Торговые переговоры по соглашению между Европейским союзом (ЕС) и Новой Зеландией завершились в 2022 году. Соглашение отменяет пошлины на экспорт ряда товаров ЕС в Новую Зеландию. Например, Новая Зеландия отменит высокие пошлины на промышленные товары, такие как: автомобили; оборудование; химикаты; одежда; фармацевтические препараты; обувь; текстиль. Соглашение также отменит пошлины на экспорт продуктов питания и напитков из ЕС, такие как: свинина; вино; шоколад; кондитерские изделия. Соглашение также отменит или существенно снизит пошлины ЕС на большинство новозеландских товаров, экспортируемых в ЕС. Текущая двусторонняя торговля ЕС с Новой Зеландией составляет 7,8 млрд. евро в год на товары и 3,7 млрд. евро на услуги. ЕС экспортирует в Новую Зеландию товары на сумму 5,5 млрд. евро в год и импортирует новозеландскую продукцию на 2,3 млрд. евро, что приводит к положительному сальдо торгового баланса ЕС в размере 3,2 млрд. евро.
Ключевые слова. ЕС, Новая Зеландия, торговое соглашение, торговля товарами, торговля услугами, Китай, ВТО.
On the review of the main provisions of the trade agreement between the EU and New Zealand
Annotation. Trade negotiations on the agreement between the European Union (EU) and New Zealand ended in 2022. The agreement cancels duties on all exports of EU goods to New Zealand. For example, New Zealand will abolish high duties on industrial goods, such as: cars; equipment; chemicals; clothing; pharmaceuticals; shoes; textiles. The agreement will also abolish duties on the export of food and beverages from the EU, such as: pork; wine; chocolate; confectionery. The agreement will also cancel or significantly reduce EU duties on most New Zealand goods exported to the EU. The current bilateral trade of the EU with New Zealand is 7.8 billion. euros per year for goods and 3.7 billion. euro for services. The EU exports 5.5 billion worth of goods to New Zealand. euro per year and imports New Zealand products worth 2.3 billion. euro, which leads to a positive trade balance of the EU in the amount of 3.2 billion. euro.
Tags: EU, New Zealand, trade agreement, trade in goods, trade in services, China, WTO.
Переговоры по соглашению о свободной торговле между Европейским союзом (ЕС) и Новой Зеландией начались в июне 2018 года. 12 раундов переговоров состоялись к марту 2022 года, 30 июня 2022 г. ЕС и Новая Зеландия завершили переговоры по данному торговому Соглашению.
Современное развитие мировой торговли демонстрирует высокую динамику. Всемирная торговая организация (ВТО) не всегда «успевает» формулировать или оперативно корректировать свои нормы и правила, которые нужны международной торговле сегодня, что во многом стало импульсом для развития института региональных торговых соглашений (РТС). Их цель — либерализовать торговлю путём обнуления ставок таможенного тарифа и устранить нетарифные барьеры, а также создать благоприятные условия для ведения транснационального бизнеса, гармонизировав нормы государственного регулирования в отношении практически всех аспектов хозяйственной жизни.
Активным участником РТС стал и ЕС, объединяющий страны, сумевшие дальше других продвинуться в построении одного из самых успешных интеграционных объединений. Торговые соглашения нового поколения имеют все шансы на то, чтобы стать действенным инструментом для распространения опыта ЕС и расширения его интеграционных связей[1].
Традиционно многовекторность торговой политики демонстрирует и Новая Зеландия, заключив еще в 2008 году торговое соглашение с Китаем. Новая Зеландия и Китайская Народная Республика представляют собой динамичные экономики, зависящие от развития международной торговли товарами, услугами и инвестициями для активизации экономического роста. Стабильные связи в мировой экономике и облегченный доступ к рынкам являются основой их политических контактов. Позитивное влияние соглашения 2008 года способствовало интенсивному развитию взаимной торговли и инвестиционного сектора. Для Китая договор такого рода позволил увереннее позиционировать свои интересы на международной арене. Соглашение привело к интенсивному развитию торгово-экономических связей между странами, рост новозеландского экспорта в период 2008 — 2018 гг. находился в границах 225 — 350 млн долл. США. Позитивное влияние соглашения способствовало развитию взаимной торговли и инвестиционного сектора. В настоящее время КНР является основным партнером Новой Зеландии в сфере торговли товарами и вторым — в сфере торговли услугами. Общий объем новозеландского экспорта в Китай по состоянию на июнь 2019 г. составил 18,9 млрд долл. (15,6 млрд — торговля товарами и 3,3 млрд долл. — торговля услугами), импорт товаров из КНР находился на уровне 13,3 млрд долл. (12,5 млрд долл. — торговля товарами и 800 млн долл. — торговля услугами). Помимо этого, Китай является вторым по величине туристическим рынком для Новой Зеландии, основным источником иностранных студентов. Взаимодействие со страной Запада с развитой экономикой является частью общего курса Пекина на построение «гармоничного мира»[2].
Представители экономической науки, анализируя структуру российско-новозеландской торговли по состоянию даже на последний несанкционный, 2013 год, отмечали, что для России Новая Зеландия важным торговым партнером не являлась. Доля товаров из Новой Зеландии в общем российском импорте являлась мизерной, не превышая даже 0,1% в 2000-е гг. Экспорт российских товаров на новозеландский рынок по отношению к общему экспорту России имел практически нулевое значение. Говоря о товарной структуре российско-новозеландской торговли, следует заметить, что российский экспорт характеризовался нестабильностью поставок практически всех товарных групп. Например, в 2009-2010 гг. в Новую Зеландию из России поставлялась сырая нефть и нефтепродукты, суммарная доля которых за указанный период была более 95%. Причем за эти два года стоимость российского экспорта (в 2009 г. – 104 млн, в 2010 г. – 75 млн долл.) в Новую Зеландию была самой высокой по сравнению со всем предыдущим периодом. В 2011-2012 гг., в связи с прекращением поставок углеводородов из России в Новую Зеландию стоимостной объем российского экспорта значительно снизился – более чем в десять раз (в 2011 г. – 5,4 млн, в 2012 г. – 7,9 млн долл.). Структура экспорта товаров из России также кардинально изменилась. Так, по состоянию на 2011 г. основным товаром, поставляемым на новозеландский рынок из России, были изделия из алюминия, на которые приходилось более половины российского экспорта. В 2012 г. ситуация кардинально изменилась: основную долю стали занимать электрические машины и оборудование[3].
Текущая двусторонняя торговля ЕС с Новой Зеландией составляет 7,8 млрд. евро в год на товары и 3,7 млрд. евро на услуги. ЕС экспортирует в Новую Зеландию товары на сумму 5,5 млрд. евро в год и импортирует новозеландскую продукцию на 2,3 млрд. евро, что приводит к положительному сальдо торгового баланса ЕС в размере 3,2 млрд. евро. Что касается услуг, ЕС экспортирует более чем в два раза больше, чем импортирует: услуги, предоставляемые компаниями ЕС клиентам в Новой Зеландии на сумму 2,6 млрд. евро, по сравнению с услугами, предоставляемыми клиентам ЕС компаниями из Новой Зеландии на сумму 1,1 млрд. евро. Экспортеры ЕС выиграют от немедленной отмены тарифов, что принесет европейским компаниям ежегодную экономию в размере более 140 млн евро[4].
Далее хотелось бы подробнее остановиться на оценке отдельных положений данного Соглашения Генеральным директоратом по торговле Еврокомиссии.
Соглашение отменяет пошлины на экспорт ряда товаров ЕС в Новую Зеландию. Например, Новая Зеландия отменит высокие пошлины на промышленные товары, такие как: автомобили и запчасти для автомобилей; оборудование; химикаты; одежда; фармацевтические препараты; обувь; текстиль. Соглашение также отменит пошлины на экспорт продуктов питания и напитков из ЕС, такие как: свинина; вино и игристое вино; шоколад; кондитерские изделия и печенье; корм для домашних животных. Соглашение также отменит или существенно снизит пошлины ЕС на большинство новозеландских товаров, экспортируемых в ЕС.
ЕС и Новая Зеландия согласовали правила происхождения, которые гарантируют, что продукты, прошедшие значительную переработку в одной из сторон, могут воспользоваться тарифными преференциями соглашения. Это гарантирует, что преимущества соглашения распространяются на товары, произведенные в ЕС и Новой Зеландии, а не на товары, произведенные в третьих странах. Документация о происхождении соответствует стандарту, основанному на самосертификации предприятий, чтобы максимально упростить использование соглашения, особенно для малых и средних компаний. Проверка происхождения товара основана на контактах с импортером местной таможней и может сопровождаться сотрудничеством между таможенными органами ЕС и Новой Зеландии.
По оценке Еврокомиссии, Евросоюз и Новая Зеландия разделяют цель предоставления эффективных таможенных процедур для участников рынка, в частности, для небольших предприятий, с соответствующими положениями, обеспечивающими прозрачность законодательства, форм, процедур, которые необходимо соблюдать на границе, быстрый доступ к информации о применяемых тарифах, доступ к контактным точкам в случае запросов и консультаций бизнеса до принятия нового таможенного законодательства.
Соглашение подтверждает возможность борьбы с недобросовестной торговлей между сторонами путем использования инструментов защиты торговли (антидемпинговые, антисубсидийные, глобальные гарантии). Соглашение также включает двусторонний защитный механизм, который позволяет ЕС и Новой Зеландии вводить временные меры в случае, если значительное увеличение льготного импорта наносит или угрожает нанести серьезный ущерб их отечественной промышленности.
Соглашение способствует прозрачности и использованию международных стандартов для облегчения доступа на рынки, обеспечивая при этом уровни защиты, которые каждая сторона считает целесообразными. Компаниям ЕС будет легче доказать соответствие техническим регламентам Новой Зеландии, поскольку оценки соответствия могут проводиться в ЕС признанными органами для определенных секторов. Новая Зеландия согласилась принять сертификаты одобрения типа ЕС для автотранспортных средств. Многие категории транспортных средств, одобренных в ЕС, не будут нуждаться в дополнительной сертификации перед поступлением на рынок Новой Зеландии.
Каждый год ЕС экспортирует в Новую Зеландию услуг на сумму более 2,6 млрд. евро. Соглашение облегчит компаниям ЕС предоставление услуг Новой Зеландии и откроет возможности для инвестиций как в сектор услуг, так и в производственный сектор. Это обеспечит равные условия между поставщиками услуг ЕС и их конкурентами в Новой Зеландии. Охватываемые услуги включают широкий спектр секторов, и существуют специальные отраслевые нормативные положения для служб доставки, телекоммуникаций, финансовых услуг и услуг международных морских перевозок. Соглашение также содержит расширенные положения о перемещении профессионалов в деловых целях, таких как менеджеры или специалисты, которых компании ЕС направляют в свои дочерние компании в Новой Зеландии и членов их семей.
ЕС и Новая Зеландия взаимно откроют свои рынки закупок в дополнение к тому, что уже предусмотрено Соглашением ВТО о государственных закупках. Новая Зеландия позволит компаниям ЕС участвовать в тендерах на равных условиях с местными компаниями по контрактам со всеми государственными органами, закупки которых регулируются правилами закупок Новой Зеландии.
ЕС и Новая Зеландия признают, что определенные субсидии могут нарушить надлежащее функционирование рынков и нанести вред окружающей среде, и с этой целью согласились, что в принципе не должны предоставляться субсидии, которые негативно влияют на конкуренцию или торговлю или наносят вред окружающей среде. Кроме того, ЕС и Новая Зеландия договорились о всеобъемлющем механизме прозрачности, с помощью которого субсидии, предоставляемые как поставщикам товаров, так и поставщикам услуг, должны быть опубликованы.
ЕС и Новая Зеландия договорились о всеобъемлющих положениях об интеллектуальной собственности (ИС) для защиты и обеспечения соблюдения прав ИС, которые будут стимулировать инновации для соответствующих отраслей, чтобы оставаться конкурентоспособными. Соглашение включает положения об авторском праве и смежных правах, товарных знаках, промышленных образцах, географических указаниях, сортах растений и защите нераскрытой информации, а также положения о защите прав интеллектуальной собственности. Что касается авторских и смежных прав, Новая Зеландия согласилась повысить свои стандарты защиты. Это включает в себя расширение прав исполнителей в отношении публичного распространения звукозаписей и продление срока защиты прав авторов, исполнителей и производителей звукозаписей на 20 лет. Новая Зеландия осуществит продление срока действия в течение 4 лет после вступления Соглашения в силу.
Глава об энергетике и сырье дополняет положения других глав, касающихся энергетики (товары, услуги, инвестиции, технические барьеры, государственное предприятие, закупки), обеспечивая значительную регулятивную ценность в ряде областей. Первым из них является устранение ограничений на экспорт энергоносителей и сырьевых товаров. Глава запрещает экспортные монополии на энергию или сырье, а также необоснованное вмешательство правительства в установление цен на энергоносители и сырье. Глава также запрещает экспортное или двойное ценообразование, когда экспортные цены будут устанавливаться выше внутренних цен, что является одной из наиболее важных форм субсидирования ископаемого топлива во всем мире. Кроме того, нормы Соглашения должны будут способствовать развитию торговли и инвестиций в устойчивые энергетические товары, такие как возобновляемые источники энергии и энергоэффективные продукты. Это будет сделано путем устранения нетарифных барьеров, связанных с ключевыми технологиями, связанных с недискриминационным доступом и использованием сети, контролируемой независимым регулирующим органом, балансированием рынков и содействием сотрудничеству в области общих стандартов для возобновляемых источников энергии и энергоэффективных технологий.
Соглашение предусматривает механизм разрешения споров, которые могут возникнуть в связи с толкованием и применением его положений. Среди прочего, оно включает независимых участников обсуждения, надлежащую правовую процедуру и прозрачность, включающие открытые слушания, публикацию решений и возможность для заинтересованных сторон представить свои мнения в письменном виде. Соглашение впервые позволит применять торговые санкции в случаях неисполнения основных обязательств в сочетании с подходом, основанным на сотрудничестве, что позволит ЕС более жестко применять нормы Соглашения.
Согласно опубликованному 17 февраля 2023 г. пресс-релизу Еврокомиссии[5], торговое соглашение между ЕС и Новой Зеландией «сделало большой шаг к ратификации», и Комиссия направила его на подпись в Совет ЕС. Отправка проектов решений Совету ЕС о подписании и заключении соглашения является важным шагом: как только Совет ЕС даст «зеленый свет», ЕС и Новая Зеландия смогут подписать Соглашение, и оно будет направлено в Европейский парламент для одобрения, после чего должно вступить в силу.
Список источников и литературы:
- Обзор основных положений торгового Соглашения между ЕС и Новой Зеландией Гендиректората по торговле Еврокомиссии. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://policy.trade.ec.europa.eu/news/key-elements-eu-new-zealand-trade-agreement-2022-06-30_en (дата обращения: 25.02.2023 г.)
- Пресс-релиз Еврокомиссии по вопросу предстоящего одобрения и подписания торгового Соглашения между ЕС и Новой Зеландией от 17 февраля 2023 г. [Электронный ресурс] Режим доступа : https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_23_921 (дата обращения: 25.02.2023 г.).
- Изотов Д.А. Зона свободной торговли между Россией и Новой Зеландией: возможные эффекты / Российский внешнеэкономический вестник. 2013. № 11. С. 41-53.
- Комендантов С.В. Соглашения о свободной торговле ЕАЭС и его государств-членов с третьими государствами: эволюция, реализация и перспективы / Электронное сетевое издание «Международный правовой курьер». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://inter-legal.ru/soglasheniya-o-svobodnoj-torgovle-eaes-i-ego-gosudarstv-chlenov-s-tretimi-gosudarstvami-evolyutsiya-realizatsiya-i-perspektivy (дата обращения: 22.01.2023).
- Комендантов С.В., Куликов А.М. О Всеобъемлющем экономическом и торговом соглашении между ЕС и Канадой / Электронное сетевое издание «Международный правовой курьер». 2022. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://inter-legal.ru/o-vseobemlyushhem-ekonomicheskom-i-torgovom-soglashenii-mezhdu-es-i-kanadoj (дата обращения: 25.02.2023 г.).
- Олейников И.В. Новая Зеландия — Китай: торгово-экономические отношения в начале XXI века / Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 4 (462). С. 136-141.
- Олейников И.В. Китай — Новая Зеландия: на пути к модернизации соглашения о свободной торговле / Восточная Азия: прошлое, настоящее, будущее. 2020. № 7. С. 220-228.
Информация об авторе:
Комендантов Сергей Васильевич, к.ю.н., доцент, заместитель заведующего кафедрой международного права Дипломатической академии МИД России, член Российской ассоциации международного права, государственный советник Российской Федерации III класса.
Inormation about the author:
Komendantov Sergei Vasilievich, Ph.D. in Law, Associate Professor, Deputy Head of the Department of International Law of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, member of the Russian Association of International Law, State Counselor of the Russian Federation III class.
[1] Подробнее: Комендантов С.В., Куликов А.М. О Всеобъемлющем экономическом и торговом соглашении между ЕС и Канадой / Электронное сетевое издание «Международный правовой курьер». 2022. http://inter-legal.ru/o-vseobemlyushhem-ekonomicheskom-i-torgovom-soglashenii-mezhdu-es-i-kanadoj (дата обращения: 25.02.2023 г.).
[2] Олейников И.В. Китай — Новая Зеландия: на пути к модернизации соглашения о свободной торговле / Восточная Азия: прошлое, настоящее, будущее. 2020. № 7. С. 220, 222.
[3] Изотов Д.А. Зона свободной торговли между Россией и Новой Зеландией: возможные эффекты / Российский внешнеэкономический вестник. 2013. № 11. С. 43-44.
[4] Данные Генерального директората по торговле Еврокомиссии: https://policy.trade.ec.europa.eu/news/key-elements-eu-new-zealand-trade-agreement-2022-06-30_en (дата обращения: 25.02.2023 г.).
[5] Подробнее: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_23_921 (дата обращения: 25.02.2023 г.).