В рамках научной статьи исследуются основы сотрудничества государств по борьбе с терроризмом на примере взаимодействия в рамках Организации Объединенных Наций (ООН), региональных межправительственных организаций и иных объединений государств. Важная цель сотрудничества в этом направлении – разработка и реализация мер по борьбе с терроризмом в соответствии с комплексным и продуманным стратегическим планом, основанным на прочных международно-правовых основах. В статье раскрываются не только основные препятствия, но и усилия, предпринимаемые с целью разработки инструментов, адаптированных для удовлетворения потребностей каждого государства региона в соответствии с глобальной правовой базой и соответствующими резолюциями Совета Безопасности ООН.
Ключевые слова: ООН, терроризм, международная безопасность, Африка, международное право, Совет Безопасности ООН.
Selected international legal aspects of cooperation between states in the fight against terrorism
Терроризм — это опасное явление, которое угрожает безопасности государства и общества, с одной стороны, и международной безопасности, и миру — с другой. Справедливо подчеркнуть, что международный терроризм стал инструментом для ведения войны, и это обусловливает его особую опасность и необходимость поиска наиболее эффективных подходов для борьбы с ним[1].
Борьба с терроризмом прочно вошла в повестку дня для большинства правительств, включая сотрудничество в рамках деятельности Организации Объединенных Наций (ООН), региональных межправительственных организаций и иных объединений. Основной вопрос заключается в том, как бороться с терроризмом в соответствии с комплексным и продуманным стратегическим планом, основанным на прочных международно-правовых основах и как реализовать этот план на практике[2].
Сложность борьбы с терроризмом заключается в том, что зачастую совершение террористических актов организуют или «одобряют» государства, желающие оказать влияние на решение тех или иных вопросов, а также для навязывания собственного проекта или решения, в соответствии с логикой «цель оправдывает средства». Организация Объединенных Наций подробно остановилась на этой опасной дилемме: насильственный экстремизм был порожден политическими проектами, следовательно, терроризм всегда был направлен на достижение политических целей, хотя и с религиозными мотивами. Это важный вопрос в общей идеологической составляющей терроризма, который нельзя упускать из виду.
Феномен привлечения иностранных боевиков-террористов привел к тому, что значительное количество таких лиц присоединилось террористическим группировкам, таким как «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ)[3]. Государства сталкиваются со многими проблемами в сдерживании иностранных боевиков-террористов, особенно тех, которые возвращаются из зон вооруженных конфликтов на территорию государств своего происхождения, и отсюда вытекает необходимость принятия эффективных мер в рамках международного сотрудничества для устранения сопутствующих этому рисков.
Борьба с таким явлением, как перемещение и возвращение иностранных боевиков-террористов, вызывает определенные трудности, поэтому сотрудничество с международными институтами является необходимым инструментом для укрепления возможностей государств эффективно бороться с этой угрозой.
С целью решения вышеуказанной проблемы Сектор по предупреждению терроризма Управления ООН по наркотикам и преступности провел региональный форум по укреплению регионального и международного сотрудничества в борьбе с угрозой возвращения иностранных боевиков-террористов в рамках глобальной инициативы по укреплению правового режима борьбы с иностранными боевиками-террористами на Ближнем Востоке (БВ), Северной Африки (СА) и Юго-Восточной Европе[4].
Региональный форум проходил с 3 по 5 июля 2018 года при финансовой поддержке Европейского союза. На нем была рассмотрена проблема возвращения и перемещения иностранных боевиков-террористов с участием представителей правоохранительных органов, судей специализированных судов (это устоявшийся термин) и экспертов из министерств юстиции и иностранных дел.
Форум начался с выступления представителей Сектора по предупреждению терроризма Управления ООН, которые рассказали об усилиях сектора по укреплению контртеррористического потенциала на Ближнем Востоке и в Северной Африке, представили инициативу по формированию совместной целевой группы для Ближнего Востока и Северной Африки, направленную на укрепление международного межведомственного сотрудничества в области борьбы с терроризмом. Кроме того, были рассмотрены усилия по разработке инструментов, адаптированных для удовлетворения потребностей каждой страны региона в соответствии с глобальной правовой базой и соответствующими резолюциями Совета Безопасности ООН об иностранных боевиках-террористах.
В ходе сессий семинара участвующие национальные и международные эксперты представили различные мнения, связанные с международным сотрудничеством по уголовным делам в целях предотвращения риска возвращения лиц и репатриантов со стороны иностранных боевиков-террористов. Были озвучены существующие судебные меры по защите жертв и свидетелей в Международном уголовном суде, а также меры уголовного правосудия в отношении этих лиц. Кроме того, представители Европейского полицейского управления (ЕВРОПОЛ) и Международной организации уголовной полиции (ИНТЕРПОЛ) представили доступные инструменты и программы технической помощи для поддержки усилий государств-членов в борьбе с этим явлением.
Эксперты по борьбе с терроризмом из Великобритании и Португалии не только рассказали о проблемах, с которыми они сталкиваются в рамках борьбы с трансграничным терроризмом, но и представили стратегии по борьбе с возвращающимися иностранными боевиками-террористами. В том же контексте участники, представляющие страны БВСА (Египет, Ливан, Тунис, Марокко, Ирак, Иордания, Алжир, Йемен и Ливия), озвучили свои взгляды на проблемы, связанные с обменом информацией, сбором доказательств и расследованием случаев иностранной террористической деятельности. На заседаниях форума также рассматривались проблемы, связанные с судебными разбирательствами и действиями, которые равносильны описанию международных и террористических преступлений, совершенных Исламским государством Ирака и Леванта (ИГИЛ). Представитель подразделения по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма Египта также рассказал о роли этого подразделения в борьбе с финансированием иностранных боевиков-террористов.
Обмен информацией между участниками в ходе мероприятия имел особое значение, особенно в том, что касается обмена опытом, связанным с улучшением регионального и международного сотрудничества. Участники, как правило, стремились предоставить ценную информацию о национальных мерах реагирования на угрозу со стороны иностранных боевиков-террористов.
В последнем докладе ООН о террористической организации ИГИЛ подчеркивается необходимость дальнейшего прогресса в решении проблем репатриации, новых методов финансирования, распространения оружия, угроз стабильности в Африке и других вопросов[5].
В феврале 2023 г. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш представил шестнадцатый доклад, посвященный угрозе международной безопасности со стороны «Исламского государства» и усилиям ООН по оказанию помощи государствам-членам в противодействии этой угрозе[6]. Указанный отчет был подготовлен при поддержке нескольких органов ООН, включая Исполнительный директорат контртеррористического комитета, Контртеррористическое бюро, Глобальное соглашение о координации борьбы с терроризмом и Группу аналитической поддержки и мониторинга санкций, которая действует при Совете Безопасности ООН на основании резолюций № 1526 (2004) и 2253 (2015)[7]. Несмотря на поражение «Исламского государства» (ИГИЛ) в марте 2019 года с уничтожением его группировок в Багузе в Сирии, события последних четырех лет показывают, что угроза, исходящая от этой организации и связанных с ней группировок, все еще существует, особенно в Африке. В то же время необходимо признать, что международное сообщество сейчас в большей готовности бороться с «Исламским государством».
Что касается ответов на существующую угрозу со стороны ИГИЛ, то необходимо обратиться к вышеупомянутому докладу Совета Безопасности ООН, где освещаются семь аспектов, которые включены в современные международные меры реагирования на ИГИЛ[8]:
- Поддержка жертв террористической организации;
- Совершенствование пограничного контроля и правоприменительной деятельности;
- Борьба с финансированием терроризма;
- Противодействие усилиям «Исламского государства» по использованию информационно-коммуникационных платформ и современных технологий (например, беспилотных летательных аппаратов, криптовалют, социальных сетей);
- Противодействие террористической идеологии и работа с сообществами по предотвращению насильственного экстремизма, ведущего к терроризму, и борьбе с ним;
- Укрепление международного и регионального сотрудничества;
- Решение проблемы подозреваемых членов «ИГИЛ» и их семей в зонах конфликтов.
В докладе основное внимание уделяется текущей ситуации с репатриацией и обсуждаются усилия по расследованию, судебному преследованию, реабилитации и реинтеграции.
Необходимо понять, ограничивается ли план международной коалиции против ИГИЛ в Африке борьбой с терроризмом или он преследует необъявленные геостратегические цели. 11 мая 2022 года в г. Марракеш впервые в африканской стране состоялась Седьмая министерская конференция международной коалиции по борьбе с организацией ДАИШ[9]. Коалиция, которая была основана в 2014 году во главе с Соединенными Штатами Америки, включающая в настоящее время 85 государств, а также международные организации, (ООН, ЕС, НАТО и иные), стремилась на своей последней конференции привлечь внимание к растущей террористической угрозе, исходящей от ИГИЛ на африканском континенте (особенно в регионе Сахель-Сахара)[10]. Данный район характеризуется нестабильностью в плане безопасности. В результате эрозии национальных государственных структур из-за ухудшения легитимности правящих политических элит в последние годы этот регион стал привлекательной средой для деятельности террористических и экстремистских группировок, которые извлекают выгоду из сложных кризисов в области безопасности.
Похоже, что растущая волна терроризма в Африке в последнее десятилетие побудила страны коалиции разработать тщательные ответные меры, элементы которых можно проследить на примере четырех важных событий:
- Региональная встреча политических директоров международной коалиции против ИГИЛ в городе Схират в июне 2018 года, целью организации которой было укрепление координации и сотрудничества между странами Сообщества Сахеля и Сахары и Международной коалиции против ИГИЛ.
- В июне 2021 года присоединение Марокко к региональному контртеррористическому отделению в Африке Контртеррористического управления Организации Объединенных Наций с целью разработки и реализации программ по расширению возможностей и навыков африканских стран в области безопасности границ, сотрудничества в уголовной сфере, управление тюрьмами и искоренение насильственного экстремизма посредством реабилитации и реинтеграции.
- В декабре 2021 года было объявлено о создании Африканской фокус-группы, совместно возглавляемой Марокко, Нигерией, Италией и Соединенными Штатами. Ее роль заключается в проведении непрерывных оценок террористических угроз, наращивании гражданского потенциала для содействия борьбе с терроризмом и координации этих усилий с существующими инициативами в поле.
- Созыв Министерской конференции стран коалиции в Марракеше, где основным вопросом был новый план коалиции против ИГИЛ в Африке.
Таким образом, несмотря на возросшую институционализацию механизмов контртеррористической направленности как на глобальном (ООН), так и на межрегиональных уровнях, угроза со стороны ИГИЛ по-прежнему сохраняется. Не следует умалять результатов предпринятых усилий – угроза и количество террористических атак, безусловно, снизилась за последние несколько лет, но, если мы говорим o долгосрочных перспективах снижения террористической активности не только в Сирии, странах Магриба и Африке, но и в других регионах, то всех этих мер на данный момент оказывается недостаточно. Важно не просто детально прорабатывать механизмы противодействия терроризму на всех уровнях и во всех сферах, как, например, в вопросах репатриации иностранных боевиков, но и реализовывать планируемые меры на основе совместных усилий государств, не преследуя политических и иных мотивов.
Литература
- Гоцкало Е.Ю. Понятие терроризма и террористической деятельности, Опубликовано сентября 2020 г. URL: https://admomsk.ru/web/guest/progress/legalculture/prosecutors/-/asset_publisher/Q1Kp/content/948483 (дата обращения 01.11.2023).
- Исмаил Хамуди, Марракешская конференция: новый план международной коалиции против ИГИЛ в Африке, 30 мая 2022 г. URL: https://studies.aljazeera.net/ar/article/5389 (дата обращения 10.05.2023).
- Корреспондент ЕС, В Марокко проходит министерская встреча Глобальной коалиции по разгрому ИГИЛ, 12 МАЯ 2022. URL: https://ru.eureporter.co/world/morocco/2022/05/12/morocco-hosts-ministerial-meeting-of-the-global-coalition-to-defeat-isis/ (дата обращения 10.05.2023).
- Организация Объединенных Наций (ООН): Глобальная контртеррористическая стратегия ООН, Опубликовано июня 2018 года, URL: https://www.un.org/counterterrorism/un-global-counter-terrorism-strategy (дата обращения 01.11.2023).
- Региональный семинар ООН В 2018 года. URL: https://www.un.org/dppa/decolonization/ru/c24/regional-seminars/2018 (дата обращения 10.05.2023).
- Совет Безопасности ООН, Шестнадцатый доклад Генерального секретаря ООН об угрозе ИГИЛ. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N23/031/24/PDF/N2303124.pdf?OpenElement (дата обращения 10.05.2023).
- Щегловин Ю.Б. Институт ближнего востока, Доклад ООН об угрозе «Исламского государства» 8 июня, 2016. URL: http://www.iimes.ru/?p=28626 (дата обращения 10.05.2023).
Информация об авторе:
Ханун Одай А М – Аспирант Юридического института Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы (РУДН).
Information about the author:
Hanoun Odai A. M. – PhD student of the Law Institute of the RUDN University named after Patrice Lumumba.
[1] Гоцкало Е.Ю. Понятие терроризма и террористической деятельности, Опубликовано сентября 2020 г. URL: https://admomsk.ru/web/guest/progress/legalculture/prosecutors/-/asset_publisher/Q1Kp/content/948483 (дата обращения 01.11.2023).
[2] Организация Объединенных Наций (ООН): Глобальная контртеррористическая стратегия ООН. Опубликовано июня 2018 года. URL: https://www.un.org/counterterrorism/un-global-counter-terrorism-strategy (дата обращения 01.11.2023).
[3] Запрещена на территории РФ с 2014 года.
[4] Региональный семинар ООН В 2018 года. URL: https://www.un.org/dppa/decolonization/ru/c24/regional-seminars/2018 (дата обращения 10.05.2023).
[5] Совет Безопасности ООН, Шестнадцатый доклад Генерального секретаря об угрозе ИГИЛ. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N23/031/24/PDF/N2303124.pdf?OpenElement (дата обращения 10.05.2023).
[6] Совет Безопасности ООН, Шестнадцатый доклад Генерального секретаря об угрозе ИГИЛ. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N23/031/24/PDF/N2303124.pdf?OpenElement (дата обращения 10.05.2023).
[7] Щегловин Ю.Б. Институт ближнего востока, Доклад ООН об угрозе «Исламского государства» 8 июня, 2016. URL: http://www.iimes.ru/?p=28626 (дата обращения 10.05.2023).
[8] Совет Безопасности ООН, Шестнадцатый доклад Генерального секретаря об угрозе ИГИЛ. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N23/031/24/PDF/N2303124.pdf?OpenElement (дата обращения 10.05.2023).
[9] Корреспондент ЕС, В Марокко проходит министерская встреча Глобальной коалиции по разгрому ИГИЛ. 12 МАЯ 2022, URL: https://ru.eureporter.co/world/morocco/2022/05/12/morocco-hosts-ministerial-meeting-of-the-global-coalition-to-defeat-isis/ (дата обращения 10.05.2023).
[10] Исмаил Хамуди, Марракешская конференция: новый план международной коалиции против ИГИЛ в Африке, 30 мая 2022 г. URL: https://studies.aljazeera.net/ar/article/5389 (дата обращения 10.05.2023).
довольно интересная и информативная статья.