Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Организационно-экономические аспекты корпоративного управления малыми формами хозяйствования в АПК

Успешная деятельность сельскохозяйственных предпринимателей требует эффективной управленческой деятельности, формирования и развития корпоративных форм организации, которые оказывают положительное воздействие на их развитие. Корпоративное управление предусматривает не только организацию ведения деятельности, но и формирует систему взаимодействия между участниками производства по самым разным аспектам. В настоящей научной статье исследуются аспекты совершенствования корпоративного управления в сельскохозяйственных организациях, занятых производством сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в аграрном секторе экономики.

Ключевые слова: нормативно-правовая база, организационно-правовые формы хозяйствования, корпоративное управление, корпоративные отношения, сельскохозяйственные организации, корпорации, совершенствование корпоративного управления.

Organizational and economic aspects of corporate governance of small business entities in the agro-industrial complex

Abstract. Successful activity of agricultural entrepreneurs requires effective management activities, formation and development of corporate forms of organization that have a positive impact on their development. Corporate governance provides not only for the organization of business, but also forms a system of interaction between production participants in a variety of aspects. This scientific article examines the aspects of improving corporate governance in agricultural organizations engaged in the production of agricultural products, raw materials and food in the agricultural sector of the economy

Keywords: regulatory framework, organizational and legal forms of management, corporate governance, corporate relations, agricultural organizations, corporations, improvement of corporate governance.

Корпоративные отношения в российской экономике получили внедрение лишь в современных условиях и находятся в стадии совершенствования. Новым явлением в системе управления субъектами производственно-хозяйственной деятельности, в том числе, сельскохозяйственными товаропроизводителями становится корпоративное управление. Тема корпоративных отношений с принятием федеральных законов, регулирующих правовой статус новых организационно-правовых форм хозяйствования в экономике Российской Федерации и, особенно, Гражданского кодекса РФ получила развитие в научных работах российских учёных. Практически ежегодно в вузах и научных учреждениях страны издаются монографии и сборники научных статей по теме корпоративных отношений, защищаются диссертации на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук по различным отраслям науки.

Тем не менее, в научных публикациях, на наш взгляд, недостаточно полно отражены проблемы корпоративного управления в аграрной сфере. В связи с этим считаем целесообразным рассмотреть эту тему в настоящей статье, где проведем комплексный анализ существования корпоративного управления в формах хозяйствования в аграрном секторе экономики. Для этого необходимо выявить качество корпоративного управления в организационно-правовых формах хозяйствования, осуществляющих производственно-хозяйственную деятельность в отечественном сельском хозяйстве и то, как корпоративное управление отражается на экономической эффективности функционирования и развития той или иной формы хозяйствования в аграрной сфере.

В статье 65.1 Части первой Гражданского кодекса Российской Федерации [1], изложен перечень корпораций, к которым отнесены: хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнёрства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), товарищества  собственников недвижимости, казачьи общества, внесённые в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации. Статья 65.3 ГК РФ устанавливает порядок управления в корпорации, высшим органом которой установлено общее собрание ее участников. [1]

Корпоративное управление существует в организациях, где развиты корпоративные отношения. Гританс Я.М. в монографии «Корпоративные отношения. Правовое регулирование организационных форм» даёт такое определение корпоративных отношений — это «…совместное (объединённое, интегрированное, корпоративное) подчинённое одной или нескольким общим целям действие и (или) действия, поведение, волеизъявление заинтересованных лиц (участников корпоративных отношений) объединённых (и корпоративных) между собой совместными (корпоративными) связями (правоотношениями)». Здесь же он дает понятие корпоративного управления – это «…система принципов, норм, правил, методов поведения участников корпоративных отношений, определяющих достижение определенных целей в результате совместной деятельности. В качестве субъекта корпоративного управления выступают участники корпоративных отношений, в качестве объекта корпоративного управления выступают корпоративные отношения; предметом корпоративного управления является деятельность участников». [6]

По оценке профессора И.Н. Ткаченко, [3] корпоративные отношения «…включают отношения, возникающие между всеми заинтересованными сторонами, участвующими в реализации принятой корпоративной модели, их необходимо рассматривать как разноуровневые, охватывающие как внутри экономической организация корпоративного типа, так и взаимодействия корпоративных структур с внешней средой». [8]

Управление корпорацией осуществляется в соответствии с законодательством и её корпоративными актами, при этом корпорация сама определяет структуру управления, затраты на него, а функции корпоративного управления складываются из самостоятельных функций, существующих в системе управления. [7]

В синтезированном виде такие функции управления можно объединить в следующие:

— планирование (стратегическое, текущие и другие виды);

-организация (разработка структуры корпоративной организации, осуществление внутренних корпоративных отношений, направленных на обеспечение целей и задач в сфере производственно-хозяйственной и иной экономической деятельности;

— мотивация, то есть материальное и моральное стимулирование усилий всех работников на выполнение поставленных задач;

— функции контроля;

— инновационная, связанная с освоением и внедрением новейших достижений в области техники и технологий, новых методов организации и управления людьми, испытанными на практике в других корпорациях;

— маркетинговая, выражающаяся в комплексе направлений исследования рынка, обеспечивающего реализацию производственной продукции по ценам, приносящим доход организации товаропроизводителю.

Организационно-правовые вопросы управления в корпорации определены в статье 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации [1]. Нормы в корпоративных коммерческих организациях (основные положения, права и обязанности, преобразование, реорганизация и ликвидация, особенности управления и иные требования) изложены в статьях 66 -106,6 ГК РФ, а некоммерческих корпоративных организациях в статьях 123,1- 123,2 ГК РФ. Речь в ГК РФ идёт о хозяйственных товариществах и обществах, крестьянском (фермерском) хозяйстве, обществе с ограниченной ответственностью, акционерном обществе, производственном кооперативе, потребительском кооперативе и иных организационно-правовых формах, относящихся к категории корпоративных организаций. [1]

Однако, несмотря на наличие правовых норм гражданско-правового характера, определённых Гражданским кодексом Российской Федерации, в российском законодательстве имеются специальные федеральные законы, в которых изложены нормы о правовом регулировании функционирования и развития отдельных организационно-правовых форм хозяйствования, действие которых распространяются и на корпоративные отношения. Это законы: «О крестьянском (фермерском) хозяйстве [2], «О сельскохозяйственной кооперации» [3], «Об акционерных обществах» [4], «Об обществах с ограниченной ответственностью» [5] и другие, регулирующие деятельность корпораций в сфере коммерческих и некоммерческих отношений в области экономики и иных направлений государства и общества.

Если в Гражданском кодексе РФ установлены общие нормы, касающиеся управления корпоративными организациями, то в специальных федеральных законах нормы об управлении дифференцированы по каждой форме хозяйствования, что позволяет более детально осуществлять корпоративное управление с учётом правового статуса корпоративной организации. Несмотря на то, что во всех формах хозяйствования, относящихся к корпорациям высшим органам управления является общее собрание, тем не менее, у каждой корпоративной организации имеются свои особенности в системе управления. Так, в крестьянском (фермерском) хозяйстве управленческие функции выполняет глава фермерского хозяйства. КФХ, созданное одним гражданином не может относиться к корпорации, так как в корпорации должно быть более одного гражданина, хотя по закону фермерское хозяйство, созданное одним гражданином может иметь право юридического лица.

В сельскохозяйственном производственном кооперативе (артели) в систему органов управления входят кроме общего собрания — собрание уполномоченных, правление кооператива, председатель кооператива, в отдельных кооперативах — исполнительный директор кооператива. В уставе кооператива могут быть определены и иные субъекты управленческой деятельности.

Важно, чтобы в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации» соблюдались нормы «один член кооператива – один голос», что позволяет учитывать в управлении кооперативом принцип демократизации, что отличает сельскохозяйственный кооператив от других форм хозяйствования в экономике.

При осуществлении управления сельскохозяйственным кооперативом необходимо учитывать ассоциированных членов и соблюдать нормы, определяющие их участие в управлении делами кооператива. Институт ассоциированного членства имеется только в сельскохозяйственных кооперативах и его надо использовать с пользой для данной организации, хотя на практике имеются разные мнения относительно необходимости ассоциированного членства.

В акционерных обществах и хозяйственных товариществах функционируют правила о корпоративном управлении, основанные на нормах федерального законодательства и локальных нормативных правовых актов, прежде всего устава организации.

Необходимо отметить, что корпоративное управление, как правило, сосредотачивает внимание на решении таких задач, как: корпоративные финансы, корпоративные ценные бумаги (где они имеются), кадровая политика, социальное партнёрство, заработная плата, дисциплина труда и другие направления производственно- хозяйственной и социально-экономической деятельности корпорации.

Важное значение для устойчивой и экономически эффективной работы организации имеет контроль за внутрифирменными корпоративными отношениями. Нормы корпоративного права устанавливает государство посредством законодательных и иных нормативных правовых актов, на основании которых должна развиваться корпорация. Соблюдение норм корпоративного права необходимое требования для всех членов кооперации.

Рассматривая тему корпоративных отношений и управления ими необходимо определиться с понятием организация как субъект корпоративных отношений. В правом смысле организация представляет собой совокупность физических лиц, осуществляющих целенаправленную коммерческую или некоммерческую деятельность, имущества, информации, природных ресурсов и других материальных благ, интеллектуальной собственности и любых правоотношений, возникающих между физическими лицами, участвующими в деятельность данной организации».  Несмотря на свой отдельный правовой статус многие организации объединены в корпорации, функционирующие в разных экономических и иных сферах государства и общества.

Основными признаками корпорации можно выделить:

— количество участников корпорации должно быть более одного (единолично лицо-гражданин и не может являться объединением

— объединение имущества участников (в денежной, товарной или денежно- товарной форме)

— наличие единой цели (общего интереса) для достижения общей выгоды для всех участников

— управление делами корпорации особенно от личной воли участника.

В научных публикациях учёных можно найти и иные признаки корпорации. Стержневыми факторами корпорации должны быть организационная культура организации и корпоративная культура, на основе которых формируется корпоративное управление. В процессе корпоративного управления значение имеет решение задач по консолидации усилий акционеров-собственников и менеджеров, для исключения противоречий между целевыми установками сторон.  Главное в этих отношениях — консолидация усилий для повышения эффективности производства и максимизации прибыли.

Такой подход важен для сельскохозяйственных организаций, у которых ещё имеются проблемы с достижением высших показателей в производственно-хозяйственной деятельности, что свидетельствует о неполноценном вкладе отдельных корпоративных сельскохозяйственных организаций в обеспечении продовольственной безопасности и продовольственной независимости Российской Федерации в настоящее время.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая, [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/?ysclid=lgqfip893c753130361 (дата обращения 20.04.2023)  (1)
  2. Федеральный закон №74-ФЗ от 11.06.2003 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [электронный ресурс] – Режим доступа:  https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42662/?ysclid=lgqfn5dhnf592018135  (дата обращения 20.04.2023) (5)
  3. Федеральный закон №193-ФЗ от 08.12.1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации» [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8572/?ysclid=lgqfprm127805147014 (дата обращения 20.04.2023) (6)
  4. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» [электронный ресурс] – Режим доступа:  https://base.garant.ru/10105712/?ysclid=lgqfsqn930225800077 (дата обращения 20.04.2023) (7)
  5. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» №14-ФЗ от 08.02.1998 [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17819/?ysclid=lgqfwqqhln982006416 (дата обращения 20.04.2023) (8)
  6. Гританс Я.М. Корпоративные отношения. Правовое регулирование организационных форм. Монография/ Москва: Вольтерс Клувер, 2005. – 149 с..(2)
  7. Кашанина, Т. В. Корпоративное право: учебное пособие для вузов / Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 189 с. (4)
  8. Ткаченко И.М. Эволюция внутрифирменных корпоративных отношений. Монография/ Екатеринбург: Институт экономики Уро РАН, 2001. – 309 с.  (3)
  9. Черданцев В.П., Плотников А.В., Кузнецов П.А. Корпоративное управление и корпоративный менеджмент: в чем различие?// Материалы Международной научно-практической конференции «Лингвистические чтения – 2015. Цикл 11. Языковая толерантность как фактор эффективности языковой политики». Пермь 13 ноября 2015. – с. 508-512

Информация об авторах:

Воронин Борис Александрович, доктор юридических наук, профессор, директор научно-исследовательского института аграрно-экологических проблем и управления сельским хозяйством, Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург,

Воронина Яна Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург,

Черданцев Вадим Петрович, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика  Д.Н. Прянишникова

Information about the authors:

Voronin Boris Aleksandrovich, Doctor of Law, Professor, Director of the Research Institute of Agrarian and Environmental Problems and Agricultural Management, Ural State Agrarian University, Yekaterinburg,

Voronina Yana Viktorovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Economic Theory, Ural State Agrarian University, Yekaterinburg,

Cherdantsev Vadim Petrovich, Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Management, Perm State Agrarian and Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov

Добавить комментарий

Войти с помощью: