Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Об основных направлениях международной деятельности ЕАЭС на 2023 год: обзор в части взаимодействия с международными организациями

В 2023 году основные усилия ЕАЭС в области международной деятельности будут сосредоточены на развитии уже созданных механизмов сотрудничества, в том числе в рамках заключенных меморандумов, деклараций и торговых соглашений, а также на осуществлении планов и программ по реализации указанных документов со следующими международными организациями: организациями и учреждениями системы Организации Объединенных Наций (ООН), в том числе с региональными комиссиями Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК ООН), Экономической и социальной комиссией ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Экономической комиссией ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК), Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и другими организациями.

Ключевые слова. ЕАЭС, международная деятельность, международные организации.

About The Main Directions Of International Activity Of EAEU For 2023: An Overview of Cooperation With International Organizations

Annotation. In 2023, the main efforts of the EAEU in the field of international activities will be focused on the development of already established cooperation mechanisms, including within the framework of concluded memoranda, declarations and trade agreements, as well as on the implementation of plans and programs for the implementation of these documents with the following international organizations: organizations and agencies of the United Nations (UN) system, including the regional commissions of the United Nations Economic Commission for Europe (UNECE), The United Nations Economic and Social Commission for Asia and the Pacific (ESCAP), the United Nations Economic Commission for Latin America and the Caribbean (ECLAC), the United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD) and other organizations.

Tags: EAEU, international activities, international organizations.


Основные направления международной деятельности Евразийского экономического союза на 2023 год утверждены Решением Высшего Евразийского экономического совета от 9 декабря 2022 г. № 17[1].   

При осуществлении Союзом международной деятельности в 2023 году с учетом меняющейся геоэкономической ситуации в мире приоритетными определены следующие направления: активизация взаимодействия с заинтересованными в развитии торгово-экономического сотрудничества с Союзом государствами — участниками СНГ, не являющимися членами Союза, а также другими странами ближнего зарубежья, в том числе с использованием потенциала института государства — наблюдателя при Союзе; развитие системного диалога с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС), Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейским союзом (ЕС), странами БРИКС и другими заинтересованными государствами и объединениями в Центральной Азии и на Ближнем Востоке в целях расширения экономического сотрудничества в контексте идеи Большого Евразийского партнерства (далее — БЕП); развитие сотрудничества с международными организациями, региональными интеграционными объединениями и третьими странами, перспективными с точки зрения формирования новых кооперационных и логистических цепочек, ускорения транзита товарных потоков, развития системы международных расчетов и решения других задач, которые будут способствовать внутренней экономической устойчивости государств-членов, в том числе путем заключения меморандумов о сотрудничестве (взаимодействии), преференциальных и непреференциальных торговых соглашений, а также интенсификации торгово-экономического взаимодействия с зарубежными партнерами, с которыми заключены такие меморандумы и торговые соглашения; содействие реализации экспортного потенциала государств-членов, в том числе за счет выхода на новые рынки товаров и услуг и расширения использования национальных валют во взаимных расчетах; оказание содействия государствам-членам в укреплении взаимодействия с ключевыми финансово-кредитными центрами государств — членов АСЕАН и стран Азии; идентификация новых   возможностей, открывающихся для бизнес-сообществ государств-членов, в условиях меняющейся глобальной экономики, оказание содействия в преодолении барьеров для их деятельности в связи с нарушением транспортно-логистических цепочек и ограничениями функционирования финансовых расчетов в международной торговле и на рынках капиталов в условиях трансформации глобальной экономики; проведение системной работы по позиционированию Союза в качестве одного из ключевых региональных экономических интеграционных объединений в мире.

 В 2023 году основные усилия Союза в области международной деятельности будут сосредоточены на развитии уже созданных механизмов сотрудничества, в том числе в рамках заключенных меморандумов, деклараций и торговых соглашений (актуальный перечень указанных документов размещается на официальном сайте Союза), а также на осуществлении планов и программ по реализации указанных документов со следующими международными организациями: организациями и учреждениями системы Организации Объединенных Наций (ООН), в том числе с региональными комиссиями Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК ООН), Экономической и социальной комиссией ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Экономической комиссией ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК), Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и другими организациями, в частности с:

ЕЭК ООН в целях изучения   инструментария и методологической базы ЕЭК ООН при анализе торговых барьеров в международной торговле, международного опыта в сфере устранения торговых барьеров, контроля и передвижения на границах, нетарифных мер, нормативного регулирования, включая установление требований к колесным транспортным средствам, а также в сфере надзора за рынком, документооборота, цифровизации и экономического анализа посредством участия на консультативных началах в специализированных сессиях;

ЭСКАТО в целях изучения передовых международных практик, а также продвижения опыта Союза в сфере статистики (Комитет ЭСКАТО по статистике), безбумажной трансграничной торговли (Комитет ЭСКАТО по торговле и инвестициям), энергетики и энергосбережения (Комитет ЭСКАТО по энергетике), транспорта и транспортной инфраструктуры (Комитет ЭСКАТО по транспорту) посредством организации  совместных международных мероприятий, а также участия в заседаниях рабочих органов ЭСКАТО;

ЭКЛАК в целях налаживания контактов в сфере предпринимательства и расширения взаимодействия, в том числе на площадках сторонних организаций, по вопросам, представляющим взаимный интерес, посредством обмена аналитическими и справочными материалами и взаимного участия в мероприятиях;

ЮНКТАД по вопросам продвижения диалога между региональными интеграционными объединениями в рамках обновленного по итогам 15-й министерской конференции мандата ЮНКТАД; использования аналитических инструментов по классификации нетарифных мер, аналитической и методологической базы ЮНКТАД по систематизации и классификации торговых барьеров в части функционирования внутренних рынков в международной торговле для выявления и устранения торговых барьеров в рамках Союза, в том числе для совершенствования сбора и классификации данных при оценке влияния препятствий на международную торговлю, а также совместного проведения на регулярной основе тематических встреч и круглых столов по вопросам, представляющим взаимный интерес; изучения опыта в области развития предпринимательства на глобальном, региональном и национальном уровнях; по вопросам в сфере конкуренции посредством участия в сессиях Межправительственной группы экспертов по конкурентной политике и праву, а также в заседаниях рабочей группы ЮНКТАД по борьбе с трансграничными картелями; по вопросам в сфере защиты прав потребителей посредством участия в сессиях Межправительственной группы экспертов по законодательству и политике в сфере защиты прав потребителей и заседаниях рабочих групп ЮНКТАД по защите прав потребителей в электронной торговле и по безопасности потребительской продукции;

Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) в целях учета опыта реализации проектов и программ развития ЮНИДО с государствами-членами, реализуемых на двусторонней основе в сфере создания наукоемких, высокотехнологичных, инновационных производств, развития «зеленой» промышленности, повышения энергоэффективности, внедрения «чистых технологий», иных  направлений и их дальнейшего распространения на другие государства-члены в формате многостороннего сотрудничества, а также углубления сотрудничества по вопросам развития и модернизации промышленных комплексов, формирования совместной индустриально-инновационной инфраструктуры, трансфера передовых технологий, создания совместных производственных предприятий и цифрового пространства в сфере промышленности;

Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (ФАО) в целях организации взаимодействия Евразийской экономической комиссии (далее — Комиссия) и ФАО по вопросам растениеводства и животноводства, обеспечения продовольственной безопасности, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, фитосанитарной и ветеринарной безопасности территорий, а также изучения опыта ФАО в агропромышленной сфере, который позволит совершенствовать законодательную базу в области селекционно-племенной работы, будет способствовать расширению информационной базы, выработке мер по устойчивому развитию агропромышленного комплекса государств-членов;

Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) в целях изучения наилучших международных практик в сфере интеллектуальной собственности и подготовки предложений по совершенствованию системы правовой охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в рамках Союза посредством организации совместных мероприятий по проблемным вопросам в сфере интеллектуальной собственности, обмена аналитическими и справочными материалами, а также взаимного участия в мероприятиях, представляющих интерес для Комиссии и ВОИС;

Международной организацией по миграции (МОМ) в целях  изучения наилучших международных практик для выработки предложений по устранению барьеров на пути свободного движения рабочей силы в рамках Союза посредством обмена аналитическими и справочными материалами, проведения совместных мероприятий по вопросам трудовой миграции, в том числе экспертных консультаций по конкретным проблемным вопросам и выработке предложений по их разрешению, участия в международных конференциях и семинарах, а также в иных мероприятиях, представляющих взаимный интерес;

Международной электротехнической комиссией (МЭК) в целях обмена опытом в области установления требований к электротехнической продукции, а также проведения консультаций по проблемным вопросам технического регулирования электротехнической продукции;

Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в целях развития научно-методического и экспертного потенциала по актуальным для Союза вопросам в сфере регулирования обращения лекарственных средств и медицинских изделий, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предупреждения распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения, выполнения международных медикосанитарных правил, недопущения обращения опасной для жизни и здоровья человека продукции и предупреждения возникновения и распространения резистентности к антимикробным препаратам на основе участия специалистов в заседаниях рабочих групп и консультативных органов сторон, обмена опытом и использования рекомендаций ВОЗ в рамках подготовки актов органов Союза;

Всемирной таможенной организацией (ВТамО) посредством участия в пределах компетенции Союза в мероприятиях, проводимых данной организацией, и заседаниях рабочих органов ВТамО в целях изучения передовых практик и продвижения опыта Союза в сфере таможенного регулирования, а также проработки с государствамичленами вопроса присоединения Союза к основополагающим правовым инструментам и средствам ВТамО и осуществления совместных с государствами-членами действий, направленных на получение Союзом статуса члена во ВТамО;

Всемирной торговой организацией (ВТО) посредством участия в деятельности рабочих органов ВТО и мероприятиях, проводимых данной организацией, в том числе рабочих групп и регулярных комитетов ВТО, в процедурах разрешения споров ВТО по мерам, относящимся к компетенции Союза;

Международным торговым центром (МТЦ) в целях содействия созданию условий для расширения международной и региональной торговли, включая вопросы электронной торговли, упрощения процедур торговли, нетарифного регулирования, поддержки развития экспорта, обеспечения доступности информации о торговле, посредством участия в проводимых данной организацией мероприятиях для изучения международного опыта по устранению торговых барьеров и другими международными структурами[2].

Реализацию целей и задач международной повестки Союза планируется  осуществлять во взаимодействии с уполномоченными органами государств-членов в соответствии с Порядком осуществления Евразийским экономическим союзом международного сотрудничества, утвержденным Решением Высшего Евразийского экономического совета ЕАЭС от 23 декабря 2014 г. № 99[3].

       Список источников и литературы:

  1.  Основные направления международной деятельности Евразийского экономического союза на 2023 год (утверждены Решением Высшего Евразийского экономического совета от 9 декабря 2022 г. № 17) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01437103/err_12122022_17  (дата обращения: 22.01.2023)
  2. Порядок осуществления Евразийским экономическим союзом международного сотрудничества (утвержден Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. № 99) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/0147032/scd_25122014_99  (дата обращения: 22.01.2023).
  3. Комендантов С.В. Соглашения о свободной торговле ЕАЭС и его государств-членов с третьими государствами: эволюция, реализация и перспективы / Электронное сетевое издание «Международный правовой курьер». 2021. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://inter-legal.ru/soglasheniya-o-svobodnoj-torgovle-eaes-i-ego-gosudarstv-chlenov-s-tretimi-gosudarstvami-evolyutsiya-realizatsiya-i-perspektivy  (дата обращения: 22.01.2023).
  4. Евразийский экономический союз на пути к Большому Евразийскому партнерству: выгоды для международного бизнеса. М.: Евразийская экономическая комиссия, 2020. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/Documents/Brochure_Verona.pdf  (дата обращения: 20.01.2023).
  5. Право и институты евразийской интеграции: учебное пособие для вузов / И.О. Анисимов, С.В. Комендантов. — Москва: Издательство Юрайт, 2022.

Информация об авторе:

Комендантов Сергей Васильевич, к.ю.н., доцент, заместитель заведующего кафедрой международного права Дипломатической академии МИД России, член Российской ассоциации международного права, государственный советник Российской Федерации III класса.

Information about the author:

Komendantov Sergei Vasilyevich, Ph.D. in Law, Associate Professor, Deputy Head of the Department of International Law of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, member of the Russian Association of International Law, State Counselor of the Russian Federation of the III class.

 


[1] https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01437103/err_12122022_17 (дата обращения: 22.01.2023)

[2] Евразийская экономическая интеграция традиционно привлекает внимание как российских, так и зарубежных исследователей в области политологии, мировой экономики и международного права. См. например: Боклан Д.С. Соотношение права Евразийского экономического союза и соглашений ВТО // Современное международное право: глобализация и интеграция: LIBER AMICORUM в честь профессора П.Н. Бирюкова: сборник научных статей / отв. ред. А.Я. Капустин; Воронежский государственный университет. Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2016. С. 38-45; D. Boklan, I. Lifshits, Eurasian Economic Union Court and WTO Dispute Settlement Body: Two Housewives in One Kitchen, 7(3) Russian Law Journal. 2009. Р. 169–193; Воронцова Н.А. Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан: становление и развитие / Рос. таможенная академия. М.: РТА, 2001. 108 с; Воскресенский А.Д. Китай и Россия в Евразии: историческая динамика политических взаимовлияний / МГИМО (У) МИД России; Ин-т Дальнего Востока РАН. М.: Муравей, 2004. 603 с.; Евразия: конкуренция и сотрудничество : сборник статей / Ин-т мировой экономики и междунар. отношений РАН; отв. ред. А.А. Рогожин. – М.: ИМЭМО РАН, 2006. 115 с.; Евразийская интеграция в XXI веке / под ред. А.А. Климова, В.Н. Лексина и др. – М.: Ленанд, 2012. 284 с.; Евразийское экономическое сообщество: правовые и экономические основы / под ред. А.И. Манжосова. М.: ЮНИТИ, 2004. 270 с.; Европейское право. Отрасли права Европейского Союза и Евразийского экономического союза: учебник/рук. авт. кол. и отв. ред. Л.М. Энтин, М.Л. Энтин. М.: Норма : ИНФРА-М, 2018. 416 с.; Еликбаев К.Н., Комендантов С.В. О подходах к реализации положений договора о Евразийском экономическом союзе о применении исключений из порядка функционирования внутреннего рынка товаров ЕАЭС // Электронное сетевое издание «Международный правовой курьер». 2020. № 12. С. 18-22; Интеграционное право. Учебник / В.В. Блажеев, С.Ю. Кашкин, П.А. Калиниченко и др.; отв. ред. С.Ю. Кашкин. М.: Проспект, 2017. 720 с.; Интеграционное право в современном мире: сравнительно-правовое исследование / под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Проспект, 2014. 416 с.; Комендантов С.В. К вопросу о возможных международно-правовых последствиях создания Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС // Московский журнал международного права. 2010. № 1 (77). С. 61-71; Мантусов В.Б. Интеграционные процессы в Содружестве Независимых Государств (основные направления развития субрегиональных групп). Монография. М.: ВОСТОК-ЗАПАД, 2012. 129 с.; Право Евразийского экономического союза. Учебник / отв. ред. С.Ю. Кашкин. М.: Проспект, 2016. 192 с.; Скурко Е.В. Глобальная и региональная торгово-экономическая интеграция: Эффективность правового регулирования. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. 297 с.; Таможенный союз стран Евразийского экономического сообщества: комментарий и документы / С.И. Истомин, С.П. Булавин и др. / под общ. ред. Ю.Ф. Азарова. М.: Экономика, 2003. 486 с.; Халевинская Е.Д. Интеграция, сотрудничество и развитие на постсоветском пространстве. М.: Инфра-М, 2012. 199 с.; Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. М.: НП «III тысячелетие», 2002. 478 с.; Ярышев С.Н. Единое экономическое пространство в системе международного экономического права. Монография. М.: Юрис Пруденс, 2010. 221 с.; 20 лет Евразийскому проекту. М.: ЕЭК, 2014. 371 с.

[3] https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/0147032/scd_25122014_99 (дата обращения: 22.01.2023).

Добавить комментарий

Войти с помощью: