В данной статье осуществлен анализ научной литературы, на основе которого уточняются сущность, содержание и особенности понятий компетентность и правовая компетентность. Проведя соотношение названных понятий, выявлено, что общим для них является наличие у индивида совокупности знаний, умений, навыков и способностей применять их в реальной деятельности. Кроме того, обозначены различия этих понятий: объем понятия (у понятия «компетентность» он шире, так как включает уровень и качество знаний, а также определенных ценностей личности в целом; понятие «правовая компетентность» — более узкая личностная характеристика, выражающаяся в совокупности компетенций личности в правовой сфере); степень охвата жизненного цикла индивида (компетентность развивается на этапах общепрофессионального образования, в системе практико-ориентированного обучения; правовая компетентность — преимущественно на этапе узко профессионального обучения и в процессе последующей профессиональной практической деятельности).
Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность, правовая компетентность, компетенции, жизненный цикл, профессиональное образование.
Legal competence of university students in the process of their professional training
Abstract. This article analyzes the scientific literature, on the basis of which the essence, content and features of the concepts of competence and legal competence are clarified. Having carried out the correlation of these concepts, it was revealed that what they have in common is the presence of an individual with a set of knowledge, skills, skills and abilities to apply them in real activity. In addition, the differences between these concepts are indicated: the scope of the concept (the concept of «competence» is broader, since it includes the level and quality of knowledge, as well as certain values of the individual as a whole; the concept of «legal competence» is a narrower personal characteristic expressed in the totality of a person’s competencies in the legal sphere); the degree of coverage of the individual’s life cycle (competence develops at the stages of general professional education, in the system of practice-oriented training; legal competence — mainly at the stage of narrowly professional training and in the process of subsequent professional practice).
Key words: competence, professional competence, legal competence, competence, life cycle, professional education
УДК 340/ББК 67.5
В современных условиях компетентность представляет собой востребованное свойство личности, которое повышает «конвертируемость» выпускника вуза, делает его более конкурентоспособным на рынке труда.
В настоящее время возрастает значение правовых институтов, их способность быстро и компетентно информировать граждан об изменениях в области права. Перед педагогами высшей школой ставится задача подготовки компетентных выпускников в области права. Так, например, Громовой Н.С, отмечается влияние повышения уровня правовой грамотности студентов на перспективное развитие общественных отношений, обеспечивающих в будущем, как профессиональное процветание выпускников вуза, так и государства в целом [3]. Колоткина О.А. формулирует ряд направлений по формированию универсальных компетенций в области права у студентов, к которым относит: способность осуществлять поиск и анализ необходимой правовой информации, из разнообразных правовых источников; овладение навыками деловой коммуникации в правовой сфере; способность к самоорганизации и определению вектора направленности правового саморазвития [7, с.48].
Понятие «правовая компетентность» стало находить активное применение после перехода системы высшего образования на методологию компетентностного подхода. Индивид, обладающей правовой компетентностью, более востребован на рынке труда, мобилен в профессиональной сфере и может рассчитывать на карьерный рост. Однако, само понятие «правовая компетентность» не достаточно исследовано учеными-педагогами, в сравнении с понятиями «компетентность», «профессиональная компетентность», «компетенции».
Цель исследования: уточнить сущность, содержание и особенности понятий «компетентность» и «правовая компетентность».
Методология и методы исследования. На основе использования научно-педагогической литературы, обоснование выводов достигалось методами теоретического анализа, синтеза, обобщения, сравнения, интерпретации.
Результаты исследования представлены анализом мнений ученых по вопросам сущности и содержания понятий «компетентность» и «правовая компетентность», а также выявлением и обоснованием сходств и различий анализируемых категорий.
Термин «компетентность» активно рассматривается учеными с различных позиций. Так, Д. Равен видит компетентность, как особую способность эффективно выполнять профессиональные функции [8].
И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер единогласно признают компетентность, как набор общих и универсальных компетенций. Т.М. Сорокина рассматривает компетентность, как симбиоз теоретико-практической готовности и способности к деятельности. Анализ педагогических трудов (В.И. Байденко, М.Е. Дуранова, В.В. Серикова, Г.Н. Серикова, AB. Хуторского и др.) дал основание представлять термин «компетентность», как характерную черту личности студента, формируемую в ходе овладения определенными знаниями и умениями (теоретико-методологического и практического уровня). Эти знания и умения, под целенаправленным воздействием педагога, трансформируются в компетенции и образуют единое качество личности — компетентность.
Обобщая научные подходы Д.К. Афонасовой, Е.А. Варавкиной, Э.Ф. Зеера, А.И. Зимней, A.B. Хуторского и др. к пониманию термина «компетенции», мы уточнили их определение. Так, под компетенциями мы понимаем составляющие компоненты компетентности в виде совокупного взаимодополнения специальных теоретических знаний, практических умений и способностей к выполнению профессиональных функций.
Принято различать индивидуальную (характеризует индивида при выполнении им своих профессиональных обязанностей в плане ответственности, серьезного отношения к работе, дисциплинированности, оперативности) и профессиональную компетентность (оценивает способность индивида к профессиональной деятельности, которая строится на базе основательного понимания решаемых профессиональных задач, практического опыта в работе, умения выбирать целесообразные методы, средства и способы профессиональных действий). Кроме того, выделяют специфические виды профессиональной компетентности, к которым относятся: педагогическая, экономическая, правовая и др. (рисунок 1).
Рисунок 1. Место правовой компетентности в структуре общей компетентности
Исследования мнений ученых Э.Ф. Зеера, H.H. Овчинниковой и др. в отношении понятия «профессиональная компетентность», позволили нам определить ее, как личное свойство профессионального образования студента, выраженного в совокупной способности использовать полученные знания и умения для выполнения профессиональных функций.
Термин «правовая компетентность» по сравнению с комплексным понятием «компетентность» менее исследовано в педагогической науке. Тем не менее, ряд ученых обратили свое внимание к этому термину. Так, И.Ю. Серяевой правовая компетентность рассматривается как сумма компетенций в правовой области знаний [12], а Г.Ш. Сыпачевой — как общность теоретико-правовой подготовки и практико-правовой готовности к выполнению профессиональных функций в нормативно-правовой сфере» [13] и др.
Кроме того, понятие «правовая компетентность» определяется исследователями (Г.Э. Базакечева, М.Г. Ибрагимов, А.В. Коротун, Е.Л. Рутковская, И.А. Царева и др.) как: личностно-профессиональная характеристика, комплексное свойство индивида, проявляющееся в наличие у него системы компетенций в сфере правовых знаний; способности проявления только правового поведения, что характеризуется целостностью его теоретико-правовой подготовки и сфомированностью ключевых компетенций в области права; действительной готовностью и способностью к профессиональной деятельности в заданных нормативно-правовых рамках; это личностное свойство индивида, выражающееся в выборе приоритета правовых ценностей, его возможности использовать весь багаж правовых знаний и умений в реализации профессиональных функций [2, 5, 6, 9, 14]. И.К. Денисенко обращает внимание на то, что правовая компетентность индивида может оцениваться такими показателями, как: уровень образования и политической осведомленности; совокупность специальных знаний в правовой сфере [4].
При этом, сущность правовой компетентности ученые рассматривают через различные, специфические виды профессиональной компетенции: социально-перцептивная [1], гражданская [9], рефлексивная [10], коммуникативная [11] и др.).
Обобщая мнения ученых, мы рассматриваем правовую компетентность выпускника вуза как комплексное личностное качество, состоящее из строго определенной (с учетом профиля обучения) системы правовых знаний, практической подготовленности к работе в правовой сфере, способности применить совокупность теоретических знаний и практических умений в современном нормативно-правовом поле в своей профессиональной деятельности. Необходимо отметить, что становление правовой компетентности индивида происходит в условиях образовательного процесса вуза, а ее развитие – в течение всей профессиональной жизни.
Кроме того, правовую компетентность мы рассматриваем как специфический вид профессиональной компетентности. Формирование такого свойства (качества) личности, как правовая компетентность у выпускника вуза, обеспечивает проявление правовых интересов; становление правового мировоззрения и самосознания, наличие способности к правовому выстраиванию профессиональных отношений; выработку профессионально-правовой образованности и правового поведения, самоосознание важности правовых знаний и умений для будущей профессиональной деятельности, ориентацию на готовность принимать правильные и своевременные решения в практических ситуациях в условиях действующего законодательства. [10, 11, 12].
Опираясь на труды ученых (А.С. Аникиной, И.Д. Белоновской, Д.А. Микаиловым, Е.О. Филипповой и др.) можно рассматривать состав правовой компетентности аналогично профессиональной компетентности и отнести к ее элементам следующие: ценностно-смысловые и мотивационные; содержательно-правовые; функционально-деятельностные; рефлексивно-оценочные компоненты (рисунок 2).
Рисунок 2. Состав правовой компетентности (ПК)
Соотнеся понятия «компетентность» и «правовая компетентность», мы обратили внимание на наличие следующих отличительных характеристик. Во-первых, если компетентность является обобщающей характеристикой индивида (одновременно, как личности, гражданина, профессионала), то правовая компетентность, считаясь специфическим видом профессиональной компетентности, является сугубо личностной характеристикой индивида. Во-вторых, правовая компетентность синтезирует теоретический (знаниевый) и практический (деятельностный) элементы именно в правовом поле (индивид умеет применять свой индивидуальный, личный, правовой опыт, а также знания, умения и навыки в области права в целях проявления правового поведения, как в отдельных жизненных, так и в профессионально-рабочих ситуациях), Применительно к общему понятию «компетентность», соотношение правовых и прочих профессиональных компетенций может сильно различаться. Примером могут послужить ситуации, когда студент, имея некоторую сумму правовых знаний и умений, может их реализовать в практической ситуации. В-третьих, формирование правовой компетентности происходит в процессе целенаправленного педагогического воздействия в ходе профессионального образования (как юридического, так и неюридического профиля — правовая компетентность педагога, экономиста и т.п.). Понятие же «компетентность», применимо к совокупному практическому, профессиональному и жизненному опыту индивида, поскольку источником ее становления и развития выступает вся информационная среда формирования (профессионально-корпоративная среда, экономические и политические события, личные жизненные обстоятельства, средства массовой информации и др.).
Выводы. Анализ сущности и содержания понятий «правовая компетентность» и «компетентность» позволил выделить в них общее (наличие у студента совокупности теоретических знаний, практических умений, навыков и способности применения их в профессиональной деятельности) и различия: 1) по своему объему (компетентность шире, поскольку носит более обобщенный характер) 2) по содержанию (степень объединения теоретического и практического элементов правового познания и отнесенность отдельных правовых компетенций к определенному виду профессиональной деятельности у правовой компетентности глубже).
Сравнивая взгляды ученых в отношении понятия правовой компетентности, можно сделать вывод, что указанное свойство личности является комплексным и характеризуется следующими особенностями:
1) правовая компетентность признается специфическим видом профессиональной компетентности и сугубо личностной характеристикой индивида; 2) она объединяет теоретический и практический элементы; 3) формируется в процессе целенаправленного педагогического воздействия в ходе профессионального образования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что уточнение понятий «компетентность» и «правовая компетентность», а также выявление общих и особенных характеристик этих категорий позволяют преподавателям высшей школы определить ориентиры для выстраивания целостного процесса формирования правовой компетентности обучающихся.
Библиографический список
1. Бодалев А. А., Развитие социально-перцептивной компетентности личности. Материалы научной сессии, посвященной 75-летию академика А. А. Бодалева / Под общ. ред. А. А. Деркача. М. – 2001.
2.Базакечева Г. Э. Правовая компетентнсть как структурный элемент компетентности педагога // Бюллетень науки и практики. – Т. 9. – №5. – 2023.
3.Громова Н. С., Обоскалов Д. А., Меньшикова О. А. Правовая и финансовая грамотность молодежи: проблемы и пути совершенствования // Теория и практика мировой науки. – 2022. – № 8. – С. 10-12.
4. Денисенко И. К. Правовая социализация и правовая компетентность личности // Общество и право. – 2012. – № 2 (39). – С. 262-266.
5. Ибрагимов М. Г. Правовая культура и правовая компетентность: к вопросу о соотношении понятий / Казанский педагогический журнал. – №1, – 2023. – С. 172-176.
6. Коротун А. В. Правовая компетенция социального педагога: теория и практика формирования в вузе: монография / А. В. Коротун. – Екатеринбург: Издательский дом «Ажур». – 2014. – 212 с.
7. Колоткина О.А. Особенности выбора методик проведения практических занятий по теории государства и права со студентами очно-заочной формы обучения // Юридические науки. Теория и практика мировой науки. – 2023. – № 7. – С. 47-50.
8. Равен Д. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Д. Равен. – М.: Когито – Центр. – 2002. – 394 с.
9. Рутковская Е. Л. Гражданско-правовая компетентность российских подростков (по материалам международного исследования CIVIC) // Основы государства и права. – 2003. – № 3. – С. 55.
10. Степанов И. Н., Полищук О. А., Семенов И. Н. Развитие рефлексивной компетентности кадров управления. М., Петрозаводск, 1996.
11. Степанов С. Ю., Костенчук И. А. О рефлексивной организации тренинга развития коммуникативной компетенции педагогов // Модели рефлексии. Новосибирск. – 2002. – С.117-135.
12. Серяева И. Ю. Формирование правовой компетентности студентов университета: дис. канд. пед. наук: 13.00.08. – Оренбург. – 2005. – 193 с.
13. Сыпачева Г. Ш. Формирование правовой компетентности студентов педагогических направлений на интерактивной основе: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. – Нижний Новгород. – 2015. – 154 с.
14. Царева И. А. Правовая компетентность – как основа развития будущих педагогов // Символ науки. – № 06. – 2017.
15. Черданцев В.П. Реформирование российской системы высшего образования // KANT. 2018 — №1, с. 98-101
16. Черданцев В.П. Современное портфолио магистранта – часть требований по оценке качества образования // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 1; URL: http:// www.science-education.ru/article/view?id=26040
References
- Bodalev A. A. Razvitiye sotsial’no-pertseptivnoy kompetentnosti lichnosti. Materialy nauchnoy sessii, posvyashchennoy 75-letiyu akademika A.A. Bodaleva Pod obshch. red. A. A. Derkacha. M., 2001.
- Bazakecheva G. E. Pravovaya kompetentnost’ kak strukturnyy element kompetentnosti pedagoga // Byulleten’ nauki i praktiki. – T. 9. – №5. – 2023.
- Gromova N. S., Oboskalov D. A., Men’shikova O. A. Pravovaya i finansovaya gramotnost’ molodezhi: problemy i puti s poyavleniyem // Teoriya i praktika mirovoy nauki. – 2022. – № 8. – S. 10-12.
- Denisenko I. K. Pravovaya sotsializatsiya i pravovaya kompetentnost’ lichnosti // Obshchestvo i pravo. – 2012. – № 2 (39). – S. 262-266.
- Ibragimov M. G. Pravovaya kul’tura i pravovaya kompetentnost’: k voprosu o realizatsii ponyatiy/Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal. – №1. – 2023. – S. 172-176.
- Korotun A. V. Pravovaya kompetentnost’ pedagoga: teoriya i praktika formirovaniya v vuze: monografiya / A.V. Korotun. — Yekaterinburg: Izdatel’skiy dom «Azhur». – 2014. – 212 s.
- Kolotkina O. A. Osobennosti vybora metodiki provedeniya prakticheskikh zanyatiy po ponyatiyam gosudarstva i prav so studentami ochno-zaochnoy formy obucheniya // Yuridicheskiye nauki. Teoriya i praktika mirovoy nauki. – 2023. – № 7. – S. 47-50.
- Raven D. Kompetentnost’ v sovremennom obshchestve: proyavleniye, razvitiye i realizatsiya / D. Reyven. – M.: Kogito – Tsentr. – 2002. – 394 s.
- Rutkovskaya Ye. L. Grazhdansko-pravovaya kompetentnost’ rossiyskogo podrostka (po materialam mezhdunarodnykh issledovaniy CIVIC) // Osnovy gosudarstva i prava. – 2003. – № 3. – S. 55.
- Stepanov I. N., Polishchuk O. A., Semenov I. N. Razvitiye refleksivnoy kompetentnosti kadrovogo upravleniya. M., Petrozavodsk, 1996.
- Stepanov S. YU., Kostenchuk I. A. O refleksivnoy organizatsii treninga razvitiya kommunikativnoy kompetentsii pedagogov // Modeli refleksii. Novosibirsk, – 2002. – S. 117-135.
- Seryayeva I. YU. Formirovaniye priznaniya kompetentnosti studentov universiteta: dis. kand. ped. nauk: 13.00.08. – Orenburg, 2005. – 193 s.
- Sypacheva G. SH. Formirovaniye priznaniya kompetentnosti studentov pedagogicheskikh vozdeystviy na interaktivnoy osnove: dis. kand. ped. nauk: 13.00.01. – Nizhniy Novgorod, – 2015. – 154 s.
- Tsareva I. A. Pravovaya kompetentnost’ – kak osnova razvitiya budushchikh pedagogov// Simvol nauki. – № 06. – 2017.
15. Cherdantsev V.P. Reforming the Russian system of higher education // KANT. 2018 — No. 1, pp. 98-101
16. Cherdantsev V.P. Modern portfolio of a master’s student – part of the requirements for assessing the quality of education // Modern problems of science and education. – 2017. – № 1; URL: http:// www.science-education.ru/article/view?id=26040
Информация об авторах:
Морозова Галина Михайловна, к.э.н., доцент, доцент кафедры конкурентного права и антимонопольного регулирования, кандидат педагогических наук, Уральский государственный экономический университет.
Шайбакова Людмила Фаритовна, д.э.н., профессор, профессор кафедры конкурентного права и антимонопольного регулирования, доктор экономических наук, профессор, Уральский государственный экономический университет.
Черданцев Вадим Петрович, д.э.н., профессор, профессор отдела аспирантуры и докторантуры Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии, судья Третейского суда Национальный арбитраж.
Information about the authors:
Galina M. Morozova, Associate Professor, Department of Competition Law and Antimonopoly Regulation, Candidate of Pedagogical Sciences.
Lyudmila F. Shaybakova, Professor, Department of Competition Law and Antimonopoly Regulation, Doctor of Economics, Professor.
Vadim P. Cherdantsev, Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Postgraduate Studies and Doctoral Studies of the All-Russian Scientific Research Institute of Fisheries and Oceanography, judge of the Arbitration Court National Arbitration.