
В статье исследуется вопрос о перспективах цифровой валюты для платежей во внешнеэкономических сделках в условиях санкционного давления, анализируются возможности и существующие препятствия для интеграции цифровых активов в российскую финансовую систему. Особое внимание уделяется особенностям построения норм действующего российского законодательства, которые устанавливают запрет на совершение сделок с цифровой валютой, а также перспективам легализации сделок с цифровой валютой путем установления экспериментального правового режима. В то же время в рамках статьи выявляется ряд проблем: неполнота предлагаемых регуляторных мер и ограниченный круг потенциальных участников экспериментального правового режима. В качестве решения предлагается организация биржевой торговли криптовалютой и разработка комплексной законодательной реформы с целью интеграции данной разновидности активов в российскую финансовую систему и ее использования в рамках совершения внешнеэкономических сделок. В заключении обосновывается вывод, что, несмотря на риски для финансовой стабильности, поэтапная легализация операций с цифровой валютой является необходимым условием для снижения зависимости от валют недружественных стран и развития внешнеэкономической деятельности в сложившихся реалиях.
Ключевые слова: цифровая валюта, внешнеэкономическая деятельность, трансграничные расчеты, валютное регулирование, цифровые финансовые активы, экспериментальный правовой режим, экономические санкции, ограничительные меры.
Prospects for the use of digital currencies in cross-border payments under sanctions and restrictive measures
The article explores the prospects of using digital currencies for payments in foreign economic transactions under sanctions pressure, examines the opportunities and obstacles for integrating digital assets into the russian financial system as a tool to counter sanctions. Attention is also paid to the specifics of the current Russian legislation, which prohibits transactions with the use digital currency, as well as the prospects for its legalization through the establishment of an experimental legal regime. Simultaneously, the article identifies a number of problems: the incompleteness of the proposed regulatory measures and the limited circle of potential participants in the experimental legal regime. As a solution, the organization of exchange trading for cryptocurrency and the development of comprehensive legislative reform are proposed, aiming for the subsequent integration of this type of assets into the russian financial system and its use in foreign economic transactions. In conclusion, the article substantiates the finding that, despite the risks to financial stability, the gradual legalization of digital currencies is a necessary condition for reducing dependence on the currencies of unfriendly countries and developing foreign economic activity under current circumstances.
Key words: digital currency, foreign economic activity, cross-border transactions, currency regulation, digital financial assets, experimental legal regime, economic sanctions, restrictive measures.
УДК 339.72
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена необходимостью поиска альтернативных механизмов международных расчетов в условиях санкционного давления, в результате которого субъекты, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, столкнулись с целым рядом ограничений, связанных с осуществлением платежей в иностранной валюте.
Начиная с 2014 года Российская Федерация подверглась беспрецедентному санкционному давлению со стороны целого ряда государств, в первую очередь США и стран Европейского Союза. События 2022 года, связанные с признанием Российской Федерацией Донецкой и Луганской народных республик, началом Специальной военной операции дали иностранным государствам повод для введения огромного числа новых санкций в отношении России. С самого момента начала санкционного давления на Россию действия зарубежных государств преследовали цель создания препятствий для проведения Россией самостоятельной внешней политики. Ограничения были приняты по огромному числу вопросов и в том числе затронули сферу внешнеэкономической деятельности, поскольку существенно затруднили проведение трансграничных расчетов за счет отключения большинства российских банков от системы SWIFT, которая используется для международной передачи финансовых сообщений между банками. На настоящий момент от SWIFT были отключены практически все российские банки, включая «Сбербанк России», «ВТБ», «Внешэкономбанк», «Совкомбанк», «Промсвязьбанк» и многие другие. Дополнительные сложности в данной сфере создал уход из России платежных систем VISA и Mastercard.
Вышеизложенные обстоятельства обусловили необходимость поиска способов преодоления введенных ограничений для субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. К настоящему моменту данными субъектами был выработан целый комплекс способов обхода ограничений, в число которых входят использование цепочек посредников из дружественных государств для заключения и исполнения сделок, заключение бартерных сделок, которые в принципе исключают необходимость проведения операций с какой-либо валютой, переход к расчетам в национальных валютах, использование схем, связанных с фиктивным транзитом. Одним из наиболее перспективных способов обхода введенных в отношении Российской Федерации санкций выступает использование криптовалюты или же цифровой валюты, как она поименована в отечественном законодательстве.
Внимание к вопросу о том, что собой представляет цифровая валюта в последние несколько лет уделяется множеством ученых, что обусловлено целым комплексом причин. Важнейшая из них связана со стремительным ростом рынка цифровой валюты, капитализация которого на 2025 год превышает 4 триллиона долларов США. При этом тенденции к росту объема операций с цифровой валютой прослеживаются как в мире, так и в России. По данным Банка России, за четвертый квартал 2024 и первый квартал 2025 года общее число операций с цифровой валютой, совершенных российскими гражданами, выросло на 51 %, а общий объем цифровых активов россиян составил 7,3 триллиона рублей [1]. Показательным также является то, что, согласно существующим данным, Россия занимает 10 место в мире по индексу принятия криптовалют, который оценивает степень интеграции криптовалюты в экономику [6].
Важнейшей особенностью цифровой валюты является использование технологии блокчейн, сущность которой заключается в создании распределенного реестра, который представляет собой непрерывную цепочку блоков с зашифрованными данными, которая при этом защищена криптографически. Использование данной технологии позволяет обеспечить полную конфиденциальность и анонимность транзакций с цифровой валютой, а также возможность их совершения без участия посредников.
Поскольку цифровая валюта является относительно новым явлением, в настоящий момент различными государствами не было выработано единого подхода к решению вопроса о порядке и способах использования данной разновидности активов для совершения различных транзакций. В результате сложилась ситуация, когда подход к регулированию вопросов, связанных с использованием криптовалюты, в различных странах является диаметрально противоположным. Так, в огромном числе государств данный вопрос не урегулирован законом в принципе, иные страны активно поддерживают использование криптовалюты. Например, в США 19.05.2025 года был принят «Закон о направлении и создании национальной инновационной базы для стейблкоинов США» (Guiding and Establishing National Innovation for U.S. Stablecoins Act) [15], который устанавливает единые правила для выпуска и обращения такой разновидности цифровой валюты, как «стейблкоины», особенностью которых является то, что их курс привязан к определенному фиатному активу. В ст. 19 Закона Китайской Народной Республики «О Народном банке Китая» установлен прямой запрет на распространение каких-либо активов, призванных заменить национальную валюту [16]. При этом в настоящий момент данное государство активно рассматривает возможность выпуска стейблкоинов, привязанных к курсу национальной валюты – цифровых юаней.
Рост внимания к цифровой валюте не обошел стороной и Российскую Федерацию. Первым законодательным актом, содержавшим положения о цифровой валюте, стал принятый 31.07.2020 года Федеральный закон № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ «О ЦФА»), который ввел в российский гражданско-правовой оборот само понятие «цифровая валюта», определив его в ч. 3 ст. 1 как совокупность электронных данных, содержащихся в информационной системе, которые могут предлагаться и быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося при этом денежной единицей Российской Федерации, иностранных государств или международной денежной единицей [13].
Положения о цифровой валюте были существенно расширены Федеральным законом от 08.08.2024 года № 221-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым ФЗ «О ЦФА» был дополнен нормами, регулирующими такой вид деятельности, как майнинг, который подразумевает проведение математических вычислений для внесения записей в информационную систему с целью выпуска цифровой валюты [11].
В соответствии с действующей редакцией ФЗ «О ЦФА» цифровая валюта признается разновидностью цифровых активов, но при этом ч. 7 ст. 14 данного закона устанавливает запрет на распространение информации о предложении и приеме цифровой валюты в качестве встречного представления за передаваемые или принимаемые товары, выполняемые работы или оказываемые услуги, а норма ч. 8 данной статьи запрещает использование цифровой валюты в качестве средства платежа. Более того, в Государственной Думе Российской Федерации ведется обсуждение вопроса о возможности введения штрафов за использование криптовалюты в качестве средства платежа [7].
Несмотря на существование указанного запрета, в настоящий момент российским государством ведется активная работа в направлении легализации использования криптовалюты в отдельных сферах, в том числе и в сфере внешнеэкономической деятельности. В частности, Банком России развивается платформа цифрового рубля, которая с технической точки зрения является весьма близкой к цифровой валюте [3].
Федеральным законом от 08.08.2024 № 223-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ФЗ «О ЦФА» был дополнен ст. 1.1, согласно которой акты специального регулирования могут отменять отдельные запреты, в том числе связанные с использованием цифровой валюты в качестве средства платежа. Этим же законом были внесены изменения в Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», ст. 2 которого была дополнена ч. 2, наделившей Банк России правом устанавливать экспериментальный правовой режим (далее – ЭПР) в сфере цифровых инноваций. Развитие приведенные положения получили в ч. 3 рассматриваемой статьи, согласно которой введение ЭПР предполагает изменение или исключение действия отдельных положений действующего законодательства, затрагивающих использование терминов «валютные ценности» и «валютные операции», порядок осуществления операций с цифровыми активами, включая цифровую валюту, а также права и обязанности резидентов и нерезидентов при осуществлении ими операций с цифровой валютой. Фактически изложенное означает, что при условии выражения уполномоченными органами, в частности Банком России, соответствующей воли, имеется реальная возможность использования цифровой валюты отдельными субъектами [12].
Согласно существующим данным, Банк России направил Правительству Российской Федерации предложения о регулировании инвестиций в цифровую валюту. В соответствии с данными предложениями предполагается предоставить отдельным российским инвесторам возможность легально покупать и продавать цифровую валюту, в частности, речь идет об инвесторах-юридических лицах, которые в соответствии с положениями ст. 51.2 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», признаются квалифицированными [10]. Что касается физических лиц, то для них планируется ввести статус особо квалифицированного инвестора, который будет присваиваться при условии, что объем их инвестиций превышает 100 миллионов рублей [5].
На то, что расширение сферы использования цифровой валюты является перспективным направлением развития государственной политики, указывают многие современные ученые. А. А. Ситник прямо называет использование цифровой валюты в рамках внешнеэкономической деятельности одним из наиболее эффективных путей преодоления санкционного давления. При этом автор отмечает, что, несмотря на недостатки в действующем законодательстве, цифровая валюта на практике активно используется в рамках внешнеэкономических операций [9, с. 40].
Схожее мнение выражает также А. А. Крылова, утверждающая, что криптовалюты могут выступать в качестве эффективного транзитного инструмента при осуществлении импортных и экспортных расчетов в валютах недружественных государств. Дополнительно автор отмечает, что в рамках различного рода объединений, в которых участвуют Россия и дружественные государства, наиболее целесообразно использовать цифровые валюты центральных банков [4, с. 109].
Помимо позиций ученых, перспективность использования цифровой валюты для обхода санкций подчеркивается уже существующим опытом зарубежных государств, в частности, Исламской Республики Иран. Так, Министр экономики и финансов Ирана Абдолнасер Хеммати 07.12.2024 года заявил, что иранское правительство намерено ввести регулирование криптовалют, а не ограничивать их использование. Также он заявил, что криптовалюты могут выступать эффективным способом противостояния американским санкциям, который при этом будет способствовать интеграции Ирана в мировую экономику [17].
Что касается непосредственного использования цифровой валюты для совершения операций с иностранными лицами в Российской Федерации, то наиболее перспективным представляется использование такой ее разновидности, как стейблкоины, курс которых, благодаря привязке к цене определенного фиатного актива, является куда менее волатильным в сравнении с иными разновидностями цифровой валюты, использование которых создает определенные риски при их использовании, поскольку в период исполнения сделки стоимость валюты может как существенно вырасти, так и резко снизиться. Примерами стейблкоинов являются Tether и USDT, курс которых привязан к доллару США, EURS, курс которого привязан к евро, Tether gold и Pax gold, курс которых привязан к цене золота.
Использование стейблкоинов позволяет лицам, совершающим операции с цифровой валютой, в принципе не использовать фиатные валюты, что существенно сокращает издержки, связанные с уплатой комиссии при обмене цифровой валюты на традиционную и создает дополнительные возможности для обхода санкций и иных ограничений в области внешней торговли.
Таким образом, в настоящий момент существуют широкие перспективы для интеграции криптовалют в систему трансграничных платежей, но в то же время важным препятствием выступает отсутствие в российском законодательстве необходимых норм, которые бы регулировали порядок совершения операций с криптовалютой, определили особенности использования данного вида активов в рамках внешнеэкономической деятельности.
Исследуя данный вопрос, стоит отметить, что предлагаемые Центральным Банком меры, связанные с введением ЭПР, являются неполными, поскольку ведомство рассматривает возможность предоставления права совершения операций с цифровой валютой весьма ограниченному круг лиц. Более того, ЭПР предполагается ввести сроком на три года. Данный срок представляется необоснованно долгим, поскольку, учитывая динамичное развитие отношений, связанных с использованием цифровой валюты, предлагаемая модель регулирования не сможет в полной мере удовлетворить потребности участников данного рынка, в том числе участников, которые желают использовать цифровую валюту для совершения операций в рамках внешнеэкономической деятельности.
Более того, введение ЭПР, предлагаемого Центральным Банком, не позволит в полной мере решить проблемы, которые существуют в настоящий момент, важнейшей из которых является то, что российские физические и юридические лица существенно ограничены в выборе способа получения цифровой валюты. Фактически она может быть получена только двумя способами: майнингом, который сам по себе требует значительных затрат на приобретение необходимого оборудования, и путем покупки цифровой валюты у субъектов, которые уже ею обладают, однако в таком случае возникает вопрос о том, была ли цифровая валюта получена этими субъектами законно. Очевидно, что финансовые и организационные затраты, связанные с майнингом, а также риски, возникающие при приобретении цифровой валюты, создают существенные препятствия для активного использования данной разновидности активов.
Изложенное позволяет говорить о том, что для создания возможности активного использования цифровой валюты участниками внешнеэкономической деятельности и иными субъектами, необходимо внесение целого ряда дополнений в российское законодательство. В частности, необходимой представляется организация полноценной биржевой торговли цифровой валютой либо в рамках уже существующих бирж, в первую очередь Московской и Санкт-Петербургской, либо путем создания в России специализированной биржи для торговли цифровыми активами. Стоит особо отметить, что с технической точки зрения реализация изложенных предложений не представляет сложности, решающее значение будет играть именно наличие необходимой нормативной базы.
Безусловно, цифровая валюта, создавая определенные преимущества в сфере обхода санкций, одновременно может создать ряд проблем. Следует уделить внимание позиции И. И. Голощапова, который полагает, что процесс интеграции цифровой валюты в российскую финансовую систему может затянуться в связи с необходимостью обеспечения национальной безопасности. При этом исследователь отмечает, что использование цифровой валюты все же имеет определенные уязвимости, когда речь идет о ее использовании для противодействия санкционному давлению, поскольку на настоящий момент оборот данной разновидности цифровых активов осуществляется исключительно на платформах, управляемых иностранными юридическими лицами, которые также могут подвергнуться санкционному давлению в форме вторичных санкций, что приведет к ограничению возможности использования таких платформ российскими пользователями [2, с. 27].
Приведенные ученым аргументы пусть и заслуживают внимания, однако, как представляется, не позволяют сделать вывод о том, что идея о расширении сферы использования данной разновидности активов, в том числе для совершения внешнеэкономических операций, лишена смысла.
Использование цифровой валюты в рамках заключения внешнеэкономических сделок представляется перспективным Л. В. Крыловой, утверждающей, что предоставляемые цифровыми активами возможности осуществления международных расчетов позволит российским физическим и юридическим лицам обходить существующие ограничения, связанные с необходимостью использования валют недружественных стран. Одновременно автор подчеркивает необходимость внедрения цифрового рубля, как особой разновидности цифровых активов, в расчеты с дружественными государствами [4, с. 109].
К. Д. Шилов прямо заявляет, что легализация цифровой валюты является одним из немногих эффективных способов, благодаря которым современные государства могут способствовать развитию внешнеэкономической деятельности в условиях санкций. Автор отмечает, что использование цифровой валюты может предоставить широкие возможности для расчетов субъектам малого и среднего предпринимательства, деятельность которых является особо важной для современного гражданско-правового оборота [14, с. 50].
Приведенные позиции представляются обоснованными, а общее направление государственной политики, связанное с постепенным расширением сферы использования цифровой валюты и созданием эффективной системы правового регулирования связанных с данной темой вопросов – перспективным, поскольку в будущем позволит не только успешно обходить санкционные ограничения, но также будет способствовать ослаблению экономической зависимости от доллара США, повысит скорость и безопасность расчетов, их прозрачность.
Крайне удачным представляется утверждение заместителя председателя Правления публичного акционерного общества «Сбербанк России» А. Л. Попова, который, отметил, что в настоящий момент компания вместе с Банком России активно разрабатывает проект ЭПР, принимая во внимание особую важность цифровых валют для внешнеэкономической деятельности и необходимость создания понятных для субъектов, которые будут участвовать в отношениях, связанных с использованием такой валюты, механизмы ее приобретения и проведения расчетов [8].
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что в настоящее время существует несколько перспективных направлений развития регулирования отношений, связанных с использованием цифровой валюты в Российской Федерации.
В ближайшей перспективе целесообразно внедрить предлагаемый Центральным Банком ЭПР, предполагающий предоставление отдельным инвесторам возможность совершения сделок с цифровой валютой, и постепенно расширять сферу его применения, снижая требования к инвесторам и допуская к совершению сделок с цифровой валютой все более широкий круг субъектов. При этом с целью избежать злоупотреблений со стороны недобросовестных лиц, необходимым представляется временно сохранить общий запрет на совершение сделок с цифровой валютой, установленный ч. 8 ст. 14 ФЗ «О ЦФА», поскольку это позволит государству четко оценить перспективы и риски, существующие в сфере обращения цифровой валюты. В дальнейшем логичным представляется отказаться от данного запрета и провести полноценную реформу российского законодательства о цифровых финансовых активах с целью обеспечить полноценную интеграцию цифровой валюты, включая цифровой рубль, в российскую финансовую систему.
Литература:
1. Банк России оценил объем операций россиян в криптовалютах URL: https://www.rbc.ru/crypto/news/6836e55d9a794765c139f7f3?from=copyhttps://www.rbc.ru/crypto/news/6836e55d9a794765c139f7f3 (дата обращения: 06.10.2025).
2. Голощапов И.И. Новеллы российского законодательства о цифровых валютах и их использовании участниками внешнеэкономической деятельности в условиях санкций // Финансовое право. 2025. № 3. С. 26–29.
3. Концепция цифрового рубля https://www.cbr.ru/Content/Document/File/120075/concept_08042021.pdf (дата обращения: 06.10.2025).
4. Крылова, Л. В. Возможность использования цифровых валют для трансграничных платежей в условиях санкций // Финансы: теория и практика. 2024. Т. 28, № 2. С. 101–111.
5. Новый экспериментальный режим для сделок с криптовалютами URL: https://www.cbr.ru/press/event/?id=23448 (дата обращения: 06.10.2025).
6. Россия вошла в топ-10 стран по распространению использования криптовалюты URL: https://tass.ru/ekonomika/24952399 (дата обращения: 06.10.2025).
7. С 2026 года россиян начнут штрафовать за оплату криптовалютой URL: https://iz.ru/1923827/2025-07-21/s-2026-goda-rossian-nacnut-strafovat-za-oplatu-kriptovalutoi (дата обращения: 06.10.2025).
8. «Сбер» запланировал до конца года провести первые сделки с криптовалютой URL: https://www.rbc.ru/quote/news/article/6734898d9a7947059f12d7c8?from=copy (дата обращения: 06.10.2025).
9. Ситник А.А. Использование криптовалют в трансграничных расчетах: проблемы и перспективы правового регулирования // Актуальные проблемы российского права. 2025. Т. 20, №8 (177). С. 33–41.
10. Федеральный закон от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (ред. от. 31.07.2025) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 17. Ст. 1918.
11. Федеральный закон от 08.08.2024 № 221-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2024. № 33 (Часть I). Ст. 4917.
12. Федеральный закон от 08.08.2024 № 223-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2024. № 33 (Часть I). Ст. 4919.
13. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 259-ФЗ (ред. от 28.12.2024) «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 31 (часть I). Ст. 5018.
14. Шилов К.Д. Криптовалюты: тенденции рынка и санкции // Экономическое развитие России. 2023. Т. 30, № 2. С. 43–50.
15. Guiding and Establishing National Innovation for U.S. Stablecoins Act or the GENIUS Act URL: https://www.congress.gov/bill/119th-congress/senate-bill/1582 (дата обращения: 06.10.2025).
16. Law of the People’s Republic of China on the People’s Bank of China (Adopted at the 3rd Session of the 8thNational People’s Congress on March 18, 1995) URL: http://camlmac.pbc.gov.cn/english/130733/2894095/index.html (дата обращения: 06.10.2025).
17. Minister: Iran plans to organize cryptocurrencies not limiting them URL: https://nournews.ir/en/news/202827/Minister-Iran-plans-to-organize-cryptocurrencies-not-limiting-them (дата обращения: 06.10.2025).
References:
1. Bank Rossii ocenil ob»em operacij rossiyan v kriptovalyutah URL: https://www.rbc.ru/crypto/news/6836e55d9a794765c139f7f3?from=copyhttps://www.rbc.ru/crypto/news/6836e55d9a794765c139f7f3 (data obrashcheniya: 06.10.2025).
2. Goloshchapov I.I. Novelly rossijskogo zakonodatel’stva o cifrovyh valyutah i ih ispol’zovanii uchastnikami vneshneekonomicheskoj deyatel’nosti v usloviyah sankcij // Finansovoe pravo. 2025. № 3. S. 26–29.
3. Koncepciya cifrovogo rublya https://www.cbr.ru/Content/Document/File/120075/concept_08042021.pdf (data obrashcheniya: 06.10.2025).
4. Krylova, L. V. Vozmozhnost’ ispol’zovaniya cifrovyh valyut dlya transgranichnyh platezhej v usloviyah sankcij // Finansy: teoriya i praktika. 2024. T. 28, № 2. S. 101–111.
5. Novyj eksperimental’nyj rezhim dlya sdelok s kriptovalyutami URL: https://www.cbr.ru/press/event/?id=23448 (data obrashcheniya: 06.10.2025).
6. Rossiya voshla v top-10 stran po rasprostraneniyu ispol’zovaniya kriptovalyuty URL: https://tass.ru/ekonomika/24952399 (data obrashcheniya: 06.10.2025).
7. S 2026 goda rossiyan nachnut shtrafovat’ za oplatu kriptovalyutoj URL: https://iz.ru/1923827/2025-07-21/s-2026-goda-rossian-nacnut-strafovat-za-oplatu-kriptovalutoi (data obrashcheniya: 06.10.2025).
8. «Sber» zaplaniroval do konca goda provesti pervye sdelki s kriptovalyutoj URL: https://www.rbc.ru/quote/news/article/6734898d9a7947059f12d7c8?from=copy (data obrashcheniya: 06.10.2025).
9. Sitnik A.A. Ispol’zovanie kriptovalyut v transgranichnyh raschetah: problemy i perspektivy pravovogo regulirovaniya // Aktual’nye problemy rossijskogo prava. 2025. T. 20, №8 (177). S. 33–41.
10. Federal’nyj zakon ot 22.04.1996 g. № 39-FZ «O rynke cennyh bumag» (red. ot. 31.07.2025) // Sobranie zakonodatel’stva RF. 1996. № 17. St. 1918.
11. Federal’nyj zakon ot 08.08.2024 № 221-FZ «O vnesenii izmenenij v otdel’nye zakonodatel’nye akty Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel’stva RF. 2024. № 33 (CHast’ I). St. 4917.
12. Federal’nyj zakon ot 08.08.2024 № 223-FZ «O vnesenii izmenenij v otdel’nye zakonodatel’nye akty Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel’stva RF. 2024. № 33 (CHast’ I). St. 4919.
13. Federal’nyj zakon ot 31.07.2020 g. № 259-FZ (red. ot 28.12.2024) «O cifrovyh finansovyh aktivah, cifrovoj valyute i o vnesenii izmenenij v otdel’nye zakonodatel’nye akty Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel’stva RF. 2020. № 31 (chast’ I). St. 5018.
14. SHilov K.D. Kriptovalyuty: tendencii rynka i sankcii // Ekonomicheskoe razvitie Rossii. 2023. T. 30, № 2. S. 43–50.
15. Guiding and Establishing National Innovation for U.S. Stablecoins Act or the GENIUS Act URL: https://www.congress.gov/bill/119th-congress/senate-bill/1582 (data obrashcheniya: 06.10.2025).
16. Law of the People’s Republic of China on the People’s Bank of China (Adopted at the 3rd Session of the 8thNational People’s Congress on March 18, 1995) URL: http://camlmac.pbc.gov.cn/english/130733/2894095/index.html (data obrashcheniya: 06.10.2025).
17. Minister: Iran plans to organize cryptocurrencies not limiting them URL: https://nournews.ir/en/news/202827/Minister-Iran-plans-to-organize-cryptocurrencies-not-limiting-them (data obrashcheniya: 06.10.2025).
Информация об авторе:
Володин Павел Валерьевич, аспирант НОУ ВПО «Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов»,
Information about the author:
Volodin Pavel Valer’evich, postgraduate student NEI HPE «Saint-Petersburg University of Humanities and Social Sciences»
Фото: https://finlit.uz