На основе изложенных принципов формируются нормативные правовые акты, регулирующие комплекс отношений в области аквакультуры (рыбоводства). Настоящая научная статья отличается актуальностью темы исследования. Цель и задачи исследования связаны с анализом состояния экономико-правового регулирования развития аквакультуры (рыбоводства) в Российской Федерации. Научная новизна настоящей работы обусловлена комплексной оценкой развития деятельности по созданию научно-производственной базы для аквакультуры (рыбоводства) Для полноценного исследования темы настоящей научной статьи необходимо знать основные понятия в этой сфере.
Ключевые слова: аквакультура (рыбоводство); рыболовство; экономико-правовое обеспечение; агропромышленный и рыбохозяйственный комплекс.
Organizational, legal and economic measures for the development of aquaculture (fish farming) in the Russian Federation
Abstract. On the basis of the stated principles, regulatory legal acts regulating the complex of relations in the field of aquaculture (fish farming) are formed. This scientific article is distinguished by the relevance of the research topic. The purpose and objectives of the study are related to the analysis of the state of economic and legal regulation of the development of aquaculture (fish farming) in the Russian Federation. The scientific novelty of this work is due to a comprehensive assessment of the development of activities to create a scientific and production base for aquaculture (fish farming) For a full-fledged study of the topic of this scientific article, it is necessary to know the basic concepts in this area.
Keywords: aquaculture (fish farming); fishing; economic and legal support; agro-industrial and fisheries complex.
Рыболовство является отраслью экономики, обеспечивающей продовольственную безопасность российского государства в части рыбных и иных биологических продуктов, а также мировую торговлю продукцией рыбных ресурсов. Правовое регулирование отношений в области рыболовства осуществляется Федеральным законом №166-ФЗ от 20 декабря 2004 года (с последующими изменениями и дополнениями) «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»,[1] установившего экономико-правовые механизмы организации деятельности по добыче рыбных и иных водных биологических ресурсов, производства пищевой продукции из таких природных ресурсов, а также сохранения рыбных и иных водных биологических ресурсов в водных объектах, относящихся к Российской Федерации.
В современных условиях устойчивое и экономически эффективное рыболовство возможно при пополнении естественных запасов промысловой рыбы и иных биологических ресурсов за счёт развития аквакультуры (рыбоводства). Правовой основой для такой деятельности является принятый 2 июля 2013 года Федеральный закон №148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве)» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2]. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы регулирования в области аквакультуры (рыбоводства), в том числе в части защиты прав и интересов физических лиц и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в данной области.
Целями настоящего Федерального закона является обеспечение производства рыбной и иной продукции аквакультуры, сохранение водных биологических ресурсов. Принципами правового регулирования в области аквакультуры (рыбоводства) является:
1) значение аквакультуры (рыбоводства) как важной составляющей деятельности человека;
2) осуществление аквакультуры (рыбоводства) способами, не допускающими нанесения ущерб окружающей среды и водным биологическим ресурсам;
3) участие граждан, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) в решении вопросов, касающихся аквакультуры (рыбоводства), согласно которому указанные субъекты имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых способствует развитию аквакультуры (рыбоводства), а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и формах, которые установлены законодательством;
4) принятие мер государственной поддержки осуществления и развития аквакультуры (рыбоводства);
5) свободный и безвозмездный доступ к информации о предоставлении в пользовании рыбоводных участников.
Для изучения темы исследования необходимо знать основные понятия в этой сфере. Федеральный закон №148-ФЗ от 2.07.2013 используют следующие понятия:
- Аквакультура (рыбоводство)-деятельность, связанная с разведением и (или) содержанием, выращиванием объектов аквакультуры;
- Объекты аквакультуры- водные организмы, разведение и (или) содержание, выращивание которых осуществляются в искусственно созданной среде обитания;
- Искусственно созданная среда обитания- водные объекты, участки континентального шельфа Российской Федерации, участки исключительной экономической зоны Российской Федерации, сооружения, для разведения и (или) содержание, выращивание объектов аквакультуры осуществляется с использованием специальных устройств и (или) технологий;
- морская аквакультура (марикультура) — аквакультура (рыбоводство) осуществляется в отношении морских объектов аквакультуры;
- рыбоводный участок- водный объект и (или) его часть, участок континентального шельфа Российской Федерации, участок исключительной экономической зоны Российской Федерации, используемые для осуществления аквакультуры (рыбоводства);
- рыбоводная инфраструктура- имущественные комплексы, в том числе установки, объекты капитального строительства, некапитальные строения, сооружения, земельные участки, оборудование, искусственные острова, которые необходимы для осуществления аквакультуры (рыбоводства);
- продукция аквакультуры-пищевая рыбная продукция, непищевая рыбная продукция и иная продукция из объектов аквакультуры;
- ремонтно -маточные стада-разновозрастные группы объектов аквакультуры, используемые для селекционных целей, целей воспроизводства объектов аквакультуры с высоким племенными и продуктивными качествами, сохранения водных биологических ресурсов;
- рыбоводное хозяйство- юридическое лицо, крестьянское (фермерское) хозяйство, а также приравненный к ним в целях Федерального закона №148-ФЗ от 2.07.2013 года и осуществляющий аквакультуру (рыбоводство) и индивидуальный предприниматель.
Как видно из изложенных принципов в области аквакультуры (рыбоводства) существует комплекс отношений, регулируемых конституционным, [3] гражданским, [4] земельным, [5] градостроительным, [6] экологическим законодательством, [7]. Отношения в области аквакультуры (рыбоводства) регулируются Водным кодексом Российской Федерации [8]. Согласно Федеральному закона № 143-ФЗ от 1 июня 2017 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования в области аквакультуры (рыбоводства)[9] внесена в статью 38 Лесного кодекса Российской Федерации[10] норма о том, что леса могут использоваться для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), выращивания сельскохозяйственных культур и иной деятельности.
Законодательством аквакультура (рыбоводство) отнесена к сельскохозяйственной деятельности, поэтому отношения в области аквакультуры (рыбоводства) регулируются Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» [11] и нормативными правовыми актами аграрного законодательства. Распоряжением Правительства РФ 26 ноября 2019 года была утверждена Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года, которая в 2022 году распоряжением Правительства Российской Федерации №2567-р утратила силу.
В настоящее время действует Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года [12]. Целью разработки и реализации этой Стратегии является обеспечение долгосрочного и перспективного развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации, импортозамещения критически важных видов продукции агропромышленного комплекса, усиления продовольственной безопасности, развития новых направлений импорта, эффективного управления землями сельскохозяйственного назначения, в том числе вовлечение их в оборот, воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также цифровой трансформации с учетом текущих внешнеполитических и экономических рисков.
В Стратегии определены ключевые цели и мероприятия долгосрочной экономической политики в отношении агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, направленные на стимулирование положительных структурных изменений в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах Российской Федерации.
В Стратегии в качестве года для установления базового уровня показателей и параметров определён 2020 год. Экономико-правовые мероприятия, предусмотренные в стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период 2030 года реализуются с участием многих правовых документов, действующих в российском законодательстве. Отметим наиболее важные из них, в которых заложены стратегические ориентиры в рассматриваемых комплексах экономики.
- Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утв. постановлением Правительства Российской Федерации №717 от 14.07.2012 (с изм. и доп.) [13].
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса», утв. постановлением Правительства РФ №314 от 15.04.2014 года [14].
- Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утв. указом Президента РФ №20 от 21.01.2020 года [15].
- Стратегические направления в области цифровой трансформации отраслей агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утв. распоряжением Правительства РФ №3971-р от 29.12.2021 года [16].
- Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, утв. на заседание Правительства РФ 22 ноября 2018 года [17].
- Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утв. распоряжением Правительства РФ №2765-р от 1 октября 2021 года [18].
Изложенные выше правовые документы создают основания для формирования и развития отношений физических и юридических лиц, а также органов государственной и местной власти в области аквакультуры (рыбоводства) и рыболовства. В условиях многообразия форм собственности в современной России в сфере рыбохозяйственного комплекса, в основном, преобладают субъекты производственно-хозяйственной деятельности на основе частной собственности на продукцию, что способствует развитию рыночных отношений в области аквакультуры (рыбоводства).
Специально уполномоченным органом государственной исполнительной власти является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, которое осуществляет нормативное правовое регулирование в сфере аквакультуры (рыбоводства).
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации №247 от 15 июня 2015 года для производителей и потребителей видов работ в области аквакультуры (рыбоводства) издан Справочник в области аквакультуры (рыбоводства) [19], в котором изложено описание типов рыбоводных хозяйств, объектов рыбной инфраструктуры и иных объектов, используемых для осуществления аквакультуры (рыбоводства), а также специальных устройств и (или) технологий, продукции аквакультуры (рыбоводства). Приказом Минсельхоза Россия № 124 от 15 марта 2017 года утверждена Методика определения минимального объёма объектов аквакультуры, подлежащих разведению и (или) содержанию, выращиванию, а также выпуску в водный объект и изъятию из водного объекта в границах рыбоводного участка [20]. Министерством сельского хозяйства РФ регулярно принимаются и издаются нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере аквакультуры (рыбоводства), на основе которых осуществляется производственно- хозяйственная, научно-производственная и иная деятельность в сфере рыбоводства и рыболовства. Вопросами рыбоводства и рыболовства в Минсельхозе России занимается специальный орган Росрыболовство.
Одной из основных задач, стоящих перед Росрыболовством, является обеспечение внутренних потребностей страны качественной рыбной продукцией. Важно обеспечить российский рынок достаточным объёмом рыбной продукции. Росрыболовство регулярно отслеживает ситуацию с наполнением рыбной продукции внутри страны, чтобы при необходимости вносить предложения по регулированию объёмов поставок для восполнения выпавших на внутреннем рынке объёмов, что, в свою очередь, приведёт к выравниванию оптовых и розничных цен. Для успешного функционирования и позитивного развития аквакультуры (рыбоводства) кроме комплекса специфических задач важное значение имеет соблюдение ветеринарных правил, которые утверждаются МСХ РФ.
В настоящее время завершается работа над проектом ветеринарных правил для осуществления аквакультуры. В обновлённом варианте проект размещён на портале проектов нормативных правовых актов Министерства сельского хозяйства РФ. Название проектам – «Ветеринарные правила содержания объёмов аквакультуры в целях и развития, выращивания, реализации, акклиматизации и искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов», в содержание проекта возможно внесение новых разделов, расширяющих и детализирующих правила.
В настоящее время очевидна необходимость усиления контроля со стороны Россельхознадзора за радиационном состоянии вод, в частности в Дальневосточном бассейне в связи со спуском в океанские воды отходов от аварии на атомной станции в Японии. Создавшееся положение может нанести реальный ущерб отрасли рыбоводства и оказать негативное воздействие на разведение аквакультуры (рыбоводства). По-видимому, нужны неординарные меры в области охраны окружающей среды и серьёзной экологизации деятельности, связанной с использованием ядерных компонентов в атомной промышленности с использованием водных объектов на международном уровне.
В Российской Федерации тема аквакультуры (рыбоводства) за последние годы получает активное исследование как на научном уровне, так и на практике. Это вызвано следующими факторами:
во-первых, очевидным истощением запасов водных биологических ресурсов, обитаемых в естественных условиях во внутренних водах – моря, реки, озёра, пруды. Причинами такого положения являются массовое браконьерство и загрязнение среды обитания водных биологических объектов;
во-вторых, снижением численности промысловых и особо ценных видов рыбы и иных водных ресурсов. Особую тревогу вызывает снижение численности осётра, калуги, белуги, нельмы, муксуна и других ценных видов рыбы. Проблема касается и марикультуры.
В совокупности всех негативных факторов в России, как и в мире, встает проблема сохранения объёмов водных биологических ресурсов в естественной среде обитания. Вместе с тем, фактическое состояние рыбоводства убеждает в необходимости расширения объёмов аквакультуры (рыбоводства). В 2022 году Продовольственные и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций издала доклад Состояние мирового рыболовства и аквакультуры на пути к голубой трансформации (ФАО,2022 г.) [21].
Построение систем производства пищевой продукции из водных биоресурсов является действенным решением. Реализуя концепцию «голубой» трансформации, можно решить двойную задачу по обеспечению продовольственной безопасности и экологической устойчивости. ФАО твёрдо намеренна осуществлять «голубую» трансформацию- дальновидную стратегию, предполагающую создание правовой, политической и технической базы, которая поможет поддержать рост и расширить внедрение инноваций в интересах повышения вклада систем производства пищевой продукции из водных биоресурсов в обеспечение продовольствием растущего населения планеты. В рамках стратегии предлагается ряд действий, направленных на поддержание жизнестойкости систем производства пищевой продукции из водных.
Правительства, частный сектор и гражданское общество должны ответственно отнестись к реализации концепции «голубой» трансформации, с тем чтобы максимально использовать возможности, которые открывает развитие рыболовства и аквакультуры. Эта стратегия признана обеспечить устойчивое расширение и идентификацию аквакультуры, эффективное регулирование всех рыбных промыслов и модернизацию производственно-сбытовых цепочек. Для улучшения производства, сокращения потерь и порчи пищевой продукции и расширения равноправного доступа к прибыльным рынкам необходимо налаживать активное взаимодействие государственного и частного секторов. Более того, для расширения наличия и улучшения доступа к пищевой продукции из водных биоресурсов необходимо её включение в национальные стратегии по продовольственной безопасности и питанию наряду с инициативами по улучшению информирования потребителей о преимуществах пищевой продукции из водных биоресурсов.
Список используемой литературы
- Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» №166-ФЗ от 20.12.2004 г./СЗ РФ 2004, №52, ст.5270/.
- Федеральный закон №148-ФЗ от 2 июля 2013 г. «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» /СЗ РФ 2013, №27, ст.3440/.
- Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г./Российская газета 1993 г. №237.
- Гражданский кодекс Российской Федерации:
— часть первая, Федеральный закон №52-ФЗ от 30.XI.1994 г. / СЗ РФ 1994, №32, ст.3301/;
— часть вторая, Федеральный закон №14-ФЗ от 26.01.1996 г. / СЗ РФ 1996, №5, ст.410/;
— часть третья, Федеральный закон №146-ФЗ от 26.XI.2001 г. / СЗ РФ 2001, №49, ст.4552/;
— часть четвертая, Федеральный закон №230-ФЗ от 18.12.2006 г. / Российская газета, 2006 г., №4255. - Земельный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон №136-ФЗ от 25.10.2001 г. / СЗ РФ 2001, №44, ст.4147.
- Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон №190-ФЗ от 29.12.2004 г. /
- Федеральный закон №7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» / СЗ РФ 2002, №2, ст.133.
- Водный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон №74-ФЗ от 19.06.2007 г. / СЗ РФ 2007, №23, ст.2381.
- Федеральный закон №143-ФЗ от 1 июля 2017 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования отношений в области аквакультуры (рыбоводства)» / Эл. система Консультант Плюс.
- Лесной кодекс Российской Федерации, Федеральный закон №200-ФЗ от 24.07.2007 г. / Российская газета, 2007 г.
- Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» №264-ФЗ от 29.12.2006 г. /СЗ РФ 2007, №1(ЧI), ст.27.
- Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утв. распоряжениями Правительства Российской Федерации №2567-р от 8 сентября 2022 г.
- Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утв. постановлением Правительства РФ №717 от 14.07.2012 г./СЗ РФ 2012, №32, ст.4549 (продлена до 2030 года).
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса», утв. постановлением Правительства РФ №314 от 15.04.2014 г./Справочная система «Консультант Плюс»
- Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации утв. постановлением Правительства РФ №20 от 21.01.2020 г./ СЗ РФ 2020, №4, ст.345.
- Стратегические направления в области цифровой трансформации отраслей агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года утв. распоряжением Правительства РФ №3971-р от 29.12.2021 г./ «Консультант-Плюс».
- Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, утв. на заседании Правительства РФ 22 ноября 2018 г./Консультант Плюс.
- Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года. Утв. распоряжением Правительства РФ №2765-р от 1 октября 2021 года/ «Консультант Плюс».
- Справочник в области аквакультуры (рыбоводства) Издание Минсельхоза России, 2016, 112 с.
- Методика определения минимального объема объектов аквакультуры, подлежащих разведению, взращиванию, а также выпуску в водный объект и изъятию из водного объекта в границах рыбоводного участка, утв. приказ Минсельхоза России №124 от 15 марта 2017/Эл. сайт Минсельхоза России 2017 г.
- Состояние мирового рыбоводства и аквакультуры-2022 г. На пути к «голубой» трансформации. Рим. ФАО, брошюра/Эл. справочная система «Консультант-Плюс».
- Черданцев В.П. Генезис развития потенциала рыбохозяйственного комплекса России // Теория и практика мировой науки. 2022. №7. С. 19-26.
- Черданцев В.П. Угрозы экономическим интересам рыбохозяйственной отрасли России // Вопросы региональной экономики, 2022. — №3 – c. 145-151
Информация об авторах:
Воронин Борис Александрович, доктор юридических наук, профессор, директор научно-исследовательского института аграрно-экологических проблем и управления сельским хозяйством, Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург,
Воронина Яна Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург,
Малыш Александр Андреевич, аспирант Всероссийского научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии, г. Москва
Макаров Алексей Михайлович, аспирант Всероссийского научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии, г. Москва
Information about the authors:
Voronin Boris Aleksandrovich, Doctor of Law, Professor, Director of the Research Institute of Agrarian and Environmental Problems and Agricultural Management, Ural State Agrarian University, Yekaterinburg,
Voronina Yana Viktorovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Economic Theory, Ural State Agrarian University, Yekaterinburg,
Malysh Alexander Andreevich , postgraduate student of the All-Russian Scientific Research Institute of Fisheries and Oceanography, Moscow
Makarov Alexey Mikhailovich, post-graduate student of the All-Russian Scientific Research Institute of Fisheries and Oceanography, Moscow