Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Об обзоре основных предложений Комиссии ЕС по всеобъемлющей реформе Таможенного союза ЕС

Export import cargo containers in harbor

Таможенная реформа ЕС предполагает учреждение нового органа, который будет контролировать таможенные данные, а также создание единой онлайн-системы для бизнеса и регистрации информации о товарах. Реформа будет способствовать упрощению расчета таможенных пошлин. Новое таможенное управление ЕС будет осуществлять надзор за Центром таможенных данных ЕС, который будет основой новой системы. Со временем центр обработки данных заменит существующую ИТ-инфраструктуру таможенных служб в государствах-членах ЕС, экономя их эксплуатационные расходы на сумму до 2 млрд евро в год.

Ключевые слова. ЕС, таможенный союз ЕС, таможенная реформа, таможенные платежи.

On the review of the main proposals of the EU Commission on the comprehensive reform of the EU Customs Union

Annotation. The EU customs reform involves the establishment of a new body that will control customs data, as well as the creation of a unified online system for business and registration of information about goods. The reform will facilitate the calculation of customs duties. The new EU Customs Office will oversee the EU Customs Data Center, which will be the basis of the new system. Over time, the data processing center will replace the existing IT infrastructure of customs services in the EU member states, saving their operating costs by up to 2 billion euros per year.

Tags: EU, EU customs Union, customs reform, customs payments.

17 мая 2023 г. Комиссия ЕС выдвинула предложения по всеобъемлющей реформе Таможенного союза ЕС с момента его создания в 1968 году.

По данным Комиссии ЕС, реформа отвечает текущему давлению, в условиях которого работает таможня ЕС, включая увеличение объемов торговли, особенно в электронной коммерции, быстро растущее число стандартов ЕС, которые необходимо проверять на границе, и меняющиеся геополитические реалии.

Новый пакет предложений о таможенных реформах ЕС основан на подготовительной работе и также поддерживается обширной оценкой воздействия Комиссии, а также общественными консультациями, в ходе которых были собраны мнения всех заинтересованных сторон.

Предлагаемые меры представляют собой видение таможенной службы ЕС, основанное на данных, которое значительно упростит таможенные процессы для бизнеса, особенно для наиболее надежных трейдеров. Охватывая цифровую трансформацию, реформа сократит громоздкие таможенные процедуры, заменив традиционные декларации более разумным подходом к контролю за импортом, основанным на данных. В то же время таможенные органы будут иметь инструменты и ресурсы, необходимые им для надлежащей оценки и прекращения импорта, который представляет реальные риски для ЕС, его граждан и его экономики[1].

Новое таможенное управление ЕС будет осуществлять надзор за Центром таможенных данных ЕС, который будет действовать в качестве двигателя новой системы. Со временем Центр обработки данных заменит существующую ИТ-инфраструктуру таможенных служб в государствах-членах ЕС, экономя их эксплуатационные расходы на сумму до 2 млрд евро в год. Новый орган также поможет внедрить улучшенный подход ЕС к управлению рисками и таможенным проверкам.

В целом, новая структура должна сделать таможню ЕС пригодной для более экологичной цифровой эпохи и внесет вклад в создание более безопасного и конкурентного единого рынка. Она упрощает и рационализирует требования к таможенной отчетности для участников торговли, например, за счет сокращения времени, необходимого для завершения процессов импорта, а также за счет предоставления единого интерфейса ЕС и облегчения повторного использования данных. Таким образом, это помогает снизить такое бремя на 25%.

Предполагается, что в реформированном Таможенном союзе ЕС предприятия, которые хотят ввозить товары в ЕС, смогут регистрировать всю информацию о своих продуктах и цепочках поставок в единой онлайн-среде: новом центре таможенных данных ЕС. Эта передовая технология будет собирать данные, предоставляемые бизнесом, и – посредством машинного обучения, искусственного интеллекта и вмешательства человека – предоставлять властям 360-градусный обзор цепочек поставок и перемещения товаров.

В то же время предприятиям нужно будет взаимодействовать только с одним порталом при подаче своей таможенной информации, и им нужно будет предоставлять данные только один раз для нескольких отправлений. В некоторых случаях, когда бизнес-процессы и цепочки поставок полностью прозрачны, наиболее надежные участники рынка смогут выпускать свои товары в обращение в ЕС вообще без какого-либо активного таможенного вмешательства. Категория Trust & Check усиливает уже существующую программу Authorized Economic Operators (AEO) для доверенных трейдеров.

Это новое партнерство с бизнесом является первым в мире — новый мощный инструмент для поддержки бизнеса ЕС, торговли и открытой стратегической автономии ЕС. Центр таможенных данных ЕС позволит ввозить товары в ЕС с минимальным вмешательством таможни, без ущерба для требований безопасности или противодействия мошенничеству.

Согласно предложениям, Центр обработки данных откроется для отправлений электронной торговли в 2028 году, за ним (на добровольной основе) последуют другие импортеры в 2032 году, что приведет к немедленным выгодам и упрощениям. Участники рынка также смогут растаможивать весь свой импорт в таможенных органах государства-члена, в котором они базируются, независимо от того, откуда товары поступают в ЕС. Обзор в 2035 году оценит, может ли эта возможность быть распространена на всех трейдеров, когда хаб станет обязательным с 2038 года[2].

Все государства-члены ЕС будут иметь доступ к данным в режиме реального времени и смогут объединять информацию для более быстрого, последовательного и эффективного реагирования на риски.

Искусственный интеллект будет использоваться для анализа и мониторинга данных и прогнозирования проблем еще до того, как товары отправятся в ЕС. Это позволит таможенным органам ЕС сосредоточить свои усилия и ресурсы там, где они необходимы больше всего: чтобы остановить ввоз небезопасных или незаконных товаров в Союз и поддержать растущее число законов ЕС, запрещающих определенные товары, которые противоречат общим ценностям ЕС – например, в области изменения климата, вырубки лесов, принудительного труда, и это лишь несколько примеров. Это также поможет обеспечить надлежащий сбор пошлин и налогов в интересах национального бюджета и бюджетов ЕС.

Чтобы помочь государствам–членам ЕС расставить приоритеты в отношении правильных рисков и координировать свои проверки – особенно во время кризисов — информация и экспертные знания будут объединены и оценены на уровне ЕС с помощью нового Таможенного органа ЕС, действующего на основе данных, предоставленных через Центр таможенных данных ЕС. Новый режим существенно улучшит сотрудничество между таможней, надзором за рынком и правоохранительными органами на уровне ЕС и на национальном уровне, в том числе посредством обмена информацией через Таможенный центр данных.

Сегодняшняя реформа сделает онлайн-платформы ключевыми участниками в обеспечении того, чтобы товары, продаваемые онлайн в ЕС, соответствовали всем таможенным обязательствам. Это серьезный отход от нынешней таможенной системы, которая возлагает ответственность на отдельных потребителей и перевозчиков. Платформы будут нести ответственность за то, чтобы таможенные пошлины и НДС оплачивались при покупке, поэтому потребители больше не будут сталкиваться со скрытыми платежами или неожиданной бумажной волокитой при получении посылки. Благодаря онлайн-платформам в качестве официальных импортеров потребители из ЕС могут быть уверены, что все пошлины были уплачены и что их покупки безопасны и соответствуют экологическим стандартам ЕС, безопасности и этическим нормам.

В то же время реформа отменяет действующий порог, при котором товары стоимостью менее 150 евро освобождаются от уплаты таможенных пошлин, чем активно пользуются мошенники. До 65% таких посылок, поступающих в ЕС, в настоящее время недооценены, чтобы избежать таможенных пошлин на импорт.

Реформа также упрощает расчет таможенных пошлин для наиболее распространенных товаров низкой стоимости, закупаемых за пределами ЕС, сокращая тысячи возможных категорий таможенных пошлин всего до четырех. Это значительно упростит расчет таможенных пошлин для небольших посылок, помогая платформам и таможенным органам лучше управлять одним миллиардом покупок в электронной торговле, поступающих в ЕС каждый год. Это также устранит возможность мошенничества. Ожидается, что новый, специально разработанный режим электронной торговли принесет дополнительные таможенные поступления в размере 1 млрд евро в год[3].

Законодательные предложения будут направлены в Европейский парламент и Совет Европейского союза для согласования, а также в Европейский экономический и социальный комитет для консультаций.

Список источников и литературы:

  1. Сообщение Комиссии по таможенной реформе: Вывод Таможенного союза на новый уровень / [Электронный ресурс] Режим доступа:  https://taxation-customs.ec.europa.eu/customs-4/eu-customs-reform_en  (дата обращения: 20 мая 2023 г).
  2. Предложение по Постановлению Европейского парламента и Совета, устанавливающему Таможенный кодекс Союза и Таможенное управление Европейского союза, и отменяющему Постановление (ЕС) № 952/2013 [Электронный ресурс] Режим доступа:  https://taxation-customs.ec.europa.eu/customs-4/eu-customs-reform_en   (дата обращения: 20 мая 2023 г).
  3. Таможенная реформа ЕС — оценка воздействия [Электронный ресурс] Режим доступа:  https://taxation-customs.ec.europa.eu/customs-4/eu-customs-reform_en   (дата обращения: 20 мая 2023 г).
  4. Таможенная реформа ЕС — Краткое изложение оценки воздействия [Электронный ресурс] Режим доступа:  https://taxation-customs.ec.europa.eu/customs-4/eu-customs-reform_en   (дата обращения: 20 мая 2023 г).
  5. Гиран А.,  Хаками А., Бонту Л., Скаполо Ф. Будущее таможни в ЕС 2040 / Издательское бюро Европейского союза, Люксембург, 2020. / [Электронный ресурс] Режим доступа:  https://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/handle/JRC121859 (дата обращения: 20 мая 2023 г).

Информация об авторе:

Комендантов Сергей Васильевич, к.ю.н., доцент, заместитель заведующего кафедрой международного права Дипломатической академии МИД России, член Российской ассоциации международного права, государственный советник Российской Федерации III класса.

Information about the author:

Komendantov Sergei Vasilyevich — Ph.D. in Law, Associate Professor, Deputy Head of the Department of International Law of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, member of the Russian Association of International Law, State Counselor of the Russian Federation III class;


[1] https://taxation-customs.ec.europa.eu/customs-4/eu-customs-reform_en  (дата обращения: 20 мая 2023 г).

[2] https://taxation-customs.ec.europa.eu/customs-4/eu-customs-reform_en  (дата обращения: 20 мая 2023 г).

[3] https://taxation-customs.ec.europa.eu/customs-4/eu-customs-reform_en  (дата обращения: 20 мая 2023 г).

Добавить комментарий

Войти с помощью: