Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Позиция Российской Федерации по вопросам правового регулирования исследования, освоения и использования космических ресурсов

Освоение Луны и её ресурсов сегодня занимает особое место в космических программах многих государств (США, КНР, ЕС, ОАЭ, Япония), что, в том числе, влияет на разработку и принятие национального законодательства по вопросам исследования и использования космических ресурсов. В 2021 г. в рамках Юридического подкомитета Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях было принято решение о создании Рабочей группы по космическим ресурсам для обсуждения данных вопросов и выработки в последующем рекомендаций или руководящих принципов. В рамках настоящей статьи будут рассмотрены позиция и планы Российской Федерации в отношении будущего освоения Луны, а также проанализирована необходимость внесения изменений в российское национальное законодательство. 

Ключевые слова: космические ресурсы, освоение, использование, исследование, Комитет по космосу, космическое право

Position of the Russian Federation on the Issues of Legal Regulation on Exploration, Exploitation and Utilization of Space Resources

Abstract. The exploration of the Moon and its resources today occupies a special place in the space programs of many States (USA, China, Luxembourg, UAE, Japan), which, among other things, affects the development and adoption of national legislation on the exploration and use of space resources. In 2021, within the framework of the Legal Subcommittee of the UN Committee on the Peaceful Uses of Outer Space, it was decided to establish a Working Group on Space Resources to discuss these issues and subsequently develop recommendations or guidelines. Within the framework of this article, the position and plans of the Russian Federation regarding the future exploration of the Moon will be considered, as well as the need to amend the Russian national legislation.

Keywords: space resources, utilization, exploration, exploitation, space law, Russia

Освоение Луны и её ресурсов в XXI веке является вопросом престижа для многих государств, что обуславливает необходимость занятия лидирующих позиций в данной области. По сравнению с периодом холодной войны, когда СССР и США запускали пилотируемые и автоматические космические станции в научно-исследовательских целях, сегодня естественный спутник Земли также представляет интерес с точки зрения его использования и разработки. В районах Южного и Северного полюсов Луны содержатся большие залежи воды; так называемая «темная сторона» Луны может использоваться в качестве территории, с которой будут успешными запуски в дальний космос и т.д. Всё это привлекает не только государства, но и неправительственных организации, желающих активно участвовать в реализации лунных программ и, в частности, освоении её ресурсов.

На фоне начавшейся лунной гонки возрос интерес к международно-правовым и национально-правовым аспектам регулирования космической деятельности на Луне и её орбите. Разработка национального законодательства в области космической деятельности по таким аспектам, как освоение, использование и добыча космических ресурсов на небесных телах, началась после утверждения лунных программ. Первыми были США, которые в 2015 г. приняли Закон США о конкурентоспособности коммерческих запусков в космос[1], затем Люксембург в 2017 г. утвердил Закон о разработке и использовании космических ресурсов[2], в 2019 г. ОАЭ приняли Закон о регулировании космического сектора, в котором также содержится упоминание о разработке космических ресурсов[3], а в 2021 г. Япония приняла Закон о содействии в предпринимательской деятельности, связанной с исследованием и освоением космических ресурсов[4].

На международном уровне, в Комитете ООН по использованию космического пространства в мирных целях, обсуждение возможных моделей правового регулирования деятельности по исследованию, освоению и использованию космических ресурсов началось с 2017 г.[5], а в 2021 г. была создана Рабочая группа по космическим ресурсам для более детального обсуждения и, в том числе, разработки набора первоначальных рекомендуемых принципов в этой области[6].

При этом планы по реализации собственных лунных программ появились у ряда государств еще задолго до принятия национального законодательства в области освоения космических ресурсов. Так, лунная программа КНР разрабатывалась с конца ХХ века[7], подготовка к лунной программе США была начата в начале 2000-х, и официально американская лунная программа под названием «Артемида» была утверждена в 2017 г.[8]

На фоне происходящего представляет особый интерес позиция Российской Федерации, а также планы в области освоения Луны и её ресурсов, в том числе возможное принятие нового нормативно-правового акта в данной области или внесение изменений в Закон РФ о космической деятельности 1993 г.[9]

Отметим, что обсуждение российской программы по освоению Луны уходит к 2014-2015 гг., когда был подготовлен проект Концепции российской лунной программы[10]. 28 ноября 2018 г. было проведено совместное заседание Совета РАН по космосу и ГК Роскосмос, посвященное Концепции российской комплексной программы исследования и освоения Луны, состоящей из 3-х этапов[11]. Согласно данным из открытых источников, 1-й этап программы был рассчитан на 2020-2025 гг. и предусматривал запуск автоматических космических аппаратов Луна-25, Луна-26, Луна-27 и Луна-28 и возможное создание окололунной орбитальной станции[12]; 2-й этап программы в 2025-2035 гг. предполагал пилотируемые полеты и высадку на лунную поверхность для начала строительства посещаемой базы; а в рамках 3-го этапа, после 2035 г., планировалось завершить строительство базы и создать научную инфраструктуру. Однако по состоянию на 15.12.2022 г. первый этап российской лунной программы, начало которого связано с запуском Луны-25, так и не начат: запуск первого автоматического космического аппарата предварительно перенесен на лето-осень 2023 г.[13]

В рамках российской лунной программы отдельное место занимают планы по созданию совместной российско-китайской Международной научной лунной станции. В марте 2021 г. Россия и Китай подписали Меморандум о взаимопонимании о создании данной станции, а позже, в июне 2021 г., была согласована Дорожная карта[14]. Согласно этой Дорожной карте в Международную научную лунную станцию будут интегрированы как будущие российские космические аппараты Луна-25, Луна-26, Луна-27 и Луна-28, так и китайские Чанъэ-6, Чанъэ-7 и Чанъэ-8, включая уже запущенную автоматическую межпланетную станция Чанъэ-4. В задачи научной лунной станции будут входить, в первую очередь, изучение лунной физики, топографии, лунной химии, окололунного пространства, биологические и медицинские эксперименты. Однако, среди задач также значатся собирание образцов, создание и отработка технологий использования ресурсов Луны на её поверхности. Строительство станции должно начаться в 2025-2030 гг. на основании подписанного в конце 2022 г. межправительственного соглашения по сотрудничеству и созданию Международной научной лунной станции, текст которого пока не опубликован[15].

С точки зрения политики в области космической деятельности отметим, что Основные положения Основ государственной политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу[16] закрепляют среди государственных интересов Российской Федерации в области космической деятельности «обеспечение возможности полноценного участия в проектах международного сообщества по исследованию, освоению и использованию космического пространства, включая Луну, Марс и другие тела Солнечной системы». Также среди задач до 2030 г. обозначается «детальное изучение поверхности и недр Луны, применение автоматических средств для исследований и последующего освоения Луны с возможностью их обслуживания и ремонта, продолжение активных исследований, в том числе в рамках международной кооперации, Марса, Венеры, системы Юпитера и Сатурна, а также астероидов автоматическими космическими аппаратами…»[17].

Задачами государственной политики в области космической деятельности в интересах фундаментальных космических исследований обозначены: «дальнейшее углубленное изучение Луны в интересах ее освоения и развертывание элементов автоматической лунной базы, размещение на поверхности Луны космической обсерватории»; «развитие после 2030 г. программ космических исследований в части, касающейся астрофизики и изучения Солнца, включая разработку технологий поиска и освоения ресурсов Луны и астероидов, углубленное исследование планет земной группы и осуществление полетов автоматических космических аппаратов к дальним планетам, исследования в интересах получения научных данных применительно к полетам человека за пределами магнитосферы Земли»[18].

В Основах государственной политики в области использования результатов космической деятельности в интересах модернизации экономики Российской Федерации и развития ее регионов на период до 2030 г.[19] и в Распоряжении Правительства РФ от 31.05.2022 г. № 1374-р «Об утверждении плана мероприятий на 2022-2025 гг. по реализации Основ государственной политики в области использования результатов космической деятельности в интересах модернизации экономики Российской Федерации и развития ее регионов на период до 2030 г.[20] не обозначены задачи в области использования и освоения космических ресурсов небесных тел. Таким образом, можно прийти к выводу о том, что в планах Российской Федерации относительно исследования и использования Луны и её ресурсов обозначены научно-исследовательские цели и задачи в отличие, например, от США или Японии, которые рассматривают использованию ресурсов Луны в коммерческих целях.

Несмотря на это открытым остается вопрос о внесения возможных изменений в российское законодательство о космической деятельности. После начала российской лунной программы и создания Международной научной лунной станции, на которой предполагается отработка технологий использования ресурсов Луны, может возникнуть ряд вопросов, требующих нормативно-правового регулирования, например, интеллектуальные права. В настоящее время Закон РФ от 20.08.1993 № 5663-1 «О космической деятельности» не затрагивает напрямую использование космических ресурсов за исключением некоторых статей, косвенно регламентирующих вопросы обеспечения безопасности космических объектов. Так, ч. 5 ст. 17 устанавливает, что «Права по юрисдикции и контролю над космическим объектом, а также права собственности на такой объект не затрагивают правового статуса занимаемой им зоны (участка) космического пространства, поверхности или недр небесного тела. В непосредственной близости от космического объекта Российской Федерации в пределах зоны, минимально необходимой для обеспечения безопасности космической деятельности, могут устанавливаться правила, обязательные для российских и иностранных организаций и граждан». Какие это могут быть правила по обеспечению безопасности – информации нет. Отсылочная норма к международным договорам, в которых участвует Российская Федерация[21], содержащаяся в ст. 1 Закона, также не дает ответов на вопросы относительно регулирования деятельности, связанной с ресурсами Луны, т.к. детализированный международно-правовой режим эксплуатации и использования космических ресурсов не разработан.

Предполагается, что Россия может ожидать принятия на международном уровне в рамках Комитета ООН по космосу и Рабочей группе по космическим ресурсам Юридического подкомитета руководящих принципов в этом отношении. Так, 7 июня 2021 г. Российская Федерация представила документ, в котором она призывает созданную Рабочую группу придерживаться следующего плана: изучать применимые нормы международного права, определенные, прежде всего, пятью договорами ООН по космосу; выявлять возможные пробелы в применимых международно-правовых нормах, методических указаниях и правилах регулирования деятельности, связанной с исследованием, эксплуатацией и использованием космических ресурсов и разработать принципы (руководящие указания) и правила (предложения/рекомендации) регулирования деятельности по исследованию, освоению и использованию космических ресурсов, которые в будущем могут стать элементами нового международного договора[22].

В сложившейся ситуации можно только предполагать будет или не будет принят новый нормативно-правовой акт или внесены изменения в Закон РФ «О космической деятельности» 1993 г. Тем не менее можно отметить, что с точки зрения обеспечения безопасности космической деятельности необходимо уделять большее внимание включению в национальное законодательство принятых в 2019 г. Руководящих принципов обеспечения долгосрочной устойчивости космической деятельности Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях. По данному вопросу в 2022 г. Россия представила в Комитет ООН по космосу рабочий документ «Имплементация принципа ДУКД «А1. Принятие, пересмотр и изменение при необходимости национальных систем правового регулирования»»[23], в котором отмечается, что «в целом, имплементация в законодательство Российской Федерации принципов ДУКД во многом носит упреждающий характер, поскольку в настоящий момент времени национальный коммерческий сегмент космической деятельности только развивается». Несмотря на то, что в обозначенном документе приводятся примеры того, как меняется национально-правовое регулирование космической деятельности, отметим, что Руководящие принципы обеспечения долгосрочной устойчивости космической деятельности 2019 г. носят комплексный характер и затрагивают деятельность по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, как правительственных организаций, так и неправительственных юридических лиц, вследствие чего необходимо прорабатывать вопросы по включению в национальное законодательство не только руководящего принципа А1, но и всех других обозначенных в документе положений и особое внимание предлагается обратить на части А «Директивная и нормативная основа космической деятельности» и В «Безопасность космических операций».

Как отметил в одном из интервью генеральный директор ГК Роскосмос Ю.И. Борисов, в России «планируют привлекать к строительству спутников частные компании. <…>. «Мегафон» и «Сбер», «Газпром космические системы», «Ситроникс», БАРЛ и много других компаний. <…>. Много команд в высшей школе – «Физтехе», Самарском государственном университете, в МГУ на космическом факультете, – которые в той или иной степени занимаются разработкой перспективных технологий в достаточно широком диапазоне, а также спутникостроением. Без инноваций в отрасли прорывы невозможны. Только опираясь на новые проекты, мысли и людей, можно что-то сдвинуть. Разумеется, потребуется корректировка нормативной базы – рынок космических услуг должен стать привлекательным для частников»[24]. 14 декабря 2020 г. профессор А.Х. Абашидзе в рамках круглого стола, организованного Советом Федерации Федерального Собрания РФ «О последствиях изменения политики Соединенных Штатов Америки в сфере освоения космоса» также озвучил идею создания Кодекса РФ по космическому праву[25]. Создание Кодекса РФ по космическому праву приведет к гармонизации и унификации законодательства в области космической деятельности, позволит большее внимание уделить новым вызовам в области космической деятельности, к которым относится использование и исследование Луны и её ресурсов, а также даст возможность развивать частный космический бизнес и предприятия в Российской Федерации.

Библиографический список

[1] Абашидзе А.Х., Черных И.А. Политика и законодательство США в области освоения природных ресурсов небесных тел (международно-правовые аспекты) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. – 2022. – Т. 13. – № 1. – С. 158-180.

[2] Международное космическое право: учебник для бакалавриата и магистратуры / под ред. Г.П. Жукова, А.Х. Абашидзе. – 2-е изд., стер. – М.: Издательство Юрайт, 2020.

[3] Юзбашян М.Р. Закон США об исследовании и использовании космических ресурсов 2015 г. и международное космическое право // Московский журнал международного права. – 2017 — № 2 (106). – С. 71 – 86.

Настоящая статья опубликована в рамках гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов наук (Конкурс — МК-2021) проект «Проблемы исследования и использования (включая освоение) космических ресурсов: международно-правовой и сравнительно-правовой анализ» МК-2118.2021.2.

Информация об авторах:

Черных Ирина Алексеевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права юридического института Российского университета дружбы народов, член Международного института космического права

Гугунский Денис Андреевич, старший преподаватель кафедры международного права юридического института Российского университета дружбы народов, член Международного института космического права

Information about the authors:

Chernykh Irina Alekseevna — Candidate of Jurisprudence, Associate Professor of the Department of International Law (Law Institute, Peoples’ Friendship University of Russia), member of the IISL

Gugunskiy Denis Andreevich — Senior Lecturer of the Department of International Law (Law Institute, Peoples’ Friendship University of Russia), member of the IISL


[1] The U.S. Commercial Space Launch Competitiveness Act dated November 25, 2015. Public Law 114-90 [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.congress.gov/bill/114th-congress/house-bill/2262/text; см.: Юзбашян М.Р. Закон США об исследовании и использовании космических ресурсов 2015 г. и международное космическое право // Московский журнал международного права. – 2017 — № 2 (106). – С. 71 – 86.

[2] Law of July 20th 2017 On the Exploration and Use of Space Resources [электронный ресурс] – Режим доступа: https://space-agency.public.lu/en/agency/legal-framework/law_space_resources_english_translation.html.

[3] Federal Law No. 12 Issued on 19/12/2019 Corresponding to 22 Rabi’ Al-Akhar 1441H. On the Regulation of the Space Sector [электронный ресурс] – Режим доступа: https://space.gov.ae/Documents/PublicationPDFFiles/SpaceSectorFederalLaw_EN.pdf.

[4] Act on the Promotion of Business Activities Related to the Exploration and Development of Space Resources (the Space Resources Act [электронный ресурс] – Режим доступа: https://kanpou.npb.go.jp/old/20210623/20210623g00141/20210623g001410004f.html.

[5] Документ ООН A/AC.105/1122 «Доклад Юридического подкомитета о работе его пятьдесят шестой сессии, проведенной в Вене с 27 марта по 7 апреля 2017 года».

[6] See UN Doc. “Working Paper on the Establishment of a Working Group on Space Resources submitted by Austria, Belgium, Czech Republic, Finland, Germany, Greece, Slovakia and Spain” of 27 May 2021. URL: https://www.unoosa.org/documents/pdf/copuos/lsc/space-resources/Non-paper-on-the-Establishment-of-a-Working-Group-on-Space_Resources-at-COPUOS_LSC-27-05-2021.pdf (дата обращения 8 января 2023 г.)

[7] Backgrounder: Timeline of China’s lunar program. Nov. 26, 2013 [электронный ресурс] – Режим доступа: https://web.archive.org/web/20131213041953/http://english.cntv.cn/20131126/103212.shtml; Timeline: Major milestones in Chinese space exploration. Dec. 1, 2020 [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.reuters.com/article/us-space-exploration-china-moon-timeline-idINKBN28B5GE

[8] The Artemis Accords. URL: https://www.nasa.gov/specials/artemis-accords/img/Artemis-Accords_v7_print.pdf ; Абашидзе А.Х., Черных И.А. Политика и законодательство США в области освоения природных ресурсов небесных тел (международно-правовые аспекты) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. – 2022. – Т. 13. – № 1. – С. 158-180.

[9] Закон РФ № 5663-I «О космической деятельности» от 20 августа 1993 г. // Российская газета, № 186, 06.10.1993 г.

[10] Чеберко И. Россия начнет колонизацию Луны в 2030 году. 8 мая 2014 г. [электронный ресурс] – Режим доступа: https://iz.ru/news/570482

[11] Повестка совместного заседания Президиума Научно-технического совета Госкорпорации «Роскосмос» и Бюро Совета Российской академии наук по космосу [электронный ресурс] – Режим доступа: https://clck.ru/33DWWe

[12] Заседание Совета РАН по космосу 11 мая 2018 года [электронный ресурс] – Режим доступа: http://sovet.cosmos.ru/sessions/2018-05-11.html П. 8 «Вопросы Лунной программы».

[13] Пуск «Луны-25» отложен на июль-октябрь 2023 года из-за проблем с измерителем скорости. 7 сентября 2022 г. [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.interfax.ru/russia/861079

[14] International Lunar Research Station. Guide for Partnership. June 2021 [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.roscosmos.ru/media/files/mnls.pdf.

[15] РФ и КНР подписали соглашение о совместном освоении Луны. 21 декабря 2022 г. [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.interfax.ru/world/877949

[16] Основные положения Основ государственной политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу Утверждены Президентом РФ от 19.04.2013 № Пр-906. Ч. 5, п. «г».

[17] Там же. Ч. 20.

[18] Там же. Ч. 14, п. «з», «л».

[19] Основы государственной политики в области использования результатов космической деятельности в интересах модернизации экономики Российской Федерации и развития ее регионов на период до 2030 года. Утверждены Президентом РФ от 14.01.2014 г. № Пр-51. Документ опубликован не был.

[20] Распоряжение Правительства РФ от 31.05.2022 г. № 1374-р «Об утверждении плана мероприятий на 2022-2025 гг. по реализации Основ государственной политики в области использования результатов космической деятельности в интересах модернизации экономики Российской Федерации и развития ее регионов на период до 2030 г. Дата опубликования: 02.06.2022 г. Номер опубликования: 0001202206020040.

[21] Прим.: Российская Федерация участвует в Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г., Соглашении о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968 г., Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. и Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство 1975 г.

[22] UN Document A/AC.105/C.2/2021/CRP.26 “The Establishment of a Working Group on Potential Legal

Models for Activities in Exploration, Exploitation and Utilization of Space Resources. Proposal submitted by the Russian Federation,” June 7, 2021.

[23] UN Document A/AC.105/2022/CRP.9 “Implementation of the LTSSA Guideline “A.1 Adopt, revise and amend, as necessary, national regulatory frameworks.” Working paper by the Russian Federation,” June 1, 2022.

[24] «Мы будем работать над созданием более серьезной группировки». 21 декабря 2022 г. [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/technology/characters/2022/12/21/956268-budem-rabotat-nad-sozdaniem-sereznoi-gruppirovki.

[25] В Комитете СФ по международным делам обсудили последствия изменения политики Запада в сфере освоения космоса. 14 декабря 2020 г. . [электронный ресурс] – Режим доступа: http://council.gov.ru/events/news/122214/

Добавить комментарий

Войти с помощью: