
Как определено в Федеральном законе от 29.12.06 года №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», государственная аграрная политика представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. В статье рассматривается содержание государственной аграрной политики, правовые средства ее формирования и реализации, подчеркивается её особый социально экономический, политико-правовой и технологический характер. Для оценки эффективности действующего массива законодательных и иных правовых актов в части полноты правового опосредования государственной аграрной политики в условиях трансформаций в аграрной экономике, проведен анализ состояния правового регулирования отношений в сфере реализации государственной аграрной политики российского государства в современных условиях.
Ключевые слова: государство; аграрная политика; правовое опосредование; сельское хозяйство; развитие.
Legal support for implementation state agrarian policy
Abstract. As defined in Federal Law No. 264-FZ dated December 29, 06 «On the Development of Agriculture», the state agrarian policy is an integral part of the state socio-economic policy aimed at the sustainable development of agriculture and rural areas. The article examines the content of the state agrarian policy, the legal means of its formation and implementation, and emphasizes its special socio-economic, political, legal, and technological nature. To assess the effectiveness of the current array of legislative and other legal acts in terms of the completeness of legal mediation of state agrarian policy in the context of transformations in the agrarian economy, an analysis of the state of legal regulation of relations in the field of implementation of the state agrarian policy of the Russian state in modern conditions has been carried out.
Keywords: state; agrarian policy; legal mediation; agriculture; development.
Правовое регулирование реализации государственной аграрной политики основано на Конституции Российской Федерации, [2] нормах специального федерального закона «О развитии сельского хозяйства», а по отдельным направлениям организации сельскохозяйственной деятельности, нормами иных федеральных законов, связанных с функционированием и развитием форм хозяйствования в аграрной сфере. Кроме федеральных законов правовое регулирование аграрных отношений осуществляется законами субъектов Российской Федерации, правовыми актами Президента и Правительства Российской Федерации, а также органов государственной исполнительной власти федерального уровня и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Понятие «государственная аграрная политика» изложено в Федеральном законе от 29.12.2006 г. № 264 «О развитии сельского хозяйства» [1] которая предоставляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий.
Основными направлениями государственной аграрной политики являются:
- Поддержание стабильности обеспечения населения российскими продовольственными товарами;
- Формирование и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие его инфраструктуры;
- Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- Защита экономических интересов российских сельскохозяйственных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках;
- Развитие науки и инновационной деятельности в сфере агропромышленного комплекса;
- Устойчивое развитие сельских территорий;
- Совершенствование системы обучения, подготовки и переподготовки специалистов для сельского хозяйства.
Изложенные основные направления государственной аграрной политики свидетельствуют о комплексном подходе к организации социально-экономической деятельности в российском сельском хозяйстве посредством проведения ряда мер по совершенствованию системы управления в области аграрной экономики.
Система управления сельским хозяйством составляет многогранную деятельность государства на федеральном уровне, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в аграрном секторе экономики, обеспечивающую реализацию целей и задач государственной аграрной политики в современной России. Перечень основных направлений государственной аграрной политики объективного востребует качественного правового урегулирования отношений в сфере функционирования и развития производственно-хозяйственной и иной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей во взаимосвязи с органами власти всех уровней. Поскольку во главе отношений в сфере государственной аграрной политики находится государство, то, естественно, его участие в развитии отечественного аграрного сектора экономики должно быть, как в стратегическом плане, так и в текущих делах. Такое участие увязывает экономическое развитие с формированием современного аграрного и иного законодательства, обеспечивающего устойчивое и экономически эффективное функционирование сельского хозяйства и всего агропромышленного комплекса.
Активное создание правовых условий для развития российского сельского хозяйства в условиях аграрной реформы и формирование рыночных отношений в аграрной экономике началось с 1990 года, и особенно, после принятия Конституции Российской Федерации в 1993 году. В это время были приняты законодательные акты, регулирующие организацию производство в области растениеводства, животноводства, технического обеспечения сельскохозяйственной деятельности и иных направлений в сфере аграрной экономики. Развитие общественных отношений востребовало совершенствование существующего аграрного законодательства, а также норм иных федеральных законов, опосредующих аграрные отношения.
Речь идёт о гражданском, земельном, экологическом, финансовом законодательстве, включая бюджетное, налоговое, страховое и т.д. Совершенствование законодательных и иных правовых актов, регулирующих функционирование и развитие отечественного сельского хозяйства в настоящее время ориентировано на научно-технологическое обеспечение, на экологизацию производственно-хозяйственной деятельности и иные актуальные задачи.
За последние годы правовое регулирование сельскохозяйственной деятельности в основном сосредоточено на принятии документов стратегического планирования по наиболее важным направлениям развития аграрного сектора экономики.
К основным нормативно-правовым актам, регулирующим реализацию государственной аграрной политики следует отнести следующие документы:
Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.09.2022 г. №2567р. [3]. Она в комплексе рассматривает проблемы, существующие в агропромышленном или рыбохозяйственном комплексах как в настоящее время, так и в дальнейшей перспективе;
Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации утверждена Указом Президента Российской Федерации от 21.01.2020 г. № 20 [4];
Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на период до 2030 года, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации до 25.08.2017 [5].
Стратегия развития производства органической продукции в Российской Федерации до 2030 года [6] утвержденная распоряжением Правительства РФ от 4 июля 2023 года №1788-р. Настоящий документ представляет собой нормы стратегического планирования в сфере организации производств органической сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия способами и технологиями, обеспечивающими сохранение благоприятного состояния окружающей среды, восстановления плодородия почв и позитивно влияющих на здоровье и качество жизни человека;
Государственная программа эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 года № 731[7]. Содержание этой Государственной программы направлено на организацию работы по вовлечению в аграрное производство земель сельскохозяйственного назначения, на которых будет осуществляться производственно-хозяйственная деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Перечисленные подзаконные акты составляют лишь незначительное количество от их общего перечня, существующего в системе аграрного законодательства и опосредующего аграрные отношения в текущий период. В настоящее время российское аграрное производство функционирует и развивается в условиях цифровизации, внедрения элементов интеллектуализации, научных достижений в аграрной сфере, новых технологий производства сельскохозяйственной продукции на экологической основе и других инноваций. Следует отметить, что современное аграрное производство развивается в рамках существующей государственной аграрной политики и утверждённых правовых актов федерального законодательства.
Правового регулирование государственной аграрной политики отражено и на уровне субъектов Российской Федерации. Так, например, в Свердловской области приняты и реализуются:
— областной закон о 31.01.2012 г. №6-ОЗ «Об обеспечении продовольственной безопасности Свердловской области» [8];
— стратегия развития агропромышленного комплекса Свердловской области на период 2035 года [9];
— Государственная программа Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в сферах агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2027 года»; [10]
— Государственная программа Свердловской области «Комплексное развитие сельских территорий Свердловской области до 2027 года» [11]
С учетом развития комплекса мероприятий, обозначенных в правовых актах Свердловской области, все сроки их выполнения относятся к периоду до 2035 года. Указанные правые акты отражают тенденции реализации государственной аграрной политики на региональном уровне в контексте аграрной политики Российской Федерации.
Анализ содержания законодательных и иных правовых актов, действующих в отечественном аграрном секторе экономики, показывает, что основными целями государственной аграрной политики являются:
- повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечение качества российских продовольственных товаров;
- обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышение уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве;
- сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов;
- формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и развития инфраструктуры этого рынка.
Изложенные основные цели российской государственной аграрной политики, подкреплённые на правовом уровне Федеральным Законом «О развитии сельского хозяйства», получают реальное воплощение в деятельности субъектов аграрного предпринимательства и органов власти всех уровней.
Итоги производственно-хозяйственной деятельности организаций агропромышленного комплекса в течение последних 5 лет подтверждают устойчивое и экономически эффективное функционирование аграрный экономики. В совокупности всех факторов, итоги свидетельствуют о качестве проводимой государственной аграрной политики и ее достаточном правовом обеспечении.
Библиографический список
- Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 N 264-ФЗ [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64930/?ysclid=m64t4nyfuo667608139 (дата обращения 18.01.2025)
- Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/?ysclid=m64t8u7j95435158152 (дата обращения 18.01.2025)
- Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.09.2022 г. №2567-р [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405172287/ (дата обращения 18.01.2025)
- Указ Президента РФ от 21 января 2020 г. № 20 “Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации” [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73338425/?ysclid=m64thjotyl768480970 (дата обращения 18.01.2025)
- Постановление Правительства РФ от 25 августа 2017 г. N 996 «Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 — 2030 годы» (с изменениями и дополнениями) [электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/71755402/?ysclid=m64tkmmlmd333877184 (дата обращения 18.01.2025)
- Распоряжение Правительства РФ от 4 июля 2023 г. № 1788-р «Об утверждении Стратегии развития производства органической продукции в РФ до 2030 г.» [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/407297286/?ysclid=m64to45nmj18877318 (дата обращения 18.01.2025)
- Постановление Правительства РФ от 14 мая 2021 г. N 731 «О Государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/400773886/?ysclid=m64tr7h4li454309982 (дата обращения 18.01.2025)
- Закон Свердловской области от 31 января 2012 г. N 6-ОЗ «Об обеспечении продовольственной безопасности Свердловской области» (с изменениями и дополнениями) [электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/35189740/?ysclid=m64ttk57oq58189765#friends (дата обращения 18.01.2025)
- Стратегии развития агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области на период до 2035 года [электронный ресурс] – Режим доступа: https://mcxso.midural.ru/article/show/id/1181 (дата обращения 18.01.2025)
- Постановление Правительства Свердловской области от 26.08.2021 N 536-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в сферах агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2025 года» [электронный ресурс] – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/574846614?ysclid=m64u51d1go433391023 (дата обращения 18.01.2025)
- Постановление Правительства Свердловской области от 08.09.2021 № 582-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Комплексное развитие сельских территорий Свердловской области до 2027 года» [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.glavbukh.ru/npd/edoc/81_15516001 (дата обращения 18.01.2025)
Информация об авторах:
Воронин Борис Александрович, доктор юридических наук, профессор, директор научно-исследовательского института аграрно-экологических проблем и управления сельским хозяйством, Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург,
Воронина Яна Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург,
Черданцев Вадим Петрович, доктор экономических наук, профессор, профессор отдела аспирантуры и докторантуры Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии, г. Москва,
Тронина Марина Вадимовна, кандидат экономических наук, доцент, ассистент отдела аспирантуры и докторантуры Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии, г. Москва.
Information about the authors:
Boris Voronin, Doctor of Law, Professor, Director of the Scientific Research Institute of Agrarian and Environmental Problems and Agricultural Management, Ural State Agrarian University, Yekaterinburg,
Voronina Yana Viktorovna, PhD in Economics, Associate Professor of the Department of Management and Economic Theory, Ural State Agrarian University, Yekaterinburg,
Cherdantsev Vadim Petrovich, Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Postgraduate Studies and Doctoral Studies at the All-Russian Scientific Research Institute of Fisheries and Oceanography, Moscow,
Marina V. Tronina, PhD in Economics, Associate Professor, Assistant of the Postgraduate and Doctoral Studies Department of the All-Russian Scientific Research Institute of Fisheries and Oceanography, Moscow.