Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

О выполнении международных обязательств Российской Федерации в контексте обеспечения информационной безопасности

Необходимость обеспечения государствами международной и национальной информационной безопасности, с одной стороны, и надлежащей реализацией международных обязательств, с другой, последовательно реализуется в рамках членства России во Всемирной торговой организации (ВТО), Содружестве Независимых Государств (СНГ) и Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС)[1].

В ходе переговоров о присоединении России к ВТО в 2006 г. в форме обмена письмами заключено Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством США о процедуре импортного лицензирования товаров, содержащих шифровальные средства (далее – Соглашение). Данным Соглашением предусмотрено, что Российская Федерация упростит порядок ввоза на свою таможенную территорию (ныне — таможенную территорию ЕАЭС) шифровальных (криптографических) средств. Кроме этого, положения Соглашения нашли свое отражение в Докладе Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к ВТО (далее – Доклад).

В соответствии с Соглашением Правительство Российской Федерации взяло на себя следующие обязательства:

— применять любые процедуры или другие требования, относящиеся к импортному лицензированию товаров, содержащих шифровальные средства, на недискриминационной основе в соответствии со статьями I и III ГАТТ-94. В этих целях Российская Федерация обязуется не принимать или использовать акты и меры, в соответствии с которыми отдельные компании США или их товары будут подвергаться более тщательной проверке относительно Положения по импортному лицензированию товаров, содержащих шифровальные средства;

— обеспечить транспарентность и предсказуемость процедур, относящихся к нотификации, экспертизе, получению разрешения и лицензированию товаров, содержащих шифровальные средства, и процесса исключения товаров, а также обеспечить, что такие процедуры не будут устанавливать неоправданные и обременительные требования на данную продукцию.

Одним из итогов переговоров о присоединении России к ВТО является положение, что товары «массового рынка»[2], содержащие шифровальные средства, полностью исключены из импортного лицензирования и подлежат лишь простому и либеральному режиму нотификации. При этом режим регистрации нотификации принципиально ни по содержанию, ни по процедуре не является лицензированием. Товары, содержащие шифровальные средства, на которые зарегистрированы нотификации, могут ввозить любые лица, в любом количестве, их применение в последующем не подлежит контролю. Процедура нотификации распространяется как на товары, содержащие шифровальные средства, ввозимые на территорию Российской Федерации, так и на товары, производимые на ее территории для вывоза. Таким образом, указанная процедура не дискриминирует как иностранных, так и отечественных производителей.

В целях содействия развитию торговли Российская Федерация обязалась применять систему регулирования торговли товарами, содержащими технологию шифрования.

В соответствии с данной системой все товары разделены на три группы: 1) отдельные товары, содержащие технологию шифрования, которые могут быть импортированы без каких-либо формальностей, связанных с шифрованием; 2) товары с технологией шифрования, на которые будет распространяться однократное требование о нотификации и 3) категория товаров с технологией шифрования, которая будет подлежать экспертизе и потребует лицензии на импорт. Такая лицензия на импорт может выдаваться на основании заключения, выдаваемого уполномоченным органом в области безопасности государства-члена ЕАЭС по результатам экспертизы. Другие формальности, в том числе таможенные либо необходимые для реализации технических регламентов, будут применяться в отношении импорта всех данных товаров.

Условия для ввоза товаров, содержащих технологию шифрования, с учетом текущих и будущих преференций, указанных в примечаниях к Категории 5, Части 2 «Защита информации» Перечня товаров двойного назначения согласно Вассенаарским договоренностям, введенные либо государством-членом, либо компетентными органами ЕАЭС, не будут более «строгими», чем действующие с 18 ноября 2006 г. – даты вступления в силу российско-американского соглашения.

В отношении товаров, подпадающих под категории, указанные в Таблице 29 Доклада, в рамках такой системы любые ограничения были отменены, ввоз товаров, подпадающих под категории, указанные в Таблице 29 Доклада, разрешен на основе подачи однократного уведомления (нотификации). Для соблюдения этого требования производитель товара подает заполненную бумажную копию формы, содержащей информацию, указанную в Таблице 30 Доклада. При импорте в Российскую Федерацию товаров, содержащих технологии шифрования, входящих в Таблицу 29 Доклада и охватываемых изъятиями, указанными в параграфе 476 Доклада, ни лицензий Российской Федерации, ни лицензий компетентных органов ЕАЭС не требуется.

Все товары, выпуск которых разрешен с возможной отменой контроля согласно Части 2 «Защита информации» Категории 5 Вассенаарских договоренностей, разрешено ввозить без каких-либо формальностей, связанных с шифрованием. Товары, на которые распространяется требование об уведомлении, в соответствии с параграфом 477 Доклада, перечислены в Таблице 29 Доклада. В соответствии с практикой Вассенаарских договоренностей, регулирующее государство вправе определять, какие товары соответствуют категории «товары массового спроса», как определено в Таблице 29 Доклада. Если товар ввезен в режиме «однократного  уведомления», данный товар не подлежит каким-либо другим уведомлениям какими-либо сторонами, импортирующими данный товар. Информация о товарах, утвержденных для импорта в режиме «однократного уведомления», является доступной на сайте ЕАЭС.

Подтверждение уведомления будет автоматическим, если с производителем или его уполномоченным представителем в Российской Федерации не свяжутся после подачи уведомления о соблюдении требований, в том числе, в отношении корректности отнесения товара к подлежащим процедуре уведомления, оговоренных в параграфе 477 Доклада.

В рамках членства в ВТО количественные ограничения на импорт, такие как квоты, запреты, разрешения, требования предварительного одобрения, требования по лицензированию и другие требования или ограничения, оказывающие эквивалентное влияние, которые не могут быть оправданы в соответствии с положениями Соглашения ВТО, отменены.

Любые требования либо ограничения на импорт должны соответствовать положениям Соглашения ВТО. Административные процедуры импортного лицензирования Российской Федерации и их применение соответствуют всем положениями соглашений ВТО, включая Соглашение по импортному лицензированию.

В развитие указанных положений в ходе формирования таможенного союза и единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана в 2009 г. принято Положение о порядке ввоза на таможенную территорию таможенного союза шифровальных (криптографических) средств, которое в полном мере реализует обязательства как по двустороннему соглашению с США, так и взятые по итогам присоединения России к ВТО.

В действующей в ЕАЭС системе идентификации товаров категория товаров, имеющих зарегистрированные в установленном порядке нотификации, является эквивалентной категории «массового спроса». Процедуре нотификации (идентификации) подлежат не только импортируемые иностранные товары, а также товары российских изготовителей, содержащие криптографические функции, что обеспечивает меру внутреннего регулирования (национальный режим) к шифровальным средствам как к специфическим товарам.

В рамках процесса присоединения к ВТО Российская Федерация приняла обязательство по включению «товаров массового рынка» в категорию товаров, являющихся шифровальными средствами или имеющих технические или шифровальные характеристики, подлежащие нотификации.

В целях реализации указанного обязательства Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14 мая 2013 г. № 103 внесены соответствующие изменения в Приложение № 1 к Положению о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза и вывоза с таможенной территории Таможенного союза шифровальных (криптографических) средств. Тема цифрового взаимодействия и обеспечения информационной безопасности в ЕАЭС также получила развитие в решении ВЕЭС от 11 октября 2017 г. № 11, утвердившем Основные направления реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 г. Это программный документ, определяющий ключевые направления сотрудничества при формировании единого цифрового пространства Союза и создании соответствующей инфраструктуры.

В 2013 году принято Соглашение государств — участников СНГ «О сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в области обеспечения информационной безопасности». Идеи международно-правового регулирования информационной безопасности в СНГ опираются на резолюции и международно-правовые инициативы ООН по урегулированию проблем международной информационной безопасности. Международная информационная безопасность является одним из ключевых элементов системы международной безопасности, способствует углублению доверия и развитию взаимодействия государств — участников СНГ в вопросах обеспечения международной информационной безопасности для реализации основных прав и свобод человека и гражданина[3]. Обязательства Российской Федерации в области сотрудничества по обеспечению информационной безопасности в СНГ в достаточной мере сбалансированы со «смежными» обязательствами нашей страны в ВТО и ЕАЭС.

Таким образом, Российской Федерацией в рамках членства в ВТО, СНГ и ЕАЭС соблюдается равновесие национальных и партнерских интересов как в сфере режима доступа на российский рынок отдельных категорий товаров, так и в области обеспечения национальной информационной безопасности в целом.

[1] Комендантов С.В. О реализации «исключений по соображениям национальной безопасности» в практике ГАТТ/ВТО // Образование и право. – 2019. — № 10. – с. 36-39. Также см.: Международная информационная безопасность: Теория и практика: В трех томах. Том 1: Учебник для вузов / Под общ. ред. А.В. Крутских. – М., «Аспект Пресс», 2019. – 384 с.; Полякова Т.А. Базовые принципы правового обеспечения информационной безопасности // Информационное общество и информационная безопасность. Труды Института государства и права РАН. 2016. № 3. с. 17-40; Ступаков В.И. Инициативы евразийских государств по обеспечению международной и региональной информационной безопасности // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2015. № 3. с. 72-83.

[2] Из таблицы 29 Доклада Рабочей группы по присоединению России к ВТО:

  1. «Товары массового рынка» — те товары, которые соответствуют всем нижеперечисленным критериям:
  2. a. Общедоступные для публичного использования на территории Российской Федерации путем продажи без ограничений со складов в розничных торговых точках в результате совершения любого из следующих видов сделок:
  3. Прямые сделки;
  4. Сделки, совершаемые с помощью почтовой доставки;
  5. Электронные сделки;
  6. Сделки, совершаемые по телефонному звонку;
  7. b. Криптографические функциональные возможности не могут быть простым способом изменены пользователем;
  8. c. Разработанные таким образом, чтобы быть установленными пользователем без существенной дальнейшей поддержки со стороны поставщика; и
  9. d. В случае необходимости техническая документация на изделие находится в свободном доступе и будет предоставлена по запросу соответствующему органу власти в стране-регуляторе с целью удостоверения в том, что они соответствуют требованиям, описанным в вышеперечисленных параграфах от a до c.

[3] Ступаков В.И. Инициативы евразийских государств по обеспечению международной и региональной информационной безопасности // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2015. № 3. С. 79.

 

Информация об авторе:

С.В. Комендантов, к.ю.н., доцент кафедры международного права Дипломатической академии МИД России,  государственный советник Российской Федерации III класса

Information about the author:

S.V. Komendantov, PhD in Law, Associate Professor of the Department of International Law of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, State Counselor of the Russian Federation of the III class

Добавить комментарий

Войти с помощью: