В статье рассмотрен вопрос правового закрепления принципов законодательства об административных правонарушениях.
Ключевые слова: органы внутренних дел, административное правонарушение, ответственность, принципы, вина, законность, гласность, презумпция невиновности.
The concept and legal basis of the principles of legislation on administrative offenses
Abstract: the article considers the issue of legal consolidation of the principles of legislation on administrative offenses.
Keywords: internal affairs bodies, administrative offense, responsibility, principles, guilt, legality, publicity, presumption of innocence.
УДК 34
ББК 74
Анализируя понятие и правовую основу принципов законодательства об административных правонарушениях, первое, на что хотелось бы обратить внимание, — это на термин «принцип». В теории права это понятие давно сформулировано, однако законодатель не спешит в закреплении данной дефиниции в нормах права. Не является исключением и административное законодательство, в котором она также не содержится. Кроме того, законодатель не выделил для этого специального места (главы или последовательной группы статей).
Всю совокупность принципов образуют нормы международных актов, Конституции РФ, КоАП РФ, федерального законодательства и иных нормативных правовых актов. Вместе с тем, тема принципов волнует ученых-административистов уже давно. Ключевые подходы, которые дошли и до наших дней, сформировались еще в 60-80-е гг. прошлого столетия. Тогда эта тема была особенно модной и актуальной, поэтому являлась одним из приоритетных направлений в проводимых учеными исследованиях. Можно отметить, что это не прошло бесследно. За это длительное время была сформулирована достаточная для осмысления и понимания теоретическая база, которая вполне бы могла позволить закрепить систему системы принципов законодательства об административных правонарушениях в ныне действующем законодательстве об административных правонарушениях.
На сегодняшний день в научной доктрине немало трудов посвящено исследованию данной проблематики. Юридическая наука представляет принципы как одну из основополагающих категорий правоприменительной практики. Именно принципы составляют концептуальную основу права и характеризуют уровень правосознания, а также помогают правильно понимать и применять нормы права.
Доктор юридических наук, профессор О.А. Ястребов в своем исследовании в качестве принципов подразумевает совокупность объективных процессов, которые происходят в социальных отношениях. Применительно к законодательству об административных правонарушениях указанный выше автор понимает под принципами ключевые правовые идеи, которые проходят через всю совокупность процессуальных норм и институтов, на основе которых административный процесс выстраивается таким образом, что обеспечивает законность и обоснованность выносимых судебными органами решений[1].
Н.С. Ищенко весьма критично относится к авторам, рассматривающих принципы через призму идей. По мнению ученого, если трактовать принципы в виде идеи, можно утратить их практическое значение и нивелировать их значимость и роль в правовом поле регулирования того или иного института[2]. Аналогичного подхода придерживается и А.Р. Нобель, который, критикуя позицию авторов, рассматривающих принципы в качестве идеи, отмечает, что при таком подходе принципы несут в себе не законодательное, а доктринальное положение. Указанный автор дал авторское понятие принципов законодательства об административных правонарушениях РФ: «обусловленные объективными и субъективными факторами закрепленные в законодательстве об административных правонарушениях требования к административно-юрисдикционной деятельности»[3].
А.В. Сумачев в своем исследовании приходит к выводу о достаточной стабильности принципов законодательства об административных правонарушениях, но при этом, делая оговорку, отмечает, что им также присуща гибкость, связанная с развитием правовой системы государства[4]. В подтверждение данного тезиса автор приводит аргумент, согласно которому, на более ранней стадии развития законодательства принцип презумпции невиновности не рассматривался и не применялся как таковой. Автор подвергает критике законодателя, который, по его мнению, изложил принципы законодательства об административных правонарушениях бессистемно.
Соглашаясь с данным утверждением, отметим, что, действительно, отражение данных принципов в КоАП лишь фрагментарно. Законодатель излагает лишь часть принципов, полагая, что остальные принципы (например, установленные в международных правовых актах, Конституции РФ и пр.) следует применять к законодательству об административных правонарушениях априори, т.е. «по умолчанию».
Рассматривая иные нормативные акты, например, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс административного судопроизводства РФ, отметим, что законодатель структурирует и систематизирует совокупность принципов, регулирующих соответствующие отношения в одной главе или перечне статей. И только в КоАП РФ законодатель по неясной причине устанавливает «обрывистые» принципы законодательства об административных правонарушениях, не систематизирует и не структурирует их. В качестве положительной тенденции следует отметить, что в новом разрабатываемом по сей день Проекте Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законодатель учел имеющиеся пробелы существующего кодекса и приводит перечисление совокупности принципов законодательства об административных правонарушениях в статьях 1.10-1.15, устанавливая и раскрывая следующие принципы:
— Законность;
— Равенство перед законом;
— Презумпция невиновности;
— Недопустимость повторного административного наказания за одно и то же административное правонарушение;
— Справедливость и соразмерность;
— Гуманизм[5].
Далее тезисно рассмотрим правовую основу принципов законодательства об административных правонарушениях. В научной литературе не раз отмечался тот факт, что правовая природа принципов, отражающая уровень развития правовой защиты в обществе и вместе с тем являющаяся результатом реализации правовой политики, весьма двойственна. Если рассмотреть данные принципы в самом широком смысле, то они представляются в качестве требований, определяющих основные черты организации производства по административному правонарушению. По сути, здесь действуют те же самые общие принципы, которые характерны для каждого рассмотрения дел судами, а именно: законности, равенства, вины, презумпции невиновности, уважения чести и достоинства личности.
Согласно статье 1.1. КоАП РФ, законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ. Таким образом, в правовую основу формирования принципов законодательства об административных правонарушениях можно включить:
− общеправовые законодательные акты (прежде всего Конституция РФ);
− отраслевые;
– КоАП РФ и другие федеральные законы, а также иные нормативные правовые акты в области административного права;
− нормативные правовые акты, имеющие отношение к другим отраслям права, но имеющие в своей структуре нормы, на которые ссылается административное законодательство в бланкетном порядке;
− международные акты, имеющие действие в данной области правоотношений.
Правовая природа принципов весьма неоднозначна, что подтверждается многообразием подходов к их трактовке в кулуарах научной доктрины. Например, при исследовании правовой природы данных принципов, А.Р. Нобель применяет объективно-субъективный подход, на основе которого делает выводы о двойственности их правовой природы:
— с одной стороны, они являются отражением развития общества, включая охрану и защиту прав индивидов;
— с другой стороны, выступают в качестве итогов деятельности государства по реализации им правовой политике, в чем автор и видит субъективизм[6].
Исследуя принципы, установленные нормами КоАП РФ, можно отметить, что прямое закрепление принципы, имеющие материально-правовой характер, получили только в Главе 1 КоАП РФ. Другие же положения, содержащиеся в КоАП РФ не имеют статуса принципиальных.
Тем не менее, как отмечает А.Р. Нобель, при проведении системного анализа таких нормативных правовых актов как Конституция РФ, КоАП РФ, Европейской конвенции по правам человека, а также правоприменительной практики Конституционного Суда РФ и ЕСПЧ, можно вынести и закрепить определенные требования, учитывая значение и влияние которых можно рассматривать в качестве принципов, присущим производству по делам об административных правонарушениях.
Права и интересы личности защищаются и реализуются за счет следующих принципов производству по делам об административных правонарушениях, указанных в первом разделе Кодекса:
— принцип равенства перед законом, суть которого заключается в том, что все перед законом равны. В рамках статьи 1.4 КоАП РФ нельзя полагаться на возраст, знание или незнание языка, пол и национальность, должностное положение, наличие того или иного имущества при привлечении к ответственности граждан. При привлечении юридических лиц нельзя полагаться на то, где находится или в виде какой организационно-правовой форма ведется предпринимательская деятельность;
— принцип презумпции невиновности, который подразумевает возможность привлечения лица к нормам административной ответственности исключительно за те совершенные правонарушения, в рамках которых вина данного лица установлена; — обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением, согласно которому привлечение к административной ответственности должно быть в полной мере соответствовать основания и порядку, регламентированных законодателем. Также, согласно данному принципу, деяния, которые унижают честь и достоинство лица, в отношении которого применяются меры административного принуждения, категорически запрещаются.
Таким образом, правовая база принципов производства по делам об административных правонарушениях обширна, ее основой являются нормы международного права, Конституции РФ, КоАП РФ, федеральных законов, законов/кодексов об административных правонарушениях в российских субъектах. В ходе проведения исследования было выявлено, что в научной доктрине к определению принципов производства по делам об административных правонарушениях имеется несколько подходов:
— в первом из них они рассматриваются как некая правовая идея, концепция;
— во втором – как требование.
Полагаем, что принципы производства по делам об административных правонарушениях будет более правильно охарактеризовать именно через требования. Также в процессе исследования было выявлено, что законодатель изложил принципы законодательства об административных правонарушениях бессистемно и фрагментарно по сравнению с другими нормативными актами (УК РФ, УПК РФ, КАС РФ и пр.). Положительным является тот факт, что в новом, разрабатываемом по сей день Проекте Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законодатель учел имеющиеся пробелы существующего кодекса и приводит перечисление совокупности принципов законодательства об административных правонарушениях в статьях 1.10-1.15.
Библиографический список:
- Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ; с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 28399 (дата обращения: 18.08.2022).
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 28.02.2023) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 18.03.2023).
Bibliographic list:
1. The Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote on December 12, 1993 (subject to amendments made by the laws on Amendments to the Constitution of the Russian Federation dated December 30, 2008 No. 7-FKZ, dated 02/05/2014 No. 2-FKZ, dated 03/14/2020 No. 1-FKZ; with amendments approved during the all-Russian vote on July 1, 2020) // SPS «ConsultantPlus». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 28399 (accessed: 08/18/2022).
2. The Code of the Russian Federation on Administrative Offenses of December 30, 2001 No. 195-FZ (ed. of 02/28/2023) // SPS «ConsultantPlus». URL: http://www.consultant.ru (accessed: 03/18/2023).
Информация об авторах:
Ковшевацкий Владислав Игоревич — Доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент, подполковник полиции.
Гонов Аскарби Муаедович — профессор кафедры публичного права и правового обеспечения управления Государственного Университета Управления, доктор исторических наук, профессор.
Information about the authors:
Kovshevatsky Vladislav Igorevich — Associate Professor of the Department of Administrative Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot, Candidate of Law, Associate Professor, Police Lieutenant Colonel.
Gonov Askarbi Muaedovich — Professor of the Department of Public Law and Legal Support of Management of the State University of Management, Doctor of Historical Sciences, Professor.
[1] Ястребов О.А. Принципы законодательства об административных правонарушениях: вопросы совершенствования // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2015. № 8. С. 148-154.
[2] Ищенко Н. С. К вопросу о принципах права // Принципы права: проблемы теории и практики: материалы XI Международной научно-практической конференции (18—22 апреля 2016 г). М., 2017. С. 157.
[3] Нобель А. Р. Понятие, правовая природа и признаки принципов производства по делам об административных правонарушениях // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. № 5. С. 28-34.
[4] Сумачев А.В. Принципы законодательства об административных правонарушениях: понятие, классификация и характеристика // Вестник Тюменского государственного университета. 2012. № 3. С. 62-68.
[5] Законопроект № 703192-6 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (Общая часть) // Доступ из СПС Консультант-Плюс.
[6] Нобель А. Р. Понятие, правовая природа и признаки принципов производства по делам об административных правонарушениях // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. № 5. С. 28-34.