Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Особенности правового регулирования деятельности садовых некоммерческих товариществ

В статье рассматриваются особенности правового регулирования отношений, связанных с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд. В работе выявлены основные проблемы действующего законодательства в рассматриваемой сфере и предложены пути его совершенствования.

Ключевые слова: садовое некоммерческое товарищество, земельное право, юридическое лицо, товарищество собственников недвижимости.

Features of the legal regulation of the activities of garden non-profit associations

УДК 347.19

Abstract. This article considers the peculiarities of the legal regulation of relations related to the conduct of gardening and gardening by citizens for their own needs. The work identified the main problems of the current legislation in the field under consideration and proposed ways to improve it.

Key words: garden non-commercial partnership, land law, legal entity, association of property owners.

В настоящее время среди населения России сохраняется неизменно высоким интерес к занятию садово-огороднической деятельностью. Многие россияне по-прежнему стремятся к переезду из больших городов в сельскую местность. Во многом этому способствует желание людей быть поближе к природе, а также потребность в физическом труде, оказывающем благотворное влияние на здоровье человека. Приобретая дачную или садовую недвижимость, работая на земле, граждане России пытаются уйти от стресса и связанных с ним городских проблем.

Современное законодательство предлагает россиянам различные формы использования земельных участков и связанных с ними объектами недвижимого имущества. В этой связи на практике возникает большое число практических вопросов связанных с формами реализации такого рода прав связанных с землей. При этом граждане все чаще выбирают наиболее экономичную форму такого хозяйствования – участие в садово-огородническом объединении. Это не случайно. Практически все формы реализации прав связанных с землей имеют значительное количество недостатков. Не является исключением в этом плане и реализация земельных прав через создание некоммерческих объединений граждан. Однако с предоставлением законодателем возможности в целом ряде случаев прав возводить жилые строения на садовых земельных участках привели к окончательному определению с выбором формы хозяйствования.

На протяжении длительного времени законодательство, регулирующее правовое положение объединений граждан, связанных с ведением садоводства и огородничества для собственных нужд оставалось практически неизменным. До недавнего времени в отношении их продолжали действовать нормы, фактически утратившие свою актуальность. Федеральный закон от 15.04.1998 г № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» [2] до недавнего времени закон фактически закреплял сложившееся десятилетиями положение вещей, согласно которого, участники практически полностью зависели от органов коллективного управления объединения. Что являлось крайне не удобной и обременительной формой. Фактически гражданин ни в коей мере не ощущал себя собственником своего земельного участка со всеми вытекающими из этого последствиями.  Именно в силу данных обстоятельств, сложилось негативное отношение к данной форме хозяйствования.

Конечно, на протяжении нескольких десятилетий в вышеуказанный закон вносились изменения, которые учитывали тенденции изменения законодательства и общественных отношений. Сегодня на садовых участках разрешена жилищная прописка, на них можно возводить жилые строения. Параллельно с внесением изменений в рассматриваемый выше федеральный закон существенные изменения были внесены в целый ряд законодательных актов, связанных с правовым положением участников садовых и огороднических товариществ. В позитивном ключе был решен вопрос о возможности выхода участника и такого товарищества, а также упорядочены процедуры внесения взносов в связи с участием в товариществе.

В месте с тем, на наш взгляд, произошел и ряд негативных изменений, затрагивающий судьбу участников некоммерческих товариществ. К ним в частности можно Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 19.12.2022) «Об отходах производства и потребления» [3]. В результате реализации норм данного закона Садовым некоммерческим товариществам (СНТ) пришлось не только устанавливать на собственной территории контейнерные площадки, но и заказывать их установку по необоснованно завышенным ценам. При этом качество услуг сократилось в разы.

Другим негативным изменением в дачное законодательство можно считать вступление в силу с 1 сентября 2014 г Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» [4].  Внесенные законом изменения о правовом статусе юридических лиц лишь серьезным образом осложнили проблемы правового статуса дачных и огороднических товариществ. Фактически закон внес некоторую путаницу в вопросы регулирования деятельности садовых и огороднических товариществ сместив основной акцент этом плане на региональный уровень.

Необходимо отметить, что основы правового положения некоммерческих организаций, создаваемых гражданами с целью ведения садоводческого и огороднического хозяйства, определены в Гражданском кодексе Российской Федерации. На наш взгляд, передача на уровень субъекта Российской Федерации, вопросов регулирования деятельности СНТ, является ошибкой. В частности согласно ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство находятся в ведении Российской Федерации [1]. Следовательно, субъекты Российской Федерации не должны иметь возможности регулирования отношений входящих в сферу данной отрасли. Кроме того, установление особенностей правового положения юридических лиц также не может быть отнесено к компетенции указанных субъектов. Именно поэтому, на наш взгляд, складывается ситуация, когда нормы федерального законодательства, установленные такими важными отраслевыми законами как Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О кадастровой деятельности» прямо противоречат нормам регионального законодательства.

Сегодня во многих регионах страны всерьез рассматриваются вопросы о принятии таких законов, которые бы разрешали региональным органам власти не только прямо вмешиваться в дела собственников земли, но и подчас действовать в нарушении Конституцию Российской Федерации. Одной из таких идей является право контролирующего органа проникать на чужой земельный участок для реализации мероприятий по контролю и надзору. Думается, что достойным выходом из сложившейся ситуации могло бы стать распространение Федерального закона от 12.01.1996 № 7 ФЗ «О некоммерческих организациях» [5] на садоводческие, огороднические товарищества. На сегодняшний день статья 3 данного закона прямо указывает на обратное. Такое положение вещей является спорным. С другой стороны земельное законодательство распространяется на данные объединения в полной мере. При этом нормы земельного права регулируют лишь часть вопросов связанных с деятельностью объединений граждан. Он регулирует лишь право владения, пользования и охраны земель. Думается, что именно этими вопросами и следует ограничить круг тех вопросов, которые вправе регулировать законодатель на уровне субъектов Российской Федерации. Однако следует учесть, что здесь сами нормы земельного права должны обладать безусловным преимуществом перед теми нормами, которые принимаются на региональном уровне. Данное противоречие на практике порождает значительное количество норм сложного междисциплинарного взаимодействия.

Принятый для устранения противоречий специальный закон от 29.07.2017 г. № 217 ФЗ «О введении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» [4], на наш взгляд, лишь частично исправил недостатки.  При этом учитывая его вступление в силу с 01.01.2019 следует признать, что единообразной практики его применения так и не сложилось. Однако значение этого нормативного акта сложно переоценить. Наличие единого нормативного акта на федеральном уровне позволяет на сегодняшний день разрешить целый ряд противоречий возникающих на практике. Куджева Е.К. полагает, что одной из главных новелл законодательства является устранение искусственно созданного различия между дачным и садоводческим товариществом. Установлены две организационно правовые формы ведения садоводческой и огороднической деятельности: садовые некоммерческие товарищества и огородные некоммерческие товарищества [7].

Одним из важнейших факторов влияющем на оценку привлекательности для населения такой формы объединения как дачные и садовые товарищества является решение вопроса о возможности возведения на землях, предназначенных для садоводства и огородничества капитальных строений. Сегодня законодатель дает положительный ответ на этот вопрос. Законодатель однозначно разрешает возводить такие строения на садовых участках, что безусловно играет на руку собственникам последних и делает их правовое положение более привилегированным. Сегодня на садовых участках разрешается возведение капитальных садовых домов (если это не противоречит другим законам). Кроме того, думается, что заслуживает в этой связи и наличие права перевода садового дома в статус жилого дома. Такое положение вещей дает неоспоримые преимущества собственникам таких домов перед всеми иными.

При этом, на наш взгляд, СНТ как субъекты права еще не в полной степени научились использовать свое положение, позволяющее им получать доход, не связанный с осуществлением предпринимательской деятельности.

Новый закон дает четкое определение организационно правовых форм объединений граждан для ведения садоводства и огородничества. Поэтому целесообразным видится приведение существующих организационно правовых форм к тем, которые прямо указаны в законе путем их преобразования. В то же время законом данная обязанность не предусмотрена. Именно поэтому сегодня для тех же целей граждане по-прежнему объединены в формы, не позволяющие им в полной мере воспользоваться преимуществами нового законодательства. В связи с чем ряд требований и правил, касающихся функционирования товариществ, кооперативов и партнёров, созданных до вступления в силу нового закона, продолжают свое действие в ущерб гармоничному развитию применению действующего законодательства.

Так современное законодательство позволяет преодолеть неопределённость в отношении территории (границ) садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Здесь же закрепляется статус территории общего пользования и определяется возможность ее использования. Появляется возможность разрешения  вопросов, касающихся взаимоотношений как между товариществом и государственными органами, так и в отношении товарищества и правообладателями земельных участков.

До принятия нового закона часто возникали спорные ситуации о границах зоны ответственности объединения за следующие территории: — прилегающие к садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан; — прилегающую к лесу. Законодатель уменьшил количество взносов, оставив только два вида: членские и целевые взносы. Правообладатели земельных участком, входящих в границы территории товариществ, но не являющиеся членами товарищества обязаны вносить плату наравне с членами товарищества, сумма которых приравнена к ежегодному размеру членских и целевых взносов для членов товарищества.

Следует также заметить, что при наличии общности интересов участников рассматриваемых объединений таким объединениям удается эффективно противодействовать нормам и правилам, направленным во вред развития садоводства и огородничества в прямом понимании данных терминов. Так начиная с 01.01.2019 все платежи правообладателей земельных участков должны уплачиваться на расчётный счёт товарищества. На самом деле с одной стороны это вызывает некоторые неудобства. В этом случае отсутствует возможность эффективного использования  денежных средств находящихся на счете. Нет возможности найма дешевой рабочей силы. Сложно противостоять произвольному списанию со счетов со стороны контролирующих государственных органов и т.п. Однако при наличии единой воли участников объединения такие нововведения легко обойти. Например, нет никакого прямого запрета на внесение добровольных взносов на финансирование определенных отдельными участниками проектов.  

Несмотря на перечисленные выше положительные особенности осуществления пользования земельным участком путем объединения в садовые товарищества, на практике по-прежнему остается неразрешенным целый ряд вопросов создающих определенный дискомфорт их участникам. В частности спорным по нашему мнению является закрепленная законодательством обязанность внесения правообладателем земельных участков вносить плату наравне с членами товарищества. При этом не редки случаи, когда такой правообладатель не только не нуждается в использовании общей инфраструктуры, но и не имеет такой возможности. Например, обустраивая на принадлежащий себе участок отдельный заезд такой участник не только не использует общую инфраструктуру, но и заинтересован в ином ее использование. Не заинтересован такой участник также и в необходимости принятия участия в общих собраниях. Однако соответствии с тем, что обязанность по внесению платы распространяется на всех правообладателей земельных участков, то такие участники сегодня также получают право голоса на общем собрании, по всем вопросам касающимся финансового или имущественного положения.

Также законодатель внёс некоторые изменения в проведении общего собрания. При этом, на наш взгляд, введенные в этой связи нововведения далеки от совершенства. В настоящее время установлено требование о большинстве голосов участников общего собрания, которое необходимо для принятия решений — более 50 % членов товарищества, но не менее 2/3 от членов товарищества, и не менее 2/3 от всех участников общего собрания. Однако закон никак не учитывает долю каждого из участников товарищества. В этой связи следует учесть, что размер земельного участка как правило существенно влияет на размер паевых взносов. Кроме того, участники уплачивают разный земельный налог. Имеются и другие особенности правового положения отдельных участников.  Именно поэтому на практике по-прежнему продолжают возникать проблемы, связанные с управлением в подобных объединениях граждан.

Несмотря на имеющиеся проблемы следует признать, что новый закон существенно улучшил отдельные вопросы правового регулирования отношений в товариществах. Так согласно новым введениям, теперь не требуется выносить вопрос на общее собрание об исключении умерших членов товарищества или потерявших право собственности на землю.

В заключении хотелось бы отметить, что несмотря на довольно продолжительное время действия Федерального закона от 15.04.1998 г № 66- ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» [2], переход и внедрении нового Федерального закона от 29.07.2017 № 217 ФЗ «О введении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» [6] проходит довольно легко. На протяжении долгого времени необходим был такой закон, который соответствовал текущему законодательству Российской Федерации. Данный закон упорядочил множество важных вопросов, которые связаны с управление товариществ.

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) Конституция Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс»
  2. Федеральный закон от 15.04.1998 г № 66- ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» // СПС «КонсультантПлюс»
  3. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 19.12.2022) «Об отходах производства и потребления» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) // СПС «КонсультантПлюс»
  4. Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ»// СПС «КонсультантПлюс»
  5. Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 09.11.2020) «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»
  6. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7 ФЗ «О некоммерческих организациях»// СПС «КонсультантПлюс»
  7. Куджева Е. К. Особенности нового законодательства о садовых и огороднических товариществах //Аграрное и земельное право 2019. № 10 (178). С.75–77.

Информация об авторах:

Сёмин Александр Николаевич, академик РАН, доктор экономических наук, профессор заведующий кафедрой стратегического производственного менеджмента   Уральского государственного горного университета

Мальцев Николай Васильевич, доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой антикризисного управления и оценочной деятельности Уральского государственного горного университета

Ходасевич Олег Николаевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры антикризисного управления и оценочной деятельности Уральского государственного горного университета

Слукин Сергей Викторович, кандидат философских наук, доцент кафедры антикризисного управления и оценочной деятельности Уральского государственного горного университета.

Information about the authors:

Khodasevich Oleg Nikolaevich, Candidate of Law, Associate Professor, Department of Crisis Management and evaluation activities in Ural State Mining University;

Slukin Sergey Viktorovich, Ph.D., Associate Professor, Department of Crisis Management and evaluation activities in Ural State Mining University;

Semin Alexander Nikolaevitch, Academician of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Strategic, production management of Ural State Mining University;

Maltsev Nikolai Vasilievich, Head of the Department of Crisis Management and evaluation activities in Ural State Mining University, Doctor of Economics, Professor.

Добавить комментарий

Войти с помощью: