Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Право выхода государств-членов из международных организаций

Автор рассматривает вопросы прекращения членства государств-участников в международной организации. Могут ли государства-члены прекратить членство в международной организации вне зависимости от того, имеются ли в учредительных документах советующее положение или нет.

Ключевые слова: международная организация; суверенитет государства; выход из членства; взаимные обязательства; условия выхода.

The right of Member States to withdraw from international organizations

In the article the author considers the issues of termination of membership of States parties in an international organization. Whether or not member States may terminate their membership in an international organization, whether or not there is a provision of advice in the constituent instruments.

Key words: international organization; State sovereignty; membership termination; mutual obligations; conditions of withdrawal.

Если страна не хочет больше быть членом какой-либо всемирной организации, ей достаточно просто из нее выйти. Так имеет право поступить любая независимая страна. Свободный выход из состава – это «conditio sine qua» любой всемирной организации.

Что касается взглядов на это в литературных международно-правовых источниках, они были очень различными. К примеру, господин Лаутерпахт Г., который был известным юристом мирового значения высказывал иную точку зрения. Он говорил, что страны не имеют права выходить из состава мировых организаций. Причиной этого он называл особый признак, присущий международной организации. Согласно ему, всемирная организация – универсальна, и потому ее членами обязаны быть все страны. У них не может быть права покинуть такую организацию.

Вместе с тем, если рассматривать практическую сторону вопроса, стоит отметить, что страны всегда боролись за то, чтобы иметь право свободно покинуть международную организацию. Известно мнение, согласно которому право выхода подразумевается в любой всемирной организации. Это не зависит от того, содержит ли отметку об этом устав этой организации. Такое право должно быть реализованным на основании устава, которым руководствуется в своей деятельности организация. Также оно может предусматриваться в соглашениях, оформленных дополнительно участниками организации. К примеру, упоминание о праве свободного выхода содержит раздел 7 из статьи 26 в Уставе МВФ. В нем указаны отличия Международного валютного фонда от многих международных организаций в части выхода стран из состава. В частности, в нем нет упоминания о конкретном отрезке времени со дня основания организации, на протяжении которого не разрешается подавать заявление на выход их этой организации. Иными словами, в МВФ отсутствует какой-либо конкретный срок для вступления в него страны либо напротив – выхода из него. Страна больше не является членом МВФ, как только его главы получают оформленное в письменном виде от правительства такой страны уведомления о выходе. Не нужно в таком случае и какого–либо особого решения, утверждаемого Советом управляющих. При выходе страны из МВФ просто утверждается постановление. Оно является организационным, представляет собой внутренний документ МВФ. В важных документах, которые имеются у большей части всемирных организаций, упоминается о том, что государства-участники имеют право в одностороннем порядке без ограничений покидать эту организацию. К примеру, об этом сказано в Лагосском договоре, а именно – в его статье 64. Там говорится о праве страны покинуть ЭКОВАС. Любая страна, которая хочет выйти из состава организации, должна в письменном виде уведомить о своем намерении исполнительного секретаря. Такое заявление действительно в течение года. Если на протяжении этого времени решение страны не меняется, ее членство в этой организации просто заканчивается. Так или иначе, на протяжении такого срока страна-член, подавшая заявление о выходе из состава организации, продолжает выполнять свои обязанности, указанные в договоре.

У некоторых международных организаций в документах не предусматриваются пункты о том, что государства-члены могут свободно выйти из их состава. К примеру, не каждый устав организаций, входящих в ООН, содержит пункты, в которых бы говорилось о такой возможности свободного выхода. К примеру, нет их в уставе ВОЗ. И потому как в литературных источниках, так и при осуществлении практической деятельности часто возникали вопросы касательно свободного выхода из состава всемирной организации, если об этом прямо не говорилось в Уставе. К примеру, Устав ВОЗ не содержит такого пункта о выходе. Тем не менее, были внесены и рассматриваются предложения касательно корректировки устава в части возможности выхода их состава организации. Заявление собрания ВОЗ содержит информацию о действиях страны в случае несогласия ее с изменениями устава, за которыми последует изменение ее обязанностей и прав. В таком случае страна продолжает оставаться членом этой организации, при этом обязательства у нее отсутствуют.

Есть возможность отметить в теории международного права 3 главных мнения касательно проблемы выхода страны из состава международной организации. Речь о тех случаях, когда в уставе нет прямых указаний о такой возможности. Одни ученые полагают, что не может быть никакого права покидать международную организацию. По мнению других, если в уставе не говорится о возможности выхода, страна может беспрепятственно это сделать. Есть и третья позиция, согласно которой выйти можно только при соблюдении конкретных условий. Те, кто не согласен с правом прекращения членства в международной организации, приводят свои аргументы. Согласно им, право прекратить членство организации не могут быть реализованы, когда характер организации — универсальный. К примеру, с подобным мнением согласен Лаутерпахт Г.. Мы же полагаем, что серьезного обоснования этому нет. Стоит обратиться ко многим советским литературным источникам на эту тему. В них сказано, что такое мнение не совпадает с главными принципами нынешнего международного права. Точнее – не соответствует принципу государственной независимости. И потому его следует считать ошибочным.

Очень распространен один известный аргумент о том, что выходить из состава организации нельзя. Согласно ему, такое положение дел не соответствует принципам международного права. Конкретнее — говорится о нарушении положения про денонсацию международных договоров. Это означает, что прекращение членства организации является не возможным. Однако, как мы знаем, когда речь идет о мировом праве, здесь денонсация – это окончание действия договора в одностороннем порядке с выполнением условий, указанных в нем.

Страна принимает решение о членстве в международной организации, чтобы решить конкретные задачи. Вместе с тем она связана теми обязательствами, которые отражены в уставе. Как было замечено индийским юристом Сингхом Н., то, что не уступается организации, должно сохраняться за страной-членом. Эта страна на основании существования независимости обязана обладать юрисдикцией. По мнению ученого такое положение вещей — это верное толкование роли организации согласно конституции. В случае запрета прекращения членства во всемирной организации для какого-то государства это станет самовольным увеличением полномочий организации.

Если государство-член отдаст частично свою компетенцию международной организации, она получит независимое право на те решения, которые остаются за рамками полномочий организации. Следовательно, право страны на прекращение членства основано на государственной независимости. Стоит задуматься о позиции Кельзена Г. на этот вопрос и не согласиться с ней. Он говорил, что когда независимость подразумевает полное право страны выйти из состава организации, и об этом говорится в договоре, независимость будет обозначать то, что страна исполняет условия учредительного акта организации, лишь пока сама этого хочет.

Требуется видеть различия между общественными и юридическими моментами прекращения членства во всемирных организациях системы Организации Объединенных Наций. Страна, с юридической точки зрения, вправе выходить из какой угодно организации. Тем не менее, на сегодняшний день страны очень заинтересованы в том, чтобы участвовать во всемирных организациях системы Организации Объединенных Наций. В таком случае выйти они могут лишь по весьма уважительным причинам в порядке исключения. Нельзя назвать случайностью, что страны, покинув организации системы Организации Объединенных Наций, очень быстро желают снова туда вернуться. Следовательно, хотя выход предусмотрен с юридической точки зрения, общественная целесообразность говорит об обязательности взаимодействия в пределах организаций системы Организации Объединенных Наций.

Говоря о возможности выйти из организации, стоит ответить на вопрос – обязана ли страна пояснять причины собственного выхода? На этот счет есть кардинально различные точки зрения. По мнению одних исследователей, пояснение причин необходимо. Они руководствуются постановлением, которое принял Комитет в ходе проходившей в Сан-Франциско международной конференции. В нем говорится, что страна-член Организации Объединенных Наций должна пояснять собственные причины выхода. В случае, когда выход окажется беспричинным, никакие мероприятия, препятствующие выходу страны из Организации проводиться не будут. Существует кардинально иное мнение – страна не обязана называть причины собственного выхода.

Считаем единственно верным именно вторую позицию. У страны есть независимое право выйти из Организации. И потому в объяснении причин нет юридической необходимости и они не будут наделены юридической силой. Правда иногда страны, покидающие Организацию, поясняют причины своего решения. Но это – их добрая воля, а не обязанность. Стоит отметить, что у страны может оставаться какой-то долг (к примеру – денежный) перед всемирной организацией. Но это не может выходу помешать. С другой стороны, конечно, международной организации нельзя допускать бюджетного дефицита при выходе из нее какого-либо члена. Полагаем, что у этой задачи есть лучший метод решения. Речь идет о взаимной договоренности страны с представителями организации. Именно им нужно разрешить данную проблему, не навредив при этом Организации.

Если в уставе будут отражаться определенные моменты по вопросу выхода из организации, это будет создавать определенные преимущества. Если оно будет в наличии, выход государства точно не станет нарушать положения устава. Так происходит потому, что страны-члены в этом случае строго следуют уставу. Удастся избежать сложностей и путаницы.

Бывает, что статья о выходе содержит условия, обязательные для выполнения страной перед выходом. К примеру, это касается вопросов денежной задолженности. И это не является нарушением либо ограничением независимости государства-члена. Это вызвано тем, что, когда страна визирует учредительный акт, она в добровольном порядке соглашается с рядом ограничений.

На сегодняшний день страны крайне редко покидают международные организации системы Организации Объединенных Наций. Это, скорее, происходит в виде исключения. Страны желают всесторонне взаимодействовать и сотрудничать друг с другом. Благодаря этому у них появляются перспективы решения самых важных для них задач. При выходе из организации страна будет исполнять обязательные условия. Речь идет о подаче заявления в письменном виде о расторжении учредительного акта. Кроме того, нужно выдерживать требуемое для выхода время, исполнять прочие обязательства. В Уставах ряда организаций содержатся требования, которые нужно выполнить перед выходом. Первое – нужно направить заявление про выход из членства (в письменном виде). Второе — должен соблюдаться временной интервал, который устанавливается в начале работы организации, на протяжении которого заявления на выход подавать нельзя. Также есть третье требование — заявление вступает в законную силу лишь по истечению определенного временного промежутка. Требование четверное – нужно рассчитаться по всем финансовым обязательствам до того, как выйти из всемирной организации. Не всегда уставы международных организаций содержат все четыре перечисленных требования. В главных документах организации чаще всего определена важность того, что страна должна уведомить о своем намерении покинуть всемирную организацию. Решение становится законным после того, как пройдет некоторое время. Обычно это 12 месяцев, хотя в ряде случаев может составить и полгода. Возможны изменения и такого периода (в сторону уменьшения – крайне редко). Рассмотрим, к примеру, Венскую конвенцию о праве международных договоров (а именно – ее статью 56). Здесь сказано, что, если конкретный срок, в течение которого решение о выходе вступит в силу, не отражен в договоре, срок выхода будет составлять 12 месяцев.

Кроме того, в документах ряда всемирных организаций содержат положения о том, что соблюдать какой-либо временной промежуток при выходе из организации не обязательно.

Следовательно, можем говорить о существовании 2-х подходов к выходу страны из состава участников организации. В одних документах, действующих в международных организациях, прямо говорится о допустимости свободного выхода. В других же документах об этом не упоминается вовсе. Полагаем, что, изучая выход государств-членов из состава организаций системы Организации Объединенных Наций, нужно заметить важную вещь. У стран-членов есть независимое право выйти из организации. Оно не зависит от того, присутствуют ли какие-либо указания о выходе в уставах международных организации. Само собой, такое право должно реализовываться на основании положений устава организации, либо разработанными в дополнение к ней соглашениями участников такой организации.

Список литературы

  1. Абашидзе А. X., Урсин Д. А. Неправительственные организации: международно-правовые аспекты. М., 2005.
  2. Капустин А.Я. Региональные межправительственные экономические организации освободившихся государств. М., 1988.
  3. Крылов С.Б. История создания ООН. М.,
  4. Тункин Г.И. Теория международного права. М.,
  5. Шибаева Е.А. Специализированные учреждения ООН. М.,
  6. Гудрич Л. Устав Организации Объединенных Наций. Комментарий и документ. Бостон, 1949.
  7. Келзен Г. Право ООН. Критический анализ его фундаментальной проблемы. Н-Й., 1950.
  8. Сингх Н. Прекращение членства в международной организации. Л., 1958.

References lists

  1. Abashidze A. H., Ursin D.A. Non-governmental organizations: international legal aspects. М., 2002.
  2. Kapustin A.Y. Regional intergovernmental economic organizations of the liberated states. M., 1988.
  3. Krylov S.B. History of the UN. M., 1960.
  4. Tunkin G.I. The theory of international law. M., 1970.
  5. Shibaeva E.A. Specialized UN agencies. M., 1966.
  6. Hoodrich , Hembro K. Charter of the United Nations. Commentary and document. Boston, 1949.
  7. Kelsen H. The Law of the UN. A critical analyses of its fundamental problem. Y., 1950.
  8. Singh Termination of membership of international organization. L., 1958.

 

Информация об авторе:

Бекбоев Акбар Аскарбекович, аспирант, кафедра Международное право, ФГБОУ ВО «Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации », Москва.

Information about the author:

Akbar A. Bekboev, Postgraduate Student, Department of International Law, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow.

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: