Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Проблемы формирования основ здоровьесбережения у потенциальных мигрантов (1)

Рассматривается проблематика формирования основ здоровьесбережения у потенциальных мигрантов из стран постсоветского пространства на примере учащихся школ Узбекистана. Внимание акцентируется на различных аспектах профилактики распространения опасных заболеваний (ВИЧ, инфекционных заболеваний, наркотической зависимости и т.д.) как фактора снижения уровня потенциальной угрозы, связанной с различными опасными заболеваниями и низкой осведомленностью о путях их передачи и своевременных профилактических методах в среде мигрантов.

Формирование основ здоровьесбережения у потенциальных мигрантов из стран ближнего зарубежья трактуется в качестве важной предпосылки обеспечения социальной безопасности российского общества. Государственная политика РФ в отношении мигрантов на одно из первых мест ставит здоровье, повышение уровня ответственности каждого мигранта за свое физическое и психологическое состояние. Проведенное анкетирование среди узбекских школьников подтвердило наличие проблемы в вопросах культуры здоровьесбережения и необходимость формирования представлений о здоровом образе жизни, организации здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях, направленной на развитие у учащихся мотивации к здоровому образу жизни.

Статья выполнена в рамках государственного задания и отражает вопросы по направлению «Социальные перемены в пореформенной России: трансформация социальной структуры, динамика массового сознания и социально-политических процессов».

Ключевые слова: миграция, миграционные процессы, трудовые мигранты, здоровье, здоровьесбережение, психическое здоровье, социальная адаптация, социальная успешность, потенциальная угроза.

 

The problems of forming the basics of health care among potential migrants

The problems of forming the basics of health care among potential migrants from the countries of the former Soviet Union are examined using the example of students from schools in Uzbekistan. Attention is focused on various aspects of preventing the spread of dangerous diseases (HIV, infectious diseases, drug addiction, etc.) as a factor in reducing the level of potential threat associated with various dangerous diseases and low awareness of transmission routes and timely preventive methods among migrants.

The formation of the basics of health protection among potential migrants from neighboring countries is interpreted as an important prerequisite for ensuring social security measures for Russian society. The state policy of the Russian Federation in relation to migrants puts health at one of the first places, increasing the level of responsibility of each migrant for their physical and psychological condition. The survey among Uzbek schoolchildren confirmed the presence of a problem in the formation of a culture of health protection and the need to form ideas about a healthy lifestyle, the organization of a healthy environment in educational institutions aimed at developing students’ motivation for a healthy lifestyle.

The article was completed as part of a state assignment and reflects questions in the direction of “Social changes in post-reform Russia: transformation of the social structure, the dynamics of mass consciousness and socio-political processes”.

Keywords: migration, migration processes, labor migrants, health, health conservation, mental health, social adaptation, social success.

Современная Россия в ряде экономических и политических вопросов сталкивается с проблемой мигрантов, со сложностями их адаптации к социальным реалиям российского общества. Не всегда решение проблем во взаимодействии мигрантов и коренного населения дает положительные результаты. Многими экспертами в связи с данным вопросом отмечается возрастающая роль миграционных процессов в стратегическом векторе прогрессивного развития государства и их влияние на эволюционные процессы в социуме, политике и экономике.

Zsuzsanna Jakab, директор Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения (далее – ВОЗ), отмечает, что процесс переселения людей – отличительная особенность нашего времени. Реальность современного мира характеризуется экономическим неравенством, которое вынуждает людей переезжать в другие страны в поисках лучшей жизни. Во всех регионах мира растет численность мигрантов. В 2017 г. примерно каждый тридцатый проживал за пределами своей страны. Часто политические и социальные структуры стран проходят нелегкий путь, изыскивая гуманные и конструктивные способы решения задач, связанных с миграцией населения. В последнее десятилетие взаимовлияние миграции и социального развития, в том числе в сфере здравоохранения, стало актуальной темой обсуждения в международной и региональной политике [4].

Если многие страны мира давно знакомы с явлением миграции, то для современной России проблема интеграции мигрантов является одним из новых направлений государственной политики. В советский период эта сфера была делом сугубо внутренней политики, смешивание народов происходило в условиях строгого соблюдения базовых принципов интернационализма, межнациональной культуры. С распадом многонационального государства исчезла и политика внутренней миграции. В настоящее время Россия вынуждена решать целый спектр социально-политических и социокультурных проблем международной миграции и интеграции мигрантов в своем государстве: конфликты между мигрантами и коренным населением; взаимная неприязнь как серьезное основание ксенофобии; проявления экстремизма и терроризма в миграционной среде; риск распространения инфекционных заболеваний и т.п. [6, с. 1]

Мировые миграционные процессы нельзя оценить по критериям «хорошо» или «плохо» в силу их объективной данности: эти процессы неизбежны, поскольку каждый индивид имеет право на выбор страны, в которой ему будет максимально комфортно жить и работать. Согласно Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, «международная миграция весьма противоречиво воздействует на социально-экономическое развитие современных государств. С одной стороны, она ведет к улучшению демографической ситуации, росту предложения рабочей силы и конкуренции на рынках труда, подстегивая рост профессиональной и образовательной подготовки… С другой стороны, миграция способна оказать существенное влияние на формирование дисбаланса на рынке труда, вызывая рост безработицы, снижение уровня оплаты труда и ухудшение социально-экономического положения коренных жителей данного региона…» [9]. На этом фоне формируются этнически замкнутые анклавы, теневая экономика, криминальные и экстремистские организации и т.п.

Доминирующую часть международных мигрантов составляют трудящиеся мигранты, так как ведущей целью миграции является поиск работы. У многих жителей постсоветского пространства именно Россия ассоциируется с доступным рынком труда, на котором можно максимально реализовать свой потенциал, обеспечить будущее детям [4, с. 2]. Так, исследования ВОЗ подтверждают факт того, что трудовая миграция в центральноазиатских странах представляет собой основную форму миграции. Ежегодно в Российскую Федерацию в поисках работы приезжает около 1,5 млн трудовых мигрантов, главным образом из экономически менее развитых центральноазиатских государств [4, с. 159]. Трудовые мигранты составляют экстремально разнородную социальную группу: они могут иметь различный уровень профессиональной квалификации с трудоустройством в самом широком спектре деятельности и на различных условиях, могут иметь временное или постоянное разрешение на пребывание или не иметь его совсем [4, с. 160].

Сложная экономическая и политическая ситуация в мире вынуждает граждан других стран приезжать в Россию на постоянное место жительства (ПМЖ) или в качестве трудовых мигрантов. Даже официальные источники затрудняются в определении точной численности мигрантов. Согласно данным ГУВМ МВД России, наблюдается динамика роста трудовой миграции из Центральной Азии. Периодически публикуются статистические данные о численности мигрантов на территории Российской Федерации. В 2019 г. на миграционный учет поставлено 16,5 млн иностранных граждан. По данным того же ГУВМ МВД России, в 2017 г. учтенных было 14,5 млн чел.

Ситуация постоянно меняется. Наблюдается некоторый спад по сравнению с 2013-2014 гг. Если сравнивать ситуацию с 2015-2017 гг., то в текущем году в Россию въехало больше иммигрантов [19]. Основу миграционной массы составляют граждане Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана.

По числу мигрантов, прибывших в нашу страну в последнее время, лидирует Узбекистан. ГУВМ МВД России сообщает, что на 1 июня 2019 г. в России было зарегистрировано 2 188 835 мигрантов из названного государства. На тот же период 2018 г. данный показатель составлял 2 017 830, а в 2017 г. –1 923 388.

Совокупность изложенного подводит к важному выводу о том, что, принимая во внимание реалии современной России, необходимо более интенсивно развивать государственную политику интеграции мигрантов. В новой Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года, утвержденной в июне 2012 г., закреплена исключительная значимость интеграционного подхода с учетом культурных, социальных, правовых и исторических особенностей стран постсоветского пространства [18]. На основе указанной Концепции Россия может с высокой степенью открытости и безопасности управлять миграционными процессами, находить дополнительные варианты взаимного сотрудничества с бывшими советскими республиками, чтобы получить группу трудовых мигрантов, ориентирующихся в национальных и культурных особенностях современной России и способных успешно интегрироваться в нашем обществе.

Иными словами, необходимы инструменты «перехода к новому типу социальных отношений, который отражает закономерность смещения естественно-исторических процессов в сторону социально-исторических» [8, с. 111].

В данном контексте весьма актуальной проблемой становится здоровье мигрантов. Ситуация миграции, социальные и биологические факторы принимающих стран накладывают отрицательный отпечаток на здоровье приезжающих. Не исключены и психологическое давление, опасные условия труда, факты дискриминации. Все это провоцирует формирование и развитие различных заболеваний: нарушений опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистых, инфекционных заболеваний, психических расстройств. Данные исследований объективно свидетельствуют о том, что в среде мигрантов отмечается более высокий уровень инфекционных болезней, объясняющийся неудовлетворительными условиями жизни и «недостаточным охватом вакцинацией населения принимающих стран» [4, с. 19].

Санитарно-эпидемиологическая ситуация в ряде постсоветских азиатских стран находится в неудовлетворительном состоянии, и приток мигрантов оттуда в Россию сохраняет до настоящего периода тенденцию завоза инфекционных заболеваний. Ситуация осложняется еще и тем, что только 10 % мигрантов проходят регулярные медосмотры, что умножает риск распространения опасных инфекций: ВИЧ, корь, энцефалит и т.д. [19]. «Значительный вклад в развитие множества инфекционных заболеваний вносят широкомасштабные миграционные процессы. Это особенно чувствительно для России, так как она является второй в мире по востребованности мигрантами», – заявил помощник Председателя Правительства РФ Геннадий Онищенко. Он объясняет данную ситуацию низкой осведомленностью иностранных работников о путях передачи и методах профилактики заболеваний, в первую очередь ВИЧ, а также их поведением и образом жизни [12].

Среди мигрантов наблюдается высокая доля депрессии и тревожных расстройств, причиной которых являются неблагоприятные социально-экономические условия (безработица и социальная изоляция), а также сложности в адаптации к новым условиям и образу жизни [4, с. 43]. Названные факторы способствуют росту показателей употребления психоактивных веществ среди мигрантов, что в свою очередь провоцирует различного рода проявления экстремизма и терроризма, которые носят не только политический характер, но и выступают как социокультурный феномен [1, с. 16].

Как правило, у трудовых мигрантов низкая рабочая квалификация, к тому же они плохо владеют русским языком, не имеют минимальных правовых знаний, не осведомлены о специфике русской культуры и национальных традиций. Значительная их часть (имеется в виду прежде всего молодежь) выросла в условиях регионального национализма, который получил распространение в бывших советских союзных республиках. Неудовлетворительное физиологическое и психическое состояние, низкая социальная и правовая ответственность мигрантов становятся благоприятной средой для пропаганды радикализма и экстремизма.

В действующем российском законодательстве закреплены требования к мигрантам об обязательном прохождении медицинского освидетельствования: равно как сначала в своем государстве, так и в России. Так, например, в комплект документов, необходимых для трудоустройства граждан Узбекистана в России, входят медицинские справки, которые должны свидетельствовать об отсутствии наркотической зависимости, опасных инфекционных заболеваний, вируса иммунодефицита человека [19].

Правила въезда в нашу страну для граждан бывших советских республик не изменились. Для граждан Узбекистана они были закреплены Соглашением о взаимных поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Узбекистан от 30 ноября 2000 г. и не потеряли своей актуальности до настоящего момента. Правительство Республики Узбекистан с начала своей независимости осуществляет серьезное реформирование национального здравоохранения, целью которого является в первую очередь всеобщая доступность для населения качественной и действенной медицинской помощи, сохранение для населения бесплатного обслуживания в рамках первичной медико-санитарной помощи.

Создана и успешно действует национальная модель здравоохранения, учитывающая социальные особенности Республики Узбекистан [5], [13], [14], [16]. На всех правительственных и общественных уровнях выделяется группа населения с возможным ростом заболеваемости (особенно ВИЧ) – трудовые мигранты. По оценкам экспертов, 70 % из числа трудовых мигрантов направляются в Россию [20]. Выезд на заработки за границу нельзя назвать первостепенным фактором риска. Но длительное пребывание вне семьи и привычного образа жизни может провоцировать негативные проявления в поведении, связанные с риском инфекционных заболеваний, вовлечение в группы социально-агрессивного характера.

Следует отметить, что особенности социально-исторического и экономического развития России и Узбекистана обусловливают различия в общем понимании здоровья как социальной ценности и в общей культуре здоровья. В связи с этим степень успешности мероприятий, направленных на популяризацию идей здоровьесбережения среди населения названных государств будет разной. В Концепции развития здравоохранения Российской Федерации на период до 2020 г. здоровье определено в качестве одного из приоритетных инструментов достижения национальной безопасности. Профилактические меры, согласно этой Концепции, не ограничены исключительно рамками сферы здравоохранения и касаются деятельности многих социально-просветительских институтов, среди которых следует назвать прежде всего образовательные организации, культурно-просветительские центры, общественные и конфессиональные организации и т.п. [15].

На государственном же уровне определены ключевые задачи защиты иностранных граждан, обеспечение их необходимыми правами. В Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. наряду с целью защиты и максимального комфорта населения нашей страны обозначена также цель обеспечения потребности экономики в рабочей силе. Это значит, что существует необходимость привлечения профессионалов различной квалификации из других стран, и в основном из стран ближнего зарубежья. Ввиду этого необходимо взаимодействие различных государственных и общественных структур в целях исключения направленности мигрантов на экстремизм в любых формах его проявления, а также в целях формирования их физического и эмоционального здоровья [7].

Здоровье – в самом широком его понимании – во многом обусловлено стилем жизни, культурой, традициями, интересами. Обеспечить состояние защищенности индивида от социальных рисков, выполнение личностных и общественных обязанностей может лишь сформированная практика здорового образа жизни, помогающая человеку в максимальной степени адаптироваться к жизненным условиям в другой стране, наиболее эффективно реализовать себя как профессионала и нивелировать проявления различных социальных рисков [3, с. 119]. Особенно это касается подрастающего поколения: школьников, студентов.

В связи с вышеизложенным определилась необходимость исследования проблемы, непосредственно сопряженной с пониманием и формированием ключевых подходов учащихся узбекских школ к собственному здоровью. На наш взгляд, в качестве главной цели в данном плане выступает мотивация к социальной успешности, сохранению физического и психологического благополучия, способности к мирному урегулированию любых конфликтных проявлений и ситуаций.

Авторская анкета «Здоровый образ жизни» дала возможность определить отношение учащихся узбекских школ в рамках исследования уровня социальной устойчивости личности. Основной целью такого анкетирования было установление центральных мотивов личного здоровьесбережения среди школьников, их личных предпочтений в формировании здорового образа жизни (далее – ЗОЖ) и стимулов, которые, в конечном итоге, и определяют личностный выбор в пользу здорового образа жизни [2].

В процессе детального анализа ответов были отмечены ведущие предпочтения школьников при построении индивидуальных моделей соблюдения ЗОЖ, а также выделены внешние и внутренние мотивы, влияющие на значимость сохранения личного здоровья.

Содержательный анализ анкетной информации показал следующее.

Выявлено, что у школьников практика ведения ЗОЖ в полном объеме не нашла применения в повседневной жизни (72 %). Но в этой группе выделилась немногочисленная часть школьников, не исключающих вероятность соблюдения отдельных элементов ЗОЖ – 7 %. Вместе с тем определена и часть школьников, которые считают, что соблюдают основные правила и нормы здоровьесбережения, – 5 %. Остальные 16 % затруднились с выбором ответа.

Школьники, которые преимущественно соблюдают основы ЗОЖ, в числе главных определений выбрали:

▪ исключение вредных для здоровья привычек;

▪ активные занятия физкультурой и спортом;

▪ правильное питание (9 %).

Анкетируемые также определили ряд элементов ЗОЖ, которые не получается системно соблюдать: следовать режиму (63 %) и правильному питанию (22 %), выбирать формы занятий на свежем воздухе (47 %).

По мнению школьников, ведущим мотиватором для принятия решения перейти к здоровому образу жизни являются заболевания, прежде всего близких и знакомых (49 %), а во вторую очередь – друзья и врачи (50 % и 23 % соответственно). Следует отметить, что ни пропаганда в СМИ, ни личные примеры знаменитостей никоим образом не влияют на решение подростков уделять больше внимания своему здоровью. Данное обстоятельство, возможно, объясняется тем, что школьники не смотрят передачи по телевидению, посвященные вопросам здоровья и здорового отношения к жизни. По-видимому, круг их интересов лежит в другой плоскости (вероятнее всего, большая часть их свободного времени занята просмотром интернет-каналов и общением в социальных сетях).

Как фактор, ограничивающий возможность полноценно следовать элементам ЗОЖ, школьники назвали нехватку времени и наличие хобби, которому отдается значительная часть свободного времени (27 % и 13 %). Также в этот негативный ряд вошли преподаватели (много задают на дом) и собственная безынициативность (32 % и 36 %). Примерно 50 % подростков считают, что вести ЗОЖ модно; 54 % уверены, что успешный человек должен соблюдать его основы. Больше половины опрошенных редко вникают в вопросы целесообразности подобной информации, остальные вообще не задумываются над темой личного здоровьесбережения. Это подтверждают ответы о том, откуда школьники получают информацию по вопросам ЗОЖ: врачи, родители и педагоги по физкультуре.

Конечно, замечательно, что взрослое окружение системно или периодически напоминает о важности соблюдения принципов здорового и правильного отношения к организму. Но это также свидетельствует о пассивном восприятии информации. Интернет и СМИ (телевидение, журналы) остались в стороне от внимания школьников. Таким образом, личной активности в осмыслении ими данной темы практически не наблюдается. У школьников имеются ограниченные сведения, которые нельзя определить в качестве основательного потенциала для формирования стойкого мотива к соблюдению ЗОЖ – теоретическая основа и практическая реализация.

Позитивным фактором, с нашей точки зрения, можно считать дисциплинированность подростков при посещении уроков физической культуры в школе. Почти все дети считают, что занятия физической культурой интересны и полезны, стараются не пропускать их.

Исходя из полученных ответов узбекских школьников на вопросы анкеты «Здоровый образ жизни» вполне возможно сформировать важный вывод, согласно которому подростки не проявляют активности в накоплении знаний о пользе и преимуществах ЗОЖ. Формирование знаний по теме имеет пассивную форму – идет простая передача сведений от взрослых, которая носит бессистемный характер, в рамках общепринятых схем и стандартов; навыки ведения ЗОЖ у школьников определены как слабо проявленные.

Существующие методы измерения, по мнению автора настоящей публикации, нельзя назвать достаточно корректными и полностью отвечающими сущности исследуемых проблем, показателей. Не все показатели человеческого существования можно измерить количественно по причине неразработанности диагностических материалов по конкретной проблеме или потому, что сущность предмета изучения нельзя количественно охарактеризовать [11, с. 10].

В нашем случае именно так и обстоит дело. Количественные показатели анкетирования узбекских школьников не отражают полного масштаба существующих проблем в формировании у них основ здоровьесбережения. Вместе с тем ряд рекомендаций, безусловно, можно сформулировать.

Сформированность позитивного отношения к личному здоровьесбережению обеспечит подросткам «социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создаст психический комфорт… в интенсивно меняющемся современном пространстве» [17]. А вектор предпосылок, направленный на здоровый образ жизни, в определенной степени влияет на общий показатель здоровья, гарантирующий нивелирование негативного воздействия социальных факторов. Поведение, направленное на здоровый образ жизни, является формой социального самовыражения, от которого зависит степень сохранения человеком своего физического, психического и социального здоровья [10, с. 246].

В связи с совокупностью изложенного необходим профессиональный подход к разработке программ формирования основ здоровьесбережения, к осознанию школьниками значимости соблюдения ЗОЖ в качестве базового компонента общей социальной устойчивости и адаптации к различным условиям. Концептуальные подходы в построении работы с детьми по рассматриваемой проблеме, на наш взгляд, должны содержать в себе структурные компоненты формирования основ здоровьесбережения, определяющие эффективность развития и укрепления у школьников мотивации к соблюдению элементарных правил ЗОЖ.

Кроме того, представляется крайне важным вести на постоянной основе работу, направленную на систематизацию, развитие и дальнейшее совершенствование психолого-педагогического контента формирования ЗОЖ, составляющего основу социальной адаптации и успешной интегрированности в общество, неприятия любых форм проявления насилия и экстремизма, позитивного отношения к историческим и национальным традициям различных народов, их культуре. Помимо этого, обсуждаемый вопрос может быть решен и при помощи системного и творческого подбора, а также применения апробированных и адекватных методов, ориентированных на формирование основ здоровьесбережения, некритично перенесенных в общий контекст школьных предметов и объединенных в системную концепцию здоровьесберегающих технологий.

Безусловно, важнейшей задачей школьного обучения остаются своевременная диагностика, предупреждение, устранение негатива в состоянии здоровья в качестве фундамента успешной социализации подростков, снижения отрицательных проявлений в молодежной среде, формирования культуры ЗОЖ среди потенциальных рабочих мигрантов в России [3, с. 119]. Представляется, что грамотно продуманная и конструктивная реализация психолого-педагогической программы на всех уровнях образования (от дошкольного до вузовского) заложит добротную основу сохранности физического и психического здоровья, сформирует социально-психологическое равновесие, обеспечивающее поведенческую устойчивость представителей подростково-молодежной среды к проявлению агрессии во всех ее масштабах и формах.

DOI 10.34790/IL.2019.2019.39667

 

Литература:

  1. Арефьев А. М., Мареев П. Л. Неконтролируемая миграция как источник экстремистских и террористических проявлений // Профилактика проявлений экстремизма и терроризма как фактор обеспечения социальной безопасности в современной России: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 19 апреля 2017 г.) / под общ. ред. Р. Ф. Идрисова, T. B. Волосовец, A. П. Андреева, Р. A. Андриановой, A. П. Вихряна. – М.: РУДН, 2017. – 400 с.
  2. Ахметвалиева М. Г., Коняева М. А. Концепция основ формирования здоровьесберегающих компетенций студентов / LAR LAMBERT Academic Publishing; OmniScriptum Gmb&Co.KG Saarbruchen, Deutschland. – Германия, 2016. – 329 с.
  3. Белоус Е. Н., Ерофеев М. М. Культура здорового образа жизни и социальный иммунитет молодежи // Профилактика проявлений экстремизма и терроризма как фактор обеспечения социальной безопасности в современной России: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 19 апреля 2017 г.) / под общ. ред. Р. Ф. Идрисова, Т. В. Волосовец, А. П. Андреева, Р. А. Андриановой, А. П. Вихряна. – М.: РУДН, 2017. – 400 с.
  4. Доклад о здоровье беженцев и мигрантов в Европейском регионе ВОЗ. Здоровье беженцев и мигрантов – неотъемлемая часть общественного здоровья / Всемирная организация здравоохранения, 2018 г. – 121 с.
  5. Закон Республики Узбекистан «Об охране здоровья граждан» 29.08.1996 г. № 265-I (в настоящий Закон внесены изменения в соответствии с Законом РУз от 15.04.1999 г. № 772-I, Законом РУз от 12.05.2001 г. № 220-II).
  6. Ионцев В., Ивахнюк И. Модели интеграции мигрантов в современной России // CARIM-East RR 2013/12, Robert Schuman Centre for Advanced Studies, San Domenico di Fiesole (FI): European University Institute, 2013. – S. 1.
  7. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ 13 июня 2012 г.). URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 22.08.2019 г.).
  8. Локосов В. В., Шульц В. Л. Основания консолидации российского общества (социологические аспекты). – М.: ИСПИ РАН, 2008. – 168 с.
  9. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (принята резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1990 г.). URL: http://constitution.garant.ru (дата обращения: 23.08.2019 г.).
  1. Назарова И. Б. Субъективные и объективные оценки здоровья населения // Социологический журнал. – 1998. – № 3/4. – С. 246.
  2. Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования: монография / Д. Л. Константиновский, М. А. Абрамова, Е. Д. Вознесенская, Г. С. Гончарова, В. Г. Костюк, Е. С. Попова, Г. А. Чередниченко. – М.: ЦСП и М, 2015. – 232 с.
  3. Онищенко Г. Г. Противодействие биологическому терроризму: практическое руководство по противоэпидемическому обеспечению. – М., 2003. – 313 с.
  4. Постановление президента Республики Узбекистан «О государственной программе по дальнейшему укреплению репродуктивного здоровья населения, охране здоровья матерей, детей и подростков в Узбекистане на период 2014-2018 годов» // Собрание законодательства Республики Узбекистан. – 2014. – № 32. – Ст. 397.
  5. Постановление президента Республики Узбекистан «Проект национальной концепции развития службы охраны психического здоровья населения Республики Узбекистан на 2018-2025 годы». URL: https://regulation.gov.uz.
  6. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 22.08.2019 г.).
  7. Указ № УП-2107 «О государственной программе реформирования системы здравоохранения Республики Узбекистан» от 10.11.1998 г.
  1. Юрченя И. Н., Богданчик Н. В., Омелюсик О. В. К вопросу о значимости здоровьесбережения для современных студентов. URL: http://elib.bsu.by (дата обращения: 14.08.2019 г.).
  2. URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 23.08 2019 г.).
  3. URL: http://migrantvisa.ru (дата обращения: 23.08 2019 г.).
  4. URL: http://mirpal.org/mirpnews45.html (дата обращения: 23.08 2019 г.).

 

References:

  1. Arefev A. M., Mareev P. L. Nekontroliruemaya migratsiya kak istochnik ekstremistskih i terroristicheskih proyavleniy// Profilaktika proyavleniy ekstremizma i terrorizma kak faktor obespecheniya sotsialnoy bezopasnosti v sovremennoy Rossii: materialyi Vseros. nauch.-prakt. konf. (Moskva, 19 aprelya 2017 g.) / pod obsch. red. R. F. Idrisova, T. V. Volosovets, A. P. Andreeva, R. A. Andrianovoy, A. P. Vihryana . – M: RUDN, 2017. – 400 s.
  2. Ahmetvalieva M. G., Konyaeva M. A. Kontseptsiya osnov formirovaniya zdorovesberegayuschih kompetentsiy studentov / LAR LAMBERT Academic Publishing; OmniScriptum Gmb&Co.KG Saarbruchen, Deutschland. – Germaniya, 2016. – 329 s.
  3. Belous E. N., Erofeev M. M. Kultura zdorovogo obraza zhizni i sotsialnyiy immunitet molodezhi // Profilaktika proyavleniy ekstremizma i terrorizma kak faktor obespecheniya sotsialnoy bezopasnosti v sovremennoy Rossii: materialyi Vseros. nauch.-prakt. konf. (Moskva, 19 aprelya 2017 g.) / pod obsch. red. R. F. Idrisova, T. V. Volosovets, A. P. Andreeva, R. A. Andrianovoy, A. P. Vihryana. – M.: RUDN, 2017. – 400 s.
  4. Doklad o zdorovye bezhentsev i migrantov v Evropeyskom regione VOZ. Zdorove bezhentsev i migrantov – neot’emlemaya chast obschestvennogo zdorovya / Vsemirnaya organizatsiya zdravoohraneniya, 2018 g. – 121 s.
  5. Zakon Respubliki Uzbekistan «Ob ohrane zdorovya grazhdan» 29.08.1996 g. N 265-I (V nastoyaschiy Zakon vnesenyi izmeneniya v sootvetstvii s Zakonom RUz ot 15.04.1999 g. N 772-I, Zakonom RUz ot 12.05.2001 g. N 220-II).
  6. Iontsev V., Ivahnyuk I. Modeli integratsii migrantov v sovremennoy Rossii // CARIM-East RR 2013/12, Robert Schuman Centre for Advanced Studies, San Domenico di Fiesole (FI): European University Institute, 2013. – S. 1.
  7. Kontseptsiya gosudarstvennoy migratsionnoy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda (utv. Prezidentom RF 13 iyunya 2012 g.). URL: https://www.consultant.ru (data obrascheniya: 22.08.2019 g.).
  8. Lokosov V. V., Shults V. L. Osnovaniya konsolidatsii rossiyskogo obschestva (sotsiologicheskie aspektyi). – M.: ISPI RAN, 2008. – 168 s.
  9. Mezhdunarodnaya konventsiya o zaschite prav vseh trudyaschihsya-migrantov i chlenov ih semey (prinyata rezolyutsiey 45/158 Generalnoy Assamblei OON ot 18 dekabrya 1990 g.). URL: http://constitution.garant.ru (data obrascheniya: 23.08.2019 g.).
  10. Nazarova I. B. Sub’ektivnyie i ob’ektivnyie otsenki zdorovya naseleniya // Sotsiologicheskiy zhurnal. – 1998. – № 3/4. – S. 246.
  11. Novyie smyislyi v obrazovatelnyih strategiyah molodezhi: 50 let issledovaniya: monografiya / D. L. Konstantinovskiy, M. A. Abramova, E. D. Voznesenskaya, G. S. Goncharova, V. G. Kostyuk, E. S. Popova, G. A. Cherednichenko. – M.: TsSP i M, 2015. – 232 s.
  12. Onischenko G. G. Protivodeystvie biologicheskomu terrorizmu: prakticheskoe rukovodstvo po protivoepidemicheskomu obespecheniyu. – M., 2003. – 313 s.
  13. Postanovlenie prezidenta Respubliki Uzbekistan “O gosudarstvennoy programme po dalneyshemu ukrepleniyu reproduktivnogo zdorovya naseleniya, ohrane zdorovya materey, detey i podrostkov v Uzbekistane na period 2014-2018 godov” // Sobranie zakonodatelstva Respubliki Uzbekistan. – 2014. – № 32. – St. 397.
  14. Postanovlenie prezidenta Respubliki Uzbekistan “Proekt natsionalnoy kontseptsii razvitiya sluzhbyi ohranyi psihicheskogo zdorovya naseleniya Respubliki Uzbekistan na 2018-2025 gody”. URL: https://regulation.gov.uz.
  15. Rasporyazhenie Pravitelstva RF ot 17.11.2008 N 1662-r (red. ot 28.09.2018) “O Kontseptsii dolgosrochnogo sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda”. URL: https://www.consultant.ru (data obrascheniya: 22.08.2019 g.).
  16. Ukaz № UP-2107 «O gosudarstvennoy programme reformirovaniya sistemyi zdravoohraneniya Respubliki Uzbekistan» ot 10.11.1998 g.
  17. Yurchenya I. N. Bogdanchik N. V., Omelyusik O. V. K voprosu o znachimosti zdorovesberezheniya dlya sovremennyih studentov. URL: http://elib.bsu.by (data obrascheniya: 14.08.2019 g.).
  18. URL: http://www.garant.ru (data obrascheniya: 23.08 2019 g.).
  19. URL: http://migrantvisa.ru (data obrascheniya: 23.08 2019 g.).
  20. URL: http://mirpal.org/mirpnews45.html (data obrascheniya: 23.08 2019 g.).

 

Информация об авторе:

М. Г. Ахметвалиева,

ведущий научный сотрудник

Центра исследования

проблем безопасности

Российской академии наук,

кандидат педагогических наук

E-mail: meyserja60@mail.ru

 

M.G. Akhmetvalieva,

Leading Researcher

Research center security concerns

Russian Academy of Sciences,

Candidate of  Pedagogical Sciences

E-mail: meyserja60@mail.ru

[1] Статья подготовлена в рамках Государственного задания ЦИПБ РАН на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годы (НИР 0006-2019-0001).

Добавить комментарий

Войти с помощью: