Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Правовое обеспечение саморегулируемых агропромышленных хозяйств при поставке товаров и услуг

Сельскохозяйственное законодательство представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих отношения, складывающиеся в связи с осуществлением сельскохозяйственной деятельности. Такими отношениями являются отношения, складывающиеся между сельскохозяйственными товаропроизводителями, связанные с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности в сельском хозяйстве и управлением ею. Специфика сельскохозяйственных организаций и их правового положения находит проявление в статутных нормах, например, в специальном законодательстве об их отдельных видах, в их учредительных документах. В связи с этим есть основания говорить о саморегулировании и саморегулируемых организациях в широком и узком смысле слова. Создание СРО, или саморегулирование в его узком значении, должно осуществляться тогда, когда это является требованием законодательства и представляет собой одно из направлений регулирования предпринимательской и профессиональной деятельности.

Ключевые слова: государство саморегулирование, государственное регулирование, эффективность, объединение предпринимателей, затраты, услуги, бизнес.

Information and legal support of activities of agriculture self-regulating organizations in the goods supply process, working and services

Abstract: Agricultural legislation is a set of legal acts regulating the relations developing in connection with the implementation of agricultural activities. Such relations are the relations developing between agricultural producers connected with implementation of business and other economic activity by them in agriculture and management of it. The specificity of agricultural organizations and their legal status is manifested in statutory norms, for example, in special legislation on their individual types, in their constituent documents. In this regard, there is reason to talk about self-regulation and self-regulatory organizations in the broad and narrow sense of the word. Creation of SRO, or self-regulation in its narrow meaning, should be carried out when it is a requirement of the legislation and represents one of the directions of regulation of business and professional activity.

Keywords: self-regulation, state regulation, efficiency, Association of entrepreneurs, costs, services, business.

В современных условиях общие рамки функционирования субъектов конкретного сегмента рынка устанавливает государство. Происходит развитие норм саморегулирования, которые дополняют устоявшиеся нормы государственного регулирования. Как показывает мировой опыт, иногда формирование системы саморегулирования опережало проявление государственной воли. В этом случае государство предпочитало не вмешиваться в данную сферу в связи с тем, что саморегулирование доказывало свою высокую эффективность.

Сегодня саморегулирование – это не только одна из форм объединения предпринимателей, но и принцип взаимодействия рынка и государства. Наличие в современной России большого числа некоммерческих организаций (ассоциаций, союзов) как для защиты предпринимателей и представления их интересов, так и для саморегулирования их деятельности формирует практическую базу для широкого внедрения саморегулируемых организаций. Саморегулирование не только включает механизм ослабления административного давления на рыночные процессы, но и позволяет более эффективно и с меньшими затратами регулировать эти процессы. Необходимо понимать, что саморегулирование является одной из форм самоограничения, направленной на поддержание и гарантирование высокого уровня оказываемых услуг, что и обеспечивает доверие потребителя, формирует комфортные условия для клиентов, обеспечивает эффективное развитие бизнеса [10].

Статья 4 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ  «О саморегулируемых организациях» содержит стандарты и правила профессионального функционирования членов саморегулируемой организации [1]. Эти документы являются важной составляющей деятельности организации, устанавливают требования к ее членам и регулируют отношения между ними, между ними и их клиентами, между самой организацией и ее членами. Некоторые стандарты саморегулируемая организация применять обязана, другие может подготовить и ввести самостоятельно в добровольном порядке. Разработка собственного свода стандартов и правил является непременным условием получения статуса саморегулируемой организации. Порядок разработки регламентируется некоторыми законодательными актами. Важно помнить, что стандарты и правила саморегулируемой организации ни в коем случае не должны противоречить действующему в России законодательству.

Стандарты и правила, устанавливаемые саморегулируемой организацией, не должны противоречить не только законам, но и правилам деловой этики. Нужно учесть, что они должны быть направлены на урегулирование конфликтных ситуаций, в которых участвуют члены организации. Кроме того, предполагается, что стандарты СРО будут содержать запрет на осуществление ее членами той деятельности, от которой могут пострадать другие участники. И, наконец, стандарты должны быть разработаны таким образом, чтобы не допускать проявлений недобросовестной конкуренции и совершения действий, которые могут причинить ущерб кому-либо или негативным образом отразиться на деловой репутации СРО или кого-то из ее членов [12].

Экспертные советы либо другие представительные органы должны принимать участие в разработке проектов законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации, программ государства по проблемам, связанным с регулированием деятельности данного сектора рынка.

Закон РФ № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» был принят 1 декабря 2007 года. Согласно закону, саморегулируемая организация – это некоммерческая организация, которая создается на базе Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и соответствует следующим требованиям [2]:

– объединяет предпринимателей и юридических лиц, работающих в одной отрасли, либо физических лиц, занимающихся одним видом профессиональной деятельности;

– включает в себя количество членов не менее установленного федеральным законодательством;

– имеет в наличии стандарты и правила профессиональной или предпринимательской деятельности, которые обязательны для выполнения всеми членами организации;

– обеспечивает имущественную ответственность членов организации перед потребителями произведенных товаров, услуг или работ и иными лицами.

Действие этого закона распространялось не на все саморегулируемые организации. Например, в области рекламы существование организаций саморегулирования было отражено в ст. 28 Федерального закона от 18.07.95 № 108-ФЗ «О рекламе» (утратил законную силу с 01.07.2006г.) [3].  В этом законе организации данного типа назывались «органами саморегулирования». Функционирование саморегулируемых организаций в сфере аудиторской деятельности регулировались Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (признан утратившим силу с 1 января 2011 г.) [5]. Однако в данном законе не применялся термин «саморегулирование», хотя квалифицированные аудиторские объединения выполняли функции данных организаций.

На рынке ценных бумаг правоустанавливающей базой для деятельности организаций саморегулирования является Федеральный закон от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» [8].

22 июля 2008 года был принят Федеральный закон № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные нормативно-правовые акты Российской Федерации», согласно которому все организации, выполняющие инженерные изыскания, осуществляющие подготовку проектной документации, занимающиеся строительством и реконструкцией, должны объединиться в саморегулируемые организации, чтобы получить свидетельство о допуске [6]. Особенность закона заключается в том, что он разделяет организации по видам деятельности. То есть некоммерческое партнерство может получить статус СРО только по проектированию или по строительству. Кроме того, законом декларируется образование фонда для компенсации потерь заказчика в случае аварий на объектах, работы на которых проводили члены СРО.

Способы приобретения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации делится на: общие, которые установлены законом о саморегулируемых организациях, и специальные, предусмотренные другими законами. Общий способ базируется на юридическом факте предоставления информации о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций. Закон «О саморегулируемых организациях» закрепил единые требования, определяющие порядок создания и функционирования указанных организаций в России. В различных отраслях экономики операторы рынка формируют свои стандарты и правила предпринимательской деятельности. В то же время в отдельных видах деятельности саморегулирование занимает достаточно прочные позиции. В соответствии с отдельными нормативными правовыми актами на протяжении нескольких лет свою работу регламентируют оценщики, арбитражные управляющие, участники рынка ценных бумаг, аудиторы [12].

В силу рамочного характера, данный закон не в полной мере отражает специфику функционирования объединений и ассоциаций в агропродовольственном секторе России, даже его корректировка не устраняет полностью присущие ему недостатки. Значительно более продуктивными представляются Отраслевые соглашения по агропромышленному комплексу Российской Федерации, отражающие специфику функционирования объединений сельхозпроизводителей и переработчиков в российском агропромышленном комплексе. Они заключаются  на федеральном уровне социального партнерства на основе Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Федерального закона от 27.11.2002 N 156-ФЗ «Об объединениях работодателей», законодательства Российской Федерации.

Роль саморегулируемых организаций агробизнеса была достаточно высока при подготовке материалов для разработки «Доктрины продовольственной безопасности России» и необходимых для ее реализации нормативных актов. Государственная программа предусматривает подготовку ежегодного национального доклада о ситуации в АПК. Участвуя в подготовке доклада, агробизнес получает возможность оказывать реальное влияние на ситуацию в отрасли.

Правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций как некоего противовеса вмешательству со стороны государства в экономику базируется на принципе максимальной независимости ее от органов государственной власти, хотя данный принцип не исключает создания соответствующего государственного контроля. Получение статуса саморегулируемой организации путем включения в государственный реестр становится одним из базовых условий применения указанного принципа.

Принимая во внимание опыт построения саморегулирования в процветающих странах, а также существующую практику в ряде отраслевых саморегулируемых организаций в России, есть все основания рассчитывать на последовательное, планомерное формирование саморегулируемых организаций в агросфере РФ.

Если совместить понятия «техническое регулирование» и «саморегулирование», становится очевидно, что на сегодняшний день у бизнеса есть возможность, соблюдая минимально необходимые требования, контроль за которыми осуществляет государство, самостоятельно устанавливать нормы, позволяющие динамично развивать экономику как отдельных предприятий, так всего государства в целом.

Федеральный закон «О техническом регулировании» [7] предполагает
3 уровня документов в сфере технического регулирования: технические
регламенты, национальные стандарты и своды правил, а также стандарты организаций. Технические регламенты содержат минимально необходимые и достаточные нормы для обеспечения безопасности, которые должны исполняться в обязательном порядке всеми субъектами, занимающимися деятельностью, входящей в сферу применения соответствующего технического регламента. Список участников работ по стандартизации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, национальные стандарты, правила их создания и применения, рекомендации и нормы в области стандартизации, правила стандартизации, своды правил формируют национальную систему стандартизации России.

Особое внимание уделяется стандартам организации.

Стандарты организаций как документы в сфере технического регулирования могут содержать любые требования, не противоречащие обязательным к применению техническим регламентам. Целью введения таких документов на предприятиях является, прежде всего, повышение технологического уровня развития в сравнении с обязательным, контролируемым государством. Такие стандарты могут в отличие от технических регламентов предъявлять требования не только к безопасности, но и к качеству исполнения, конструкции и т.п. Они обязательны для всех членов саморегулируемой организации.

Очевидно, что достижение экономического роста, технологического прогресса становится значительно более легкой задачей при наличии у всех взаимодействующих субъектов единых, не противоречащих друг другу стандартов.

Еще одним несомненным плюсом системы саморегулирования, с точки зрения технического регулирования, являются значительно большие
возможности при взаимодействии с государством. Саморегулируемая организация, являясь объединением субъектов рынка, более серьезный партнер для государственных органов, чем отдельно взятый предприниматель. Ведение диалога с руководящими органами саморегулируемой организации, в которых обеспечено представительство каждого из членов, становится уже не правом, а обязанностью государства. Это необходимо, прежде всего, при взаимодействии с государственными органами в ходе разработки технических регламентов и национальных стандартов.

В процессе глобализации по мере снижения торговых барьеров между странами на передний план выходят проблемы технической совместимости, а также возрастает роль репутации саморегулируемой организации. Повышается значение стандартизации как инструмента конкурентной борьбы (выдавливания конкурентов) на рынках товаров и услуг. Одновременно в России проходит реформа технического регулирования, открывающая для российских саморегулируемых организаций возможности управления собственными системами стандартов за счет снижения объема обязательных требований до требований, перечисленных в технических регламентах [13].

Согласно п. 3 ст. 6 Федерального закона «О техническом регулировании», в технические регламенты не включены требования, предъявляемые к товарам, а также к связанным с ними процессам проектирования (в том числе изыскания), производства, эксплуатации, наладки, перевозки, хранения, утилизации и реализации, правила идентификации, требования к формам и правилам оценки соответствия. Требования к упаковке, терминологии, этикеткам или маркировке и правилам их оформления не могут носить принудительный характер [7].

С точки зрения предприятия это означает, что требования, не отвечающие целям технического регламента, а именно: защита имущества юридических или физических лиц, здоровья или жизни граждан; охрана
окружающей среды, муниципального или государственного имущества; предупреждение действий, которые вводят в заблуждение приобретателей; угроза жизни или здоровью растений и животных – станут с принятием данных регламентов необязательными.

Предприятиям необходимо решить, какие из требований, которые не войдут в технические регламенты, должны перейти в стандарты организаций; все прочие требования, не являющиеся необходимыми с учетом современных производственных технологий, могут быть исключены из сферы деятельности саморегулируемой организации.

Таким образом, российские предприятия при разработке собственной системы стандартов впервые имеют возможности учесть ключевую составляющую в разработке и внедрении новой системы стандартов – экономическую. Система стандартов в современных условиях становится важным инструментом реализации как технической, так и финансовой политики саморегулируемой организации. Должным образом разработанная система стандартов позволяет, с одной стороны, снизить операционные расходы саморегулируемой организации за счет включения только тех требований, которые соответствуют современному уровню технологий производственного процесса. С другой стороны, введение в стандарты новых требований, связанных с вызовами глобальной конкуренции, позволяет осуществлять продвижение и закрепление саморегулируемой организации на новых либо имеющихся рынках.

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (с изменениями и дополнениями) — http://www.base.garant.ru
  2. Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изменениями и дополнениями) — http://www.base.garant.ru
  3. Федеральный закон от 18.07.95 № 108-ФЗ «О рекламе» — http://www.base.garant.ru
  4. Закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) — http://www.base.garant.ru
  5. Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» — http://www.base.garant.ru
  6. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) — http://base.garant.ru
  7. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изменениями и дополнениями) – http://www.base.garant.ru
  8. Андруник А.П., Черданцев В.П. Перспектива развития саморегулируемых организаций в сфере государственных закупок// Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Современная торговля: теория, практика, инновации» (Пермь, 18 ноября 2015 г.). 2015. – с.131-137.
  9. Булгакова Л.И. Некоторые проблемы развития института саморегулирования в предпринимательстве // Труды института государства и права Российской академии наук. 2014. №1.
  10. Масюк Н.Н., Маркин Д.Н. Формирование и становление института саморегулирования предпринимательской деятельности в России // Проблемы современной экономики. 2014. № 4 (52).
  11. Черданцев В. П. Организационно-экономический механизм закупок и поставок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд в условиях саморегулирования – М: РАКО АПК, 2011 – 320 с.
  12. Черданцев В.П. Регламентация отношений в деятельности саморегулируемых организаций агропромышленного комплекса// Экономика и современный менеджмент: теория и практика. Сборник материалов краевой научно-практической конференции.  – Пермь: Изд-во ИПЦ «Прокростъ», 2017. С.63-68

Информация об авторе:

Черданцев Вадим Петрович, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Менеджмент» ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова», г. Пермь, профессор кафедры «Экономики и менеджмент» Пермского филиала ФГБОУ ВО РАНХиГС, судья Третейского суда «Национальный арбитраж».

Information about the author:

Vadim P. Cherdantsev, doctor of economic Sciences, Professor, Professor of chair «Management» of the «Perm state agro-technological University named after academician D. N. Pryanishnikova», Perm, Professor of «Economy and management» the Perm branch of the Ranepa, the judge of the Arbitration court «National arbitration».

Добавить комментарий

Войти с помощью: