За более чем восьмилетний период функционирования Евразийский экономический союз (далее — ЕАЭС, Союз) стал одной из ведущих международных организаций региональной экономической интеграции. Достигнутые им успехи в проведении скоординированной и согласованной политики по отдельным направлениям сотрудничества не снимают, однако, с него задачу по поиску новых сфер экономической интеграции, а также совершенствованию уже имеющихся институционально-правовых механизмов. В связи с этим в декабре 2020 г. главами государств — членов ЕАЭС был утвержден программный правовой акт — Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 г. (далее — Стратегия), закрепляющий амбициозные для Союза цели и задачи. Одна из них — дальнейшее обеспечение свободного передвижения трудовых ресурсов в рамках организации.
Авторы настоящей статьи провели комплексный сравнительно-правовый анализ соответствующих положений Стратегии, а также принятого в ее развитие плана мероприятий и тех практических результатов, которые уже удалось достичь в области трудовой миграции. В ходе исследования изучению подлежали международные договоры Союза (Договор о ЕАЭС от 29 мая 2014 г. и международные договоры, заключенные в рамках ЕАЭС) и решения его органов. Теоретическую основу работы составили труды отечественных ученых, посвященные евразийской интеграции. Методологическая база исследования была сформирована с применением таких общенаучных методов познания, как анализ и синтез, индукция и дедукция. К частнонаучным методам, которые авторы задействовали в своей работе, отнесены формально-юридический, сравнительно-правовой и историко-правовой методы познания.
По результатам исследования авторы определили, что утверждение Стратегии — это доказательство политической воли государств — членов Союза углубить интеграцию в ряде отраслей экономики, включая общий рынок труда. Утвержденные в направлении 1 раздела II Стратегии меры, направленные на обеспечение свободного передвижения рабочей силы на пространстве ЕАЭС, предоставили возможность оперативно распределять кадровый потенциал Союза в зависимости от экономических потребностей его отдельных стран, повысили социальную мобильность трудящихся и закрепили за работниками значительно больший объем прав и социальных гарантий. При значительных успехах, достигнутых в ходе реализации пунктов Стратегии в части трудовой миграции (поставленные задачи выполнены более чем на 75 %), остаются востребованными последующие шаги со стороны стран Союза и его органов, направленные на преодоление возникающих вызовов на рынке труда.
Ключевые слова: евразийская интеграция; Евразийский экономический союз (ЕАЭС); трудовая миграция; Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 г.
Ensuring free movement of workforce within the Eurasian economic union as the strategic direction for developing the Eurasian economic integration
Abstract. For more than eight years of its functioning, the Eurasian Economic Union (EAEU) has become one of the leading international organizations of regional economic integration. The successes it has achieved in pursuing a coordinated and coherent policy in certain areas of cooperation, however, do not relieve it of the task of finding new areas of economic integration, as well as improving institutional and legal mechanisms that already exist. In this regard, in December 2020, the heads of the EAEU member states approved a program legal act – Strategic directions for developing the Eurasian economic integration until 2025 (Strategy), which sets out ambitious goals and objectives for the Union. One of them is to further ensure the free movement of labor resources within the organization.
The authors of the present article have conducted a comprehensive comparative legal analysis of the relevant provisions of the Strategy, as well as the action plan adopted in its development and the practical results that have already been achieved in the field of labor migration. In the course of the study, the international treaties of the Union (the Treaty on the EAEU dated May 29, 2014 and the international treaties concluded within the framework of the EAEU) and decisions of its bodies were subject to study. The theoretical basis of the article was formed with the works of Russian scientists devoted to the Eurasian integration and the methodological one – with the use of such general scientific cognitive methods as analysis and synthesis, induction and deduction. In addition, the authors used formal legal, comparative legal and historical legal methods of cognition while writing this scientific paper.
Based on the results of the study, the authors have determined that the approval of the Strategy is a clear signal of the political will of the member states of the Union to deepen integration in a number of sectors of the economy, including the common labor market. The measures approved in Direction 1 of Section II of the Strategy, aimed at ensuring the free movement of labor within the EAEU, provided an opportunity to quickly distribute the Union’s human resources depending on the economic needs of its countries, increase the social mobility of its workers and assign to workers a significantly larger scope of rights and social guarantees. Despite significant progress in the implementation of the elements of the Strategy in terms of labor migration (the tasks set have been completed by more than 75 %), further steps of the countries of the Union and its bodies aimed at overcoming emerging challenges in the labor market still remain in demand.
Keywords: Eurasian integration; Eurasian Economic Union (EAEU); work migration; Strategic Directions for the Development of Eurasian Economic Integration until 2025.
6 декабря 2018 г., в преддверии пятилетия Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 г., главами государств — членов Союза в г. Санкт-Петербурге подписана Декларация о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках ЕАЭС[1] (далее — Декларация). В данном правовом акте стороны определили, что дальнейшее развитие экономической интеграции будет среди прочего основываться на полном устранении барьеров и максимальном сокращении изъятий и ограничений для свободного перемещения рабочей силы на внутреннем рынке Союза, а также развитии человеческого потенциала как основного фактора устойчивого и сбалансированного экономического роста организации. Заключительные положения Декларации предусматривали, что для достижения целей Союза будет принят документ, определяющий стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 г. В развитие Декларации Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 г. № 2 соответствующая Стратегия была утверждена[2].
Эксперты отмечают, что разработка и утверждение Стратегии являются качественным переходом Союза от этапа его формирования к этапу проектной интеграции[3], в рамках которого предполагается принятие системных решений по совершенствованию институционально-правовых механизмов объединения. Так, Стратегией предусматривается подписание тринадцати международных договоров, принятие шестидесяти нормативных правовых актов и двадцати пяти поправок к Договору о ЕАЭС. С экономической точки зрения ожидается, что при реализации Стратегии темпы прироста Союза должны составлять ежегодно более 4,5 %, а повышение ВВП организации в мировой экономике к 2030 г. — 4 %[4].
При этом определенные в Стратегии перспективные направления развития свидетельствуют о наличии в ней «человеческого измерения» интеграции[5]. Так, в качестве перспективных направлений интеграции в сфере трудовой миграции определены дальнейшее обеспечение свободного передвижения трудовых ресурсов в рамках Союза, содействие занятости трудящихся в государствах-членах, создание благоприятных условий для их пребывания и др.
Что касается практических аспектов сотрудничества по реализации Стратегии, то они отражены в ее разделе II. В частности, направление 1 данного раздела — «Полное устранение барьеров и максимальное сокращение изъятий и ограничений для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на внутреннем рынке Союза» — предусматривает шесть механизмов выполнения поставленных перед странами евразийской пятерки задач в области трудовой миграции.
При рассмотрении вопроса о реализации таких механизмов авторы считают необходимым опираться главным образом на выводы, полученные в результате сравнительного анализа положений Стратегии, а также утвержденного плана соответствующих мероприятий[6] и тех практических результатов, которые достигнуты странами евразийской пятерки и Комиссией по каждому из пунктов обоих актов.
Определение наиболее востребованных профессий на рынке труда Союза и выработка рекомендаций к квалификационным требованиям по таким профессиям
Инициатива, касающаяся выработки предложений относительно профессиональной квалификации работников по наиболее востребованным на рынке труда Союза профессиям, обладает рядом преимуществ. Прежде всего, разработка перечня таких профессий позволит трудящимся государств — членов ЕАЭС оперировать наиболее актуальными данными о спросе на работников той или иной сферы и сократит их затраты (финансовые и временны́е) на поиск работы за пределами страны проживания. Более того, информация, полученная по результатам регулярного обновления такого перечня, может быть использована в ходе работы по профориентации и переподготовке работников в странах Союза.
Задача по разработке перечня наиболее востребованных профессий зафиксирована в п. 1.5.1 Стратегии, а исполнители этого поручения, сроки и формы его реализации определены в соответствующих пунктах плана. В частности, министру по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии (далее — ЕЭК, Комиссия) и государствам-членам следовало представить на заседании Комиссии доклад о наиболее востребованных профессиях на рынке труда Союза в 2021‒2023 гг. Обозначенная задача была выполнена с опережением — уже в конце декабря 2021 г. такой перечень был официально опубликован на сайте Комиссии[7].
В текущей редакции документ подразделен на наиболее востребованные должности служащих и профессии рабочих каждой из пяти стран в области образования, здравоохранения, строительства, промышленности, сельского хозяйства, торговли, связи и IT-технологий, жилищно-коммунального хозяйства, автомобильных перевозок. Например, в России востребованы девятнадцать категорий врачей, педагоги различных профилей обучения, пятнадцать специальностей рабочих в жилищно-коммунальном хозяйстве.
При этом, как отмечает бывший министр по экономике и финансовой политике ЕЭК Р. Бекетаев, на рынке труда Союза следует стремиться к последовательному сближению и квалификационных требований к каждой из профессии[8]. Коллегия Комиссии уже одобрила две соответствующие рекомендации – в сфере образования[9] и здравоохранения[10]. В разработке находятся рекомендации для других востребованных профессий в различных сферах экономики, которые, как ожидается, будут использоваться компетентными органами сторон при формировании своих национальных типовых квалификационных требований.
Проработка вопроса о создании Евразийской электронной биржи труда и создание унифицированной системы поиска «Работа без границ»
Одним из шагов по повышению уровня взаимодействия рынков труда государств — членов ЕАЭС следует рассматривать ввод в промышленную эксплуатацию в середине 2021 г. унифицированной системы поиска «Работа без границ». Запуск под эгидой ЕЭК первого совместного цифрового проекта на евразийском пространстве — это большой шаг на пути к цифровой трансформации Союза в целом, свидетельствующий о «начале формирования полноценной цифровой экосистемы в сфере трудоустройства и занятости граждан ЕАЭС»[11].
С практической точки зрения этот проект обеспечивает трудящимся лицам и работодателям возможность выбора одной или нескольких стран Союза, на территории которых необходимо осуществить поиск работы или подбор персонала, получить доступ к информации по необходимым вакансиям или резюме, а также возможность интерактивного взаимодействия. Сегодня система предоставляет доступ к более чем 500 тыс. проверенных резюме соискателей и 4 млн реальных вакансий работодателей всех стран Союза[12].
Двухлетнее функционирование данной платформы, несомненно, не только увеличило возможности трудоустройства для граждан государств — членов ЕАЭС и, соответственно, упростило работодателям поиск сотрудников на вакантные должности, но и зарекомендовало ее в качестве одного из инструментов восстановления общего рынка труда Союза, помогающего бороться с экономическими последствиями пандемии COVID-19.
Вместе с тем совместная работа на данном направлении не ограничивается лишь запуском и последующим совершенствованием системы «Работа без границ», поскольку вышеуказанный п. 1.5.2 Стратегии и плана предусматривает, среди прочего, и создание сервиса цифровой экосистемы для обеспечения трудоустройства и занятости граждан государств-членов, именуемого «Евразийская электронная биржа труда» (далее — Биржа).
Реализация данной инициативы предполагается в два этапа: до 31 декабря 2022 г. (и далее на постоянной основе) — разработка и вынесение на утверждение проектной документации по созданию Биржи, а до 31 декабря 2025 г. (и далее на постоянной основе) — непосредственный запуск проекта. Что касается первого этапа, то соответствующая проектная документация была утверждена на заседании Коллегии ЕЭК 30 августа 2022 г.[13] Кроме того, распоряжением Коллегии Комиссии от 27 декабря 2022 г. № 241[14] создана Рабочая группа по реализации этого проекта, руководителем которой назначен министр по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям Комиссии. В свою очередь, говорить о переходе ко второму этапу представляется преждевременным ввиду относительно небольшого срока функционирования соответствующей группы, что, однако, не исключает в последнее время отдельных заявлений официальных лиц о скором запуске такой Биржи[15].
Возможность изменения цели въезда без выезда за пределы государства пребывания для законного осуществления на его территории трудовой деятельности для законного осуществления на его территории трудовой деятельности
Долгое время оставался актуальным вопрос о предоставлении возможности гражданам государства-члена, законно находящимся на территории другого государства евразийской пятерки, обратиться в его компетентные миграционные органы для изменения первоначального заявленной цели въезда без выезда за его пределы для законного осуществления трудовой деятельности. Так, если лицо изначально заявило частную цель его пребывания на территории государства — члена Союза, а в дальнейшем им было принято решение изменить ее на другую — «работа», то до недавнего времени от него требовалось сначала осуществить выезд за пределы государства пребывания и только после этого вновь въехать на его территорию уже для осуществления трудовой деятельности.
С правовой точки зрения решение данного вопроса было найдено в положениях II Большого Протокола о внесении изменений в Договор о ЕАЭС от 29 мая 2014 г., подписанного в г. Москве 31 марта 2022 г. (далее – Протокол). Документ предусматривает более ста поправок, нацеленных на исключение выявленных на практике пробелов в правовом регулировании тех или иных сфер экономического сотрудничества, а также реализацию ряда мер и механизмов, заложенных в Стратегии.
В частности, на выполнение п. 1.5.3 Стратегии и плана (о возможности для трудящихся государств — членов Союза сменить цель въезда без выезда) нацелены нормы ст. 1 Протокола. В ней определено, что п. 4 ст. 97 Договора о ЕАЭС должен быть дополнен абзацем следующего содержания: «Граждане государств-членов, законно находящиеся на территории другого государства-члена, при наличии трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг), вправе обратиться в компетентные органы этого государства-члена непосредственно или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет (при наличии такой возможности в государстве трудоустройства), для изменения цели въезда без выезда за пределы государства трудоустройства, если для осуществления трудовой деятельности необходимо изменить цель пребывания в государстве трудоустройства»[16].
Таким образом, вышеуказанный пункт Стратегии и плана можно рассматривать в качестве реализованного после того, как Протокол вступит в силу с даты получения депозитарием по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами соответствующих внутригосударственных процедур.
Обеспечение вступления в силу и реализация Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов ЕАЭС от 20 декабря 2019 г.
Абзац 3 п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС предусматривает, что пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов и членов семьи регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами. Следует, однако, иметь в виду, что при подписании Договора в 2014 г. страны евразийской пятерки еще не заключили на тот момент какое-либо пенсионное соглашение в рамках Союза, в связи с чем указанное положение ст. 98 Договора можно рассматривать как своего рода норму-цель, закрепляющую на будущее задачу по разработке отдельного международного соглашения в сфере пенсионного обеспечения граждан государств — членов ЕАЭС.
Согласование текста проекта соответствующего договора заняло более пяти лет, и 20 декабря 2019 г. в ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета в г. Санкт-Петербурге главами государств — членов ЕАЭС было подписано Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов (далее – Соглашение 2019 г.).
Хотя на момент утверждения Стратегии Соглашение 2019 г. было уже год как заключено, ее разработчики в качестве следующего этапа сотрудничества на данном направлении закрепили в п. 1.5.4 задачу по обеспечению вступления в силу и реализации Соглашения. В частности, соответствующий пункт плана предусматривает, что до 31 марта 2021 г. государства — члены Союза должны выполнить необходимые внутригосударственные процедуры.
Тем не менее Соглашение 2019 г. вступило в силу раньше указанной даты — с 1 января 2021 г. и стало одним из ключевых документов Союза. В частности, в нормах данного договора закреплен принцип равенства территорий при назначении и выплате пенсий, а также равные условия формирования и реализации прав на назначение и выплату трудящимся пенсий. Соглашение предусматривает механизм экспорта пенсий из одной страны Союза в другую, устанавливает порядок медицинского освидетельствования трудящегося. Не менее значимыми являются переходные положения данного международного договора, которые определяют порядок назначения и выплаты пенсии за периоды работы до и после его вступления в силу.
Следует отметить, что выполнение п. 1.5.4 Стратегии по вступлению Соглашения 2019 г. в силу — это не просто одна из «плановых» мер ее реализации, а основополагающий шаг к практическому обеспечению свободы передвижения граждан государств — членов Союза.
Взаимное признание ученых степеней и ученых званий трудящихся государств-членов
Вопрос о признании квалификационных документов трудящихся государств — членов Союза урегулирован в положениях ст. 97 Договора о ЕАЭС. В частности, абз. 1 п. 3 определяет, что в целях осуществления трудящимися государств-членов трудовой деятельности в государстве трудоустройства признаются документы об образовании, выданные образовательными организациями, без проведения установленных законодательством государства трудоустройства процедур признания таких документов. Эта норма, однако, не распространяется на лиц, претендующих на занятие педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельностью[18].
Вместе с тем в указанной статье, как мы видим, не вполне определен вопрос о взаимном признании ученых степеней и ученых званий. В ее текущей редакции лишь предусмотрено признание соответствующих документов согласно законодательству государства трудоустройства, что отдельными учеными рассматривается в качестве дополнительного административного барьера для осуществления трудовой деятельности в рамках Союза[19].
Такой вывод находит подтверждение и в праве Союза. В частности, необходимость прохождения трудящимися установленной законодательством стран Союза процедуры признания документов об ученых степенях и ученых званиях признана в качестве изъятия на внутреннем рынке Союза, согласно п. 1 Плана мероприятий («дорожной карты») по устранению изъятий и ограничений на внутреннем рынке ЕАЭС на 2018–2019 гг., утвержденного распоряжением Евразийского межправительственного совета от 25 октября 2017 г. № 17[20].
В связи с этим в ходе четвертого заседания Консультативного комитета по вопросам социального обеспечения, соблюдения пенсионных прав, оказания медицинской помощи и профессиональной деятельности трудящихся государств — членов ЕАЭС (далее — Консультативный комитет), состоявшегося 6 апреля 2018 г., было принято решение создать отраслевую рабочую группу, ответственную за разработку международного договора о взаимном признании документов об ученых степенях и ученых званиях[21].
Что касается работы над проектом международного договора об ученых степенях, то в соответствующий пункт плана были внесены корректировки по срокам его подписания (в текущей редакции п. 1.5.5 плана он стал ограничиваться 30 июня 2023 г.). Следует отметить, что исполнителям данного пункта — министру по экономике и финансовой политике ЕЭК и государствам-членам — в целом удалось выполнить поставленную задачу: на заседании Евразийского межправительственного совета, проведенного 8 июня 2023 г. в г. Сочи, Соглашение о взаимном признании документов об ученых степенях в государствах — членах ЕАЭС (далее – Соглашение 2023 г.) было подписано.
Как следует из его названия, Соглашение 2023 г. предусматривает взаимное признание документов об ученых степенях для осуществления их обладателями профессиональной деятельности в государстве трудоустройства. Это правило распространяется на обладателей ученых степеней доктора философии (PhD), доктора по профилю, кандидата наук, доктора наук. Вместе с тем национальные процедуры признания документов об ученых степенях могут применяться государствами-членами в соответствии с законодательством государства трудоустройства в случаях, когда обладатели таких документов претендуют на установленные в государстве трудоустройства надбавки и (или) льготы за ученую степень, которые выплачиваются за счет средств бюджета государства трудоустройства. Кроме того, признание документов об ученых степенях не освобождает их обладателей от обязанности соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым работодателем для осуществления профессиональной деятельности в соответствии с законодательством государства трудоустройства.
Что касается разработки проекта Соглашения о взаимном признании документов об ученых званиях в государствах — членах ЕАЭС (далее — проект Соглашения), то выполнение задачи по его подписанию было отодвинуто на год — с 31 декабря 2022 г. на 31 декабря 2023 г. (п. 1.5.5 плана). Согласно протоколу последнего, шестого, заседания Консультативного комитета от 2 марта 2023 г.[22], проект Соглашения в целом подготовлен, однако несогласованным остается положение, касающееся взаимного признания ученого звания профессора, а именно, о необходимости нострификации ученого звания профессоров, являющихся обладателями ученой степени доктора наук и ученого звания доцента. В настоящее время соответствующей отраслевой рабочей группе поручено продолжить работу над проектом Соглашения с целью выработки взаимоприемлемого решения по вопросу признания ученого звания профессора.
Урегулирование в праве Союза правового положения работников, выполняющих работы в государстве-члене, если наниматель зарегистрирован на территории другого государства-члена
Пандемия COVID-19 стала одним из ключевых факторов перехода на новый, удаленный, формат работы значительного числа трудящихся, что затронуло и общий рынок труда Союза. При этом в сложившейся ситуации было выявлено отсутствие в праве Союза норм, которые бы регулировали правовой статус лиц, выполняющих работы в государстве — члене ЕАЭС, если наниматель зарегистрирован на территории другой страны Союза. В связи с этим в п. 1.5.6 Стратегии определена задача по проработке вопроса об урегулировании правого положения таких сотрудников путем подготовки до 31 декабря 2023 г. доклада с соответствующими предложениями.
В настоящее время, по информации из открытых источников, такой доклад Комиссией еще не опубликован, однако отдельные государства — члены организации уже достигли определенных успехов в правовом регулировании данного вопроса. В частности, в 2021 г. в Трудовой кодекс Республики Казахстан были внесены изменения, согласно которым граждане государств — членов ЕАЭС вправе осуществлять трудовую деятельность дистанционно на предприятиях, расположенных на территории республики. Кроме того, в результате принятых поправок регламентированы права и обязанности работодателя и работника при гибридном и дистанционном режимах работы[23].
Заключение
Как известно, важным инструментом развития того или иного интеграционного объединения является разработка и претворение в жизнь методов стратегического планирования, позволяющих обеспечить достижение итоговых целей организации, поставленных при ее создании. В связи с этим реализация Стратегии как программного документа, определяющего векторы развития Союза, безусловно, будет способствовать раскрытию его интеграционного потенциала, в том числе в области построения единого рынка труда.
Одной из сильных сторон Стратегии и принятых в ее развитие документов (прежде всего, соответствующего плана) является заложенный в них проектный подход, предполагающий конкретные среднесрочные цели и задачи, сроки их реализации и ответственных исполнений. При этом, как мы убедились, более половины прикладных задач по обеспечению свободного движения рабочей силы, поставленных в Стратегии, уже реализовано, а процент выполнения ее пунктов в целом достаточно высокий[24].
Достигнутые успехи в рамках рассматриваемого в настоящей статье направления сотрудничества, однако, не освобождают заинтересованные стороны от последующей работы. Такой вывод подтверждается и на высшем политическом уровне: в ходе состоявшегося в декабре прошлого года саммита ЕАЭС Президент Казахстана К.-Ж. Токаев призвал рассмотреть новые подходы к трудовой миграции в рамках Союза, в том числе в части поиска работы, упрощения процедур трудоустройства, предоставления социальных гарантий трудовым мигрантам и их семьям[25]. Достижению такой задачи, как представляется, прежде всего отвечало бы оперативное и профессионально-ориентированное изучение рынка труда на пространстве ЕАЭС[26], выявление новых тенденций и своевременное реагирование на возникающие вызовы.
Библиографический список
1. Алексеенкова Е. С. ЕАЭС к 2025 г.: приоритеты и ожидания государств-членов // Рабочая тетрадь Российского совета по международным делам. 2017. C. 6‒37.
2. Глазьев С. Ю. О стратегических направлениях развития ЕАЭС // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2020. № 1. С. 11‒30.
3. Мясникович М. В. Евразийский экономический союз: сегодня и завтра // Мир новой экономики. 2022. № 3. С. 20‒36.
4. Мясникович М. В., Ковалев В. С. Евразийский экономический союз: переосмысливая суверенный путь развития // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2022. Т. 16. № 2. С. 11‒17.
5. Федоров М., Моловцева О. Взаимное признание профессиональных квалификаций при обеспечении свободы передвижения работников на территории ЕС и ЕАЭС // Международная жизнь. 2021. № 10. С. 20‒27.
Информация об авторах:
Шашихина Тамара Викторовна — директор Евразийского учебного института Московского государственного института международных отношений (Университет) МИД России.
Левина Мария Михайловна — соискатель, кафедра международного права Московского государственного института международных отношений (Университет) МИД России.
Information about the authors:
Shashikhina Tamara Viktorovna — Director of the Eurasian Educational Institute of the Moscow State Institute of International Relations (University) of the Russian Foreign Ministry;
Levina Maria Mikhailovna — Applicant, Department of International Law of the Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia.
[1] Декларация о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках ЕАЭС, принятая в г. Санкт-Петербурге 6 декабря 2018 г. // Информационно-правовой портал Гарант: [сайт]. URL: https://base.garant.ru/72124128/ (дата обращения: 21.07.2023).
[2] Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 г. № 12 «О Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года» // Информационно-правовой портал Гарант: [сайт]. URL: https://base.garant.ru/400181998/ (дата обращения: 21.07.2023).
[3] Мясникович М. В. Евразийский экономический союз: сегодня и завтра // Мир новой экономики. 2022. № 3. С. 24.
[4] Инфографика «Стратегия – 2025» // ЕЭК: [сайт]. URL: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/386/3329_EEK_Infografika-2020_12_21.pdf (дата обращения: 22.07.2023).
[5] Мясникович М. В., Ковалев В. С. Евразийский экономический союз: переосмысливая суверенный путь развития // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2022. Т. 16. № 2. С. 11‒17.
[6] Распоряжение Совета ЕЭК от 5 апреля 2021 № 4 «О плане мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года» // СПС «КонсультантПлюс»: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_384199/ (дата обращения: 24.07.2023).
[7] Перечень наиболее востребованных на едином рынке труда ЕАЭС должностей (специальностей) служащих и профессии (специальности) рабочих на 2021–2022 годы // ЕЭК: [сайт]. – URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/finpol/migration/Documents/Перечень%20сайт.pdf (дата обращения: 24.07.2023).
[8] В ЕАЭС последовательно сближают квалификации специалистов к различным видам профессиональной деятельности // ЕЭК: [сайт]. URL: https://eec.eaeunion.org/comission/department/migration/events/v-eaes-posledovatelno-sblizhayut-kvalifikatsii-spetsialistov-k-razlichnym-vidam-professionalnoy-deya/ (дата обращения: 24.07.2023).
[9] Рекомендация Коллегии ЕЭК от 17 мая 2022 г. № 18 «О рекомендуемых квалификационных требованиях к наиболее востребованным профессиям в сфере образования» // ЕЭК: [сайт]. URL: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/727/rekomendatsiya-Kollegii-EEK-ot17.05.2022-_-18-i-kval-trebovaniya.pdf (дата обращения: 24.07.2023).
[10] Рекомендация Коллегии ЕЭК от 28 марта 2023 г. № 7 «О рекомендуемых квалификационных требованиях к наиболее востребованным профессиям в сфере здравоохранения» // ЕЭК: [сайт]. URL: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/e02/Rekomendatsiya-Kollegii-EEK-ot-28.03.2023-g.-_-7-i-kval-trebovaniya.pdf (дата обращения: 24.07.2023).
[11] Проект «Работа без границ» стартовал в ЕАЭС // Евразийская экономическая комиссия: [сайт]. URL: https://eec.eaeunion.org/news/proekt-rabota-bez-granic-startoval-v-eaes/ (дата обращения: 24.07.2023).
[12] Система поиска «Работа без границ» // Работа России: [сайт]. URL: https://trudvsem.ru/landing-rbg (дата обращения: 24.07.2023).
[13] Заседание Коллегии ЕЭК 30 августа 2022 г. // ЕЭК: [сайт]. URL: https://eec.eaeunion.org/news/events/zasedanie-kollegii-eek-30-avgusta-2022-g/ (дата обращения: 24.07.2023).
[14] Распоряжение Коллегии ЕЭК от 27 декабря 2022 г. № 241 «О рабочей группе по реализации проекта «Создание сервисов цифровой экосистемы для обеспечения трудоустройства и занятости граждан государств – членов Евразийского экономического союза «Евразийская электронная биржа труда» // ЕЭК: [сайт]. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01137871/err_29122022_241_doc.pdf (дата обращения: 24.07.2023).
[15] В ЕАЭС откроется Евразийская электронная биржа труда // Информационное агентство EADaily: [сайт]. URL: https://eadaily.com/ru/news/2022/09/27/v-eaes-otkroetsya-evraziyskaya-elektronnaya-birzha-truda// (дата обращения: 25.07.2023).
[16] Статья 1 Протокола о внесении изменений в Договор о ЕАЭС от 29 мая 2014 г., подписанного в г. Москве 31 марта 2022 г. // СПС «КонсультантПлюс»: [сайт]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_413488/ (дата обращения: 25.07.2023).
[17] Глазьев С. Ю. О стратегических направлениях развития ЕАЭС // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2020. № 1. С. 18.
[18] Следует отметить, что вышеуказанный II Большой протокол 2022 г. исключает педагогическую и юридическую деятельность из перечня профессий, по которым требуется проведение процедуры признания документов об образовании.
[19] Федоров М., Моловцева О. Взаимное признание профессиональных квалификаций при обеспечении свободы передвижения работников на территории ЕС и ЕАЭС // Международная жизнь. 2021. № 10. С. 25.
[20] План мероприятий («дорожная карта») по устранению изъятий и ограничений на внутреннем рынке ЕАЖС на 2018–2019 гг., утв. распоряжением Евразийского межправительственного совета от 25 октября 2017 г. № 17 // СПС «КонсультантПлюс»: [сайт]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_281509/ (дата обращения: 25.07.2023).
[21] Пункт 5.2 протокола четвертого заседания Консультативного комитета по вопросам социального обеспечения, соблюдения пенсионных прав, оказания медицинской помощи и профессиональной деятельности трудящихся государств — членов ЕАЭС // ЕЭК: [сайт]. URL: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/2a6/Protokol-4_go-zasedaniya-KK-po-sots-voprosam.pdf (дата обращения: 25.07.2023).
[22] Пункт 5 протокола шестого заседания Консультативного комитета по вопросам социального обеспечения, соблюдения пенсионных прав, оказания медицинской помощи и профессиональной деятельности трудящихся государств — членов ЕАЭС // ЕЭК: [сайт]. URL: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/be9/protokol-Konsultativnogo-komieteta-2-marta-2023.pdf (дата обращения: 25.07.2023).
[23] О возможностях дистанционной работы граждан государств — членов ЕАЭС в Казахстане // Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан: [сайт]. URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/enbek/press/news/details/262246?lang=ru (дата обращения: 26.07.2023).
[24] Реализацию Стратегии-2025 и вопросы развития интеграции обсудили с бизнес-сообществом ЕАЭС // ЕЭК: [сайт]. URL: https://eec.eaeunion.org/news/realizatsiyu-strategii-2025-i-voprosy-razvitiya-integratsii-obsudili-s-biznes-soobshchestvom-eaes/ (дата обращения: 26.07.2023).
[25] Президент Казахстана принял участие в заседании Высшего Евразийского экономического совета // Официальный сайт Президента Республики Казахстан: [сайт]. URL: https://www.akorda.kz/ru/prezident-kazahstana-prinyal-uchastie-v-zasedanii-vysshego-evraziyskogo-ekonomicheskogo-soveta-911715 (дата обращения: 27.07.2023).
[26] Алексеенкова Е. С. ЕАЭС к 2025 г.: приоритеты и ожидания государств-членов // Рабочая тетрадь Российского совета по международным делам. 2017. C. 34.