Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Политико-правовой анализ присоединения Средней Азии к Российской Империи

Аннотация: Статья посвящена политико-правовому анализу присоединения Средней Азии к Российской Империи. Проанализирован опыт применения сводов закона Российской Империи 1892 г. Выделены и раскрыты отдельные положительные и негативные направления развития древней истории, первые сведения о которой встречаются в трудах Геродота, Страбона, Арриана, Птолемея и других. Определены основные подходы, на основании которых происходило включение стран Средней Азии в состав СССР. Описаны принципиально важные задачи, стоявшие на пути присоединения Средней Азии.

Annotation: The article is devoted to the political and legal analysis of the annexation of Central Asia to the Russian Empire. The experience of the application of the Laws of the Russian Empire in 1892 were isolated and disclosed some positive and negative directions of the ancient history, the first details of which are found in the writings of Herodotus, Strabo, Arrian, Ptolemy and others. The basic approach, which took place on the basis of the inclusion of the Central Asian countries into the USSR. We describe a fundamentally important tasks on the way to joining Central Asia.

LyubimovОб авторе:

Любимов Алексей Павлович — Руководитель Центра международного права, доктор юридических наук, профессор 

About the author:

Alexey Lyubimov — Head of the Centre of International Law, Doctor of Law, Professor 

 

Страны Средней Азии. Принято считать, что Средняя Азия – общее название для следующих государств:ТаджикистанТуркменияУзбекистанКиргизия и Казахстан. Эти обширные среднеазиатские территории располагаются на юго-востоке от России и простираются от Тибета на востоке до Каспийского моря на западе, от Центральной Азии (Афганистан, Иран) на юге до южного Урала и Сибири на севере. Общая численность населения пяти стран Средней Азии сейчас составляет около 60 млн. человек. В ХVIII веке, до активизации процесса присоединения к Российской империи, оно было значительно меньше – около 5 млн., к 1897 г. достигало не более 7 млн. чел[1].

Средняя Азия имеет свою древнюю историю. Первые сведения о ней встречаются в трудах Геродота, Страбона, Арриана, Птолемея и других. Соответственно, страны и  народы, населяющие эти территории, имеют свою древнюю, богатую и разнообразную историю. Политическое устройство стран Средней Азии развивалось неодинаково, так как экономическое и социальное положение народов этих территорий имело существенные различия. Некоторые из них занимались исключительно кочевым скотоводством, другие –  земледелием. В ряде районов процветали ремесло и торговля. Промышленное производство фактически отсутствовало. В социальном строе этих народов причудливо сочетались патриархальность, рабство и вассально-феодальная зависимость. Территория Средней Азии исторически делилась на три обособленных государственных образования (Бухарский эмират, Кокандское и Хивинское ханства) и ряд независимых племен. Наиболее развитым был Бухарский эмират, имевший несколько крупных городов, в которых сосредоточивались ремесло и торговля. Бухара и Самарканд были важнейшими торговыми центрами Средней Азии.

Согласно Своду законов Российской Империи 1892 г., Туркестанский край, Сырдарьинская, Ферганская, Самаркандская, Акмолинская, Семипалатинская, Семиреченская, Тургайская и другие области Средней Азии значились в перечне губерний Российской Империи:

«Положенія общія. Сводъ губернскихъ учрежденiй Свода законов Российской Империи … 4. По Особеннымъ Учрежденіямъ управляются: ….

4) Туркестанскій край, области: Сыръ-Дарьинская, Ферганская и Самаркандская (г);             5) области Акмолинская, Семипалатинская, Семирѣченская, Уральская и Тургайская ….»[2]. После присоединения Средней Азии к Российской Империи эти территории приобретали защиту от внешних врагов, развивались экономические и политические взаимосвязи. Позднее, во времена нахождения стран Средней Азии в составе Советского Союза, был образован Среднеазиатский экономический район, который включал в себяКиргизскуюТаджикскуюТуркменскую и Узбекскую Советские Социалистические Республики Союза Советских Социалистических Республик. Казахская Республика выделялась в отдельный экономический район, поэтому в политических и экономических документах применялось словосочетание «Средняя Азия и Казахстан». Формально говоря, Россию также можно условно причислить к странам Азии. Это мнение основывается, прежде всего, на географическом расположении Российской Федерации, исходя из того, что значительная часть территории России находится в Азии.

Включение стран Средней Азии в состав СССР происходило на принципах признания права на самоопределение, союз строился как федеративное государство на основе соблюдения национально-территориальных интересов. Это положение было отражено в конституциях 1924, 1936 и 1977 гг., в которых содержались нормы о суверенитете республик. В результате роспуска СССР, оформленного Беловежским соглашением руководителей России, Украины и Белоруссии 8 декабря 1991 г., государства Средней Азии, наравне с другими, входившими в СССР, получили полную независимость: ими стала проводиться политика утверждения на государственном уровне национальных языков, введена собственная валюта, пересматривались кооперативные связи с Россией с целью преимущественного выхода на международный рынок, страны самостоятельно вступали в международные организации, такие как ООН, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организация Исламская конференция (ОИК), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Таможенный союз, ВТО и другие.

Туркменистан принял декларацию о суверенитете 22 августа 1990 г. (27 октября 1991 г. принят закон о независимости), Таджикистан – 22 августа, Казахстан – 25 октября (независимость провозглашена 16 декабря 1991 г.), Киргизия – 15 декабря 1990 г. (провозглашена независимость 31 августа 1991г.). Узбекистан не делал специального заявления о восстановлении суверенитета, независимость была провозглашена 31 августа 1991 г. Верховным Советом Республики Узбекистан.

Странами Средней Азии была образована организация Центрально-Азиатское сотрудничество (международная организация ряда бывших республик СССР, существовавшая в 2002–2005 гг.), в которую входили Узбекистан, Казахстан, Киргизия и Таджикистан, но внутренние противоречия сделали её недостаточно дееспособной (ликвидирована в связи с объединением с Евразийским экономическим сообществом).

 

Karta-Sredney-Azii-2

Через непродолжительное время после распада СССР начался процесс интеграции стран Средней Азии с Россией, но уже на других политико-правовых и экономических основаниях. Так, в 1998 г. Россией и Казахстаном была подписана Декларация о вечной дружбе и союзничестве, в том же году – Договор об экономическом сотрудничестве на 1998–2007 гг. Казахстан вошёл в число учредителей Таможенного союза в январе 1995 г., подписал 29 марта 1996 г. договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях между странами Таможенного союза, были выработаны и согласованы основы создания Евразийского союза.

В год роспуска СССР был подписан Договор об основах межгосударственных отношений между Россией и Киргизией, а 10 июня 1992 г. заключён Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Кроме того, Киргизия и Россия имеют упрощенный механизм приобретения гражданства, являются стратегическими партнерами, входят в ЕврАзЭС, ОДКБ. Россия имеет на территории Киргизии военную базу — аэродром «Кант», испытательные полигоны на озере Иссык-Куль.

Таджикистан входит в состав СНГ, является членом ОДКБ, с мая 1992 г., а затем – ЕврАзЭС. В 1996 г. Таджикистан вошел в «Шанхайскую пятерку». Однако в результате гражданского конфликта 1992–1994 гг. в Таджикистане погибли десятки тысяч людей, около 500 тыс. человек стали беженцами, переселись в другие районы Таджикистана или эмигрировали в Россию и другие государства, это сказалось на ухудшении экономического положения страны. Связи с международными организациями в основном заключаются в получении Таджикистаном гуманитарной помощи.

В той или иной степени выход из состава СССР сопровождался экономическими и социальными кризисами во всех странах Средней Азии[3]. Поиск новых моделей развития, межнациональные конфликты, неустойчивость экономических связей, необходимость формирования самостоятельной внешней политики, собственной системы национальной безопасности, территориальные споры и т.д. серьёзно осложнили развитие этих стран.

Территориальные, геополитические и правовые проблемы государственного пространства республик Средней Азии. Среднеазиатские страны всегда входили в зону государственных интересов России, в первую очередь в силу географического положения. Так, в начале XVIII века территория России вплотную приблизилась на юге к владениям казахских родов, через земли которых проходили важные караванные пути в Среднюю Азию и страны Востока, поэтому для России была жизненно важна проблема обеспечения их безопасности. Внимание к политической ситуации в казахских степях заострялось в связи с тем, что эти территории на тот момент представляли собой политически раздробленное пространство без каких-либо признаков государственности. Кочевые племена жителей Средней Азии были объединены в три образования – жузы: Старший, Средний и Младший. Соседи – Джунгарское ханство, волжские калмыки, яицкие казаки и башкиры с разных сторон нападали на киргизские улусы, отгоняли скот и уводили пленников. С юга киргизам угрожали Хива и Бухара. Для прекращения междоусобных войн отдельные предводители киргизов и казахов в 1717 г. обратились к Петру I с просьбой о защите и подданстве. Посланный из России отряд был уничтожен хивинцами, и Российская Империя приняла решение не втягиваться в сложную многоплеменную вражду, а создать на границе возможного соприкосновения линию укрепительных сооружений, ставших впоследствии городами: Омск (1716), Семипалатинск (1718), Усть-Каменогорск (1720), Орск (1735).

Активизация процесса присоединения Средней Азии к Российской Империи произошла, как известно, после Крымской войны. Основной целью было противодействие активному вмешательству в политику этих стран со стороны Великобритании – британская агентура в те времена стала активно поддерживать враждебные России силы, стремясь вытеснить российское влияние и распространить повсеместно свой протекторат на приграничных с Российской Империей территориях.

Кроме того, активное проникновение Российской Империи  в Среднюю Азию было обусловлено и экономическими потребностями – расширение рынка сбыта российских товаров и насыщение российского рынка необходимым ему сырьём (в первую очередь – хлопком).

Необходимость установления чётких границ на южных рубежах Российской Империи также явилась важнейшим стимулом активизации деятельности. В то время среднеазиатские земли заселяли, в основном, феодально-раздробленные владения, отсутствовало единое государство, многие племена были кочевыми, с элементами военного управления. Кроме мелких феодальных владений, на землях Средней Азии существовало три достаточно крупных государства, которые, однако, довольно недружественно относились к Российской Империи. Так, Кокандское и Хивинское ханства осуществляли постоянные набеги на русские земли, более лояльную политику проводил Бухарский эмират. На этих территориях процветало рабовладение (существовали невольничьи рынки), велись перманентные междоусобные войны, при полной нищете населения ханы содержали пышные дворы с гаремами, строилось множество культовых памятников, храмов и мавзолеев.

Коррумпированность феодальных властей среднеазиатских государств того времени не раз позволяла Англии подкупить властителей этих земель и спровоцировать столкновения на российско-среднеазиатской границе. Так, Кокандское ханство инициировало пограничное столкновение с Россией в 1853 г., незадолго до Крымской войны. Российские войска из-за внезапности нападения понесли ряд поражений, впоследствии перешли в контрнаступление и заняли несколько приграничных крепостей (например, крепость «Белая мечеть», которая позже преобразовалась в город Алма-Ата). Для предотвращения атак со стороны Кокандского ханства были построены две приграничные линии: Сырдарьинская линия, Сибирская линия (от Семипалатинска на Восток + крепость Верный), для защиты границ сформированы казачьи войска.

Во времена присоединения Средней Азии к Российской Империи большинство вопросов по разграничению земель Средней Азии получали закрепление в приложениях Свода законов Российской Империи. Такие нормы, включённые в Свод законов Российской Империи, формулировались следующим образом (приводим одно из подлинных описаний границ Средней Азии, закреплённое в Своде законов Российской Империи): «І. Высочайше утвержденное 6 мая 1910 г. положеніе Совѣта Министровъ объ установленіи границы между Сыръ-Дарьинской и Тургайской областями. Собр. Узак. 1305). Совѣтъ Министровъ, заслушавъ записку по Министерствамъ: Военному и Внутреннихъ Дѣлъ,  объ  установленіи границы  между Сыръ-Дарьинской и Тургайской областями,  полагалъ  утвердить  границу  между названными областями въ направленіи, установленномъ въ 1908 году образованною для сего особою разграничительною коммисіею. Государь Императоръ, въ 6 день мая  1910 г. на положеніе СовѣтаВысочайше соизволилъ. Описаніе границы между Сыръ-Дарьинской и Тургайской областями:    Граница начинается съ востока отъ могилы Беленъ-Она, находящейся на лѣвомъ берегу рѣки Сары-Су на границѣ трехъ областей: Сыръ-Дарьинской, Тургайской  и  Акмолинской,  внизу  по  руслу  этой рѣки, мимо могилы Малкаръ-Ускенбай, находящейся на лѣвомъ берегу рѣки СарыСу, до мыса, раздѣляющаго озеро при Кара-Мола отъ начала Аякъ Кульскихъ озеръ, на оконечности вышеуказаннаго мыса на сѣверъ противъ зимовки Куль-Булды-Джабай, и къ югу отъ нея въ 120 саж.  поставлена земляная пирамида № 1, въ центрѣ которой вбитъ деревянный колъ и положено битое стекло. Далѣе граница идетъ по прямой линіи на С.-З. до земляной пирамиды № 2, съ тѣми же признаками, поставленной въ разстояніи 35 саж. Отъ зимовки Куль-Булды-Джабай. Далѣе поворотъ влѣво  на  С.-З. до  пирамиды  № 3, съ тѣми  же признаками,  поставленной въ 20 саж. отъ дороги, пролегающей изъ гор. Перовска въ городъ Тургай мимо могилы Бухаръ-Тамъ. Съ пирамиды № 3 поворотъ влѣво на песчаные барханы, гдѣ поставлена такая же пирамида №4 у котловины. Отсюда поворотъ вправо на песчаный барханъ съ  двумя  неизвѣстными киргизскими могилами, находящимися въ разстояніи отъ зимовки Каныръ-Бая, приблизительно, въ 300 саж., гдѣ поставлена пирамида N5 съ тѣми же признаками. Поворотъ на  С.-З. на  пирамиду  N6, съ тѣми же признаками, находящуюся въ 55 саж.  отъ колодца Узякъ-Кудукъ,  посрединѣпесчаной впадины. Поворотъ на С.-З. на песчаный барханъ, гдѣ поставлена пирамида № 7 съ тѣми же признаками, находящаяся съ западной стороны отъ  зимовки Нуржабая-Жамантаева, приблизительно въ 400 саж. Поворотъ на С.-З. на колодецъ Бель-Кудукъ, гдѣ поставлена пирамида № 8, съ тѣми же признаками,  въ 150 саж. отъ названнаго колодца, съ западной стороны у караванной дороги, идущей изъ гор. Перовска въ гор. Тургай (колодецъ Бель-Кудукъ показанъ на 20 верстной картѣ). Поворотъ на С.-З.  на колодецъ Кара-Булакъ, что на  лѣвомъ берегу озера  Кара-Тузъ  (по  картѣ Азыръ-Куль) въ 8 верстахъ отъ Кара-Кудукъ (находящагося на южной сторонѣ  озера  Кара-Тузъ),  гдѣ  поставлена пирамида №9 въ 82 саж., съ тѣми же признаками, отъ названнаго колодца у караванной дорогъ, идущей изъ гор. Перовска въ гор. Тургай. Поворотъ на  С.-З. на пирамиду  №10, съ тѣми  же  признаками, поставленную  близъ  памятника  киргиза Байту-Куль въ юго-западномъ направленіи отъ колодца Нуржанъ-Кызганъ, приблизительно въ 700 саж. Поворотъ на  С.-З. на пирамиду  № 11,  съ  тѣми  же  признаками, поставленную  на  южномъ берегу ключа Каракуль Булакъ въ 10 саж. и съ запада отъ караванной дороги изъ гор. Перовска въ гор. ТургаЙ въ 200 саж. (на картѣ значится). Поворотъ на С.-З. на  пирамиду №12, съ тѣми же признаками, поставленную  съ западной стороны отъ киргизской могилы Акжанъ Куатова въ 18 саж. (кладбища) и съ восточной стороны отъ колодца Бисчигенъ въ 460 саж., находящагося около караванныхъ дорогъ изъ гор. Перовска въ гор. Тургай. Поворотъ на  С.-З. на пирамиду  № 13, съ тѣми  же  признаками, поставленную на возвышенности Достанъ-Тамъ  близъ киргизской  могилы подъ тѣмъ же названіемъ, съ сѣверо-восточной стороны горы Жанъ-Тюбе. Поворотъ на  С.-З. на пирамиду  № 14,  съ  тѣми же признаками, поставленную съ южной стороны Сарке-Соръ на песчаномъ барханѣ въ 200 саж., въ сѣверо-восточномъ направленіи отъ  могилы  Адай-Тамъ и въ юго-западномъ направленіи отъ могилы Казбакъ въ 500 саж. Далѣе граница идетъ прямой линіей на сѣверо-западъ  на  пирамиду  №15, съ  тѣми же признаками, поставленную на песчаномъ барханѣ въ 20 шагахъ отъ могилы Аягана-Алтынбаева и съ западной стороны кочевой дороги. Пограничная линія между этими двумя пирамидами должна идти по окраинѣ песковъ, окаймляющихъ Сарке-Соръ, такъ что  Сарке-Соръ  съ прилегающей къ нему съ западной  стороны береговой  низменностью остается въ предѣлахъ Тургайской области, Иргизскаго уѣзда. Отъ пирамиды №15 линія идетъ на С.-З. по прямому направленію на гору Калмасъ, на пирамиду № 16, съ тѣми же признаками, поставленную на четвертой возвышенности, считая съ запада на востокъ. Поворотъ на Ю.-З. прямой линіей на песчаный  барханъ на уроч. Копъ-Терекъ на пирамиду №17, съ тѣми же признаками, поставленную въ приблизительномъ разстояніи отъ могилы Исенкуль-Бактебая въ 750  саж. въ сѣверо-восточномъ направленіи. Поворотъ на  Ю.-З. на  пирамиду  № 18,  съ  тѣми  же  признаками, поставленную  на  песчаномъ  барханѣ  подъ назван;емъ Сарчинъ съ южной стороны урочища Акъ-Кудукъ-Соръ. Поворотъ на С.-З.  на  пирамиду N19, съ тѣми же признаками, поставленную на песчаномъ барханѣ Тель-Тюбе около киргизскаго кладбища съ правой стороны бывшей почтовой дороги. Поворотъ на С.-З. прямой линіей на  пирамиду №20, съ  тѣми  же признаками, поставленную на мѣстѣ бывшей почтовой станціи Терекли. Поворотъ на  Ю.-З. на  пирамиду  № 21, съ тѣми же признаками, поставленную на родникахъ Айгыръ-Байталъ. Поворотъ на Ю.-З. на пирамиду № 22, съ тѣми  же признаками, поставленную на вершинѣ горы Терменбесъ. Поворотъ на Ю.-З. на пирамиду № 23, съ тѣми  же признаками, поставленную на бугрѣ посрединѣзалива Перовскаго, на урочищѣ Кутабай» [4].

Кроме чёткого обозначения границ, важнейшее значение для развития края имело установление порядка управления этими территориями со стороны Российской Империи, ведения судебных дел и т.п. Руководство, согласно соответствующим документам, внесённым в Свод законов Российской Империи, возлагалось на Генерал-губернаторов, также другие органы и должностные лица осуществляли обеспечение на вверенных землях правопорядка и благоденствия. Примером может служить Закон 1910 г., вошедший в Свод законов – «О кругѣ вѣдомства Мировыхъ Судей въ Бухарскомъ Ханствѣ, Самаркандскаго Окружнаго Суда и Россійскаго Политическаго Агента въ Бухарѣ по возникающимъ въ предѣлахъ Бухарскаго Ханства судебнымъ дѣламъ» [5].

Известно, что все территориальные претензии возникают из-за границ, проложенных непростым путём. Проблема границ касается большинства государств, но исторически особенно остро этот вопрос стоял и стоит до сих пор в отношении как Центральной Азии, так и Средней Азии. В настоящее время существует большое количество не до конца описанных участков границ между Узбекистаном, Таджикистаном, Киргизией и Китаем.

При этом существуют национальные анклавы – такие островки на территории других государств, где проживают этнические группы. Например, этнические таджики, живущие в анклаве на территории Киргизии, или этнические узбеки, живущие на территории Киргизии.

С одной стороны, это проблема из-за границ, проложенных в разные периоды, с другой стороны, с компактным проживанием тех или иных этносов, народностей, этнических групп на сопредельных территориях. Поэтому эти проблемы давно уже называют миной замедленного действия для стран Средней Азии, и, конечно, эта проблема волнует республики Центральной и Средней Азии. Прежде всего, Казахстан, где на севере республики живет несколько миллионов этнических русских, и, вообще, эта территория раньше когда-то была исконно российской.

Вместе с этим в Республике Казахстан обсуждают «вопрос о потенциальном включении Узбекистана и Киргизии в состав Казахстана на правах автономий». В свою очередь территориальные претензии к Казахстану предложил предъявить узбекский академик Рустамжон Абдуллаев, а также жители Таласской области Киргизии.

Таким образом, есть взаимные претензии государств Центральной и Средней Азии друг к другу. Например, в последнее время достаточно остро озвучивается конфликт между Таджикистаном и Киргизией, в районе анклавов Сох и Варух. Это два таджикских анклава на территории Киргизии, и в связи с тем, что после развала Союза эти анклавы оказались огорожены границами уже отдельных республик, а все инфраструктурные объекты, дороги, электрификация были просто перерезаны, из-за этого проблемы продолжают оставаться актуальными всё последующее время.

При любом удобном случае руководство той или иной из республики заявляет о том, что они хотели бы конкретный анклав присоединить к остальной территорией республики. Эти похожие проблемы существуют в разных местах и, конечно, волнуют руководство центральноазиатских государств.

 

Karta-Sredney-Azii

При этом для бывших среднеазиатских республик СССР существует международно-правовой инструмент в виде Содружества Независимых Государств, который мог бы в бесконфликтном режиме решать сложные межгосударственные территориальные, геополитические и правовые проблемы государственного пространства республик Средней Азии [6].

Особую роль в обеспечении безопасности России и наших союзников играет ОДКБ [7].

Политико-правовая история присоединения Средней Азии к Российской Империи. Расширение колониальных претензий Великобритании и распространение их на среднеазиатский регион, а также явственно враждебное отношение к России, особенно ярко проявившееся в XVIII – первой половине XIX века, подвигли Российскую Империю к активизации действий по присоединению этих территорий в первую очередь с целью защиты своих южных рубежей.

С целью расширения своего экономического и политического влияния, а также укрепления дипломатических связей со среднеазиатским регионом в это время Российской Империей были сформированы и действовали три русские миссии: научная (под руководством ученого-востоковеда Н.В. Ханыкова), дипломатическая (посольство Н.П. Игнатьева) и торговая (во главе с Ч.Ч. Валихановым).

Однако история налаживания дипломатических отношений с государствами Средней Азии имеет более древние корни. Считается, что первые политические контакты русского государства со среднеазиатскими государствами относятся к XVI веку. Так, в 1589 г. Бухарский хан отправил послов в Москву для установления с ней торговых отношений. Далее, во времена царствования Михаила Фёдоровича, русские стали посылать в Среднюю Азию послов с целью открыть рынки для своих купцов: в 1620 г. был отправлен в Бухару Иван Данил Хохлов; в 1669 г. в Хиву – Федотов и в Бухару – два брата Пазухиных; в 1675 г. в Бухару – Василий Даудов. Эти посольства не имели реальных политических результатов, но способствовали расширению связей со Средней Азией, эти связи были отражены в «Книге Большого Чертежа».

До середины XIX века Российская Империя вела определенную работу по налаживанию экономических и дипломатических связей со среднеазиатским регионом, однако эти действия носили характер постепенных, поступательных мер. Активное присоединение земель произошло как ответ на участившиеся военные набеги со стороны Кокандского и Хивинского ханств, спровоцированные и финансово поддерживаемые колониальными амбициями Великобритании.

До этого, в XVII веке, в результате освоения русскими Сибири к северу от казахских кочевий, в 1640 г.русские казаки основали город Гурьев в устье реки Урал, в 1718 г. – Семипалатинск, а в 1720 г. – Усть-Каменогорск. Эти города ныне находятся на территории Казахстана (однако в те времена там кочевалиногайцы и джунгары). Для обеспечения российского присутствия на казахских землях были воздвигнуты:Кокчетав (1824), Акмолинск (1830), Новопетровское укрепление (ныне Форт-Шевченко – 1846), Уральское (ныне Иргиз – 1846), Оренбургское (ныне Тургай, 1846), Раимское (1847) и Капальское (1848) укрепления. В 1854 году было основано укрепление Верное (ныне г. Алма-Ата).

В результате, в 1865 году произошло присоединение территории прежней Сырдарьинской линии, была образована Туркестанская область, военным губернатором которой был назначен Черняев. А 19 февраля 1875 г. состоялось Высочайшее повеление о присоединении всей территории Кокандского ханства и образовании из неё Ферганской области. Военным губернатором области стал Скобелев.

Практически одновременно с русско-кокандскими войнами велись боевые действия с Бухарским эмиратом. Причиной этому служили территориальные споры между Кокандом и Бухарой. В результате, в 1868 г. на территории Бухары был образован Зеравшанский округ (окончательно присоединённый к Российской империи в 1872 г.), а Бухарское ханство передано России.

В связи с постоянными нападениями кокандцев на казахов – российских подданных, начинаются военные действия России в Средней Азии. С целью прекращения набегов хивинцев на подвластную России территорию, для обеспечения спокойствия и налаживания торговли в степных областях и освобождения захваченных русских подданных в 1839 г. был объявлен Хивинский поход (под руководством генерал-адъютанта В.А.Перовского). В 1873 г. Хива была занята русскими, Хан бежал из Хивы к туркменам, с помощью которых предполагал продолжать борьбу, но 2 июня вернулся с изъявлением покорности. Так как в планы российского правительства не входило присоединение всего Хивинского ханства, за ханом было оставлено право управления страной, при нём образован особый совет, на который возложено обеспечение продовольствием российских войск и освобождение персиянрабов, которых насчитывалось в ханстве до 15 тысяч. Фактически, туркмены правили Хивинским оазисом, но при этом отказывались платить подати и безнаказанно грабили оседлое население. Отказ туркмен внести оговореннуюконтрибуцию в размере 300 тыс. руб. вынудило направить 7 июля 1873 г. в центр туркменских кочевий, к Хазавату, отряд из туркестанских войск. Ряд поражений, сломивших сопротивление туркмен, вынудил их, безусловно, подчиниться командовавшему войсками. В результате, в Хиве 12 августа 1873 г. были подписаны условия мира с ханством:

1) полное умиротворение Казахских степей;

2) уплату ханом контрибуции в размере 2 000 000 руб.;

3) прекращение торговли невольниками и освобождение пленных, подданных России;

4) признание себя ханом, «покорным слугой императора»;

5) новые земельные приобретения, из которых образован в 1874 г. Закаспийский отдел.

Успех Российской Империи вызывал опасение англичан за своё первенство и влияние на азиатских территориях, в результате афганцы были спровоцированы к вторжению на спорные территории, что привело к бою на Кушке 18 марта 1885 г. Этот международный инцидент активно обсуждался в европейской прессе того времени и, как думали, поставил Россию на грань войны с Великобританией. Однако для урегулирования инцидента была учреждена русско-английская пограничная комиссия, которая и определила современную северную границу Афганистана. Представители эмира в её работе не участвовали. Уступки российских представителей были минимальны. Россия сохранила отвоёванные земли, на которых был впоследствии основан город Кушка. Он был самым южным населённым пунктом как Российской империи, так и СССР.

По российскобританскому соглашению, подписанному 10 (22) июля 1887 г. в Петербурге, была проведена демаркация западного участка северной границы Афганистана, но часть границы в глубине Памира не была установлена. Это открывало британцам доступ на Памир, а россиянам – доступ к северо-западной части Гиндукуша и далее, в Дардистан (область в бассейне верхнего Инда). Российские власти не хотели допустить, чтобы Памир был поделен между Великобританией и Китаем, и приняли решение занять его, для чего был сформирован специальный отряд, состоявший из охотников (добровольцев) Туркменских линейных батальонов и казаков Оренбургского полка. По результатам сражений 27 февраля (11 марта) 1895 г. в Лондоне посол России и министр иностранных дел Великобритании обменялись нотами по вопросу раздела сфер влияния на Памире: часть Памира отошла к Афганистану, часть – к Российской империи, а часть – к Бухарскому эмирату, подконтрольному России. Сферы влияния России и Великобритании разделил Ваханский коридор, отданный Афганистану[8].

Солдаты

Солдаты

 

В целом, историко-политическое присоединение территорий Средней Азии к Российской империи, происходившее с 1731 г., выглядит следующим образом:

1731 г. – Младший жус Казахского ханства. Установление верховного суверенитета Российской Империи (протекторат); позднее, 1801-1876 гг. – установление автономии (Букеевская Орда). Сейчас эти территории относятся к Республике Казахстан, Западно-Казахстанская область;

1740 г. – Средний и Старший жусы Казахского ханства. Установление верховного суверенитета Российской империи (протекторат) – соответственно, с 1740 и 1818 гг.; позднее, 1822-1868 гг. – автономия. Сейчас эти территории относятся к Республике Казахстан.

1851-1854 гг. – Заилинский край, Сырдарьинская линия. Присоединение. Сейчас – Республика Казахстан.

1864-1866 гг. – Туркестан, Чимкент, Ходжент, Ташкент. Присоединение. Сейчас – Республики Казахстан иУзбекистан.

1854-1857 гг. – Семиречье, Семипалатинская область. Присоединение от Империи Цин, управлявшейся манжурами и китайской династией. Сейчас эти территории находятся в составе Республик Казахстан иКиргизия.

1868 г. – Бухарский эмират. Подчинение Российской империи (вассалитет) – ликвидирован в 1920 году. Сейчас находится в составе Республик Таджикистан и Узбекистан.

1871 г. – Илийский край (Кульджа). Находился под временной оккупацией, возращен империи Цин по договору в 1881 г. Сейчас – КНР.

1873-1876 гг. – Хивинское ханство (Хорезм). Было частично присоединено к Российской империи, на остальной территории установлен вассалитет, в 1919 г. – зависимость от Российской Империи отменена. Сейчас относится к Республике Узбекистан.

1876 г. – Ферганская долина (Наманган, Андижан и др.). Присоединение в результате ликвидации Кокандского ханства. Сейчас эти территории входят в состав республик Таджикистан, Казахстан, Узбекистан, Киргизия.

1865-1885 гг. – Закаспийская область. Поэтапное присоединение. Сейчас в составе Туркмении и Узбекистана.

Как видно из приведенного выше фактического материала, все земли Средней Азии, в том или ином статусе присоединенные к Российской Империи в период XVIII – XIX веков, равно также и во все последующие времена, впоследствии были переданы в полное и безоговорочное владение и управление коренным народам, исторически населяющим эти страны, которые в настоящее время имеют статус суверенных государств.

При этом вопросы определения границ Средней Азии для Российской Империи всегда были не простыми. Сейчас, когда Россия предоставила этим странам полную самостоятельность и автономность, приграничные споры между странами Средней Азии вновь приобрели особую остроту и являются до сих пор предметом международных споров и конфликтов.

Уже в период действия Советского Союза происходили политико-правовые реформации статуса республик Средней Азии, вошедших в состав СССР с целью укрепления их статуса как самодостаточных образований. Так, в 1924 г. Туркмения, Узбекистан, а в 1936 г. и Казахская ССР были выделены из состава РСФСР и вошли в СССР как самостоятельные республики, приобретя тем самым большую экономическую и политическую значимость. Следуя принципам торжества исторической справедливости и экономической целесообразности, в 1929 г. Таджикская ССР выделена из Узбекской ССР и вошла в СССР, в 1934 г. Восточный Туркестан приобрел статус территории КНР (Синдьцзян-Уйгурский автономный район); а в 1936 г. Каракалпакская АССР передана из РСФСР в Узбекскую ССР.

История присоединения Средней Азии правоведами расценивается двояко. С одной стороны, эти земли были присоединены в основном путем военного вмешательства, при этом Российской Империей устанавливался условно полуколониальный режим правления. С другой стороны, в результате протектората Российской Империи эти экономически слабые, разрозненные территории, терзаемые постоянными междоусобными распрями, получили возможность ускоренного экономического развития и мирного существования с соседями, было покончено с рабством и отсталыми формами жизнеустройства. Известно, что во времена протектората Российской Империи на территориях Средней Азии началось создание промышленного производства, совершенствовались методы ведения сельского хозяйства (например, Россией были закуплены и завезены в среднеазиатский регион специальные высокопродуктивные сорта хлопка), этот период отмечен массовым открытием в Средней Азии школ и других учебных заведений, больниц и аптек. Расширились  торгово-экономические связи этих территорий с Россией, строились города, дороги, каналы, орошались степи. Но при этом народы Средней Азии не утрачивали свои национальные черты. Политика Российской Империи в Средней Азии поддерживала самобытность населяющих народов, сохранялись обычаи, языки, национальные и культурные традиции и праздники, был сохранен институт ханства как свойственный и понятный институт управления в среднеазиатском регионе.

Использование цивилизованного диалога[9] и всего международно-правового инструментария Содружества Независимых Государств, в том числе международно-правовые акты и опыт других авторитетных международных организаций[10], позволит минимизировать межгосударственные территориальные, геополитические и правовые конфликты и проблемы государственного пространства республик Средней Азии. При этом целесообразно более внимательно прислушиваться к мнениям экспертов в области международных отношений, которые предсказывали или высказывали свои эксклюзивные суждения для разрядки международной напряженности на примерах других стран [11].

Сноски:

[1] Среднеазиатские владения Российской Империи https://ru.wikipedia.org/

[2] См. подпункт 4) пункта 4. Положенія общія. Сводъ губернскихъ учрежденiй. Свод законов Российской Империи, Т. 2. Изданіе 1892 г.  С. 1.

[3] Социальный облик Востока. Современные страны Средней Азии. – СПб., 2006.

[4] Положеніе Совѣта Министровъ «Объ установленіи границы между Сыръ-Дарьинской и Тургайской областями. Свод законов Российской Империи, Т. 2. Изданіе 1910 г. С. 456, 457.

[5] Свод законов Российской Империи, Т. 2. Изданіе 1910 г. С. 453.

[6] Любимов А.П. Правовые основы функционирования Содружества Независимых Государств: Учебное пособие. Хрестоматия. — М.: 2005. МосГУ. – 300 с.

[7] Выступление и ответы Министра Иностранных дел России С.В. Лаврова на вопросы студентов и слушателей Дипломатической академии МИД России (Москва, 27 февраля 2015 года) // Представительная власть – XXI век. 2015. — №1-2. С. 1-16.

[8]  Терентьев М.  Россия и Англия в Средней Азии. СПб. 1875.

[9] Бажанов Е.П., Бажанова Н.Е. Диалог и столкновение цивилизаций. М., 2013.

[10] Любимов А.П. Международно-правовые акты СНГ // Представительная власть – XXI век. 2015. — №3. С. 1-3; Любимов А.П. Международные организации. Учебное пособие. Хрестоматия. — М.: МосГУ, 2005. – 400 с.

[11] Любимов А.П. Творческое наследие профессора Н.Е. Бажановой – национальное достояние России // Представительная власть – XXI век. 2014. — №4. С. 1-5/

Добавить комментарий

Войти с помощью: