 2019 — 31 December 2019. [Электронный ресурс] // European Commission. Режим доступа: https://ec.europa.eu/transparency/documents-register/detail?ref=COM(2020)705&lang=en (дата обращения: 17.05.2022).
  2. Trade Policy Review – European Union. WT/TPR/S/395. Geneva, WTO, December 10, 2019. [Электронный ресурс] // World Trade Organization. Режим доступа: https:// docsonline.wto.org/dol2fe/Pages/FE_Search/FE_S_S006.aspx?Query=((@Symbol=%20wt/tpr/s/*)%20and%20(%20@Title=%20european%20union%20))&Language=ENGLISH&Context=FomerScriptedSearch&languageUIChanged=tr ue (дата обращения 17.05.2022).
  3. Барышников П.Ю. Преимущества и недостатки подписания всеобъемлющего экономического и торгового соглашения (СЕТА) для экономик стран ЕС и Канады // Мир новой экономики. 2018. № 4. [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «Киберленинка». Режим доступа: https:/ https://cyberleninka.ru/article/n/preimuschestva-i-nedostatki-podpisaniya-vseobemlyuschego-ekonomicheskogo-i-torgovogo-soglasheniya-seta-dlya-ekonomik-stran-es-i-kanady (дата обращения 19.05.2022).
  4. Полуэктов А.Б. Региональные торговые соглашения Европейского Союза: тенденции и перспективы // Торговая политика. 2015. № 4. С. 88-105.
  5. Самигуллина К.Р. Преференциальные торговые соглашения: проблемы правового регулирования и реализации. Магистерская диссертация. – М., Дипломатическая академия МИД России, 2021. 95 с.
  6. Чувахина Л.Г. CETA: новый этап в развитии отношений Канады и Европейского Союза // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. 2018. № 1. С. 51-58. [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «Киберленинка». Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ceta-novyy-etap-v-razvitii-otnosheniy-kanady-i-evropeyskogo-soyuza (дата обращения 17.05.2022).
  7. Reinisch A. Will the EU’s proposal concerning an investment court system for CETA and TTIP lead to enforceable awards? — the limits of modifying the ICSID Convention and the nature of investment arbitration // Journal of International Economic Law. 2016. Vol. 19, issue 4. P. 761-786.
  8. Dolle T., Simões B.G. Mixed Feelings about “Mixed Agreements” and CETA’s Provisional Application // European Journal of Risk Regulation. 2016. Vol.7, issue 3. P. 617-622.

Информация об авторах:

Комендантов Сергей Васильевич, к.ю.н., заместитель заведующего кафедрой международного права Дипломатической академии МИД России, член Российской ассоциации международного права, государственный советник Российской Федерации III класса.

Куликов Артемий Михайлович, магистрант Дипломатической академии МИД России.

Information about the authors:

Yelikbaev Kuanysh Nurlanovich, PhD in Economics, Master of International Law of the Diplomatic Academy of the Russian Ministry of Foreign Affairs.

Komendantov Sergei Vasilyevich, Ph.D. in Law, Associate Professor, Deputy Head of the Department of International Law of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, member of the Russian Association of International Law, State Counselor of the Russian Federation III class.


[1] Подробнее см., например: Самигуллина К.Р. Преференциальные торговые соглашения: проблемы правового регулирования и реализации. Магистерская диссертация. – М., Дипломатическая академия МИД России, 2021. 95 с.

[2] REPORT FROM THE COMMISSION TO THE EUROPEAN PARLIAMENT, THE COUNCIL, THE EUROPEAN ECONOMIC AND SOCIAL COMMITTEE AND THE COMMITTEE OF THE REGIONS on the Implementation of EU Trade Agreements 1 January 2019 — 31 December 2019. P. 4. [Электронный ресурс] // European Commission [Сайт]. Режим доступа: https://ec.europa.eu/transparency/documents-register/detail?ref=COM(2020)705&lang=en (дата обращения: 17.05.2022).

[3] Trade Policy Review – European Union. WT/TPR/S/395. Geneva, WTO, December 10, 2019. P. 308. [Электронный ресурс] // World Trade Organization [Сайт]. Режим доступа: https:// docsonline.wto.org/dol2fe/Pages/FE_Search/FE_S_S006.aspx?Query=((@Symbol=%20wt/tpr/s/*)%20and%20(%20@Title=%20european%20union%20))&Language=ENGLISH&Context=FomerScriptedSearch&languageUIChanged=tr ue (дата обращения 17.05.2022)

[4] Global Europe: Competing in the World. Brussels, Commission of the European Communities, 04.10.2006. P.18. [Электронный ресурс] // EUR-Lex [Сайт]. Режим доступа: https://eur lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM:2006:0567: FIN: en: PDF (дата обращения 17.05.2022)

[5] Полуэктов А.Б. Региональные торговые соглашения Европейского Союза: тенденции и перспективы // Торговая политика. 2015. № 4. С. 88-105.

[6] Чувахина Л. Г. CETA: новый этап в развитии отношений Канады и Европейского Союза // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. 2018. № 1. С. 52. [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «Киберленинка» [Сайт]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ceta-novyy-etap-v-razvitii-otnosheniy-kanady-i-evropeyskogo-soyuza (дата обращения 17.05.2022)

[7] Там же.

[8] Healy T. Canadian and European Unions and the Canada – EU CETA negotiations. Globalizations.

2014. Vol. 11, issue 1. P. 59-70.

[9] CETA – a trade deal that sets a new standard for global trade [Электронный ресурс] // European Commission [Сайт]. Режим доступа: https://trade.ec.europa.eu/doclib/press/index.cfm?id=1623#:~:text=On%2015%20February%2C%20the%20European,trade%20and%20strengthening%20economic%20relations (дата обращения 18.05.2022)

[10] Барышников П. Ю. Преимущества и недостатки подписания всеобъемлющего экономического и торгового соглашения (СЕТА) для экономик стран ЕС и Канады // Мир новой экономики. 2018. №4. [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «Киберленинка» [Сайт]. Режим доступа: https:/ https://cyberleninka.ru/article/n/preimuschestva-i-nedostatki-podpisaniya-vseobemlyuschego-ekonomicheskogo-i-torgovogo-soglasheniya-seta-dlya-ekonomik-stran-es-i-kanady (дата обращения 19.05.2022)

[11] D’Erman V.J. Comparative intergovernmental politics: CETA negotiations between Canada and the EU. Politics and governance. 2016. Vol. 4, issue 3. P. 90-99.

[12] Reinisch A. Will the EU’s proposal concerning an investment court system for CETA and TTIP lead to enforceable awards? — the limits of modifying the ICSID Convention and the nature of investment arbitration // Journal of International Economic Law. 2016. Vol. 19, issue 4. P. 761-786.

[13] Bartels L. Human rights, labour standards and environmental standards in CETA // Mega-Regional Trade Agreements: CETA, TTIP, and TiSA: New Orientations for EU External Economic Relations. 2017. P. 202-204.

[14] Там же.

[15] Dolle T., Simões B.G. Mixed Feelings about “Mixed Agreements” and CETA’s Provisional Application // European Journal of Risk Regulation. 2016. Vol.7, issue 3. P. 617-622.

Добавить комментарий

Войти с помощью: