В современном мире региональная экономическая интеграция превратилась в глобальное явление и представлена на всех континентах. Полноценная экономическая интеграция представляет собой процесс полного сращивания экономических, политических, социальных процессов на уровне отдельных аспектов надстроечных систем с условием гармонизации правовой базы под надзором наднациональных органов управления, способных формировать и унифицировать процессы совместного взаимодействия. В статье рассматривается эволюция подходов к понятию процесса интеграции, основные теории интеграционного процесса, центральное место среди которых занимают политические теории – федерализм, функционализм и неофункционализм, межправительственный подход. Также исследуется специфика основных этапов расширения интеграции.
Ключевые слова: экономическая интеграция, правовая база, политическая система, саморегулирование, органы управления, регулирующие механизмы, производственно-техническое взаимодействие, экономический рост
Political and legal approaches to regional economic integration
Svechnikova, Tatyana Mikhailovna-senior lecturer of Department of organization of agricultural production of the «Perm state agro-technological University named after academician D. N. Pryanishnikov»
Abstract: in the modern world, regional economic integration has become a global phenomenon and is represented on all continents. Full-fledged economic integration is a process of complete merging of economic, political, and social processes at the level of individual aspects of superstructure systems with the condition of harmonization of the legal framework under the supervision of supranational management bodies capable of forming and unifying the processes of joint interaction. The article examines the evolution of approaches to the concept of integration process, the main theories of the integration process, the Central place among which is occupied by political theories – federalism, functionalism and neofunctionalism, and the intergovernmental approach. The specifics of the main stages of integration expansion are also investigated.
Keywords: economic integration, legal framework, political system, self-regulation, management bodies, regulatory mechanisms, industrial and technical interaction, economic growth
За всю историю человечества с появлением обществ народы стремились к выгодной кооперации. Их объединяли общие интересы и общие проблемы. Однако такие объединения не всегда были взаимовыгодными.
В современных условиях с экономической точки зрения границы национальных экономик стали довольно размытыми. Исторические, географические, политические и экономические факторы приводят государства к сотрудничеству в области внешней политики, экономики, культурной социальной сферах, защите окружающей среды.
Большая часть стран активно взаимодействует как на двусторонней основе, так и в рамках международных организаций и региональных объединений. Степень развития взаимодействия по всем направлениям сотрудничества теоретически определяет участие государства в процессах глобализации или регионализации.
Интернационализация, как стадия глобализации, в общем виде представляет собой активное участие страны в мировом хозяйстве. Интернационализация способствует созданию устойчивых связей в производственной сфере между странами, участвующими в международном разделении труда. Однако есть и другие формы объединения стран.
Регионализация – процесс отличный от глобализации. Этот процесс представляет собой объединение стран в рамках одного региона со схожими интересами для достижения общих целей. Наивысшей стадией регионализации является процесс интеграции. В современной мировой экономике именно региональная интеграция является наиболее распространенной формой сотрудничества стран. На каждом континенте земного шара есть интеграционные блоки.
В конце 80-х годов экономическая интеграция определялась как процесс формирования в едином комплексе взаимодополняющих экономических структур посредством общих регулирующих механизмов [7]. Такое определение не вносило ясности, в какой именно момент начинается интеграция. Оно иллюстрирует развитый процесс экономического взаимодействия стран, но не более. Взаимодополняемость возникает и в процессе интернационализации благодаря наличию определенных относительных или абсолютных преимуществ.
Интеграцию можно представить как процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе глубоких и устойчивых экономических связей между их компаниями [2]. Действительно, она предполагает сращивание отдельных аспектов надстроечных систем и регулирования. Однако такое сращивание невозможно без активного участия государств-членов и создания наднациональных институтов.
Наиболее широкое определение интеграции можно рассматривать как взаимозависимость национальных хозяйств на уровне производственно-технической, экономической, политико-правовой сфер, в рамках которой происходит сращивание, переплетение национальных процессов на уровне воспроизводства. В результате такого сращивания появляется полигосударственное хозяйственное пространство [10]. Но под такое определение можно отнести высокоразвитые двусторонние отношения, например, взаимоотношения ЕС и Швейцарии, где присутствуют и общие производственные связи и схожая политическая система. Дело в том, что подобное взаимодействие не влияет на экономику в полной мере, поскольку не осуществляет изменений структуры экономики на надстроечном уровне, а каждый участник такого взаимодействия строит свою экономику самостоятельно [5].
Экономическая интеграция это зрелая степень интернационализации производства, базисом которой являются устойчивые взаимосвязи участников процесса. В этом случае интернационализация ведет к последующему сращиванию воспроизводственного процесса [6]. Однако такое определение является не вполне точным. Высокая степень интернационализации свойственна странам, участвующим в международных организациях и открытым к транснациональным корпорациям. Именно ТНК создают прочные отраслевые цепочки. Интернационализация также наблюдается в странах, территориально близко расположенных друг к другу.
Во всех вышеприведенных определениях есть один самый главный недостаток – все участники процесса остаются саморегулируемыми, сохраняя свою самостоятельность в проведении экономической и торговой политики. Участники процесса не могут полноценно взаимодействовать друг с другом, так как не знают, как поведет себя партнер в тех или иных обстоятельствах. Такую проблему неопределенности могут решить интеграционные органы управления, которые получают часть суверенитета у государств для ведения слаженного и полного процесса интеграции.
Рассмотрев основные определения интеграции, и приняв во внимание их недостатки, можно сформировать следующие понимание интеграции – это процесс полного сращивания экономических, политических, научно-технических процессов на уровне отдельных аспектов надстроечных систем с условием гармонизации правовой базы под надзором наднациональных органов управления, способных формировать и унифицировать процессы совместного взаимодействия.
Наиболее важным условием для развития интеграции является одинаковый уровень экономического развития стран-участниц. Страны с развитой обрабатывающей промышленностью способны производить широкий спектр конкурентоспособных товаров, часть из которых отправляется на экспорт. Страны, не обладающие высоким уровнем экономического развития, как правило, производят однотипную и неконкурентную продукцию. Такие продукты не могут найти свою нишу на внешнем рынке. В то время как развитые страны, используя научно-технический потенциал, могут обмениваться товарами, создавая при этом предпосылки для экономического роста. Внешнеторговый потенциал является необходимой составляющей высокого экономического развития, как условия для интеграции [5].
Важными условиями для интеграционного процесса является высокая степень интернационализации и, как следствие, возрастающая взаимозависимость. Это условие является чрезвычайно важным и необходимым, но не достаточным. Это условие делает достаточным отличительная особенность интеграции – наднациональные институты управления.
Многие ученые относят территориальную близость к числу необходимых факторов интеграции. Безусловно, чем ближе страны находятся друг к другу, тем проще переправлять грузы, перемещаться рабочей силе и т.д. Однако в современных условиях цифровизации, устойчивые связи возникают у стран, которые могут находиться на расстоянии.
В дополнение необходимо добавить, что интеграция это не только процесс, но и состояние. Рассмотрим интеграцию в первую очередь как процесс – рассмотрим теории, раскрывающие сущность процесса интеграции
Одной из самых известных теорий является теория федерализма, основной идеей которой является принцип двухуровневой системы власти в региональной интеграции. В данной теории подразумевается создание центрального правительства и региональных органов власти. Элементы, входящие в подобную интеграционную группировку должны передать Центру часть своих полномочий, сохраняя автономию территориальных единиц.
Эта теория обладает рядом преимуществ. В первую очередь, это «эффект масштаба». При помощи центральных органов власти сокращаются издержки, которые возникли бы без интеграционного процесса. Также, практически сведены к минимуму риски по захвату власти одной из стран, так как интеграция представляет собой объединение нескольких равноправных субъектов.
Критики данной теории отмечают, что федерализм строится в большей степени в политических целях, а экономике уделяется меньшее внимание.
Эта теория нашла отражение в развитии Европейского Союза, а именно в единых политиках ЕС. К их числу можно отнести торговую, валютную, денежно-кредитную, транспортную, а также политику конкуренции. В рамках единых политик страны передали свой суверенитет наднациональным органам управления как единому центру принятия решения.
Своеобразным ответом федерализму стала теория функционализма, сущность которой заключается в том, что «для достижения мира между государствами нужно не искать индивидуальную форму международного сообщества, а раскрыть те функции, которые оно должно выполнять» [4].
Основные идеи теории заключались в том, что транснациональные организации способны удовлетворить общественные и человеческие нужды более квалифицированно и эффективно, чем отдельное национальное государство. Это обусловлено тем, что в интеграционном процессе участвуют зрелые страны с развитой экономикой, которая способна удовлетворить потребности каждого.
Критики этой теории говорят о том, что эта концепция «нереалистична и наивна» поскольку выявление человеческих потребностей является чрезвычайно технократической задачей и в полном объеме их невозможно удовлетворить. Такое под силу только транснациональным корпорациям.
Так или иначе, и сторонники федерализма, и функционализма придерживались одного направления в области сдерживания функций государства. Подобное сдерживание нашло воплощение в Европейском Союзе, а именно в создании наднациональных органов.
Центральное место среди современных теорий занимает неофункционализм. Данная теория стала логическим продолжением функционализма, с учетом позиции сторонников теории коммуникации. Однако политический фактор был выделен, как основной. Он отмечал, что без политической воли и интересов разных политически активных групп интеграция невозможна.
Центральным элементом данной теории является концепция «переплескивания» или «эффект распространения», подразумевающая, что для реализации первоочередной задачи необходимо выполнить еще ряд действий. Интеграция начинается в некоторых, наиболее важных секторах экономики. Затем за счет деятельности наднациональных институтов, она распространяется на другие сектора и отрасли. Именно благодаря этому эффекту интеграция постоянно усиливается. Этот процесс не может осуществляться автоматически, для его реализации необходима политическая воля правительств стран интеграционного объединения.
Теория неофункционализма нашла свое полное воплощение в развитии ЕС. Сама эволюция европейской интеграции от отраслевого сотрудничества к валютному союзу свидетельствует о расширении сфер интеграции и развитии эффекта переплескивания.
Другую позицию занимали представители теории коммуникации, сущность которой заключалась в стабилизации государств-наций, сохранив при этом уже сложившиеся систему государственного регулирования.
Интеграция развивается как вглубь, так и вширь. К основным формам экономической интеграции относится: зона свободной торговали (ЗСТ), формат таможенного союза (ТС), общий рынок, экономический и валютный союз, политический союз – наиболее полная форма международной интеграции.
В современных условиях тесного экономического сотрудничества между странами, процессы интеграции наблюдаются практически на всех континентах. Помимо классических форм интеграции в последнее время принято выделять новую форму – «ЗСТ+». Этот формат включает в себя элементы обычной ЗСТ, построенной на исключительно экономических интересах стран, без создания наднациональных органов управления с полной автономией при принятии решений в экономической политике. В таком формате могут участвовать страны с разным уровнем экономического развития, т.к. формат не предполагает введение общей таможенной ставки и т.д. Но ЗСТ+ это не только торговля, предполагается введение некоторых элементов ТС или экономического союза. Таким образом, автономия участников формата ЗСТ+ обуславливает ограничение на дальнейшее углубление интеграции. Для многих участников процесса – это наилучший вариант: сохранить свою независимость в принятии решений и получать выгоду от сотрудничества в рамках общей зоны.
Наивысшей формы интеграции в современном мире достиг только Европейский Союз. Датой начала полноценной европейской интеграции принято считать 23 июля 1952 года, когда соглашение об образовании Европейского Объединения Угля и Стали, так называемый Парижский Договор, вступил в силу [8]. Эта отраслевая интеграционная группировка, учрежденная шестью странами: ФРГ, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом. Главной отличительной чертой данного объединения от многих других международных организаций являлось то, что был создан наднациональный орган – Высший руководящий орган.
Новой вехой в развитии интеграции стал Римский договор, подписанный теми же странами в 1957 году. Этим договором было учреждено Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) [3]. Общий рынок подразумевал введение полной свободы передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. К середине 1968 года, на 1,5 года раньше установленного срока, был создан ТС, что предполагало переход полномочий в области торговой политики от национальных правительств к наднациональным институтам [1].
Одним из наиболее судьбоносных этапов для европейской интеграции было подписание Договора о Европейском Союзе в Маастрихе в 1992 году. Этот договор сформировал так называемые три опоры ЕС: экономический союз, внешняя политика, политика в области внутренних дел и юстиции.
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что интеграция – это сложный экономический процесс сращивания зрелых экономик на взаимовыгодной основе при условии сильной интернационализации, общей политической системы и создания интеграционных институтов. В современном мире есть только один пример полноценной экономической интеграции – Европейский Союз. Только он прошел все ступени развития в соответствии с классическими теориями интеграции и выполнил в целом все цели и задачи, предусмотренные в базовом договоре.
Библиографический список
- Борко Ю.А., Буторина О.В. «История развития Европейского Союза» М.: Издательский Дом «Деловая литература», 2011. С. 87
- Булатов А.С. Экономика [электронный ресурс] — Режим доступа http://portal.tpu.ru:7777/SHARED/s/SPICYNA/study/Tab6/et.pdf (дата обращения 17.10.2020)
- Договор об учреждении Европейского экономического сообщества [электронный ресурс] – Режим доступа http://docs.cntd.ru/document/901771692 (дата обращения 17.10.2020)
- Дульский И.В. Федерализм и функционализм в теории европейской интеграции [электронный ресурс] – Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/federalizm-i-funktsionalizm-v-teorii-evropeyskoy-integratsii/viewer (дата обращения 17.10.2020)
- Зуев В.Н. ЕС: наднациональный механизм — главный инструмент европейской интеграции? //Современная Европа: журнал общественно-политических исследований. — 2011. — № 2. — С. 94-108
- Ливенцев Н.Н. Международная экономическая интеграция: учеб. пособие для вузов / Н. Н. Ливенцев, В. Н. Харламова, В. Б. Буглай, и др – М.: Экономистъ, 2006. – 430 с.
- Максимова М.М. Основные проблемы империалистической интеграции: Экон. аспект. — М: Мысль, 1971. — 357 с.
- Мировая экономика: учебник / Под редакцией проф. А.С. Булатова. – М.: Экономитъ, 2005. – С. 309
- Черданцев В.П. Международная интеграция, как возможность модернизации промышленности// Фундаментальные исследования. 2017 – № 1 – с. 228-231.
- Шишков Ю.В. Формирование интеграционного комплекса в Западной Европе: тенденции и противоречия. – М.: Наука, 1979. — 343 с.
Информация об авторе:
Свечникова Татьяна Михайловна, старший преподаватель кафедры организации аграрного производства ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова»