Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

О выполнении некоторых обязательств по Соглашению ВТО об упрощении процедур торговли

Обязательства по предоставлению нотификаций в рамках Соглашения по упрощению процедур торговли (СУПТ, Соглашение), о которых пойдет речь в данной статье, имеют специфическую для правовой системы ВТО структуру, что обусловлено особенностями специального и дифференцированного режима, установленного Соглашением.[1]

Ключевые слова: СУПТ, ВТО, Соглашение, ЕАЭС, Комитет по упрощению процедур торговли

 

On the fulfillment of certain obligations under the WTO Agreement on Trade Facilitation

Abstract: Obligations to provide notifications under the Agreement on Trade Facilitation (TFA, Agreement), which will be discussed in this article, have a structure specific to the WTO legal system, which is due to the peculiarities of the special and differentiated regime established by the Agreement. [1]

Tags: TFA, WTO, Agreement, EAEU, Committee on Trade Facilitation

Прежде, чем приступить к рассмотрению правовых оснований выполнения указанных обязательств, целесообразно кратко изложить содержание СУПТ.[2]

Раздел I Соглашения регулирует вопросы, касающиеся опубликования информации, в том числе в сети «Интернет», создания информационных центров, а также предоставления возможности заинтересованным сторонам представлять комментарии к законопроектам и участвовать в консультациях. Уточняются вопросы выдачи предварительных решений в отношении, в том числе, тарифной классификации товара и происхождения товара. Закрепляются права лиц, в отношении которых таможенные органы принимают административные решения, на обжалование и пересмотр таких решений. Раздел содержит правила взимания платежей и сборов при импорте или экспорте, положения, касающиеся выпуска и таможенной очистки товаров, формальностей, связанных с импортом, экспортом и транзитом. Предусматривается блок положений, касающихся сотрудничества компетентных органов, отвечающих за контроль на таможенной границе, включая сотрудничество таможенных органов.

Раздел II Соглашения содержит положения, касающиеся специального и дифференцированного режима для развивающихся и наименее развитых стран.
Так, для таких государств предусматривается три категории положений с разным объемом обязательств для каждой категории, отдельные изъятия, а также возможность оказания членами ВТО содействия и поддержки в наращивании потенциала развивающихся и наименее развитых стран, необходимого для реализации положений Соглашения.

В соответствии с положениями Раздела III учрежден Комитет по упрощению процедур торговли в качестве одного из рабочих органов ВТО, регламентируется его деятельность. Раздел также содержит ряд положений, касающихся применения членами ВТО положений Соглашения, в том числе членами ВТО, которые являются участниками таможенного союза или региональной экономической договоренности.

Согласно Разделу II соглашения, развивающиеся и наименее развитые страны имеют право выбирать по своему усмотрению сроки и условия имплементации отдельных договоренностей, установленных ст. 14, предусматривающей три варианта исполнения обязательств: полное выполнение с момента вступления соглашения в силу (категория «А»), по истечении определяемого самим членом ВТО переходного периода (категория «B») либо по истечении переходного периода, но при условии получения технического содействия и формирования компетенции, необходимой для выполнения обязательства (категория «С»). Если члену ВТО не требуется «послаблений», то он нотифицирует обязательство в рамках категории «А». Если же изъятия необходимы, то член ВТО должен предоставить нотификацию либо по категории «В» с указанием срока исполнения обязательства, либо по категории «С» с указанием не только срока, но и требуемого содействия и поддержки со стороны стран-доноров для наращивания потенциала, необходимого для исполнения обязательства.[3]

Нотификации развивающихся и наименее развитых стран по трем категориям
в силу статей 15.2 и 16.5 становятся составной частью СУПТ, тем самым приобретая статус обязательств и меняя обычный для нотификаций в рамках других соглашений ВТО чисто информационный характер.

У развитых стран, к числу которых относится и Россия, отсутствует право выбирать сроки и условия реализации Раздела I. С даты вступления в силу все содержательные положения СУПТ подлежат исполнению. Одновременно вступили в силу все нотификационные обязательства, выходящие за рамки предусмотренных статьей 14 категорий и направленные на обеспечение транспарентности (по статьям 1.4, 10.4.3, 10.6.2, 12.2.2). Кроме того, если член ВТО является или намерен стать «донором» развивающихся и наименее развитых стран при реализации ими обязательств категории «C», то для него действуют правила транспарентности согласно статьям 22.1 и 22.2. Если же донором реализуется конкретная программа поддержки, то к нему также будут применяться правила статей 16.1(d), 16.1(e), 16.2(e), 16.2(f).

Касательно упомянутых выше нотификационных обязательств для развитых стран, положения Соглашения следующие:

Статья 1.4. Необходимо предоставить в Комитет по упрощению процедур торговли (Комитет) следующие сведения:

  • по статье 1.4(a) – официальные источники опубликования информации, предусмотренной статьей 1.1.1:
  • процедуры импорта, экспорта и транзита (включая процедуры, действующие в портах, аэропортах и других пунктах пропуска), а также необходимые формы и документы;
  • применяемые ставки пошлин и налогов любого характера, взимаемых при импорте или экспорте или в связи с импортом или экспортом;
  • платежи и сборы, взимаемые правительственными ведомствами
    или в их пользу при импорте, экспорте или транзите
    либо в связи с импортом, экспортом или транзитом;
  • правила классификации или оценки товаров для таможенных целей;
  • законы, подзаконные акты и административные распоряжения общего применения, касающиеся правил происхождения;
  • ограничения или запреты в отношении импорта, экспорта или транзита;
  • наказания за нарушения импортных, экспортных или транзитных формальностей;
  • процедуры апелляции или пересмотра;
  • соглашения или их отдельные положения, касающиеся импорта, экспорта или транзита, с любой страной или странами;
  • процедуры, связанные с администрированием тарифных квот.
  • по статье 1.4(b) – адреса веб-сайтов, где размещается информация, указанная в статье 1.2.1:
  • описание процедур в отношении импорта, экспорта и транзита, включая процедуры обжалования или пересмотра, которое бы информировало правительства, осуществляющих торговлю лиц и других заинтересованных сторон о практических шагах, необходимых для осуществления импорта, экспорта или транзита;
  • формы и документы, необходимые для импорта в, экспорта из или транзита через территорию этого члена;
  • по статье 1.4(c) – контактная информация информационного центра (центров), предусмотренного статьей 1.3.1 для предоставления ответов на обоснованные запросы правительств, осуществляющих торговлю лиц и других заинтересованных сторон по вопросам, указанным в статье 1.1.1, а также требуемых форм и документов, указанных в статье 1.1.1(а).[4]

Статья 10.4.3.

Необходимо нотифицировать Комитет о работе системы «единого окна», которая в соответствии со статьей 10.4.1 позволяет лицам, осуществляющим торговлю, предоставлять участвующим в системе органам документацию и/или требуемые данные для ввоза, вывоза или транзита товаров через единый пункт пропуска, а также получать результаты после проверки участвующими органами документов и требуемых данных.

Статья 10.6.2.

Необходимо уведомить Комитет о мерах по использованию таможенных брокеров (посредников). Впоследствии любые изменения таких мер также должны нотифицироваться.

Статья 12.2.2.

Следует уведомить Комитет о данных контактного пункта для обмена с другими членами ВТО информацией, указанной в статьях 12.6.1(b) и 12.6.1(c), с целью проверки импортных и экспортных деклараций в случаях, если есть достаточные основания сомневаться в их правильности или точности.

Статьи 16.1(d), 16.1(e), 16.2(e), 16.2(f).

Если член ВТО является «донором» развивающихся или наименее развитых стран, то он должен проинформировать Комитет о ранее достигнутых и сохраняющихся в силе либо о новых договоренностях, необходимых для предоставления содействия и поддержки. Кроме того, в течение 18 месяцев с даты предоставления такой информации «донор» должен проинформировать Комитет о прогрессе в предоставлении содействия и поддержки для наращивания потенциала, необходимого для исполнения обязательства.

Статья 22.1.

С момента вступления СУПТ в силу и впоследствии ежегодно «доноры» должны предоставлять в Комитет сведения в установленном Приложением 1 к СУПТ формате о содействии и поддержке для наращивания потенциала, которую он предоставил в предыдущие 12 месяцев, а также которую он намерен предоставить в течение последующих 12 месяцев, а именно:

  • описание программы;
  • состояние и объемы запланированной на будущее и предоставленной
    в прошлом поддержки;
  • страна или регион, являющийся бенефициаром;
  • уполномоченный орган страны-«донора», ответственный за реализацию программы;
  • порядок предоставления помощи.

Статья 22.2.

«Доноры» также должны предоставлять в Комитет информацию:

  • о контактных пунктах их органов, ответственных за оказание поддержки, включая, по возможности, сведения о контактных пунктах в стране или регионе,
    где предоставляется содействие и поддержка;
  • о процедуре и механизмах запроса на получение поддержки.

Что касается дисциплины исполнения нотификационных обязательств, то прогресс в части уведомлений по трем категориям среди развивающихся и наименее развитых стран значителен.[5] При этом большинство развитых стран, для которых все положения Раздела I Соглашения вступили в силу, предоставили информационные нотификации в полном объеме.

В целом, как справедливо отмечалось[6], действующее на территории России право Евразийского экономического союза (в частности, Таможенный кодекс ЕАЭС 2017 г.) и российское законодательство о таможенном деле (в частности, ФЗ «О таможенном регулировании» 2018 г.) содержат большую часть институтов и мер, предусмотренных Соглашением.

 

Информация об авторе:

Сергей Васильевич Комендантов, к.ю.н., доцент кафедры международного права Дипломатической академии МИД России, член Российской ассоциации международного права,  государственный советник Российской Федерации III класса

Information about the author:

Sergey Vasilievich Komendantov, Candidate of Law, Associate Professor of the Department of International Law of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, member of the Russian Association of International Law, State Counselor of the Russian Federation of the 3d rate.

______________

[1] Россия присоединилась к СУПТ в 2016 году (Федеральный закон от 2 марта 2016 г. № 38-ФЗ «О принятии Протокола о внесении изменений в Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации» и нотифицировала в ВТО принятие Соглашения 22 апреля 2016 г.

[2] Также см.: Исаченко Т.М. Соглашение по упрощению процедур торговли открывает новые возможности / Журнал «Мосты». 2014. № 1. С. 8-11.

[3] Формат нотификаций по трем категориям разработан Секретариатом ВТО: https://www.tfadatabase.org/how-to-present-notifications (дата обращения 14.01.2021).  Информация о нотификациях развивающихся и наименее развитых стран: https://www.tfadatabase.org/notifications/list (дата обращения 14.01.2021).

[4] Статья 1.4(b) в силу ссылки на статью 1.2.1 также устанавливает обязательство предоставлять «контактную информацию информационного центра (центров)». Однако в силу дублирующего характера этих положений, а также практики нотификации этой информации другими членами можно предположить, что предоставления этой информации только в рамках статьи 1.4(c) достаточно.

[5] https://www.tfadatabase.org/notifications/by-measure; https://www.tfadatabase.org/measures (дата обращения 14.01.2021).

[6] Воронцова Н.А. Всемирная торговая организация: к вопросу об упрощении процедур торговли. Часть I // Московский журнал международного права. 2018. Выпуск 1. С. 48.

Добавить комментарий

Войти с помощью: