Моисеев Алексей Александрович
Аннотация
Данная статья представляет собой доклад А. А. Моисеева от 9 октября 2014 г., посвященный теме соблюдения прав человека в контексте нравственных норм и традиционной морали. По мнению автора, современный институт прав человека «не всегда учитывает нравственные критерии, которые и должны быть критерием правовых норм», поэтому нормотворчество должно опираться на «нравственные и религиозные критерии человеческого достоинства», а также «индивидуальные права человека не могут противопоставляться ценностям и интересам всего государства. Свобода выбора должна быть направлена на службу человеческому благу, не причиняя вреда самому человеку, семье и окружающему обществу».
Ключевые слова: права человека, институт прав человека, Моисеев Алексей Александрович, Моисеев, свобода совести, религиозные конфессии, свобода вероисповедания
Об авторе:
Моисеев Алексей Александрович – декан Факультета международного права Дипломатической академии МИД России, доктор юридических наук, доктор права Австралии, вице-президент Российской ассоциации международного права.
Annotation
This article is a report of A. Moiseyev on 9 October 2014 on the theme of human rights in the context of moral norms and traditional morality. According to the author, modern institution of human rights «does not always take into account the moral criteria, which should be a criterion for the rule of law», so the rule-making should be based on «moral and religious criteria of human dignity». The individual human rights cannot be opposed to the values and interests the entire state. Freedom of choice should be directed to the service of the human good, not causing harm to the person, the family and the surrounding society.
About the Author:
Alexey Moiseev — Dean of the Faculty of International Law Diplomatic Academy of Russia, Doctor of Laws, Doctor of Laws of Australia, Vice-President of the Russian Association of International Law.
Всеобщая декларация прав человека в статье 18 провозглашает: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии: это право включает – свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения…».
Базовым понятием, на которое опирается международная теория прав человека, является понятие человеческого достоинства, которое в первую очередь имеет нравственный смысл, то есть представления о грехе и добродетели.
Современное послевоенное международное право исходит из того, что институт прав человека может наилучшим образом способствовать развитию человеческой личности и организации общества. Однако на практике можно обнаружить, что, в ряде случаев, ссылка на права человека расходится с моральными понятиями о нормальности, с аналогичными религиозными представлениями.
Понимание о том, что достойно, а что недостойно связано с нравственными или безнравственными поступками человека и его внутренним состоянием. Прямое или косвенное нарушение морально-этических правил, религиозных норм действующих в обществе является грехом и наносит вред самому человеку, другим людям, окружающему миру и всему человечеству. Безнравственность ведет к разрушению законности.
Слабость института прав человека — в том, что он, защищая свободу выбора, не всегда учитывает нравственные критерии, которые и должны быть критерием правовых норм. Более того, в праве, как известно, нет понятия греха. По этим причинам при нормотворчестве возникает необходимость опираться на нравственные и религиозные критерии человеческого достоинства.
Признание достоинства личности означает утверждение ее нравственной ответственности, без которой происходит нравственный и правовой нигилизм, деградация личности, рост преступности, отчуждение людей и утрата гражданской активности.
Под влиянием греха человек в отношениях с другими людьми действует как эгоист, заботящийся об удовлетворении своих зачастую плотских потребностей за счет ближних. Такая жизнь опасна и для личности, и для общества поскольку оборачивается душевными и телесными страданиями, болезнями, уязвимостью перед последствиями разрушения среды обитания и др.
Преступно искать в вероисповедных учениях любые оправдания терроризму, вооруженной агрессии, криминальному насилию, и другим формам преступного убийства людей. Признание прав отдельного человека должно сопровождаться ответственностью людей друг перед другом.
В настоящее время человечество повторяет печальные уроки истории XX века. Ход событий, к сожалению, в очередной раз показывает, что выбор людей и обществ в пользу зла приводит к человеческим жертвам и потере свободы.
Принцип свободы совести наиболее эффективен, если защищает человека от произвола по отношению к его внутреннему миру, от навязывания ему силой тех или иных убеждений. Нельзя со ссылкой на свободу совести устанавливать контроль за жизнью и убеждениями человека, оскорблять религиозные чувства, посягать на святыни, наносить ущерб духовно-культурной самобытности народа.
Каждый человек наделен достоинством и свободой. Свобода предоставляет человеку, прежде всего, возможности выбирать мировоззренческие ориентиры своей жизни.
Реализация прав человека не должна вступать в противоречие с нравственными нормами и традиционной моралью. Индивидуальные права человека не могут противопоставляться ценностям и интересам всего государства. Свобода выбора должна быть направлена на службу человеческому благу, не причиняя вреда самому человеку, семье и окружающему обществу. Без нравственной оценки такие порочные явления, как аборт, самоубийство, разврат, извращения, культ грубости и насилия, получают оправдание на основе искаженного понимания свободы человека.
Злоупотребление свободой в пользу зла влечет за собою унижение достоинства человека и достоинства других людей. Зло и свобода несовместимы, свобода выбора исчезает, когда выбор делается в пользу зла.
Концепция прав человека должна служить именно цели достижения гармонии человеческого достоинства и свободы для каждого государства. В ст.28 Конституции России записано «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
Общество имеет право свободно определять содержание и объем взаимодействия государства с разными религиозными общинами в зависимости от их численности, традиционности для государства или региона, вклада в историю и культуру, от гражданской позиции. При этом равенство граждан перед законом должно сохраняться вне зависимости от их отношения к религии. Принцип свободы совести не является препятствием для партнерских отношений религиозных общин и государства в социальной, образовательной, благотворительной и другой общественно значимой деятельности.
Никакие механизмы общественно-политического устройства, не могут искоренить страдания, вместе с тем, именно государственные и общественные силы имеют реальную возможность пресекать социальное зло. Борьба со злом может иметь успех лишь на пути нравственной жизни человека.
Порой опасность для нравственности исходит от законодательной и общественной поддержки различных пороков – культа наживы и насилия, половой распущенности и извращений. Недопустимо возведение в норму таких антигуманных действий как аборт, использование человеческих эмбрионов в медицине, эксперименты, меняющие природу человека, эвтаназия, сочетающая в себе убийство и самоубийство, и т.п.
Свобода выражения мыслей и чувств, предполагающая возможность распространения информации, является естественным продолжением свободы мировоззренческого выбора. В современном мире быстрого развития технологий хранения и распространения информации ответственность за слово существенно возросла. Однако нередко средства массовой информации, реклама, сфера торговли и услуг, системы образования и здравоохранения используются для навязывания безнравственных идей всему обществу. Особенно чувствительны к искажению информации представители религиозных и национальных общин, народы, социальные группы.
Для любого общества опасны манипуляции выбором людей и их сознанием со стороны властных структур, политических сил, экономических и информационных элит. Так, например, широкие возможности человеку предоставляют гражданские и политические права. Используя этот инструмент, гражданин может оказывать влияние на жизнь социума и участвовать в управлении делами государства. От того, как человек распоряжается своим правом избирать и быть избранным, свободой ассоциаций и союзов, свободой слова и убеждений, зависит благополучие общества.
Российские традиции соборности предполагают сохранение единства общества на основе непреходящих нравственных ценностей. Пользование политическими и гражданскими правами не должно приводить к вражде и разладу.
Предотвратить конфронтационное расслоение в обществе также призваны экономические и социальные права граждан. Реализация экономических прав не должна приводить к формированию общества, в котором пользование материальными благами превращается в доминирующую или даже единственную цель существования социума.
Единство и взаимосвязанность гражданских и политических, экономических и социальных, индивидуальных и коллективных прав человека способно содействовать достойному, гармоничному устроению жизни общества как на национальном, так и на международном уровне.
Роль религиозных конфессий в жизни российского общества велика и будет усиливаться в будущем. Институт прав человека сохранит свое признание в качестве универсального знаменателя для межгосударственной и общественной жизни только при условии уважения религиозных и нравственных требований.
Защита права человека становится плодотворной тогда, когда она служит духовному и материальному благу личности и общества, духовным и культурным традициям народов, проживающих в государстве.
Деятельность по защите прав человека не может служить политическим интересам отдельных государств, оправданием для навязывания своего уклада жизни одними цивилизациями другим.
Думаю, что наши встречи помогают выявить единые ценности для разных конфессий, которые являются основой для гармонизации института прав человека в России и межгосударственных отношениях.