В статье рассматривается проблематика развития деятельности организаций по коллективному управлению авторскими и смежными правами. В сферу анализа включены примеры организации деятельности таких структур в России и Франции, обращено внимание на особенности правового регулирования и тот положительный опыт, который можно использовать в Российской Федерации для более функционального развития коллективного управления авторскими и смежными правами применительно к динамике технологического развития, поиска и нахождения новых взаимовыгодных инструментов в деятельности организаций по коллективному управлению.
Ключевые слова: авторские права, активы, инвестиции, интеллектуальная собственность, организации по коллективному управлению, результаты интеллектуальной деятельности.
The experience of Russia and France in the development of collective management organizations
Abstract: A comprehensive study of the activities of CMOs at the present stage of development of public relations, the sphere of intellectual property, copyright and related rights involves the use of various methods of knowledge, relevant aspects of the diversity of legal and organizational reality. The study used dialectical, formal-logical and comparative legal, specific historical, inductive, deductive methods, a systematic approach, analysis and synthesis. In addition, the principle of unity of historical and logical methods of analysis is implemented, which can cover the phenomenon studied in all its forms.
Keywords: copyrights, assets, investments, intellectual property, collective management organizations, results of intellectual activity
Введение
Новые вызовы технологического и социального развития, которые диктуют современному обществу необходимость учитывать их влияние и воздействие, определяют, в том числе активное развитие интеллектуальной собственности. Можем наблюдать, что эта сфера находиться в постоянном развитии и модификации, мы видим становление и развитие новых инструментов используемых в сфере интеллектуальной собственности, к примеру, набирает обороты цифровизация, внедряются технологии блокчейн, IPChain, начинают использоваться смарт-контракты и т.п.
Организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами (далее — ОКУ) являясь старейшими структурами (1) в области реализации интеллектуальной собственности находятся, сегодня, в неоднозначной ситуации. С одной стороны эти организации накопили огромный опыт, влияющий на развитие сферы интеллектуальной собственности, с другой стороны ОКУ должны постоянно искать способы получения нового опыта, оперируя современными инструментами управления авторскими и смежными правами, в том числе, отвечая требованиям продиктованным повсеместной цифровизацией.
Методы
Всестороннее изучение деятельности ОКУ на современном этапе развития общественных отношений, сферы интеллектуальной собственности, авторских и смежных прав предполагает использование различных методов знания, соответствующих аспектов многообразия правовой и организационной реальности. В исследовании использовались диалектические, формально-логические и сравнительные правовые, конкретные исторические, индуктивные, дедуктивные методы, систематический подход, анализ и синтез. Кроме того, реализуется принцип единства исторических и логических методов анализа, который может охватывать изученное явление во всех его формах.
A comprehensive study of the activities of CMOs at the present stage of development of public relations, the sphere of intellectual property, copyright and related rights involves the use of various methods of knowledge, relevant aspects of the diversity of legal and organizational reality. The study used dialectical, formal-logical and comparative legal, specific historical, inductive, deductive methods, a systematic approach, analysis and synthesis. In addition, the principle of unity of historical and logical methods of analysis is implemented, which can cover the phenomenon studied in all its forms.
Результаты исследования
Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (2), посвященные ОКУ находятся в постоянной динамике, в них достаточно оперативно вносятся изменения и дополнения. Например, одни из последних таких изменений касались того, что ОКУ не вправе без аргументированной позиции отказывать пользователю в заключении с ними договора. Изменения коснулись также предельных размеров сумм, которые ОКУ имеют право удерживать на покрытие необходимых расходов. Теперь это устанавливается Правительством Российской Федерации (3). Также можно назвать введение информационной системы «личный кабинет правообладателя» посредством сети «Интернет» и многое другое.
Изменения, вносимые законодателем в деятельность ОКУ, продиктованы потребностями современного российского общества и его развития, но анализируя вносимые в законодательство изменения, научно-практические полемики в рассматриваемой области можно предположить, что кардинальных реформ здесь пока не предполагается. И именно такое предположение заставляет обращаться за опытом более динамичных и чутких к изменениям систем.
Прежде чем говорить о необходимых шагах в сторону реформирования организации и деятельности российских ОКУ приведем отдельные примеры из опыта организации и деятельности ОКУ во Франции, так как именно в этой стране впервые они возникли и получили свое развитие, и именно здесь наблюдается интересная динамика. В настоящее время правовое положение ОКУ во Франции определяется в основном Кодексом интеллектуальной собственности (4). Анализируя Кодекс интеллектуальной собственности Франции можно выявить несколько существенно важных аспектов в деятельности ОКУ, что, несомненно, можно будет рассматривать в качестве положительного опыта, который может представлять интерес и для отечественного опыта.
Сегодня во Франции любая ОКУ имеет технические возможности вступать в те или иные договорные отношения дистанционно, в электронной форме, к примеру: обсуждать условия договоров, проходить этапы заключения договоров, внесения в них изменений, а также решать все вопросы, связанные с расторжением договоров. Данные технические возможности, во-первых, существенно сокращают время, во-вторых, делают систему прозрачной, в-третьих, происходит сокращение расходов.
Во Франции правообладателям предлагается обширный перечень услуг как по управлению их правами, так и по непосредственному общению с правообладателями. Например, общение с организацией по управлению правами в электронном виде, реализует не только решения вопросов по передаче прав на управление, но и вопросов в области контроля за процессом управления правами, а также принимает участие в организационных решениях общества по коллективному управлению и узнает всю самую важную и актуальную информацию в необходимой ему сфере авторского и смежного права через электронный личный кабинет. Через ОКУ во Франции правообладатель имеет право защищать свои права, путем подачи искового заявления в суд. То есть правообладатель заключает с ОКУ соглашение и о том, чтобы сами организации от имени правообладателя выступали в суде в защиту его как имущественных, так и личных неимущественных прав.
Французский Кодекс интеллектуальной собственности содержит положение, которое наделяет ОКУ правом присутствовать при обсуждении тех либо иных вопросов, касающихся авторских и смежных прав, а также управления ими в компетентных государственных органах. В государственных компетентных органах ОКУ выступают в роли и на правах профсоюзных организаций, что соответствует нормам Трудового кодекса Франции (5).
Отличительной чертой деятельности ОКУ во Франции, которая закреплена в Кодексе интеллектуальной собственности Франции, является указание на то, что ОКУ должны эффективно управлять переданными правообладателями правами. В силу этого ОКУ могут проводить различные рекламные мероприятия, мероприятия направленные на просвещение заинтересованных субъектов и неопределенного круга лиц, мероприятия по повышению правовой культуры, а также обеспечение французского общества различными социальными, культурными и образовательными услугами, которые проводятся в интересах правообладателей.
ОКУ во Франции имеют возможность инвестировать доходы от использования прав в соответствии с общей инвестиционной политикой организации и риска, который определяется общим собранием, при этом общее собрание должно исходить из следующих законодательных положений:
- если есть риск конфликта интересов, то ОКУ должны обеспечить положение, при котором инвестиции служили бы исключительно в интересах правообладателей;
- активы должны инвестироваться в целях обеспечения безопасности, качества, ликвидности и доходности всего инвестиционного портфеля;
- активы надлежащим образом диверсифицированы, чтобы избежать чрезмерной зависимости от отдельного актива.
Доходы, полученные от инвестирования, которые причитаются правообладателю, должны быть ему выплачены не позднее чем через девять месяцев после окончания финансового года, в котором был получен доход от использования прав. Если суммы, причитающиеся владельцам прав не могут быть распределены в течение трех лет с момента окончания года, в котором были получены доходы от использования прав, и при условии, что организацией коллективного управления приняты все меры, предусмотренные в статье L. 324-14 Французского кодекса интеллектуальной собственности, то данные доходы переходят в собственность ОКУ.
Говоря о прозрачности деятельности ОКУ можно отметить, что данные организации должны предоставлять годовой отчет о своей деятельности, в том числе и специальный отчет, в котором указывают сведения об использовании сумм, удержанных с целью предоставления социальных, культурных и образовательных услуг в соответствии со статьей L. 324-17 Кодекса. Эти отчеты публикуются и направляются Министру культуры и Совету по контролю за организациями по управлению авторскими и смежными правами, не позднее чем через восемь месяцев после закрытия финансового года. Данные отчеты ОКУ размещает в электронном виде, которые будут доступны для каждого правообладателя.
ОКУ во Франции должны назначить одного или нескольких аудиторов для проверки своей деятельности. Аудитор, в свою очередь, проверяет точность и согласованность бухгалтерской отчетности организации, а также иной информации, содержащейся в годовом отчете о деятельности организации по управлению правами, предусмотренной в статье L. 326-1 Кодекса. По окончании своей деятельности аудитор подготавливает доклад о проверке.
ОКУ передает свои годовые отчеты Министру культуры на утверждение за два месяца до его рассмотрения на Общем собрании, где будет решаться вопрос о распределении доходов, причитающихся правообладателям. Министр культуры может в любое время войти в Комиссию по контролю за управлением авторскими и смежными правами организации по коллективному управлению. Основная роль Министра культуры в данном случае – это контроль за соблюдением устава и правил такой организации. ОКУ предоставляет Министру культуры, по просьбе последнего, любой документ, касающийся сбора и распределения доходов от использования прав, уважения частной жизни, деловой информации и защиты персональных данных. При выявлении нарушений в указанных сферах, Министр культуры, может обратиться в компетентный суд, а в случае реальных и серьезных нарушений может потребовать роспуск этой организации.
Обсуждение результатов
В результате отметим, что деятельность ОКУ во Франции является максимально прозрачной как для общественности, так и для государственных органов, так и для правообладателей, предоставляя отчет о совершенных и предполагаемых действиях по эффективному управлению не только в установленное время, но и по запросу. При том, что они наделены достаточно большим объемом правомочий по управлению. Правообладатель, через свой электронный личный кабинет может проверить все действия организации, которые она совершает и которые направлены, непосредственно, на управление его правами.
Во Франции такие организации имеют возможность не только эффективно управлять, предоставленными ей правами, но и инвестировать полученные доходы. При этом действия самой организации должны строиться на принципах открытости инвестирования, разумности инвестирования и понимания рискового характера инвестиционных действий. Ну а главная цель деятельности ОКУ во Франции – это именно эффективное управление, предоставленными ей правами.
Опыт деятельности ОКУ во Франции показывает их значение и роль, которые не уменьшаются, не смотря на динамику общественного развития и новые тенденции в праве. Это показывает, что организация деятельности ОКУ во Франции отвечает вызовам современных реалий, а и положения французского Кодекса интеллектуальной собственности достаточно полно и содержательно учитывают тенденции развития правовой действительности, закрепляют положения, касающиеся правового статуса ОКУ.
Заключение
В связи и изложенным отметим, что правовой статус ОКУ в России также можно и нужно совершенствовать, учитывая положительный опыт развитых стран в данной сфере. Отметим, что в Российской Федерации к реформированию деятельности ОКУ необходимо подойти комплексно (6), в том числе:
— учитывая развитие цифровых технологий, внедрять новейшие технические разработки в деятельность ОКУ. Например, необходимо использовать в полной мере технологию IPChain и платформу блокчейн;
— Российской Федерации необходимо перенять опыт инвестирования, полученных доходов от деятельности по коллективному управлению авторскими и смежными правами Французской Республики, при том, что механизмы инвестирования для российского правообладателя должны быть понятны и прозрачны (7);
— активно сотрудничать, в том числе и заключая договоры о сотрудничестве в сфере защиты законных интересов правообладателей с профсоюзами в сфере авторских и смежных прав, тем самым привлекая профсоюзы непосредственно к процедурам защиты.
Список литературы (References)
- Соглашение между Обществом русских драматических писателей и оперных композиторов и Societe des auteurs от 18 января 1913 г. // Собрание трактатов и конвенций, заключенных Россией с иностранными державами. Т. 15. – СПб., 1909. С. 812; КР РИИИ. Ф. 44. On. 1. Д 50. Л. 29.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая от 18 дек. 2006 г. № 230-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. РФ 24 нояб. 2006 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. РФ 8 дек. 2006 г.: ввод. ФЗ РФ от 18 дек. 2006 г. № 231-ФЗ // Российская газета, № 289, 22.12.2006.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 992 (ред. от 10.03.2009) «Об утверждении Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами» // Российская газета, № 6, 16.01.2008.
- Кодекс интеллектуальной собственности Франции от 17 марта 2017 г. [Электронный ресурс] URL http:// www.wipo.int/ wipolex/ fr/ details.jsp?id=5563.
- Трудовой кодекс Франции от 2008 г. [Электронный ресурс] URL: http://btimes.ru/job/rabota-vo-frantsii-nakhodim-podvodnye-kamni.
- Белоусова А. Перспективы развития коллективного управления авторскими и смежными правами // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2015. № 8. С. 28.
- Удовин В.С. Инвестиционная грамотность населения как фактор развития современной экономики // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2018/12/16280 (дата обращения: 07.02.2020).
Информация об авторах:
Александр Юрьевич Ларин — Российская государственная академия интеллектуальной собственности, 117279, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 55а;
Татьяна Юрьевна Ларина — Российская государственная академия интеллектуальной собственности, 117279, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 55а;
Елена Борисовна Кургузкина — Российская государственная академия интеллектуальной собственности, 117279, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 55а.
Information about the authors:
Alexander Yurievich Larin — Russian State Academy of Intellectual Property;
Tatiana Yuriena Larina — Russian State Academy of Intellectual Property;
Elena Borisovna Kurguzkina — Russian State Academy of Intellectual Property.