В настоящее время проблемы правового регулирования рыболовства и охраны рыбных запасов в нашей стране становятся все более актуальными. Анализ существующего состояния рыбохозяйственного комплекса показывает наличие целого ряда внешних и внутренних угроз, препятствующих развитию рыбохозяйственного комплекса, в том числе недостатки и фрагментарность нормативной правовой базы. Однако, нормативно-правовое регулирование рыболовства продолжает развиваться и совершенствоваться, происходит экологизация законодательства в сфере рыболовства, внедрение новых технологий в экономике и промышленности, непосредственно связанных с рыболовством.
Ключевые слова: нормативно-правовое регулирование, законодательство, рыболовство, инновационные технологии, портовая и логистическая инфраструктура
Prospects for the development of Russian legislation in the field of fisheries, port and logistics infrastructure, innovative technologies
Abstract. Currently, the problems of legal regulation of fishing and protection of fish stocks in our country are becoming more and more urgent. An analysis of the current state of the fisheries complex shows the presence of a number of external and internal threats that hinder the development of the fisheries complex, including shortcomings and fragmentation of the regulatory framework. However, the legal regulation of fishing continues to develop and improve, the greening of legislation in the field of fishing is taking place, the introduction of new technologies in the economy and industry directly related to fishing.
Keywords: regulatory and legal regulation, legislation, fisheries, innovative technologies, port and logistics infrastructure
Прослеживая историческое развитие государственного регулирования и охраны рыбных запасов, следует отметить, что нормативно-правовая база рыболовства складывалась постепенно, тернистым путём проб и ошибок законодателя. В современной России нормативно-правовое регулирование рыболовства продолжает развиваться и совершенствоваться, происходит экологизация законодательства в сфере рыболовства, внедрение новых технологий в экономике и промышленности, непосредственно связанных с рыболовством.
Ключевой проблемой развития рыболовства в России специалисты называют состояние портовой и логистической инфраструктуры. С последней хуже всего дела обстоят на Дальнем Востоке, откуда за границу уходит до 60% вылова (примерно три четверти всего отечественного экспорта). Большие расстояния и несовершенная логистика приводят к неоправданному росту цен на продукцию. Мешает прогрессу отрасли и отсутствие надлежащих условий работы в морских портах. Большинство из них ориентировано на широкую номенклатуру груза, что существенно замедляет приемку и усложняет хранение. Сложившаяся практика передачи портов в долгосрочную аренду не способствовала образованию по-настоящему эффективного механизма государственно-частного партнерства. Наиболее же серьезной на сегодняшний день проблемой развития рыболовства, безусловно, является состояние плавсредств.
В целях совершенствования Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» [1], исполнительные и законодательные органы государственной власти неоднократно вносили в него изменения, например, касающиеся пересмотра системы квот вылова водных биоресурсов, а для промышленного рыболовства было введено понятие «рыболовный участок» вместо дефиниции «рыбопромысловый участок». Представляется важным, создание механизма перехода прав на промысел водных биоресурсов с регистрацией заключенных договоров в Федеральном агентстве по рыболовству, а также с занесением соответствующих записей в государственный рыбохозяйственный реестр, в целях образования положительного рыночного и легального оборота долей квот.Росрыболовство планирует изменить механизм распределения квот на вылов краба. Предлагается отдать право на вылов биоресурса тем компаниям, которые согласятся ежегодно платить наибольший объем налогов в бюджет. Идея проводить аукционы «на ставку налогового сбора» была сформулирована на Петербургском международном экономическом форуме. Заявление вызвало бурную реакцию игроков рынка, настаивающих на сохранении исторического принципа предоставления лимитов. Эксперты объясняют заявление главы Федерального агентства по рыболовству различными причинами: от смены его непосредственного руководства в лице федеральных министров до предоставления ему карт-бланша на пополнение бюджета». [4]
Концентрация функций управления и регулирования рыболовства в одном органе (Федеральное агентство по рыболовству) не привела к значительному повышению эффективности использования и охраны водных биологических ресурсов. Задача государственного правового регулирования в сфере рыболовства, стоящая перед Росрыболовством, зачастую решается непонятным образом не только для организованных производителей рыбы, но и для высокопоставленных чиновников. Следует согласиться с существующим мнением о том, что «..проблемы совершенствования государственной политики и законодательства в области рыболовства и водных биологических ресурсов не ограничиваются рамками рассмотренных вопросов и требуют проведения специальных системных межотраслевых исследований». [2]
Существующее законодательство еще далеко от совершенства. Законодатель вносит в нормативно-правовые акты изменения, к сожалению, не всегда продуманные и зачастую не дополняющие, а взаимоисключающие конкретные положения. Эти последствия выступают не только в виде серьезных трудностей при применении соответствующих норм, но и порождают определенный правовой нигилизм, неуважение к законодательным органам».[3] Неурегулированный характер ряда отношений, отсутствие механизмов оперативного контроля, противоречивый характер правовых норм не способствуют сохранению и воспроизводству водных биологических ресурсов, препятствуют развитию рыбной промышленности, заставляя рыболовные организации нарушать закон, первоначально предназначенный для защиты интересов рыболовов и рыбопромышленников. При этом, проблема доступности водных ресурсов для занимающихся рыбоводством предпринимателей остается основополагающей. От того, насколько обременительным будет такой допуск (в плане материальных и временных затрат), зависят перспективы развития конкретного рыбоводного хозяйства и отрасли в целом». [6]
Основная цель государственной политики в сфере рыболовства – обеспечить устойчивое управление и эффективное функционирование природоохранного законодательства. Концепция устойчивого управления основана на экосистемном подходе и международных принципах непрерывности и неисчерпаемости многоцелевого использования водных объектов и их ресурсов. Это подразумевает использование водных объектов и управление ими, а также зону водосбора этих объектов таким образом, чтобы обеспечить их разнообразие, производительность, репродуктивную способность, жизнеспособность и потенциал для выполнения их нынешних и будущих соответствующих экологических, экономических и социальные функции на местном, региональном и глобальном уровнях.
Рыболовство в целях сохранения традиционного образа жизни должно поощряться и поддерживаться государством. Следует отметить, что выход такого вида промысла из административных барьеров также имеет обратную сторону, когда коренное население Сибири, Севера и Дальнего Востока может перейти от традиционных методов промысла к предпринимательской деятельности. Поэтому очень важно обеспечить баланс между соблюдением национальных особенностей и традиций и сохранением водных биологических ресурсов.
Для более эффективного развития рыболовства в Российской Федерации планируется внести и другие изменения в законодательство. Одним из решений может стать введение единого промыслового пространства для прибрежных и промышленных судов. Это позволит устранить административные барьеры и поспособствует более эффективной добыче водных биологических ресурсов, не зависящей от специфики распределения и миграции ресурсов.
Для стимулирования переработки необходимо повысить квоты «прибрежникам», доставляющим рыбу на предприятия. Данная мера поможет обеспечить полную загрузку заводских мощностей, что, в свою очередь, позитивно повлияет на развитие инфраструктуры. Еще одним важным шагом в развитии рыболовства станет существенное ужесточение требований к добывающим организациям.
Таким образом, в настоящее время развитие рыболовства в современной Российской Федерации должно быть направлено, прежде всего, на совершенствование и оптимизацию законодательства в этой сфере, а также на следование международным принципам экологического права. Конечной целью развития рыбного хозяйства в Российской Федерации является достижение устойчивого функционирования рыбохозяйственного комплекса на основе сохранения, воспроизводства и рационального использования водных биологических ресурсов, развития аквакультуры, обеспечивающего удовлетворение внутреннего спроса на рыбную продукцию, продовольственную независимость страны, социально-экономическое развитие регионов, экономика которых зависит от прибрежного рыбного промысла. При этом должны быть созданы условия для повышения эффективности экспорта рыбной продукции и ее конкурентоспособности и оптимизации структуры управления рыбохозяйственным комплексом.
В современной России нормативно-правовое регулирование рыболовства продолжает развиваться и совершенствоваться, происходит экологизация законодательства в сфере рыболовства, внедрение новых технологий в экономике и промышленности, непосредственно связанных с рыболовством.
В настоящее время работа над законодательством в сфере рыболовства ещё не окончена. Требуют решения вопросы правового регулирования прибрежного рыболовства, а также контроля и надзора за транспортировкой и переработкой уловов рыбы и других водных биоресурсов. Решение данной проблемы имеет огромное значение для экономики и промышленности Российской Федерации в целом.
Используемая литература:
- Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 N 166-ФЗ (последняя редакция) [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_50799/?ysclid=lpv6u98zul44366158 (дата обращения 07.12.2023)
- Жаворонкова Н.Г., Выпханова Г.В. Актуальные проблемы совершенствования государственной политики и законодательства в сфере использования и охраны водных биологических ресурсов // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 12. С. 193.
- Максимов А.М. Законодательное регулирование деятельности федеральных и региональных государственных органов, осуществляющих функции по охране животного мира: состояние и перспектива // Общество и право. 2011. № 5. С. 166.
- Росрыболовство предложило отдать крабовые квоты самым щедрым налогоплательщикам [электронный ресурс] – Режим доступа: http://kvedomosti.ru/news/mnenie-rosrybolovstvo-predlozhilootdat-krabovye-kvoty-samym-shhedrym-nalogoplatelshhikam.html (дата обращения)
- Черданцев В.П., Свечникова Т.М., Давлетов И.И. Государственное регулирование организации воспроизводства водных биологических ресурсов рыбохозяйственного комплекса // Электронное сетевое издание «Международный правовой курьер» 21 декабря 2021, ссылка http://inter-legal.ru/gosudarstvennoe-regulirovanie-organizatsii-vosproizvodstva-vodnyh-biologicheskih-resursov-rybohozyajstvennogo-kompleksa
- Шаляпин Г.П. Проблемы допуска рыбоводных предприятий к водным ресурсам в свете последних изменений законодательства // Экологическое право. 2015. № 3. С. 15.
Информация об авторе:
Черданцев Вадим Петрович, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова».
Information about the author:
Cherdantsev Vadim Petrovich, Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Management, Perm State Agrarian and Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov.