Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Политика университетов в сфере интеллектуальной собственности

И.А.Близнец

 Аннотация

 В статье рассматривается процесс реструктуризации сферы образования в России и в частности написание политики в области  интеллектуальной собственности российскими ВУЗами. В материале приводится обзор деятельности крупнейших российских и зарубежных образовательных учреждений в этой области.

 Annotation

 The article describes the process of restructuring of education in Russia, and in particular the writing of policy on intellectual property in the Russian universities. The article provides an overview of the activities of the leading Russian and foreign educational institutions in this area.

 В настоящее время происходит процесс формирования национальной инновационной системы (НИС) России, объединяющей государственные структуры, бизнес и образование (университеты, академии и институты) в единую систему. Образовательные структуры сейчас активно разрабатывают модели своего участия в НИС.

В статье «О наших экономических задачах» В.В. Путин говорит о том, что, «…восстановление инновационного характера нашей экономики надо начинать с университетов – и как центров фундаментальной науки, и как кадровой основы инновационного развития» и далее отмечает, что планируется «…проводить продуманную и согласованную с экспертным сообществом и общественностью реструктуризацию всей отрасли профессионального образования».[1]

В последние годы происходит модернизация системы высшего профессионального образования Российской Федерации, которая направлена на формирование новой, более компактной и структурированной системы высшего образования в результате активно идущих процессов слияния и ликвидации неэффективных вузов с одновременным опережающим развитием лидирующих университетов.

Об этом свидетельствует системный характер деятельности по созданию федеральных университетов (далее – ФУ).

Первая волна началась в 2006 году, когда было принято решение о создании Южного и Сибирского ФУ, ставших пилотными площадками по отработке новых подходов по реальной интеграции образования, науки и бизнеса, адаптации профессионального образования к запросам экономики регионов.

Вторая волна – в 2010 году, когда было принято решение о создании ФУ в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах.

В настоящее время сеть ФУ включает в себя 9 вузов.

В 2008 году в РФ стартовал проект о создании национальных исследовательских университетов (далее – НИУ). Вне конкурса был присвоен статус Национальному исследовательскому ядерному университету – МИФИ и Национальному исследовательскому технологическому университету – МИСиС.

По результатам первого открытого конкурса среди университетов РФ  на получение статуса НИУ в 2009 году были определены 12 вузов, по результатам второго конкурса в 2010 году 15 вузов. В настоящее время сеть НИУ включает в себя 29 вузов. Конкурс НИУ стал реальным логичным продолжением инициативы по поддержке инновационных программ развития вузов.

Для специализированных вузов естественной является модель НИУ, а для классических университетов возможны два пути развития – федерального и исследовательского университета.

На сегодняшний день к числу лидирующих вузов России, вошедших в ассоциацию ведущих университетов РФ, относятся: ФУ, НИУ и классические университеты мирового класса: Московский государственный университет и Санкт-Петербургский государственный университет.

По словам аналитиков Рейтингового агентства «Эксперта РА», рейтинг вузов России в 2013 году показал, что укрупнение вузов не является панацеей для системы высшего образования: рейтинг не выявил явной связи между укрупнением вуза и повышением его конкурентоспособности. Так, из 20 крупнейших вузов в число  лидеров рейтинга вошли только 7 вузов.

Для создания эффективной национальной инновационной системы приоритетами развития инновационной деятельности университетов РФ должны являться:

— политика в области интеллектуальной собственности;

— система стимулирования и мотивации инновационной активности структурных подразделений;

—  система подготовки кадров в сфере интеллектуальной собственности (ИС).

Политика в области интеллектуальной собственности

 Политика в сфере интеллектуальной собственности может быть  определена как ряд принципов, обеспечивающих четкие правила и руководящие принципы для управления интеллектуальной собственностью, включая создание эффективных правовых рамок для процедур охраны, защиты и коммерциализации ИС и  гарантируя последовательность подходов и прозрачность процессов принятия решения.

Локальные документы, которые регулируют отношения по вопросам создания и использования РИД, существуют во многих зарубежных университетах.[2]  В отличие от опыта зарубежных университетов, российская практика по принятию таких документов, как политика в области ИС, весьма незначительна.

Так, ВОИС подготовлено Типовое положение о политике в сфере ИС для университетов и научно-исследовательских учреждений (далее – Типовое положение ВОИС), которое может быть введено в действие российскими университетами при условии обязательной адаптации с учетом национального права и других нормативно-правовых актов.

В основу норм Типового положения о политике в сфере интеллектуальной собственности положено Руководство по разработке положений, регулирующих отношения в сфере интеллектуальной собственности для университетов и научно-исследовательских организаций (ВОИС, Женева), а также нормы действующих положений нескольких университетов, таких как:

Борнмутский университет

Королевский колледж в Лондоне

Университет Оксфорд Брукс

Калифорнийский университет

Кембриджский университет

Университет Дебрецена

Университет Глазго

Оксфордский университет

Плимутский университет

К написанию политики в области ИС подходят в основном вузы, которые занимаются процессом коммерциализации РИД длительное время, поскольку необходимо накопить определенную «критическую массу» для того, чтобы стандартные базовые процедуры, связанные с управлением РИД, были сформированы и затем могли лечь в основу политики в сфере ИС университета.

На сегодняшний день одними из первых университетов в РФ, определивших и принявших политику в области ИС, стал Уральский ФУ, а также НИУ ВШЭ. Политика в области ИС УрФУ призвана обеспечить наиболее эффективное использование создаваемых в университете РИД  в интересах университета, его работников, студентов, аспирантов и общества в целом.[3]

В таблице  представлено структурное содержание Типового положения о политике в сфере ИС для университетов и научно-исследовательских учреждений[4], разработанного Всемирной организацией интеллектуальной собственности (далее – ВОИС) и положений о политике в области ИС НИУ ВШЭ.[5]

Сравнительный анализ структурного содержания проектов документов позволяет выделить основные вопросы, требующие решения и, соответственно, включение их в структуру разрабатываемой политики в области ИС: конфликт интересов, распределение доходов, полученных от реализации РИД, мотивация исследователей.

Таблица

Структурное содержание положений о политике в области ИС

 

Типовое положение о политике в сфере ИС для университетов и научно-исследовательских учреждений Положение об основных принципах политики ВШЭ в области ИС
1. Введение 1. Общие положения
2. Определения 2. Основные цели и принципы политики ГУ-ВШЭ в ИС
3. Сфера действия Положения 3. Основные принципы политики ГУ-ВШЭ в области распределения прав на РИД, создаваемые в ГУ-ВШЭ
4. Правовые аспекты статуса исследователей 4. Обеспечение правовой охраны РИД
5. Поддержка со стороны внешних спонсоров, сотрудничество с третьими лицами в рамках научно-исследовательской деятельности 5. Использование ИС ГУ-ВШЭ
6. Право собственности на ИС 6. Использование наименования, коммерческих обозначений, товарных знаков и знаков обслуживания ГУ-ВШЭ
 7. Конфликт интересов и конфиденциальность 7. Распоряжение правами ГУ-ВШЭ на РИД
8. Выявление, раскрытие и коммерциализация ИС 8. Распределение доходов, полученных от использования РИД, права на которые принадлежат ГУ-ВШЭ, либо от сделок по распоряжению указанными правами
9. Ведение записей и сохранение в силе прав на принадлежащие институту объекты ИС 9. Использование ресурсов ГУ-ВШЭ для создания РИД
10. Распределение доходов, мотивация исследователей 10. Соблюдение исключительных прав третьих лиц. Ответственность за нарушение исключительных прав
11. Нарушение норм настоящего Положения 11. Использование РИД при поступлении работников на работу и их увольнении из ГУ-ВШЭ
12. Спор и обжалование 12. Конфликты интересов в сфере ИС
13. Вступление настоящего Положения в силу

14. Заключительные и переходные положения

13. Распределение функций и компетенции в области ИС

14. Заключительные и переходные положения

 Процесс разработки Положения о политике в сфере ИС для университетов включает в себя три этапа.

Первым этапом является выявление и анализ существующих документов (проектов документов), представляющих собой информационную основу для изучения сложившегося зарубежного и российского опыта с целью рассмотрения их структуры и содержания.

Например, структура Типового положения ВОИС содержит следующие разделы: Введение, Основные определения, Сфера действия Положения, Правовые аспекты статуса Исследователей, Поддержка со стороны внешних спонсоров, Сотрудничество с третьими лицами в рамках научно-исследовательской деятельности, Право собственности на Интеллектуальную собственность, Конфликт интересов и конфиденциальность, Выявление, раскрытие и коммерциализация интеллектуальной собственности, Ведение записей и сохранение в силе прав на принадлежащие Институту объекты интеллектуальной собственности, Распределение доходов, мотивация Исследователей, Нарушение норм настоящего Положения, Спор и обжалование.

Изучение структурного содержания положений о политике в сфере ИС университетов зарубежных и российских университетов на первом этапе позволяет сформулировать основные проблемные вопросы и структурировать их в рамках собственной разрабатываемой ПП.

Вторым этапом является выявление и анализ факторов, которые могут существенно повлиять на содержание разрабатываемой политики в сфере ИС университета.

К таким факторам относятся:

  1. Инновационная политика государства.

Подход к формированию государственной инновационной политики у каждой страны отличается в зависимости от национальных особенностей страны. Для Финляндии, например, характерен высокий уровень диверсификации экономики; для Франции – создание более мелких технологических фирм; для США – поддержка реструктуризации национальной экономики. По мнению специалистов, основные этапы разработки и реализации инновационной политики в Российской Федерации (далее – РФ) на современном этапе еще не сформированы. Обобщение и использование зарубежного опыта поможет в совершенствовании и эффективной реализации политики РФ в сфере инновационной деятельности.

  1. Требования действующего национального законодательства.

 

  1. Основные цели и задачи университета. Российские университеты, основываясь на российском и зарубежном опыте, должны формировать собственную политику в сфере ИС с учетом правовых и организационных особенностей конкретного университета и экономической ситуации в стране в целом.
  2. Наличие реальных возможностей для реализации политики в сфере ИС. Под возможностями понимается наличие финансовых, организационных, кадровых, и других ресурсов. Помимо этого должна быть сформирована четкая система мотивации всех участников инновационного процесса и использованы юридические механизмы реализации политики в сфере ИС.

Третьим этапом является разработка структуры и содержания Положения о политике в сфере ИС университетов.

В соответствии с рекомендациями ВОИС при формировании политики в сфере ИС университетам необходимо предусмотреть следующие вопросы:

  • областьполитики;
  • правовые вопросы, касающиеся статуса исследователей;
  • внешнееспонсорство,научно-исследовательское сотрудничествос третьими лицами;
  • право собственности наИС;
  • раскрытие информации, защиты и использования ИС;
  • распределение доходов;
  • конфликт интересов и конфиденциальности. .

Политика в сфере ИС университета является основополагающим документом, закрепляющим общие принципы в области управления правами на РИД. Помимо политики в сфере ИС в университете должны быть разработаны и другие необходимые документы, соответствующие  ей и предназначенные для детального урегулирования вопросов закрепления прав на РИД университета, такие как: стратегия правовой охраны, порядок распределения вознаграждения за использование РИД и др.

 

Рассмотрим разделы Положения о политике в сфере ИС университета.

Раздел 1. Общие положения. В данном разделе должны быть указаны категории лиц, на которые распространяется Положение о политике в сфере ИС университета.

Первая категория лиц это сотрудники университета, для которых университет является основным местом работы или по совместительству, включая профессорско-преподавательский состав, научных работников, инженерно-технический, административно-управленческий, административно-хозяйственный, учебно-вспомогательный и другой персонал.

Второй категорией лиц являются лица, обучающиеся в университете, включая студентов, аспирантов, докторантов, соискателей ученых степеней, слушателей.

Третьей категорией лиц являются физические лица, участвующие в научно-исследовательских и образовательных проектах университетах на основании договоров с университетом.

Четвертой категорией лиц являются подрядчики (исполнители) по договорам подряда, договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ и иным договорам, в ходе исполнения обязательств по которым создаются РИД.

Помимо определения категорий лиц в этом разделе необходимо указать основные понятия, которые используются для целей Положения о политике в сфере ИС.

Раздел 2. Цели, задачи, принципы. Политика вуза в области управления ИС должна быть ориентирована в первую очередь на достижение роста конкурентоспособности продукции вуза (работ и услуг) через сохранение и развитие интеллектуального и научно-технического потенциала университета как его стратегического ресурса.

Политика университета в сфере ИС должна основываться на признании необходимости достижения следующих основных целей и принципов:

  • содействия свободному распространению идей и знаний, обеспечения максимальной открытости науки и доступности результатов научно-исследовательской деятельности;
  • обеспечения максимальной свободы научно-исследовательской и образовательной деятельности;
  • создания условий и стимулов для осуществления научно-исследовательской деятельности и приобретения новых знаний;
  • создания условий для повышения качества образовательных услуг;
  • создания системы четких правил, регламентирующих отношения по поводу РИД, создаваемых в университете;
  • устранения неопределенности в распределении прав на РИД между университетом, непосредственными создателями таких результатов и подрядчиками (исполнителями), а также связанных с этим конфликтов интересов;
  • обеспечения условий для соблюдения и защиты интеллектуальных прав университета, работников, обучающихся и третьих лиц;
  • обеспечения устойчивых конкурентных позиций университета на рынке интеллектуальных продуктов;
  • обеспечения университету возможностей коммерческого использования создаваемых в вузе РИД;
  • обеспечения справедливого распределения дохода, получаемого от использования создаваемых в университете РИД и распоряжения правами на указанные результаты между университетом и непосредственными создателями РИД;
  • соблюдения прав автора РИД на вознаграждение;
  • создания условий для соблюдения обязательных требований законодательства РФ об обеспечении правовой охраны РИД, выполнения обязательств, стороной которых является университет, а также для минимизации рисков, связанных с нарушением прав и законных интересов университета либо третьих лиц.

 Раздел 3. Вопросы распределения прав на РИД университета. Вопросы распределения прав на РИД могут быть рассмотрены в рамках одного или нескольких разделов Положения о политике в сфере ИС или в рамках отдельного документа (например, в Положении о порядке распределения прав на РИД) с целью устранения неопределенности в распределении прав между университетом, непосредственными создателями таких результатов и подрядчиками (исполнителями), а также связанных с этим конфликтов интересов.

Конфликты, возникающие при создании объектов ИС, связаны в основном со спецификой творческого характера интеллектуальной деятельности, а также неполной исключаемостью и конкурентностью ее результатов, конфликты на этапе трансфера возникают, как правило, из-за сложности дать адекватную оценку РИД, а конфликты на этапе использования объекта ИС во многом обусловлены противоречиями между институтом привилегий на РИД и конкурентной природой бизнеса, нематериальным характером и тиражируемостью объектов ИС.

При рассмотрении экономических, правовых, управленческих аспектов разрешения конфликтов интересов в сфере ИС последние удобно привязывать к различным этапам и ситуациям создания инноваций, что позволяет достаточно четко идентифицировать участников конфликтов интересов, а также механизмы возникновения противоречий и способы их разрешения.

Последующие разделы Положения о политике в сфере ИС могут содержать в себе принципы решения конкретных задач университета в области управления правами на РИД. Например, основные принципы политики университета в области закрепления, распоряжения и защиты прав на РИД, использования РИД, права на которые принадлежат вузу, распределения доходов от использования указанных результатов и распоряжения указанными правами, распределения функций и компетенции в области ИС между органами управления, структурными подразделениями и должностными лицами университета и др.

Важным шагом при разработке Положения о политике в сфере ИС университета должно стать предварительное изучение текущей ситуации в университете в области управления правами на РИД, выявление проблемных вопросов, определение сдерживающих факторов и оценка реальных возможностей для реализации политики в сфере ИС, что, в конечном итоге позволит избежать очевидных ошибок на практике и максимально структурировать собственную стратегию инновационной деятельности университета.

Интерес к данной проблеме не иссякает не только на национальных, но и на международном уровне, о чем свидетельствует Международная конференция по управлению ИС в университетах (International Conference on Managing Intellectual Property in Universities) в г. Станбуле (Турция).

ФГБОУ ВПО РГАИС является организатором различных научных мероприятий по данной проблеме. Так в 2012 году был организован международный семинар IP POLICY-2012 в Голицыно,

в 2013 и 2014гг. были организованы семинары в «Экспоцентр» (апрель 2014г.),

в Фонде Сколково (июнь 2014г.) и в регионах России.

 

Об авторе:

Иван Анатольевич Близнец  — ректор РГАИС, доктор юридических наук, профессор

Ivan A. Bliznets  — Rector RGAIS, LL.D., Professor

Ключевые слова: Интеллектуальная собственность, образование, ИС, университет.

[1] Путин В.В. О наших экономических задачах // Ведомости. – 2013. – 30 января // http://www.1tvnet.ru/content/show/statya-vladimira-putina-o-nashih-ekonomicheskih-zadachah-polnii-tekst.html

[2] Более подробно см.: Видякина О.В. Формирование патентной политики университета. – М.: ОАО ИНИЦ Патент, 2012. – 127с.

[3] Политика в области интеллектуальной собственности // http://urfu.ru/innovation/intellectual-property/

[4] Типовое положение о политике в сфере интеллектуальной собственности для университетов и научно-исследовательских учреждений // http://www.ieci.ru/files/56/Tool_Cover_Model_Policy-Rus.pdf

[5] Программа развития инновационной инфраструктуры НИУ ВШЭ // http://www.hse.ru/org/hse/aup/innovat/23926779/04

Добавить комментарий

Войти с помощью: