Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Понятие и классификация двусторонних соглашений в сфере регулирования трудовой миграции

В статье рассматриваются существующие определения двусторонних соглашений в сфере международно-правового регулирования трудовой миграции, проблематика отнесения меморандумов о взаимопонимании и сотрудничестве к такому виду соглашений. Также автором приведена классификация двусторонних соглашений по вопросам регулирования миграции. Автором делается вывод, что на сегодняшний день двусторонние соглашения играют ключевую роль в вопросах регулирования процессов трудовой миграции и составляют основную базу для проведения международно-правовых исследований в данной сфере.

Ключевые слова: двусторонние соглашения, трудовая миграция, трудящийся-мигрант, международно-правовое регулирование миграции

The concept and classification of bilateral agreements in the field of regulation of labour migration

The article discusses the existing definitions of bilateral agreements in the field of international legal regulation of labour migration, the problem of referring memorandums of understanding and cooperation to this type of agreements. Also, the author analyzes a classification of bilateral agreements on the regulation of migration. The author concludes that today bilateral agreements play a key role in regulating labour migration processes and form the main basis for conducting international legal research in this area.

Keywords: labour migration, migrant worker, international legal regulation of migration.

Не смотря на то, что первые двусторонние соглашения в сфере регулирования трудовой миграции были заключены еще между Францией и Италией в 1904 году, такой вид договоренностей между странами приобрел популярность лишь в 1950-х и 1960-х годах и на первом этапе использовался в основном для реконструкции Европы после Второй мировой войны[1].

С того времени для многих европейских государств двусторонние соглашения стали предпочтительным средством для облегчения международной мобильности рабочей силы из-за их гибкости, ориентированности на конкретные группы и потребности, а также возможности реагировать на экономические колебания и разделять ответственность за мониторинг потоков трудовых мигрантов[2].

На текущий момент между всеми странами мира заключено более 600 подобных соглашений[3], что не идет ни в какое сравнение с количеством разработанных на сегодняшний день межправительственных договоров универсального и регионального характера, исчисляемых, по большей мере, несколькими десятками[4].

В связи с беспрецедентной массовостью и устойчивым ростом количества двусторонних соглашений, ставших фактически главным инструментом регулирования трудовой миграции, международные организации, такие как ООН, МОТ и МОМ не могли обойти стороной данный вопрос.

Важно подчеркнуть, что данными межправительственными организациями не была осуществлена публичная кодификация всех существующих двусторонних соглашений, однако, были подготовлены соответствующие рекомендательные и обзорные пособия по вопросам разработки и заключения данного типа соглашений, в которых приводятся конкретные примеры действующих соглашений и определяется их категоризация.

К числу таких документов обзорного характера можно отнести, например, изданный под эгидой МОТ документ «Двусторонние соглашения и меморандумы о взаимопонимании по вопросам миграции низкоквалифицированных работников: обзор» (2015)[5], или документ МОМ «Региональные рекомендации по разработке двусторонних трудовых соглашений в Сообществе по вопросам развития юга Африки» (2016)[6], а также документ Сети ООН по миграции «Руководство по двусторонним соглашениям по трудовой миграции» (2022)[7].

Во всех вышеприведенных документах приводятся разные определения двусторонним соглашениям по вопросам миграции. Например, МОТ расширительно рассматривает двусторонние соглашения как «договоры, описанные в Венской конвенции 1969 года о праве международных договоров: «международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования»[8][9]. В документе подчеркивается, что такие договоры «представляют собой соглашения между двумя государствами, которые создают юридически обязательные права и обязанности и в которых подробно описываются конкретные обязанности и действия, которые должна предпринять каждая из Сторон для достижения своих целей»[10].

Расширительное толкование определения двусторонним соглашениям в сфере трудовой миграции приводится также МОМ: «двусторонний инструмент, обычно между двумя правительствами, которые договорились о наборе желательных целей, подразумевающих мобильность рабочей силы»[11].

Представляется, что наиболее конкретное и собирательное по отношению к вышеприведенным определение двусторонним соглашениям в сфере регулирования трудовой миграции дано в документе ООН, который определяет такие соглашения как «договоренности между двумя государствами или ведомствами, в которых подробно описываются конкретные обязанности каждой из Сторон и действия, которые они должны предпринять для достижения своих конкретных целей в отношении управления трудовой миграцией»[12].

При этом ООН относит к договорам данной категории не только юридически обязывающие двусторонние соглашения в сфере трудовой миграции, но также меморандумы о взаимопонимании и рамочные соглашения или соглашения о сотрудничестве, которые касаются трудовой миграции наряду с другими темами миграции, такими как нелегальная миграция, высылки нелегальных мигрантов, а также миграция и развитие.[13].

Стоит отметить, что не смотря на то, что ряд международных организаций относит к категории двусторонних соглашений меморандумы о взаимопонимании и сотрудничестве в сфере трудовой миграции, ими делается оговорка, что «соглашения имеют тенденцию быть более конкретными и ориентированными на конкретные действия»[14].

Более того, в меморандумах о взаимопонимании и сотрудничестве, как правило, всегда делается оговорка, что данные документы «не являются юридически обязательными и не несут прав и обязанностей, предусмотренных международным правом».

В этом контексте крайне интересным представляется опыт стран Тихоокеанского региона, в которых получила распространение практика заключения меморандумов о взаимопонимании, которые, хотя и не являются юридически обязательными документами, устанавливают механизмы трудовой миграции между странами региона. Как правило, такие меморандумы документируют заключенные в ходе переговоров соглашения между правительствами стран Тихоокеанского региона и Австралии или Новой Зеландии по политике, принципам, ролям и отношениям, необходимым по практическим вопросам управления трудовой миграцией. При этом доказательства коррупции или иных недобросовестных действий государств обычно указываются в таких меморандумах как возможное основание для их расторжения, однако отмечается, что они не имеют юридических последствий для государств-нарушителей[15].

Таким образом, в рамках настоящего исследования выявлено, что даже в случае отсутствия юридических обязательств государств при заключении меморандума о сотрудничестве в сфере трудовой миграции, это не исключает политическую ответственность государств[16] за неисполнение положений таких документов, а также установившуюся в практике тенденцию заключения актов именно такого рода.

В этой связи для целей настоящего исследования представляется актуальным рассмотрение не только существующих на двустороннем уровне соглашений, но также и меморандумов о взаимопонимании и сотрудничестве при условии, если они являются эффективной альтернативой юридически-обязывающим соглашениям, а также их классификацию.

Классификация двусторонних соглашений в сфере регулирования трудовой миграции

Исходя из вышеприведенного базового определения двусторонних соглашений в сфере регулирования трудовой миграции ООН, такие соглашения по их правовой природе можно подразделить на следующие виды:

  1. Стандартные двусторонние соглашения, которые создают права и юридические обязанности Сторон, регулируемые международным правом. В качестве примера можно привести Соглашение о трудовой миграции между правительством Италии и Советом министров Албании от 2008 года[17];
  2. Двусторонние меморандумы о взаимопонимании и сотрудничестве, не создающие прав и обязательств, регулируемых международным правом, при этом не исключающие политическую ответственность стран за невыполнение их положений. Более того, в таких меморандумах может быть прямо не упомянуто, что они не создают прав и обязательств, регулируемых международным правом. Например, к последним можно отнести Меморандум о взаимопонимании между правительством Объединенных Арабских Эмиратов и правительством Индии от 2011 года[18].

Двусторонние договоры по вопросам регулирования трудовой миграции заключаются не только между правительствами государств назначения и государств происхождения. Не редко можно встретить случаи, когда за соглашения о международном сотрудничестве отвечают конкретные министерства и ведомства, в компетенцию которых входят вопросы трудовой миграции[19]. В этой связи представляется уместным провести классификацию двусторонних соглашений по субъектам заключения, которые одновременно являются ответственным за их реализацию. К таким договорам можно отнести:

1) Двусторонние соглашения, заключаемые правительствами государств. Например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об организованном наборе и привлечении граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации от 2017 года[20]

2) Двусторонние соглашения, заключаемые компетентными органами государств. Например, Соглашение о трудовом сотрудничестве для найма домашних работников между Министерством по делам индейцев за рубежом Республики Индия и Министерством труда Королевства Саудовская Аравия от 2014 года[21].



Представляется очевидным, что ввиду широкого спектра вовлеченных в данные процессы граждан стран назначения и стран происхождения двусторонние соглашения в сфере регулирования трудовой миграции различны по конкретным категориям граждан, на которых направлено двустороннее регуляторное воздействие. Так, Международной организацией труда используется следующая классификация соглашений в разрезе конкретных субъектов регуляторного воздействия[22]:

  1. Двусторонние соглашения, направленные на регулирование трудовой миграции всех трудящихся-мигрантов вне зависимости от отнесения их к тем или иным категориям. Например, Рамочное соглашение о помощи и сотрудничестве в вопросах иммиграции между Колумбией и Перу от 2012 года[23];
  2. Двусторонние соглашения, направленные на регулирование трудовой миграции отдельных категорий трудящихся-мигрантов в зависимости от их квалификации (в основном речь идет о высококвалифицированных специалистах). Например, Соглашение между Правительством Французской Республики и Правительством Российской Федерации о профессиональной миграции от 2009 года[24];
  3. Двусторонние соглашения, направленные на регулирование трудовой миграции отдельных категорий трудящихся-мигрантов в зависимости от сферы их деятельности (сельское хозяйство, работа на дому и т.д.). Например, Соглашение о найме в Канаде сезонных сельскохозяйственных рабочих из Мексики 2013 года[25];
  4. Двусторонние соглашения, направленные на регулирование трудовой миграции отдельных категорий трудящихся-мигрантов в зависимости от их половой принадлежности (женщины, мужчины). Например, Соглашение между правительством Непала и правительством Катара о найме непальской рабочей силы в Катаре от 2005 года[26];
  5. Двусторонние соглашения, направленные на регулирование трудовой миграции отдельных категорий трудящихся-мигрантов в зависимости от их возраста (в основном речь идет о молодых специалистах). Например, Программа сотрудничества в области труда, занятости и развития рабочей силы между Республикой Филиппины и Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирией от 1979 года[27].



Как и любые международные договоры, двусторонние соглашения в сфере регулирования трудовой миграции различны по своим целям и направленности. В зависимости от целей выделяют следующие виды двусторонних соглашений:

  1. Соглашения, направленные на управление трудовой миграцией, в том числе регулирование конкретных потоков трудовой миграции, а также осуществление организованного набора трудящихся-мигрантов. К такому виду соглашений можно отнести Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан об организованном наборе граждан Республики Таджикистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации от 17 апреля 2019 года[28];
  2. Рамочные двусторонние соглашения, предусматривающие, как правило, более широкий круг вопросов межгосударственного сотрудничества, от приема работников в стране назначения до их реинтеграции по возвращению домой. К такому виду соглашений можно отнести, например, Рамочное соглашение о согласованном управлении миграцией и «солидарном развитии» между Правительством Французской Республики и Правительством Тунисской Республики 2008 года[29];
  3. Соглашения, направленные на укрепление двустороннего сотрудничества по вопросам трудовой миграции. Например, Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в сфере труда между Правительством Республики Филиппины в лице Министерства труда и занятости и Правительством Иорданского Хашимитского Королевства в лице Министерства труда от 2010 года[30];
  4. Соглашения, охватывающие вопросы предотвращения незаконной трудовой миграции. Например, Соглашение между Правительством Португальской Республики и Правительством Румынии о временном въезде румынских граждан для выполнения работы в Португалии от 2001 года[31].

По направленности во времени двусторонние соглашения в сфере регулирования трудовой миграции можно также подразделить на:

  1. Регулирующие сезонную занятость трудящихся-мигрантов. Например, Соглашение о найме в Канаде сезонных сельскохозяйственных рабочих из Мексики 2013 года[32];
  2. Соглашения, действующие без привязки ко времени реализации их положений. Например, Соглашение о трудовом сотрудничестве для найма домашних работников между Министерством по делам индейцев за рубежом Республики Индия и Министерством труда Королевства Саудовская Аравия от 2014 года[33].



Стоит отдельно подчеркнуть, что двусторонние акты о сотрудничестве государств в сфере трудовой миграции, как было наглядно продемонстрировано выше, могут иметь совершенно разные наименования. В качестве примера можно привести следующие отмеченные МОМ наименования таких двусторонних соглашений: взаимные соглашения, протоколы, международные трудовые договоры, программы сотрудничества, заявления, рамочные соглашения и многие иные наименования[34]. Между тем, отмечается, что такие документы почти всегда имеют одинаковую юридическую природу и на них распространяют свое действие нормы международного права вне зависимости от их наименований[35].

Таким образом, сегодняшний день двусторонние соглашения играют важнейшую роль для государств при регулировании потоков трудящихся-мигрантов между конкретными странами, как правило, относящимися к одному географическому региону.

Кроме того, менее чем за три четверти века было заключено порядка 600 двусторонних соглашений, при этом более 300 из них – только за последние 30 лет, что в очередной раз указывает на беспрецедентное развитие института регулирования миграции именно на двустороннем уровне регулирования.

Представляется, что такое широкое распространение обусловлено удобством подобных соглашений, выраженным в установлении гибкого международно-правого механизма, предусматривающего исчерпывающий набор необходимых процедур для перемещения мигрантов между государствами в целях осуществления ими трудовой деятельности.

Важно отметить интерес к подготовке рекомендаций по вопросам разработки и заключения двусторонних соглашений, в которых приводятся конкретные примеры действующих между странами актов и дается их классификация, такими международными межправительственными организациями как ООН, МОТ и МОМ.

Вместе с тем, обращает на себя внимание отсутствие принятого в формате рекомендаций типового формата двусторонних соглашений в сфере регулирования миграции, который, представляется, мог бы значительно облегчить задачи государств по подготовке подобных соглашений.

Существующие двусторонние соглашения в сфере регулирования трудовой миграции можно подразделить по следующим видам: 1) по правовой природе (стандартные соглашения и меморандумы); 2) по субъектам заключения (заключаемые правительствами и заключаемые компетентными органами); 3) по субъектам регуляторного воздействия (общего характера, в зависимости от квалификации, сферы деятельности, половой принадлежности, возраста); 4) по целям (регулирование конкретных потоков трудовой миграции, укрепление сотрудничества, предотвращение незаконной миграции и рамочные соглашения); 5) по направленности во времени (регулирующие сезонную занятость, без привязки ко времени).

Библиографический список

  • Кулёв М.Г. Значение двусторонних соглашений в рамках системы источников международно-правового регулирования трудовой миграции в XXI веке // Электронное сетевое издание «Международный правовой курьер». – 2022. –  № 4. – С. 31-41. [электронный ресурс] – Режим доступа: http://inter-legal.ru/znachenie-dvustoronnih-soglashenij-v-ramkah-sistemy-istochnikov-mezhdunarodno-pravovogo-regulirovaniya-trudovoj-migratsii-v-xxi-veke. (дата обращения: 26.02.2023).
  • Chilton А., Posner Е. Why Countries Sign Bilateral Labor Agreements // Coase-Sandor Working Paper Series in Law and Economics. – 2017. – No. 807 – 51 p. [электронный ресурс] – Режим доступа: https://chicagounbound.uchicago.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=2497&context=law_and_economics (дата обращения: 28.02.2023).
  • Sáez S. Let Workers Move: Using Bilateral Labor Agreements to Increase Trade in Services // World Bank, Washington DC. – 2013. – 193 p. [электронный ресурс] – Режим доступа: https://openknowledge.worldbank.org/server/api/core/bitstreams/251a8539-4a52-5ea4-aa86-e3d16e9434e2/content (дата обращения: 26.02.2023).
  • Wickramasekara P. Bilateral Agreements and Memoranda of Understanding on Migration of Low Skilled Workers: A Review // International Labour Office, Geneva. – 2015. – 64 p. [электронный ресурс] – Режим доступа: www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_protect/—protrav/—migrant/documents/publication/wcms_385582.pdf (дата обращения: 28.02.2023).
  • Guidance on Bilateral Labour Migration Agreements // United Nations Network on Migration – 2022. – 82 p. [электронный ресурс] – Режим доступа: https://migrationnetwork.un.org/sites/g/files/tmzbdl416/files/resources_files/blma_guidance_final.pdf (дата обращения: 25.02.2023).
  • Regional Guidelines for the Development of Bilateral Labour Agreements in the Southern African Development Community // International Organization for Migration, Geneva. – 2016. – 64 p. [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.iom.int/sites/g/files/tmzbdl486/files/documents/regional_guide_bilateral_labour_agreements_0.pdf (дата обращения: 25.02.2023).

Информация об авторе:

Кулёв Матвей Геннадьевич, аспирант кафедры международного права Юридического института Российского университета дружбы народов

Information about the author:

Kulеv Matvey Gennadevich, Postgraduate Student of the Department of International Law at Law Institute, Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)


[1] Wickramasekara P. Bilateral Agreements and Memoranda of Understanding on Migration of Low Skilled Workers: A Review // International Labour Office, Geneva. – 2015. – 64 p. [электронный ресурс] – Режим доступа: www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_protect/—protrav/—migrant/documents/publication/wcms_385582.pdf (дата обращения: 28.05.2023).

[2] Regional Guidelines for the Development of Bilateral Labour Agreements in the Southern African Development Community // International Organization for Migration, Geneva. – 2016. – 64 p. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.iom.int/sites/g/files/tmzbdl486/files/documents/regional_guide_bilateral_labour_agreements_0.pdf (дата обращения: 25.05.2023).

[3] Chilton А., Posner Е. Why Countries Sign Bilateral Labor Agreements // Coase-Sandor Working Paper Series in Law and Economics. – 2017. – No. 807 – 51 p. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://chicagounbound.uchicago.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=2497&context=law_and_economics (дата обращения: 28.05.2023).

[4] Кулёв М.Г. Значение двусторонних соглашений в рамках системы источников международно-правового регулирования трудовой миграции в XXI веке // Электронное сетевое издание «Международный правовой курьер». – 2022. –  № 4. – С. 31-41. [электронный ресурс] – Режим доступа: http://inter-legal.ru/znachenie-dvustoronnih-soglashenij-v-ramkah-sistemy-istochnikov-mezhdunarodno-pravovogo-regulirovaniya-trudovoj-migratsii-v-xxi-veke. (дата обращения: 26.05.2023).

[5] Wickramasekara P. Bilateral Agreements and Memoranda of Understanding on Migration of Low Skilled Workers: A Review // International Labour Office, Geneva. – 2015. – 64 p. [электронный ресурс] – Режим доступа: www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_protect/—protrav/—migrant/documents/publication/wcms_385582.pdf (дата обращения: 28.05.2023).

[6] Regional Guidelines for the Development of Bilateral Labour Agreements in the Southern African Development Community // International Organization for Migration, Geneva. – 2016. – 64 p. [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.iom.int/sites/g/files/tmzbdl486/files/documents/regional_guide_bilateral_labour_agreements_0.pdf (дата обращения: 25.05.2023).

[7] Guidance on Bilateral Labour Migration Agreements // United Nations Network on Migration – 2022. – 82 p. [электронный ресурс] – Режим доступа: https://migrationnetwork.un.org/sites/g/files/tmzbdl416/files/resources_files/blma_guidance_final.pdf (дата обращения: 25.05.2023).

[8] Венская конвенция о праве международных договоров (принята 23 мая 1969 года) // Сайт Организации Объединенных наций [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/law_treaties.shtml (дата обращения: 25.05.2023).

[9] Wickramasekara P. Bilateral Agreements and Memoranda of Understanding on Migration of Low Skilled Workers: A Review // International Labour Office, Geneva. – 2015. – 64 p. [электронный ресурс] – Режим доступа: www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_protect/—protrav/—migrant/documents/publication/wcms_385582.pdf (дата обращения: 28.05.2023).

[10] Там же.

[11] Regional Guidelines for the Development of Bilateral Labour Agreements in the Southern African Development Community // International Organization for Migration, Geneva. – 2016. – 64 p. [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.iom.int/sites/g/files/tmzbdl486/files/documents/regional_guide_bilateral_labour_agreements_0.pdf (дата обращения: 25.05.2023).

[12] Guidance on Bilateral Labour Migration Agreements // United Nations Network on Migration – 2022. – 82 p. [электронный ресурс] – Режим доступа: https://migrationnetwork.un.org/sites/g/files/tmzbdl416/files/resources_files/blma_guidance_final.pdf (дата обращения: 25.05.2023).

[13] Там же.

[14] Wickramasekara P. Bilateral Agreements and Memoranda of Understanding on Migration of Low Skilled Workers: A Review // International Labour Office, Geneva. – 2015. – 64 p. [электронный ресурс] – Режим доступа: www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_protect/—protrav/—migrant/documents/publication/wcms_385582.pdf (дата обращения: 28.05.2023).

[15] Sáez S. Let Workers Move: Using Bilateral Labor Agreements to Increase Trade in Services // World Bank, Washington DC. – 2013. – 193 p. [электронный ресурс] – Режим доступа: https://openknowledge.worldbank.org/server/api/core/bitstreams/251a8539-4a52-5ea4-aa86-e3d16e9434e2/content (дата обращения: 26.02.2023).

[16] Там же.

[17] Agreement on Labor Migration between the Government of Italy and the Council of Ministers of Albania (signed 02.12.2008) // Official website of the International Labour Organization [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_protect/—protrav/—migrant/documents/legaldocument/wcms_382444.pdf (дата обращения: 26.02.2023).

[18] Memorandum of Understanding between the Government of the United Arab Emirates and the Government of India (signed 13.09.2011) // Official website of the International Labour Organization [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_protect/—protrav/—migrant/documents/legaldocument/wcms_379031.pdf (дата обращения: 26.02.2023).

[19] Wickramasekara P. Bilateral Agreements and Memoranda of Understanding on Migration of Low Skilled Workers: A Review // International Labour Office, Geneva. – 2015. – 64 p. [электронный ресурс] – Режим доступа: www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_protect/—protrav/—migrant/documents/publication/wcms_385582.pdf (дата обращения: 28.02.2023).

[20] Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об организованном наборе и привлечении граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации (подписано от 5 апреля 2017 года // Сайт СПС «Гарант» [электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/71652590/ (дата обращения: 28.02.2023).

[21] Agreement on Labour cooperation for Domestic Service workers recruitment between the Ministry of Overseas Indian Affairs of the Republic of India, and Ministry of Labour of the Kingdom of Saudi Arabia (signed 02.01.2014) // Official website of the International Labour Organization [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.ilo.org/global/topics/labour-migration/policy-areas/measuring-impact/agreements/WCMS_379042/lang—en/index.htm (дата обращения: 28.02.2023).

[22] Bilateral labour arrangements (BLAs) on labour migration // Official website of the International Labour Organization [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.ilo.org/global/topics/labour-migration/policy-areas/measuring-impact/agreements/lang—en/index.htm?facetcriteria=TAX=A.75.10&facetdynlist=WCMS_388816 (дата обращения: 28.02.2023).

[23] Framework Agreement for Assistance and Cooperation in Immigration Matters between Colombia and Peru (signed 01.03.2012) // Official website of the International Labour Organization [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.ilo.org/global/topics/labour-migration/policy-areas/measuring-impact/agreements/WCMS_382453/lang—en/index.htm (дата обращения: 28.02.2023).

[24] Agreement between the Government of the French Republic and the Government of the Russian Federation on Professional Migration Agreement between the Government of the French Republic and the Government of the Russian Federation on Professional Migration (signed 27.11.2009) // Official website of the International Labour Organization [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.ilo.org/global/topics/labour-migration/policy-areas/measuring-impact/agreements/WCMS_382429/lang—en/index.htm (дата обращения: 28.02.2023).

[25] Agreement for the Employment in Canada of Seasonal Agricultural Workers from Mexico (signed 01.05.2013) // Official website of the International Labour Organization [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.ilo.org/global/topics/labour-migration/policy-areas/measuring-impact/agreements/WCMS_382417/lang—en/index.htm (дата обращения: 28.02.2023).

[26] Agreement between his majesty’s Government of Nepal and the Government of the State of Qatar concering Nepalese manpower employment in the state of Qatar (signed 21.03.2005) // Official website of the International Labour Organization [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.ilo.org/global/topics/labour-migration/policy-areas/measuring-impact/agreements/WCMS_379808/lang—en/index.htm (дата обращения: 28.02.2023).

[27] Agenda for Cooperation in the field of Labour, Employment and manpower development between the Republic of Philippines and the Socialist People’s Libyan Arab Jamahiriya (signed 18.10.1979) // Official website of the International Labour Organization [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.ilo.org/global/topics/labour-migration/policy-areas/measuring-impact/agreements/WCMS_377824/lang—en/index.htm (дата обращения: 28.02.2023).

[28] Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан об организованном наборе граждан Республики Таджикистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации от 17 апреля 2019 г. // Официальный интернет-портал правовой информации Российской Федерации [электронный ресурс] – Режим доступа:  http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001202002260045?index=10&rangeSize=1 (дата обращения: 28.02.2023).

[29] Framework agreement on concerted management of migrations and «developpement solidaire» between the Government of the Republic of France and the Government of the Republic of Tunisia (signed 28.04.2008) // Official website of the International Labour Organization [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_protect/—protrav/—migrant/documents/legaldocument/wcms_382385.pdf (дата обращения: 28.02.2023).

[30] Memorandum of Understanding on labour cooperation between the Government of the Republic of the Philippines represented by the Department of Labor and Employment and the Government of the Hashemite Kingdom of Jordan represented by the Ministry of Labour (signed 27.05.2010) // Official website of the International Labour Organization [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.ilo.org/global/topics/labour-migration/policy-areas/measuring-impact/agreements/WCMS_379024/lang—en/index.htm (дата обращения: 28.02.2023).

[31] Agreement between the Government of the Republic of Portugal and the Government of Romania on the Temporary Entry of Romanian Citizens for the Performance of Work in Portugal (signed 19.07.2001) // Official website of the International Labour Organization [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.ilo.org/global/topics/labour-migration/policy-areas/measuring-impact/agreements/WCMS_382460/lang—en/index.htm (дата обращения: 28.02.2023).

[32] Agreement for the Employment in Canada of Seasonal Agricultural Workers from Mexico (signed 01.05.2013) // Official website of the International Labour Organization [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.ilo.org/global/topics/labour-migration/policy-areas/measuring-impact/agreements/WCMS_382417/lang—en/index.htm (дата обращения: 28.02.2023).

[33] Там же.

[34] Regional Guidelines for the Development of Bilateral Labour Agreements in the Southern African Development Community // International Organization for Migration, Geneva. – 2016. – 64 p. [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.iom.int/sites/g/files/tmzbdl486/files/documents/regional_guide_bilateral_labour_agreements_0.pdf (дата обращения: 28.02.2023).

[35] Там же.

Добавить комментарий

Войти с помощью: