В статье предпринимается попытка всесторонне рассмотреть концептуальные и нормативные основы оказания международной помощи, а также этапы становления и развития института международной помощи применительно к нуждам развивающихся стран, начиная с 1940-е гг. по настоящее время.
Ключевые слова: международная помощь, институт международной помощи, экономическая помощь, Администрация помощи и восстановления Объединенных Наций (ЮНРРА), ООН, официальная помощь в целях развития (ОПР), развивающиеся государства, наименее развитые страны (НРС).
Main stages of formation and evolution of the institution of international development assistance
Abstract. The article attempts to comprehensively consider the conceptual and normative framework for the provision of international assistance, and the stages of formation and evolution of the institution of international assistance in relation to the needs of developing countries, from the 1940s to date.
Keywords: international assistance, the institution of international assistance, economic assistance, the United Nations Relief and Rehabilitation Administration (UNRRA), the United Nations, the Official Development Assistance (ODA), developing countries, least developed countries (LDCs).
На доктринальном уровне под «международной (иностранной) помощью» понимается «добровольная передача ресурсов на льготных условиях или в виде дара / пожертвования субъектами одной страны субъектам другой»[1]. В качестве субъектов передачи ресурсов (доноров) могут выступать государства, международные межправительственные организации, международные и национальные неправительственные организации, а также различные фонды[2]. В свою очередь получателями (реципиентами) помощи могут выступать государства в лице их правительственных учреждений, неправительственные организации, юридические лица, физические лица, пострадавшие от стихийных бедствий и военных конфликтов[3].
Как подтверждает практика и отмечают специалисты, наряду с чисто гуманитарными соображениями международная помощь нередко преследует геополитические цели, такие как проникновение в экономики развивающихся стран иностранного капитала; подчинение развивающихся стран влиянию стран-доноров; победа в борьбе за рынки сбыта с другими развитыми странами; реализация продукции развитых стран на территории развивающихся[4]. Ярким примером этому является провозглашенная в 1949 г. в инаугурационной речи президента США Г. Трумэна программы технической помощи развивающимся странам (программы «Четвертого пункта»[5]).
Профессор Капица Л.М. классифицирует международную помощь на основе четырех критериев: целевое назначение; источник финансирования; канал передачи и условия предоставления. В зависимости от целевого назначения международная помощь подразделяется на экономическую помощь, направленную на содействие социально-экономическому развитию и имеющую форму финансовых, денежных ресурсов и товаров; техническую помощь, которая заключается в передаче знаний и навыков; гуманитарную помощь, которая предоставляется вследствие различных природных и техногенных катастроф и войн; и военную помощь. По источникам финансирования иностранная помощь бывает официальной, частной и смешанной. По каналу передачи международная помощь может быть двусторонней или многосторонней. По условиям предоставления международная помощь бывает безвозмездной, связанной (т.е. имеющей под собой дополнительные политические или экономические требования) и несвязанной (т.е. не сопровождаемой какими-либо оговорками)[6].
Международная помощь в современном международном праве представляет собой институт международного экономического права (МЭП), являющегося отраслью международного права. Этот институт базируется на следующих принципах, которые подлежат учету субъектами, вовлеченными в эту сферу, в деле перемещения материальных и нематериальных ресурсов: право государств оказывать помощь; право государств не принимать помощь; запрет использовать экономическую помощь в качестве средства принуждения или средства вмешательства во внутренние дела других государств; запрет дискриминации при предоставлении экономической помощи[7].
В настоящей статье предпринимается попытка всесторонне рассмотреть институт международной помощи применительно к нуждам развивающихся стран, хотя и другие ключевые аспекты данной проблематики заслуживают такого же внимания исследователей[8]. Наше исследование будет строиться на том доктринальном подходе, который делит развитие международной помощи на ряд этапов[9].
На первом этапе развития (1940–1950-е гг.) международной помощи происходило зарождение ее форм и механизмов на уровне международных организаций. Для адекватного восприятия контекста следует напомнить, что в этот период оказание международной помощи и вопросы развития в целом увязывались с восстановлением стран после Второй мировой войны[10].
В 1943 г. 44 государствами[11] было подписано Соглашение об учреждении Администрации помощи и восстановления Объединенных Наций (далее – ЮНРРА) (позднее к ЮНРРА присоединились БССР, УССР, Дания и Турция). Одной из целей ЮНРРА, как сказано в Договоре об ее учреждении, являлось обеспечение государств продуктами питания, топливом, одеждой, другими предметами первой необходимости, а также предоставление убежища, медицинских и других необходимых услуг[12]. Действующий в рамках ЮНРРА Фонд состоял из взносов государств-членов, территории которых не были оккупированы во время войны, в размере 1% от национального дохода[13]. Взносы остальных стран были добровольными, по мере возможностей. Так, общий взнос стран за годы существования ЮНРРА составил 3728 млн долл., из которых на оказание помощи пострадавшим от Второй мировой войны государствам[14] было затрачено 3652 млн долл.[15].
Структурно ЮНРРА состояла из Совета, находящегося во главе Администрации, и Центрального комитета, состоящего из представителей от Англии, Китая, СССР и США[16]. В рамках ЮНРРА действовали комитеты по делам Европы и Дальнего Востока, по снабжению, финансовому контролю, промышленному восстановлению, вопросам содержания перемещенных лиц, здравоохранению, сельскохозяйственному восстановлению и общественному призрению[17].
К 1946 г. появились тенденции, указывавшие на использование ЮНРРА в узких политических целях государств. Исследователи указывают на попытки США и их союзников использовать помощь ЮНРРА в качестве орудия давления на население и политику стран, что резко критиковалось СССР[18]. Поскольку эти действия оказались безрезультатными, США и Великобритания стали добиваться ликвидации ЮНРРА. Впоследствии она прекратила свою деятельность, передав ООН в 1948 г. свои функции и остаточные активы[19]. Дело в том, что по Соглашению между Администрацией помощи и восстановления Объединенных Наций и ООН остаточные чистые активы ЮНРРА должны были быть внесены на счет Международного чрезвычайного фонда помощи детям (ныне ЮНИСЕФ)[20]. Часть функций, выполняемых ЮНРРА и связанных с репатриацией беженцев, после завершения ее деятельности выполнялась Международной организацией по делам беженцев (заменена Управлением Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ ООН)[21]). Другими направлениями деятельности ЮНРРА впоследствии стали заниматься специализированные учреждения системы ООН, такие как Всемирная продовольственная программа ООН (ВПП ООН), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) и ЮНИСЕФ.
Впоследствии в качестве политизированного продолжения дела ЮНРРА появился план Маршалла[22] (официальное название – «Программа восстановления Европы»), осуществляемый за рамками ООН. Данный план, выдвинутый США в 1947 г., был реализован в 1948–1951 гг. и включал в себя экономическую помощь европейским странам, пострадавшим от Второй мировой войны. Результаты плана Маршалла оценивают неоднозначно: с одной стороны, он содействовал скорейшему восстановлению экономики Западной Европы после Второй мировой войны; создал предпосылки для интеграции европейских стран[23], что выражалось, в частности, в создании таких международных организаций, как, например, Организация европейского экономического сотрудничества (далее – ОЭСР), Совет Европы (1949 г.), Европейское объединение угля и стали (1952 г.) и др.[24]; позднее стал включать помощь странам Азии и Африки. С другой стороны, реализация плана Маршалла позволила США утвердить свое лидирующее положение в Западной Европе. Также утверждается, что план Маршалла привел к усугублению холодной войны[25].
Важным шагом в создании международных структур, которые занимаются в том числе и оказанием международной помощи, является учреждение Международного банка реконструкции и развития (далее – МБРР) в 1944 г. для восстановления стран послевоенной Европы[26], Организации экономического сотрудничества и развития, которая начала свою деятельность в 1948 г. в качестве Организации европейского экономического сотрудничества и трансформировалась в ОЭСР в 1960 г.[27], а также Расширенной программы технической помощи[28] и Социального фонда ООН[29], которые в 1965 г. объединились в Программу развития ООН (далее – ПРООН)[30].
Что касается нормативной и концептуальной основ института международной помощи, то следует назвать прежде всего Устав ООН, который впервые закрепил его в качестве принципа международной помощи и сотрудничества государств[31] (ст.ст. 55 и 56), который затем был подтвержден в Декларации о принципах международного права 1970 г.[32] и Заключительном акте СБСЕ (Хельсинкский Заключительный акт) 1975 г.[33]. Принцип международной помощи и сотрудничества был в дальнейшем конкретизирован в ряде основных международных договоров по правам человека, в числе которых, например, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП) 1966 г. (ст.ст. 2 (1) и 11 (2))[34], Конвенция о правах ребенка 1989 г. (ст. 4)[35], Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. (ст. 20)[36], Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. (ст.ст. 33 (b), 45 (2), (3), (4), 64 (1), 65 (b), 67, 68 (1))[37], Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений 2006 г. (ст. 15)[38] и Конвенция о правах инвалидов 2006 г. (ст. 32)[39].
Второй этап развития международной помощи охватывает период с 1960 по 1970-е гг. Это прежде всего период деколонизации, следствием чего явилось появление на карте мира новых государств, именуемых «развивающимися», и провозглашение в 1970-х гг. нового международного экономического порядка (НМЭП)[40]. Все это послужило поводом к переориентации деятельности ООН в сторону признания и большего удовлетворения нужд этих государств и оказания им помощи в целях развития. Это подтверждается, в частности, принятием, начиная с 1961 г. международных стратегий в интересах развивающихся стран[41] и официальным утверждением резолюцией ГА ООН категории наименее развитых среди развивающихся стран в 1971 г.[42].
На этом этапе развития международной помощи Комитетом содействия развитию (далее – КСР, Комитет, учрежден в рамках ОЭСР в 1961 г.[43]) учреждается механизм в лице официальной помощи в целях развития (далее – ОПР), направленной на смягчение и гармонизацию условий оказания помощи развивающимся странам[44]. Стоит отметить, что наряду с КСР, Генеральной Ассамблеей в течение ряда лет предпринимались попытки принять и выполнять обязательство по выделению развитыми государствами 0,7–1% от своего валового национального дохода (далее – ВНД) на предоставление международной помощи[45].
Положения об ОПР были зафиксированы Комитетом в 1969 г. в Приложении к Рекомендациям по финансовым условиям оказания помощи. Данный документ не раскрывал содержание ОПР, однако отграничивал его от других официальных источников финансирования[46]. ОПР была определена в обновленных Рекомендациях по условиям оказания помощи 1972 г., согласно которым ОПР включает в себя финансовые ресурсы, поступающие от государств-членов Комитета в развивающиеся страны и международные организации с целью содействия экономическому развитию и благосостоянию развивающихся стран, носящие характер льгот, а грант-элемент каждой транзакции составляет не менее 25% от ее номинального (зарегистрированного) значения[47].
Ныне официальная помощь в целях развития определяется КСР в качестве меры государственной поддержки, направленной на достижение экономического развития и обеспечения благосостояния развивающихся стран[48]. При этом, как уточняет КСР, к таковой не относятся военная помощь и экспортные кредиты.
По состоянию на 2021 г. в список реципиентов экономической помощи, составляемый раз в три года Комитетом, входит 142 государства, условно разделенные на четыре группы: «наименее развитые страны» (далее – НРС) (в отношении этой группы стран Комитет разделяет подход ООН об определении НРС); «страны с низким уровнем доходов, не являющиеся НРС» (уровень ВНД на душу населения которых в 2016 г. составил менее или 1005 долл. США); «страны и территории с доходами ниже среднего уровня, не являющиеся НРС» (уровень ВНД на душу населения которых в 2016 г. составил 1006 – 3955 долл. США); «страны и территории с доходами выше среднего уровня, не являющиеся НРС» (уровень ВНД на душу населения которых в 2016 г. составил 3956 – 12235 долл. США)[49].
Далее следует отметить появление новых объединений, деятельность которых включает оказание международной помощи, таких как Международная ассоциация развития (МАР, учреждена в 1960 г.[50]) и Совет экономической взаимопомощи (далее – СЭВ). О масштабах деятельности СЭВ говорят следующие факты: к 1971 г. СССР уже имел 40 соглашений об экономическом и техническом сотрудничестве. Известно, что государства-члены СЭВ активно выступали за укрепление структур ООН по оказанию международной помощи[51].
На национальном уровне в этот период также создавались структуры для оказания международной помощи, например, Агентство США по международному развитию (USAID, учреждено в 1961 г.), Канадское агентство международного развития (учреждено в 1968 г.) и др.
В 1970-е гг. уже наблюдалось смещение акцента с достижения развивающимися государствами скорейшего экономического роста на предоставление им более справедливых и преференциальных условий в международной торговле и других сферах. Еще одной характерной чертой второго этапа развития института международной помощи являлась активизация технического сотрудничества развивающихся стран по линии Юг–Юг, свидетельством чего явилось одобрение ГА ООН создания в 1974 г. подразделения в рамках ПРООН по техническому сотрудничеству по линии Юг–Юг; проведение в 1978 г. Конференции ООН по техническому сотрудничеству между развивающимися странами и принятие по ее итогам Буэнос-Айресского плана действий по развитию и осуществлению технического сотрудничества между развивающимися странами[52].
На третий этап (1980–1990 гг.) развития института международной помощи оказал большое и вместе с тем негативное влияние[53] энергетический кризис 1973 г. и 1979–1980 гг. В этот период международными финансовыми учреждениями (МВФ, МБРР) принимается ряд мер по «восстановлению внешнего и внутреннего равновесия» путем финансирования реформ «структурной адаптации», «проведение которых обеспечило бы ликвидацию фискальных структурных диспропорций, т.е. несбалансированности платежного баланса и хронического дефицита государственного бюджета»[54], которые впоследствии привели к еще более глубокому кризису внешней задолженности развивающихся стран. Для решения данной проблемы в 1996 г. МВФ и МБРР выступили с Инициативой в отношении бедных стран с высоким уровнем задолженности в обмен на проведение ими реформ, направленных на устойчивый экономический рост. По данным Всемирного банка, с момента учреждения Инициативы 37 государств получили право на облегчение долгового бремени[55].
Данный период ознаменован и появлением концепции устойчивого развития, которое основывается на единстве трех компонентов – экономического, экологического и социального, – и предполагает удовлетворение растущих потребностей человечества без возникновения каких-либо угроз благополучию будущих поколений[56].
Впоследствии, на четвертом этапе развития института международной помощи в целях развития (2000 г. – настоящее время), концепция устойчивого развития была подтверждена в принятых Декларации тысячелетия ООН 2000 г.[57] и сформулированных в ней восьми Целях развития тысячелетия (ЦРТ), Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года[58] и закрепленных в ней семнадцати Целях в области устойчивого развития (ЦУР).
В этот период состоялся ряд важных международных конференций и форумов, таких как Международная конференция ООН по финансированию развития 2002 г., Форум высокого уровня по вопросам гармонизации и координации с целью повышения эффективности внешней помощи 2003 г., Марракешский Круглый стол по управлению результатами развития 2004 г., Форум высокого уровня по повышению эффективности внешней помощи 2005 г., Форум высокого уровня по эффективности внешней помощи 2008 г., по итогам которых были приняты Монтеррейский консенсус[59], Римская декларация по вопросам согласования[60], Марракешский совместный меморандум и План действий[61], Парижская декларация по повышению эффективности внешней помощи[62], Аккрская программа действий[63] и другие акты, содержащие положения об оказании международной помощи в целях развития.
Таким образом, за эти периоды, охватывающие более 70 лет, институт международной помощи эволюционировал в «организационно-правовой комплекс, обеспечивающий мобилизацию и распределение кредитно-финансовых ресурсов в целях оказания помощи странам, испытывающим, по тем или иным причинам, острую нехватку финансовых ресурсов, или переживающим последствия природных катаклизмов, гражданских войн и этнических конфликтов»[64]. Эти и другие предпосылки дали основание известному отечественному ученому в сфере международного экономического права, профессору В.М. Шумилову, выделить «право международной экономической помощи» в качестве подотрасли МЭП[65], основными субъектами правоотношений которой выступают «государства-доноры» и «государства-получатели».
Литература
- Глазунова Е.Н. У истоков содействия международному развитию: американская программа технической помощи развивающимся странам // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. – 2012. – №2. – С. 126–157.
- Дегтерев Д.А. Международно-правовое регулирование вопросов оказания иностранной помощи // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. – 2013. – №2. – С. 303–314.
- Дипломатический словарь. Том II: Л–Я / А.Я. Вышинский. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1950. – С. 975-976.
- Иностранная помощь / под ред. Л.М. Капицы. – М.: Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, кафедра мировой экономики: М.: МГИМО-Университет, 2013. – 651 с.
- Капица Л.М. Международный институт иностранной помощи // Вестник МГИМО Университета. – 2011. – №4. – С. 70-98.
- Липкин М.А. Советский Союз и интеграционные процессы в Европе: середина 1940-х – конец 1960-х годов. – М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 560 с.
- Магомедов Р.Ш., Татевосян Г.М. Программа восстановления Европы 1948–1951 гг. (План Маршалла): опыт экономической реконструкции // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2015. – №9. – С. 22–30.
- Мальков В.Л. Маршалла план // Большая российская энциклопедия. – М., 2011. – Т. 19. – С. 253.
- Международное экономическое право: учебник для вузов / В.М. Шумилов, И.В. Гудков, К.С. Мауленов, Ю.В. Шумилов; под ред. В.М. Шумилова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 545 с.
- Скотт С. Случайное появление «официальной помощи развитию» // Вестник международных организаций. – 2018. – Т. 13. – №2. – С. 173–200.
- Советская историческая энциклопедия: в 16 т. Т. 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. – М.: Советская энциклопедия, 1961. – С. 215.
- Шимарева Л.С. Экономические аспекты официальной международной помощи на цели развития: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.14. – М., 2000. – 26 с.
- Шумилов В.М. Международное экономическое право в эпоху глобализации // Московский журнал международного права. – 2001. – №2 (42). – С. 167–203.
- Tarp F. Aid and development // Swedish Economic Policy Review. – 2006. Vol. 13. – P. 9-61.
- Tarp F., Hjertholm P. Foreign Aid and Development: Lessons Learnt and Directions for the Future. – Routledge, 2000. – 528 p.
- The Charter of the United Nations: A Commentary / Ed. by B. Simma, D.-E. Khan, G. Nolte, A. Paulus, N. Wessendorf. – Volume II. Third Edition. – Oxford: Oxford University Press, 2012. – 2000 p.
Информация об авторе:
Михеева Виктория Игоревна – соискатель кафедры международного права Российского университета дружбы народов (РУДН)
Information about the author:
Mikheeva Victoria Igorevna – Candidate for Ph.D. in Law Degree, Department of International Law, RUDN University
[1] См.: Иностранная помощь / под ред. Л.М. Капицы. М.: Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, кафедра мировой экономики: М.: МГИМО-Университет, 2013. С. 8.
[2] Там же. С. 8.
[3] Экономическая помощь // Словарь экономических терминов. URL: https://tochka.com/info/glossary/ЭКОНОМИЧЕСКАЯ+ПОМОЩЬ (дата обращения: 9.11.2021); Иностранная помощь / под ред. Л.М. Капицы. М.: Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, кафедра мировой экономики: М.: МГИМО-Университет, 2013. С. 8.
[4] Шимарева Л.С. Экономические аспекты официальной международной помощи на цели развития: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.14. М., 2000. С. 3.
[5] См.: Глазунова Е.Н. У истоков содействия международному развитию: американская программа технической помощи развивающимся странам // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. 2012. №2. С. 127.
[6] Капица Л.М. Международный институт иностранной помощи // Вестник МГИМО Университета. 2011. №4. С. 71-72.
[7] Шумилов В.М. Международное экономическое право в эпоху глобализации // Московский журнал международного права. 2001. №2 (42). С. 193-194.
[8] См.: The Charter of the United Nations: A Commentary / Ed. by B. Simma, D.-E. Khan, G. Nolte, A. Paulus, N. Wessendorf. Volume II. Third Edition. Oxford: Oxford University Press, 2012. P. 1545.
[9] См.: Tarp F., Hjertholm P. Foreign Aid and Development: Lessons Learnt and Directions for the Future. Routledge, 2000. P. 17-47.
[10] См.: The Charter of the United Nations: A Commentary / Ed. by B. Simma, D.-E. Khan, G. Nolte, A. Paulus, N. Wessendorf. Volume II. Third Edition. Oxford: Oxford University Press, 2012. P. 1545.
[11] Австралийский Союз, Бельгия, Боливия, Бразилия, Великобритания, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Гондурас, Греция, Доминиканская Республика, Египет, Индия, Иран, Ирак, Исландия, Канада, Китай, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Либерия, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Никарагуа, Новая Зеландия, Норвегия, Панама, Парагвай, Перу, Польша, Сальвадор, СССР, США, Уругвай, Филиппины, Франция, Чехословакия, Чили, Эквадор, Эфиопия, Южно-Африканский Союз и Югославия.
[12] United Nations Relief and Rehabilitation Administration. Agreement signed at Washington November 9, 1943 / Treaties and Other International Agreements of the United States of America 1776-1949. Volume 3. Multilateral. 1931-1945. Compiled under the direction of Charles I. Bevans. P. 845. URL: https://www.loc.gov/law/help/us-treaties/bevans/m-ust000003-0845.pdf (дата обращения: 9.11.2021).
[13] По решению третьей сессии ЮНРРА взнос был увеличен до 2% от национального дохода.
[14] В рамках действовавших в ЮНРРА миссий была оказана помощь Австрии, Албании, БССР, Венгрии, Греции, Италии, Китаю, островам Додеканес (Греция), Польше, Республике Корея, УССР, Филиппинам, Финляндии, Чехословакии, Эфиопии, Югославии; также осуществлялись операции по оказанию помощи перемещенным лицам в Германии. См.: Summary of AG-018 United Nations Relief and Rehabilitation Administration (UNRRA) (1943-1946). URL: https://search.archives.un.org/downloads/united-nations-relief-and-rehabilitation-administration-unrra-1943-1946.pdf (дата обращения: 9.11.2021).
[15] Советская историческая энциклопедия: в 16 т. Т. 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. М.: Советская энциклопедия, 1961. С. 215.
[16] Впоследствии в состав Центрального комитета входили и представители от Австралии, Бразилии, Канады, Франции и Югославии.
[17] Дипломатический словарь. Том II: Л–Я / А.Я. Вышинский. М.: Государственное издательство политической литературы, 1950. С. 975-976.
[18] Там же. С. 976.
[19] Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 6 (I) от 1 января 1946 г. «Администрация помощи и восстановления Объединенных Наций (ЮНРРА)» // Документ ООН A/RES/6(I). URL: https://undocs.org/ru/A/RES/6%28I%29 (дата обращения: 9.11.2021); Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 48 (I) от 11 декабря 1946 г. «Необходимость оказания помощи после ликвидации ЮНРРА (Администрация помощи и восстановления Объединенных Наций)». // Документ ООН A/RES/48(I). URL: https://undocs.org/ru/A/RES/48%28I%29 (дата обращения: 9.11.2021); Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 58 (I) от 14 декабря 1946 г. «Передача Объединенным Нациям консультативных функций ЮНРРА (Администрация помощи и восстановления Объединенных Наций) в области социального обеспечения». // Документ ООН A/RES/58(I). URL: https://undocs.org/ru/A/RES/58%28I%29 (дата обращения: 9.11.2021).
[20] Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 241 (III) от 18 ноября 1948 г. «Передача Организации Объединенных Наций остаточных активов и деятельности ЮНРРА (Администрации помощи и восстановления Объединенных Наций)» // Документ ООН A/RES/241(III). URL: https://undocs.org/ru/A/RES/241%28III%29 (дата обращения: 9.11.2021).
[21] Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 319 (IV) от 3 декабря 1949 г. «Беженцы и бесподданные» // Документ ООН A/RES/319(IV). URL: https://undocs.org/ru/A/RES/319%28IV%29 (дата обращения: 9.11.2021).
[22] См.: Липкин М.А. Советский Союз и интеграционные процессы в Европе: середина 1940-х – конец 1960-х годов. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. С. 79.
[23] Мальков В.Л. Маршалла план // Большая российская энциклопедия. М., 2011. Т. 19. С. 253.
[24] Магомедов Р.Ш., Татевосян Г.М. Программа восстановления Европы 1948–1951 гг. (План Маршалла): опыт экономической реконструкции // Региональные проблемы преобразования экономики. 2015. №9. С. 27.
[25] Мальков В.Л. Маршалла план // Большая российская энциклопедия. М., 2011. Т. 19. С. 253.
[26] International Bank for Reconstruction and Development. URL: https://www.worldbank.org/en/who-we-are/ibrd (дата обращения: 9.11.2021).
[27] Organisation for European Economic Co-operation. URL: http://www.oecd.org/general/organisationforeuropeaneconomicco-operation.htm (дата обращения: 9.11.2021).
[28] Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1240 (XIII) от 14 октября 1958 г. «Учреждение Специального фонда» // Документ ООН A/RES/1240 (XIII). URL: https://undocs.org/ru/A/RES/1240(XIII) (дата обращения: 9.11.2021).
[29] Резолюции Экономического и Социального Совета 222 (IX) от 14-15 августа 1949 г. «Экономическое развитие малоразвитых стран» // Документ ООН E/RES/222(IX). URL: https://digitallibrary.un.org/record/214067?ln=en (дата обращения: 9.11.2021).
[30] Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 2029 (XX) от 22 ноября 1965 г. «Объединение Специального фонда и Расширенной программы технической помощи в Программу развития Организации Объединенных Наций» // Документ ООН A/RES/2029(XX). URL: https://undocs.org/ru/A/RES/2029%28XX%29 (дата обращения: 9.11.2021).
[31] Следует отметить, что международную помощь и сотрудничество следует рассматривать в качестве единого принципа, поскольку международное сотрудничество государств предполагает оказание международной помощи.
[32] Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. Принята резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 г. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml (дата обращения: 9.11.2021).
[33] Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Принят 1 августа 1975 г. URL: https://docs.cntd.ru/document/1901862?section=text (дата обращения: 9.11.2021).
[34] Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят резолюцией 2200 A (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г. // Основные международные договоры по правам человека. Организация Объединенных Наций, Нью-Йорк и Женева, 2014. С. 33-48.
[35] Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г. // Основные международные договоры по правам человека. Организация Объединенных Наций, Нью-Йорк и Женева, 2014. С. 131-161.
[36] Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Принята резолюцией 39/46 Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1984 г. // Основные международные договоры по правам человека. Организация Объединенных Наций, Нью-Йорк и Женева, 2014. С. 203-222.
[37] Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. Принята резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1990 г. // Основные международные договоры по правам человека. Организация Объединенных Наций, Нью-Йорк и Женева, 2014. С. 243-297.
[38] Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений. Принята резолюцией 61/177 Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 2006 г. // Основные международные договоры по правам человека. Организация Объединенных Наций, Нью-Йорк и Женева, 2014. С. 347-376.
[39] Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 г. // Основные международные договоры по правам человека. Организация Объединенных Наций, Нью-Йорк и Женева, 2014. С. 299-340.
[40] Декларация об установлении нового международного экономического порядка. Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 3201 (S-VI) // Документ ООН A/RES/3201(S-VI). URL: https://undocs.org/ru/A/RES/3201%28S-VI%29 (дата обращения: 9.11.2021).
[41] Всего в рамках ООН с 1961 по 2000 гг. было принято четыре международные стратегии развития. См.: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1710 (XVI) от 19 декабря 1961 г. «Декада развития» Организации Объединенных Наций – программа международного экономического сотрудничества» // Документ ООН A/RES/1710(XVI). URL: https://undocs.org/ru/A/RES/1710%28XVI%29 (дата обращения: 9.11.2021); Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 2626 (XXV) от 24 октября 1970 г. «Международная стратегия развития на второе Десятилетие развития Организации Объединенных Наций» // Документ ООН A/RES/2626(XXV). URL: https://undocs.org/ru/A/RES/2626%28XXV%29 (дата обращения: 9.11.2021); Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 35/56 от 5 декабря 1980 г. «Международная стратегия развития на третье Десятилетие развития Организации Объединенных Наций» // Документ ООН A/RES/35/56. URL: https://undocs.org/ru/A/RES/35/56 (дата обращения: 9.11.2021); Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 45/199 от 21 декабря 1990 г. «Международная стратегия развития на четвертое Десятилетие развития Организации Объединенных Наций» // Документ ООН A/RES/45/199. URL: https://undocs.org/ru/A/RES/45/199 (дата обращения: 9.11.2021).
[42] Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 2768 (XXVI) от 18 ноября 1971 г. «Установление наименее развитых среди развивающихся стран» // Документ ООН A/RES/2768(XXVI). URL: https://undocs.org/ru/A/RES/2768%28XXVI%29 (дата обращения: 9.11.2021).
[43] Ныне в Комитет содействия развитию входят 30 государств-членов, 7 участников (Азербайджан; Болгария; Катар; Кувейт; Румыния; Саудовская Аравия; Объединенные Арабские Эмираты) и 6 наблюдателей (Азиатский банк развития; Африканский банк развития; Межамериканский банк развития; МВФ; ПРООН и Всемирный банк).
[44] Скотт С. Случайное появление «официальной помощи развитию» // Вестник международных организаций. 2018. Т. 13. №2. С. 173.
[45] См.: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1522 (XV) от 15 декабря 1960 г. «Ускоренный приток капитала и технической помощи в развивающиеся страны» // Документ ООН A/RES/1522(XV). URL: https://undocs.org/ru/A/RES/1522(XV) (дата обращения: 9.11.2021); Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1711 (XVI) от 19 декабря 1961 г. «Подтверждение резолюции 1522 (XV) Генеральной Ассамблеи относительно ускоренного притока капитала и технической помощи в развивающиеся страны» // Документ ООН A/RES/1711(XVI). URL: https://undocs.org/ru/A/RES/1711(XVI) (дата обращения: 9.11.2021); Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 2170 (XXI) от 6 декабря 1966 г. «Приток внешних ресурсов в развивающиеся страны» // Документ ООН A/RES/2170(XXI). URL: https://undocs.org/ru/A/RES/2170%28XXI%29 (дата обращения: 9.11.2021); Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 2415 (XXIII) от 17 декабря 1968 г. «Внешнее финансирование экономического развития развивающихся стран» // Документ ООН A/RES/2415(XXIII). URL: https://undocs.org/ru/A/RES/2415(XXIII) (дата обращения: 9.11.2021); Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 2626 (XXV) от 24 октября 1970 г. «Международная стратегия развития на второе Десятилетие развития Организации Объединенных Наций» // Документ ООН A/RES/2626(XXV). URL: https://undocs.org/ru/A/RES/2626%28XXV%29 (дата обращения: 9.11.2021); Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 3362 (S-VII) от 16 сентября 1975 г. «Развитие и международное экономическое сотрудничество» // Документ ООН A/RES/3362(S-VII). URL: https://undocs.org/ru/A/RES/3362(S-VII) (дата обращения: 9.11.2021); Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 32/181 от 19 декабря 1977 г. «Ускорение передачи реальных ресурсов развивающимся странам» // Документ ООН A/RES/32/181. URL: https://undocs.org/ru/A/RES/32/181 (дата обращения: 9.11.2021).
[46] DAC in Dates. The History of OECD’s Development Assistance Committee. 2006. URL: http://www.oecd.org/dac/1896808.pdf (дата обращения: 9.11.2021).
[47] New DAC Recommendation on the financial terms of aid. 2 November 1972. URL: https://www.odi.org/sites/odi.org.uk/files/odi-assets/publications-opinion-files/6558.pdf (дата обращения: 9.11.2021).
[48] Official Development Assistance (ODA). URL: https://www.oecd.org/dac/financing-sustainable-development/development-finance-standards/official-development-assistance.htm (дата обращения: 9.11.2021).
[49] DAC List of ODA Recipients. Effective for reporting on 2021 flows. URL: https://www.oecd.org/dac/financing-sustainable-development/development-finance-standards/DAC-List-ODA-Recipients-for-reporting-2021-flows.pdf (дата обращения: 9.11.2021).
[50] Информационная справка: Международная ассоциация развития (МАР). URL: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/news/factsheet/2019/12/13/fact-sheet-the-international-development-association-ida (дата обращения: 9.11.2021).
[51] Дегтерев Д.А. Международно-правовое регулирование вопросов оказания иностранной помощи // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2013. №2. С. 304.
[52] День сотрудничества Юг-Юг ООН – основные сведения. URL: https://www.un.org/ru/observances/south-south-cooperation-day/background (дата обращения: 9.11.2021).
[53] См.: Phillips K. The history of foreign aid. 2013. URL: https://www.abc.net.au/radionational/programs/rearvision/the-history-of-foreign-aid/5162100 (дата обращения: 9.11.2021); Tarp F. Aid and development // Swedish Economic Policy Review. 2006. Vol. 13. P. 22.
[54] Иностранная помощь / под ред. Л.М. Капицы. М.: Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, кафедра мировой экономики: М.: МГИМО-Университет, 2013. С. 31-32.
[55] Heavily Indebted Poor Countries (HIPC) Initiative. URL: https://www.worldbank.org/en/topic/debt/brief/hipc (дата обращения: 9.11.2021).
[56] Впервые концепция устойчивого развития была отражена в докладе Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития от 4 августа 1987 г. «Наше общее будущее» // Документ ООН A/42/427. URL: https://www.un.org/ru/ga/pdf/brundtland.pdf (дата обращения: 9.11.2021); данная концепция была затем подтверждена в Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию. Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 г. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl.shtml (дата обращения: 9.11.2021).
[57] Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций. Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 55/2 от 8 сентября 2000 г. // Документ ООН A/RES/55/2. URL: https://undocs.org/ru/A/RES/55/2 (дата обращения: 9.11.2021).
[58] Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 70/1 от 25 сентября 2015 г. «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» // Документ ООН A/RES/70/1. URL: https://undocs.org/ru/A/RES/70/1 (дата обращения: 9.11.2021).
[59] Монтеррейский консенсус Международной конференции по финансированию развития. Принят Международной конференцией по финансированию развития 18-22 марта 2002 г. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/monterrey.shtml (дата обращения: 9.11.2021).
[60] Римская декларация по вопросам согласования. Принята на Форуме высокого уровня по вопросам согласования (Рим, 24-25 февраля 2003 г.). URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/romedecl_on_harmonization.shtml (дата обращения: 9.11.2021).
[61] Joint Marrakech Memorandum and Action Plan on Managing for Development Results. February 5, 2004. URL: https://www.oecd.org/officialdocuments/publicdisplaydocumentpdf/?cote=DCD/DIR(2004)4&docLanguage=En (дата обращения: 9.11.2021).
[62] Парижская декларация по повышению эффективности внешней помощи. Принята в Париже 2 марта 2005 г. URL: https://www.oecd.org/dac/effectiveness/35023545.pdf (дата обращения: 9.11.2021).
[63] Аккрская программа действий. Принята на третьем Форуме высокого уровня по повышению эффективности внешней помощи, Аккра, 2-4 сентября 2008 г. // Документ ООН A/63/539. URL: https://undocs.org/pdf?symbol=ru/A/63/539 (дата обращения: 9.11.2021).
[64] Капица Л.М. Международный институт иностранной помощи // Вестник МГИМО Университета. 2011. №4. С. 85.
[65] Международное экономическое право: учебник для вузов / В.М. Шумилов, И.В. Гудков, К.С. Мауленов, Ю.В. Шумилов; под ред. В.М. Шумилова. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. С. 48.