Статья посвящена актуальной проблематике, связанной с соблюдением прав и основных свобод человека в так называемых «непризнанных государствах». Обозначенную проблематику автор рассматривает сквозь призму общепризнанных норм и принципов международного права, а также международных механизмов защиты прав человека. Повышенное внимание в данной публикации уделяется ответственности за преступные нарушения прав человека, прежде всего, в непризнанных государственных образованиях.
С точки зрения автора, Генеральной Ассамблеи ООН необходимо разработать и принять Декларацию о правах и обязанностях непризнанных государств, которая бы четко обозначила их статус в межгосударственных отношениях, а также основные права и обязанности.
Ключевые слова: права человека, непризнанные государства, международное право, общепризнанные нормы и принципы международного права, международные механизмы защиты прав человека, ответственность за преступные нарушения прав человека.
Human Rights and Unrecognized States
The article is devoted to topical issues related to the observance of human rights and fundamental freedoms in the so-called «unrecognized states». The author examines these issues through the prism of universally recognized norms and principles of international law, as well as international mechanisms for protecting human rights. This publication focuses on responsibility for criminal violations of human rights, especially in unrecognized state entities.
From the point of view of the author, the UN General Assembly needs to develop and adopt a Declaration on the rights and obligations of unrecognized states, which would clearly indicate their status in interstate relations, as well as fundamental rights and obligations.
Keywords: human rights, unrecognized states, international law, universally recognized norms and principles of international law, international mechanisms for protecting human rights, responsibility for criminal violations of human rights.
В современном мире растет число так называемых «непризнанных государств», которые стали образовываться во второй половине ХХ века в результате отделения от государства, как правило, вопреки его воли или путем вооруженной борьбы и одностороннего провозглашения независимости.
Такой процесс не является случайным и имеет довольно длительную историческую подоплеку. В ходе исторического развития образование государств происходит стихийно, в результате самых разнообразных событий. Не последнюю роль в их создании играли (и играют!) такие весьма значимые факторы, как:
▪ стремление государств к расширению собственных территорий;
▪ поглощение своих соседей;
▪ религиозные войны.
Следует особо подчеркнуть, что данный процесс существенным образом ускорился в итоге колониальных захватов. Территории, населенные колониальными народами, рассматривались как res nullius (ничьи). И могли быть захвачены, согласно буржуазной доктрине международного права, одним из «способов приобретения территории» [30, Т. 1. с. 90; Т. 2, с. 312]. При этом на одной территории оказывались различные племена с разнообразным культурным и историческим развитием.
Границы государств, образованных в результате колониальных войн, являлись произвольными и созданными в интересах их поработителей. После распада колониальных империй в ХХ веке территориальная целостность колоний не принималась во внимание: они распадались на различные части в угоду колониальной империи. Все эти процессы не могли не повлиять на создание многих государств и рост числа непризнанных образований. На настоящий момент в мире таких государств насчитывается более сотни.
Данное существенное обстоятельство, с нашей точки зрения, явилось немаловажным фактором, оказавшим в последнее десятилетие реальное влияние на российских авторов, которые выбрали проблематику непризнанных государств для своих научных изысканий и публикаций [1, с. 44 – 49; 2, с. 44 – 47; 8, с. 42 – 46; 11, с. 67 – 71; 16, с. 27 – 41; 18; 27, с. 85 – 87, и др.].
Правовой статус [1, с. 44 – 49; 6, с. 364 – 366; 12, с. 21 – 25; 17, с. 251 – 254; 29, с. 237 – 240], правосубъектность [31, с. 64 – 76], формирование и функционирование правовых систем непризнанных государств [28, с. 36 – 44], их классификация и типология [26, с. 24 – 30] находятся в фокусе исследования относящихся к ним проблем.
В последнее время проблематике непризнанных государств стали посвящаться научные и научно-практические конференции различного уровня, в ходе которых рассматриваются методологические, политические и правовые аспекты феномена указанных государств [4; 15].
Тем не менее, вопросы и проблемы, непосредственно сопряженные с международными обязательствами непризнанных государств, соблюдением в них прав и свобод человека, все еще являются малоисследованными, несмотря на наличие отдельных научных публикаций, посвященных рассматриваемой тематике [5, с. 217 – 220; 24, с. 241 – 245; 25, с. 88 – 102; 27, с. 85 – 87; 32, с. 76 – 93].
Всемирная Ассоциации международного права, состоящая из видных ученых и деятелей, с 2009 по 2018 гг. в рамках специально созданного Комитета проводила исследование лишь одного вопроса, а именно относительно существования в международном праве обязанности государств признавать или не признавать, и по каким критериям новые самопровозглашенные государства.
Указанный ранее Комитет пришел к важному и принципиальному выводу, что такой обязанности не существует, и каждое государство – член международного сообщества самостоятельно решает данный вопрос. De facto данная Ассоциация не только не решила основные вопросы, относящиеся к правовому положению непризнанных государств, но и даже не обсуждала его.
Исследование вопросов, непосредственно связанных с такими образованиями, в значительной мере усложняются тем фактом, что эти государства являются чрезвычайно разнообразными не только по своим характеристикам (территория, населении, государственный строй и т.п.), но и по отношению к ним государств – членов ООН.
Такие государства, как, например, Тайвань или Палестина, признаются многими странами – членами ООН, которые поддерживают с ними дипломатические, экономические, культурные и иные отношения. Более того, 29 ноября 2012 г. Генеральная Ассамблея ООН в Резолюции 66/191 предоставила Палестине статус государства – наблюдателя при Организации Объединенных Наций [22].
К частично признаваемым государствам следует отнести Южную Осетию [7, с. 38 – 40] и Абхазию, в то же время Турецкая республика Северный Кипр признается одним государством, а Нагорный Карабах не признается никем.
В отличие от таких частично непризнанных государств, существуют десятки полностью непризнанных стран (государств или образований). К ним относятся: Нагорно-Карабахская Республика, Приднестровская Молдавская Республики.
В современном глобализирующемся мире, который характеризуется самыми различными противоречиями, процесс образования непризнанных государств, будет, несомненно, продолжаться.
Так, например, в декабре 2012 г. 98% из 200-тысячного населения острова Бугенвилля, крупнейшего в группе Соломоновых островов, находящегося в составе Папуа-Новая Гвинея, высказалось за отделение и образование самостоятельного государства. Ведут борьбу за независимость и многие народы европейского континента.
Являются ли непризнанные государства субъектами международного права? На этот вопрос трудно дать однозначный ответ.
В международном праве существуют различные теории относительно признания государств субъектом международного права. Государство в силу своего существования не является таким субъектом. Оно для этого, прежде всего, должно обладать определенными признаками. Некоторые из них были перечислены в Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государств в Монтевидео (Уругвай) в 1933 г. В ней указывается, что «государство как субъект международного права должно обладать следующими признаками:
а) постоянным населением;
b) определенной территорией;
c) правительством;
d) способностью вступать в отношения с другими государствами» (Межамериканская конвенция о правах и обязанностях государств от 26 декабря 1933 года (Конвенция Монтевидео).
URL: http://parliament-wa.info/ru/archives/1719 (дата обращения: 17.06.2020)).
Все эти перечисленные признаки составляют неотъемлемые элементы государств, но не являются исчерпывающими. Для признания субъектом международного права государство должно быть суверенным, то есть, обладать верховенство в пределах своей территории и быть независимым в международных отношениях. Обладать определенными правами и обязанностями, нести ответственность за свои противоправные действия.
Каждое государство должно обладать перечисленными атрибутами (признаками). С точки зрения международного права, такой субъект должен участвовать в международных правоотношениях, в разработке норм международного права. Особенно важно для того, чтобы стать полноправным субъектом международного права, государство должно быть принятым в Организацию Объединенных Наций. Лишь государства-члены ООН обладают всеми правами в международных отношениях, а также несут определенные обязанности, закрепленные в Уставе ООН. Они, будучи членами Организации, обладают способностью вступать в отношения с другими государствами и заключать не только двусторонние, но и многосторонние международные соглашения.
Провозглашение в одностороннем порядке того или иного государства не делает его полноправным участником международных отношений. Полноправным субъектом международного права самопровозглашенное государство, по нашему мнению, становится только после принятия в ООН, которое производится при помощи соответствующего постановления Генеральной Ассамблеи ООН по рекомендации Совета Безопасности (п. 2 ст. 4 Устава ООН).
Общепризнанные нормы и принципы международные права и непризнанные государства
Несмотря на ограниченную правосубъектность, непризнанные государства обязаны соблюдать общепризнанные нормы и принципы международного права. К ним относятся, прежде всего, те основные принципы, которые закреплены в Уставе ООН. Этот основополагающий международный договор обязывает ООН обеспечить, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с принципами Устава ООН (п. 6 ст. 2).
К числу основных принципов, зафиксированных в Уставе ООН, относятся следующие:
▪ принцип суверенного равенства государств (п. 1 ст. 2);
▪ принцип добросовестного выполнения обязательств (п. 2 ст. 2);
▪ принцип мирного разрешения международных споров (п. 3 ст. 2);
▪ принцип воздержания от угрозы силой и ее применение (п. 4 ст. 2);
▪ принцип, обязывающий государства сотрудничать и оказывать всемерную помощь ООН (п. 5 ст. 2);
▪ принцип, обязывающий все государства действовать в соответствии с принципами ООН (п. 6 ст. 2);
▪ принцип невмешательства (п. 7 ст. 2);
▪ принцип уважения прав человека (п. 3 ст. 1);
▪ принцип самоопределения народов (п. 2 ст. 1).
Принцип уважения прав человека провозглашался в Уставе ООН в качестве цели Организации и стал общепризнанным после закрепления во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), а также в договорной практике государств. Став общепризнанным, он, разумеется, стал распространяться и на непризнанные государства. Принцип уважения прав человека не остается статичным, а постоянно изменятся и развивается. Создаются новые основные принципы международного права, многие из которых имеют непосредственную связь с принципом уважения прав человека. К ним относятся, например, принцип демократии, принцип индивидуальной уголовной ответственности за международные преступления и др.
Создаются и развиваются отраслевые принципы международного права, многие из которых становятся всеобщими и основными. К ним относится, например, принцип недискриминации. Все эти перечисленные принципы – основные, новые, отраслевые – являются обязательными для непризванных государств.
Конституции и законодательные акты ряда непризнанных государств признают данное положение и предусматривают обязательность для них общепризнанных принципов и норм международного права. В частности, в последней (по времени) редакции Конституции Приднестровской Молдавской Республики зафиксировано, что «Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Приднестровской Молдавской Республики являются основой отношений с другими государствами и составной частью правовой системы» [10, ч. 1, ст. 10].
Международные механизмы защиты прав человека и непризнанные государства. Обладая частичной правосубъектностью и не будучи членами Организации Объединенных Наций, непризнанные государства не могут участвовать во многих многосторонних договорах и в механизмах контроля над их соблюдением. Какие права и обязанности имеют в данном отношении непризнанные государства? Какую ответственность они несут за свои противоправные действия? На эти вопросы нельзя дать однозначного ответа. Повышенный интерес в данном плане представляют соглашения по правам человека и механизм контроля над их соблюдением.
Механизм защиты прав человека начал развиваться с самого начала создания Организации Объединенных Наций. Современная система такой защиты состоит из трех подсистем:
1) органы, действующие в соответствии с Уставом ООН и принятыми Организацией решениями;
2) 10 конвенционных контрольных органов, учрежденных на основании 9 ключевых международных конвенций в сфере прав человека, принятых Генеральной Ассамблеей ООН;
3) судебная система, созданная согласно со Статутом Международного уголовного суда и включающая в себя другие международные судебные органы.
Следует особо отметить то важное обстоятельство, что данная система постоянно развивается, изменяется функции ее действующих органов. Многие органы, входящие в эту систему, имеют полномочия контролировать выполнение непризнанными государствами соблюдения прав и основных свобод человека, и принимают в данном отношении определенные решения. Значительная роль в этом плане принадлежит Совету Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН.
Согласно Уставу ООН, Совет Безопасности несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и в этих целях принимает соответствующие решения (ст. 24 Устава ООН).
В свою очередь, Генеральная Ассамблея ООН уполномочена обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности. Со своей стороны, Устав ООН предоставляет право любому государству (которое не является членом Организации, включая, разумеется, и непризнанные) делать в отношении таких вопросов рекомендации заинтересованным государствам и Совету Безопасности (ст. 11 Устава ООН). Если по таким вопросам необходимо предпринять конкретные действия, то Генеральная Ассамблея ООН передает их на рассмотрение Совету Безопасности.
Не только члены Организации Объединенных Наций, но и непризнанные государств могут участвовать в деятельности Генеральной Ассамблеи ООН и Совета Безопасности, когда речь идет о поддержании международного мира и безопасности. Это положение Устава ООН широко используется в деятельности Организации Объединенных Наций при обсуждении различных вопросов, относящихся не только к поддержанию международного мира, но и к серьезным нарушениям прав человека, угрожающим всеобщей безопасности.
Так, например, обсуждая ситуацию в Абхазии и Южной Осетии, и связанные с ней нарушения прав человека, включая перемещенных лиц, Генеральная Ассамблея ООН и Совет Безопасности приняли десятки резолюций для урегулирования рассматриваемых вопросов [19; 20; 21].
По мере развития межгосударственных отношений, полномочия Генеральной Ассамблеи ООН существенно расширяются. В настоящее время она рассматривает многие вопросы (в пределах Устава ООН), связанные с непризнанными государствами. Более того, ряд ее резолюций, формулирующих принципы и нормы в сфере прав человека, становятся обязательными и для непризнанных государств. В данном плане весьма характерной является Всеобщая декларация прав человека. Кроме того, многие резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, относящиеся к сфере прав человека, возлагают на учреждаемые ею органы обязанность рассматривать ситуации, связанные с нарушениями прав человека, всеми государствами, а не только членами ООН.
Так, например, резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Совет по правам человека» от 15 марта 2006 г. 66/251, учредив процедуру Универсального периодического обзора (далее – УПО), не ограничила ее сферу действия только государствами – членами ООН.
На наш взгляд, учитывая возрастающее число непризнанных государств, следует постепенно и более широко привлекать их к деятельности ООН, предоставляя им определенные права и возлагая на них соответствующие обязанности.
В этом отношении является интересным и перспективным (в плане его рецепции непризнанными государствами) опыт принятия ключевых конвенций по правам человека и возможности участия в них указанных государств.
Согласно Венской конвенции о праве международных договоров (1969 г.), «согласие государства на его обязательность может быть выражена подписанием договора, обменом документами, образующими договор, ратификацией договора, его принятием, утверждением, присоединением к нему или любым другим способом, о котором они условились» (ст. 11) [3].
Многие международные конвенции по правам человека открыты для их ратификации (или присоединения к ним) другими государствами. В то же время, некоторые из таких конвенций обуславливают возможность подобного присоединения рядом условий.
Так, например, Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 48) [13, с. 66] и Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах (ст. 26) [14, с. 50] предусматривают, что они открыты для присоединения «любым государствам – членам ООН или членам любого ее специализированного учреждения, любому государству – участнику Статута Международного суда или любым другим государствам, приглашенным Генеральной Ассамблеей ООН» к участию в этих международных договорах.
Таким образом, непризнанные государства самостоятельно, по собственной инициативе, не могут стать участниками названных ранее пактов и участвовать в функционировании созданного последними контрольного механизма. Однако они обязаны соблюдать все права и свободы, зафиксированные в пактах, поскольку они являются нормами jus cogens, обязательными для всех. Но не все ключевые конвенции по правам человека содержат какие-либо ограничения для присоединения к ним. Так, например, Конвенция о правах ребенка (1989 г.) в ст. 48 предусматривает, что она «открыта для присоединения к ней любым (курсив мой – В.К.) государствам» [9, с. 332]. Следовательно, соответствующее непризнанное государство может принять на себя обязательства по соблюдению такого рода конвенций при помощи присоединения к ним. При этом не требуется согласия или последующее признание со стороны других участников Конвенции.
Следует сделать специальный акцент на том весьма важном обстоятельстве, что Конвенции о правах ребенка не содержит в своем тексте каких-либо ограничений для возможного участия в созданном ею контрольном механизме непризнанных государств. Эти государства могут стать и участником ряда факультативных протоколов Конвенции о правах ребенка, которые также открыты для подписания любым государством.
Непризнанные государства должны соблюдать основные права и свободы человека, закрепленные в соответствующих международных документах. В целях придания динамизма этому процессу и непосредственной вовлеченности всех государств мира в него, на наш взгляд, Генеральной Ассамблее ООН, которая принимала все ключевые соглашения по правам человека, следует открыть их для подписания любым государством (без формального и длительного процесса внесения каких-либо поправок в них).
Более сложным является вопрос о деятельности конвенционных контрольных органов и обсуждения ими соблюдения прав человека в непризнанных государствах, которые не являются участниками ключевых конвенций. Известно, что эти вопросы обсуждаются контрольными органами на основе предоставления государствами – участниками соответствующих докладов о принимаемых ими мерах по претворению в жизнь прав человека, согласно соответствующей конвенции. Созданные комитеты правомочны выносить в адрес государств как конкретные, так и Общие замечания или Общие рекомендации. В таких замечаниях конвенционные органы:
▪ выделяют вопросы, представляющие общий интерес не только для отдельных, но и для всех государств;
▪ высказываются по проблемам реализации соответствующих конвенций, характеру и объему прав и свобод, предусмотренных в них.
Представляется целесообразным, чтобы каждый из действующих комитетов принял Общие замечания относительно реализации прав и свобод человека с учетом специфики непризнанных государств и направил им в качестве рекомендаций для соблюдения.
На наш взгляд, Совет ООН по правам человека мог бы в серьезных случаях рассматривать и обсуждать ситуацию с правами человека в непризнанных государствах. Согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Совет по правам человека» от 15 марта 2006 г. 66/251, данный орган правомочен рассматривать «ситуации, связанные с нарушениями прав человека, включая грубые нарушения, и делать по ним рекомендации». Эта Резолюция не ограничивает право Совета рассматривать ситуацию с правами человека в любых странах, а не только в государствах – членах ООН.
Выполняя свои полномочия по УПО, Совет мог бы привлекать внимание отдельных непризнанных государств к масштабным нарушениям прав человека и запрашивать у них информацию о том, каким образом они соблюдают общепризнанные принципы и нормы международного права.
С нашей точки зрения, более широкое вовлечение ООН в процесс контроля над соблюдением прав и свобод человека в непризнанных государствах способствовало бы укреплению международной законности и всеобщему уважения прав личности (без каких-либо различий и на равноправной основе).
Совокупность изложенного ранее позволяет сделать важный вывод, согласно которому многие вопросы, относящиеся к непризнанным государствам, все еще не получили своего логичного и надлежащего разрешения. Поэтому, на наш взгляд, Генеральной Ассамблеи ООН необходимо разработать и принять Декларацию о правах и обязанностях непризнанных государств, которая бы четко обозначила их статус в межгосударственных отношениях, а также основные права и обязанности.
Ответственность за преступные нарушения прав человека. В современном мире права человека защищаются как главными и вспомогательными органами ООН, так и конвенционными органами, а также системой международного правосудия. Все международные преступления –геноцид, военные преступления, преступления против человечества – представляют собой массовые и грубые посягательства на основные права и свободы личности. За совершение таких преступлений физические лица государства, включая его высших должностных лиц, несут международную уголовную ответственность.
Принцип международной уголовной ответственности физических лиц получил в настоящее время всеобщее признание и de facto является общепризнанным и универсальным принципом в современном международном праве.
Одной из основных обязанностей всех государств, включая непризнанных, является осуществление их юрисдикции над лицами, несущими ответственность за международные преступления. Однако трудно ожидать, что каждое государство, особенно недавно возникшее, будет преследовать своих высших должностных лиц за такие преступления. Тем более, что некоторые из них целенаправленно поощряют политику геноцида, военных преступлений и преступлений против человечества. Поэтому еще в ХIХ веке возникла идея создания Международного суда для привлечения к уголовной ответственности отдельных лиц за совершение международных преступлений. Эта идея получила конкретное воплощение в создании международных судов и постепенного признания принципа уголовной ответственности физических лиц за международные преступления, независимо от их гражданства и места совершения.
Принцип ответственности индивидов (физических лиц) за международные преступления был сформулирован в 1945-1946 гг. – сначала в Уставе и Приговоре Нюренбергского Трибунала, а затем в Уставе Международного военного трибунала для Дальнего Востока (Токийский Устав).
Вскоре после окончания Нюренбергского и Токийского процессов были заключены международные конвенции, предусматривающие индивидуальную уголовную ответственность за международные преступления. Речь идет о таких важных международно-правовых документах, как:
▪ Конвенция о предупреждении геноцида и наказания за него 1948 г.;
▪ Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступления и преступлениям против человечества 1968 г.;
▪ Конвенция о пресечения преступления апартеида и наказания за него 1973 г.
Затем дальнейшее развитие принципа уголовной ответственности физических лиц за совершение международных преступления связано с созданием и деятельностью международных уголовных трибуналов ad hoc. Окончательное завершение формирования указанного принципа было оформлено в Статуте Международного уголовного суда (далее – МУС), принятого на Дипломатической конференции 17 июля 1998 г. Он является наиболее завершенным документом в сфере международного права, сформулировавшим основные нормы, относящиеся к уголовной ответственности индивидов за международные преступления. Статут МУС специально подчеркивает, что применение и толкование права Судом «должны соответствовать международно-признанным правам человека и не допускать никакой дискриминации» (п. 3 ст. 21) [23].
МУС за годы своей практической деятельности рассматривал целый ряд дел, касавшихся Судана, Ливии, Уганды, Конго, Центрально-Африканской Республики, Кот-д’Ивуа́р, относительно недавно ставших членами ООН, а высшие должностные лица которых уже успели совершить тягчайшие международные преступления.
Статут Международного уголовного суда является суровым предупреждением всем государствам, включая непризнанных, которые образовались в результате вооруженных конфликтов, борьбы различных группировок за власть, массовых и грубых нарушений прав человека. Вопросы о таких ситуациях заслуживают детального рассмотрения в ООН. Более того, на наш взгляд, Организации Объединенных Наций следует шире использовать ст. 6 Устава ООН и рассматривать вопрос об исключения из членов ООН за «систематическое нарушение принципов, содержащихся в Уставе». Такое обсуждение будет служить предупреждением не только новым членам Организации, но и тем государствам, которые претендуют на участие в ее деятельности.
Многие проблемы, с которыми сталкивается современный мир и особенно непризнанные государства, можно решить лишь совместными усилиями. Рост протекционистских и изоляционистских настроений – это временное явление. Отжившие стереотипы не применимы в современном мире. Сейчас надо иметь особенно в виду, что экологические, эпидемиологические и иные угрозы, вооруженные конфликты затрагивают все страны и народы. Они требуют совершенно нового (можно даже сказать, «инновационного») подхода к решению глобальных проблем современности.
Мировому сообществу необходимо выработать политику совместной ответственности, которая призвана стать органичной основой нового международного мышления. Прорывные достижения в сфере нанотехнологий, здравоохранения, цифровых технологий априори должны работать на благо всего человечества, а не обслуживать пресловутый «золотой миллиард». В данном отношении нельзя забывать о важнейшей роли ООН и ее специализированных организаций, участвовать в которых должно подавляющее большинство стран мира, включая непризнанные государства. Альтернативы этому процессу нет.
Литература:
- Бударагина Л.В. Статус непризнанных государств // Право и современные государства. – 2016. — № 3. – С. 44 – 49.
- Ватаман А.В. Формирование новой системы международных отношений и непризнанные государства // Власть. – 2015. — № 2. – С. 44 – 47.
- Венская конвенция о праве международных договоров. Принята 23 мая 1969 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/law_treaties.shtml (дата обращения: 17.06.2020).
- Государство и право в эпоху глобальных перемен: материалы международной научно-практической конференции / Министерство внутренних дел Российской Федерации, Барнаульский юридический институт. – Барнаул: Барнаульский юридический ин-т МВД России, 2017. – 397 с.
- Груздев В.В. Проблемы и перспективы реализации прав граждан на образование в непризнанных государствах Юго-востока Украины // Вестник Костромского государственного университета. – 2016. – Т. 22. — № 5. – С. 217 – 220.
- Заяц А.А. Международно-правовой статус непризнанных государств // Государство и право в эпоху глобальных перемен: материалы международной научно-практической конференции / Министерство внутренних дел Российской Федерации, Барнаульский юридический институт. – Барнаул: Барнаульский юридический ин-т МВД России, 2017. – С. 364 – 366.
- Кандилиан К. Образование непризнанных государств Южного Кавказа (на примере Южной Осетии) // Гуманитарный трактат. – 2017. — № 11. – С. 38 – 40.
- Ковбан А.В. Формы непризнания государств в международном праве и сотрудничество непризнанных государств // Дневник Алтайской школы политических исследований. – 2016. – № 32. – С. 42 – 46.
- Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. // Международные акты о правах человека : сборник документов / сост. д.ю.н., проф. В.А. Карташкин, д.ю.н., проф. Е.А. Лукашева. – 2-е изд., доп. – М.: НОРМА (Изд. группа НОРМА – ИНФРА-М), 2002. – С. 316–333.
- Конституция Приднестровской Молдавской Республики (Редакция на 30.08.2019). URL: http://gos-pmr.ru/pravovye-akty/konstitutsiya-pmr (дата обращения: 17.06.2020).
- Лепилкина М.В. Анализ непризнанных государств на Ближнем Востоке // Вестник научных конференций. – 2017. — № 6-2(22). – С. 67 – 71.
- Медникова А.А. Историко-теоретический анализ правового статуса непризнанных государств на примере прецедентов существования непризнанных государств в современном мире // Мир юридической науки. – 2018. – № 8. – 21 – 25.
- Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.: офиц. текст // Международные акты о правах человека: сборник документов / сост. д.ю.н., проф. В.А. Карташкин, д.ю.н., проф. Е.А. Лукашева. – 2-е изд., доп. – М.: НОРМА (Изд. группа НОРМА – ИНФРА-М), 2002. – С. 52 – 67.
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. : офиц. текст // Международные акты о правах человека: сборник документов / сост. д.ю.н., проф. В.А. Карташкин, д.ю.н., проф. Е.А. Лукашева. – 2-е изд., доп. – М.: НОРМА (Изд. группа НОРМА – ИНФРА-М), 2002. – С. 43 – 51.
- Непризнанные государства: методологические, политические и правовые аспекты: сборник материалов Всероссийской научной конференции, 28 октября 2016 года, г. Самара / Самарская гуманитарная академия, Кафедра теории и истории государства и права / Отв. ред.: А. Н. Сквозников. – Самара: СаГА, 2016. – 171 с.
- Николаев Д.Г. Феномен непризнанных государств в мировой политике // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. – 2010. – № 1. – С. 27 – 41.
- Поправко А.К., Поправко А.А. К вопросу о типологии непризнанных государств и их правовом статусе // Донецкие чтения 2019: образование, наука, инновации, культура и вызовы: Материалы IV Международной научной конференции. г. Донецк, 31 октября 2019 г. / Под общ. ред. С.В. Беспаловой. – Донецк: Донецкий национальный университет, 2019. – С. 251 – 254.
- Прудников А. А. Тенденции формирования и перспективы развития политического механизма легитимации непризнанных государств постсоветского пространства: дис. … канд. полит. наук. – М., 2018. – 160 с.
- Резолюция 1808 (2008) Совета Безопасности ООН, принятая Советом Безопасности на его 5866-м заседании 15 апреля 2008 года. URL: http:// un.org/russian/documen/scresol/res2008/res1808.htm (дата обращения: 17.06.2020);
- Резолюция 1839 (2008), принятая Советом Безопасности на его 5992-м заседании 9 октября 2008 года. URL: http://www.un.org/russian/documen/scresol/res2009/res1866.htm (дата обращения: 17.06.2020.);
- Резолюция 1866 (2009), принятая Советом Безопасности на его 6082-м заседании 13 февраля года // URL: http://www.un.org/russian/documen/scresol/res2009/res1866.htm (дата обращения: 17.06.2020), и др.
- Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Статус Палестины в Организации Объединенных Наций» от 26 ноября 2012 г. https://unispal.un.org/unispal.nsf/0080ef30efce525585256c38006eacae/181c72112f4d0e0685257ac500515c6c?OpenDocument (дата обращения: 17.06.2020).
- Римский статут Международного уголовного суда. Принят на дипломатической конференции в Риме 17 июля 1998 года и вступил в силу с 1 июля 2002 года. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/rome_statute(r).pdf (дата обращения: 17.06.2020).
- Смирных С.Е. Международные гарантии прав наиболее уязвимых групп населения в непризнанных государствах // Вестник Томского государственного университета. – 2020. — № 450. С. 241 – 245.
- Смирных С.Е. Право наиболее уязвимых групп населения на безопасное существование и развитие в непризнанных государствах // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. – 2019. — № 3. – С. 88 – 102.
- Соколов С.Н. Классификация непризнанных и частично признанных государств мира // Познание мира: история, культура, достижения. – 2013. — № 2. – С. 24 – 30.
- Стройкова О.М. Проблема установления ответственности за преступления в условиях непризнанного государства // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. – 2016. — № 4(27) – С. 85 – 87.
- Толстых В.Л., Григорян М.А., Коваленко Т.С., Халабуденко О.А. Проблема формирования и функционирования правовых систем непризнанных государств // Российский юридический журнал. – 2018. — № 3(120). – 36 – 44.
- Тупицына А. К вопросу о правовом статусе непризнанных государств // Концепции развития института прав человека в условиях глобализации современного права и политики: сборник научных трудов по материалам международного научно-практического круглого стола, 10 декабря 2015 года, Рязань / отв. ред. Н.Н. Кулешова; Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина. – Рязань: Издательство «Концепция», 2016. – С. 237 – 240.
- Хайд Ч.Ч. Международное право, его понимание и применение Соединенными Штатами Америки / пер. с англ. И.С. Шохор; под ред. проф. В.Н. Дурденевского. – М.: Изд-во иностр. лит., 1950-1954. – 6 т.
- Харитонова Н.И. Непризнанные государства: «спорная субъектность» как вызов международной безопасности при смене глобальной парадигмы мирового порядка // Среднерусский вестник общественных наук. – 2017. – Т. 12. – № 2. – С. 64 – 76.
- Шинкарецкая Г.Г. Международные обязательства непризнанного государства (на примере Приднестровской Молдавской Республики) // Труды Института государства и права РАН / Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS. – 2019. – Т. 14. – № 1. – С. 76-93.
References:
- Budaragina L.V. Status nepriznannyh gosudarstv // Pravo i sovremennye gosudarstva. – 2016. — № 3. – S. 44 – 49.
- Vataman A.V. Formirovanie novoj sistemy mezhdunarodnyh otnoshenij i nepriznannye gosudarstva // Vlast’. – 2015. — № 2. – S. 44 – 47.
- Venskaya konvenciya o prave mezhdunarodnyh dogovorov. Prinyata 23 maya 1969 g. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/law_treaties.shtml (data obrashcheniya: 17.06.2020).
- Gosudarstvo i pravo v epohu global’nyh peremen: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Ministerstvo vnutrennih del Rossijskoj Federacii, Barnaul’skij yuridicheskij institut. – Barnaul: Barnaul’skij yuridicheskij in-t MVD Rossii, 2017. – 397 s.
- Gruzdev V.V. Problemy i perspektivy realizacii prav grazhdan na obrazovanie v nepriznannyh gosudarstvah YUgo-vostoka Ukrainy // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. – 2016. – T. 22. — № 5. – S. 217 – 220.
- Zayac A.A. Mezhdunarodno-pravovoj status nepriznannyh gosudarstv // Gosudarstvo i pravo v epohu global’nyh peremen: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Ministerstvo vnutrennih del Rossijskoj Federacii, Barnaul’skij yuridicheskij institut. – Barnaul: Barnaul’skij yuridicheskij in-t MVD Rossii, 2017. – S. 364 – 366.
- Kandilian K. Obrazovanie nepriznannyh gosudarstv YUzhnogo Kavkaza (na primere YUzhnoj Osetii) // Gumanitarnyj traktat. – 2017. — № 11. – S. 38 – 40.
- Kovban A.V. Formy nepriznaniya gosudarstv v mezhdunarodnom prave i sotrudnichestvo nepriznannyh gosudarstv // Dnevnik Altajskoj shkoly politicheskih issledovanij. – 2016. – № 32. – S. 42 – 46.
- Konvenciya o pravah rebenka ot 20 noyabrya 1989 g. // Mezhdunarodnye akty o pravah cheloveka : sbornik dokumentov / sost. d.yu.n., prof. V.A. Kartashkin, d.yu.n., prof. E.A. Lukasheva. – 2-e izd., dop. – M.: NORMA (Izd. gruppa NORMA – INFRA-M), 2002. – S. 316–333.
- Konstituciya Pridnestrovskoj Moldavskoj Respubliki (Redakciya na 30.08.2019). URL: http://gos-pmr.ru/pravovye-akty/konstitutsiya-pmr (data obrashcheniya: 17.06.2020).
- Lepilkina M.V. Analiz nepriznannyh gosudarstv na Blizhnem Vostoke // Vestnik nauchnyh konferencij. – 2017. — № 6-2(22). – S. 67 – 71.
- Mednikova A.A. Istoriko-teoreticheskij analiz pravovogo statusa nepriznannyh gosudarstv na primere precedentov sushchestvovaniya nepriznannyh gosudarstv v sovremennom mire // Mir yuridicheskoj nauki. – 2018. – № 8. – 21 – 25.
- Mezhdunarodnyj pakt o grazhdanskih i politicheskih pravah ot 16 dekabrya 1966 g.: ofic. tekst // Mezhdunarodnye akty o pravah cheloveka: sbornik dokumentov / sost. d.yu.n., prof. V.A. Kartashkin, d.yu.n., prof. E.A. Lukasheva. – 2-e izd., dop. – M.: NORMA (Izd. gruppa NORMA – INFRA-M), 2002. – S. 52 – 67.
- Mezhdunarodnyj pakt ob ekonomicheskih, social’nyh i kul’turnyh pravah ot 16 dekabrya 1966 g. : ofic. tekst // Mezhdunarodnye akty o pravah cheloveka: sbornik dokumentov / sost. d.yu.n., prof. V.A. Kartashkin, d.yu.n., prof. E.A. Lukasheva. – 2-e izd., dop. – M.: NORMA (Izd. gruppa NORMA – INFRA-M), 2002. – S. 43 – 51.
- Nepriznannye gosudarstva: metodologicheskie, politicheskie i pravovye aspekty: sbornik materialov Vserossijskoj nauchnoj konferencii, 28 oktyabrya 2016 goda, g. Samara / Samarskaya gumanitarnaya akademiya, Kafedra teorii i istorii gosudarstva i prava / Otv. red.: A. N. Skvoznikov. – Samara: SaGA, 2016. – 171 s.
- Nikolaev D.G. Fenomen nepriznannyh gosudarstv v mirovoj politike // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 25: Mezhdunarodnye otnosheniya i mirovaya politika. – 2010. – № 1. – S. 27 – 41.
- Popravko A.K., Popravko A.A. K voprosu o tipologii nepriznannyh gosudarstv i ih pravovom statuse // Doneckie chteniya 2019: obrazovanie, nauka, innovacii, kul’tura i vyzovy: Materialy IV Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. g. Doneck, 31 oktyabrya 2019 g. / Pod obshch. red. S.V. Bespalovoj. – Doneck: Doneckij nacional’nyj universitet, 2019. – S. 251 – 254.
- Prudnikov A. A. Tendencii formirovaniya i perspektivy razvitiya politicheskogo mekhanizma legitimacii nepriznannyh gosudarstv postsovetskogo prostranstva: dis. … kand. polit. nauk. – M., 2018. – 160 s.
- Rezolyuciya 1808 (2008) Soveta Bezopasnosti OON, prinyataya Sovetom Bezopasnosti na ego 5866-m zasedanii 15 aprelya 2008 goda. URL: http:// www.un.org/russian/documen/scresol/res2008/res1808.htm (data obrashcheniya: 17.06.2020);
- Rezolyuciya 1839 (2008), prinyataya Sovetom Bezopasnosti na ego 5992-m zasedanii 9 oktyabrya 2008 goda. URL: http://www.un.org/russian/documen/scresol/res2009/res1866.htm (data obrashcheniya: 17.06.2020.);
- Rezolyuciya 1866 (2009), prinyataya Sovetom Bezopasnosti na ego 6082-m zasedanii 13 fevralya goda // URL: http://www.un.org/russian/documen/scresol/res2009/res1866.htm (data obrashcheniya: 17.06.2020), i dr.
- Rezolyuciya General’noj Assamblei OON «Status Palestiny v Organizacii Ob»edinennyh Nacij» ot 26 noyabrya 2012 g. https://unispal.un.org/unispal.nsf/0080ef30efce525585256c38006eacae/181c72112f4d0e0685257ac500515c6c?OpenDocument (data obrashcheniya: 17.06.2020).
- Rimskij statut Mezhdunarodnogo ugolovnogo suda. Prinyat na diplomaticheskoj konferencii v Rime 17 iyulya 1998 goda i vstupil v silu s 1 iyulya 2002 goda. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/rome_statute(r).pdf (data obrashcheniya: 17.06.2020).
- Smirnyh S.E. Mezhdunarodnye garantii prav naibolee uyazvimyh grupp naseleniya v nepriznannyh gosudarstvah // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. – 2020. — № 450. S. 241 – 245.
- Smirnyh S.E. Pravo naibolee uyazvimyh grupp naseleniya na bezopasnoe sushchestvovanie i razvitie v nepriznannyh gosudarstvah // Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo evrazijskih gosudarstv: politika, ekonomika, pravo. – 2019. — № 3. – S. 88 – 102.
- Sokolov S.N. Klassifikaciya nepriznannyh i chastichno priznannyh gosudarstv mira // Poznanie mira: istoriya, kul’tura, dostizheniya. – 2013. — № 2. – S. 24 – 30.
- Strojkova O.M. Problema ustanovleniya otvetstvennosti za prestupleniya v usloviyah nepriznannogo gosudarstva // Vektor nauki Tol’yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Yuridicheskie nauki. – 2016. — № 4(27) – S. 85 – 87.
- Tolstyh V.L., Grigoryan M.A., Kovalenko T.S., Halabudenko O.A. Problema formirovaniya i funkcionirovaniya pravovyh sistem nepriznannyh gosudarstv // Rossijskij yuridicheskij zhurnal. – 2018. — № 3(120). – 36 – 44.
- Tupicyna A. K voprosu o pravovom statuse nepriznannyh gosudarstv // Koncepcii razvitiya instituta prav cheloveka v usloviyah globalizacii sovremennogo prava i politiki: sbornik nauchnyh trudov po materialam mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo kruglogo stola, 10 dekabrya 2015 goda, Ryazan’ / otv. red. N.N. Kuleshova; Ryaz. gos. un-t imeni S.A. Esenina. – Ryazan’: Izdatel’stvo «Koncepciya», 2016. – S. 237 – 240.
- Hajd CH.CH. Mezhdunarodnoe pravo, ego ponimanie i primenenie Soedinennymi SHtatami Ameriki / per. s angl. I.S. SHohor; pod red. prof. V.N. Durdenevskogo. – M.: Izd-vo inostr. lit., 1950-1954. – 6 t.
- Haritonova N.I. Nepriznannye gosudarstva: «spornaya sub»ektnost’» kak vyzov mezhdunarodnoj bezopasnosti pri smene global’noj paradigmy mirovogo poryadka // Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk. – 2017. – T. 12. – № 2. – S. 64 – 76.
- SHinkareckaya G.G. Mezhdunarodnye obyazatel’stva nepriznannogo gosudarstva (na primere Pridnestrovskoj Moldavskoj Respubliki) // Trudy Instituta gosudar¬stva i prava RAN / Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS. – 2019. – T. 14. – № 1. – S. 76-93.
DOI: 10.34790/d5730-5171-7974-x
Информация об авторе:
В.А. Карташкин, главный научный сотрудник Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации
E-mail: v.kartashkin@mail.ru
Information about the author:
A. Kartashkin, chief scientific officer Institute of state and law of Russian Academy of Sciences, doctor of law, professor, Meritorious lawyer Russian Federation