В работе рассмотрены некоторые неоднозначные тенденции, просматривающееся в водимом с 2024 года налоге на сверхприбыль в России, дается авторская оценка перспектив и возможных последствий введения законна для различных кругов российского бизнеса.
Ключевые слова: налог на сверхприбыль, налоговая политика, дополнительный доход, налоговая база, налоговая ставка, обеспечительный платеж.
Prospects and consequences of the introduction of a super profit tax in Russia
Abstract. The work considers some ambiguous trends seen in the super-profit tax in Russia since 2024, gives an author’s assessment of the prospects and possible consequences of the introduction is legal for various circles of Russian business.
Keywords: super profit tax, tax policy, additional income, tax base, tax rate, security payment.
УДК 336.22
Эффективная налоговая политика является одним из важнейших критериев развития государственной системы управления. Она напрямую характеризует процессы, проистекающие в обществе, и определяет приоритеты перераспределения национальных финансовых ресурсов. В условиях монополизации рынков товаров работ и услуг следует признать, что часть российских компаний находятся на грани банкротства. При этом, существенная часть предпринимателей в России по-прежнему получают не только сверхдоходы, но и продолжают собирать всевозможные государственные льготы и преференции.
С 2024 года в России как разовая и исключительная мера поддержки бюджета вводится налог на сверхприбыль Windfall tax (с англ. «налог на доходы, принесенные ветром», «налог на неожиданную удачу»). Данный налог давно известен международному законодательству, однако в России он применяется впервые. Это беспрецедентный механизм, который касается практически всего крупного бизнеса, как российских, так и иностранных компаний с постоянным представительством в России. По сути, налогом до облагается финансовый результат бизнеса, с которого он уже заплатил налог на прибыль.
В связи с этим еще 4 августа 2023 Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон от 04.08.2023 № 414-ФЗ «О налоге на сверхприбыль» (далее – Закон), который вступает в силу с 1 января 2024 года. Если быть кратким, то Закон предусматривает обязанность крупных компаний уплатить налог со сверхприбыли, который имеет статус налога разового характера[1]. Налог является федеральным и в полном размере подлежит зачислению в федеральный бюджет[2]. К таким налогоплательщикам в первую очередь относятся: [3] российские организации; постоянные представительства иностранных компаний; иностранные компании, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Важно при этом учесть, что указанные категории не уплачивают налог, если они были созданы после 01.01.2021 (за исключением случаев реорганизации)[4]. Беглый анализ действия данного исключения показывает, что подавляющее количество современных монополистов подпадают под действие указанного закона, однако указанное исключение позволяет им достаточно эффективно выводить прибыль через вновь созданные дочерние организации. Думается, что в этом плане законодатель допустил серьезный просчет либо поддался лоббированию интересов крупных монополий.
Вместе с тем полагаем, что данной мерой правительство в первую очередь стремится получить дополнительные доходы за счет крупных финансовых компаний получивших в период кризисных явлений серьезные дополнительные механизмы поддержки.
Вводя в действие указанные нормы, законодатель бережно отнесся к интересам бизнеса исключив его значительную часть из-под действия правовых норм. В частности, из-под сферы действия закона выводятся[5]:
1. Организации, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства по состоянию на 31.12.2022;
2. Организации, осуществлявшие добычу углеводородного сырья в 2022 году;
3. Организации, осуществлявшие добычу угля в 2022 году;
4. Организации, совершающие операции по переработке нефтяного сырья и выпускавшие продукцию не менее 6 месяцев в 2022 году;
5. Организации, являющиеся участниками консолидированной группы налогоплательщиков (далее – КГН), в которой в 2022 году состояли организации, указанные в п. 2 и п. 4;
6. Организации, совершающие операции по переработке нефтяного сырья по состоянию на 31.12.2022 в адрес заказчиков, одновременно являющихся лицами, указанными в п. 2 и п. 4;
7. Производители сжиженного природного газа, осуществляющие экспорт по состоянию на 31.12.2022;
8. Российские организации, имеющие долю участия не менее 75% по состоянию на 31.12.2022 в организациях, указанных в п. 2 и п. 4;
9. Организации, являвшиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога непрерывно в 2018-2022 годы;
10. Организации без доходов от реализации за 2018-2019 годы;
11. Финансовые организации, к которым по состоянию на 01.01.2023 применены меры по предупреждению банкротства;
12. Организации-застройщики, реализующие проекты долевого строительства, не осуществлявшие выплату дивидендов в 2021-2022 годы.
Особый порядок определения налога и его уплаты устанавливается для участников консолидированной группы налогоплательщиков. При этом, часть из этих участников уплачивает налог самостоятельно, другая, менее многочисленная группа участников уплачивает налог по всей консолидированной группе.
В частности самостоятельно уплачивают налог участники консолидированной группы в состав которой в 2022 году входили организации, добывающие уголь (кроме самих добытчиков) а также организации, являвшиеся участниками консолидированных групп в 2018-2021 годы и (или) в 2022 году, но не по состоянию на 31.12.2022.
К организациям же обязанным уплачивать налоги за всю группу относятся организации, являвшиеся по состоянию на 31.12.2022 участниками КГН (за исключением указанных выше). Остальные участники указанных выше групп лишь передают необходимую информацию ответственному участнику, который, в свою очередь, исполняет обязанности налогоплательщика.
Объект налогообложения – сверхприбыль, которая определятся по достаточно простой математической формуле. В частности, определяется средняя арифметическая прибыл за 2021 год, а затем за 2022 год. Далее считается средняя двух этих величин. Затем полученный результат сравнивается со средней прибылью за 2018-2019 годы. [6] При этом совершенно неясно почему за базу принимается именно этот период. Вообще введение такого налога задним числом с юридической точки зрения немного спорно. Любое предприятие, планируя свою деятельность могло бы направить часть прибыли на текущие расходы, существенно снизив ее. Однако именно это обстоятельство как раз и не позволяет предпринимателям изменить финансовые результаты своей деятельности.
Достаточно странным выглядит также перечень видов прибыли, на которые не распространяются рассматриваемые выше правовые нормы. В частности для целей налогообложения не учитываются следующие доходы: [7]
— прибыль контролируемых иностранных компаний;
— прибыль участников соглашений о защите и поощрении капиталовложений, полученная от осуществления деятельности, связанной с реализацией инвестиционного проекта;
— прибыль участников специального инвестиционного контракта, если другой стороной этого контракта является Российская Федерация;
— доходы, полученные в виде дивидендов;
— доходы, полученные по операциям с отдельными видами долговых обязательств;
— доходы от операций по реализации или иного выбытия долей участия в уставном капитале российских и (или) иностранных организаций, а также акций российских и (или) иностранных организаций;
— доходы, полученные от международной холдинговой компании при использовании ею прав на объекты интеллектуальной собственности;
— доходы, полученные международной холдинговой компанией в виде доходов от предоставления ею прав на объекты интеллектуальной собственности;
— прибыль, полученная Банком России от осуществления деятельности, связанной или не связанной с выполнением им функций.
Абсурдность данных исключений видится в первую очередь в том, что данные исключения позволяют в первую очередь уйти от налога тем компаниям, которые получили так называемую «случайную сверхприбыль» вызванную спецификой сложившихся обстоятельств. В первую очередь это касается финансово-кредитных организаций и Центрального Банка России. Кроме того, отдельные виды исключений могут вообще трактоваться чисто субъективно в зависимости от ситуации, в которую попадает юридическое лицо, что с высокой степенью вероятности не позволит эффективно применять нормы указанного закона. К такому виду исключений из общих правил можно, к примеру, отнести доходы, полученные по операциям с отдельными видами долговых обязательств. В частности значительную часть прибыли по таким операциям получил целый ряд российских компаний фактически отказавшихся производить оплату по собственным обязательствам по надуманным предлогам.
С другой стороны, абсолютно парадоксально выглядят специальные правила определения средней арифметической величины прибыли за соответствующие годы
В частности, для организаций, созданных в результате реорганизации: [8]
слияние — определяется исходя из данных реорганизованных организаций, правопреемником которых является вновь созданная организация;
разделение — определяется исходя из данных реорганизованной организации, правопреемником которой являются вновь созданные организации, в доле, определенной при разделении;
присоединение — определяется с учетом данных присоединенной организации;
преобразование — определяется исходя из данных реорганизованной организации, правопреемником которой является вновь созданная организация.
При определении прибыли учитываются перенесенные убытки прошлых налоговых периодов [9].
Если налогоплательщик представил уточненные декларации по налогу на прибыль за 2021 год и (или) 2022 год, для расчета сверхприбыли принимаются уточненные данные [10].
В случае доначисления налога на прибыль по результатам налоговой проверки прибыль за соответствующий год, включаемая в налоговую базу по налогу на сверхприбыль, увеличивается на произведение суммы доначисления налога на прибыль по результатам проверки и коэффициента равного пяти[11].
Парадоксальность сложившейся ситуации заключается в первую очередь в попытке строгой регламентации неподконтрольного явления. По сути введенный задним числом налог на прибыль напрямую оказывает влияние на ее размер, что делает его введение не только непонятным, но и не справедливым. Понимая данное обстоятельство, Правительство РФ дает возможность изменить результаты финансовой деятельности, что в свою очередь влияет на ключевые показатели, принимаемые для расчета.
Вместе с тем следует понимать, что введенный в действие налог вряд ли будет отменен поскольку схема его начисления достаточно проста.
Налоговая база – денежное выражение сверхприбыли, которая представляет собой разницу между среднеарифметической прибылью за 2021-2022 годы и 2018-2019 годы [12].
Налоговая база признается равной нулю в случае:
— если разница между прибылью за 2021-2022 годы и 2018-2019 годы отрицательна[13];
— если среднее арифметическое прибыли за 2021 год и за 2022 год не превышает 1 млрд рублей[14];
Если налоговая база превысила половину прибыли за 2022 год и при этом балансовая стоимость активов на конец 2021 года и 2022 года увеличилась по отношению к 2018 году и 2019 году сильнее, чем средняя арифметическая прибыль, то налоговая база признается равной половине прибыли за 2022 год [15].
Налоговая ставка устанавливается в размере 10% [16].
Налог уплачивается не позднее 28.01.2024[17],а его сумма исчисляется налогоплательщиками самостоятельно.
Однако сумма налога, подлежащая уплате, может быть снижена в два раза до эффективной ставки 5%, если перечислить обеспечительный платеж с 01.10.2023 по 30.11.2023. Полагаем что уплата такого обеспечительного платежа позволит существенно снизить общую сумму затрат на уплату такого налога. При этом следует учесть, что обеспечительный платеж признается налоговым вычетом, на который уменьшается подлежащая уплате сумма налога[18].
С 28.01.2024 сумма уплаченного обеспечительного платежа признается суммой уплаченного налог[19]. С одой стороны это позволяет при наличии финансовой возможности существенно увеличить размер такого платежа. С другой стороны, в силу закона обеспечительный платеж не может превышать половину посчитанного по общим правилам налога на сверхприбыль[20]. Важно также понимать, что принятие решения об обеспечительном платеже должно быть всесторонне проанализировано, так как в случае изменения данного решения у налогоплательщика могут возникнуть негативные последствия. В частности в случае, если налогоплательщик обратится в налоговый орган с заявлением о возврате обеспечительного платежа, то налоговый вычет будет признан равным нулю[21]. Таким образом, налогоплательщик будет вынужден уплатить налог по общей ставке – 10% от полученной сверхприбыли.
Для наглядности схема расчетов налогов на сверхприбыль приведена на рисунке 1.
Уплата налога, а сверхприбыль осуществляется на основании налоговой декларации, которая подается в налоговый орган не позднее 25.01.2024[22]. При этом если налоговая база равна нулю, то декларация, в таком случае, не подается[23]. Важно при этом отметить, что предварительно компании следует подать уточненную налоговую декларацию за 2021 и 2022 годы, в которых важно отразить и учесть сами суммы налога на сверхприбыль которые предстоит уплатить в будущем. Таким образом большинство компаний в данный момент завершают работу над уточненными декларациями и разрабатывают стратегию будущего поведения дабы избежать в дальнейшем налога на сверхприбыль.
Рисунок 1 – Схема расчетов налогов на сверхприбыль
По итогам изучения положений Закона можно сделать вывод, что плательщиками налога на сверхприбыль потенциально могут оказаться следующие компании:
— налогоплательщики, у которых прибыль приближается к 1 млрд рублей;
— участники инвестиционных проектов;
— налогоплательщики, имеющие убытки (в случае их оспаривания налоговым органом);
— налогоплательщики, применяющие льготные ставки по налогу на прибыль.
В этой связи бизнесом может быть рассмотрена возможность проведения мероприятий, направленных на снижение налога на сверхприбыль путем:
— проведения диагностики актуальных финансовых показателей компании и соответствия ряду предъявляемых законодательством критериев;
— выявления налоговых резервов по налогу на прибыль организаций, а также в случае их наличия реализации мероприятий, направленных на их учет;
— направление в адрес финансовых ведомств (Минфин России, ФНС России) запросов и получение официальных ответов относительно потенциально возможных спорных ситуаций и вопросов, возникающих при определении размера налоговой базы.
Налог на сверхприбыль был введен как временный и разовый налог с российских и иностранных компаний с пополнения федерального бюджета. Основанием уплаты такого налога является постоянное представительство в России. По налогу установлена достаточно высокая ставка в размере 10% от суммы превышения прибыли за 2021-2022 годы над прибылью 2018-2019 годов. Поскольку налог введен в 2023 году, налоговый период по нему наступает в следующем году — он должен быть уплачен до 28 января 2024 года. Существует конституционное ограничение о том, что налоги нельзя вводить задним числом. Однако данный запрет никак не ограничил законодателей в их законодательной инициативе. Основной посыл такой инициативы исходит из возможности компаний сделать «обеспечительный платеж» уже в 2023 году по ставке не 10%, а 5%.
О планах использовать возможность обеспечительного платежа уже заявлял целый ряд крупных компаний, заблаговременно подготовившихся к данному налогу. К таким компаниям частности в первую очередь можно отнести Сбербанк, ММК, «РусГидро», «Полюс», Qiwi и т. д.
Другие участники рынка подготовились к уплате такого налога еще более основательно. Осуществляя свою хозяйственную деятельность в 2021 и 2022 годах, они попросту сгенерировали чистые убытки на огромные суммы, что исключило их из числа плательщиков данного налога. К таким компаниям, в частности, можно отнести Банк ВТБ, Компанию VK и др.
Введение такого налога, по-нашему мнению, лишь временно будет способствовать наполнению бюджета, однако создаст негативные предпосылки для увода прибыли компаний в тень, а также снизит уверенность предпринимателей в стабильности налогового законодательства.
Используемые источники:
1.Федеральный закон «О налоге на сверхприбыль» от 04.08.2023 N 414-ФЗ (последняя редакция)
Сёмин Александр Николаевич, академик РАН, вице-президент Уральского отделения ВЭО России, заведующий кафедрой стратегического производственного менеджмента Уральского государственного горного университета;
Романов Алексей Николаевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры антикризисного управления и оценочной деятельности Уральского государственного горного университета;
Слукин Сергей Викторович, кандидат философских наук, доцент кафедры математики Уральского государственного горного университета;
Мальцев Николай Васильевич, доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой антикризисного управления и оценочной деятельности Уральского государственного горного университета.
Information about the authors:
Semin Alexander Nikolaevich, academician of the Russian Academy of Sciences, vice-president of the Ural branch of the VEO of Russia, head of the department of strategic production management of the Ural State Mining University;
Romanov Aleksey Nikolaevich, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Crisis Management and Assessment Activities of the Ural State Mining University;
Slukin Sergey Viktorovich, Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Mathematics, Ural State Mining University;
Maltsev Nikolay Vasilievich, Doctor of Economics, Associate Professor, Head of the Department of Crisis Management and Assessment Activities of the Ural State Mining University.
[1] Федеральный закон от 04.08.2023 № 414-ФЗ «О налоге на сверхприбыль» ст. 1 Закона
[2] ст.7 Закона
[3] п. 1 ст. 2 Закона.
[4] пп. 2 и 3 п. 4 ст. 2 Закона
[5] п. 4 ст. 2 Закона
[6] п. 1 и 2 ст. 3 Закона
[7] п. 3 ст. 3 Закона
[8] п. 7-10 ст. 3 Закона
[9] п. 3 ст. 3 Закона
[10]п. 12 ст. 3 Закона
[11] п. 11 ст. 3 Закона
[12] п. 1 ст. 4 Закона
[13] п. 3 ст. 4 Закона
[14] п. 4 ст. 4 Закона
[15] п. 6 ст. 4 Закона
[16] ст. 5 Закона
[17] п. 1 ст. 7 Закона
[18] п. 2 ст. 6 Закона
[19] п. 2 ст. 7 Закона
[20] п. 3 ст. 6 Закона
[21] п. 5 ст. 6 Закона
[22] п. 1 ст. 8 Закона
[23] п. 3 ст. 8 Закона